Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет военнослужащим. Расчет выслуги лет для пенсии в льготном исчислении Выслуга 20 лет в вооруженных силах льготы

Выслуга лет применяется для исчисления денежного довольствия военнослужащих, в частности для получения надбавки, права на участие в жилищных программах и, в конце концов, для начисления пенсии. А как исчисляется сама выслуга лет? При каких условиях она отличается от календарной выслуги? Как понимать, на что можно рассчитывать? Постараемся разобраться.

Законодательная база для выслуги лет

Главными нормативными документами, которые регламентируют выплаты процентной надбавки к денежному довольствию за выслугу лет, а также документами, которые определяют порядок определения самой выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации являются приказы Минобороны, изданные на основе Федерального закона «О статусе военнослужащих». Они отличаются для лиц, которые проходят военную службу по контракту и для гражданских служащих:

- Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" - регулирует вопросы по выслуге лет для военнослужащих;

Приказ Министра обороны Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. № 555" – регулирует вопросы выслуги лет гражданского персонала.

Кроме того, нужно знать, что в силу пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 № 524, для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащих подлежат зачислению в календарном исчислении (а именно 1 календарный день = 1 дню выслуги) такие периоды:

  1. Военная служба по контракту и призыву в Вооруженных Силах РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также в Государственной противопожарной службе МЧС России;
  2. Военная служба в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах КГБ, Центральной службе разведки Союза ССР, Управлении охраны при Аппарате Президента Союза ССР, Комитете по охране государственной границы Союза ССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах Федеральной пограничной службы РФ, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках ФАПСИ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств – участников СНГ.

Это означает, что переводе гражданина из одних силовых структур в другие, он не теряет выслугу лет. Кроме того, в выслугу засчитывается служба по призывы и время обучения в военных специализированных учебных заведениях.

Военная служба по призыву в настоящее время подлежит включению в выслугу лет военнослужащих начиная со дня убытия призывника из военного комиссариата субъекта РФ к основному месту прохождения военной службы. Однако, начиная с 1 марта 1993 года до 30 марта 1998 года действовал другой порядок. Выслуга лет начинала исчисляться только с даты зачисления военнослужащего по призыву в списки личного состава воинской части. А до 1 марта 1993 года выслугу лет считали со дня явки призывника в военный комиссариат субъекта РФ для отправки в воинскую часть. Граждане, которые поступили в военные специализированные образовательные учреждения получают отсчет выслуги лет с даты зачисления их в такие военные образовательные учреждения.

Кроме того, не кадровые офицеры, которые проходили военную службу по призыву после окончания высших учебных заведений с военной кафедрой, время такой военной службы также засчитывается в стаж выслуги лет. Правда, происходит это в определенном порядке:

  • Офицеры, призванные на службу по призыву непосредственно после окончания учебных заведений получают исчисление выслуги лет со дня их убытия в отпуск, который предоставляется военным комиссариатом в связи с окончанием учебных заведений до начала службы по призыву. С 1 марта 1993 года до 30 марта 1998 года выслуга лет начинала исчисляться с даты зачисления офицера в списки личного состава воинской части.
  • Офицеры, которые получили отсрочку на прохождение воинской службы после окончания ВУЗов, получают исчисление выслуги лет с даты их убытия к месту прохождения военной службы, которое указано в предписании, выданном военным комиссариатом по месту учета.

Военная служба при подписании контракта подлежит включению в выслугу лет с даты вступления контракта о прохождении военной службы в силу.

Для отдельных категорий военнослужащих, а также на отдельных категориях территорий выслуга лет подлежит исчислению в льготном порядке, например 1 календарный год службы равен 1,5 или 2 годам выслуги лет. Льготный порядок исчисления выслуги лет действует и при участии военнослужащих в боевых действиях и службе в «горячих точках».

