Ребенку 2 месяца как его. Как развивать и какие игрушки выбрать

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается , приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить» . И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, - повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс , который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам , и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

По прошествии первого месяца жизни ребенка можно подвести некоторые итоги.

2 месячный ребенок хорошо различает свет и темноту, очертания предметов, лица, некоторые цвета, у младенца проходит косоглазие. 2 месячный ребенок без устали разглядывает все вокруг: свою кроватку, погремушки у себя над головой, собственные руки...

Слух у 2 месясчного ребенка тоже улучшается - при сильном звуке младенец вздрагивает и моргает, а услышав резкий звук или чей-то голос, становится сосредоточенным. Он начинает произносить неясные звуки; когда с ним разговаривают, он улыбается. Его плач приобретает ту или иную эмоциональную окраску. Но физически ребенок этого возраста все еще слаб.

Основные показатели психомоторного развития 2 месячного ребенка:

1. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. В вертикальном положении может ее фиксировать в течение нескольких секунд.

2. Когда его держат под мышки, упирается ножками.

3. Улыбается на разговор с ним взрослого.

4. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки.

5. Следит за движущейся перед глазами игрушкой.

Физические упражнения нужны всем, даже новорожденным. Но не все знают, что есть специальные упражнения для детей первого года жизни. И родители заранее должны им обучиться. Поначалу упражнения нужно выполнять под контролем специалиста. Гимнастика должна начинаться с первых дней жизни (не позднее 1-1,5 месяцев).

В противном случае можно нанести вред здоровью малыша. А пока это могут быть массаж , прикосновения и легкие упражнения для расслабления и напряжения различных групп мышц, нормализации работы пищеварительных органов, что очень важно в первые месяцы жизни.

Несколько важных правил занятий с малышом

Малыш просыпается совсем не для того, чтобы вы сделали с ним гимнастику, а чтобы поесть. Поэтому сначала его нужно накормить и через 15-20 минут можно начинать заниматься. В эти 15-20 минут ребенка не стоит класть на спину, наоборот, необходимо подержать вертикально, чтобы вышел воздух, который мог попасть вместе с молоком. После 3-4 месяцев можно будет делать зарядку и до кормления.

При выполнении упражнений с малышом нужно находиться в хорошем настроении. Ничего не надо бояться! Ваша уверенность обязательно передастся малышу.

Продолжительность занятий зависит от настроения ребенка и ваших физических возможностей. Как правило, для новорожденных детей - это несколько минут, а к 3-м месяцам - 20-30 минут и более. Ваша одежда должна быть спортивной. Малыш дома может заниматься голеньким, а на открытом воздухе - в зависимости от погоды.

Никогда не занимайтесь "через силу" и напоказ. Не стремитесь к спортивным результатам, в этом случае возможны травмы, перегрузка, стресс. Если вы чувствуете, что ребенку что-то не нравится, он беспокоится и испытывает страх, особенно при первых попытках проделать с ним упражнения, всегда надо успокоить его. Занятия должны быть веселой игрой, желательно под музыку. Помните: чем больше малыш двигается в первый год жизни, тем более выносливым, активным и умным он будет в дальнейшем!

Ребенка надо положить в удобную для него и для вас позу и начать поглаживать, прикасаться к нему, легкими движениями пальцев рук помассировать тельце, ручки, ножки. Ему это должно быть приятно. В этот момент ребенок узнает ваши руки, фиксирует и запоминает ваше отношение к нему. Хорошо, если этим займется папа младенца. Далее, положив малыша на спинку, на приготовленное заранее место (на пеленальный столик или на жесткую кровать), проделайте несколько упражнений.

Купание новорожденных детей

Запомните твердо важное правило: новорожденного ребенка нельзя мыть под краном! Подмывать - можно. И нельзя обливать из душа! При этом происходит раздражение нервных окончаний на коже, что приводит к неврозам и стрессам, расстройству нервной системы.

Не надо охлаждать воду для плавания до 30-28°С. Температура воды должна быть такой, чтобы малышу было приятно, а это, как правило, 33-35°С. Лучше не снижать исходную температуру воды, когда ребенок в нее погружен, а увеличивать время пребывания малыша в воде до 20-30 минут и более по мере роста ребенка. При этом температура воды в ванной снижается на 2-3 градуса.

В какой ванне купать малыша? Конечно же, в большой. Маленькая ванна для плавания не годится. В ней ни развернуться, ни повернуться. А "взрослая" ванна для маленького человечка - целый бассейн, где можно с комфортом и пользой для здоровья провести время.

Как купать ребенка? Давайте разбираться. Главное - малышу должно быть комфортно. Когда ребенок плавает на спине, одна рука мамы или папы поддерживает его голову, вторая - страхует тельце. При этом в воде совершаются плавательные движения "восьмеркой". Волосистая часть головы и ушки находятся в воде. Не бойтесь этого! Дети, которые плавают и ныряют, как правило, не страдают "ушными" заболеваниями.

