Методика обучения лепке в средней группе. Методика проведения занятия˸

Неля Адулова
Конспект занятия по лепке в средней группе «Чем мы лепим?»

Конспект занятия по лепке в средней группе .

Тема «Чем мы лепим

Цель занятия : Вызвать интерес у детей дошкольного возраста к лепке из соленого , цветного теста, глине. Формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Познакомить с формой, воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку. Показать варианты оформления лепных изделий. Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику.

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу игрушку- Лунтик с коробкой и говорит :

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы) .

Сегодня я принёс вам коробку с сюрпризом. А как вы думаете, что может быть в коробке? Посмотрите, здесь красивые наклейки,

А чтобы коробочку открыть и узнать, что же там на самом деле лежит, нужно отгадать загадки :

Пластик, глину, пластилин

Мы в поделки превратим.

Когда мы форму придаем,

То как процесс тот назовем?

Название то метко -

Процесс зовется. (лепка )

Поделки желтые, зеленые,

Они на вкус у нас соленые.

Лепили из соленого мы . (теста)

Я слеплю кого угодно :

Волка, куклу в платье модном.

На занятии мы творим .

Очень нужен… (пластилин)

Он лепить нам помогает ,

Все ненужное срезает.

Пластилин и глину тоже

Выровнять он нам поможет.

Ножичка удобней нет,

В лепке нужен , дети,. (стек)

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая? (глина)

Дети отгадывают. Воспитатель по очереди достаёт всё что лежит в коробке.

Воспитатель спрашивает. Что можно делать из всех этих материалов? (лепить поделки : игрушки, посуду, картины и т. д.

Перед тем как начать работу с любым из этих материалов мы должны усвоить некоторые правила :

1. Нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

2. Лепку выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т. д.

5. Не бросайте остатки на пол.

6. Не размахивайте стеком.

7. После работы протирайте руки салфеткой.

8. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

9. Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

Показать детям пластилин. Повторите названия цветов. - Посмотрите, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки. Показать, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины . - Посмотрите, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьмите, какой вам нравится. Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем :

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите ».

А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Игра «Узнай на ощупь»

Игра "Из чего сделана твоя игрушка?".Если нет в натуральном виде можно использовать картинки.

Дети в группе выбираю 1-2 игрушки из разных материалов. Затем поочередно отвечают на вопрос "из чего сделана эта игрушка?" и кладут игрушку на нужный стол. На каждом столе свой вид игрушек

Физминутка - игра "Подарки".

Принесли мы всем подарки,

Что захочешь – то возьмёшь.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчёк, и самолет!

Что, тебе!

Итог : Что мы делали на занятии ? Для чего? Чтобы делать поделки.

Публикации по теме:

Целью данной работы с детьми является: развитие творческих возможностей детей. Малыши знакомятся со свойствами пластилина (это мягкий материал,.

Итоговое занятие по лепке в средней группе. Тема: «День рождения ежика» Конспект итогового занятия по лепке в средней группе на тему: «День рождения ежика» Воспитатель: Шубникова В. В. Программное содержание:.

Конспект занятия по лепке (в средней группе) Тема: «Подснежники». Программное содержание: Образовательные задачи: - вызвать интерес к.

Составила Кравцова Д. А. воспитатель МБДОУ № 205 Краснодар. Программное содержание: Познакомить детей с видами самолетов нашей страны.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Поляна цветов» Конспект НОД по ХЭР (лепка) в средней группе на тему: «Поляна цветов». Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение.

Воспитатель: Иваниенко Ирина Григорьевна Задачи: -Учить детей лепить мышку с натуры, правильно передавать форму и пропорциональные соотношения.

На занятиях по изобразительной деятельности следует развивать у детей пятого года жизни эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы, называть форму, цвет, величину.

