Какого числа сдвижение змей в году. Когда отмечается Сдвижение? Праздник Сдвижение: традиции и обряды

Воздвижение Креста Господня (Сдвижение) - великий двунадесятый церковный праздник, который имеет полное название - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября 2019 года.

В мире православных Крест носит колоссальный смысл: это самый главный символ Веры, с его помощью отгоняют плохие мысли и оберегает от свершения плохих поступков, оберегает ото зла и болезней. Каждый верующий православный придя в церковь, читая молитвы перед иконой возлагает крестное знамение в знак чистой веры и для защиты. Когда крестят ребенка или даже уже взрослого человека на него обязательно одевают крести, и носит он его потом всю жизнь.

Воздвижение Креста Господня 2019 - история праздника.

Этот день несет очень давнюю и интересную историю. После распятия Христа, ужасной смерти и предреченного воскресения, крест был утерян. Искренне верующие долго и настойчиво пытались его отыскать. Император римской империи — Константин перед одним из важных сражений, получил знамение от Бога в образе Креста. Он смог победить в этой битве всех своих врагов и понял, что ему предначертана важная миссия – найти Крест Господень.

Мать императора Константина, равноапостольная царица Елена нашла три креста на месте распятия и погребения Христа. К одному из крестов приложился больной и исцелился, а затем воскрес умерший, которого несли хоронить.

Таким образом, определили животворящий крест, на котором был распят Иисус Христос.

Этот крест был изготовлен из долговечных пород деревьев: ели, кедра и кипариса, благодаря чему Крест Господний так хорошо сохранился.

Впоследствии часть этой святыни Елена послала своему сыну Константину, а сам крест был положен в иерусалимской церкви. Чтобы собравшиеся на Голгофе христиане могли увидеть святыню, иерусалимский патриарх Макарий поднимал, т.е. «воздвигал» крест над головами молящихся.

Так был учрежден праздник Воздвижение Креста Господня. Из других источников, обретение креста Господня произошло в VII в. После войны в 614 году с Иерусалимом персидский царь увез из города святой крест, а в 631 году греческий император Ираклий победил персов и вернул святыню в Иерусалим.

Воздвижение Креста Господня 2019 - традиции праздника

К этому празднику принято готовиться заранее. Верующие дома произносят молитвы, затем идут на вечернее праздничное богослужение в церкви и молятся перед иконой Воздвижение Креста Господня. На этой иконе изобразили место где был обнаружен Чудотворный крест. Просящим эта икона помогает освободиться от бездетности, различных хронических заболеваний и от постоянных головных болей. В храм в этот праздник ходят для того чтобы молить Бога о здоровье родных и поблагодарить за спасение.

По народным верованиям, на Воздвижение происходит борьба между честью и нечестью, правдой и кривдой, и обе силы «воздвигаются» друг на друга. Побеждает всегда правда благодаря поднявшемуся из недр земли Святому Господнему Кресту.

Издавна на Воздвиженье происходили крестные ходы вокруг селений и полей, которые должны были защитить людей от бед и голода.

В этот день в церквях проходили службы с молитвой о будущем урожае и о выздоровлении больных.

На Воздвижение Креста Господня 2019 обычно поднимали кресты на строящихся храмах, устанавливали придорожные кресты, строили небольшие церкви и часовни.

Поскольку крест символизирует страдания, то в Воздвижение Креста Господня положено поститься.

  • На Воздвиженье - пятница-середа, постная еда.
  • Кто не постится в Воздвиженье - на того семь грехов воздвигнутся.
  • У кого на столе в Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает.
  • С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет.

Воздвижение Креста Господня 2019 - народные приметы и поговорки:

Еще из с давних времен передали много обычаев и поверий, связанных с этим праздником. В тот день в доме тщательно запирали все двери и окна, так как считали, что в этот день змеи и остальные пресмыкающиеся собираются в одно место, чтобы найти себе место, где можно устроиться на всю зиму.

