Плачет в саду чтобы кормили. Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду

Дети бывают разными. Один немедленно начинает плакать в детском саду, как только мама скрылась за дверью, а потом успокаивается. Другой малыш рыдает на протяжении всего дня. Третий сразу же заболевает – и это тоже форма протеста против незнакомой обстановки. Для ребенка расставание с мамой и папой – целая трагедия. Он может пережить ее быстро, если обстановка в детском саду ему нравится. Но если нет, ребенок может так и не приспособиться к чужим для себя условиям. Результатом может быть истерика, постоянный плач в саду и частые болезни.

Какие дети лучше всего приспосабливаются к детскому саду?

По оценкам воспитателей и детских психологов, к незнакомой обстановке в детском саду лучше всего приспосабливаются дети из многодетных семей, которые родились и воспитывались в коммуналках, где процесс воспитания с самого начала основывался на равноправных партнерских отношениях с родителями (когда родители считают ребенка равным и относятся к нему как к взрослому).

Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка

Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.

Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.

"Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», - пишет в своей книге доктор Лич.

Когда нельзя отдавать ребенка в садик?

Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.

Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.

Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду?

Сначала ребенок должен сходить в детский садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто оставить ребенка в детском саду и уйти на целый день – бесчеловечно. Нервная система малыша получит мощный удар, от которого будет долго оправляться.

Маме или папе надо обязательно сходить с малышом в детский садик и побыть в детской среде. Ребенок будет более спокойным, если мама рядом. Когда дети находятся на прогулке, мама может привести малыша в садик, чтобы он погулял с ними без разлуки с мамой. Нужно привести ребенка в садик еще и вечером, чтобы он видел, что родители забирают детей после смены. Это очень важно для ребенка – знать, что за ним обязательно придут.

Чтобы ребенок не видел, как плачут другие дети при расставании с мамой, всю первую неделю его нужно приводить в садик на час позже – не к 8.00, а к 9.00. И нужно предварительно покормить малыша завтраком в привычной домашней обстановке, поскольку в садике он может отказаться от еды.

Всю первую неделю маме можно оставаться с ребенком в группе, чтобы он чувствовал свою защищенность и понимал, что здесь ему ничего плохого никто не сделает. Но оставаться не на весь день, а сначала на пару часов, до утренней прогулки, затем уйти с ребенком домой. Потом время в садике можно увеличить.

И наконец во вторую неделю можно попробовать оставить ребенка одного в садике, но не на весь день, а до обеда. Затем забрать малыша домой.

В третью неделю малыша можно оставлять в садике уже на весь день. За это время он успеет понять, что в садике ему ничего не грозит, а наоборот, интересно играть с новыми детьми, слушать интересные сказки и делиться новыми игрушками.

Степень адаптации малышей к садику

У каждого ребенка свои особенности нервной системы, поэтому они по-разному адаптируются к незнакомой среде детского садика. Одни привыкают и приспосабливаются быстро, другие – очень сложно. По тому, насколько быстро ребенок начинает ориентироваться в незнакомых условиях, можно разделить их на три большие группы.

Самая сложная степень адаптации

Из-за незнакомой обстановки у ребенка может произойти нервный срыв, он долго и безутешно плачет, оставшись без мамы, начинает часто и долго болеть. Ребенок не хочет контактировать ни с кем, кроме родителей, не хочет играть в садике с другими детьми, замкнут и плохо сосредоточен. Игрушками его развеселить не удается, малыш перебирает их одну за другой, ни на одной не останавливаясь. Желания играть у него нет, как и желания устанавливать контакт с другими детьми.

Как только воспитатель что-то говорит ребенку, он может пугаться и начинать звать маму, плакать либо вообще не реагировать на слова воспитателя.

Действия родителей

Нужно максимально гибко обращаться с таким ребенком, первую неделю-две мама должна быть вместе с ним в садике, и желательно сходить на консультацию к психологу.

Средняя степень адаптации

Такой ребенок может играть с другими детьми, плакать не очень долго, но у него проявляется скрытый протест на незнакомую обстановку. А проявляется он частыми заболеваниями – простудами, ангинами, насморком, аллергиями. Когда мама оставляет ребенка одного и уходит, он сравнительно недолго переживает, а затем начинает играть с другими детьми. В течение дня у него могут быть, казалось бы, беспричинные вспышки капризности, гнева, агрессии или плаксивости. По этим симптомам можно понять, что ребенок еще не адаптировался как следует.

Обычно такие дети могут адаптироваться к новому детскому коллективу и воспитателям не меньше полутора месяцев.

Действия родителей

Деликатность родителей и воспитателей, разговоры и объяснения, которые касаются пребывания ребенка в садике. Родители должны каждый день поговорить с ребенком, выяснить, какие события происходили в садике, и разобрать их по косточкам. Родители также должны постоянно держать связь с воспитателями, чтобы вовремя среагировать на любые проблемы ребенка.

Высокая степень адаптации

Когда ребенок очень хорошо адаптируется в незнакомой обстановке, родителям и воспитателям легко. Хорошая адаптация обозначает, что ребенок ходит в садик охотно, быстро устанавливает контакт с детьми, адекватно реагирует на замечания воспитателей. Период адаптации для таких деток самый короткий – меньше трех недель. Ребенок почти не болеет, это значит, что он благополучно переносит условия детского сада.

Ребенок с хорошей степенью адаптации не скучает, не капризничает, не плачет. Он умеет сам найти себе занятие и вовлечь в него других детей. Он спокойно делится игрушками и свой в компании других детей. Такой ребенок спокойно засыпает и вовремя просыпается, не нервничает на прогулке.

Когда приходят родители, ребенок охотно рассказывает им о событиях, которые происходили в садике.

Действия родителей

То, что ребенок сравнительно легко переносит обстановку в детском саду, не значит, что нужно предоставлять его самому себе. В первую неделю нужно все равно адаптировать ребенка, подготовить его к садику, рассказать о новых детках и чужой тете-воспитателе. Ребенку надо рассказать, зачем он ходит в садик и что его там ждет. И самое важное – дать понять малышу, что мама или папа обязательно заберут его домой после смены.

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

  1. Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
  2. Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка. Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
  3. Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
  4. Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
  5. Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
  6. Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
  7. Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
  8. Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Если ребенок плачет в детском саду, родители могут избавить его от любых проблем терпеливостью, любовью, внимательностью. Ведь период адаптации когда-то был и у них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что делать, если ребёнок плачет по утрам, приходя в детский сад.

Утренние истерики в детском саду, к сожалению, обычное явление во многих дошкольных учреждениях, при этом плакать при расставании с мамой могут не только новички, недавно начавшие посещать садик, но и детки «со стажем».

Почему ребенок закатывает истерики?

Самая основная и распространенная причина - это нежелание расставаться с мамой . Ведь при этом малыш чувствует себя одиноким и ему кажется, что он лишается чувства безопасности и защищенности. Ребенок дома и в саду - это совершенно разные вещи. Дома - все привычно и предсказуемо, его никто не обидит, можно заняться своим любимым делом, а еще лучше - ходить за мамой хвостиком, проводить все время с ней. в садике же - жесткий режим, необходимость подчиняться правилам, учиться взаимодействию с ребятами, находить приемлемые для остальных варианты игр, уступать, делиться игрушками. Согласитесь, даже для общительного ребенка жизнь в садике может требовать напряжения.

Если ребенок ходит в сад с большими перерывами (недельку ходит, затем болеет месяц), то адаптационный период растягивается довольно значительно . По статистике, он идет максимум год при условии регулярного посещения садика. Поэтому такому часто болеющему малышу каждый раз приходится привыкать к расставанию с мамой как будто в первые дни.

Другой причиной, почему ребенок плачет при расставании (особенно, когда стаж посещений садика уже больше года) - это установившийся ритуал прощания с мамой, который включает элементы истерики . В этом случае «поплакать» для малыша - это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы и, может быть, от воспитательницы - как правило, такая истерика проходит быстро после ухода мамы.

Если в течение дня ваш ребенок чувствует себя в саду хорошо, а дома с удовольствием рассказывает о садике - отнеситесь к таким истерикам, как к особой форме ритуалов . В этом случае могу посоветовать вам постараться изменить его.

1. Придумайте новый ритуал прощания . Например, вы договоритесь с ребенком заранее: «Чтобы ты не плакал, тебе поможет волшебная витаминка!» Ребенок заинтригован. А вы объясняете: «Как только мы придем с тобой в садик и переоденемся, я дам тебе волшебную витаминку, обниму тебя, поцелую на прощание и ты положишь ее в ротик и пойдешь в группу. Договорились?» В качестве витаминки можно дать какой-нибудь красивый и вкусный (но небольшой) леденец. который ребенок еще не пробовал, можно дать одну аскорбиновую дольку (продается в аптеке), содержащую витамин «С» или что-то другое на ваш выбор и вашу фантазию. Увлеченный тем, что у него вкуснятина во рту, он переключится на новый способ расставания с вами. Важно! Эту вкуснятину нельзя давать в другие дни вне садика, только утром при расставании с вами в саду. Иначе эффект ожидания и предвкушения пропадет и не получится никакой приятной для малыша ассоциации, связанной с приходом в группу и прощанием с мамой.

2. Договоритесь с воспитательницей, что она будет брать вашего ребенка за ручку и отводить в группу. Многие детки в этом случае охотно идут с ней и не плачут во время прощания с мамой. Даже машут ручкой: «Иди, мама, на работу!» Попробуйте.

3. Берите с собой любимую игрушку ребенка, когда идете в садик . Многие воспитатели разрешают деткам их приносить из дому. Эту игрушку можно таскать утром и забирать вечером. Можно придумать даже игру - будто ребенок в роли мамы или папы сам отводит игрушку в садик. Другой вариант - оставлять игрушку в шкафчике или на постельке ребенка в саду вечером, чтобы утром у малыша был стимул пойти поскорее туда и радостно встретить свою игрушку.

4. Если ребенок закатывает истерику с вами, попробуйте попросить папу или бабушку отводить его в садик . Обычно с иными близкими истерики возникают редко.

5. Если истерика началась, не теряйте спокойствия и терпения . Ваше состояние передается ребенку. Ведите себя с ним уверенно и ровно, обязательно заверяйте, что вы придете, как только он погуляет, поест, поспит и поиграет немного. И во время расставания прощайтесь, не исчезайте внезапно , чтобы он не боялся, что как только отвернется и все… мамы нет.

6. Забирая его из садика, будьте веселы и жизнерадостны, даже если день у вас выдался не ахти. Хорошо будет, если вы погуляете немного , дадите ему размяться, а не будете спешить домой. Естественно, вечерние дела нужно правильно распланировать.

7. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка отрицательные суждения в адрес воспитателей, нянечек, да и самого садика . Любые настораживающие вас моменты обязательно выясняйте в беседе с воспитателями, наблюдайте за поведением своего ребенка, его словами в процессе игры. Ведь играя, дети вслух могут вербализировать все, что происходит в садике, в котором они находятся большую часть времени.

Воспитатель может поиграть с ребёнком в игру:

Цель . Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Ход игры . Предлагая вниманию детей игрушки, рассказать детям примерно такую историю: « В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.

Однажды к плачущей Маше подошёл Зайка – Длинное Ушко.

Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.

Люблю.

А почему плачешь?

Не хочу, чтобы мама уходила.

Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.

Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.

Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, всё о тебе думает. У неё начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.

Ой, - испугалась Маша. – Что же делать?

Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «До свидания, мамочка. Я не буду плакать».

Появляется Медвежонок. Он плачет: « Э-э-э ». Дети спрашивают: « Что случилось? Почему ты плачешь? »

« Мама ушла на работу, - говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Её ждут на работе.»

Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.

Далее дети помогают Зайке – Длинное Ушко «воспитывать» лисёнка, котёнка и тигрёнка, рассказывают о том, как прощаются утром с мамами дети, которые ещё недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: « До свидания, мамочка. Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки».

Дети, как могут, повторяют фразы. Некоторые малыши иногда называют имена своих друзей, любимые игрушки, хвалятся тем, что не плачут, расставаясь утром с близкими.


Первый поход в детский сад – необходимость, без которой не обойтись. Во-первых, родители вряд ли могут себе позволить воспитывать малыша дома, поскольку им нужно ходить на работу, во-вторых, только в детском саду он получит достаточное количество общения со сверстниками и множество различных знаний, которые разовьют его и подготовят к школе. Тем не менее для ребенка, всю жизнь до этого бывшего практически неразлучным с мамой и домом, это настоящее испытание.

Неудивительно, что многие дети плачут в подобной ситуации, но не отправлять их в детский сад практически невозможно, поэтому рассмотрим, как решить данную проблему.

Типы детей

Не отправлять ребенка в детский сад слишком накладно, но можно хотя бы более точно определиться с датой первого похода – пора ли сделать это уже сейчас или все же лучше еще немного подождать. Самостоятельно оценить уровень готовности ребенка родители вряд ли смогут, поэтому можно обратиться к психологу. Последние выделяют три типа детей:

  • Хорошо адаптируемые . Если ваш малыш именно таков – значит, повезло и вам, и ему. Обычно такие дети открыты и дружелюбны, поэтому быстро заводят новые знакомства, сразу же располагая к себе окружающих. Они не боятся новых ситуаций, если они не несут явной угрозы, поэтому в садике чувствуют себя так же уверенно, как и в любом другом месте.

Благодаря устойчивости своей психики они очень спокойно воспринимают расставание с родителями, потому даже в яслях, в самом раннем возрасте, они будут чувствовать себя комфортно. К сожалению, таких детей сравнительно немного.



  • Средне адаптируемые . Такими можно назвать абсолютное большинство детей. В детском саду в первый раз им будет страшно и неуютно, но это – только в первый раз. Такой ребенок плачет в детском саду обычно только в первый день, да и то – не весь, а лишь в первые пару часов. Дальше происходит адаптация – малыш видит, что ему ничто не угрожает, и к нему хорошо относятся, потихоньку начинает общаться с окружающими и понемногу становится здесь своим.
  • Плохо адаптируемые. Процент детей этого типа также сравнительно невысок, но они способны очень усложнить жизнь своим родителям. Они очень привязаны к маме и папе, и совершенно теряют уверенность в их отсутствие и в незнакомой ситуации. Хуже всего то, что такой малыш не привыкает, он одинаково сильно плачет, когда идет в садик впервые, и когда числится там уже второй месяц. По определенным причинам ему сложно найти друзей, что лишь усугубляет проблему.

Психологи считают, что лучший возраст для отправки в детсад ребят такого типа – 4 года, так что если есть возможность не спешить с поступлением, лучше выждать.


Объективные причины

Вся описанная классификация уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и устранив такие причины. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том, почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально все. А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в этом), третьи просто не желают слушаться чужих.

Это те же причины, из-за которых вы не всегда с удовольствием идете на работу, но вы-то сами ее выбрали и сами можете поменять, а малышу остается только жаловаться и плакать.



  • Иногда причина плача кроется в не очень хорошем состоянии здоровья. Ребенок мог всего лишь простудиться, но это уже насморк и головная боль. В подобной ситуации и взрослые не слишком жизнерадостны, а ведь детям еще сложнее переносить дискомфорт. При этом в любом детском саду складываются идеальные условия для передачи любых инфекций – здесь много детей, у каждого из которых иммунная система еще не окрепла.
  • Иногда детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно, что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому, что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
  • Дети очень сильно нуждаются в общении – в куда большей степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере. Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не приуныть?


  • Причиной острого нежелания посещать детский сад может оказаться поведение других детей . Не секрет, что дети – существа довольно жестокие, просто потому, что они пока не осознают, насколько сильно способны обидеть другого человека. Они могут дразниться и обзываться, но в таком возрасте объект насмешек еще не умеет критически относиться к подобным ситуациям и оставаться безразличным. Некоторые начинают обзываться в ответ или даже бросаются в драку, а кто-то обижается, чувствует неприятие себя коллективом и плачет.
  • Самое забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду провоцирует сама мама , приводящая малыша. Она очень сильно переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря, такое поведение мамы их откровенно пугает.


Чего нельзя делать родителям в подобной ситуации?

Большинство родителей искренне хотят, чтобы их ребенок не плакал от одного упоминания о садике, но их методы достижения поставленной цели иногда откровенно удивляют. Не делайте некоторых вещей, которые могут усугублять проблему – возможно, этого даже хватит:

  • Некоторые психологи не советуют сдавать малышей в детсад в возрасте 3-5 лет (именно тогда, когда в нашей стране это обычно происходит), потому что на данном этапе происходит сложная переоценка детьми окружающего мира и себя в нем. Они считают, что лучше уже сдать ребенка раньше 3 лет – так он быстрее адаптируется.
  • Если ребенок уже пошел в садик и постоянно там плачет, не вздумайте ругать его за это . Во-первых, агрессия испугает его еще больше и станет дополнительным поводом для слез, во-вторых, поймите – он просто маленький и нуждается в защите.


  • Не стоит заставлять ребенка пообещать, что он больше не будет плакать и тем более бессмысленно потом апеллировать к тому, что он пообещал. Даже взрослые далеко не всегда сдерживают свои сознательно данные обещания, а для малыша этот ритуал – вообще полная абстракция, он пока не понимает его сути, а может и попросту забыть. В конце концов, он же не потому плачет, что хочет вас достать, а потому, что не может решить какую-то свою проблему, так что лучше бы вы помогли ему в этом.
  • Ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи , а также не нужно жаловаться на данную проблему кому-либо в присутствии самого виновника. В детсадовском возрасте он уже способен сравнивать себя с другими детьми и для него очень важно чувствовать, что родители все равно любят именно его, а тут старшие, оказывается, им недовольны.
  • Верх родительской глупости – пугать малыша тем, что за постоянный плач его оставят в детском саду навсегда. Этим вы создаете четкую ассоциацию «детсад – это наказание», а кто согласится ни за что терпеть наказание ежедневно, пусть и с перерывами на ночь?

По этой же причине не стоит при ребенке критиковать воспитателей, даже обоснованно – сложно объяснить малышу, почему вы осознанно отдаете его тете, которую сами назвали плохой.


  • Даже не думайте оставлять ребенка дома просто потому, что он плачет и отказывается идти в садик . Если он не желает туда попадать сегодня, то почему должен захотеть завтра? Его мнение могло бы измениться, если бы он пошел туда и увидел, что там не так уж плохо, если же причины нежелания вполне конкретные, пусть скажет о них прямо. Потакая слезам, вы просто разбалуете ребенка и потеряете над ним контроль.
  • Дети боятся, что родители, оставив их в саду, уже за ними не придут – разубедите чадо в возможности такого развития событий, но не используйте слово «скоро». Дети младшего детсадовского возраста имеют весьма относительное представление о времени, тем более что раньше вы не оставляли их одних надолго, так что «скоро» – это считаные минуты. Время идет, а мама все не приходит – получается, не сдержала обещание. Значит, может вообще не прийти, а это уже хороший повод поплакать.



Как помочь малышу в адаптации?

Хотя многих нелепых попыток решения проблемы следует избегать, есть способы действенно поспособствовать тому, чтобы ребенок любого типа адаптации приобрел дополнительную уверенность и самостоятельность. Это не решит проблему мгновенно, и малыш может плакать еще два-три месяца, но при правильном подходе вы добьетесь поставленной цели максимум через полгода, даже в самых тяжелых случаях (кроме наличия серьезных внешних причин для слез). Итак, советы психолога:

  • Малыша очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного стресса.
  • Пройдитесь по нескольким детским садам, в идеале – с малышом. Так и вы лучшее учреждение подберете, и он получит возможность заранее составить мнение о предстоящем как о чем-то нормальном, не являющемся проблемой.


  • Пусть изменения придут в жизнь ребенка постепенно. Если он привык долго спать и большую часть времени сидеть дома, проведите репетиции – сначала просто будите его в предполагаемое время, затем добавьте сборы, а дальше выводите его на прогулки, которые однажды приведут прямиком в детский сад.

    • Пусть малыш учится общаться с другими детьми заранее – хотя бы в той же песочнице. Можно попробовать сымитировать ситуацию и дома, в ролевой игре по мотивам детского сада.
    • Пусть маленький возьмет с собой нечто привычное, дорогое своему сердцу. Лучше всего подойдет, конечно же, любимая игрушка.
    • Постарайтесь сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что опоздаете на работу.
    • Демонстративно дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Опять же, если карапуз остается в хороших руках и его потом заберут, то почему мама плачет и не хочет прощаться с маленьким? Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться не может.
    • Вечерами интересуйтесь состоянием дел ребенка. Самостоятельно проговорив свой день, он сам поймет. что ничего плохого не произошло, а если такое повторяется изо дня в день, то и нечего там бояться.

    Если же имеют место какие-то действительно нехорошие явления, то вы как раз о них узнаете, даже если сам малыш почему-то о них не рассказывал.


Детские сады - дошкольные учреждения, созданные для разностороннего развития малышей и удобства их родителей. Детки учатся вести себя в коллективе, приобретают необходимые знания для дальнейшего обучения в школе, а их мамы - получают возможность трудиться и укреплять финансовое благосостояние семьи.

К сожалению, не все ребятишки воспринимают посещение детского сада, как должное, многие из них каждое утро начинают плакать, требуя оставить их дома.

Почему дети не хотят ходить в детский сад

Подобная ситуация знакома подавляющему большинству родителей. Для кого-то проблема успешно решается после прохождения адаптационного периода, ну а для кого-то становится непрекращающимся мучением - ребенок плачет в садике, не желает туда идти, при этом доводы и увещевания на него не действуют.

Психологи советуют не идти на поводу у малыша и не отказываться от посещения детского дошкольного учреждения. Как правило, «недетсадовские» детки гораздо хуже адаптируются к школе, им сложнее найти общий язык со сверстниками, в отличие от выпускников детского сада.

Однако игнорировать поведение своего чада ни в коем случае нельзя, это может нанести вред его психике, нужно выяснить причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад.

Не стоит делать скоропалительные выводы о том, что малыш просто начал капризничать, может статься, что за его поведением скрывается серьезная проблема. Первые дни в садике - нешуточное испытание для ребенка, ведь он привык к домашнему «расписанию», просыпался не по звонку будильника, а когда вздумается, кушал пищу, приготовленную заботливыми мамиными руками, играл, гулял.

Теперь же ему пришлось столкнуться со многими ограничениями и определенными правилами, общаться с ребятами, которые, возможно, ему не нравятся, потому что отказываются играть в его любимую игру. Воспитательница для него - это чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы. Чужое для него в детском саду все: кроватка, игрушки, книги, карандаши…

Кроха пребывает в растерянности, почему он должен расставаться с мамой, которая обещает забрать его «через час» или «после обеда». Он не ориентируется по времени, и период, проведенный без родных в садике, кажется ему вечностью.

Ребенок не хочет идти в детский сад причины:

  1. Неподготовленность. Это вина мамы и папы. Перед тем как отдать кроху в дошкольное учреждение, родители должны были научить его определенным навыкам: кушать самостоятельно, одеваться (застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать шнурки, завязывать шапку), пользоваться носовым платком, убирать свою одежду. Если малыш не в состоянии сделать это сам, без помощи воспитателей, он будет подвергаться насмешкам со стороны других детей.
  2. Болезненная реакция на расставание с мамой. Как правило, это происходит в случае, если малыша определили в садик в раннем возрасте (до трех лет) или уже после 5 лет, когда ему приходится приспосабливаться к уже сплоченному коллективу, где он ощущает себя чужим. В этой ситуации тоска по своей любимой маме проявляется особенно остро.
  3. Непривычные режим сна и питание. Ребенку тяжело вставать рано утром, многие дети не могут уснуть после обеда. Ну а здоровая и калорийная пища, приготовленная детсадовскими поварами, не всегда приходиться по вкусу малышам.
  4. Стресс. Ребенок может испытывать психологический дискомфорт из-за постоянного шума, перемены обстановки, правил, устанавливаемых воспитательницей, к тому же не всегда ему симпатичной.
  5. Ссоры в коллективе. Малыша могут обижать, дразнить или даже бить сверстники.
  6. Конфликты с воспитательницей или нянечкой. Сотрудники детского сада могут быть грубы по отношению ребенку. Есть и другая сторона медали: ваши сын или дочка отказываются слушать воспитателя, полагая, что он не имеет права указывать, что и когда ему делать.
  7. Самопроизвольное мочеиспускание во время дневного сна. Особенно часто эта проблема возникает в период адаптации к детскому саду. Как следствие этому явлению - насмешки со стороны других ребятишек.
  8. Новый детский сад. В связи с переменой места жительства ребенок может быть переведен родителями в другое детское учреждение. Малыш станет скучать по своим старым друзьям, воспитательнице, к которой привык. Возможно, ему сложно будет найти свое место в сформировавшемся коллективе.

Только выяснив причину, по которой ребенок не хочет идти в сад, можно предпринимать шаги по решению данной проблемы.

Ребенок плачет в детском саду: что делать

Первое, что должна сделать мама - побеседовать с воспитательницей, возможно, она даст дельные советы, как помочь ребенку, как наладить отношения со сверстниками, в том случае, если его постоянно обижают в группе.

К моменту посещения детского сада малыш должен обладать определенными умениями, привитыми ему родителями (рисованию, конструированию, лепке, чтению стихов), знать правила общения со взрослыми людьми, которые возьмут заботу о нем, пока мама и папа на работе, и с другими детьми.

У малыша нужно развить привычку следить за своим внешним видом, быть всегда чистеньким и опрятным. Если он не научен навыкам самообслуживания, нужно постепенно устранять этот недостаток. Пусть он не чувствует себя неумехой по сравнению с другими ребятишками.

В первые дни адаптации ребенка следует забирать до тихого часа, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новому режиму. Дома следует постоянно придерживаться детсадовского распорядка, в частности, укладывать спать днем, не позволять ему играть или смотреть мультики до поздней ночи.

Если малыш писает в кроватку во время дневного сна, нужно попросить воспитательницу, чтобы она сажала его на горшок перед отходом ко сну. Когда ребенок почувствует себя уверенно в детском саду, эта проблема отпадет сама собой.

Малыш должен знать, что мама и папа любят его. В свободное время следует больше времени проводить со своим чадом, терпеливо объясняя ему, что детский садик - это благо, прежде всего, для него самого, там он многому сможет научиться. Позиция родителей должна выглядеть следующим образом: «Мы тебя очень любим, ты самый лучший и замечательный ребенок в мире. У тебя все обязательно получится, если ты прислушаешься к нашим советам, нужно лишь немного времени».

И еще одно: дети очень чутко чувствуют обстановку вокруг, поэтому если мама сильно беспокоится, ее переживания передадутся и малышу, причем до такой степени, что он может не спать ночью, боясь наступления утра, когда ему снова придется отправляться в садик. Нужно взять себя в руки и позитивно относиться к посещению ребенком детского сада. Если родители не могут справиться самостоятельно с ежедневным плачем своего чада, имеет смысл посетить детского психолога.

Что не должны делать родители

Малышу очень нужна поддержка родителей. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от него, игнорировать и тем более ругать. Маленький человечек старается донести, что ему плохо, некомфортно и это, порой, отнюдь не пустые капризы.

Худшее, что могу сделать родители, это обвинять ребенка в его проблемах, говорить о том, что своим поведением он создает препятствия для их нормальной жизнедеятельности. Подобная тактика способствует развитию у малыша комплексов, которые впоследствии сложно будет устранить. Он еще слишком мал, у него нет достаточного жизненного опыта, чтобы адекватно реагировать на ту или иную негативную ситуацию и держать эмоции под контролем.

Зачастую родители ведут свое чадо в сад насильно, одергивая, унижая малыша на глазах у сотрудников, других родителей и воспитанников детского сада. Такое поведение никак не способствует улучшению ситуации.

Учинять разборки с детьми, которые обижают ребенка не только неэтично, но и неэффективно. В лучшем случае град насмешек и издевок усилится, в худшем - малыш просто станет изгоем в коллективе.

Еще хуже - устраивать скандалы в учреждении, жаловаться заведующей на то, что воспитатель не может найти общий язык с ребенком. Это сильно настроит сотрудников детского сада не только против мамы, но и малыша.

Психологи дают несколько простых советов, следуя которым родители могут избежать грубых ошибок:

  1. Нельзя пугать ребенка детским садом. Так он никогда не станет для него любимым местом, где можно чувствовать себя комфортно и в безопасности.
  2. Не стоит обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, даже если их манера общения с ребенком вызывает недовольство. Малыш может подумать, что в детском саду его окружают плохие и злые люди.
  3. Нельзя наказывать ребенка при расставании, лучше пообещайте, что вы обязательно вернетесь, а все это время будете думать о нем.
  4. Нельзя обманывать кроху. Если нет возможности забрать его пораньше, то следует прямо сказать ему об этом, в противном случае доверие с его стороны будет утрачено.

Как видим, причины нелюбви к детскому саду у малыша могут быть разные. Задача родителей - помочь ему полюбить садик и настраивать на позитив.

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, со временем сталкиваются с его категорическим отказом посещать дошкольное учреждение. У кого-то это проявляется буквально после первого визита, кто-то начинает устраивать истерики по утрам, успешно отходив два-три месяца. Что же делать родителям, столкнувшимся с явным нежеланием любимого чада ходить в детский садик?

Причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад

Если ребенок отказывается идти в садик, рекомендации психологов сводятся к обязательному выяснению причин, по которым малыш ведет себя подобным образом. Дети всегда ведут себя целесообразно, просто взрослые не могут понять, что они хотят сказать и чего добиться своими капризами. Взрослому кажется, что карапуз просто «чудит», однако к любому нехарактерному для крохи поступку следует отнестись со вниманием. И если он плачет и устраивает целые истерики, собираясь в садик, нужно выяснить каковы причины такого поведения.

Возможные причины, по которым ребенок не хочет посещать детский садик:

  • резкая смена устоявшегося режима и ритма жизни. Дети отличаются консерватизмом и смена образа жизни, чужие люди, а также отсутствие мамы, которая ранее всегда была рядом, выбивают их из колеи. Если раньше малыш знал, какое событие последует дальше, то сейчас все по-другому. Нужно подчиняться новым, непонятным правилам, учиться поведению в коллективе, совместно играться игрушками и пр. Воспитатель воспринимается как чужой человек, к которому у малыша нет доверия. Шустрого, она одернет, спокойного или скромного по характеру постарается втянуть в активную игру. Как результат - оба останутся недовольны и утром выразят протест идти к этой тете снова;
  • иная, отличная от домашней среда существования. Невкусная или непривычная еда, неудобная ложка, холодный горшок, тяжелое одеяло, шум в группе, множество детей, мультиков перед дневным сном - факторов способных вызвать неприятие садика масса. Адаптация к новым социальным условиям у детей протекает достаточно болезненно, нельзя слезы в детском саду списывать на капризы. Родители с помощью воспитателя должны выяснить, что именно вызывает у малыша дискомфорт и постараться максимально решить проблему;
  • неприятие воспитателя. Если малышу в первый день не понравился воспитатель - это серьезная проблема. Активные, шумные дети часто имеют конфликт с воспитателем, поскольку удобнее приструнить шалуна, чем уделить ему достаточно внимания. К тому же в группе таких детей может быть сразу несколько, и их излишняя активность может привести к конфликту. У воспитателя просто не хватит времени разбираться в сути возникшего конфликта, проще поставить зачинщика в угол. Нередко воспитатели насильно закармливают детей с ложечки, мотивируя это тем, что голодный ребенок будет капризничать;
  • не получается влиться в детский коллектив. Даже если с воспитателем установились доверительные отношения, и она малышу нравится, бывают ситуации, когда у ребенка не получается вписаться в коллектив и он предпочитает держаться особняком. Потребность общаться со сверстниками у каждого ребенка разная. Возможно, малыш просто устает от постоянно окружающих его детей. Но, если после полугода посещения садика, он по-прежнему не сблизился с товарищами в группе, предпочитая компании одиночество, это тревожный знак. Стоит проконсультироваться с психологом, возможно, у малыша есть психические отклонения.

Если родителям самостоятельно не удается разобраться в причинах отказа малыша ходить в детский садик, нужно обязательно посоветоваться со специалистом. В противном случае, ребенок, который по тем или иным причинам не убрал свой детский страх, вырастет неуверенным в себе человеком с кучей страхов и психологических зажимов. Тогда уже необходимо обращаться к специалисту, такому как психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Определить причину нежелания ходить в ясли родителям поможет конструктивный диалог с малышом. По дороге домой нужно расспрашивать, что больше всего понравилось сегодня, а что не понравилось. Дома в процессе игры в «детский сад» моделировать различные ситуации и внимательно наблюдать за реакцией крохи на одни или другие события. Это поможет выяснить, что вызывает негативное отношение к садику.

Как только родители начали водить кроху в ясли, они всячески должны помочь ему адаптироваться, чтобы период адаптации не затянулся. Дети по-разному реагируют к смене образа жизни, это напрямую зависит от характера и темперамента. Экстраверты привыкают к переменам, связанным с садиком, проще и быстрее, нежели интроверты, у которых адаптация может затянуться на полгода и более.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

Польза сада неоспорима, ведь он является самой первой школой жизни и учит малыша как себя вести в социуме. Однако, что делать, если ребенок не хочет ходить в садик и постоянно там плачет? Психологи советуют попробовать сменить детское дошкольное учреждение. Иногда этого бывает достаточно. Желательно перед знакомством с новым садиком обратиться к психологу, который поработает с ребенком.

Если же и это не поможет, нужно искать возможности оставлять малыша дома под присмотром бабушек или нянь. Ведь живя в постоянном стрессе, кроха не сможет полноценно развиваться и усваивать информацию.

Зачем нам детский сад: 7 причин

Когда есть выбор, оставить ребенка с бабушками или отдать в сад, родители начинают задумываться, что будет лучше для малыша. С одной стороны, в саду дети больше болеют, подвергаются влиянию со стороны невоспитанных сверстников. С другой стороны, именно в саду ребенок учится правильно вести себя в социуме, потому сад детям все-таки нужен.

Семь причин посещать детское дошкольное учреждение:

  1. Социальная адаптация. Именно в саду малыш впервые сталкивается с социальными нормами поведения и учится себя правильно вести в социуме. Здесь у него больше чем дома возможностей наблюдать, анализировать и делать выводы.
  2. Всегда можно по поведению отличить ребенка, который до школы посещал сад. В саду дети приобретают нужные поведенческие навыки и в школе им проще влиться в коллектив.
  3. Приобретение знаний и опыта. Сидя дома у ребенка меньше способов получения информации, в саду же дети обмениваются знаниями, а также в процессе игры закрепляют полученную от воспитателя информацию.
  4. Развитие личностных качеств. Сидя дома малыш перенимает некоторые черты характера родителей и бабушек, а в общении со сверстниками у него четче проявляются индивидуальные черты характера.
  5. Самостоятельность. Детям, посещавшим дошкольное учреждение, легче пережить адаптационный период в школе.
  6. Приобретение иммунитета. Часто болевшие в саду дети, в школе уже практически не пропускают занятий, в отличие от тех, кто сидел дома.
  7. Обучение дисциплине. Это пригодится на протяжении всей жизни - как в школе и институте, так и на роботе.

Кроме того, отдавая ребенка в сад, у родителей появляется возможность отдохнуть от круговерти бытовых хлопот и заняться самореализацией.