Как правильно воспитывать дочь 11 лет отцу. Как воспитывать дочку: советы для пап

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Деятельность:

    Связанная с большими энергозатратами (физич.)

    Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временнымфизиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

Признаки:

    снижение работоспособности

    ослабл внутр акт-го тормож

    снижение функционального состояния анализаторов

    чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление – патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

Признаки :

    длительное умственных и физических функций

    нервно-психические расстройства

    стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

    снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – двигат активность

уравнительной

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

простая тормозная

уравнительная – одинаковая реакция на ираздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на раздражитель

ультрапародоксальная

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

    неправильная организация труда и учебного процесса

    несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

    несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Профилактика

    Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

    Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

    Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

    Медицинский контроль за подростком

    Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

    Различные виды деятельности

    Отдых: активный – максимальная двигательная активность

пассивный - сон

    Рациональное питание.

Деятельность

N времени – количественный показатель

качественный показатель

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

состояние здоровья

биологические ритмы (суточные, сезонные)

Суточные биоритмы:

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

5 гр. - инертный

Сезонные: осенью и весной

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Школьный возраст

Основная форма деятельности – учебная

Форма организации – урок

Факторы: продолжительность урока

форма организации урока

45 мин – старшие классы оптим.

1-й класс – 35 мин.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

1-й кл. 20 ч. 6 – 7 кл. 32 ч.

2-й кл. 22 ч. 8 кл. 33 ч.

5 кл. 30 ч. 9 – 12 кл. 34 ч.

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

вторник, среда – оптим.

1-й класс – нет Д/з

2-й класс – 1,5 ч. Д/з

5 – 6 2,5 – 3 ч.

8 – 11 не более 3, часов

    Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 - час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

Составление расписания:

    учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

    достаточные перерывы для отдыха

    дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Ранговая шкала трудности:

Математика, русский язык 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Черчение 3

Рисование 2

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min . Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

Обязанности:

    амбулаторный прием учащихся

    учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

    оснащение медицинского кабинета всем необходимым

    скрининг-тестирование

    информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

    контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.

    Определение функциональной готовности детей к поступлению в школу по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Медицинские критерии:

    уровень биологического развития

    состояние здоровья в момент осмотра

    острая заболеваемость за предшествующий год

Психофизиологические критерии:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека

    качество звукопроизношения

    мотометрический тест

показатели оценки биологического возраста:


Для детей старше 7 лет используют величину погодовых приростов длины тела.

4. Длина тела ребенка в сопоставлении с местными возрастно-половыми нормативами, причем за средний рост принимают значения длины тела в пределах М ±

    Гигиенические требования к планировке, микроклимату, вентиляции, освещению, оборудованию школьных классов и рассаживанию учащихся.

Помещения для детей 6-летн возраста выделяют в обособленные учебные секции, не более, чем на 2 – 3 класса, размещают в отдельном отсека или блоке на 1 – 2 этажах, должны иметь самостоятельный выход на участок школы

Нормы для помещений:

2,4 м 2 на 1 реб – учебный класс

2,0 м 2 на 1 реб – спальня

2,0 м 2 на 1 реб – игровая

1 м 2 – рекреация

туалеты, гардероб для верхней одежды, столовая.

Можно сочетать спальное отделение с игровой или игровое с рекреацией (площадь комбинированного помещения не менее 75 м 2). Рекреация не более, чем на 2 класса. Отдельная зона на участке включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр (7,2 м 2 на реб.)

Микроклимат.

t 18 – 20 о С, влажность 40 – 60, скорость движ воздуха 0,2 – 0,4 м/с, в спорт залахt 15 – 18 (для младших кл.). площадь класса 1,25 м2 на 1 ученика, 1,5 м 2 – в школе-интернате; высота помещений не менее 3 м (3,75 м 3 на одного ученика). Освещение – как в ДДУ 300 лк (люм), 150 лк (лампа нак); 1:4, 1:5 – световой коэфф. Коэффициент глубины залож. – не более 2. КЕО не менее 1,5, угол падения не менее 27, угол отверстия не менее 5

Мебель. Различают 6 групп мебели (имеет цветовую и знаковую маркировку, в зависимости от ростовых данных).

Дистанция сидения – расстояние по горизонтали м/у проекцией задн края крышки стола и передн края стула. В N должна быть отриц (2 – 4 см).

При рассаживании детей учитывают зрение, слух, состояние здоровья (часто болеющие дети не должны сидеть у окна). С этой целью в журнале должен быть листок здоровья. 2 раза в год – перемена мест. Расстояние от первой парты до доски – 2,4 м.