Еще одна из народных примет: в этот день запрещено ходить в лес. Считается, что в этот день по лесу ходит Леший и если кто-то попадется ему на глаза уже никогда не выйдет из леса. В этот день улетают последние птицы, а медведи впадают в спячку. Все важные дела лучше отложить на следующие дни, так как предки говорили, что в день Воздвижения Креста нельзя начинать никакого нового дела, так как оно обязательно не получится и все будет испорчено.

К Воздвижению заканчивается бабье лето, и начинаются настоящие холода:

Воздвиженье лето замыкает, а ключи птицы с собой за море уносят.

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

На Воздвиженье зима с гнезда снимается, к нам в гости собирается.

Воздвиженье задвигает зипун, подвигает шубу.

В народе замечали, что к этому дню птицы улетали в теплые края, медведи залегали в спячку, змеи уползали на зиму в «вырий» и активизировалась потусторонняя сила - поэтому ходить в лес опасно.

  • На Воздвиженье птица в отлет движется.
  • На Воздвиженье медведь залегает в берлогу.
  • На Воздвиженье змеи цепенеют, перед зимней спячкой Змеи и ужи сдвигаются под землю, где проводят всю зиму.
  • С Воздвижения змея не кусается, а не то ей не уползти с другими змеями.
  • На Воздвижение нельзя в лес ходить, чтобы лешие и оборотни не причинили вреда.
  • В Воздвижение отмечаются «овинные именины» - духа, живущего в овине. В этот день овинника не тревожили работой, чествовали и оставляли угощение.

На Воздвижение не положено начинать какие-либо важные дела, потому что все начатое в этот день не заладится.

В начале этой недели православные владимирцы отметили Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Но и люди, от веры далекие, о нем слышали: из года в год в эту пору среди охотников, грибников, рыболовов, туристов и дачников постоянно идут разговоры о неком «сдвижении змей» в среднерусских лесах.

В пригородных элек­тричках в последние годы часто слышатся жалобы, что змеи-де со­всем одолели, уже сами приползают на участки. А дачники из Москвы и этому рады: «Какое экологически чистое место -даже змеи есть!». Что же представляет собой гадюка – наша единственная ядовитая змея?

Каинов знак

Вся путаница в наших немногочисленных зме­ях, а их всего-то три вида – уж, медянка и гадюка – произошла, думается, от изменчивой окраски последней. Она бывает сероватой, почти бурой или красно-бурой с темной зигзагообразной полосой вдоль спины, нередки сплошь черные экземпляры. А вот голу­боватые и почти зеленые встречаются у нас очень
редко.

Черноватый рисунок на спине немецкий на­туралист К.Линк назвал «каиновой печатью», его конфигурация тоже не постоянна у разных га­дюк – то зигзагообразная или волнистая полоска, то ромбики или ряды точек, поперечные по­лосы и другие сочетания. На голове заметен иксообразный темный ри­сунок, а через глаз, как прицел, проходит темная полоса. Брюхо почти всегда темнее спины или сплошь черное.

Размеры змеи неболь­шие, старые особи могут достигать до 80 см дли­ны. В отличие от других змей центра России ту­ловище гадюки кургузое, хвост короткий, голова треугольная, почти ко­пьевидная, ясно отгра­ничивается пережимом от коротенькой шеи.

Место встречи изменить нельзя

Во Владимирской об­ласти, которая заселена гадюками довольно неравномерно, подходя­щими местами являются леса – ельники и сосняки с моховым покровом, дубравы, ольшаники, пойменные луга, болота, зарастающие гари и вы­рубки.

Гадюку можно обна­ружить на обочинах дорог, на просеках высо­ковольтных линий, у мелиоративных каналов и даже в огородах. Днем легче всего ее встре­тить на прогреваемых солнцем местах, причем выползает греться она в течение дня на это место несколько раз. По­валенное сухое дерево, большой пень с южной экспозицией – прекрас­ные солярии для при­нятия солнечных ванн гадюкой.

Людям важно знать: человека гадюка кусает, будучи внезапно потревоженной или если он не позволяет ей скрыть­ся. Первая она никогда не нападает! В любом случае предупреждает довольно громким ши­пением. При этом ха­рактерно изгибает перед­нюю часть тела. Одним рывком она может вы­бросить немногим более трети длины туловища. Прыгать «как пружина» гадюка не в состоянии, равно как и «катиться колесом, ухватив себя зубами за хвост».