Дети пятого года жизни уже способны воспринимать и выкладывать геометрические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их частей, в определенной последовательности с учетом их различия по величине, составлять разнообразные предметы из набора бумажных геометрических фигур, преобразовывать их путем разрезания по прямой, по диагонали.

Необходимо приучать детей выполнять все старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым тактичным, понимающим; уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, порадоваться его достижениям; не раздражаться, если что-то не получается, не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками, старшим ребенком в семье - в этом случае ребенок теряет уверенность в своих силах и интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии, как и в предыдущей группе, целесообразно предлагать детям лепить не один, а несколько предметов одинаковой формы, например, несколько простых яиц и одно золотое, несколько огурчиков, больших и маленьких , несколько неваляшек и т.п. Изображая на одном занятии несколько раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют его величину, положение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений. Это способствует проявлению творчества.

Нужно учить детей самостоятельно готовить материалы для занятий и убирать их по окончании работы. Обычно материал для занятия раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами. Более целесообразным представляется такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все материалы обратно на общий стол. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, ответственности, умению убирать за собой.

В средней группе для лепки детям предпочтительно давать глину, которая в силу своей мягкости, пластичности является лучшим материалом; также можно использовать пластилин, пластическую массу.

Следует продолжать учить детей аккуратно пользоваться материалом, лепить на специальной дощечке или клеенке; приучать действовать аккуратно, не разбрасывать глину по столу, не смахивать на пол; готовое изделие ставить на дощечку или клеенку; после окончания лепки не вытирать руки о платьице или брючки, а мыть их.

Начинать работу по обучению детей лепке следует с закрепления приемов, которые они усвоили в предыдущей группе. Затем детей учат передавать в лепке предметы овальной формы. С этой целью им предлагают на одном занятии лепить предметы круглой и овальной формы.

На занятиях по лепке можно предложить детям следующие темы: «Рыбки», «Рыбки - большая и маленькая», «Уточка», «Птичка», «Девочка в длинной шубке», «Мисочка», «Чашка и блюдце», «Козленок», «Зайчик».

Опыт показывает, что лепка предмета уже знакомой детям круглой формы и в сравнении с ним предмета новой для них овальной формы является эффективным методическим приемом. В сравнении дети лучше познают особенности овальной формы.

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.

В средней группе дети, овладев приемами лепки предметов цилиндрической, круглой, овальной форм, могут лепить более сложные объекты: рыб, птиц, животных

Занятия по лепке способствуют непосредственному познанию предметов, их формы и пропорций. В некоторых случаях лепка того или иного объекта может предшествовать рисованию, позволяя лучше понять и затем передать в рисунке образ предмета, объекта. Особенно это важно, когда дети впервые изображают предмет новой для них формы, например, овальной. Однако такая последовательность нужна не всегда, буквальный повтор может привести к однообразию и скуке.

Примерный план занятий по лепке в средней группе приведен в приложении 7.

