Казни и пытки. Мифы и легенды

СОЖЖЕНИЕ НА КОСТРЕ

Всепожирающее пламя, как средство умерщвления, использовалось с доисторических времен, и упоминания об этом виде казни мы находим в самых ранних письменных источниках.

Приведу две цитаты из Ветхого и Нового Заветов. Первая взята из книги Иисуса Навина (глава 7, стих 25) «И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли его огнем, и наметали на него камни». Вторая - из Евангелия от Иоанна: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают». Очищающее свойство огня стало причиной того, что сожжение на костре считалось во всей Европе самым действенным средством борьбы с ересью и начиная с XII столетия предпочиталось и папской, и испанской инквизицией другим видам казни (см. Инквизиция).

Отдельные сведения о сожжении у столба за ересь можно найти в английских летописях начала XIII столетия. Один случай произошел в 1222 г., когда молодой дьякон предстал перед церковным судом, был признан виновным и позже, по приказу шерифа Оксфорда, сожжен на костре. Преступление его состояло в том, что он имел неосторожность влюбиться в девушку-ев-рейку и принять ее вероисповедание, предпочтя его своему собственному. По закону о ереси, изданному Генрихом IV, церковь получала право арестовывать всех, кто подозревался в распространении ереси, делай он это посредством письменного или устного слова. Тех, кто отрекался от своих слов, заключали в тюрьму, а тех, кто отказывался это сделать, прилюдно сжигали на костре. Первой жертвой закона стал Вильям Сотр, священник, преданный огню в Линне в марте 1402 г. В 1533 г. Генрих VIII отменил этот закон, однако издал свой собственный, предусматривавший сожжение на костре своих подданных, отказывавшихся верить В ТОу что хлеб и вино во время причастия превращались в тело и кровь Господни. По существу под действие этого закона подпадали все протестанты, впрочем, Генрих VIII, не особенно разбираясь, жег как протестантов, так и католиков.

Самые печально знаменитые гонения на английских протестантов имели место в правление дочери Генриха VIII, Марии (1553–1558), когда по меньшей мере 274 человека - мужчин, женщин и даже детей - были сожжены заживо на кострах. Большинство из них приняли мученическую смерть в лондонском Смитфил-де, традиционном месте казней. Однако случилось так, что именно жестокость и неразумность Марии, пытавшейся навязать английскому народу католичество, отвратили от нее сердца подданных и отнюдь не послужили делу укрепления римско-католической церкви в Англии. Всенародное мнение о Марии, как о жестокой правительнице, подкрепила знаменитая хроника Джона Фокса, свидетеля этих событий, под названием «Книга мучеников». Говорят, что в течение всего последующего столетия эта книга, наряду с Библией, оставалась единственным чтивом простых людей.

Объявление о казни еретиков в Германии. 1555 г.

9 февраля 1555 г. в своей собственной епархии перед толпой в 7000 человек был сожжен на костре Джон Хупер, епископ Глостерский и Ворстерский:

«Место для казни выбрали рядом с огромным вязом, напротив церковного колледжа, где он обычно молился. Вокруг собралась огромная толпа, а ветки дерева были усыпаны зрителями. Епископ Хупер встал на колени и сложил руки в молитве. Закончив свое общение с Богом, он снял мантию и передал ее шерифу. За мантией последовали камзол, жилет и рейтузы. Оставшись в одной сорочке, он зажал ее подол между ног, где находился фунтовый мешочек с порохом. Такие же мешочки висели у него подмышками. Он подошел к столбу, где уже были приготовлены три железных обруча; один крепился вокруг талии, другой - вокруг шеи и третий - вокруг ног. Однако епископ не пожелал, чтобы его приковывали к столбу: «Вам нет надобности утруждать себя: я не сомневаюсь, что Бог придаст мне сил, чтобы выдержать силу огня и без обручей… Хотя я подозреваю, что человеческая плоть слаба, я верю в Божью милость. Впрочем, делайте так, как считаете нужным». Железный обруч закрепили вокруг его талии, но когда ему было предложено закрепить обручи вокруг шеи и ног, он от этого отказался, сказав: «Я уверен, что этого вполне достаточно». Стоя у столба, он воздел руки к небу в молитве. Человек, который должен был зажечь костер, подошел к нему и попросил у него прощения. «Почему ты просишь у меня прощения, если я уверен в том, что ты не сделал мне ничего плохого?» - спросил Хупер. «О, сэр, - ответил человек, - я должен зажечь костер». «Ты не сделал мне ничего плохого, - повторил епископ, - Бог простит тебе твои грехи, а сейчас делай то, что тебе приказано, я буду молиться за тебя».

