Питание ребёнка в 1 год и 3 месяца. Развитие ребенка в один год три месяца

Понимание речи.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Понимание ребенком названии окружающих предметов.

Материал - 3-4 игрушки, изображающих вид транспорта, животных, предметы обихода (машины, часы, мячик, собака). Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого «где...?» ребенок должен отыскать все предметы, после этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти. Поведение ребенка - по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы. Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3-х предметов.

Материал - предметы одежды, обуви. Методика выявления -ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка - по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой. Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3-х предметов.

Понимание ребенком действий.

Материал - сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Методика выявления - специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагается выполнить действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Поведение ребенка - выполняет действия по просьбе взрослого - подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления - ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбка», «Найди, где часы», «Покажи, где твой горшочек», «Иди мыть руки». Поведение ребенка - выполняет не менее 3-х поручений взрослого. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи.

Активная речь.

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. Методика выявления - ситуация естественная. Наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 30 мин. Поведение ребенка - разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами («дай», «мама», «никак», «бах», «ав-ав» и др.)

Сенсорное развитие.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Материал - кубы-вкладыши. Размер большого куба -10 см, малого - 7 см. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенок сидит за столом. Перед ним выкладывается маленький куб из большого. Ребенку предлагается положить куб обратно (вложить маленький в большой). Поведение ребенка - вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз пробовать, вкладывая один куб в другой (не более 3-х раз).

Игра и действия с предметами.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).

1) Материал - кукла, тарелочка. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются перечисленные предметы и предлагается задание покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого. Примечание: данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2) Материал - 2 кирпичика, 2 кубика. Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, можно ему показать. Поведение ребенка - самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика «машину», двигает ее, воспроизводя движения машины, или кладет один кубик на другой - строит дом.

3) Материал - стержень с 4 - 5 кольцами (одной величины). Методика выявления - ребенку предлагается надеть кольца на стержень. Поведение ребенка - надевает кольца на стержень. Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Движения.

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение. Методика выявления - ситуация естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности). Поведение ребенка - выполняет указанные движения.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Методика выявления - ситуация естественная (процесс кормления). Поведение ребенка - самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.
Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).
Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
Ходит по доске, лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

  • по показу,
  • по слову взрослого,
  • самостоятельно.

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:
Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: "читает", как папа, "готовит уроки", как сестра.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть - "больно", дотронуться до батареи - "горячо").
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в "ладушки".
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого ("лает", "пищит", "гудит").

Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца

Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
"Вытирает" руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.

Прежде чем устанавливать режим дня для своего малыша, стоит помнить о том, что каждый ребенок индивидуален. Даже если ребенок развивается по своему возрасту, у него могут быть какие-либо особенности: некоторым деткам нужно больше спать, а каким-то, наоборот, больше бодрствовать; кому-то в 1 год достаточно одного дневного сна, а кто-то до полутора лет спит два раза. Поэтому в первую очередь при составлении примерного режима дня смотрите на поведение ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в составленном вами графике. Все же есть примерный режим дня ребенка в 1 год 3 месяца.

Дети в возрасте примерно от года уже хотят самостоятельно, к 1 году и 3 месяцам ребенок уже умело приседает, наклоняется. Может сам кушать ложкой, называть простые слова типа «мама», «папа». Реагирует на просьбы взрослого принести какой-либо знакомый предмет. Режим дня является достаточно специфическим и индивидуальным. Правильное развитие ребенка напрямую зависит от правильно составленного режима дня.

Сон

Педиатры советуют детей в возрасте от 1 года и до 1,6 месяца укладывать ребенка спать днем два или три раза. Первый утренний сон должен длиться 2 часа, обеденный сон тоже 2 часа. Перед сном следует прекратить активные игры. Будет хорошо, если вы приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, умывание, сказка перед сном или колыбельная. Укладывать ребенка нужно в одно и то же время, он привыкает к определенным часам, и потом без проблем будет засыпать по расписанию. Пока ребенок не привык, будить тоже необходимо вовремя, а потом, когда малыш засыпает сам по расписанию, не придется его будить, он сам знает, когда ему проснуться.

В теплую и хорошую погоду стоит совмещать сон и прогулки на воздухе, это будет очень полезно для ребенка. Если нет возможности выйти на улицу, укладывать спать нужно хотя бы с раскрытой форточкой.

Бодрствование

Бодрствовать ребеночек в 1 год 3 месяца должен около 4-4,5 часов, иначе он может перетрудиться. Бодрствование заключается в активных играх, прогулках на воздухе, банных процедур. Детки в возрасте от года до полутора лет любят смотреть книжки с яркими понятными картинками, рисовать, складывать пирамиды из кубиков, перекладывать какие-нибудь вещи из одной емкости в другую, кстати, это способствует развитию мелкой моторики. В возрасте 1 года и 3 месяцев малыши любят помогать родителям по дому (пытаются помыть полы, протереть пыль, подмести). Ни в коем случае не нужно мешать ребенку, пусть помогает вам. Пусть потом вам придется еще раз убираться, малыш должен знать, что он вам нужен, что он может помочь. Иначе в будущем он может категорически не воспринимать просьбы о помощи, так как привыкнет к тому, что делать ничего не нужно.

Питание

Кормить ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев нужно четыре раза в день: завтраком, обедом, полдником и ужином. В этом возрасте ребенок может кушать все: овощи, фрукты, супы, мясо, то есть все, кроме продуктов, вызывающих аллергию и сладостей. Рацион следует разнообразить, каждый день должно быть включено мясо или рыба обязательно. Во время перекусов можно давать фрукты и овощи, это обеспечит организм ребенка необходимыми витаминами.