Как часто мы устрем­ляемся к кочке с ку­старничками черники и сизым ягодам, забыв, что кочка, может, не­сколько лет уже служит прибежищем гадюке! В сумерках, собирая ветви для костра, тоже можем случайно прижать змею рукой. Часто гадюки кусают, когда на них наступают ногой в лег­кой обуви. Но за многие десятилетия в нашей стране известно всего несколько случаев ги­бели людей, укушенных гадюкой. При своевре­менном же и правильном лечении укушенные вы­здоравливают через 7-14 дней, хотя слабость чув­ствуется еще в течение 2-3 месяцев.

Если все-таки укусила

Главное правило по­сле укуса – сразу же, не позднее 15 секунд (!), начать выдавливать яд, нажимая на края ранки. К сожалению, много времени тратится на ру­гань, слезы, призывы «убить эту мерзость» и т.д. У гадюки мало яда, но он сильно токси­чен (примерно в 20 раз сильнее, чем яд гюрзы), поэтому он достаточно быстро всасывается, и действовать нужно без промедления.

Естественно, от змеи надо отойти, чтобы не получить еще «пор­цию». В первые секун­ды капелька яда сидит в тканях как в капсуле, а ранки от зубов еще полностью не закрылись. Достаточно одного нажа­тия, и до 80 % яда можно выдавить, он появится в виде ярко-красной капли, и его можно просто стереть рукой. Продол­жать выдавливать можно в течение не более 20 минут, после чего на ранку можно наложить водочный компресс на 1-2 часа. Никакой водки вовнутрь, как учит «народная мудрость», рекомендуется только обильное питье. На всю укушенную конечность нужно наложить эла­стичный бинт и немед­ленно доставить постра­давшего в больницу.

Осенние собрания гадюк

Гадюки в некоторых местах своего распро­странения образуют так называемые «змеиные очаги», и в подобных «гадючниках» при пешей прогулке их можно на­считать довольно много. Размещение змеиных очагов обычно опреде­ляется подходящими для зимовки условиями. Осе­нью гадюки, стремясь к местам своих зимовок, могут проползать рас­стояния от 2 до 5 км и переплывать озера и реки. Иногда змеи зиму­ют поодиночке, однако в подходящих местах находили скопления до 300 змей.

Зимними квартирами гадюкам служат норы грызунов и кротов, ходы сгнивших корней дере­вьев, пустоты торфя­ников, стога сена. На зимовку змеи оконча­тельно уходят в сентябре-октябре. Зимуют они в почве ниже слоя промерзания, спускаясь на глубину от 40 см до 2 метров. Температура в местах зимовок не падает ниже 2-4 о С, что позво­ляет этой змее безбедно зимовать даже за Поляр­ным кругом. Поэтому мы чаще и встречаем осенью гадюк, находящихся в поиске подобных под­ходящих мест.

Около Владимира та­кой змеиный очаг был известен в окрестностях пос. Мостострой, неред­ки были гадюки в районе Долгой Лужи (экземпляр, хранящийся в музее при­роды, происходит как раз оттуда). Этим жарким летом гадюки встречались в близком пригороде, одна из них укусила собаку в районе озера Семязино, несколько лет назад мужчина получил укус недалеко от моста через Клязьму. Периодически видят гадюк и в районе парка «Дружба».

Трудная жизнь неприятных созданий

Все приспособления и природные хитрости иногда очень условны. Несмотря на ядовитость гадюки, у нее много врагов. Поедают гадю­ку различные млекопи­тающие, например, еж, который к яду ее мало восприимчив. Причем защищающаяся гадюка наталкивается лишь на иглистый панцирь зверь­ка, и, улучив момент, еж просто перегрызает змее позвоночник, а потом съедает ее.

Не брезгуют гадюкой лисицы, барсуки, горно­стаи, енотовидные соба­ки. Но шутки с ней все же опасны. В Камешковском районе мне при­шлось увидеть мертвую молодую енотовидную собаку, около которой лежала перекушенная пополам гадюка: видимо, змея изловчилась и все-же успела ужалить зверя в нос. Поедают гадюку и птицы: серая ворона, журавли, луни, сойки и очень редкий у нас змееяд, получивший свое название за склонность питаться змеями (хотя и ест он не только их).