Когда малыш плавает на животике, правой рукой мама или папа поддерживает его за подбородок, при этом под подбородком находится безымянный палец, а на подбородке средний. Средний палец страховочный, он "следит", чтобы вода не попала малышу в рот. Вторая же рука, левая, за затылок поддерживает ребенка. Плавание осуществляется так же, как и на спинке, - "восьмеркой".

Надо ли обливать ребенка холодной или ледяной водой после купания? Специально это делать совсем не обязательно. Лучше облить малыша среди дня или утром, обязательно перед этим его надо разогреть, проделать массаж или зарядку. Температура воды в первое время может быть прохладная, а не холодная. Это не значит, что все зря и ваш малыш не получит закаливания. Если вы это будете делать регулярно, постепенно снижая температуру до холодной, ваш малыш не будет болеть.

Обливать надо из ковшика. Перед тем как это делать, погрузите ножки ребенка в воду, которой вы собираетесь облить малыша, а затем, не медля, выливайте воду на него, причем с головой, стараясь, чтобы как можно больший поток воды попал на тельце. Как правило, после этой процедуры происходит самопроизвольное мочеиспускание. Вместе с этим - разрядка нервной системы и выплеск эмоций, то есть малыш кричит, правда, очень быстро потом успокаивается. Это не страшно. Попробуйте себя облить холодной водой, согласитесь, кричать хочется, но мы, взрослые, сдерживаем свои эмоции, а грудной младенец не способен себя контролировать.

Другой метод закаливания - более мягкий. Делаем холодное пятно в теплой воде в последние 3-5 минут купания. То есть из крана течет холодная вода в ванну, она не должна попадать на ребенка, малыш проплывает из теплой воды в прохладную и холодную, чувствуя контраст и тренируя свои сосуды и терморегуляцию.

После плавания или обливания заверните малыша в мягкое полотенце. Одевать его лучше в комнате. На голову чепчик или косынку одевать не надо.

Слышим, видим, осязаем

Говорят, что глаза - это зеркало души. А у новорожденных - это два окна в его мозг. Как же младенец узнает лицо своей мамы или своего папы?

В первые 5 недель малыш различает только контрастные участки лица - волосы, контуры лица, подбородок, шею и т. д.

Но с 7 недель он ищет глаза. Узнавая лица родителей, он познает окружающий мир. И в то же время учится предугадывать будущие события. Это доказал Маршал Хэйт, детский психолог. Он утверждает, что младенцы понимают, что такое последовательность событий, умеют собирать информацию, а значит, учиться.

Ни в коем случае нельзя использовать погремушки для успокаивания малыша. Треск и шум могут довести ребенка до глухоты. И вообще, чрезмерный шум возбуждает нервную систему человека, делает его нервозным, невнимательным, рассредоточенным. Погремушками можно играть только в спокойном состоянии. Они должны иметь негромкое мелодичное звучание, а звук доставлять удовольствие.

С первых дней жизни начинайте развивать слух ребенка. Уже доказано, что младенец реагирует на музыку, которую он слушал внутриутробно. Поэтому очень важно стимулировать и развивать слух младенца.

С 7-8 недели ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. С этого времени очень хорошо использовать вертушку с яркими звучащими игрушками, которая закрепляется над кроваткой малыша.

Уход за 2 месячным ребенком

Каждый день надо осматривать кожу ребенка. Не кутайте и не перегревайте малыша - при этом часто возникает - мелкие точечные высыпания. Если такое произошло, то не надо смазывать эти прыщики вазелиновым или каким-нибудь другим маслом или кремом, лучше всего сделать воздушную ванну или искупать в воде с добавлением слабого раствора марганцовки (светло-розового цвета) или травы чистотела. Раствор марганцовки обязательно должен быть свежеприготовленный, так как марганец быстро разлагается, и процеженный через 2-3 слоя марли (если кристаллы марганца попадут на кожу, будет ожог).

При обширной потнице рекомендуется УФО (ультрафиолетовое облучение) или солнышко в теплое время года. Не бойтесь солнца, только использовать его надо с умом. Солнце - это здоровье, это лучшая профилактика рахита. На открытое солнце можно выносить ребенка утром до 11 часов и вечером после 16-ти, когда оно не очень активно, сначала на 1-2 минуты и постепенно увеличивая время.

Есть еще одно средство профилактики потницы: после подмывания, которое лучше проводить после каждого туалета, вместо вытирания ваткой или салфеткой используйте фен. Теплый поток воздуха быстро высушит все складочки. Кожа всегда будет чистой. Дети очень любят такую процедуру. И полезно и приятно!

Часто причиной появления опрелостей , сыпи на туловище и лице детей, находящихся на грудном вскармливании, становится нарушение диеты матерью. Внимательно проанализируйте свое питание за прошедшие 3 дня, не использовали ли вы какие-либо продукты, деликатесы (колбасы, сосиски, шоколад, консервы, цитрусовые, бульоны) даже в незначительных количествах или же обычные продукты (например, молоко) в избыточных количествах.

Специально промывать и прочищать нос, уши, глаза не надо. А умывание заменяется двухразовым купанием в день - плаванием и нырянием. Мыло для новорожденного ребенка лучше не использовать.