Льготная выслуга лет

Выслуга лет на льготных условиях исчисляется следующим категориям военнослужащих :

  • В поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил РФ, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств – участников Содружества Независимых Государств, а также авиации пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ;
  • В военно-образовательных учреждениях профессионального образования, готовящих офицеров для Воздушно-десантных войск РФ (кроме военно-образовательных учреждений профессионального образования Воздушно-десантных войск РФ);
  • В десантно-штурмовых соединениях и воинских частях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск РФ и разведывательных десантных подразделениях морской пехоты;
  • В войсках гражданской обороны;
  • На должностях, которые предусмотрены в штате управлений океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов;
  • На должностях, которые предусмотрены в штате боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения, в том числе строящихся, ремонтирующихся и находящихся на консервации, экипажей консервации указанных кораблей, катеров и судов, перегонных команд, а также в управлениях соединений кораблей и судов, экспедиций и отрядов, постоянно размещенных на кораблях и самоходных судах.

Выслуга лет исчисляется на льготных условиях в порядке, который устанавливает Министр обороны РФ, а также руководители федерального органа исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба.

В силу постановления Правительства РФ от 14.07.2000 № 524 льготная выслуга лет исчисляется всем военнослужащим, которые командированы за пределы территории России для выполнения задач в качестве военных советников или специалистов для оказания технической и другой помощи. В том числе, если в период пребывания за границей такие военнослужащие выполняют полеты в составе экипажей самолетов или совершают прыжки с парашютом, а также находятся в плавании.

Практическое применение выслуги лет

В силу действующему российскому законодательству, военнослужащие имеют право на получение ими пенсии за выслугу лет, а также надбавки к денежному довольствию. При этом, денежное довольствие и размер надбавок должны быть пересчитаны, если у военнослужащего возникло право на увеличение из размера в течение календарного года.

Что касается максимальной пенсии за выслугу лет , то она назначается только в двух случаях:

  1. На момент увольнения с военной службы в рядах ВС РФ офицер имеет выслугу 20 лет и выше. Такое же правило применяется в отношении тех граждан, которые состоят на контрактной службе в органах МВД, МЧС или органах уголовно-исполнительной системы.
  2. На момент увольнения с военной службы в рядах ВС РФ офицер достиг возраста 45 лет, а его общий трудовой стаж составил 25 лет (не менее 12 ,5 лет из этого стажа должно приходится на военную службу). В таком случае военнослужащий подлежит увольнению в отставку, в связи с достижением им предельного возраста нахождения на воинской службе.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий соблюдено, то офицер получает право на получение максимальной пенсии за выслугу лет. Если же он не попадает под вышеперечисленные правила, то он все равно будет получать военную пенсию, в соответствии с фактической выслугой лет, по утвержденной шкале.

Пенсионные выплаты для военнослужащих - хорошая государственная поддержка для этой категории граждан после их увольнения из родного ведомства. Однако преимущество пенсии для военных не только в том, что она выше, чем у других граждан страны, но и в том, что уйти на заслуженный отдых эта категория лиц может гораздо раньше, чем достигнет общепринятого пенсионного возраста.

Военнослужащий имеет право на пенсионное обеспечение, отслужив 20 лет в вооруженных силах, иными словами уйти на заслуженный отдых по выслуге лет. Однако в последнее время все чаще в правительстве РФ ведутся разговоры о повышении выслуги на 5 лет, то есть минимальный срок службы будет 25 лет. Будет ли принят этот проект, и вступит ли он в действие в 2018 году, попробуем разобраться в этом вопросе.

Увеличение выслуги лет военнослужащих

Нижний порог выслуги лет предлагалось повысить еще в 2013 году, а двумя годами позже правительство нашей страны даже поднимало вопрос о том, чтобы сделать выслугу 30 лет, но такое предложение не было одобрено.

Затем вмешательство президента в этот вопрос заставило чиновников разработать ряд поправок, однако утверждается, что этот вопрос не рассматривается в связи с повышением общего пенсионного возраста. Но некоторые издания доказывают, что члены правительства, входящие в соцблок, предполагают, что реформирование системы, которая управляет выходом на пенсию раньше общепринятого срока, позволит избежать или временно отсрочить увеличение общего возрастного порога ухода на заслуженный отдых. Это произойдет благодаря тому, что значительно уменьшатся пенсионные выплаты военнослужащим.

Специфичность законопроекта

Чем же будут отличаться проекты? В данный момент за стаж в 20 лет военнослужащему назначается пенсионное обеспечение, составляющее 50% денежного довольствия. Ежегодная прибавка при 20-ей выслуге — 3% вышеописанного довольствия, однако пособие не может превышать 85% от зарплаты военного.