Но главный враг га­дюки человек. Он не только разрушает места ее обитания, но и про­сто уничтожает гадюку, оправдывая избиение или стрельбу по змее ее ядовитостью. Конечно, вблизи детских лагерей и дачных участков убийство змеи сложно осуж­дать, но надо помнить, что гадюка – важный член природных био­ценозов, а яд ее исполь­зуют для изготовления различных медицинских препаратов. В этом году сильные лесные пожары подорва­ли и уничтожили многие места ее обитания. А сколько змей погибло в огне, мы никогда так и не узнаем. Много гибнет гадюк и на автодоро­гах, прорезающих лес­ные массивы. Так что до своего предельного возраста, который у га­дюк составляет всего 15 лет, доживают единицы. И надо помнить: убивая гадюку, мы нарушаем мудрое, сбалансирован­ное тысячелетнее течение лесной жизни. Так что, если любишь природу и заботишься об экологии, лучше этого не делать.

Денис ДУДЕНКОВ, научный сотрудник отдела природы ВСМЗ.

День 27 сентября является одним из самых значимых в народном календаре. С ним связано множество . Считалось, что с этого дня осень начинает двигаться к зиме – пора готовит шубы и шапки. Именно в этот день медведи залезают в берлоги, а птицы готовятся улетать на юг – значит, пора утеплять дом. Но при этом многие люди не знают, например, почему нельзя ходить в лес 27 сентября. А ведь этому суеверию тоже есть объяснение.

27 сентября - православный праздник Воздвиженья

Красным в календаре этот день является потому, что знаменует собой один из самых важных церковных праздников – Воздвижение Животворящего креста Господня Согласно библейской легенде, Иисус Христос был распят на горе Голгофе на косом кресте, который после казни был зарыт на этом же месте. Спустя много лет город Иерусалим атакованный войском римских солдат был разрушен, а священное место казни срыто до основания. Император Адриан повелел обустроить на нем языческое капище. И лишь через несколько веков после этого события императору Константину было явлено чудо – христианский крест с победной надписью, благодаря которому удалось одержать множество важных побед. Благочестивый правитель, стремясь исполнить волю Господнюю, повелел своей матери, царице Елене, отыскать тот самый крест, на котором был распят Спаситель. Очень долго это не удавалось, но в конце концов святыня была найдена. С ее помощью удалось воскресить недавно умершего человека, поэтому крест и был назван Животворящим. В его честь в возрожденном к тому времени Иерусалиме был заложен Храм Вознесения Господня. И сам день обретения святыни стал широко отмечаемым религиозным праздником.

Народная же традиция соединила 27 сентября с природным явлением – воздвижением осени навстречу зиме. Отсюда и появление многих, связанных с этим днем примет и , имеющих мало общего с церковным праздником. Хотя все равно на Руси старались именно на Воздвижение освещать вновь построенные храмы и начинать строительство часовен. В деревнях в этот день нередко проводились крестные ходы по близлежащим полям, а хозяйки начинали рубить и квасить капусту.

Почему нельзя ходить в лес 27 сентября?

У русского народа существует множество запретов, связанных с праздником Воздвижения. Один из самых известных – запрет на посещение леса. На вопрос о том, можно ли ходить в лес 27 сентября, ответ всегда был однозначно отрицательным. И это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, считалось, что в этот день активизировалась вся лесная нечисть. Православный праздник для леших, кикимор, оборотней почему-то был не указ, не обращая на него внимания, они устраивали последнюю сходку перед зимой. Лесовик проверял свои владения, готовность зверей к зимовью. Наткнуться на него человеку в этот момент было крайне опасно. Во-вторых, считалось что 27 сентября отворяются двери в вирий для всех ползучих гадов, в который они спешат на зимовку, сбиваясь в огромные клубки. Наткнуться на них в лесу – быть укушенным. А еще человек мог и под землю провалиться – через те же открытые ворота вирия, и провести там много месяцев до весны вместе со змеями.

