Напутствие дочери от мамы. Слова поздравления мамы невесты на свадьбе

В развитии мышления ребенка следует обеспечивать гармоничное сочетание его мотивационных и операционных компонентов. Формирование мотивационных компонентов связано с удовлетворением и развитием познавательных потребностей малыша. Общими условиями формирования у ребенка познавательной мотивации является демократический стиль воспитания (Ли-сена. М I), положительное, теплое, интимное, эмоционально окрашенное и выразительное отношение взрослого (В. К. Котырло), диалогическое общение с ним. Создание атмосферы доброжелательности, открытости, эмоциональной приподнятости, радости в общении дошкольника со взрослым способствует детской инициативе и сам остойчивости. Отношение взрослого к детским вопросам во многом определяет дальнейшее развитие мышления. Ответы на них должны стимулировать мышление ребенка, развивать его самостоятельность, познавательную акти ость важно отношение взрослого к вопросам ребенка, или негативная реакция на них резко снижает познавательную активность дошкольникошкільника.

Адекватным педагогическим приемом является организация совместного со взрослым или сверстниками поиска ответов в процессе экспериментирования, рассуждения, наблюдения. Взрослому важно проявить терпение и раз нимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойстваі.

Например, для развития любознательности в раннем возрасте рекомендуются рисунку задания типа"Чем отличаются?","Что изменилось?","Путаницы"Для младших дошкольников могут использоваться заданием ния, решение которых требует активных преобразований обследуемых предметов: лабиринты, мозаики, конструкторы. Ребенок при поддержке взрослого составляет загадки, путаницы. Старшие дошкольники охотно включаю ться в детское экспериментирование. Вот ребенок 5-ти лет играет в"морской бой"- пускает бумажные лодочки, которые быстро тонут. Ребенка не удовлетворяет. Важно чтобы взрослый поддержал ее активность на ус унення нежелательных качеств челнока, вместе с ребенком подумал, почему это происходит и как можно их улучшить: использовать более плотную бумагу, или разместить челнок на пенопластовых днище, или изложить и ого фольгой. Чем больше предложений подаст ребенок, тем лучше он овладеет поисковыми действиямитина, тим краще вона оволодіє пошуковими діями.

Другой стороной формирования мышления выступает вооружение детей знаково-символическими средствами решения мыслительных задач. Необходимо работать над развитием операций мышления, чему способствуют задания на п сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений, или специальных занятий. С этой целью используют конструирование по образцу, по условиям, по замыслу; дидактические настольные игры. Для старших дошкольников рекомендуются упражнения с использованием предметного материала частности, развитию взаимосвязанных операций обобщения и конкретизации способствуют след упни упражненийрави.

1. Назвать предметы каждой карточке одним словом. Предлагаем детям карточки с изображением различных тарелок (глубокая, мелкая, крупная, маленькая), столов (обеденный, письменный, игрушечный) и т.д.

2. Распределить карточки с рисунками предметов (например, мак, дуб, гвоздика, роза, береза, голубь, елка, воробей, василек, синица) до табличек с обобщающим изображением (цветов, деревьев и птиц)

3 карты - мяч, сумка, пальто, тетрадь, пенал, кукла, ручка, мишка, шапка - разложить на соответствующие полочки шкафа с названиями"Одежда","Учебное принадлежности","Игрушки"

4. Рисунок с двумя кругами. В синем - яблоки и груши, в красном - ромашки и маки. Назвать одним словом, что изображено в каждом круге

5. Назвать одним словом группу рисунков: а) мак, ромашка роза б) чашка, тарелка, миска, в) стол, стул, шкаф г) платье, брюки, рубашка д) липа, береза, клен, е) , мишка, мячик, машина.