Подмывать малыша нужно спереди назад, крепко и удобно держа его при этом. Вода для подмывания должна быть комнатной температуры - это один из методов закаливания. Кремы и присыпки нужно использовать только при необходимости, для профилактики их применять не рекомендуется.

Следите за ногтями, их стричь нужно каждые два-три дня, обрабатывая после пилочкой. А вот закрывать руки, одевая рубашечки с закрытыми рукавами, ни в коем случае нельзя, так как таким образом вы лишаете ребенка практики осязания.

Как правило, все младенцы зажимают в кулак большой палец. С самого рождения ежедневно не менее 4-6 раз в день необходимо заниматься ручками малыша, пытаясь как можно быстрее разогнуть большие пальцы.

Гимнастика для пальцев очень важна. Чем больше ребенок двигает пальчиками, тем быстрее он заговорит, ведь все взаимосвязано, особенно речь и мелкая моторика.

Помимо этого, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Массировать надо, начиная с кончика каждого пальца, от периферии к центру. Массируя, не забывайте говорить вслух, как каждый палец называется. И еще не забывайте массировать ладошку. Таким образом ребенок очень быстро сможет разомкнуть пальцы, и его рука начнет действовать и захватывать предметы правильно. Как правило, это происходит к 2,5 месяцам.

К 2-м месяцам жизни ребенок преображается. Благодаря усердному развитию в первые месяцы, малыш заметно окреп, сам держит голову, стремится посмотреть по сторонам в положении лежа на животе, внимательно смотрит на маму и узнает ее, одаривая своей улыбкой, меньше спит и чаще бодрствует. Настает время усердного обучения новым навыкам, изучения собственных возможностей и окружающего мира, стремительного угасания врожденных рефлексов и установки собственного, индивидуального характера и привычек.

Третий месяц жизни. Что нужно знать родителям

Двухмесячный малыш продолжает развиваться быстрыми темпами. Благодаря полученному ранее некоторому контролю над конечностями и телом, карапуз осваивает новые навыки в два раза быстрее, и прогресс часто можно видеть ежедневно. Но и цели, стоящие перед крохой на ближайшие четыре недели, достаточно сложные. Ему предстоит:

  • набрать около 800 гр.;
  • подрасти на 3 см.;
  • завершить формирование желудочно-кишечного тракта, оставив позади колики;
  • усовершенствовать нервную систему;
  • научиться играть руками;
  • усовершенствовать умение хватать, трясти и многое другое.

Движения руками

Маленький карапуз между 2 и 3 месяцами жизни активно стремится не только полностью подчинить себе руки, но и научиться при их помощи играть. Схватить погремушку, потрясти ее, поднести к глазам и рассмотреть. Дотянуться до выложенного мамой предмета из положения лежа на животе и, наконец, достать висящую в кроватке гирлянду. Именно в этот период появляется желание не только потрогать, но и попробовать на вкус. Многие крохи тянут ручки и окружающие вещи в рот, учатся хлопать в ладоши.

Поднятие и удержание головы

Обычно к 2-м месяцам крохи поднимают голову, лежа на животе, на 45 градусов, используя мышцы шеи и плеч. Между 2 и 3 месяцем жизни на помощь крохе придут предплечья, он сможет увеличить угол обзора. Самые активные детки к 3 месяцам уже упрутся на ладони и высоко поднимут голову. Благодаря врожденному интересу к окружающему миру, стремлению посмотреть на все вокруг малыш будет с каждым днем увеличивать время удержания туловища, помогая мышцам спины тренироваться, готовиться к новым достижениями.

Достаточно окрепнув, к 2,5 месяцам малыш может удивить вас своей силой. Положите его на спину и дайте в руки свои указательные пальцы. Крошка ухватится за них и попытается подняться в положение сидя. Но не стоит помогать карапузу так рано садиться. Это упражнение должно выполняться только ребенком без помощи мамы. Ежедневные тренировки спины позволят малышу к 5-6 месяцам самостоятельно освоить подъем в положение сидя без вреда для здоровья. Принцип самостоятельного выполнения элементов крохой должен главенствовать. Помните, несмотря на кажущиеся силы и способности, малыш все еще достаточно хрупок. Каждый элемент должен быть доведен до автоматизма на стадии становления, новые вершины, покорены постепенно, без спешки.

Перевороты

Новый навык, важный для 2-3 месячного малыша – умение переворачиваться со спины на бок. К нему карапуз приходит постепенно, а некоторые крохи требуют помощи со стороны родителей. Если к 3 месяцам ваш ребенок не станет самостоятельно ворочаться, можно предложить ему упражнение на получение этого навыка.

Положите кроху на спину. Возьмите его правую руку и занесите за левое плечо, приподнимая бочок крохи над землей. Легко подтолкните кроху, предложив сделать переворот. Повторите в другую сторону. Благодаря ежедневному использованию этого простого упражнения, малыш постепенно поймет принцип движения, научится делать переворот самостоятельно.