Между едой перерыв должен быть часа 3-4. Не нужно запихивать еду в ребенка насильно, этот факт только испортит ему настроение, и он откажется от пищи. Сохраните нервы и себе, и малышу. А режим дня должен быть устроен таким образом, чтобы ребенок после сна кушал, бодрствовал и спал, а уже после сна снова кушал. Такой режим дня обеспечит оптимальный комфорт ребенку: после сна он с аппетитом поест, после чего сможет спокойно играть.

В возрасте 1 года ребенка нужно приучать кушать ложкой самостоятельно, пусть он будет делать это неумело, весь измажется в каше, но он станет понимать и учиться. Сначала он научится есть каши и твердую пищу, а потом уже и супчики. Взрослым важно помогать кушать ему второй ложечкой, но из его рук ложку не стоит забирать, пусть привыкает и учится. В режим дня ребенка обязательно должны входить прогулки на свежем воздухе, желательно 2 раза: после обеда и после полдника. На улице ребенок может пообщаться с другими детьми, поиграть в песке, что способствует развитию. Он лучше и быстрее будет воспринимать и изучать мир вокруг. К тому же ребенку необходимо получать витамин Д, который он получит, гуляя на солнышке (обязательно одевайте головной убор, иначе может случится солнечный удар).

В 1 год 3 месяца ребенку можно проводить гигиенические купания 2-3 раза в неделю. Но просто посидеть в ванне, поиграть с игрушками нужно каждый день, за полчаса-час до сна. Оптимальная температура воды для купания составляет 33-36 градусов. В 1 год 3 месяца можно уже начинать закаливания, плавно снижая температуру на 1 градус раз в 5 дней. Это очень повысит иммунитет ребенку.

Необходимо надевать одежду на ребенка по размеру, чтобы она была не мала, иначе будет давить, из-за чего малыш может капризничать и вредничать. Внимательно относитесь к выбору как одежды, так и обуви. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок учится правильно ходить, а обувь должна фиксировать ножку ребенка, чтобы у него не развивалось плоскостопие и косолапость. Это очень важно исправить именно в возрасте до 3 лет, пока суставы ребенка подвижны.

В этом возрасте в режим дня нужно включить гигиенические процедуры: мыть руки перед едой, кушать ложечкой, вытирать после еды рот и руки, садится на горшок. Но к последнему приучать ребенка желательно в летнее время года. Доктор Комаровский советует начинать приобщать малышей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев, когда у детей есть осознание их нужд и потребностей. Поэтому если ребенок в 1 год 3 месяца еще не ходит на горшок, не паникуйте, всему свое время. У всех свой режим дня, свое время развития и свои способности. Ребенок должен учиться самостоятельности и организованности, тогда у вас не возникнет никаких проблем, когда он пойдет в садик.

В этом возрасте дети обычно уже умеют ходить, но делают это не очень уверенно. Для закрепления данного навыка почаще устраивайте пешие прогулки. Желательно гулять не только по асфальтированным городским улицам, но и по лесным тропинкам, чтобы стопа ребенка приспосабливалась преодолевать неровности. С той же целью полезно ходить по наклонным плоскостям, лазать по детским лесенкам и горкам. Главное – всегда быть рядом, чтобы поймать малыша, когда он потеряет равновесие. Не зная, чем занять ребенка, всегда идите гулять, на улице малышу не будет скучно никогда. Летом берите с собой мячик и игрушки для песочницы, зимой – детскую снеговую лопату. При этом не забывайте, что в 1 год и 3 месяца ребенок быстро устает ходить самостоятельно, поэтому для дальних прогулок все же лучше брать с собой коляску, иначе придется брать кроху на руки.

Развивающие кружки

Ребенок в 1 год уже может посещать развивающие кружки. К счастью, на сегодняшний день функционирует множество развивающих центров, и вы наверняка найдете один из них в шаговой доступности от своего дома. На таких занятиях детей учат рисовать, лепить из теста, складывать пазлы и многое другое. Мамы здесь почерпнут множество интересных идей для домашних занятий с малышом, узнают новые игры для детей. К тому же в детском развивающем центре ребенок получит первые навыки общения со сверстниками. Благодаря этому, ребенку будет легче адаптироваться к детскому саду в будущем.

Домашние игры

Многие мамы не знают, чем занять ребенка дома, а ведь существует множество способов с пользой провести время. Приобретите в детском магазине пальчиковые краски и учите малыша рисовать. Обычно это занятие увлекает малышей надолго, правда, потом маме придется отстирывать одежду и отмывать от красок мебель, поэтому заранее подумайте, где и в каком виде ребенку лучше рисовать.

Если ребенок в 1 год и 3 месяца еще не лепил из теста, самое время познакомить его с этим замечательным материалом. Лучше всего купить специальное детское тесто для лепки, оно яркое и пластичное, но можно обойтись и подручными материалами, изготовив тесто из муки и воды. Тесто отлично развивает мелкую моторику, а использовать его можно несколькими способами. Так, из теста можно лепить фигурки животных, а можно слепить колбаску, дать малышу детский ножик и показать, как разрезать ее на кусочки. Можно также приобрести специальный альбом для теста, где на каждой страничке будут свои задания. Например, отрывать маленькие кусочки теста, скатывать из них шарики и клеить на нарисованную яблоню, как будто бы это яблочки.

Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.

Общее развитие

В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.

После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.

Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?

Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:

  • он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
  • наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
  • ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
  • открывает и закрывает ящики и шкафы;
  • протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.

Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца

В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.

Питание

Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.

Сон

В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Чему можно научить ребенка?

Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.

Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.

Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.

Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.

Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.

Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.

Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.

Развивающие игры

Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.

  1. Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
  2. Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
  3. Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.

Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.

Собираем грибы. Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.

Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».

Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.