6. Карточки с соответствующими изображениями. Ответить и показать:

а) игрушки ты знаешь б) какие цветы ты знаешь г) названия разную посуду (животных, растения, овощи, фрукты, учебные принадлежности)

Для формирования операции группировки по одному признаку (дети раннего возраста) рекомендуются такие упражнения

1. Набор различных геометрических фигур двух цветов и двух размеров распределить: а) по цвету б) по форме в) по размеру

2. Разложить карточки: животные - дикие и домашние, взрослые и маленькие; растения - цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды

3. Подобрать соответствующие карточки рисункам, где: а) изображена девочка с пустым портфелем, который следует заполнить б) девочка сидит за столом, на котором хлеб, бутылка с молоком, а посуды нет

Формированию операции группировки по двум признакам (дети 3-7 лет) способствуют следующие упражнения

. Оборудование: геометрические тела, различные по цвету и форме (красные и синие кубы и бруски), по цвету и размеру (красные и синие, большие и маленькие бруски). Нужно их разложить: а) по цвету и форме;

б) по цвету и размеру. Образуются группы: а) красные кубы; красные бруски, большие и маленькие; синие кубы, синие бруски, большие и маленькие, б) большие красные бруски; большие синие бруски; маленькие красного ни бруски; маленькие синие брускаи.

Развитию обобщения способствуют упражнения-загадкм на установление названия предмета по его признакам. Например, можно спросить малыша:"Какой это предмет?. Гладкое, стеклянное, в него смотрят, оно отражает?"", или"Что это - продолговатый, зеленый, растет на поле? одкий, твердий?"

активизируют поисковые способности ребенка задача с неоднозначным решением. Спрашиваем ребенка:"Что это может быть - желтая, сочная, душистая?" (карандаш, фломастер)"Коричневый, круглый, блестящий?"ти до ознак, щоб була одна відповідь?".

Развитию мышления способствует прогресс ребенка в овладении речью, расширения его жизненного опыта. Стоит оговориться, что механическое запоминание разнообразной информации, фрагментарной и хаотической, ко опиювання взрослых соображениям не благоприятную для развития мышления дошкольника. Главное - формировать мышление, направленное на освоение ребенком окружающей среды, как составляющую развития творческого отношения ребенка к действию йсности (М. М. Поддьяковков).

Заключение о психолого-педагогические условия развития мышления дошкольника:

В развитии мышления следует обеспечивать гармоничное сочетание его мотивационных и операционных компонентов

Общими условиями формирования познавательной мотивации является демократический стиль воспитания ребенка;

Развитию операций мышления способствуют задания на сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой, при организации наблюдений, специальных занятий;

Формирование мышления должно направляться на освоение ребенком окружающей среды в контексте развития творческого отношения ребенка к действительности

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно заметить как они, выполняя определенную работу, стараются найти оптимальное решение. Например. Мальчик, возраст 1 года и 3 месяца, пытается сдвинуть большой ящик, наполненный игрушками. Вначале ему не удается, потому что количество игрушек достаточно большое. Выгружая содержимое и уменьшая вес, он достигает поставленной цели. Это подчеркивает то, что развитие мышления у детей происходит с самого раннего детства.

Мышление определяет психическую деятельность, которая направлена на познание окружающего мира путем связи между предметом и явлением. У малыша знакомство начинается посредством практики. Несколько раз повторенный процесс позволяет добиться результата, но выделять или объединять мысленно ему не под силу возрастных особенностей. До 5 лет действие представляет только настоящее время. Он не думает, что будет делать завтра. Ему интересно происходящее сегодня.
Малыш придумывает занятие и начинает действовать. Прыгающий мальчик 3 лет пытается достать машинку, находящуюся высоко. Когда взрослый спрашивает о том, почему он прыгает, а не думает о дополнительной помощи (на столе лежит линейка), ребенок отвечает: « Зачем думать, надо доставать». Не предвосхищая действий заранее, ему удобнее узнать процесс выполнения.