Обильное слюнотечение

Приблизительно в 2 месяца у большинства детей начинается обильное слюнотечение. Это предвестник появления зубов. В зависимости от заложенных природой сроков они могут появиться как в 3 месяца, так и в полгода. Появление первых зубов может сопровождаться различными проявлениями беспокойства и даже температурой. Если вы заметили изменения в поведении ребенка, осмотрите его десны. Если они набухли и покраснели, то причина беспокойства в прорезывании первых зубов.

Появление молочных зубов – естественный процесс. Но часто он вызывает беспокойство и даже нарушение сна. Зубки не появляются ежесекундно. Иногда этот процесс может затянуться на месяц, периодически заставляя кроху испытывать дискомфорт. Для облегчения состояния можно использовать:

  • специальные гели для уменьшения боли. Проконсультируйтесь с педиатром перед применением;
  • игрушки-прорезыватели. В детских отделах можно найти специальные резиновые приспособления, наполненные гелем. Перед использованием их держат в холодильнике и предлагают малышу в период бодрствования;
  • частое прикладывание к груди. Материнское молоко имеет обезболивающее действие, а сам процесс успокаивает кроху.

Стул

Опорожнения кишечника в период между 2 и 3 месяцами по цвету, частоте и консистенции зависит от способа вскармливания. Заметно появление регулярности этого процесса.

Внешне каловые массы ребенка, находящегося на ГВ, – кашицеобразные, практически полностью впитывающиеся в подгузник. Опорожнения кишечника происходит ежедневно, приблизительно в одно и то же время до 5 раз. В зависимости от стадии созревания желудочно-кишечной системы случаются задержки стула до 3-4 дней. Это норма. Предпринимать действия в такой ситуации не требуется. Обращаться к врачу необходимо, если малыш не какал более 4 дней.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, требуют более тщательного контроля стула. Если при задержке стула от 2 дней малыш проявляет беспокойство, то необходимо обратиться к врачу и возможно сменить смесь. Часто врачи назначают пить воду. Это помогает решить вопрос с налаживанием переваривания пищи. Если педиатр дал вам такой совет, то постарайтесь ему следовать. Допаивают карапузов кипяченой водой из проверенных источников. Ни в коем случае не предлагайте грудничку сырую воду. Даже если она взята в колодце или святом источнике. Детский организм еще не может сопротивляться разнообразным патогенным организмам, находящимся в сырой воде, поэтому необходимо очистить воду при помощи кипячения.

Сон

Обычно ночной сон малышей достигает 10 часов, в течение которых он просыпается 2 поесть. Днем кроха спит до 4 раз. Длительность дневного сна чередуется. Обычно идет короткий сон (20-30 минут) после утренних процедур и кормления, длинный сон (до 2 часов) ближе к обеду, короткий (до 30 минут) обеденный сон и длинный вечерний сон перед активными играми, купанием. Установление режима сна и бодрствования помогает маме распределять занятия, выбирать время для своего отдыха и прогулки, решения бытовых задач.

Стоит отметить, что к 3-м месяцам у многих детей отмечается появление чувствительности к смене погоды. Реакция на полнолуние и другие природные изменения может выражаться беспокойством, капризами, нарушением ночного сна. Но не стоит пугаться. В большинстве случаев постепенно кроха привыкнет к новым ощущениям, все наладится.

Физическое развитие двухмесячного ребенка

Если посмотреть на ребенка в возрасте 2-3 месяцев и сравнить с новорожденным, то заметно физическое развитие. Малыш окреп и подрос. Вес увеличился почти в 2 раза, а рост на 5-6 см. Кроха стал пухленьким, появились щечки и складочки, благодаря развитию подкожно-жировой ткани.

В зависимости от веса, генетики и характера карапуза, к 3 месяцам может произойти скачок в двигательной активности или потребоваться дополнительные занятия для стимуляции освоения навыков. Одни дети с удовольствием ворочаются и пытаются ползти, другие предпочитают получать необходимое при помощи плача и требований. В этот период уже легко распознать особенности будущего характера.

На ежемесячном приеме у педиатра обязательно должны измерить антропометрические данные ребенка, проверить их соответствие нормам гармоничного развития. Набор веса и роста происходит у каждого малыша по собственному графику, поэтому не стоит расстраиваться, если в этот период малыш наберет меньше или больше, вырастет на 1 см., а не на 2. Набор этих важных для определения здоровья показателей происходит скачкообразно. Некоторые дети могут в один месяц набрать 1400 гр., а в следующем – всего 400, вырасти в один месяц на 1 см., а на следующий − на 4.

Изменения параметров веса и роста происходит в зависимости от генетики, заложенной природой программы развития, особенностей организма. Оценка гармоничности развития строится на наблюдении и оценке изменения показателей на протяжении нескольких месяцев. Волнение должна вызывать ситуация, если малыш на протяжении всех 3 месяцев набирает очень мало или много, в случае если заметна существенная разница между показателями, отклонение от граничных показателей существенно. Измеряя малыша, педиатр сравнивает полученный результат с установленными нормами и указывает в карточке ребенка гармоничность развития. Если какой-либо показатель вас беспокоит, не стесняясь, спросите у врача, с чем это может быть связано.

Измерение роста и веса малышей, рожденных раньше срока, измеряется по отдельным таблицам. Цели таких карапузов выше. В норме недоношенные крохи должны приблизиться по весу к сверстникам к 3-6 месяцам.