Ребенок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью. Дальнейшее усложнение деятельности и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов: развивается мышление - дети могут выделять более существенные признаки предметов, группировать их по назначению, качеству, материалу, им становится доступно понимание простейших связей и отношений; начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия, которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер.
Ребенок 4 лет уже может заранее задумать, что он будет лепить, хотя этот замысел вначале еще неустойчив. У детей появляется определенный интерес к результату и процессу усвоения навыка, они начинают понимать, что от этого зависит выполнение работы, а если ребенок не смог выполнить задание, это его огорчает. Значительно возрастает работоспособность детей, возможность заниматься в коллективе, подчинять свои желания требованиям взрослых.
Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Элементы выразительности воспитатель всегда выделяет, подчеркивает. Например, при изображении птички, цыпленка можно показать, что различные положения головы, клюва и хвоста создают новые интересные образы.
Большое внимание уделяется формированию самостоятельного замысла - лепке по замыслу отводится половина всех занятий. К этому времени творческий замысел ребенка становится более устойчивым. Дети должны лепить самостоятельно, не только используя ту тематику, над которой они работали вместе с воспитателем, но и придумывать свою, отражающую образы окружающего мира. Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Тематика заданий становится сложнее - дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы, форма которых представляет собой овоид (овоид - фигура в форме яйца. Этот термин детям дошкольного возраста не дается), конусы, цилиндры, шары. Создание точной формы и характерных деталей требует работы не только ладоней, но и пальцев рук. Дети овладевают такими приемами, как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание; их знакомят с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры для придания ей большей устойчивости, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится все больше (до 5-6).
В средней группе, так же как и во второй младшей, предусматривается повторность изображения одной формы на разном тематическом содержании. Это дает возможность закрепить навык изображения различных форм.
Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем (дети лепят утят, воспитатель - утку, а в конце занятия составляется композиция - «Утка ведет утят купаться». Или дети лепят медвежат, а воспитатель усаживает их в кружок и дает каждому ложку - «Мишки обедают»).
Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. При этом работа может иметь коллективный характер: дети объединяются по двое, по трое, воспитатель помогает определить, кто и что будет лепить. Каждый ребенок изображает своего героя, а потом всех персонажей можно собрать на общей подставке. Воспитатель помогает детям найти выразительные черты образа. Например, при лепке медвежат по сказке «Два жадных медвежонка» он говорит: «Посмотри, Наташа, как у тебя хорошо получилось: твой мишка плачет (обе лапы поднес к глазам), а у Сережи медвежонок как будто спрятал сыр за спину (лапа за спиной). Вот какой жадный!»
После чтения произведения К. Чуковского «Федорино горе» воспитатель предлагает рассказать об этом в лепке. Все вместе решают, какой сюжет изобразить: как посуда убегала от Федоры или как она вернулась назад. Все дети лепят посуду (кто какую хочет), а воспитатель - Федору. В конце занятия составляется композиция. Такое совместное творчество, совместные поиски учат создавать выразительный образ, помогают вызвать эмоциональный настрой, интерес к лепке.
В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) можно украсить, используя стеку, набор печаток или составляя узор из мелких кусочков глины. По типу дымковской росписи можно украсить птичек, козликов и т. д.
Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые за летние месяцы частично забываются. Кроме того, в группу с начала года обычно приходят новые дети, они должны познакомиться с теми приемами работы с глиной, пластилином, которые давались в прошлом году. Поэтому в первом квартале не учат новым приемам лепки, а закрепляют старые, усложняя и уточняя ее. Такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание, дети повторяют при лепке овощей, фруктов, ягод и других предметов (колбаски, булочки, сушки и др.), а также игрушек.
Осень - очень благоприятное время для знакомства с богатством растительного мира, его красотой, его плодами, которые своими формами, красками и разнообразием вызывают у детей радостные эстетические чувства, желание изобразить их. Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает воспитателю возможность выяснить уровень умений детей и в соответствии с этим построить дальнейшую работу. Программа предусматривает повторение приема раскатывания, который дети закрепляют при изображении колбасок, гвоздиков, кабачков, огурчиков и т. д. Можно ввести усложнение: раскатывать глину при вертикальном положении рук (при изготовлении тонких удлиненных цилиндрических тел) или при положении рук под углом при изготовлении морковок, кабачков, ракет и т. д.; заканчивать отработку формы пальцами.
В качестве упражнения в раскатывании, свертывании и соединении дети лепят крендельки, слойки, цепочки и т. д. При этом они учатся различным приемам свертывания удлиненных цилиндрических форм.
В начале года закрепляется и прием скатывания, при этом подбирается более сложная, чем раньше, тематика - лепка орехов, апельсинов, яблок, черешен и т. д. Дети лепят не только всевозможные предметы, но им предлагается вылепить и несколько разных по величине однородных предметов - большие орешки и маленькие, большой апельсин и маленький и т. д. На некоторых занятиях дети при изображении более сложных предметов упражняются во всех ранее усвоенных приемах лепки. Например, чтобы вылепить репку, надо скатать ком глины, слегка его сплющить и оттянуть кончик, а сверху вставить приготовленные из зеленой бумаги листочки. В средней группе лепят грибы, самолеты, кошку, петушка, черепаху и т. д. Как итоговое занятие хорошо провести лепку по замыслу: «Угостим кукол ягодами», «Вкусные яблоки и апельсины», «Забавные зверюшки», «Цепочки и бусы на елку» и т. д.
Зимние месяцы связаны с радостным новогодним праздником. Дети получают много незабываемых впечатлений и эмоциональных переживаний, связанных с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, игрушками, которые вдруг ожили и закружились вместе с детьми в новогоднем хороводе. Это прекрасный материал для изображения в пластических образах. Но чтобы дети сумели передать свои впечатления в лепке, необходимо познакомить их с такими геометрическими формами, как овоид (его отличие от шара), конус, диск, с новыми изобразительными и техническими навыками, способами создания образа.
Хорошо познакомить детей с лепкой животных, птиц, рыб, форма туловища которых близка к овоиду. Это - еж, заяц, мышка, птичка, рыбка, кит и т. д.