Роль разговорной речи в мышлении

Овладевая словами, ребенок обобщает свой накопленный опыт и опыт других людей. Слова принимают значение, немного отличающееся от общего употребления из-за ограниченных мыслительных процессов. Они или слишком обширные, например, яблоко может означать любой круглый предмет красного цвета или очень конкретные, мама только одна и ничья больше. Начиная называть предмет одним словом, малыш в дальнейшем расширяет описание, но первое название является основой, а следующее за ним – дополнением.
Знания и опыт родителей имеют значение для умственного развития и мышления детей. Однако в беседе взрослые должны понимать первостепенную роль детского опыта. Какие-либо указания будут приняты тогда, когда малыш догадывается, о чем идет речь. Он никогда не сможет выполнить то, чего не понимает или еще не пробовал делать. Даже если этому предшествует красноречивый рассказ и описание. Малыш размышляет образами, и затруднение вызывают те, которые не встречались ему на пути.

Мышление через чувства

Развитие раннего мышления у маленьких детей связано с чувством. Обобщение, выведенное им о предмете, воспринимается различными эмоциями: радостью, плачем, удивлением и т. д. Сначала малыш не рассказывает о содержании понятия, а лишь указывает на него пальчиком. Затем раскрывает смысл по внешним признакам: круглый, большой, красный и так далее. Позже прослеживаются описания через действия с предметом: кошка – мяукает, петух – кукарекает, стол – за ним сидят, кастрюля – в ней варят еду. Но опять же, что воспринималось, о том и говорится.
Малыши легко переходят от единичного описания к общему. Ребенок, услышав фразу: «Мальчик остался без волос», отреагировал немедленным вопросом: «Он стал врачом?» Когда поинтересовались, почему он так решил, малыш сказал: «Я видел врача, у него не было ни единой волосинки». Мышление, связываясь с практической деятельностью и с пережитым чувством, передает наглядно-образный характер.

Особенности дошкольного развития

Развитие мышления у детей дошкольного возраста значительно отличается от раннего развития. Полученные знания выходят за пределы личности, и учитывается информация дополненная взрослыми. Необъятное воспринимается легко. Явления природы и жизненные вопросы объясняются на основе словесных описаний, но не перестают быть связанным с их чувством и практикой.
Ребенок начинает интересоваться непосредственной связью между предметом и явлением. Возникают вопросы «Зачем?», «Почему?», затрагивающие причины явлений. Он задумывается о появлении привычных вещей, и расспрашивает: «Из каких деталей собрана игрушка, кто построил дом?» Пытается рассуждать о целях человеческой деятельности, взаимосвязи предмета и его назначения и поэтому объяснения вполне понятны («Водитель спешит, чтобы пассажиры не опоздали на работу; «Банка легкая, потому что в ней ничего нет»).
У дошкольников прослеживается связь между мышлением, практикой, чувством. Но обобщение о предмете основывается на некоторых признаках. Они могут быть определены ошибочно, хотя в целом прослеживается закономерность. Когда в одной группе оказывается автомобиль, сани, лодка, пароход, то это мотивируется их возможностью ездить, упуская внимание об отличии во внешнем виде. Их выводы все еще основываются на единичных фактах и с конкретными действиями. Поэтому можно утверждать, что развитие образного мышления у всех детей в период дошкольного возраста – это продолжение конкретики, но представлено оно шире и нагляднее.

Особенности мышления младшего школьника

Школьная программа предполагает получение много новых знаний. Система образования предъявляет усиленные требования, и мыслительная деятельность поднимается на совершенно другой уровень. Умственный кругозор ребенка значительно расширяется, усваиваются не отдельные понятия, а система, которая раскрывает отношения, явления. Частные понятия плавно переходят в общие.
Школа учит переключаться на разные способы решения, чтобы отсечь инертность мышления и постепенно приблизиться к понятиям, которые не основываются на конкретном опыте и знаниях. Словесно- логическое и абстрактное мышление незаменимо и успехи в обучении значительно выше, когда у ребенка развита логика и имеется способность абстрагироваться. Логика помогает проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

Необходимость развития логики

Чтобы исключить стереотип в мышлении, с раннего возраста существуют необходимость тренировки с помощью специальных игровых головоломок. Тогда развитие логического мышления у детей примет положительный заряд и приведет к ощутимым результатам. Что является проявлением логических умозаключений? Это:

  1. Выделение первостепенного значения от второстепенного значения;
  2. Нахождение заметной связи между явлением и объектом;
  3. Создание собственных выводов;
  4. Умение опровергать и находить подтверждение.