Что еще нельзя делать 27 сентября?

Согласно народному поверью, 27 сентября не только нельзя ходить в лес, но и делать некоторые другие вещи.

Сегодня вот о чем. На выходах, нам все чаще встречаются эти удивительные создания природы - Змеи. Вот и в этот раз случилось так:

Солнце припекало и, идя по грунтовой дороге, нам то и дело встречались гадюки, которые томно грелись и не собирались уходить, не смотря на наше приближение! Эта наглость нас несколько удивила- раньше такого не было. Особенно одна, довольно крупная гадюка, совсем не обращала на нас внимания, разомлев под солнцем и уползать не желала. Причинять ей вред нам не было нужды. Провизия, слава Небесам, у нас имелась, так что в качестве пищи данный субъек не рассматривался. И тем не менее, пройти было надо, но она не уползала!! Лишь после того, как мы стали кидать в нее шишки, красавица неохотно уползла с дороги, потому хочу заметить, камрады: ходить сейчас надо очень аккуратно даже по дороге, и смотреть под ноги, так как гадюки очень сливаются с дорогой и их сложно заметить перифирическим зрением. Одну мне пришлось даже перепрыгнуть, моментально среагировав на предупреждение супруга, когда я зазевалась, любуясь природой вокруг..

в связи с этим, хорошо знать

1. КАК ОНА ВЫГЛЯДИТ И ГДЕ ВОДИТСЯ

2 .КАЛЕНДАРЬ АКТИВНОСТИ ГАДЮКИ ПО МЕСЯЦАМ ГОДА.

3. ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ГАДЮКИ. ПРОТИВОШОКОВЫЙ НАБОР.

ИТАК, НАЧНЕМ...

1. ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ.

В лесах средней полосы довольно часто можно встретить небольшую пестро окрашенную змею - гадюку обыкновенную.

Обычно длина ее бывает около 50 сантиметров, но встречаются экземпляры, которые достигают даже 90 сантиметров.

Как правило, у гадюк на спине имеется характерный зигзагообразный рисунок. Общий фон окраски может быть серый (светлого и темного оттенков), бурый, рыжий, вишнево-красный.

Зигзагообразный рисунок на спине гадюки очень похож на изломанную тень от листьев папоротника и различных мелких кустиков. Такая окраска позволяет змее сливаться с рисунком солнечных бликов и теней.

Ни человек, ни животное не замечают гадюку, лежащую неподвижно, и приближаются к ней на слишком близкое расстояние. Испуганная змея прибегает к самозащите - кусает неожиданного гостя.

В каких еще случаях может укусить гадюка?

Если, конечно, ее вдруг прижмут рукой или ногой.

А вообще поведение змей при встрече с человеком зависит во многом от степени разогрева.

В прохладную, пасмурную или дождливую погоду, когда гадюки охлаждены, движения их вялые, медленные, неуверенные.

Серьезной опасности они не представляют, потому что от них легко увернуться.

Другое дело в сухую и жаркую погоду. Однако даже активная змея, заметив человека, обычно старается уползти в ближайшее убежище. Вскоре она снова появляется и, осмотревшись, укладывается на прежнее место.

Когда же активную змею преследуют, а скрыться ей негде, она начинает обороняться: сжавшись в комок, с шипением выбрасывает голову в сторону преследователя. Но и в этом случае она стремится приблизиться к любому убежищу и скользнуть в него.

При настойчивом преследовании гадюка свирепеет и становится довольно опасной. Быстро сжимаясь в комок и тут же расправляясь во всю длину, словно подскакивая над землей, она старается приблизиться к человеку. Движения ее настолько стремительны, что за ними трудно уследить.

Чтобы избежать нежелательной встречи, то при прогулках по лесу, и по густым зарослям, имейте в руках палку, которой можно их раздвигать впереди себя. змея уползет и встречи не случиться. во всяком случае, неожиданной.

Так уж сложилось давно, что каждый, увидевший гадюку, выносит ей беспощадный смертный приговор. Но вправе ли он подобным образом поступать? Конечно, нет!