Измерения окружности головы и груди на приеме в 3 месяца должны показывать близкие показатели. К этому периоду грудина должна увеличиться, практически достигнув обхвата головы.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Ребенок между 2 и 3 месяцами жизни постоянно совершенствуется. Умения и навыки приходят благодаря постоянной активности и процессом совершенствования внутренних систем. Это период наполнен множеством небольших, но важных достижений. Постепенно в течение 3-го месяца жизни кроха учится:

  • Поворачиваться со спины на живот. Стимуляции этого навыка помогают упражнения. Рекомендуется несколько раз в день выкладывать малыша на жесткую поверхность и показывать ему, как это делается;
  • Уверенно удерживать и ворочать головой в разных положениях тела. Придерживать малыша уже не обязательно, достаточно подстраховывать от резких и неконтролируемых движений;
  • Упираться ногами в положении лежа, руководствуясь собственным желанием. Это умение постепенно из рефлекторного переходит в самостоятельное;
  • Тянуться к игрушкам, лежа на животе, стараться достать подвешенные перед глазами гирлянды, хватать предложенные предметы;
  • Смеяться. Это умение появляется к 2,5 месяцам, и в зависимости от характера крохи смех может быть очень громким или практически неслышным;
  • Гулить. Кроме крика дети между 2 и 3 месяцем активно усваивают новые варианты общения с миром. Вначале появляются распевные гласные, после чего к ним добавляются согласные. К 3 месяцам малыш может достаточно долго «пропевать» разнообразные звуки, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых. При общении с родителями и другими знакомыми людьми радостно укает, акает и окает;
  • Удерживать взгляд на предмете до 30 секунд, следить за перемещением предмета на расстоянии до полуметра;
  • Пробовать игрушки на вкус. Познание мира младенца происходит через все доступные ему способы. Желание попробовать на вкус игрушки нормально для 2-3 месячного ребенка. Оценив внешний вид, звучание и текстуру, карапузу хочется понять, можно ли это есть. Стоит внимательно отнестись к чистоте предметов находящихся в поле зрения ребенка и доступных его ручкам.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Если до 2 месяцев малыш большую часть времени проводил во сне, то начиная с 8 недели будет происходить постепенное сокращение времени отдыха и увеличение продолжительности активного времяпровождения. Нарастающая двигательная активность постепенно приведет к освоению разнообразных навыков и станет проводником к эмоциональному созреванию. Изучая возможности своего тела, рассматривая и щупая все вокруг, кроха получает большой объем информации, позволяющий постепенно формировать знания о себе, своих возможностях, окружающих предметах.

База знаний об окружающем мире строится на простых ощущениях и информации, полученной через органы чувств. В 2 месяца малыш уже готов полностью погрузиться в процесс обучения. Предлагайте рассматривать различные предметы, щупать разные материалы, слушать разные звуки. Тренируйте двигательные навыки при помощи утренней гимнастики, периодических упражнений, массажа.

Следует внимательно следить за безопасностью и эмоциональным комфортом. Постарайтесь соблюдать психологическое равновесие крохи, создавать для него идеальные условия. Психологическое спокойствие матери тоже очень важно. В этом возрасте дети очень чувствительны к перепадам маминого настроения, её состоянию и настрою. Старайтесь как можно чаще улыбаться и радоваться своему ребенку, разговаривать с ним. Необходимо научиться держать себя в руках и в любой ситуации уметь настроиться на положительную волну.

Беспокойство, агрессия, уныние, тоска, обида – все эти эмоции мамы чувствует малыш. Не понимая, что происходит, реагирует на них плачем, капризами, нарушением сна. Это не помогает крохе развиваться, а пугает его. Постарайтесь, находясь рядом с крохой, всегда быть бодрой, доброй и счастливой.

Зрение

На третьем месяце жизни зрение крохи уже значительно улучшилось. Карапуз уже уверенно фокусирует взгляд и изучает предложенные ему предметы, грудь ищет не на ощупь, а взглядом. Увидев сисю, малыш открывает рот, услышав звук − поворачивает голову в его направлении, в поисках издавшего его предмета, увидев знакомое лицо – улыбается, начинает гулить. Зрение начинает играть важную роль в жизни крохи. Появляется умение различать цвета, выделять знакомые предметы, реагировать на них положительно или отрицательно.

Для стимуляции зрительной активности следует предлагать разнообразные упражнения. Продолжайте играть погремушкой перед глазами, стимулируя следить за ее перемещениями. Выкладывайте в кроватке и на столе разные яркие предметы, давайте возможность изучать ваше лицо и окружающий мир. Предложите поиграть в «ку-ку».

Идеальным будет показывать крохе, что любой предмет может издавать звук. Пусть он увидит, как вы хлопаете в ладоши, трясете погремушку, поете песни. Формирование прочных зрительно-звуковых связей позволит заложить базу будущих умственных успехов, будет мотивировать на самостоятельное изучение окружающей действительности.

