Почему подростки так часто одиноки.

Расширяя сферу своих интересов, подросток не только обогащает свою личностную идентичность, производя колоссальный рывок в своём развитии, он увеличивает круг своего потенциального общение (на кружках и секциях, во дворе). Не бойтесь, что тинэйджер будет регулярно менять свои увлечения. Это норма для подросткового периода. Подросток должен себя во всём попробовать (без вреда для здоровья конечно), чтобы найти себя в жизни. Главное, чтобы его увлечением не стал компьютер (виртуальное общение, компьютерные игры, сёрфинг), иначе проблема усугубиться во много раз. Одна из важных задач в подростковом периоде для человека – профессиональное самоопределение. И проба себя в разнообразных видах деятельности создаёт прекрасный ресурс для определения своей профессии. Согласитесь, что лучше менять секции в подростковости, определившись, где же, всё-таки, моё место, чем постоянно менять профессии до пенсии. С подобной активностью у подростка места для негативных эмоций почти не останется и при определённых личностных усилиях, желании избавиться от одиночества, исчезновения страха быть непринятым и поддержки близкого взрослого, шансы обрести друзей очень велики. Важно « вытаскивать себя за волосы » как борон Мюнхаузен, перебороть страх потерпеть неудачу в общении или в деятельности. Одиночество с таким человеком рядом жить не станет!!!

Согласно Т.В. Драгуновой, для подросткового возраста характерно возникновение интроспекции, ведущей к самоуглублению и самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенность внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности придаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущем с собою конфликты.

Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности. (11, с. 49)

Осознание состояния одиночества связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. (21, с. 205) Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений; потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта; потребности в причастности, признании и с различным социальным опытом, желании быть принятым различными социальными группами. Не маловажной потребностью в подростковом возрасте является и потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон (10, с. 62).

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит тревожным сигналом и показателем его негативных взаимоотношений со сверстниками, а возможно, и деструктивных изменений во внутреннем мире.

Малышева С.В. и Рождественская Н.А. выделяют четыре причины, обуславливающие чувства одиночества у подростков. (16, с. 64-65)

Первая - осознание себя как уникальной, неповторимой, ни на кого непохожей личности. Переживание уникальности может породить мысль о том, что никто не может понять другого человека, в силу чего все «обречены» на одиночество.

Вторая - отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Как известно, подростковый возраст - это период становления навыков общения, познания других и самих себя. Самым притягательным для подростков является сообщество сверстников. Взрослые слишком сложны и в силу этого недоступны. Только в обществе сверстников подросток может самоутвердиться, научится взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей, поддержать кого-то и т.д. Подростки, лишенные общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества.

Третья причина, приводящая к обострению одиночества в подростковом возрасте - экзистенциальный подростковый кризис «смысла жизни».

Четвертая - принудительное убеждение подростков в каких-либо группах. Этот феномен часто наблюдается в детских домах: дети не имеют возможности остаться наедине с собой, и неудовлетворенная потребность в уединении порождает у них мысли о непонимании окружающими их личностных особенностей.

Живя в обществе, подростки принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.

Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека: (23, с. 38)

Уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;

Уровень группового взаимодействия. Наличие положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении;

Уровень культурно-исторической значимости - только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.

Для подростка актуальными можно признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого уровня с возрастом увеличивается. Это связано с тем, что «подростковый возраст, по сравнению с младшим школьным, характеризуется несомненным развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается значительнее и устойчивее». (32, с. 16 - 17) В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. «Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей». (33, с. 55)

Таким образом, референтной группой для подростков по большей мере становится компания сверстников. Более того, подросток стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к поиску alter ego - желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества. «Любые описания переживания одиночества как психологического феномена обязательно содержат в себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности понимания человека человеком. Мы говорим «меня понимают» только в том случае, если другой человек не только знает мотивы наших переживаний, но и принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность». (32, с. 38)

Одиночество может являться следствием не реализации второго уровня значимых ролей - уровня группового взаимодействия личности. Принадлежность к группе даёт подростку несколько выгодных приобретений.

«Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости». (16, с. 128-129)

По данным исследования, проведенного Малышевай С.В. и Рождественской Н.А. среди учащихся в возрасте 12-16 лет, 84% подростков испытывают чувство одиночества. Большинство подростков, переживающих одиночество, малообщительны, замкнуты. Свое одиночество как жизненную катастрофу оценивают 18% девочек и 23% мальчиков. Большинство опрошенных подростков (70%) отрицательно относятся к одиночеству, многие (37%) отрицательно относятся к повышенному вниманию со стороны значимых для них людей. Данные этого исследования также говорят, что подростки высоко ценят уединение, в котором их привлекает то, что они могут разобраться в себе и в отношении к себе окружающих, принять решение, решить проблемы, заняться любимым делом, помечтать. Многие подростки указывают на то, что они стремятся изменить негативную ситуацию в которой оказались. (16, с. 64-65)

На распространенности одиночества среди людей говорят следующие: не более 1-2 % респондентов говорят, что никогда в жизни испытал чувство одиночества, в то время как примерно 10-30 % говорят, что они испытали чувство крайней мере один раз в жизни.

Человек становится одиноким, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимых для него, когда он испытывает острую нехватку удовлетворения потребностей в общении.

Одиночество - это серьезное психическое состояние, как правило, сопровождается плохим настроением и болезненных переживаний. Глубокие одинокие люди, как правило, очень несчастны, они имеют несколько социальных контактов, их личные отношения с другими людьми, или ограничено, или даже нарушается.

Оригинальные субъективные состояния одиночества обычно сопровождается симптомами психических расстройств, которые в виде аффектов четко отрицательную эмоциональную окраску, с разными людьми аффективных реакций на различные одиночества. Некоторые одинокие люди жалуются, например, чувства печали и депрессии, другие говорят, что страх и беспокойство, в третьем докладе горечи и гнева.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одиночные чувствовать психологически изолированы от остальных людей, не умеющими нормальной межличностной коммуникации с другими, чтобы создать интимную межличностные отношения, такие как дружба или любовь. Одинокая личность - депрессивная, или депрессии, личность, среди прочего, испытывающих нехватку навыков и умений связи.

Одинокий человек чувствует себя, как и все остальные, и чувствует себя непривлекательной личности. Он говорит, что никто не любит и уважает. Особенности такого отношения к своей одинокой человека часто сопровождается определенной негативное воздействие, в том числе чувства гнева, печати, глубокой беде. Одинокий человек избегает социальных контактов, он изолирует себя от других. Он больше, чем другие, присущие в так называемых параноидальными чувствами, которые включает в себя увеличилось подозрение, импульсивность, раздражительность, чрезмерное страх, тревога, чувство слабости и разочарования.

Одинокие люди более пессимистичны, чем не один, у них есть преувеличенное чувство жалости, только ожидать неприятности другим людям, и будущее - только хуже. Они также считают, что их жизнь и жизнь других бессмысленно (например, Е. Эриксон описывает аномальное развитие отдельных линий). Одинокие люди молчаливые, тихие, стараясь быть незаметным, часто выглядят печально. Они часто выглядят усталыми и отмечены наблюдаемую гиперсомнией.

При обнаружении разрыва между реальными и действительных отношений, характеристика состояния одиночества, разные люди реагируют на него по-разному. Беспомощный в качестве одного из возможных реакций на этой ситуации сопровождается повышенной тревожности. Если люди виноваты их одиночество не сам, а другие, могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует появление отношения враждебности. Если люди считают, что они сами виноваты в своём одиночестве, и не считают, что они могут изменить себя, они, вероятно, будут опечалены и осудят себя. Со временем это состояние может развиться в хроническую депрессию. Наконец, если один убежден, что одиночество ему вызов, он будет активно бороться против него, прилагать усилия к тому, чтобы навсегда.

Внушительный список типичных эмоциональных состояний, время от времени включать хронически одинокого человека. Это - отчаяние, печаль, нетерпение, ощущение непривлекательности, беспомощность, паника, депрессия, скука, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляции, жалости, жесткость, раздражительность, неуверенность, отказ, меланхолия, отчужденность (список получен факторного анализа ответов множества одиноких людей в специальной анкете).

Одинокие люди, как правило, не нравится другим, особенно общительных и счастливых. Это - их защитная реакция, которая, в свою очередь, предотвращает их от установки себя в хороших отношениях с людьми. Считается, что это было одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они не признают себя как одиноко.

Одинокий человек характеризуется исключительной концентрации на себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Он характеризуется повышенной тревожности и страха катастрофических последствий негативных обстоятельств в будущем.

Общаясь с другими, одиноко говорить больше о себе и чаще, чем другие, чтобы сменить тему. Они также медленнее реагировать на заявления коммуникационного партнера.

Таким образом, люди, как правило, конкретных межличностных проблем. Они легко раздражаться в присутствии других людей, повышенная агрессивность, склонных к избытку, это не всегда оправдано критика других, часто имеют психологическое давление на других. Одинокие люди проявляют мало доверия у людей скрыть свои взгляды, часто лицемерная, отсутствие контроля в их собственных действий.

Одинокие люди не могут на самом деле весело провести время в компании, испытывают трудности, когда им нужно кого-то позвонить, чтобы договориться о чем-то, чтобы решить какую-либо личную или деловую дело. Такие люди повышенная внушаемость или слишком упрям, чтобы решить межличностные конфликты.

При недостаточной самооценке, некоторые из функций, которые будут рассмотрены ниже, одинокие люди или пренебрегают, как они воспринимаются и ценятся те, вокруг, или, конечно, попытаться угодить им. Одинокие люди, особенно касается проблем, связанных с личной общительностью, включая знакомства, идеи для других, участие в различных мероприятиях, раскованность, и открытость в общении.

Одинокие люди чаще видят себя менее компетентным, чем не в одиночку, и, как правило, чтобы объяснить свою неудачу, чтобы установить межличностных контактов отсутствие способности. Многие проблемы, связанные с созданием интимных отношений, в результате чего им повышенную тревожность, снижение межличностного деятельности. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем в межличностных ситуациях.

Одинокие люди часто чувствуют себя бесполезными, некомпетентным, нелюбимым, и укрепление самоуничижительной смысле способствует их повышенной самокритичности.

Связи между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двумя способами. Во-первых, ссылка на которую формирует внутренний низкая самооценка отчуждение человека; Во-вторых, в предположении, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, что само по себе значительно затруднить межличностного общения.

Есть ряд психологических факторов, которые вносят вклад в одиночестве. Например, это может быть низкая самооценка, что приводит к избегая контакта с другими из-за страха подвергнуться критике, которая, в свою очередь, создает порочный круг - в результате отсутствия самоуважения даже больше контактов падает. Слабые навыки общения также способствуют одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализации из-за страха неудачи в отношениях или попасть в психологической зависимости и часто стремятся быть в одиночестве, особенно если у них уже есть неудачный опыт с другими людьми.

Установлено, что изоляция зависит от того, как человек относится к себе, то есть от его самооценки. Для многих людей, чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Это порождает чувство одиночества нередко приводит к ощущению собственной никчемности и дезадаптации.

Чувство одиночества может увеличить или уменьшить, в зависимости от динамических изменений в интенсивности отдельных принятыми нормами обычного межличностного общения, или широты контактов с людьми, которые должны идти к людям. Стандарты такого рода, как правило, субъективно, точно не определены, но в целом хорошая идея выражается в суждениях, таких как, "я хотел бы иметь больше друзей", "Никто на самом деле не понимает меня," и т.д. Однако, такие стандарты относительны, они всегда устанавливаются по отношению к прошлому опыту общения. Небольшое уменьшение количества друзей или личных контактов с человеком, который ранее их большое количество, может восприниматься как увеличение одиночества, в то время как аналогичные изменения в характере межличностных отношений в человеке, которые ранее почти никто не говорил и имел ограниченный круг друзей (т.е. их прихода к том же уровне, от первого лица), скорее всего, будет восприниматься как уменьшение одиночества, т.е. противоположным образом.

Одинокие люди часто видят в себе причину его одиночества, приписывая его характер недостатки, отсутствие способности, ничего непривлекательность в большей степени, чем факторы подчинены сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, предпринимаемых для улучшения связи, неэффективность для этого оборудования и так далее. причинная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные личные качества, как застенчивость, страх отвержения в попытке установить кто-то интимные отношения, отсутствие знаний о том, как вести себя в таких ситуации, укрепить межличностные связи.

Лица, низкая оценка для себя, ожидают, что другие также применить к ним. Такие люди остро многие другие предложения и ответить на неудачи в установлении личных контактов с другими людьми. Тем не менее, люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы на призывы и просьбы реагирует враждебно повышенно для тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают его как подтверждение их собственной неполноценности. Они были найдены в трудно принять комплимент в свой адрес более неопределенными в связи ведут себя и увеличение осторожностью.

В целом, низкая самооценка производит взаимосвязанный набор психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных отношениях с другими: самоуничижительной сознания и поведения, в смысле их собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь в виду, и то, что многолетний опыт одиночества, со своей стороны, может иметь негативное влияние на самооценку, делая его более уязвимым. Неудачи в общении могут повысить чувство одиночества, и, как следствие, снижает самооценку. Низкая самооценка положил потенциально больший риск одиночества, чем обычно, так как низкая самооценка в конечном счете подрывает самооценку человека.

Одним из факторов, которые вносят вклад в одиночестве, является нежелание людей были в ситуации межличностного общения, в котором он подвергается риску быть отказано в праве на создание отношений, стесняться и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и последствия одиночества, в то же время, часто сопровождают его. Из-за страха негативных результатов взять на себя инициативу в установлении межличностного контакта человека становится все труднее преодолеть одиночество и страх, порожденный предыдущей плохой опыт, помогает создать среду, которая еще больше повышает чувство одиночества.

Часто одиночество возникает по причинам, не зависящим человека. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, которые приводят к одиночеству. В таких случаях, она возникает в результате внезапного полного или частичного эмоционального и психологического изоляции человека от людей, составляющих его обычный круг друзей.

Потеря одного из родителей в результате развода или отсутствие эмоционально близких, доверительных отношений, родительская поддержка в детстве может сделать людей более восприимчивыми к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, становится характерологическое ничего уязвимость взрослых и длится в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, делая такие люди более остро, чем другие реагируют на разделение и социальной изоляции.

Нынешняя ситуация в обществе характеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Кроме того, расслоение общества, переход к рыночной экономике привел к увеличению напряженности в общественных отношениях и способствовать социальной фрагментации людей. В этих обстоятельствах, конструктивный поиск путей решения проблемы одиночества приобретает особую актуальность. К наибольшим изменениям степени в обществе влияет на пожилых людей и подростков, как наименее социально защищенных групп. Одиночество в подростковом возрасте - один из самых значительных переживаний человека. Исследователи подростковый возраст (И.В Дубровина, В.С Мухина, Е. Эриксон и др.) Отметил, что особенно трудно для молодых людей в условиях перехода от детства к взрослой жизни, в ситуации становления и развития.

С опытом одиночества часто связаны с отчуждением подростка от взрослого мира, открывая новые возможности для "я", осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных этапах развития и становления подростка одиночество может восприниматься по-разному и вызывают много проблем. Итоги опыт может быть альтернативой, опытный одиночество становится мотив раскрыть черты его шаг, чтобы найти себя, или - фактором, ограничивающим развитие человека, а иногда и даже запас самоубийства.

В течение этого периода подростки часто испытывают острый одиночество, как его пренебрежение, отказ, отказ и непонятого. Это свидетельствует лечения подростков на телефон для экстренной психологической помощи, психологических служб для молодежи и подростков, в газетах и журналах.

Опыт одиночества у подростков может развиваться в стабильной отрицательной психическое состояние влияет на все другие чувства и эмоции, и даже стать препятствием для развития личности. Чрезвычайно важным является овладение подростков средствами сознательного саморегулирования и рефлексивного управления их деятельности.

Многие исследователи считают, одиночество в качестве универсального человеческого опыта, вытекающие из факта человеческого существования. Они определяют типичный для нашего времени факторов, вызывающих значительные характеристики сегодняшнего одиночества: Изменение структуры современной семьи; потребность в высокой пространственной мобильности; ослабление религиозных традиций; появление недоверия государственных и экономических структур; технологизации и компьютеризации современного общества.

Общий компонент в опыте одиночества, по их мнению, является недооценка себя и, в этой связи, возникает ощущение незначительности своей собственной. Это объясняет тот факт, что одиночество в наше время воспринимается исключительно как отрицательное.

Д. Гев определяет одиночество как чувство печали и тоски в результате невозможности построения желаемого отношения с некоторыми аспектами мира. Конструктивная напротив одиночества, по его мнению, является способность быть в одиночестве.

Экзистенциальное одиночество (как начальная обречены быть непонятым другими) является частью человеческого существования. Она включает в себя осознание своей отделенности от другой, в поисках идентичности и смысла жизни. Источник экзистенциальной одиночества является факт уникальности и уникальности опыта каждого человека, факт человеческого существования. Опытный больно одиночество (патологического Д. Гев) часто включает в себя хронический разобщенность с собой и другими, является следствием невозможности построения и поддержания желаемых отношения с другими значительными, или привести к разочарованию нужд социальной интеграции.

Д. Гев характеризует одиночество по 4 компонентам:

  • 1. Нет контакта с самим собой.
  • 2. Неспособность преодолеть эмоциональные барьеры для других.
  • 3. Инвалидности и неспособность найти свое место в социальной общности.
  • 4. Потеря чувства смысла в собственной жизни.

Подростки остро ощущают ситуацию экзистенциального перелома: они одновременно хотят удовлетворять свои потребности в самостоятельности и независимости, но также и в близости, и социальной включенности и, поэтому остро переживают критические ситуации межличностных отношений (разрыв дружеских связей, непонимание взрослыми и ровесниками).

Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования и появлением ощущения экзистенциальной разобщенности людей.

Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. "Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны - они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом" .

Подростки (почти все) еще не задумываются о смысле жизни. Они чаще раздумывают над тем (чувствуют, прежде всего) любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

Подростков потрясает осознание одиночества, осознание того, что они никому не нужны и нигде не могут найти поддержки. Они чувствуют себя беспомощными и в то же время теряют доверие к окружающим. Им не к кому пойти, не к кому обратиться, и никто в тот момент, включая их самих, как им кажется, не может помочь им удовлетворить их потребности.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что часто приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

По мнению Г. Салливана, именно подростки испытывают одиночество, в своей наиболее завершенной и страшной форме.

Все переживания подростка находят отражение в картине его поведения, в импульсивности поступков и слов. Правда, многое еще зависит от природной организации человека (темперамента).

В целостной же картине поведения подростка переживания, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной отклоняющегося поведения, порождают трудности личностного развития.

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающем миром. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки . К тому же переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на ровесников делает проблему взаимоотношений с подростками весьма актуальной, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Границы подросткового периода охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет. Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях - переходный, трудный, критический. В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения .

Существует несколько взглядов не подростковое одиночество.

Первый из них - отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. С этой точкой зрения трудно согласиться.

Следующий взгляд на одиночество подростков признает его как явление социальное по своей сути и поверхностное, несерьезное по природе (якобы обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни).

Третья точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность, даже драматичность этого переживания. «Вмести с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» . А также: « … в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» .

Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что каким бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует. Его продуктивное использование снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, т.е. путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, пути к людям.

Необходимо отметить, что виды одиночества вообще и подросткового - в частности могут быть различны. Временное одиночество - наиболее распространенный вид этого состояния, относящийся к кратковременным приступам чувства одиночества. Оно наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу или разрыва подобных эмоциональных отношений. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей, отвержения со стороны взрослых.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликтах потери связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности), невключенности подростка в референтную для него группу сверстников. Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную формы.

Когнитивное одиночество рассматривается как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннего ощущения одиночества, опустошенности); оно может быть следствием непонимания проблем подростка со стороны взрослых, резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками, несовпадения интересов, взглядов.

Переживание одиночества подростками сопровождается развитием ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональных реакций в ситуациях конфликта; в некоторых личностных процессах одиночество служит психологическим стабилизатором или дестабилизатором эмоциональных реакций. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления.

В то же время одиночество затрудняет общение, препятствует установлению интимно-личностных отношений, полноценных доверительных контактов, формирует негативный тип самовосприятия и может привести к ощущению психологического надрыва, душевного нездоровья. Состояние одиночества у подростка часто сопровождается чувством собственной некомпетентности, ненужности, неуверенности в себе, низким уровнем самоуважения, склонностью к психической изоляции, уходом от действительности в мир мечты, повышенной конфликтностью.

Исследователи выделяют ряд личностных, социальных, ситуативных факторов, способствующих возникновению одиночества. Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность и низкий уровень развития коммуникативных умений, а также некоторым характерологическим особенностям (эгоизм, агрессивность). К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, т.е. неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения.

Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. Ряд авторов отмечает, что возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой дефицитное и дефектное общение, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что следствием. У подростков может сформироваться поведение, которое приведет к школьным прогулам или отказу от обучения, лжи, субкультурным девиациям (употреблению сленга, нанесению татуировки и т.п.). Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях с взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и сверстников подросток может попасть в асоциальную группу, где попытается реализовать свое стремление к самостоятельности.

Согласно взглядам В.С. Мухиной, одним из факторов развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке "детскости" и "взрослости", а с другой - наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода:

тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем);

моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей). Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда - пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон подростковой личности .

Возникновение самосознания, как отмечает Г. Крайг, - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания .

В переходном возрасте меняется представление о содержании понятий «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность .

В подростковый период ребенок открывает свой внутренний мир. Открытие внутреннего мира -- важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний: появляется чувство неповторимости и одиночества, которое возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

В то время другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию .

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире. Чтобы как-то пережить свое одиночество в подростковом возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях -- о чем не скажешь никому. Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам” .

Таким образом, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Уединение, как отмечает И.С. Кон, помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических .

В.С. Березин выделяет следующие качества личности, «предрасполагающие» к формированию стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих на предрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться специалист в работе с подростками:

Высокий уровень тревожности;

Впечатлительность;

Романтичность (романтическая возвышенность);

Независимость, импульсивность, эмоциональность;

Замкнутость, малообщительность, закрытость, отстраненность;

Повышенная психологическая ранимость;

Эмоциональная "колючесть";

Робость, боязливость;

Индивидуальность, имеется в виду "непохожесть" на сверстников .

Для преодоления чувства одиночества (его отрицательной стороны) необходима актуализация позитивного потенциала одиночества, внутренними условиями актуализации которого, по мнению Д. Байярд, являются:

Осознание одиночества, формирование положительного восприятия одиночества (отношения к нему);

Формирование положительного самоотношения, повышение ценности своей личности;

Формирование положительного самовосприятия личности, принятие ответственности за свою жизнь;

Формирование активной позиции по отношению к одиночеству;

Повышение коммуникативной компетентности, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями;

Понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества .

Таким образом, впервые одиночество осознается человеком в подростковый период в связи с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.