Во-первых, из яда гадюки изготовляют замечательные лекарства.

Кроме того, змея эта является естественным регулятором численности грызунов: лесных и полевых мышей - переносчиков и хранителей опасной болезни - туляремии.

В нашей стране принят закон, запрещающий бесцельное истребление ядовитых змей, в том числе и гадюки обыкновенной.

Чтобы не происходило неприятных столкновений, надо знать, где поселяются они, куда ползают кормиться, в каких местах любят погреться на солнышке, - словом, знать календарь их жизни. Вот он.

2. КАЛЕНДАРЬ ГАДЮКИ:

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ. Гадюки находятся в убежищах, расположенных в моховых кочках верховых болот, гнилых пнях и стволах давно упавших деревьев, норах мышевидных грызунов, ходах сгнивших корней, кучах прелого сена, расселинах скал… Обычно змеи выбирают такие места, в которых не может промерзнуть грунт и которым не страшны вешние воды. На зимовки гадюки прячутся и по одной, и целыми группами.

МАРТ. В последней декаде месяца на проталинах лесных полян и просек, на моховых болотах, склонах возвышенностей, возле куч камней, на обогреваемых солнцем и укрытых от ветра участках появляются первые змеи. Они малоподвижны, иногда лежат группами.

АПРЕЛЬ. Змеи лежат на кочках, сухих листьях и сухой траве, вдоль лесных дорог и просек, на полянах, моховых болотах, вырубках, вдоль кромки леса, по берегам рек и озер. В ясные солнечные дни змеи выбираются погреться утром, примерно до 10 часов, и вечером, после 18 часов.

Во второй декаде у змей начинается пора спаривания. Гадюки собираются на сухих полянках среди кустов тальника, открытых верховых моховых болотах с редким мелким сосняком, полянах в лесу, кучах камней на склонах оврагов, холмов и гор.

МАЙ. Гадюки расползаются по местам кормления. Вблизи летнего пребывания змей обязательно есть источник воды, удобное место для прогрева, надежное убежище - кучи прелого сена, сухих сучьев, высокая сухая кочка, пень.

ИЮНЬ. Все змеи находятся на кормовых местах. В это время можно наткнуться на «змеиную тропу», которая проходит по гривам на берегу реки или озера, по просеке в лесу, краю болота или поляне в сыром лесу. На таких «тропах» гадюки появляются ежедневно.

Прогреваться змеи выходят рано утром до высыхания росы и вечером перед заходом солнца. После дождя они лежат на солнце 15-20 минут, выползая для этого на кочки, кучи сухих сучьев, пни, пригорки.

Любят даже грунтовые дороги, где редко есть движение. если солнышко припекает и змею разморило, с дороги она уходит неохотно.. В пасмурные дни и перед дождем гадюки долго нежатся на открытых местах. Идет массовая линька змей и выползки встречаются часто.

ИЮЛЬ. Змеи по-прежнему на местах летнего обитания. На лугах во время сенокоса они часто используют в качестве временных укрытий валки и копны сена, поэтому если вы решите отдохнуть в таких местах, будьте осторожны. Надо быть внимательными и при сборе земляники: гадюки часто устраивают лежки на земляничных полянках и пригорках.

АВГУСТ. По мере поспевания малины, черники и гонобобеля часть змей перемещается в ягодники. Здесь гадюки охотятся на травяных лягушек, в свою очередь привлекаемых обилием насекомых, которые слетаются на аромат спелых ягод. Ягодники обычно сильно зарастают травой, и, прежде чем сорвать ягоду, прощупайте траву палкой.

Во второй половине месяца у гадюк начинает появляться потомство. В среднем одна самка рожает 8-10 гадючат, но бывает, что крупные самки приносят их более 20. Обычно роды происходят на земле, но иногда гадюки заползают на невысокие кустики.

СЕНТЯБРЬ. Основная масса змей постепенно перемещается к местам зимовок. Первым на зимовку уходит молодняк, затем взрослые змеи. Если зимовки размещаются в моховых кочках на верховом болоте, то можно наткнуться на группы змей. Осенью у гадюк бывают такие же скопления, как и весной в период спаривания.

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве: