Диалог мамы и ребенка. Беседа о маме с детьми средней группы

Светлана Ройз, детский, семейный психолог: «Молодая мама» — это не возраст самой мамы. Это ее «статус» рядом с ребенком до 7 лет. «Молодая мама» — одна из самых выгорающих «профессий». И самая важная.

Ниже перечислены ответы на вопросы: «ну почему ты устаешь, ты же дома сидишь?!», «ну что я за мама?!» И мысли о том, что с этим делать. (Работающая «молодая мама» и работающая удаленно – дома «молодая мама» – практически там же» (все, что перечислено в главе — конечно, относится к мамам «любого возраста»).

Когда у «молодой мамы» случаются — это все еще «хорошая новость» — у нее еще осталось немного сил на реакцию. Раздражение мамы — признак того, что сил на адекватную реакцию, на гибкость, на чувство юмора, на изменение позиции, на дипломатию и толерантность — уже нет. Но на «самозащиту» — еще есть. Плохая новость — это все-таки не самая гармоничная реакция, вызывающая чувство вины у самой мамы, еще больше ее истощающее. Следующее закономерное состояние — депрессия, апатия, слезы. Раздражение — это симптом и повод что-то делать, пока силы не иссякли.

Современное материнство наполнено мифами — о том, как «идеально и правильно». Все эти мифы — подпитывают самый большой страх — быть / казаться и чем-то навредить ребенку. Нет категоричных норм и правил. Есть то, что подходит и приемлемо для конкретной женщины, конкретной семьи, гармонично для конкретного ребенка, живущих в конкретных обстоятельствах.

На что уходят силы и что можно с этим делать:

1. Ответственность

Постоянная. За жизнь и безопасность того, кто о себе позаботиться не может. (Если она приправлена тревожностью, расход сил увеличивается в разы).

Что делать:

  • Помнить о том, что у ребенка есть крепкий инстинкт самосохранения. И он будет сигнализировать, когда что-то ему угрожает.
  • Представить, что у него есть сила его собственной Судьбы, его потенциала.
  • Постараться обезопасить пространство квартиры так, чтобы была возможность снизить контроль и тревогу.
  • Предоставить, на сколько возможно, ребенку «безопасную свободу». Чудесные слова Януша Корчака – наш страх за жизнь ребенка отделяет его от самой жизни. «Право на риск, на то, чтобы быть подверженным опасности - одно из неотъемлемых прав ребёнка, настаивал он. Это не значит быть беспечным, это значит - стараясь уберечь ребёнка, не прятать его от самой жизни. С точки зрения тревожного родителя, мир полон опасностей, но, запрещая ребёнку экспериментировать, рисковать, пробовать окружающий мир, есть риск сделать его апатичным и равнодушным ко всему - «пригасить саму жизнь».
  • Позволить себе ответственно позаботиться о себе — вспомнить о своем инстинкте самосохранения. 🙂
  • Дать себе возможность «разделить ответственность» — пригласить няню или бабушку, или друзей. Которым точно можно доверить ребенка на какое-то время. Ну и конечно, поучиться доверять мужу, который точно может справиться с задачей.

Здравствуйте, друзья! «Мама устала». Раньше эта фраза в моем доме звучала каждый день. Сегодня я хочу Вам рассказать где я нахожу время и силы на свою семью, дои и на развитие этого сайта. Хочу напомнить, что . Старшей 2 года и 5 месяцев и младшей 1 год и 3 месяца. Если у Вас уже есть дети Вы наверняка знаете, что это один из самых сложных периодов для родителей.

Как я справляюсь с усталостью?

Это период когда малышам хочется быть самостоятельными, но они еще многого не умеют. И поэтому везде бардак. У младшей период сильной привязанности к маме + лезут зубы. Даже эту статья я пишу одной рукой, второй же я держу младшую дочку на руках.

Как я пришла к созданию своего сайта и откуда у меня на это есть время и силы?