В промежуток между 2 и 3 месяцами малыш начинает смотреть в одном направлении обоими глазами. Если до этого можно было заметить некоторое расхождение в положении зрачков, то к 3 месяцам оно должно исчезнуть. Если к 3 месяцам выраженное косоглазие не проходит, то необходимо срочно обратиться к специалисту.

Слух

Развитие слуха после 2 месяцев требует разнообразия. В этом возрасте особую роль играет пение мамы и прослушивание классической музыки. Включать негромко музыку можно до 15 минут в день, следя за реакцией крохи.

Хорошо на развитие слуховых центров влияют различные упражнения на развития зрительно-слуховых навыков. Попробуйте привязать на ручку малыша колокольчик и показать ему, как играть. Предлагайте самостоятельно трясти погремушкой.

Кроме пения и музыки, старайтесь как можно чаще разговаривать с крохой, при этом желательно, чтобы он видел вашу артикуляцию. Ведите диалог с младенцем, показывайте, как разговаривают животные, читайте и показывайте книжки. Разнообразие звуков позволит малышу быстрее сформировать звуковую базу, простимулирует желание повторить услышанное, заговорить.

Эмоции и поведение

Ребенок 2-3 месяцев еще не умеет контролировать свои эмоции, поэтому их проявление всегда достаточно буйное. Наблюдая за карапузом, мама легко может понять, что чувствует кроха. Спектр эмоции уже достаточно широк, поэтому варианты выражения расширяются:

  • улыбку и смех вызывают приятные для крохи вещи. Лицо близкого человека, голос мамы, знакомые игрушки и музыка позволяют малышу ощутить прилив позитивных эмоций;
  • активные движения, гуление сопровождают желание пообщаться;
  • криком разной громкости карапуз сообщает, что хочет поесть, ему мокро или скучно;
  • плач сопровождает болевые ощущения, дискомфорт.

В голосе младенца можно выделить проявление новых видов эмоций. Малыш может требовать, просить, жаловаться, играть. Рекомендуется постараться научиться распознавать эмоции крохи как можно раньше. Это позволит безошибочно удовлетворять потребности, оценивать состояние и своевременно предотвращать возможные негативные изменения.

Речь

Человеческая речь не появляется сама по себе. Она проходит длительный путь формирования. Между 2 и 3 месяцем жизни ребенка происходит важное изменение. Малыш учится не только плакать и кричать, но и выражать свои эмоции при помощи речевого аппарата. Появление гуления – важная ступень в формировании речи. Отсутствие звуков в речи крохи к концу 3-го месяца жизни могут быть признаками некоторых нарушений слуха или нервной системы. Рекомендуется стимулировать появление этого важного умения. Дети развиваются по образцу находящихся рядом взрослых. Нужно стараться как можно чаще обращаться к крохе, рассказывать ему сказки, стишки, потешки, петь.

Первыми звуками в большинстве случаев становятся гласные буквы «а», «о», «е», «и». Часто они появляются не в чистом виде, а в паре с согласными. Это хороший признак. Старайтесь откликаться на произносимые зачатки слов, проявлять интерес. Если малыш поймет, что при помощи звучания может привлечь ваше внимание, он будет стремиться усовершенствовать этот навык.

Уход за малышом в 2-3 месяца

Принципы ухода за малышом в 2-3 месяца остаются прежними. Снижения частоты опорожнения кишечника и мочеиспускания позволит вам установить приблизительный график замены подгузника и рассчитать необходимо количество этого предмета гигиены на определенный срок.

Обязательными ежедневными занятиями для 2-3 месячного малыша являются:

  • утренние гигиенические процедуры. Смена памперса, умывание, очищение глаз, носа и ушей;
  • утренняя гимнастика;
  • воздушные ванны;
  • прогулка на улице;
  • дневной комплекс упражнений;
  • вечернее купание;
  • развивающие занятия.

Расстановка этих занятий в течение дня остается прежним. Рекомендуется выполнять определенные виды в установленное время и стараться не нарушать принятый режим.

Купание

Малыш окреп, достаточно хорошо держит голову. Купать становится проще и удобнее. Карапуз удобно устраивается в специальной горке и с удовольствием смотрит, как мама или папа его развлекают. Использование мыла и других очищающих средств еще не требуется. При расстройствах сна, кожных проблемах и других негативных реакциях организма, педиатр может назначить купание в отварах трав, настоях. Применяя добавки для ванн, обязательно нужно ополаскивать кожу ребенка по завершению процедуры чистой водой.

Окрепшему 2-месячному малышу можно предложить новый вид купания. В детском отделе приобретите специальный круг для шеи, подходящий по возрасту. Предложите крохе поплавать в набранной ванне. Такое купание способствует комплексному развитию мышц тела ребенка, снимает излишнее напряжение, нормализуют психическое равновесие.

Питание и режим дня

В 2-3 месяца рекомендуется кормить ребенка грудью. Искусственное вскармливание применяется в случаях отсутствия или малого количества материнского молока, невозможности наладить нормальное вскармливание или при непереносимости компонентов грудного молока. При возможности сохранения лактации желательно всеми силами этому способствовать. Грудное молоко в этом возрасте является самым питательным и полезным продуктом, содержащим все необходимые витамины и минералы. Оно идеально подходит формирующейся системе пищеварения. Материнское молоко содержит в себе антитела, позволяющие сопротивляться инфекции. При боли грудь позволяет карапузу почувствовать облегчение. На третьем месяце гормональный фон женщины снижается, что может вызвать некоторые проблемы с выработкой молока. Чтобы избежать снижения выработки молока, следует:

  • хорошо и качественно питаться;
  • пить достаточное количество жидкости;
  • отдыхать;
  • соблюдать гигиену груди;
  • чаще предлагать малышу перекусить или легко массажировать грудь.

Питание на ГВ

Обычно дети на ГВ едят до 10 раз в течение дня и 2 раза ночью. Количество требований еды со стороны малыша сокращается и выходит на выраженную определенную частоту. Большинство детей едят с промежутком в 2,5-3 часа при этом время кормления сокращается до 15-20 минут. Малыш стал более сильным и может съесть необходимое количество еды быстрее. Часто наблюдается отвлечение малыша от еды на посторонние шумы, поэтому стоит кормить кроху в тихом месте.

В 2-3 месяца дети уже более активны, поэтому кормление не всегда заканчивается сном. Срыгивания после кормления практически не наблюдаются, становятся минимальными.

В норме в этот период вводить дополнительные продукты или смеси не требуется. Лучшим показателем достаточности молока является бодрый веселый настрой малыша, спокойный сон, постоянное опорожнение кишечника, набор веса от 125 гр. в неделю. Если вам кажется, что малыш не доедает, и один из вышеуказанных признаков отсутствует, следует посоветоваться с педиатром о необходимости введения прикорма или смесей. Самостоятельно принимать решение о докорме не рекомендуется!

Искусственное вскармливание

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в дополнительных витаминах. По рекомендации педиатра можно вводить первые соки. Наиболее часто начинают с яблочного сока, предлагаемого в минимальных дозах. В первый день несколько капель в первой половине дня. На второй день пол чайной ложки. На третий день чайную ложку.

Обращаем ваше внимание, что введение сока необходимо начинать после осмотра малыша педиатром при отсутствии высыпаний, температуры, заложенности носа и других проявлений инфекции. Все новые продукты вводятся в первой половине дня, не смешиваясь. После введения нового продукта нужно внимательно следить за реакцией малыша в течение суток. При появлении сыпи, раздражения или капризности ввод большей дозы стоит отложить.

Искусственное вскармливание часто сопровождается некоторыми сложностями при переваривании пищи. Следует внимательно следить за постоянством опорожнения кишечника, консистенции выходящих масс. Слишком сухой, тугой кал говорит о недостаточности жидкости в организме. Необходима консультация с педиатром.

Выбирая смесь для крохи, всегда руководствуйтесь рекомендациям, размещенными на пачке. Перед покупкой убедитесь, что возраст, указанный на упаковке, соответствует вашему чаду. Приготовление пищи должно соответствовать указанным на упаковке правилам. Обратите внимание, что каждая компания по производству питания для младенцев указывает способ, количество сухой смеси, подходящее непосредственно к указанному продукту. Даже если вам кажется, что консистенция слишком жидкая, соблюдайте указанные пропорции.

Режим дня

Уже в 2 месяца стоит позаботиться о постоянстве в жизни крохи. Раннее приучение к режиму позволит избежать проблем со сном, питанием и развитием в дальнейшем. Старайтесь предлагать крохе различные процедуры, упражнения, кормление и сон в одно и то же время, при этом стараясь поддержать хорошее настроение крохи.

Следует избегать излишнего перевозбуждения, перенапряжения и утомления карапуза. В этот период идет активное познание окружающего мира и вместе с эмоциями, кроха нуждается в хорошем отдыхе.

Психическое развитие (рефлексы)

В период между 2 и 3 месяцами жизни наблюдается постепенное угасание врожденных рефлексов и появление условных. Тонус мышц ребенка практически исчезает, в норме едва заметен шаговый и хоботковый рефлексы.

Среди оставшихся ярких проявлений врожденного поведения – сосательный рефлекс, вскидывание ручек в ответ на поднятие ног и ползанье (если лежащему на животе малышу дать опору на пятку, он попытается оттолкнуться). Постепенное угасание врожденного неосознанного поведения свидетельствует о совершенствовании нервной системы, формировании условного поведения, нормальном развитии. Между 2 и 3 месяцами хорошо посетить невропатолога для контроля.

Для дальнейшего развития необходимо стимулировать разнообразные двигательные навыки, продолжая выполнять ранее изученный физический комплекс и вводя в жизнь малыша новые упражнения.

Чтобы помочь крохе освоить необходимые умения, целесообразно:

  • Предлагать несколько раз в день лежать на животе, тренируя мышцы спины и шеи;
  • Перед лежащим на животе малышом выкладывать разнообразные яркие предметы, стимулируя его тянуться за ними;
  • Стимулировать перевороты на бок, лежа на спине. Заведите ручку крохи за противоположное плечо, мотивируя его перевернуться;
  • В положении лежа на спине предложите крохе захватить ваши пальцы и чуть приподнимите его. При постоянном выполнении этого упражнения вы сможете постепенно заметить, как укрепляются мышцы спины, кроха стремится сесть. Но не стоит слишком упорствовать. Умение сидеть появится ближе к полугоду. На данный момент мышцы спины еще не достаточно окрепли, лишняя нагрузка может негативно сказаться. Старайтесь не помогать, а стимулировать!