В новом проекте закона за служебный стаж в 25 лет начисляется 65%, а за каждый год, превышающий минимальную выслугу, еще 3%, но максимальный размер обеспечения не должен превышать 95% довольствия.

Военнослужащий может уволиться из вооруженных сил по одному из предусмотренных льготных оснований, к которым относятся:

  • достижение максимального возраста, позволяющего находиться на службе в вооруженных силах;
  • заболевание, подтвержденное военно-врачебной комиссией;
  • организационно — штатные мероприятия.

В таком случае ему предусматривается назначение пенсии за выслугу, величина которой будет составлять 50% вышеописанных финансовых средств, при условии наличия 20-го стажа, и 3% за каждый превышающий ее год, но не более 95%.

Индексация денежного довольствия и пенсии

Федеральный закон, предполагающий ежегодное увеличение окладов за должность и за звание, не исполнялся длительное время. С 2013 года повышение обеспечения военных происходило за счет понижающего коэффициента. В законодательных актах прописан его ежегодный рост (в 2017 году он был равен 72,23%), благодаря ему за 5 лет пенсионные пособия увеличились на 30%.

Когда планируется принять ФЗ

До сих пор неясен вопрос, когда будет принят закон, и начнет действовать новая выслуга лет с 2018 года или с 2019. В нем также определен переходный этап, который должен продлиться 5 лет до 2023 года. Он необходим для приспособления военнослужащих к новой системе ухода на пенсию. Граждане, на которых распространяется действие, описанное в законодательстве от 12 февраля 1993 года, вправе уйти на пенсию при наличии служебного стажа 20 лет на специальных условиях, функционирующих до вступления нового проекта в действие в 2023 году.

Издание «Коммерсант» сообщает, что согласно информации, полученной из источника, приближенного к президентской администрации, межведомственные согласования законопроекта об увеличении минимального служебного стажа окончены. Принципиальное решение по этому вопросу принято, так что вероятность увеличения в ближайшее время минимального порога выслуги лет очень велика. Однако внесение проекта в Государственную Думу планировалось на сентябрь, но на дворе ноябрь, а проект не принят.

Многие СМИ утверждают, что все же вопрос о том, сколько теперь служить, будет рассмотрен только после выборов Президента РФ.

Проводимые соцопросы показывают, что более 80% опрошенных людей не поддерживают увеличение служебного стажа для военнослужащих, так что далеко не факт, что столь болезненное мероприятие пройдет совершенно спокойно. Огромное количество военнослужащих и членов их семей не хотят тихо смотреть на то, как увеличивается служебный стаж и отнимается часть льгот, предоставляемых за нелегкую службу в вооруженных силах.

Если у вас есть какая-то новая информация об увеличении выслуги, вы хотите задать вопрос или прокомментировать затронутую проблему, добро пожаловать в блок комментариев. С удовольствием обсудим с вами поднятый в материале вопрос.

Право на пенсию за выслугу лет согласно статье 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 имеют:

а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более;

б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба.

(Все условия, оговоренные в пункте «б», должны соблюдаться на день увольнения. Трудовой стаж после увольнения со службы в расчет не принимается)

Пенсия за выслугу лет согласно статье 14 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба, за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент сумм денежного довольствия.

Порядок исчисления выслуги лет определен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 № 941, в котором определены периоды службы, обучения и работы, включаемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет, в т.ч. и в льготном исчислении.

Порядок исчисления трудового стажа для назначения пенсии с учетом трудового (страхового) стажа установлен статьей 13 «б» Закона №4468-1, статьями 11-14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». При этом, все периоды службы, работы и иной деятельности засчитываются в общий трудовой стаж только в календарном исчислении.

В денежное довольствие для исчисления пенсий согласно ст. 43 Закона №4468-1 включаются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию, процентная надбавка, исчисленная из этих окладов. Ежемесячная денежная продовольственная компенсация, ранее включаемая в денежное довольствие для исчисления пенсий, с 1 декабря 2007 г. включена в оклад по званию. Оклады применяются без учета их повышения за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях. Надбавки, устанавливаемые сотрудникам органов внутренних дел на период службы, также не учитываются в денежное довольствие для исчисления пенсий.

Кроме того, с 01 января 2012 года пенсии исчисления из 54% соответствующих сумм денежного довольствия (с 01.01.2013 – 56%; с 01.10.2013 – 58,05%; с 01.01.2014 – 60,05%, с 01.10.2014 – 62,12%, с 01.10.2015 – 66,78%, с 01.02.2016 – 69,45%, с 01.02.2017 – 72,23%). Дальнейший порядок исчисления остался без изменений.

Исчисление пенсии за выслугу лет.

Формула для расчета пенсии за выслугу лет (ст.13а Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1)

Пример. Старший оперуполномоченный (оклад по должности = 17 160,00 руб.), майор полиции (оклад по званию = 11 960,00 руб.), выслуга лет в ОВД – 21 год (процентная надбавка за выслугу лет = 30%).

Пенсия = (17 160,00 + 11 960,00 + (17 160,00 + 11 960,00) × 30%)) × 72,23% × (50% + (3% × 1)) = 14 492,00

Формула для расчета пенсии за общий трудовой стаж (ст.13б Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1

Пример. Старший оперуполномоченный (оклад по должности = 17 160,00 руб.), майор полиции (оклад по званию = 11 960,00 руб.), выслуга лет в ОВД – 14 лет (процентная надбавка за выслугу лет = 20%), общий трудовой стаж с учетом службы в армии, службы в ОВД, учебы (очная) и работы в гражданских организациях – 30 лет.

Пенсия = (17 160,00 + 11 960,00 + (17 160,00 + 11 960,00) × 20%)) × 72,23% × (50% + (1% × 5)) = 13 882,03

В России военнослужащим по составленному контракту платится ежемесячная заработная плата. Работникам этой сферы положены и дополнительные выплаты. Одной из них является процентная надбавка за военнослужащим. Также у них есть множество льгот, которые не предоставляются людям других профессий.

Из чего состоит денежное довольствие?

Зарплата состоит из 2 частей. В первую входит оклад, который зависит от должности и звания. Даже рядовой не может получать меньше 15 000 рублей. У офицеров оплата значительно больше, но все зависит от стажа, уровня опасности работы и других факторов.

Зарплата военнослужащих имеет вторую часть - дополнительные выплаты. Их особенность состоит в том, что выплачивается только некоторым категориям работников. Обычно требуется выполнить какие-либо условия. Расчет дополнительных выплат устанавливается в процентах, но иногда он рассчитывается в окладах.

Виды надбавок

Вторая часть зарплаты может состоять из следующих видов надбавок:

  • процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим: если служба в армии длится больше 24 месяцев, то начинаются эти виды выплат, со временем они увеличиваются;
  • за квалификацию: требуется подтверждение профессионализма, а для этого необходимо прохождение испытаний;
  • деятельность с государственной тайной: ее выплачивают офицеру, который прошел проверку ФСБ, а также получил необходимый уровень доступа;
  • за особые заслуги: закон о военнослужащих включает сведения о категориях сотрудников, кому положены дополнительные выплаты;
  • за опасную деятельность, связанную с риском для жизни и здоровья: водолазная работа, учения, прыжки с парашютом;
  • достижения по службе: профильные министры сами устанавливают условия, размер и правила предоставления надбавок, еще она имеет название «персональная надбавка»;
  • добросовестная служба: равна 3 окладам в год;
  • материальная помощь: предоставляется 1 раз в год в виде оклада.

Также офицерам предоставляются поощрения при получении госнаград, при службе в тяжелом климате, на Крайнем Севере, в других странах. Каждая надбавка к окладу служит для стимулирования служащих к эффективной работе.

Выслуга лет

Довольствие военнослужащих включает надбавку, которая рассчитывается в процентах от оклада. На ее размер влияет срок службы в конкретной структуре, а также в их совокупности. От этого зависит размер всей зарплаты.

Таким образом, процент прибавляется к окладу, а к итоговой сумме может прибавляться района РФ, например, из-за службы в Надбавкой считается премия, и потом высчитывается подоходный налог.

Расчет надбавки

Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим такая же, как для сотрудников МВД. Но она отличается от положенной для гражданского персонала. Закон о военнослужащих гласит, что надбавка рассчитывается от стажа:

  • если работа продолжается 2-5 лет, то прибавляется 10%;
  • 5-10 лет - 15%;
  • 10-15 лет - 20%;
  • 15-20 лет - 25%;
  • 20-25 лет - 30%;
  • от 25 лет - 40%.

Процентная надбавка за выслугу лет военнослужащим определяется обязанностями, местностью осуществления службы. Для работников летных организаций, входящих в экипаж, вертолеты, если они принимают участие в испытаниях, 1 месяц засчитывается за 2.

Особое начисление надбавки имеют другие военнослужащие. К примеру, если работа связана с прыжками с парашютом, то 1 месяц идет за 1,5. Это же относится к военным, которые связаны с боевыми кораблями, катерами. На основе этих правил и рассчитывается зарплата военнослужащих.

Особенности пенсии военных

Надбавки положены не только работающим военнослужащим, но и пенсионерам. При расчете пособия учитывается выслуга лет, а также полученные травмы. На основе законодательства определяется возраст, когда положено получать пенсию:

  • 45 лет - женщинам;
  • 50 - рядовому составу;
  • 55 - капитанам;
  • 60 - среднему генералитету;
  • 65 - высшему командному составу.

Чтобы выйти на пенсию, необходимо проработать 20 лет. Пособие определено в следующих размерах:

  • если выслуга 25 лет, то насчитывается 50% от оклада;
  • за каждый год больше 25 лет начисляется 3%;
  • общая сумма не может быть больше 85%.

Расчет пенсии военным на основе законодательства может устанавливаться и другими способами:

  • если есть гражданский стаж, то к 50% добавляется 1% за год;
  • при инвалидности начисляется 85% от оклада;
  • если инвалидность появилась из-за болезни, то пенсия будет составлять 75% от оклада;
  • семьям военнослужащих, если те погибли при военных действия, - 40%, а когда гибель не связана с этими событиями, то 30%.

В расчете учитывают ежегодную индексацию, которая утверждается президентом страны. Получается, что пенсия военных достаточно высокая по сравнению с гражданским персоналом.

Другие льготы для военнослужащих

В России военные считаются особой категорией граждан, поскольку им предоставляется много дополнительных льгот:

  • жилье: выдается жилье на период военной службы, а также для постоянного проживания;
  • образование: в а также после нее появляются преимущества зачисления в образовательные учреждения;
  • медицинские услуги: военным, а также членам семьи предлагается бесплатно пользоваться медицинскими и реабилитационными услугами в санаториях;
  • продовольствие и вещи: отдельным категориям сотрудников выдается продовольственный паек, а вещевое обеспечение предполагает выдачу полевого обмундирования;
  • бесплатный проезд: военные могут отправляться в отпуск каждый год, а также в командировку, до нового места работы, не оплачивая это;
  • пенсия: по сравнению с гражданскими, военные могут выходить на пенсию с 45 лет, если есть стаж 20 лет;
  • страхование жизни и здоровья: в случае смерти при исполнении работы военного семье выдается 3 млн. рублей.

С увольнением, если сотрудник признан непригодным к работе или при травме, выдается 2 млн. рублей. Благодаря такому количеству льгот многие выбирают именно военную службу.

Преимущества и недостатки работы военнослужащего по контракту

При желании поступления на военную службу необходимо ознакомиться с плюсами и минусами работы. Это позволит сделать правильный выбор:

  • это трудоустройство выгодное, особенно если в поселках и деревнях отсутствует престижная работа;
  • предоставляется социальный пакет, льготы, стабильная оплата труда, что предлагается не на всех работах;
  • служба в ВС РФ сравнима с обычной, поэтому отличается от срочной, где есть много ограничений.

К минусам относят:

  • риск здоровьем;
  • жизнь по уставу;
  • психологически сложная работа;
  • командировки, жизнь в полевых условиях.

Как видно из расчетов, военные получают высокий доход, а также пенсию. Работа является перспективной, ведь ни в какой другой профессии не предоставляется столько привилегий.

#выслугалет #закон #прававоеннослужащих #право

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации .

Одной из таких значимых гарантий является зачет периодов службы в вышеуказанных районах и местностях, а также на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в выслугу лет в льготном исчислении, учитываемую при исчислении размера пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д.

В процессе реализации данной гарантии в практической деятельности органов военного управления периодически возникают различные вопросы относительно порядка исчисления льготной выслуги лет.