Логические задачи помогают увеличивать скорость мышления, увеличивают понимание смысла предлагаемого задания, придают мышлению гибкость и глубину, способствуют эффективности рассуждений и полную свободу. Ребенок начинает искать решение новым, кратчайшим способом, выискивая необычные пути.
Процесс логического мышления предполагает ряд взаимосвязанных шагов:

  • Сравнение;
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Обобщение;
  • Абстрагирование;
  • Конкретизация;
  • Систематизация.

Сравнение необходимо для обнаружения сходства или отличия предмета.
Анализ занимается разделением деталей предмета на его составляющие части.
Синтез плавно объединяет отдельные элементы в единое целое.
Обобщение может выделить найденные общие признаки и их схожесть.
Абстрагирование выведет на новый уровень и обнаружит особенность вне предмета.
Конкретизация подчеркнет особенный имеющийся признак.
Систематизация распределит объекты и явления по специальным группам.
Чтобы логические задачи имели дальнейшее положительное влияние на мышление, необходимо присутствие нормативных правил. Это, прежде всего, большое желание найти нестандартный подход к решению, вдумчивый подход к анализу условий или ситуаций, быстрый мысленный прогон возможных способов и выбор наиболее оригинального, предъявление неоспоримых фактов в качестве доказательной базы, проверочное итоговое решение и некоторая коррекция, если в этом есть надобность.
Развитие наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного мышления у разных детей зависит от родительского внимания. Правильно организованное время и занятия повышают мышление в несколько раз. Но операции сравнения, анализа можно проводить в игровой форме, без специального отведенного времени. Убирая игрушки в ящик, пусть малыш разложит их по группам или сам определит, как он хочет их распределить. По дороге в сад ваша умница с удовольствием найдет отличия у двух машин, собак и все, что он увидит.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях развития мышления дошкольников каждого из вышеперечисленных видов и пойдет речь в этой статье. Вы узнаете, какие этапы проходит ребенок в процессе изучения внешнего мира и чем отличается мышление мальчиков от мышления девочек.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.

Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.

Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.

Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия. Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.

Особую роль играют соотносящие действия, которые направлены на развитие наглядных и действенных мыслительных процессов. Малыш здесь производит манипуляции с двумя и более предметами и учится постепенно соотносить их размеры, форму, место, где они находятся. Он начинает совершать действия с несколькими предметами - нанизывает колечки на пирамиду, ставит друг на друга кубики. Однако в ходе этих процессов он не принимает во внимание характеристики предметов, подбирать их в соответствии с формой и размером он начнет гораздо позже, как и располагать их в заданном порядке.

По этой причине большинство игрушек, рассчитанных на детей такого возраста (сюда относятся различные пирамидки, кубики, матрешки и т. д.), предполагают соотносящие действия. При этом для развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста все они должны быть направлены на получение определенного результата, чтобы все манипуляции имели одну общую цель. Соотносящие действия могут выполняться в зависимости от того порядка, который предлагает взрослый. Если ребенок занимается подражанием, т. е. он производит те же самые действия, что и взрослый участник игры, то результат будет получаться только при непосредственном участии наставника. Однако для формирования действенного мышления у детей необходимо, чтобы малыш самостоятельно учился выделять наиболее важные характеристики предметов, подбирать составные части и собирать их в правильном порядке.

Данный вид мышления у детей формируется по большей части самостоятельно. Участие взрослого человека должно ограничиваться только одним: ему необходимо заинтересовать ребенка предметом и вызвать желание начать с ним взаимодействовать. Сначала ребенок может начать практически опробовать предметы, так как он пока что не овладел навыками зрительного сравнения величины и формы. Особенность развития этого вида мышления у детей ярко проявляется на примере игры с матрешкой: прикладывая две неподходящие друг к другу половинки, малыш будет стараться получить нужный результат силой - втиснуть неподходящую часть. Как только он убедится в том, что его действия не приносят требуемого результата, он начнет пользоваться другими элементами до тех пор, пока ему в руки не попадет нужная деталь. Для развития мышления у детей игрушки разработаны таким образом, что они сами подскажут, какой из элементов подходит больше всего. Рано или поздно малыш сможет самостоятельно добиться долгожданного итога.