Лепка поделок из различных пластичных материалов - очень популярный вид рукоделия и хобби. Малыши и взрослые создают самые разные вещи из глины, пластилина, теста, гипса, пластики и даже из кулинарной мастики.

Для детей такое приятное времяпрепровождение выполняет еще и развивающую функцию. В лепке задействованы все пальчики и ладошки малыша. Это благотворно влияет на мелкую моторику крохи, что в свою очередь способствует развитию памяти, словарного запаса, речи, фантазии и творческого мышления, а также умению концентрироваться.

У малышей в пятилетнем возрасте уже немного увеличилось понимание формы предмета, однако они еще не умеют правильно передавать все пропорции, также очень часто отдельные детали поделки не бывают хорошо закреплены. При этом, крохи в возрасте четырех - пяти лет уже лучше воспринимают словесный инструктаж.

Педагог продолжает уроки по задействованию всей кисти и пальчиков, развитию интереса к лепке. Также преподаватель уточняет понимание форм предметов, строения и пропорции отдельных элементов и обучает передаче их в лепке. В средней группе делается больший упор на эстетику изображения различных форм и их симметричности. Повышаются требования в выборе самостоятельных заданий, способах и техниках их выполнения. Деткам необходимо уметь лепить форму кончиками пальчиков и плотно закреплять места соединения больших элементов, лепить маленькие детальки с помощью палочки, или прищипывать их.

Первые занятия лепкой в средней группе будут нужны для того, чтобы детки вспомнили чему их научили в младшей группе. Они будут раскатывать кусочек материала прямо или вкруговую и расплющивать между ладошек. Это поспособствует закреплению ранее выученных знаний и более корректному выполнению заданий преподавателя. Детки лепят не только ладошками, они стараются передать особенности форм пальчиками. Например, морковка вытянутая и овальная. Детки должны проконтролировать свои действия зрительно, а также четко представлять весь образ предмета в целом. До начала зимы малыши лепят уже известные поделки, совершенствуют передачу формы и способы лепки.

Всю зиму малыши лепят поделки или из одного целого кусочка, это могут быть овощи или фрукты, а могут создавать изделия из нескольких деталей, например, котика, куколку, снеговичка или зайчика. Как слепить отдельные элементы этих предметов детки уже знают, но пропорции и способы прикрепления нуждаются в корректировке.

В младшей группе малыши лепили неваляшку из двух шариков, на уроках в средней группе педагог предложит слепить снеговичка, у него туловище состоит из трех шариков - большого, поменьше и совсем маленького. Можно слепить снеговичку руки, носик, или шапочку.

Более сложной задачей будет сидящая кошка. Для начала крохи лепят туловище-цилиндр, потом хвостик-колбаску и голову-шарик. Прищипыванием делают кошке передние лапки, а поскольку она сидит, задние можно не лепить.