К ногам Хупера подбросили сухого тростника, а сам он получил два пучка, тут же сунув их подмышки. Последовал приказ зажечь костер, но поскольку в нем было много вязанок сырого хвороста, костер разгорался медленно. Ветер дул в невыгодном направлении, утро было холодным и промозглым, а языки пламени так и не могли добраться до жертвы. Костер подожгли с другой стороны, и ветер тут же подхватил пламя, начавшее лизать тело епископа. Именно в этот момент взорвались мешочки с порохом, но они не облегчили кончину несчастного прелата, молившегося во весь голос: «Господи Иисусе, смилуйся надо мной, Господи Иисусе, смилуйся надо мной и прими мою душу». Это были последние произнесенные им слова, но даже когда его лицо совершенно почернело и язык его распух так, что он не мог говорить, губы его продолжали двигаться, пока не обнажились десны. Он бил себя в грудь рукой до тех пор, пока с пальцев его не потекли жир и кровь. Наконец вцепился рукой в обруч, обнимавший его, и лишился сил. Вскоре вся нижняя часть его тела была съедена огнем, а верхняя, перевалившись через обруч, упала вниз, сопровождаемая истошными воплями жадной до подобных зрелищ публики. Тело епископа горело еще три четверти часа. Так умер святой мученик Джон Хупер, умер смертью, немыслимой в самых кошмарных снах».

(«Полное жизнеописание протестантских мучеников», Генри Мур, 1809).

Однако не только в Англии приверженцы разных вероисповеданий обвиняли друг друга в ереси; по всей Европе, начиная с XIII века огнем костров прокладывала себе путь инквизиция. Об инквизиции в этой книге говорится отдельно, однако для связности повествования упомяну здесь, что обвинение человека в ереси заканчивалось обычно костром. Казнь следовала после аутодафе, когда осужденных передавали в руки светских властей для приведения приговора в исполнение (сама церковь не могла лишать жизни, она могла только пытать, зачастую до смерти). Причина того, что церковь предписывала именно сжигать еретиков на костре, имеет основой католическую доктрину, гласящую «Ecclesia non novit sanguinem» (Церковь не запятнана кровью).

С деятельностью святой инквизиции всегда ассоциируется охота на ведьм, которые всегда считались в некотором роде еретиками и преследовались любой церковью. Почти в каждой стране материковой Европы смертный приговор ведьме или колдуну, вынесенный как церковным, так и светским судом, означал сожжение на костре.

Именно в течение XVI века охота на ведьм приобрела широчайший размах, хотя один авторитетный автор (Россел Хоуп Роббинс) утверждает, что наибольший разгул «ведьмомании» имел место с 1450 по 1750 гг. В своей «Энциклопедии колдовства и демонологии» Роббинс приводит некоторые цифровые данные, отражающие степень роста ведьмомании по некоторым районам Германии; в Оснабрюке в 1583 г. было сожжено 120 человек, а в 1589 г. - 133; в Элльвангене в 1612 г. были сожжены 167 человек; а за 5 лет, с 1631 по 1636 гг. в трех деревнях Райнбах, Мекенхайм и Фирцхайм, находившихся под юрисдикцией архиепископа Кельнского, из 300 семей по обвинению в колдовстве окончили жизнь на костре от 125 до 150 человек. Последнее в Германии сожжение ведьмы на костре имело место в 1775 г. Узнать хотя бы примерно, сколько так называемых ведьм было сожжено на кострах инквизиции за все годы ее деятельности, не представляется возможным, хотя по подсчетам одного современника тех событий (Людовик из Парамо «Возникновение и деятельность ведомства Святой Инквизиции»), за 150 лет на костре погибло 30 000 ведьм и колдунов. Но было одно исключение - Англия. Хотя соседняя Шотландия по европейскому образцу сжигала своих ведьм на кострах, Англия предпочитала своих вешать (по точным подсчетам было повешено 1000 человек).

Однако это не говорит за то, что англичанам не нравилось сжигать людей на костре или что этот вид казни приберегали единственно для еретиков.

Уголовное право Англии, как и некоторых других стран Европы, уже включало в себя статьи, предусматривавшие наказание смертной казнью на костре не только за церковные, но и за светские преступления. Джон Скотт, например, был в 1605 г. сожжен на костре за непристойное сожительство с лошадью. Несчастную, ни в чем неповинную кобылу сожгли вместе с ним. В Германии несколькими веками раньше за то же преступление скотоложества полагалось то же наказание.

В Англии, так же как и в Германии, сожжением на костре каралась подделка денег или документов, и благодаря статьям в газете «Ньюгейтский календарь» мы можем узнать об этом из первых рук. Барбара Спенсер была признана виновной в подделке денег и сожжена 5 июля 1721 г. в Тайберне:

«Когда она уже стояла у столба, она казалась взволнованной не более, чем за день до того. Она хотела помолиться и посетовала на то, что толпа, собравшаяся вокруг, бросала в нее грязь и камни, и это отвлекало ее от дум о вечности. Она заявила, что подделывать деньги ее научили некие мужчина и женщина, которые уже бросили это занятие и стали достойными людьми. Хотя когда они впервые занялись подделкой денег, они находились в очень стесненных обстоятельствах. Она не собирается называть их имена потому что ей жаль губить семью, научившую ее этому ремеслу, тем более, что в Лондоне сотни людей занимаются подделкой денег. Хотя она видит у своих ног вязанки хвороста и сознает, что вот-вот распростится с жизнью, она никогда не донесет на другого, даже если судья пообещает сохранить ей жизнь. Но она не может простить свою старую подругу Майлз, которая донесла на нее. Однако перед тем, как костер подожгли, она сказала, что прощает всех, в том числе и Майлз, и умирает с чистой совестью, с сознанием того, что несет заслуженную кару, и надеется, что другим ее смерть послужит предостережением».

Последнее в Англии сожжение на костре имело место в 1788 г. в Ньюгейтской тюрьме, когда на костре нашла свою смерть фальшивомонетчица Феб Харрис.

«Это была миниатюрная, хорошо сложенная женщина, лет тридцати от роду. Она имела бледную кожу и привлекательные черты лица. Когда ее вывели из тюрьмы, она была объята ужасом, еле передвигала ноги, и когда ее подвели к столбу, когда она увидела приспособления для казни, когда она представила все то, что ей придется испытать, ее охватила дрожь, которую ей с трудом удалось унять. Она взошла по ступенькам, и палач накинул ей на шею петлю веревки, привязанной к железному болту у верхушки столба. После того, как она неистово помолилась, ступеньки убрали, и женщина повисла в воздухе. Палач и его помощники железной цепью привязали мертвое тело к столбу и спустя полчаса подожгли лежавшие вокруг преступницы вязанки хвороста. Вскоре пламя пережгло веревку, и тело, немного опустившись, повисло на цепи. Через 4 часа костер догорел. Свидетелем этого печального события была огромная толпа народа».

(«Ньюгейтская хроника». Артур Гриффитс, 1783 г.)

Как акт милосердия, удушение приговоренных к сожжению до того, как зажигался костер, было введено в практику несколькими годами раньше описанного ниже события, и все же никогда нельзя было поручиться в том, что приговоренному удастся избежать страданий. Обычно палач удушал преступника посредством петли и веревки, находясь за пределами костра, когда тот уже пылал. Если языки пламени пережигали веревку, то приговоренный сгорал в муках заживо. В случае с Кэтрин Хэйз огонь обжег руку палача, и тот выпустил веревку. Хэйз была признана виновной в преступлении, наказанием за которое было сожжение на костре. Это преступление называлось «малая измена» (в отличие от «государственной измены»). По указу короля Эдуарда III от 1351 г. под малой изменой подразумевалось убийство мужа женой, священника своим подчиненным или хозяина своим слугой. Миссис Хэйз, сговорившись со своим любовником Томасом Биллингом и другом последнего Томасом Вудом, решила убить мистера Хейза. Они зарезали его, отрезали голову и затем бросили тело в пруд в Мэрилбоне, а голову в Темзу. Голова была обнаружена и выставлена для опознания на кладбище Сент-Маргарет (Вестминстер). Преступление раскрылось. Кэтрин Хэйз сожгли на костре в 1726 г.

«В день своей смерти Хэйз получила святое причастие и на санях ее отвезли к месту казни. Когда несчастная закончила читать молитву, ее привязали железной цепью к столбу. Если женщину сжигали на костре за малую измену, обычно ее удушали при помощи веревки и петли на шее, чтобы милосердно избавить от страданий. Но этой женщине пришлось сгореть буквально живьем, потому что палач, когда пламя опалило его руку, выпустил веревку. Костер уже бушевал вокруг несчастной, и зрители видели, как Кэтрин Хэйз разбрасывала окружавшие ее вязанки, оглашая при этом окрестности криками и стенаниями. Палач и его помощники поспешили завалить ее другими вязанками, но из пламени еще некоторое время доносились крики несчастной. Только через три часа тело ее сгорело полностью».

(«Ньюгейтский календарь»).

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Большая новейшая энциклопедия рыбалки автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Копчение на костре Когда я собираюсь на очередную рыбалку и начинаю укладывать в автомобильный прицеп различные рыбацкие принадлежности, главное и самое почетное место в том прицепе всегда отводится коптильной коробке, или, как уважительно называют ее рыболовы, госпоже

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Сутти - обряд самосожжения вдовы на погребальном костре мужа в Индии В Индии широко распространено самосожжение женщин. Но виною здесь выступает религиозно-этническая традиция, которая повелевает жене после смерти мужа совершить сати (сутти), что в переводе с санскрита

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Приготовление пищи на костре Полезные советы: Готовить еду следует на углях, а не в пламени. Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии. При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув

В 2012 году 39 христиан были сожжены заживо в Нигерии; в 2006 году та же участь постигла четырехсот женщин в Ираке. А за всю историю были сожжены десятки тысяч людей. Самым последним стал Муаз аль-Касасиба.

Тот, кому удалось посмотреть видеозапись целиком до того, как ее запретили, наверное, уже никогда не забудет эти кадры. На 22-минутном ролике, распространенном ИГИЛ, показано, как иорданского пилота Муаза аль-Касасиба (Muath al Kasasbeh) сжигают заживо внутри небольшой железной клетки. Казалось, подобная жестокость давно ушла в предание.

Хотя ни в одном из государств такой вид казни в настоящее время не практикуется, в 2012 году террористическая группировка «Боко Харам» сожгла 39 христиан в Нигерии; в 2008 году в Кении толпа подожгла костер, в котором сгорели 11 человек, обвиняемых в колдовстве; в 2007 году в Курдистане были заживо сожжены 255 женщин; еще 400 постигла та же участь в 2006 году в Сулеймании (Ирак), а в конце 90-х года на стадионе в Пхеньяне (КНДР) таким способом казнили ряд генералов.

Все это произошло сравнительно недавно, хотя сам вид казни стар, как мир. Согласно Талмуду, устной иудейской традиции, впервые записанной около 200 года, сожжение, о котором говорится в Библии, осуществлялось путем вливания расплавленного свинца в горло преступнику. Это одна из самых ранних форм приведения этого вида казни в исполнение.