После того как внешние ориентировочные действия будут освоены, ребенок начинает зрительно соотносить характеристики вещей. Здесь происходит закладка зрительного восприятия, когда качества одного предмета принимаются им за образец, с которым малыш будет сравнивать свойства других вещей. Проявление данной способности заключается в подборе деталей на глаз. Это значительно ускоряет взаимодействие с предметами, так как практически направленное действие производится сразу, процесс практических проб отходит в сторону.

На следующем этапе развития мышления, когда дети достигают двухлетнего возраста, они уже способны подбирать предметы зрительно по образцу. Взрослый во время игры предлагает малышу подать ему точно такой же предмет, на что он должен правильно отреагировать и выбрать из всей массы игрушек наиболее, по его мнению, подходящую вещь. Однако мышление здесь направлено на три ключевых фильтра - сначала ребенок будет искать предмет, подходящий по форме, затем по размерам и только в последнюю очередь по цвету. Получается, что новое восприятие образуется для уже известных характеристик, которыми ребенок пользуется регулярно, а впоследствии оно переносится и на менее существенные показатели.

Стоит отметить, что особенности развития мышления у детей в раннем возрасте таковы, что они не могут правильно подобрать предмет довольно сложной формы, особенно если взрослый предлагает малышу найти сразу несколько вещей. Кроме того, ребенок может и вовсе упустить из виду характеристики, кажущиеся ему не слишком важными. К примеру, если ему требуется выстроить из кубиков пирамидку определенной величины по образцу, то он не будет обращать внимание на цвета, хотя уже умеет их различать.

Чуть позже, с развитием этого вида мышления дети приобретают постоянные образцы, с которыми они могут сравнивать все предметы. В их качестве выступают вещи, чья форма очень ярко выражена, или же представления о них. Например, малыш может воспринимать все треугольное как домик, а все круглое как мячик. Это скажет родителям о том, что их малыш уже приобрел определенные представления о форме предметов, и они закрепились в его мозге в связи с определенными вещами.

Представления о формах предметов формируются в зависимости от того, насколько быстро малыш начинает овладевать зрительной ориентировкой. Чтобы развитие этой формы мышления у детей не затормаживалось, а его представления о характеристиках предметов становились как можно более обширными, малышу нужно знакомиться со свойствами вещей при нахождении их в определенной среде. Ему приходится быть в постоянном взаимодействии с богатой сенсорной средой, и именно она оказывается влияние на его дальнейшее развитие, причем как на физическое, так и умственное.

Соотносящие действия ребенок регулярно воспроизводит и повторяет. За счет этого в его голове складываются определенные психические действия. Одна из особенностей развития этой формы мышления у детей заключается в том, что даже в этом возрасте у малышей начинают возникать действия, которые они производят только в своем уме, не прибегая к внешним воздействиям. Например, он в уме через зрение может выбрать наиболее подходящую деталь.

Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников

В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.

Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.

Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.

Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.

Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор - это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней - прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая - максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров - эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Развитие формы визуально-словесного мышления у ребенка

Развитие визуально-словесного мышления у ребенка базируется не только и не столько на восприятии предметов, сколько на описаниях и объяснениях, полученных от родителей в устной форме. Несмотря на это, малыш все равно мыслит конкретными понятиями. Например, он уже знает, что металлические предметы тонут в воде, поэтому он точно уверен в том, что гвоздь пойдет ко дну. Тем не менее, он подкрепляет это личным опытом, который выражается словами: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

В этом возрасте дети очень любознательные и задают взрослым массу вопросов. Для развития мышления у детей дошкольного возраста на каждый вопрос у родителей или воспитателей должен быть ответ. Первые вопросы зачастую бывают связаны с нарушением привычного порядка вещей, например, когда ломается игрушка, которая раньше работала нормально. Ребенок интересуется у взрослых, как ему быть и что делать. Несколько позже возникают вопросы относительно того, что его окружает.

Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста и младших школьников ускоряется. Когда ребенок идет в школу, характер его деятельности претерпевает значительные изменения. Например, очень расширяется круг предметов, которые составляют его интерес. Учитель направляет детей в классе таким образом, чтобы они могли свободно излагать свои мысли словами. Им предлагается сначала подумать, а потом выполнить определенное действие. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте дети мыслят еще конкретно-образными понятиями, в них закладывается уже абстрактное мышление. Их умственные процессы начинают распространяться на животных, растения, окружающих людей и т. д.

Однако в этом случае темпы развития зависят, прежде всего, от того, насколько правильно подобрана программа обучения. Если дети занимаются по программе повышенной сложности, то примерно к восьми годам их способности к отвлеченному рассуждению значительно выше, нежели у сверстников, которые обучаются по стандартным образцам. Главным плюсом такого метода является то, что учитель всегда прекрасно осведомлен о том, какой фактический материал необходимо использовать и как формируются мыслительные процессы того или иного ученика.

Этапы развития пространственно-временного мышления детей

Ещё один вид мышления у детей дошкольного возраста – пространственно-временной или темпоральный. Взрослые люди прекрасно понимают, что время - понятие весьма неоднозначное и относительное. Дети тоже задумываются о чем-то подобном, однако первоначально их следует познакомить с данным понятием. Детские психологи уже давно отметили тот факт, что основным ориентиром для ребенка относительно времени является какое-либо яркое событие или же значимое впечатление, ожидание чего-либо. В данном случае получается, что малыш прекрасно ориентируется как в прошедшем, так и в будущем времени, но настоящее отсутствует. Ребенок представляет настоящее как текущий момент, то, что происходит сию секунду.

Было замечено, что даже очень маленькие дети способны усвоить то, что повторяется ежедневно - утро, вечер, ночь. Ребенку проще ориентироваться во времени, если родители будут желать ему доброго утра или спокойной ночи. В связи с тем, что мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, им тяжело оперировать абстрактными понятиями.

Время как раз и представляет собой абстрактную категорию - его невозможно увидеть, почувствовать либо услышать.

Одна из особенностей развития темпорального мышления у детей дошкольного возраста – «природное ощущение времени», ведь даже младенцы ориентируются по своим внутренним биологическим часам, заложенным в них природой.

Если детям с самого раннего возраста прививался четкий временной распорядок дня, то усвоить время им будет значительно проще. Их организм подстраивается под существующий ритм жизни, поэтому представление о временных отрезках складывается в их мозге намного быстрее, чем у тех детей, которые не имеют определенного распорядка. Если сегодня малыша кормили в полдень, а вчера в 2 часа дня, ему значительно сложнее ориентироваться во времени.

Часами дети начинают интересоваться приблизительно с трех или четырех лет. Если малыш имеет хорошие природные данные, то уже к этому возрасту он способен в них ориентироваться. Для развития пространственно-временного мышления детей с раннего возраста родители должны познакомить их с самим понятием времени.

Этому не стоит посвящать каких-либо отдельных бесед, нужно всего лишь говорить слова, обозначающие временные понятия, в процессе игры и общения с малышом. В результате взрослый попросту комментирует свои действия и планы. Именно подобные понятия поначалу закрепляются в сознании ребенка. При этом они могут относиться не к ежедневным действиям, а к тому, о чем родители рассказывают своему отпрыску.

Немного позже можно начать обозначение более конкретных временных отрезков, чтобы в голове у ребенка складывалось понятие относительно прошедшего, настоящего и будущего. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как малыш зачастую путает эти слова. Ему тяжело разобраться в абстрактных понятиях, но со временем он освоит и это. Сразу же можно давать информацию относительно календарных понятий - дней, месяцев, недель и т. д. Чтобы все они находились постоянно у него на виду, нужно приобрести специальный детский календарь и повесить его в комнате малыша.