Появляются новы методы придания формы. Детки учатся закруглять или наоборот, заострять пальчиками конец колбаски, прищипывать краешки лепешек, придавая поделке более красивую форму.

Следующие три месяца будут посвящены оттягиванию материала (глина, пластилин и пр.) при создании маленьких деталей, вдавливанию пальчиками, для создания полых поделок. Малыши будут тренироваться лучше размазывать материал на краях стыков для более плотного соединения деталей и загибать сплющенные края для формирования посуды.

Вот рыбка, ее можно слепить из одного кусочка. Сделать его овальным. Одну часть пластилина вытянуть немного и закруглить, это будет голова, вторую часть вытянуть больше и расплющить на конце, сделав плоским - это хвостик. Плавники лепят, защипывая пластилин, а затем с помощью стека рисуют чешуйки или налепляют их сверху из маленьких кусочков пластилина. Это упражнение поможет малышам научиться правильно передавать форму предмета и сравнивать его части между собой по форме и размеру. Необходимо так же научить деток разделять глину на нужное количество частей. Вот птичка. Один комочек пластилина нужно разделить на две части. Из одной слепить тельце птички, а из другой головку и подставочку. Еще одна поделка в данные период - посуда. Ее делают двумя способами. Первый - вдавить пальчик в круглую или цилиндрическую заготовку. Получится кружечка или стаканчик. Ручку для чашечки или кружечки детки могу сделать, защипнув и оттянув материал от всей заготовки или прилепить небольшую колбаску, размазав места соединения. У плоского блинчика отгибаются края, так у малышей получится тарелочка или блюдце. Все поделки малыши по желанию могут украсить, прорисовывая узоры стекой или налепляя его из дополнительных лепешечек или колбасок пластилина. Украшая свои поделки, детки получают положительные эмоции, развивается чувство симметрии.

Летом малыши закрепляют полученные знания и навыки. При этом воспитатель может дать для выполнения не только знакомые поделки, а и новые, но только те, которые им по силам, например, мышонка, ежика, грибы в корзинке или тарелочку с ягодками.

Во все периоды обучения занятия имеют тему. Некоторые задает преподаватель, а некоторые детки выбирают сами. Зачастую малыши лепят уже то, что умеют. Основная задача таких уроков в том, чтобы малыши научились самостоятельно придумывать тему, довели работу до конца, применили все известные им формы лепки и самостоятельно поработали над более четкой формой поделки и добавлении ее дополнительными элементами.

Для того чтобы программа была успешно изучена и закреплена необходимы соответствующие обучающие методы, которые активизируют внимание деток на уроках лепки и расширяют их представление об окружающей жизни. На прогулках педагог предлагает малышам внимательно рассмотреть предметы, которые могут стать объектами лепки. Как птички клюют корм или плавают рыбки в аквариуме. Преподаватель указывает только на основную форму предмета, базовое строение и пропорции, те детали предмета, которые детки уже смогут понять и слепить. Вот птичка, у нее круглая голова, овальное тельце и плоский хвостик. Голова птички находится сверху, на ней расположен маленький клювик, а хвостик внизу. А вот маленький ежик, у него маленькая мордочка и овальное тельце, он испугался и свернулся в клубок. Такие объяснения помогают деткам связать образ зверушки и ее положение с действиями, которые она производит.

Преподаватель может взять в руки изображаемый предмет, показать общую форму, а затем назвать и показать детали. У деток формируется представление о пропорциях предмета и о форме его отдельных элементов. Так же для лепки помогут сравнения преподавателя незнакомых элементов с уже известными деткам, например, о том, что у куколки ручки - столбики, тельце напоминает по форме морковочку. Педагог демонстрирует процесс создания, разминая материал и вылепляя нужную деталь, и сопровождает его рассказом. Вот ежик. У него овальное туловище. Похожее на яичко. Сначала нужно скатать шар, а затем покатать его в ладошках туда-сюда, его форма немножко изменилась, теперь нужно чуть-чуть вытянуть пальчиками одну сторону. Это мордочка. У малышей 4 - 5 лет не всегда выходит с первого раза слепить овальную форму или прочно соединить детали примазыванием. Все крохи разные, если у кого-то не получилось с первого раза, им могут показать другие ребята.