Об этом я расскажу в этой статье:

Осень 2012 года — я узнала, что жду второго ребенка

Все началось осенью 2012 года. Тогда моей младшей дочке было 4 месяца и я узнала, что снова беременна. В то время я спала до 10 утра, по дому ходила целый день в пижаме и халате, не крашеная и не причесанная. (сейчас даже вспоминать страшно).)) И я по этому поводу даже не переживала.

Готовила я через раз. Убирала редко. И все это списывала на то, что у меня маленький ребенок. Нужно отдать должное моему мужу, который не ушел от меня тогда. А еще и терпел мое недовольство, что он мне мало! помогает. Хочу сразу заметить, что муж помогал. Но мне казалось, что этого мало. Мне хотелось, чтобы он заботился обо мне! Поэтому наши отношения начали портиться. Я чувствова себя просто очень уставшей мамой.

Знакомство с Флаймамой

Именно тогда я познакомилась с проектом . И хотя флайледи рекомендует делать по 1 маленькому шажку за 1 день, уже через 2 недели мой дом сиял чистотой, я выглядела ухоженно, дома всегда была еда. Я даже самостоятельно выучила HTML (язык программирования для сайтов). Сейчас мне это очень помогает с моим сайтом. А так же я зарабатываю, помогая другим настраивать их сайты.

За 1 месяц с Флаймамой моя жизнь преобразилась кардинальным образом.

Но вторая беременность дала о себе знать очень быстро и уже весной из-за моей хронической усталости, мой дом и мои отношения с мужем снова превратились в хаос.

Тренинг «Источник сил для уставшей мамы»

Именно тогда я решила купить тренинг .

То, что я узнала из этого тренинга для меня было абсолютно новым. И хотя все очень просто , для меня это оказалось не совсем так. Из-за определенной жизненной ситуация я научилась прекрасно отдавать свои силы, но абсолютно не умела их пополнять . Поэтому я и ждала, что мой муж обо мне позаботится и наполнит мои силы. А оказалось, что это должна делать я. Муж не должен этого делать!

Главный ключ Ваших сил это «Забота о себе в первую очередь! а потом о других». Если у Вас не будет сил Вы не сможете позаботиться о членах Вашей семьи. А пополнить Ваши силы Вы можете только заботясь о себе духовно, физически и эмоционально.

Я прошла курс «Источник сил для уставшей мамы» в марте 2013 года». А в апреле у меня уже был мой первый сайт «Здоровая мама. Данный тренинг дал мне знания, которые наполнили моя жизнь энергией и дали мотивацию помогать другим людям.

Я проходила и другие тренинги Светланы и от всех их я была в восторге. Результат не заставил себя ждать.

Узнать подробнее о том как маме все успевать с детьми и не уставать (бесплатно) Вы можете по этой ссылке:

Отчего же могла так устать мама школьника?

1. Встала в пять утра, чтобы успеть приготовить ребенку завтрак и «перекус» с собой.

2. Полночи рисовала стенгазету.

3. В одну ночь сшила дочке костюм снегурочки, а сыну – мушкетера.

4. Сочиняла стихи про месторождения каменного угля для викторины по географии.

5. Все выходные тренировалась вместе с сыном ходить на лыжах ради сдачи нормативов по физкультуре.

6. Собирала в парке природный материал для поделок.

7. Чтобы проверять задание у ребенка, не отвлекаясь от домашних дел, учила наизусть английские неправильные глаголы

8.… и поэму «Евгений Онегин» тоже.

9. В последний день летних каникул заполняла дневник наблюдения за погодой за прошедшие три месяца.

10. Ждала подростка домой с первого свидания.

А теперь отбросим иронию, хотя все вышеприведенные причины вполне реальны, и посмотрим на обычный день работающей мамы школьника:

  • встать не позже 6 часов утра, чтобы успеть приготовить завтрак, покормить детей и мужа, умыться, одеться, накраситься-причесаться, проверить, как оделись дети, ничего ли не забыли положить в портфель;
  • отвести детей к 8 часам в школу;
  • успеть на работу, проконтролировать, вернулись из школы (были забраны бабушкой/няней/соседкой), в противном случае забрать их самой с продленки после работы;
  • зайти в магазин за продуктами,
  • приготовить для всей семьи ужин и обед на следующий день, помыть посуду;
  • помочь детям с уроками и внеклассными заданиями;
  • приготовить вещи на утро;
  • проследить, чтобы дети приняли душ, почистили зубы и легли спать не позже 10 часов вечера;
  • после всего этого заняться своими делами, если не осталось ничего, что нужно срочно сделать для школы «еще вчера» и с чем сам школьник не в силах справиться самостоятельно;
  • лечь спасть, а в пять-шесть часов утра подняться и повторить все сначала.

И так может повторяться ежедневно на протяжении всех лет учебы плюс дни с дополнительными занятиями, болезнями и форс-мажорами.

Спасти маму от необходимости крутиться как белка в колесе должна сама мама! Не надо стыдиться, что устали, чего-то не успели или попросили о помощи, мол, раньше все справлялись и не жаловались. Нет ничего постыдного в том, чтобы у ваших детей была здоровая бодрая мама, готовая радоваться жизни вместе с ними, а не только выглядящая таковой, а на самом деле уже мечтающая просто выспаться.

Надо понять, что одной успеть все-все возможно, но чревато нервными и физическими перегрузками, за которыми следуют проблемы со здоровьем, эмоциональные срывы и ухудшение отношений в семье, с детьми. Поэтому лучше признайтесь себе, что школьники – достаточно самостоятельные люди, чтобы не приходилось подкладывать соломку под каждый их шаг. С большинством детей (не считая тех, у кого действительно проблемы с обучением) совершенно не обязательно делать уроки каждый день – они прекрасно справятся с заданиями сами. Их – о, ужас! – можно попросить помыть посуду или пропылесосить свою комнату. Если с первоклашек спрос еще не намного больше, чем с дошкольников, то детям постарше вполне можно делегировать часть домашних дел, вменить в обязанность самостоятельно следить за своими школьными вещами, учебниками, порядком на рабочем столе. Такие мелочи сберегут вам немало времени и сил, оставив их на любовь и совместные игры и развлечения!.

Сейчас, в век памперсов, видеонянь и интернет-доставки, молодые женщины куда чаще жалуются на усталость — и физическую, а главное, моральную — чем их мамы и бабушки. В чём же причина? Размышляет Ирина Коган, практикующий психолог-педагог, кандидат психологических наук.

Телефонная консультация. Молодая женщина в растерянности от мучительных отношений с 2-х летней дочкой (!). Одеваться, гулять, кормить — все со скандалом, криками, слезами, и самое главное — постоянно мокрыми штанами. И это — реакция на мать. С бабушкой — иначе. У матери раздражение, усталость, отчаяние и вместе с тем (как позже выясняется из разговора) чувство вины. С чем мы и начинаем разбираться. "А вы не думали, что это может быть протест?" — спрашиваю я. Мысль о том, что, может быть, ребёнок ей сопротивляется, вызывает отблеск покаянного согласия: "Против чего?"

Выясняется, что молодая мама не готова к роли матери, имела на этот счет свои представления и ожидания, которые рухнули, как карточный домик. Не имела подобного опыта прежде — а кто с первенцем его имел? Ей хочется погулять, отвлечься, посмотреть что-то интересное, встретиться с подругами — всего, что составляло её прежнюю жизнь.