Наиболее распространенным было сожжение на костре, законодательно зафиксированное во многих государствах и действовавшее с древних времен до конца XVIII века. После победы Французской революции сожжение признали жестоким и неправомерным наказанием, но оно продолжало применяться в самых чудовищных формах. Наиболее резонансным стал случай в Уэйко (Техас) 15 мая 1916 года, разъяренная толпа подвесила над костром и обрекла на медленную и мучительную смерть афроамериканского батрака-подростка Джесси Вашингтона, страдавшего умственным расстройством, по обвинению в убийстве белой женщины. Линчевание Джесси Вашингтона, вошедшее в историю под названием самосуд в Уэйко, было осуждено во многих странах.

Содомский грех

В древности сожжение на костре применялось для искоренения иудаизма, ереси, святотатства, колдовства и содомского греха, то есть, гомосексуализма. Согласно рассказам Юлия Цезаря, военнопленных бросали в огонь, называя их при этом «плетеными людьми».

В Византийской империи на костер отправляли тех, кто исповедовал зороастризм. А VI веке император Юстиниан казнил таким образом всех не христиан. И эта форма казни была прописана в одной из главных статей свода законов периода его правления.

В 1184 году Католическая церковь создала Инквизиции и законодательно установила, что ересь будет караться смертной казнью через сожжение на костре. Тем не менее, следует уточнить, что большинство так называемых ведьм, главных жертв сожжения, оказывались на костре по решению гражданских, а не церковных судов. Их ловили за денежное вознаграждение так называемые «охотники на ведьм», использовавшие длинные иглы, которыми они прокалывали подозреваемых, поскольку существовало поверье, будто бы у ведьм не идет кровь. Поскольку кровоточат далеко не все части тело, зачастую кровь не появлялась, о чем немедленно сообщали в Инквизицию, а бедные жертвы отправлялись на костер.

И все же в течение большего периода деятельности Инквизиции на костер отправляли редко, а в некоторых частях Европы этот вид казни и вовсе не практиковался. Главная цель заключалась в том, чтобы посеять страх среди христиан, поясняет Ана Мария Сплендиани Рипполл (Ana María Splendiani Ripoll) в книге «Пятьдесят лет Инквизиции в Картахене-де-Индиас» (Cincuenta años de Inquisición en el Tribunal de Cartagena de Indias), увидевшей свет в 1997 году. Сожжение на костре применялось только в отношении закоснелых еретиков, не желавших отказываться от своих взглядов. Когда им сообщали о приговоре вечером накануне казни, два священнослужителя находились при осужденном до последнего момента, убеждая его покаяться и примириться с Богом. В случае согласия осужденного, он подвергался менее мучительной смерти, а его труп впоследствии предавали огню.

Именно так произошло, хотя и без раскаяния, с последней жертвой Инквизиции в Испании. Причем событие имело место не так уж и давно: в 1826 году. По анонимному доносу учитель из Валенсии Кайетено Риполл (Cayeteno Ripoll) предстал перед Трибуналом веры, своего рода последователем Инквизиции, пишет публицист и политик Альфред Бош. Проведя два года в заключении, он был приговорен к смерти за ересь. Какие же преступления он совершил? Заменил в молитвенных текстах выражение «Богородице Дево, радуйся» на «Благословен Господь», не ходил на богослужения и не водил на них своих учеников, не приветствовал участников Крестного хода и вкушал мясо в Страстную Пятницу. Как пишет Сплендиани, после повешения его труп сожгли. Эта судебная расправа вызвала негодование самого короля Фернанда VII.

Количество заживо сожженных

В 1998 году в Ватикане состоялся Международный симпозиум по Инквизиции, на котором были приведены следующие цифры по поводу заживо сожженных: в Германии — 25 тысяч на 16 миллионов жителей; в Польше и Литве — 10 тысяч на 3,4 миллиона жителей; в Швейцарии — 4 тысячи; в Дании и Норвегии — 1350; в Великобритании — одну тысячу; в Италии — 36, и, наконец, в Португалии — четверо. В Испании, как было заявлено, на кострах Инквизиции погибли 49 человек, с чем категорически не согласны некоторые испанские эксперты. Они полагают, что с период с 1530 по 1700 год через испанскую Инквизицию прошли около ста тысяч человек, 18 тысяч из которых вполне могли оказаться на костре. Наиболее завышенная цифра приводится в книге «Критическая история испанской Инквизиции» (Historia crítica de la Inquisición española), принадлежащей перу Хуана Антонио Льоренте (Juan Antonio Llorente), который в начале XIX века утверждал, что общее число отправленных на костер составляло 31192. По мнению Сесаре Карены (Cesaré Carena), инквизитора, жившего в XVI веке, сожжение — это «самая мучительная смерть, и именно поэтому к нему приговаривали за такое преступление, как ересь».