Следует отметить, что если порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий гражданам, проходившим военную службу, регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве , прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, а порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим - Постановлением Правительства Российской Федерации "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" от 14 июля 2000 г. N 524, то порядок исчисления выслуги лет для реализации иных видов социальных гарантий нормативно не установлен.

Согласно действующему законодательству выслуга лет учитывается не только при назначении пенсии, но и при реализации ряда иных социальных гарантий, например:
1) при определении продолжительности основного отпуска, предоставляемого военнослужащим (п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
2) при определении права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
3) при определении права на сохранение гарантий по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
4) при определении права на проезд на безвозмездной основе после увольнения с военной службы (п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
5) при определения права граждан, уволенных с военной службы, на зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения и днем поступления на работу (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Рассмотрим указанные нормы более подробно.

1. В п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена зависимость количества суток основного отпуска, предоставляемого военнослужащим, от выслуги лет на военной службе (в льготном исчислении). При этом, указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток;
- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Таким образом, продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
2. В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более.

Таким образом, при обеспечении жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения для определения права военнослужащего на использование накоплений на именном накопительном счете учитывается, помимо выслуги лет в календарном исчислении, также и льготная выслуга.

В этом заключается существенное отличие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих от обеспечения их жильем в натуре (по договору социального найма, в собственность бесплатно), где для возникновения права на жилье учитывается только календарная выслуга.

3. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на , уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и на членов их семей распространяются следующие права и социальные гарантии в области медицинского и санаторно-курортного обеспечения:
- право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- право на бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях;
- право на прохождение ежегодного медицинского обследования и проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и обязательное медицинское страхование на общих основаниях с другими гражданами;
- право на обеспечение во время отпуска, но не более одного раза в год, санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
- право на получение выплаты для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.

4. В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно один раз в год. Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

5. Согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гражданам, выслуга которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы.

Исследовав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок реализации военнослужащими и членами их семей указанных выше социальных гарантий, можно прийти к выводу, что ни в одном из таких нормативных актов не регламентирован вопрос о том, какие именно обстоятельства являются основаниями для льготного исчисления выслуги лет или какие периоды времени засчитываются на льготных условиях для определения права на реализацию этих гарантий.

На практике должностные лица и органы военного управления при подсчете льготной выслуги руководствуются порядком исчисления выслуги лет и используют периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении, установленные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. Однако такая практика представляется не вполне обоснованной и законной, так как указанным Постановлением регламентируется порядок исчисления выслуги лет только в целях назначения и выплаты пенсий и пособий, что достаточно четко отражено в его названии.

Таким образом, имеется необходимость в установлении порядка исчисления льготной выслуги и определения периодов времени, которые будут засчитываться на льготных условиях в выслугу лет, учитываемую при определении права военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на отдельные виды социальных гарантий.

Такой порядок, по нашему мнению, должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Так, согласно ст. 20 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации, в частности, относится обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.
К полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере, в частности, относятся:
- обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
- способствование развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принятие мер по реализации трудовых прав граждан;
- принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основе законов и в развитие содержащихся в них положений по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации (ч. 2 ст. 115).
Данная задача может быть решена двумя способами.

Первый способ будет заключаться в издании Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов о порядке исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий применительно к конкретному виду, как это сделано, например, в отношении исчисления выслуги для определения права военнослужащих на процентную надбавку за выслугу лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524).

Второй способ заключается во внесении в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнений, касающихся порядка исчисления выслуги лет для реализации различных видов социальных гарантий, помимо пенсионного обеспечения.

Какой из способов решения поставленного вопроса будет наиболее рациональным, решать Правительству Российской Федерации, однако без принятия соответствующих мер военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей не смогут на законных основаниях реализовать гарантированное им государством право, основанием для реализации которого является наличие определенной выслуги лет в льготном исчислении.
По общему правилу основаниями для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих являются:
а) участие в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
б) прохождение военной службы за пределами Российской Федерации;
в) прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями;
г) нахождение на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья;
д) прохождение военной службы в воинских частях и на кораблях, привлекаемых к выполнению специальных задач.
Используя указанный перечень оснований для льготного исчисления продолжительности военной службы, необходимо будет установить, какие конкретно основания и каким образом будут учитываться для реализации определенного вида социальных гарантий.

Р.А. Закиров,
старший лейтенант юстиции,
адъюнкт Военного университета