Разве прежде молодые мамы не сталкивались с подобными трудностями? Но кажется, что воспринимались они совсем по-другому. В чём причина такой несостоятельности? Неготовность? Незнание? Отсутствие опыта? Всё это испытывали молодые мамы во все времена. Нет, здесь что-то другое. Из разговора с молодой женщиной становится понятно, что причина — эгоцентричная установка, не предполагающая жертвенность, самоотдачу. Чему не в малой степени способствует всё окружающее нас информационное пространство. Современный подход к жизни вытесняет самоотречение, жертвенность. Установка на потребление прочно входит в сознание и жизнь современного человека: на себя, на удовольствия, на желание иметь.

Чтобы справиться с ролью матери нужна совсем другая установка — установка на отдачу и любовь. Жертвенная любовь, которую при такой готовности и жертвой-то назвать трудно, является простой заботой о любимом человеке, вызывающей вместо усталости радость. Молодая мама должна научиться любить, отдавая — просто потому, что сотворена для этого. Да и понять, что трудности, связанные с заботой о малыше, временны: лет через двадцать вместе с заботами уйдут из родительского дома и дети. Тогда синдром "опустевшего гнезда" будет переживаться значительно сложнее, чем повседневные заботы о малыше.

Причиной усталости может быть "благоприобретённая" безрадостность: согласитесь, странно видеть как безрадостные, обременённые заботами взрослые пытаются найти радость вне семьи. А тот докучливый источник радости, который "путается" под ногами, игнорируется родителем как чуждый мир, требующий к себе внимания и включения взрослого в свой круг. Взрослый сопротивляется ему, он поглощён своими заботами и переживаниями.

Мама едет в поезде с пятилетним сыном, ей не надо готовить, убирать, куда-то мчаться, и сама ситуация создаёт условия для поддержания доброго, радостного общения с ребенком. Но, увы... мать остается "отрезанной" от ребёнка своими безрадостными думами, не входит в его мир, подчёркнуто игнорирует все его предложения, так как он мешает ей жить в своих взрослых заботах. Душевный мир малыша закрыт для неё — мать и сын становятся параллельными, непересекающимися вселенными.

И никто-никто из соседей по поезду не может её заменить! Конечно, катать вместе с малышом машинки и разделять его радость от игры взрослому трудно. Но разве это главное в отношении взрослого к ребёнку? Радость совместного бытия желанна детям, но, к сожалению, недоступна многим родителям. Дети — существа семейные.

Посмотрим на детей другими глазами

Как же открыть очарование детства? На детей нужно по-другому смотреть... Если смотреть на них суетливо, авторитарно, ничего не увидишь — отсюда раздражение и усталость. Нужно посмотреть на детство иначе: как на мир, где нет фальшивых интонаций, где царит простота и открытость, доверие взрослым и ещё что-то, чего мы не знаем. Посмотреть на ребенка, как на семя, в котором заложены все зачатки будущего цветка, дерева, колоса. В детях всё самое сокровенное уже есть, и в этом они не отличаются от взрослых. Конечно, у них ещё нет опыта, знаний, нет сложившегося мировоззрения, но в главном мы равны, и хотя это вовсе не исключает иерархию отношений, все же заставляет признать в детях заслуживающих внимания собеседников.

Работая с детьми, я предложила им описать самый счастливый день своей жизни. Шестилетняя Маша рассказала как она с мамой и сёстрами пошла гулять и вдруг увидела...закат, его красота была поразительной! Дети, как и взрослые, могут воспринимать окружающий мир, проникая в его сущность. Интересно, что большинство сочинений детей на тему "Мой самый счастливый день" так или иначе были связаны с совместным семейным времяпровождением.

К несчастью для родителей часто внутренняя жизнь ребёнка заслоняется тем, что кажется более насущным: здоровьем, материальным обеспечением, интеллектуальным развитием, образованием! А то, что происходит в душе малыша, ускользает от их внимания. Отсюда вырастает несерьёзное отношение к личности ребёнка, по существу её игнорирование. Не развитую, подавленную в детстве личность ждет в будущем множество взрослых личностных проблем.