Следует быть готовым к тому, что пространственное мышление у детей развито недостаточно, и малыш сразу не в состоянии запомнить такие сложные слова и понятия. Родителям нужно набраться терпения, постепенно и последовательно обучать ребенка времени. Каждое утро надо рассказывать ему о том, какой сегодня день недели, число месяца и т. п. Со временем он научится самостоятельно определять их по календарю. Родителям нужно продумать, как превратить этот процесс в увлекательную игру. Удобнее всего, если временные понятия будут упоминаться в разговорах и планах.

Чтобы ребенок смог быстрее запомнить, что же такое неделя, проще всего, начиная с понедельника, обводить кружком каждый прошедший день. Когда наступит вечер воскресенья, малышу нужно показать, что минуло 7 дней, которые составляют одну строчку на календаре. В связи с тем, что ребенок мыслит предметно и зрительно, запомнить понятие недели с помощью такого подхода ему будет намного проще.

Можно поступить немного иначе - приобрести календарь с крупными клетками и каждый прошедший день рисовать в них какое-либо изображение. Оно должно символизировать событие, связанное с жизнью малыша в этот день. На календаре можно также отметить важные семейные праздники и другие даты. Благодаря этому подходу, малыш примерно к пяти годам научится готовиться к будущим событиям, станет планировать и распределять свое время.

Особенности развития мышления детей-дошкольников таковы, что уже в двухлетнем возрасте ребенок способен осознать, что происходит смена времен года. Этот процесс, возможно, ускорить, если родители будут обращать внимание малыша на те изменения, которые совершаются в природе при смене времен года. Можно не только рассказывать ребенку об этих изменениях, но и расспрашивать его, например, о том, как выглядели сквер или детская площадка еще совсем недавно. Малыш, конечно, не сможет сразу запомнить, в какой последовательности идут месяцы, поэтому к этой теме надо возвращаться снова и снова. В книжках для детей тоже так или иначе затрагивается понятие времен года и времени в целом.

Только после того как ребенок разберется с днями, неделями, годами и месяцами, можно переходить к часам. Чтобы эти разговоры не пропали впустую, его лучше познакомить с цифрами от 1 до 12. Проще всего разговаривать с малышом о часах на примере крупного циферблата с нанесенными на него делениями. Родители должны рассказать ему о том, как перемещаются минутная и часовая стрелки, причем ребенок в возрасте от пяти до семи лет в состоянии воспринять и усвоить такую информацию.

После того как он запомнит все это, нужно изо дня в день тренировать его, спрашивая, где находятся стрелки, когда он встает с постели или ложится спать.

Развитие ребенка в раннем возрасте: различия мышления мальчиков и девочек

В ходе проведенных исследований было выявлено, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 5 месяцев позже говорить. А уже к периоду полового созревания этот промежуток увеличивается до 2 лет.

Разный пол детей - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам. Это еще и разный мозг, и разная психика и разное развитие мышления: у младших дошкольников-девочек оно выше.

В дошкольном возрасте девочки опережают мальчиков в развитии вербальных (устных, словесных) способностей. Они мало отличаются от них по скорости овладения речью, но после 2 лет девочки становятся более общительными, охотно контактируют с другими детьми. Речь девочек более правильная.

У мальчиков, в отличие от девочек, лучше развито пространственное мышление. Им, как правило, труднее облечь свои мысли в форму правильно построенного высказывания.

Процессы восприятия, развитие мышления младших дошкольников и их памяти также сильно различаются. Девочки при решении пространственных задач используют в основном речевые опоры, а при решении речевых или логических - образные и эмоциональные.

Мальчики всегда больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Если мальчики задают вопросы ради получения конкретных сведений, то девочки - для установления эмоциональных контактов.

У девочек в дошкольном возрасте медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Именно из-за этой физиологической особенности девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, и им легче дается решение логических задач. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.

Статья прочитана 30 427 раз(a).