В этом возрасте деткам уже можно предлагать к изображению не только образ в целом, а и отдельные характерные особенности. Например, ямка в основании яблочка или черенок у баклажана. Для того чтобы деткам было интереснее можно приготовить морковную ботву или яблочные листочки из картона. Постепенно малыши научатся создавать эти детали из пластилина или другого материала.

Чтобы образы поделок стали более яркими, можно предложить рассмотреть, а затем слепить игрушки или фигурки, уже выполненные ранее педагогом. Сначала это могут быть две фигурки одного типа, например, птички, но одна будет клевать зернышки, ее туловище и голова наклонены, а вторая просто гуляет и ее тело расположено ровно. Или это могут быть кролики, один держит в передних лапках морковку, а второй просто сидит, и морковка лежит рядом. Такие занятия помогают деткам думать о разнообразии изображений. Слепить несколько фигурок малышам может быть не под силу, поэтому пусть они сосредоточатся на одной, которая понравилась больше всего. Можно обыграть тему и результат работы. Малыши лепят птичек и размещают их в одной общей кормушке.

Для того чтобы детки научились правильно передавать пропорции, педагог проводит сравнение. Если малыши лепят куколку, преподаватель берет заранее слепленную колбаску (заготовку для ручек), разделяет его пополам и сравнивает их, устанавливая длину. Еще метод сравнения можно применять при лепке корзиночки из колечек. Малыши лепят донышко-лепешку и 4 колбаски. 3 колбаски для бортиков корзинки, а четвертый - это ручка. Малыши прикладывают одну из колбасок к донышку, и если она получается длиннее, то лишнее обрезают. Все следующие колбаски выравниваются по первой и крепко прижимаются друг к другу.

На протяжении всего урока педагог задает вопросы о форме, отдельных элементах и пропорциях в целом, методах и способах создания поделки. Это способствует стимуляции умственной активности деток.

Помочь малышам заинтересоваться лепкой можно, рассказывая перед занятием и во время него разные стихи, загадки или маленькие рассказы по тематике урока.

Чтобы придать образу поделки большую выразительность можно воспользоваться стекой. Педагог показывает малышам, как правильно разрезать ею материал для лепки, прорисовывать детали или убирать лишний пластилин.

Больше всего внимания необходимо уделить урокам, которые подготавливаются всей работой, сделанной ранее. В самом начале преподаватель учит малышей выбирать тему. Можно спросить, что они видели, когда гуляли, о чем слышали или о ком им прочитали недавно. В процессе создания выбранного персонажа воспитатель вопросами направляет малышей на придание образу дополнительной ясности, яркости и завершенности. Что делает эта птичка? Как нужно расположить птичку для того, чтобы все поняли, что она клюет зернышки? Такие вопросы научат кроху работать с образом и активизируют мышление во время занятий лепкой.

Увеличивая объем знаний малышей про форму и пропорции предметов, а также способах лепки, необходимо анализировать результаты и разговаривать о качестве работы. Преподаватель обращает внимание деток на правильность выполнения задания и стимулирует вопросами, подталкивающими малышей размышлять над своими поделками.

Любовь Паршукова
Конспект занятия по лепке для средней группы «Медведь»

Конспект занятия по художественному творчеству (лепка ) для средней группы «Медведь » . (4-5 лет) .

Образовательная область – худ

Цель : Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.

Задачи : Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку) . Закреплять знакомые приемы лепки : скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке .

Интеграция образовательных областей : познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Материал : пластилин; доски для лепки ; изображения медведя ; игрушка «Медведь » .

Предварительная работа :

чтение художественной литературы «Теремок» , «Три медведя » ; «Машенька и медведь » , разговор о зимовке медведя , продуктах его питания, условиях его обитания, рассматривание иллюстраций с изображением медведя , отгадывание загадок, просмотр презентации «Дикие животные» .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам придет гость, но прежде чем он появится, мы должны отгадать кто это. Я вам загадаю загадку, а вы назовите мне правильный ответ.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Дети : Медведь .

Воспитатель : Правильно! Послушайте, небольшой отрывок, в котором рассказывается о медведе «Кто из нас не знает медведя ? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой . Он очень подвижный и маневренный. Медведь - грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Относится к семейству медвежьих . Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые , голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом : ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений», но не бойтесь, наш гость очень добрый, он попал к нам из сказочной страны.

(раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку) . Ребята, мы забыли поздороваться с нашими гостями, как мы умеем красиво приветствовать?

Дети : Здравствуйте, мы очень рады вас видеть!

Воспитатель : Мишка мне сказал, что ему одному скучно в берлоге зимой, чем мы ему можем помочь?

Дети : Давайте, мы слепим маленьких медвежат .

Воспитатель : Но прежде сыграем с вами в игру. Игра называется «Мишка косолапый» , надо выполнять движения в соответствии с текстом. Итак, пройдем на нашу полянку, встанем вкруг.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет,

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

«Больше я не буду шишки собирать,

Сяду на машину и поеду спать!»

Воспитатель : Рано еще Мишка спать ложиться, лучше пройдем к столу и посмотрим, как наши ребята будут лепить медвежат .

Дети : проходят к столам и садятся на свои места.

Воспитатель : Ребята, из каких частей состоит мишка?

Дети : туловища, головы, лап и хвоста.

Воспитатель : Туловище как мы будем лепить, на что оно похоже?

Дети : туловище овальное.

Воспитатель : А голову?

Дети : Круглую.

Воспитатель : Обратите внимание, что у медведя мордочка вытянута , а на голове есть ушки! Сколько ушей у медведя ? Давайте посчитаем?

Дети : 1 – 2. 2 уха

Воспитатель : Я вчера слепила мишку, хотите вам покажу?

Дети : Да.

Воспитатель : мордочку я пальчиками вытянула, а ушки сделала методом прищипывания пластилина. Как вы думаете, с какой части тела начнем работу? Объясните, почему вы так думаете?

Дети : С туловища, потому что к нему будем присоединять все части тела.

Воспитатель : А что будем лепить после того, как туловище сделали?

Дети : Будем лепить голову.

Воспитатель : Вот у нас будет туловище и голова, нам надо их?

Дети : Соединить.

Воспитатель : А чтобы наша голова держалась крепко, надо использовать прием примазывания. Что же осталось нам слепить, чтобы мишка был готов?

Дети : Лапы и хвост.

Воспитатель : Сколько лап у медведя , давайте посчитаем.

Дети : 1, 2, 3, 4 -4 лапы.

Воспитатель : Мы сделаем их из шариков, но нам понадобится 5 шариков, для чего пятый?

Дети : Для хвостика.

Воспитатель : Ребята, когда вы начнете работать, я включу вам музыку, она поможет вам раскрыть творческие способности. На наших столах лежит пластилин, надо разделить его на 3 части, одна часть должна быть чуть больше, две другие части должны быть одинаковые. Из большей части мы слепим туловище, из другой части – голову, а последнюю часть нам надо разделить еще на 5 равных частей, это будут лапы и хвост. Приступаем к работе. (включается музыка, желательно звуки природы)

Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.

Анализ :

Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились .

(Спросить детей, чьи работы им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать).

Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за подарки). Дети предлагают ему прийти в гости снова.

Медвежонок угощает детей печеньем и прощается.