    Гигиенические требования к планировке детских больниц и поликлиник. Особенности планировки приемного отделения, палатной секции в детских отделениях больниц.

Площадь участка – в зависимости от мощности и системы строительства. В основе – зонирование, прав располож заний, удобные и короткие графики движения.

Выделяют следующие зоны: леч неинфекц копуса, леч инфекц конпуса, садово-парковая зона, поликлиники, хозяйственные корпуса, патолого-анатомические и радиологические корпуса. М/у зонами – полосы зеленых насаждений.

Разрывы между корпусами:

    между леч и пат-анатом корпусом, м-у пат-анатом и пищевым блоками – не менее 30 м.

    м-у стенами зданий с окнами палат – 2,5 высоты противостоящего здания, не менее 25 м.

Правильная планировка больницы должеа включать 2 въезда на территорию (в леч и хоз зоне). Плотность застройки участка 12 – 15%, плотность зеленых насаждений не менее 60%

Приемное отделение:

Планировка должна обеспечивать профилактику в/больн инфекций, способствовать ускорению и улучшению качества лечебно-диагностического процесса. Они должны быть отдельными для детск., акушер., дерматовен., инф., псих отделений.

Рассчетное число больных поступающ в приемное отделение/сут сост-ем для многопроф больниц 10% вместимости больницы, для БСМП – 15%. Должны быть палаты для больных с невыясненным диагнозом.

Особенности детских приемных отделений

    имеются приемно-спортивные боксы (16 м 2)

    боксы для детей с невыясненным д-зом (22 м 2)

    сан пропускник для персонала

количество приемно-смотровых боксов – 3%, количество боксов 5%.

Требования к проектированию детских неинф отделений

    предотвр в/больн инфецирования детей и изоляция отдельных категорий б-х, что достиг-ся устр-вом необх кол-ва боксов для изол б-х с подозрением на инф заб-е, строгая изол каждой палатной секции

    детские отделения должны иметь собственную приемно-выписную часть.

    Если кол-во коек более 60 – отдельный корпус

    6 м 2 на 1 койку, для детей до 1 года – 2 койки, более годы – 4 койки

    перегородки между кроватями, высотой 1,8 – 2 м

    обязательный элемент детской секции – отапливаемая веранда, есть отделения для матерей с отдельными входом

Поликлиника

40% - терапевтич отделение

20% - хирургическое отделение

помещения: врачебн, лечебно-диагностич., ожидальни, вестибюль, регистратура. Площадь кабинета педиатра – 15 м 2 .

Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии (с учетом его желания и потребностей общества).

Аспекты проф ориентации:

    Психологический и педагогический – изучение личности учащегося, формирование проф пригодности в зависимости от личных способностей и особенностей.

    Экономический – изучение потребности общества в специалистах различного профиля.

    Медицинско-биологич и физиологич – разработка критериев проф отбора, изучение особенности профессии (разработка профессиограмм; определение ключевых физиологических функций для профессий

    врачебно-профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности работы по профессии в зависимости от состояния здоровья.

    Врачебно-профессиональная ориетация (с 5 класса)

    Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.

Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 м 2 , объем – не менее 24 м 3 . Высота кабинета не менее 4 м. должна быть лаборантская с 2 входами. В ДДУ смежным помещением может быть игровой зал. Для внутренней отделки должны использоваться диффузно-отраж материалы с коээф-том отраж для потолка 0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола – 0,3 – 0,5.

Занятия за одним дисплеем двух и более учеников недопустимо. Поверхность для клавиатуры должна быть наклонной. Оптимальное расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Естественный свет должен падать преимущественно слева. Оптимальное расположение рабочих мест – периметральное (может быть рядами и центральным). Расстояние м/у столами не менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Оптимальная t 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость воздуха не менее 0,1 м/с

Должно быть естественное и искусственное освещение (преимущественно люмин лампы). Уровень иск осв-ти на клавиатуре и поверхности стола 300 – 500 кл, на экране дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ. Для предупреждения утомления в 10 – 11 классах должно быть не более 2 уроков/нед для остальных – 1.

12. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей и подростков.

Физкультура – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий, естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двиг качеств, воспитание умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности.

Контроль за физическим воспитанием

    наблюдение за состоянием здоровья: основн., ослабл – в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе

    медико-педагогич. Место уроков физкультуры в расписании, их длительность и правильность построения

    вводная часть – 5 - . мин

    подготовит – 12 – 15

    основная № 20 – 25

    заключительная – 3 – 5

в ДДУ выделяют 3 части:

    вводная (общеобучающая)

    основная (обучение основным движениям)

    заключительная (подвижные игры)

Контроль за общей и моторной плотностью урока. Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в школах – 60 – 70%

Контроль за состоянием детей (состояние кожи, ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают кривую занятия

10 – 15% восстановление пульса за 5 мин

В ДДУ физиологическая кривая

Ср уровень пульс давления:

5 – 6 лет – 140 – 150 уд/мин

7 – 14 лет – 140 – 160

3 – 4 года – 130 – 140 уд/мин

    Контроль за условиями проведения. T 15 – 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18 садовая группа, 18 – 20 – ясельная; влажность 30 – 60%, скорость воздуха – 0,5 – 1 м/с; освещенность 100 лк – лампы накаливания, 200 лк – люмин; воздухообмен 80 м 3 на 1 чел/час (объем вентиляции)

    Соблюдение техники безопасности и профилактика травматизма (спортивная форма, инвентарь)

    Санитарно-просветительная работа по физ воспитанию.

    Физиол сущность закалиывания и д. его на растущ орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные пр-пы провед закал процедур

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности

Закаленность – качество организма, обеспечивающее сопротивление его неблагоприятным метео воздействиям.

Сути закаливания: раздражение кожи, кратковременное сужение поверхностных сосудов, кровь оттекает ко внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, усиливается выработка дополнительного количества тепла, сосуды расширяются. Т.о. системное повторение разрадражающего воздействия ведет к созданию некоторой тренированности саморегул вегет функции.

У незакаленного ребенка сужение сосудов происходит медленнее, в результате происходит потеря тепла. Нет «игры сосудов», бледность кожных покровов, действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма и ребенок может заболеть.

Терморегул - спос-ти организма сохранять температуру тела не определенном уровне вне зав-ти от температуры окружающей среды. В основе ее проц химического характера, параллельно идет теплоотдача путем: теплоизлучения, испарения, при дыхании и потоотделении, т.е. путем физической регуляции (физич. Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей наступает к 13 – 15 годам. При тренировке системы терморегуляции равновесие формируется значительно раньше.

У ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее, образование тепла больше в – р.

Принципы проведения закаливающих процедур

    систематическое использование закаливания во все времена года, без перерыва. В основе лежи условный рефлекс, который надо поддерживать. Не рекомендуется отменять процедуры в случае легкого заболевания детей, не сопровождающегося значительным ухудшением общего состояния. В зависимости от поры года – смена процедур.

    Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Скорость перехода определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение.

    Применяя различные средства закаливания, необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни, индивидуальные свойства.

1 гр. здоровья – детям показаны все виды закаливания

2 гр здоровья – показано закаливание воздухом, ограничение физической нагрузки, температура воды на 2оС выше

3 гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные процедуры только местные, воздушные процедуры – умеренные

    комплексное использование всех природных факторов вместе с физичесеими упр и правильное их сочетание.

    Любые закаливающие мероприятия надо проводить на хорошей эмоциональной основе.

Закаливание начинают с местных закаливающих процедур.

    Гигиена оздоровительных лагерей. Организация медицинского обслуживания и оценка эффективности летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

    проведение организационно-подготовительных работ перед выездом детей.

    Предварительная проверка лагеря

    Укомплектование кабинета и изолятора

    Пров. медицинских документов на каждого сотрудника лагеря

    Медицинский осмотр детей перед выездом их в лагерь

    Сопровождение детей в лагерь и обратно

    Лечебно-профилактическая работа в лагере

    Системное наблюдение за здоровьем, особенно детей с отклонением в здоровье

    Комплектование детей на медицинские группы для занятий физкультурой

    Изоляция, лечение больных, госпитализация, оказание первой мед помощи

    Информирование СЭС в случае инфекционного заболевания

    Контроль за организацией питания детей (качество продуктов, хранение, технология приготовления и т.д.)

    Контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений

    Организация и проведение п/эпид мероприятий.

    Сан-просвет работа

    Контроль за физ воспитанием, проведение оздоровит мероприятий

    Участие в подгот тур походов и прогулок, участие в них

    Мед документация

    Оценка эф-ти оздоровления детей.

Оценка эффективности оздоровления детей в оздоровительном лагере.

Проводится на основании сопоставления данных мед осмотров в начале и в конце смены.

Анализируются:

    физическое развитие ребенка

оценка соответствия массы тела к длине (определяется по индексу Кетле)

индекс Кетле= вес в кг/рост в м

индекс свидетельствует о гармоничности физического развития

    функциональное состояние организма

увеличение функциональных СС проб, проб дыхательной системы: ортостатическая проба, проба Генча (задержка дыхания на выдохе)

    уровень физической подготовки

по показателям мышечной силы и выносливости, улучшение результатов при беге и других нормативах

    заболеваемость в течение смены

оздоровительная эффективность оценивается:

    преобладание положительной динамики в большинстве тестов (мероприятия эффективны)

    нет оздоровительного эффекта при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития. В этом случае необходимо проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима и спортивно-массовой работы, найти пути к их устранению.

    Питание детей как фактор их здоровья и развития. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ тракта у детей. Значение белков, жиров и углеводов в питании детей и подростков

Среди факторов, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие организма (гигиенические, оздоровительные, перагогические мероприятия), первостепенное значение имеет полноценное питание. Ошибки в питании детей могут служить причиной расстройства пищеварения, нарушения ОВ, рахита и т.д.

Энергозатраты растущего организма на кг массы тела находятся в обратной зависимости от влзраста. Агалогична зависимость энергозатрат на двигательную активность.

При одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают большее количество энергии, чем девочки, особенно в подростковом возрасте.

В основе детского питания лежит учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ и обмена веществ детей и подростков.

ОО и трата Е на виды деятельности в несколько раз выше, чем у взрослого человека рН слюны до 1 года – слабо кисл., взросл – сл.-щелочн.

Пищевод относит. роста более длинный, чем у взрослого. Пищев обильно васкуляризир и легко ранима. Пища обтекает вход в гортань, развиваются условия для одноврем дых. и глотания. Желудок у нов объемом 1 л, тонус более выражен, чем у взрослого. Кишечник более длинный, чем у взрослого, перистальтика менее выражена.

В детском питании Б:Ж:У=1:1:4. Не менее 60% белков – белки животного происхождения, белки растительного происхождения – 15%. По энергетической значимости белки должны составлять 11 – 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Соотношение Са:Р=1:1,5.

    Роль витаминов, минеральных солей в питании детей и подростков.

В детском возрасте повышается потребность в веществах, несущих функции регулирования процессов развития организма, т.е. в витаминах. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Недостаток витаиминов, кроме специфических болезненных проявления, может вызывать заболевание, клиническая картина которого выражена слабо и истинную причину его бывает трудно распознать. В таких случаях у детей отмечаются некоторая влость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др.

Особо важное значение имеют витамины А и Д. недостаток в пище витамина А вызывает остановку роста, снижение массы тела, нарушение нормального зрения и защитной функции слизистых оболочек и кожи. Недостаток витамина Д вызывает рахит, способствует возникновению кариеса зубов и оказывает отрицательное влияние на самочувствие и общее развитие ребенка. гиповитаминоз С проявляется общей слабостью, понижением работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, кровоточивостью десен, способствует развитию кариеса зубов и др.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг

    Медицинский контроль за организацией питания в дошкольных учреждениях.

Врач, совместно с мед сестрой, устанавливает режим питания детей, разрабатывает примерное меню и меню-раскладку; контролирует качество поступающих продуктов и условия их транспортировки; условия хранения и сроки реализации продуктов. Следит за правильностью кулинарной обработки пищи, участвует в бракераже готовых блюд. Проводит систематический контроль за санитарным состоянием пищеблока, выполнением сотрудниками пищеблока правил личной гигиены и прохождение медицинского осмотра. На пищеблоке ведется журнал, где каждый день отмечается состояние кожных покровов, наличие заболеваний ЖКТ.

Оценивает условия приема пищи, привитие навыков личной гигиены, сервировку стола, объем порций при наличии остатков пищи после приема, выявление детей с плохим аппетитом и устанавливает причину этого.

Врачи сан службы крайне строго отбирают пробы для лабораторного анализа пищевого рациона.

В ДДУ контролирует питание комиссия по питанию, куда входят родители.

    Мед контроль за организацией питания в школах и детских оздоровительных лагерях

Допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах. Набор цехов, размещение оборудования должно обеспечить соблюдение поточности технологического процесса, предусмотреть грузовые подъемники (если пищеблок на 2 уровнях)

Столы на 4 – 10 мест, должны иметь легкомоющееся гигиеническое покрытие, устойчивое к действию моющих средств.

Транспортировка пищевых продуктов должна проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность и предохранение от загрязнения, при строгом соблюдении правил соседства сырой и готовой продукции.

Все учащиеся в общеобразовательных учреждениях должны получать 1 горячий завтрак (обед; дети из групп продленного дня – 2 – 3 раза в день; воспитанники школ-интернатов – 4 – 5 раз). Питание детей должно быть под контролем учителя

Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 – 3 часов с момента приготовления.

См вопрос 17.

    Показания сухого терм. стац. психрометра 19, показания влажного 18. Бароматрическое давление 740 мм рт. ст. Исследования проводились при небольшом движении воздуха, т.е. психометрический коэффициент = 0,00110.

Определить: абсолютную влажность воздуха, относительную (по формуле и по таблице), дефицит насыщения и температуру точки росы. Дать гигиеническую оценку влажности воздуха.

К1 = f – a(t1 – t2)ß f при t = 15,48

K = 15,48 – 0,0011 (19 – 18)*740 = 14,666%

R приt 1 = 16,48

по таблице 90%

Дефицит насыщения – разница между максимальной и абсолютной влажностью.

D = F – K = 16,48 – 14,66 = 1,814

Точка росы – та температура, при которой значения максимальной и абсолютной влажности равны

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно растут, ребенок часто находится во власти родительских амбиций. Малыш еще не начал ходить и говорить, а его уже стремятся отдать в группы раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось. Бесспорно, интеллектуальный потенциал ребенка начала XXI века намного выше, чем, например, середины прошлого века. Однако какими будут цена и последствия такой образовательной гонки? Психика дошкольника еще очень слаба, поэтому вследствие перегрузок у него достаточно быстро наступает утомление, которое в свою очередь способствует появлению плохого поведения: капризов, раздражительности, повышенной возбудимости и так далее.

Утомление развивается не только вследствие интеллектуальных перегрузок, этому способствует и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе. Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте должна составлять:

в 3—4 года — 10—15 минут;

в 4—5 лет — 20 минут;

в 5—6 лет — 20—25 минут;

в 6—7 лет — 25—30 минут.

Конечно, когда ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. И если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой — не менее 4—4,5 часа, а летом — но возможности весь день.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у малыша грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего наступает утомление в ответ на монотонную деятельность. Пятилетние дети утомляются быстрее, чем шести-семилетние.

С 5—6 лет многие малыши начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось большое количество семей, где дети с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. Естественно, у них формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящих на экране событиях. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что родители охотно верят этому, так как ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи уже доказали, что компьютерные игры требуют наибольшего напряжения внимания по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Больше того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющийся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в зависимости от его самочувствия, настроения и других причин.

Признаки, по которым можно определить наличие утомления у ребенка:

— повышенная отвлекаемость;

— частая смена позы;

— непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и тому подобное);

— неприятная мимика (кривляние, тики);

— неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и так далее).

Для предупреждения переутомления необходимо:

Наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе;

Чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых;

Исключить пассивный отдых (например, в виде сидения или лежания) для малышей первого года жизни — это вызывает еще большее утомление. Ребенок этого возраста должен постоянно быть чем-то занят, он целый день может находиться в движении и не уставать.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого патологического состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать для детей 5 лет 10 минут, для детей 6 лет — 15 минут.

Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется.

Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки». Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 10 до 15.

«Далеко-близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет и предлагает посмотреть на него, а через 2—3 секунды — расположенный близко. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, и не открывать их на счет от 1 до 4; широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет от 1 до 6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку». При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и так далее. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может быть елочка, которую надо нарядить. Необходимых для этой цели игрушек и зверушек дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Изображение елочки помещают на стене (в центре или чуть ниже). Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одну, то в другую сторону. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стой прямо. Поворачивая только голову, отыщи в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назови их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку». Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик и пускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следят за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

Если подвижный жизнерадостный ребенок внезапно становится сонливым, капризным, безразличным ко всему или вялым, родители пугаются и подозревают, что малыш заболел. Когда малыша перестают радовать игры с друзьями, другие развлечения, учеба в школе, но при этом не проявляется никаких симптомов болезни, скорее всего, ребенок просто устал. Но может ли у ребенка от переутомления подняться температура?

Как распознать переутомление

Не удивительно, если день выдался необычно долгим и нагруженным, после чего ребенок устаёт, может отказаться от ужина, с трудом сделать уроки, уснуть прямо за письменным столом. Ночной сон решает эту проблему. Однако, если такое переутомление случается постоянно, это может вызвать истощение и нанести вред организму.

Важно! Переутомление нарастает, если силы организма (сюда входят не только физические, но и умственные, и эмоциональные) столь велики, что организм не успевает восстанавливать их наряду с тем, как расходует.

Какими могут быть симптомы переутомления:

  • Усталость повторяется не один день;
  • Наблюдается нарушение ночного сна: дети не могут заснуть вечером, после чего, естественно, утренний подъем превращается в катастрофу, а днем хочется спать;
  • Настроение у малыша превращается в скачущую кривую – то апатия, то слёзы, внезапно отстраненность, снова капризы и так далее;
  • Беспричинное поднятие температуры;
  • Речь ребенка похожа на речь сонного человека;
  • Головная боль нередко сопутствует усталости;
  • Бледность кожного покрова наряду с потемнением кожи вокруг глаз;
  • Сердце стучит часто, пульс ускоренный, возможно даже дыхание становится более поверхностным;
  • Аппетит снизился или отсутствует;
  • Боль или гипертонус мышц.

Если мама или папа подметили такие симптомы, неотложно следует получит медицинскую консультацию. Дело в том, что наряду с относительно безобидной усталостью, такие признаки могут носить грозные заболевания.

К сведению родителей! Стресс влияет на уровень утомляемости ребенка. Глубокие эмоциональные переживания, что малыш может получить от, с виду, безобидной ситуации (ссора родителей, упрёк педагога, не говоря уже о разводах, смерти родных, размолвки со сверстниками и так далее), приводят к истощению энергетических ресурсов тела.

Субфебрильная температура, это та, которая не переходит отметку 38 градусов. На фоне симптомов утомления, может подниматься температура. Высокой она не бывает, возникает и падает внезапно, либо держится определенное время. Очагов воспаления не обнаруживается, даже скрытых, что подтверждают анализы.

Итак, может ли у маленького или взрослого ребенка подняться температура от переутомления? В норме субфебрильной температуры у ребенка быть не должно. Если она есть, значит организм работает с нагрузкой.

Причины гиперусталости у ребенка

Как оговаривалось, причинами переутомления могут быть стрессы, физические перегрузки, недостаток сна. Но не только это: на уровень энергозапасов влияют:

  1. Болезни, которые есть в открытой или латентной форме: анемия, вызванная недостатком железа или фолиевой кислоты, недостаточная функция щитовидной железы, воспаления, начинающиеся от стоматологических, оканчивая внутренними источниками инфекции, аллергия, респираторные болезни, гормональные и аутоиммунные проблемы, опухолевые образования.
  2. Неполноценное питание, либо несбалансированная пища, равно, как и питание не по распорядку.
  3. Сезонный или другой авитаминоз.
  4. Смена обычного уклада жизни. Часто такими поводами могут стать переезды, смена школы.
  5. Чрезмерные спортивные нагрузки, если ребенок только начал заниматься спортом, слишком устаёт.
  6. Подготовка к экзаменам, поступлению, олимпиаде, аттестациям и другое.

Что делать, если возникло переутомление

При первых подозрениях на чрезмерную усталость и температуре от усталости, родители должны понять и отсеять причины, из-за которых это происходит. Необходимо заняться восстановлением физического и эмоционального фона своего чада, большое значение придать спокойному сну без пробуждений и раздражителей, в виде света, музыки, другого шума.

Консультация с врачами: психолог, кардиолог, другие специалисты очень важна. Так как в случае, если в результате чрезмерных переутомлений, была нарушена функция какого-то органа, ее следует восстановить. Будет подобрано необходимое лечение.

Кроме того, профилактика обязательно включает:

  • Полноценная еда, которую кроха или подросток принимает согласно режиму;
  • Вспомогательные витаминные комплексы;
  • Обязательные пешие прогулки на свежем воздухе;
  • Снижение нагрузок на ребенка;
  • Разнообразие деятельности, смена обстановки;
  • Восстановительные расслабляющие мероприятия, например, массаж.

Следует ли снижать температуру, которая возникла от усталости? Необходимо смотреть по состоянию ребенка. Если температура не выше 38 градусов, то снижать ее не следует даже у очень маленьких детей. Если ребенок уже постарше, например, школьник, то даже температура до 39 градусов может быть полезной. При более высоких показателях градусника, следует принять антипиретики, чтобы снять жар.

Переутомление бывает физическим и психическим…

Вот некоторые признаки переутомления, которые должны насторожить родителей:
- изменение поведения ребенка: из жизнерадостного и активного существа он вдруг становится капризным нытиком, может также появиться повышенная раздражительность и даже агрессия;
- ребенок становится рассеянным, невнимательным, ему трудно сосредоточиться при подготовке домашнего задания, что обычно очень раздражает, недоумевающих в чем дело родителей. На фоне хорошей учебы в школе начинают систематически появляться плохие оценки;
- нарушается сон и аппетит. Появляются трудности с засыпанием и пробуждением. Аппетит обычно снижается, или наоборот, ребенок может постоянно что-то жевать, начинает больше употреблять сладостей;
- появляются навязчивые вредные привычки (ребенок грызет ногти, ковыряет в носу, постоянно теребит волосы)
- учащаются простудные заболевания. Ребенок становиться бледным, c синяками под глазами. Появляются жалобы на головные боли и усталость.

Если родители вовремя не заметят изменений и не примут меры, дело может закончиться истощением нервной системы, неврозом, а также значительным снижением иммунитета и появлением хронических заболеваний.

Что же делать нам, родителям, чтобы избежать переутомления своего любимого чада:
- очень вдумчиво и чутко нужно подбирать дополнительные занятия для своего ребенка. Если отпрыск, несмотря на все ваши усилия явно не «тянет» усложненную школьную программу, не стоит перегружать его репетиторами и дополнительными интеллектуальными занятиями. Может лучше перевести его на программу попроще и подобрать ему спортивную секцию. Пусть у вас не будет повода при случае похвастаться престижным образованием, зато ребенок наверняка станет спокойнее и счастливее. В случае, когда ребенок потерял интерес к занятиям, мудрое поведение родителей заключается в понимании, что руководит ребенком – банальная лень или выбранная секция действительно ему не подходит, и нужно либо отказаться от неё, либо сменить. Если ребенок большую часть времени с удовольствием ходит заниматься, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах, но периодически не проявляет желания заниматься, скорее всего, речь идет о банальной лени. Но если ребенок каждый раз посещает занятия через силу, после занятий становиться раздражительным, не хочет делиться впечатлениями, жалуется на плохое самочувствие, значит вы выбрали ему занятие не по душе и не по силам.
- у ребенка ежедневно должно быть время для прогулок на свежем воздухе. К сожалению, современные дети предпочтут провести своё свободное время не на прогулке во дворе, а сидя за компьютером или перед телевизором. Многим родителям так даже удобнее: с одной стороны чадо чем-то да занято, и в то же время не «шатается» где-то на улице. Такое «удобство» наносит огромный вред физическому и психическому здоровью наших детей, не говоря уже об утраченных ценностях дружбы и «живого общения». Поэтому призываем всех родителей - если сами не идут, «выгоняйте» своих детей на улицу! Дозируйте телевизор и компьютер, поощряйте «живое» общение с друзьями.
- у ребенка, особенно младшего школьника, должен быть распорядок дня, а это значит пробуждение, засыпание и прием пищи должны быть примерно в одно и то же время суток. Суточная продолжительность сна детей школьного возраста должна составлять 10-11 часов, поэтому чтобы ребенок высыпался, не позволяйте ему запаздывать с укладыванием спать.
- при высоких умственных и физических нагрузках особенно важное значение имеет полноценное питание. Рацион ребенка должен быть богат полноценным животным белком (мясо, рыба, творог), сложными углеводами (хлеб, различные виды цельнозерновых каш) и витаминами (овощи, фрукты, ягоды, орехи). Важно знать и включать в рацион ребенка полезные продукты при умственных нагрузках, которые улучшают работу мозга, стимулируют обмен веществ, укрепляют нервную систему. Дополнительно, посоветовавшись с врачом, можно давать ему витамины в виде аптечных препаратов.

Когда нужно обратиться к врачу:
- симптомы переутомления не проходят более двух недель;
- у ребенка выраженные и стойкие нарушения сна (бессонница, или наоборот, увеличение его длительности)
- синяки под глазами не исчезают даже после сна;
- появился неприятный запах изо рта;
- ребенок жалуется на головные боли или боли в животе.
Что делать, если ребенок переутомлен:
- отменить дополнительные нагрузки;
- следовать советам врача;
- не винить ребенка и не высказывать ему своего разочарования, что он не справился и не оправдал ваших надежд и желаний;
- не обсуждать в присутствии ребенка существующую проблему, чтобы не вызвать у него лишние тревоги или чувство вины;
- скорректировать график и режим ребенка и придерживаться правил предупреждающих переутомление, рассмотренных выше.

В первую очередь задача родителей воспитать физически и психически здорового человека, гармоничную личность без комплексов и перекосов. Именно такому человеку, а не супергениальному всезнайке будет легче найти своё место в жизни. А если эта личность в процессе воспитания не успеет выучить второй иностранный язык, не научится хорошо танцевать или играть в шахматы, то вполне сможет наверстать эти упущения во взрослом возрасте, если это потребуется.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Эти причины помогут Вам понять, почему с малышом нужно побольше читать и общаться

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Продукты, которые НЕЛЬЗЯ давать малышу до 1 года

Просмотрено

Идеальное родительство: мифы VS реальность

Советы родителям

Просмотрено

Уровень подготовки малыша к детскому саду

Это интересно!

Просмотрено

50 дел, которые нужно успеть сделать с детьми этим летом!

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Ностальгия по детству

Детство – чудная пора. Во взрослом возрасте мы с легкой тоской вспоминаем о тех славных временах, когда самой главной нашей обязанностью была необходимость достаточно кушать и вовремя ложиться спать. Даже школьные годы не оставили столь тягостного впечатления, как груз ответственности, навалившийся во взрослые годы. Принято считать, что у детей нет никаких проблем, а их жизнь протекает в завидном покое. Тем не менее, это не совсем так. Одной из серьезных проблем, с которыми могут столкнуться даже малыши на грудном вскармливании, является переутомление у ребенка.

Переутомление – это патологическое состояние человека, вызванное чрезмерной физической и/или психологической усталостью. Чаще всего наступает в период, когда организм человека находится в наиболее уязвимом состоянии – на фоне простуд и обострения хронических заболеваний, в периоды сильного нервного напряжения (во время экзаменов и проблем на работе), в переходный период. У детей возникновение переутомления напрямую зависит от возраста, распорядка дня и нагрузок.

Так основной причиной возникновения проблемы у ребенка, который еще питается материнским молоком, является отсутствие распорядка дня, недостаточное время сна, стрессы кормящей матери. Когда малыш отправляется в школу, основным источником нервного перенапряжения становится чрезмерная учебная загрузка, недостаточное время, проведенное на свежем воздухе, что приводит к постоянному кислородному голоданию, а также снижение двигательной активности. В возрасте 12-16 лет переутомление у ребенка может быть напрямую связано с гормональной бурей, происходящей в его организме. Постоянные скачи настроения, первые влюбленности, нежелание тратить время на учебу – все это не может не отразиться на эмоциональном состоянии подростка, что способствует развитию нервного переутомления. Помимо всего прочего причиной появления проблемы может стать неудовлетворительная атмосфера в семье, где взрослые постоянно ссорятся, а также желание выглядеть привлекательнее ценой постоянных изнуряющих диет. Ведь недостаточное поступление питательных веществ в организм приводит к истощению не только физическому, но и эмоциональному.

Симптомы переутомления

  1. Постоянные резкие смены настроения . Ребенок безудержно смеется над шуткой, а уже через несколько секунд горько плачет, вероятно, без причины. Особенно такое проявление расстройства характерно для младших школьников и подростков. Помимо этого, те, кто проходит через переходный период, могут проявлять свою усталость приступами агрессии и нежелания идти на контакт. Первоочередной задачей родителей и учителей вовремя выявить наличие проблемы, чтобы принять соответствующие меры по ее решению.
  2. Проблемы с концентрацией внимания . Переутомление у ребенка младшего школьного возраста может проявляться в виде отсутствия желания концентрироваться на задаче. Кроме того, для малыша характерны резкие смены видов деятельности. Так, вашего ребенка становится все сложнее усадить за уроки, а активность, связанная с концентрацией вызывает у него раздражение.
  3. Чуткий сон . Ребенок ворочается во сне, часто просыпается, утром выглядит не выспавшимся и уставшим.
  4. Нехарактерные движения . Во время разговора у малыша непроизвольно дергаются руки, он резко меняет позу, чего раньше за ним не наблюдалось.
  5. Нарушение режима дня и принципов питания . Несмотря на то, что ребенку необходимо рано проснуться в школу, он не может уснуть допоздна, выглядит взволнованным и нервным. Утром его сложно разбудить, он идет на занятия с крайней неохотой. В еде ребенок отдает предпочтение сладостям и продуктам с высоким содержанием белка и глюкозы.
  6. Повышение температуры . Нередко невесть откуда взявшаяся температура является признаком переутомления у ребенка. Таким образом организм реагирует на усталость, давая понять, что отдых сейчас крайне необходим.
  7. Нарушение месячного цикла у девочек . Если от излишней эмоциональной нагрузки страдает подросток, то это может привести к еще большему усугублению гормонального сбоя. А это значит, что возможны смещения цикла или полное прекращение менструаций у девочек.

Лечение и профилактика

Необходимость лечения переутомления определяется степенью запущенности проблемы. Помните, что повышение температуры на фоне нервного напряжения – повод обратиться к врачу, поскольку это может стать причиной серьезных нарушений в работе детского организма. В большинстве случаев под лечением подразумевается комплекс мер, направленный на восстановление психоэмоционального состояния ребенка. Он включает в себя разработку индивидуального распорядка дня, строгое регулирование физической и умственной нагрузки, в некоторых случаях – отказ от дополнительных кружков, пересмотр рациона питания в пользу продуктов с высоким содержанием белков и ненасыщенных жиров. Помимо этого специалист может назначить лечебную физкультуру и массаж. Не стоит забывать, что важным элементом лечения и профилактики переутомления у ребенка является достаточная физическая активность и пребывание на открытом воздухе.

Детская психика достаточно гибкая, а это значит, что следование рекомендациям врача обещает быстрое избавление от проблемы.