Очевидно то, что три четверти приговоров были вынесены в первые 60 лет существования Инквизиции и лишь оставшаяся четверть — в последующие три века. «Люди знали, что начиная с середины XVI века, Инквизиция выносила мало смертных приговоров», — уверяет историк Бартоломе Бенассар (Bartolomé Benassar) в своем труде «Модели инквизиционного воздействия на сознание: методы воспитания страхом» (Modelos de la mentalidad inquisitorial: métodos de su pedagogía del miedo). Самая крупная казнь по приговору Инквизиции состоялась в 1680 году в Мадриде, и на ней присутствовал сам король Карлос II с членами своей семьи. Количество осужденных составляло 118, из которых 34 были манекенами, изображавшими ранее казненных или бежавших преступников. Из оставшегося числа 20 были сожжены после умерщвления, а семь преданы огню заживо (в том числе две женщины). «Казнь происходила в следующем порядке: сначала с помощью гарроты удушали раскаявшихся, а затем живьем отправляли в огонь упрямцев, лица которых выражали отчаяние, нетерпение и ярость», — пересказывает Бенассар описание казни, составленное помощником короля Хосе дель Ольмо (José del Olmo).

Сожжение


Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. Есть и другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом, если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо. Особое усердие в борьбе с еретиками при помощи сожжения проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х. А. Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8800 человек. В 1481 г. только в одной Севилье было сожжено заживо 2 тысячи человек.


Первое аутодафе в Испании состоялось в 1507 г… последнее - в 1826 г. Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий безостановочно подавать сигнальные огни для неких летательных аппаратов. Немецкий историк И. Шерр пишет: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 г. и продолжаются почти целое столетие. В то время, как вся Лотарингия дымилась от костров… в Падеборне, в Бранденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 г. один процесс привел на костер 48 ведьм… В Брауншвейге между 1590–1600 гг. сожгли столько ведьм (ежедневно по 10–12 человек), что позорные столбы их стояли «густым лесом» перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 г. сожжены 22 ведьмы, в 1597–1876 гг. - всего 197… В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 гг. сожжено 30 человек. Фульдский судья колдунов Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 человек обоего пола и надеется довести число своих жертв до 1000. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому) с 1640 по 1651 гг. сожжено около 1000 ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке сожгли в 1640 г. 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 г. в Гольштейне 18 ведьм. По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100000 человек сожжено в 1627–1630 гг. 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727–1729) - более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола… Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 г.; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигали костры, на которых погибали тысячи людей, обвиняемых в колдовстве. Мы не преувеличим, если определим число жертв в 100 000 человек».

В Англии инквизиция уничтожила «всего лишь» около тысячи человек (такое малое число связано с тем, что там при проведении дознания к подозреваемым не применялись пытки). Я уже упоминал, что при Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам «везло» - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали друг к другу спиной и в таком виде возводили на костер. В Италии, после опубликования буллы о ведьмах папы Адриана VI (1522–1523 гг.), адресованной инквизитору района Комо, в этом районе стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 г., когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320–1350 гг. на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. В Тулузе же 9 февраля 1619 г. был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини. Процедура казни регламен-тировалась в приговоре так: «Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: «Атеист и богохульник». Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженною головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд. Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру».



Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV–XVII веках: «Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца пятьсот колдуний; епископ Бамберга - шестьсот, епископ Вюрцбурга - девятьсот; восемьсот было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи… В 1586 г. в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег сто восемнадцать женщин и двух мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение холодов было делом их заклинаний». О вюрцбургском епископе Филиппе-Адольфе Эренберге (1623–1631) следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от 4 до 14 лет.

Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Пыталась не отстать от Европы и далёкая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде «изъжогша волхвов четыре». Когда в 1411 г. в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде. У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана Грозного сожжение было одним из любимых видов казни. Во второй половине XVIII века сожжение особенно часто применялось по религиозным соображениям - как мера наказания раскольникам за их приверженность «старой вере». При царе Алексее (XVII в.) «жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество». При нем же «старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями… В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче». Самое знаменитое в России сожжение - это сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах. Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представить, если вспомнить о том, что некий Труа-Эшель в 1576 г. заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч (!) колдунов и ведьм. И, наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 г.! Среди европейских знаменитостей, сожженных на костре, - Жанна Д’Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иероним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих взглядов. В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин, говоря о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 г., пишет: «Ужаснее всех погиб шт. ротмистр Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и бросили в топку транспорта (корабля.-А. Д.)». Справедливости ради, надо сказать, что и противники большевиков иногда пользовались их методами. Так, в 1920 г. были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В. Сибирцев.


Настроение сейчас - Ничего так

Оно активно использовалось во многих странах. Например, персидский царь Дарий II заживо сжег свою мать. Есть и Другие свидетельства дохристианской эры об этом виде казни. Но настоящий ее расцвет наступил в средние века. Это связано с тем, что инквизиция избрала сожжение приоритетным видом казни для еретиков. Смертная казнь грозила людям за особо тяжелые случаи ереси. При этом если осужденный раскаивался, то его предварительно душили, после чего сжигали мертвое тело. Если же еретик упорствовал, его полагалось сжечь заживо.

Особое усердие в "огненной" борьбе с еретиками проявили английская королева Мария Тюдор, получившая кличку Кровавой, и верховный инквизитор Испании Торквемада. По данным историка Х.-А. Льоренте, за 18 лет деятельности Торквемады на костер взошли 8800 человек. Первое аутодафе по обвинению в колдовстве в Испании состоялось в 1507 году, последнее - в 1826-м. В 1481 году только в одной Севилье было сожжено заживо 2 тысячи человек.

Костры инквизиции горели по всей Европе в таком количестве, как будто святые трибуналы решили в течение нескольких столетий безостановочно подавать сигнальные огне для неких летательных аппаратов. Немецкий историк И. Шерр пишет:

"Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров... в Падеборне, в Браиденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней. В графстве Верденфельде в Баварии в 1582 году один процесс привел на костер 48 ведьм... В Брауншвейге между 1590-1600 годами сожгли столько ведьм (ежедневно по 10-12 человек), что позорные столбы их стояли "густым лесом" перед воротами. В маленьком графстве Геннеберг в одном 1612 году сожжены 22 ведьмы, в 1597-1876 годах - 197... В Линдгейме, насчитывавшем 540 жителей, с 1661 по 1664 год сожжено 30 человек.

Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому), с 1640 по 1651 год сожжено около тысячи ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке в 1640 году сожгли 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 году в Гольштейне 18 ведьм.

По дошедшим документам, в епископстве Бамбергском при населении 100 тысяч человек сожжено в 1627-1630 годах - 285 человек, а в епископстве Вюрцбургском за три года (1727- 1729)-более 200; среди них встречаются люди всех возрастов, званий и пола... Последнее сожжение в огромных размерах было устроено архиепископом Зальцбургскнм в 1678 году; при этом жертвой святой ярости пало 97 человек. Ко всем этим казням, известным нам по документам, мы должны присоединить еще, по крайней мере, столько же казней, акты которых потеряны для истории. Тогда окажется, что каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры, на которых погибали тысячи людей, обвиненных в колдовстве".

В Англии инквизиция уничтожила "всего лишь" около тысячи человек (такое "малое" число связано с тем, что там при проведении дознания к подозреваемым не применялись пытки). Я уже упоминал, что при Генрихе VIII сжигали прежде всего лютеран; католикам "везло" - их вешали. Впрочем, иногда для разнообразия лютеранина и католика привязывали спиной друг к другу и в таком виде возводили на костер.

Во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе - более 400. В той же Тулузе 9 февраля 1619 года был сожжен известный итальянский философ-пантеист Джулио Ванини.