Наблюдая за одной молодой мамой , я увидела как по-особому она обращается с каждым своим ребёнком. Чуткая мама подмечает, который из ее деток именно сейчас нуждается в ней — она оставляет всё и обращает к нему всю свою любовь и ласку. Это может длиться всего несколько минут, но такое личное, адресное общение действует поразительно быстро и эффективно. Ребёнок уже не чувствует себя обиженным, обделённым вниманием. Он обретает чувство своей значимости, понимает, что он нужен, что его любят. Его личность подчёркнуто и безусловно принимается, а значит, раскрывается и развивается.

Секрет таких диалогических отношений с ребёнком в том, что взрослый является не подавляющим авторитарным воспитателем, а скорее мудрым, сопровождающим по жизни посредником, создающим условия для развития духовного "Я" ребёнка.

Откуда взять силы на детей?

Это вопрос не столько физиологии, сколько духовной сферы. Мы по опыту жизни знаем, как важны состояния духовного подъема, ведущего человека к его преображению. Включаем ли мы духовную область в свою повседневную жизнь?

К сожалению, именно бытовая сторона жизни воспринимается многими как основная часть жизни семьи. Когда быт становится главным, он поглощает все стороны человеческой жизни, "заедает" человека, приводит к усталости, а порой даже разрушает семью.

Выход из ситуации возможен через прощение, верность, терпение, уважение к другим, уступчивость, преодоление в себе своих примитивных желаний. Без этой духовной вертикали семья может быть легко разрушена.

Из плена быта помогут вывести и семейные традиции, праздники, вечера, встречи — любой вид деятельности, демонстрирующий семейную общность, одухотворяющая, сближающая людей, сменяющая усталость на радость! Это не исключает личного отдыха, в котором нуждается любой человек, взрослый и маленький — уединение нужно, чтобы прийти в себя, отдохнуть, собраться с мыслями.

Есть ряд факторов, которые разрушают духовную сторону жизни семьи. Один из них — отсутствие некоторой дистанции, позволяющей видеть человека в его полноте, разглядеть в человеке его духовное начало. Порой она так коротка между членами семьи, что за ней трудно разглядеть личность, сохранить к ней уважение, исключить дух порицания. Безусловное уважение к человеку в человеке, даже если это маленький ребёнок, рядом с которым живёшь — необходимейшее условие для раскрытия высшей стороны его личности.

Фактором, подавляющим духовную сторону жизни, может оказаться и дисциплина, возведенная в ранг самодавлеющей ценности. Дисциплина призвана лишь регулировать поведение, но вовсе не подавлять духовную жизнь детей, а потому обращаться к ней лучше лишь как к инструменту, призванному пробуждать духовную глубину жизни ребенка.

Правильная организация — залог успеха

Хаотичность всегда вносит в нашу жизнь не только внешний беспорядок, но и порождает внутренний — это источник конфликтов и потери сил. В организации жизни есть нехитрые моменты, которые могут помочь семье.

  1. Помните, элементарное планирование позволит перестать беспокоиться за ворох несделанных дел.
  2. Старайтесь исключить лишнее, то, без чего можно обойтись. Это может освободить время для отдыха, для того, чтобы прийти в себя.
  3. Находите возможность побыть в уединении и тишине, чтобы собраться с силами и отдохнуть, не забывайте давать такую возможность и детям.
  4. Необходимо научиться на что-то не обращать внимания, например, перепалки и ссоры между детьми.
  5. Было бы несправедливым не указать на нервно-психические перегрузки, вызванные всем строем современной жизни: дети, как чувствительные приёмники, улавливают дух времени.

В подтверждение сказанного хотелось бы рассказать о беседе с мамой пятерых детей. Для неё критерий усталости — чувство раздражения. Это сигнал к тому, что пора отдохнуть, что было запланировано слишком многое, от чего-то необходимо отказаться или привлечь на помощь детей. "Домашние дела нескончаемы! Лучше не помыть полы — дети важнее, здесь нужно расставить приоритеты", — говорит она. Общение с раздражённой мамой на пользу никому не пойдёт. Днём она старается минут пятнадцать просто полежать — помогает восстановить силы. Кроме того, это полезно для детей: они берегут маму. "Главное — настрой, — говорит молодая женщина. — Сколько семей не могут иметь детей! Нужно радоваться тому, что они есть... Иногда стоит просто посмотреть ребенку в глаза и всё становится на свои места: в них столько любви".

«Быть мамой — самая лучшая и радостная работа на свете». Да, но она же и самая трудная. Ходите ли вы на работу или сидите дома с малышом — не имеет значения. Всем мамам порой бывает очень непросто. И когда уровень этого «непросто» зашкаливает, психологи говорят об эмоциональном выгорании (наверняка вы уже слышали этот модный термин — только совсем в другом контексте). Так вот эмоциональное выгорание случается и у мам тоже.

Сегодня мы поговорим о синдроме нарастающего морального истощения и о том, как с ним могут бороться ушедшие в декрет мамы. Почему наступает эмоциональное выгорание?

Не хватает времени на себя.

Уход за малышом (да, самым-самым любимым на свете) превращается в рутину.

Сужается круг общения.

Нет ощущения поддержки близких людей.

Так, причины мы определили. Но как же со всем этим справиться? Предлагаю такой план действий.

Знакомимся с тайм-менеджментом

Это совершенно необходимо — «must be done», как выразилась бы современная мамочка. Не поленитесь, потратьте пару часов и узнайте, наконец, . Сначала распределите свои занятия по категориям. Они могут немного различаться, но есть несколько универсальных категорий для всех мам:

Уход за ребенком;

. «качественное время», или полная отдача в общении с ребенком (когда вы вместе радуетесь и эмоционально подзаряжаетесь друг от друга);

Время на быт;

Личное время.

Многим пригодятся и такие категории:

Время на общение с мужем;

Время на общение с близкими.

Теперь составьте три колонки: «Категории», «Идеальное время» (сколько хотелось бы отвести времени) и «Реальное время» (сколько получается в действительности). Старайтесь расписывать все как можно подробнее, чуть ли не по минутам. Наша цель — достигнуть временного баланса всех категорий. И не забывайте каждую неделю отмечать, насколько вы продвинулись в этом направлении.

Больше общаемся!

Общайтесь в социальных сетях! Найдите группу мам в соцсетях — общайтесь и ищите ответы на свои вопросы. Подумайте, что вас больше интересует: рекомендации по уходу за ребенком, бытовые проблемы, идеи бизнеса и работы для мам. Вы обязательно найдете что-то интересное, таких групп — море! Но будьте осторожны, ведь, как известно, Интернет затягивает. Установите лимит (лучше с таймером!) — 30 минут в день на общение в соцсетях.

Заботимся о себе и ищем помощь у родных и друзей

Не забывайте про очевидное правило: нам хорошо, когда хорошо и душе, и телу! Они должны находиться в гармонии. Подумайте, что поможет хорошо себя чувствовать именно вам: массаж, рефлексотерапия, сауна, йога, плавание, активный спорт, поход в салон? помогает меняться внутри. Его оцените не только вы, но и близкие (ваш муж, конечно же). А что поможет душе? Книга по психологии, художественная литература, любимые фильмы, мотивационный тренинг, разговор по душам с лучшей подругой, романтический ужин с супругом. Не скупитесь, выделите в своем графике хотя бы 3-4 часа в неделю на поддержание души и тела.

Для осуществления предыдущего пункта нужно, чтобы в ваше отсутствие с детками кто-то посидел. Не бойтесь просить о помощи! Кто присмотрит за вашими малышами? Бабушки, тети, няни. Еще вы можете подружиться с кем-то из мамочек на развивающих занятиях и периодически сидеть с детьми друг друга. Один раз в неделю она вас подменит, в другой раз — вы ее.