Процедура казни регламентировалась в приговоре так: "Палач должен будет протащить его в одной рубахе на циновочной подстилке, с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой должны быть написаны следующие слова: "Атеист и богохульник". Палач должен доставить его к главным вратам городского собора Сент-Этьен и там поставить на колени, босым, с обнаженной головой. В руках он должен держать зажженную восковую свечу и должен будет умолять о прощении Бога, короля и суд. Затем палач отведет его на площадь Сален, привяжет к воздвигнутому там столбу, вырвет язык и задушит его. После этого его тело будет сожжено на приготовленном для этого костре и пепел развеян по ветру".

Историк инквизиции свидетельствует о безумии, охватившем христианский мир в XV-XVII веках: "Уже больше не сжигали колдуний поодиночке или парами, а десятками и сотнями. Говорят, что один женевский епископ сжег в три месяца 500 колдуний; епископ Бамберга - 600, епископ Вюрцбурга - 900; 800 было осуждено, по всей вероятности, за один раз сенатом Савойи...

В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до нюня; это могло быть делом только колдовства, и трирский епископ сжег 118 женщин и 2 мужчин, у которых исторгли сознание, что это продолжение [холодов] было делом их заклинаний".

О Филиппе-Адольфе Эренберге, который был вюрцбургским епископом в 1623-1631 годах, следует сказать особо. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина - отклонение от нормы казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Пыталась не отстать от Европы и далекая загадочная Россия. В 1227 году, как говорит летопись, в Новгороде "нзъжогша волхвов четыре". Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, сразу же по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. На другой год массовое сожжение людей произошло в Новгороде.

У знаменитого тирана средневековой Руси Ивана грозного сожжение было одним из любимых видов казни. При царе Алексее Михайловиче (XVII век) "жгут живого за богохульство, за волховство, за чернокнижничество". При нем же "старицу Олену сжигают в срубе, как еретицу, с чародейскими бумагами и кореньями... В Тотьме в 1674 г. сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче". Самое знаменитое в России - сожжение протопопа Аввакума, подвижника раскольничества.

Казнь на костре в России была более мучительной, чем в Европе, поскольку представляла собой скорее не сожжение, а копчение заживо на медленном огне. "В 1701 году этот способ сожжения был применен к некоему Гришке Талицкому и его соучастнику Савину за распространение возмутительных "тетрадей" (листовок) о Петре I. Обоих осужденных в течение восьми часов окуривали едким составом, от которого у них вылезли все волосы на голове и бороде и все тело медленно тлело, как воск. В конце концов их обезображенные тела были сожжены вместе с эшафотом". Случаи сжигания живьем были и в царствование Анны Иоанновны.

Как видим, практически вся Европа соперничала в числе сожженных на кострах. Общеевропейские масштабы этого вида казни проще всего представать, если вспомнить о том, что некий Труа-Эшель в 1576 году заявил инквизиции, что он может сообщить ей имена 300 тысяч (!) колдунов и ведьм.

И наконец, еще один поразительный факт: последняя ведьма в истории человечества была сожжена в Камарго (Мексика) в 1860 году!

Среди европейских знаменитостей, погибших на костре,- Жанна Д’Арк, Джордано Бруно, Саванарола, Ян Гус, Иереним Пражский, Мигель Сервет. Стоит отметить, что даже перед лицом столь страшной казни никто из них не отрекся от своих убеждений.

В XX веке сожжение как вид казни применялось в России во время гражданской войны. А. Деникин пишет о расправах большевиков в Крыму в январе 1918 года: "Ужаснее всех погиб шт. ротм[истр] Новацкий, которого матросы считали душой восстания в Евпатории. Его, уже сильно раненного, привели в чувство, перевязали и тогда бросили в топку транспорта корабля. Противники большевиков пользовались порой теми же методами. Так, в 1920 году были сожжены в паровозной топке руководители военно-революционных организаций Дальнего Востока С. Лазо, А. Луцкий и В. Сибирцев.

(С сайта dead-pagan.fatal.ru)