К трем месяцам малыш уже будет иметь практически сформированную нервную систему и готовность приступить к покорению новых вершин.

Развивающие занятия

Кроме стимуляции двигательной активности в возрасте 2-х месяцев рекомендуется начинать обучающие занятия. Для этого необходимо начинать знакомить малыша с разнообразными видами деятельности. Предложите крохе:

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.

Возможные проблемы

Даже предлагая малышу самый лучший уход, никто не застрахован от некоторых проблем. Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые вопросы и варианты их решения.

Остатки чешуек на голове

Если до 2 месяцев наличие корочек на волосистой части головы ребенка норма, то после 2-х месяцев в норме они должны полностью исчезнуть. Если вы заметили, что у малыша еще в некоторых местах заметны эти проявления, то необходимо размочить эту область вазелином и аккуратно вычесать. Если кожа головы не поддается очищению, необходимо обратиться к участковому педиатру за консультацией.

Отсутствие улыбки

Некоторые дети к 2 месяцам не начинают улыбаться. Это не свидетельствует о задержке развития. Следует набраться терпения и чаще разговаривать с крохой. Иногда малыши совершают этот шаг ближе к 2,5 месяцам.

При отсутствии реакции на разговор и улыбки к 3 месяцам необходимо обратить к педиатру для назначения дополнительных исследований.

Первые зубы

Не редки случаи, когда к 3 месяцам у малыша начинается обильное слюнотечение, десны разбухают и малыш становится капризным. Раннее появление зубов – вполне нормальное явление. Для снижения боли предложите крохе поиграть с прорезывателем, проконсультируйтесь с педиатром о применении лекарственных средств, облегчающих прорезывание зубов, чаще предлагайте грудь.

Реакция на вакцинацию

В этот период многие дети получают прививку АКДС именно в этом возрасте. Одним из частых осложнений этой вакцины является поднятие температуры. Чтобы четко понимать, как нужно действовать в данной ситуации, при получении разрешения на вакцинацию стоит подробно расспросить участкового педиатра о возможных реакциях и сроках ее проявления.

Сбивать температуру у ребенка следует при ее повышении выше 38,5 градусов. При меньшей отметке следует снять с ребенка подгузник, дать ему полежать раздетым. Не нужно кутать и дополнительно укрывать кроху. До 3-х лет дети не обладают способностью контролировать температуру собственного организма. Ваша попытка укрыть и согреть малыша может сыграть злую шутку, дополнительно повысив температуру. Ребенок может быть вялым, мало есть и долго спать. Это нормальная реакция на прививку.

Пеленочный дерматит

Часто можно столкнуться с проявлением реакции на подгузники в виде пеленочного дерматита. Начинается реакция с покраснения, через короткое время покрывающееся коркой. В большинстве случаев лечения покраснение не требует. Достаточно сменить марку используемых предметов гигиены, смазывать поврежденные места вазелином, чаще устраивать воздушные ванные. Если через 3 дня после замены марки подгузников и постоянной обработки пораженного участка краснота не сходит, появились трещины, то необходимо обратиться к участковому педиатру для назначения специального лечения.

Возраст от 2 до 3 месяцев богат на события и изменения. Постепенное превращение ребенка из постоянно спящего крохи в бодрого, подвижного и разговорчивого человека – настоящее счастье. Будьте внимательны к малышу, следите за собственным здоровьем, радуйтесь этому прекрасному времени.

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Еще совсем маленького ребенка, по сравнению , уже очевидна огромная . В первую очередь меняется его взгляд, он становится более сосредоточенным, осмысленным. Угол обзора и поле зрения ребенка расширяется, он активно интересуется тем, что он видит, рассматривает яркие игрушки и лица людей. Если водить перед его глазками игрушкой, ребенок концентрирует на ней взгляд и довольно быстро поворачивает голову вслед за вашими движениями. Также он может реагировать и на звук, поворачивая голову на звон погремушки.

Малыш уже умеет и даже смеяться, реагируя на голос мамы и игры с родителями. Он узнает любимых людей, встречая их улыбкой. В этом возрасте уже более развит и речевой аппарат, ребенок произносит звуки «а», «у», «о» и активно «гулит», когда взрослые с ним разговаривают.

Чем больше уделять внимания малышу, играть и разговаривать с ним, тем быстрее у него будут появляться новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Если малыш развивается должным образом, в он уже гораздо больше времени проводит, бодрствуя. Он сразу после кормления, а может полежать в кроватке, наблюдая за родителями и двигая ручками и ножками. Движения ребенка становятся более координированными, он перестает хаотично вскидывать руки, а начинает ими управлять: тянется к понравившейся игрушке, пытается потрогать интересующие его предметы, намеренно дотрагивается до своего личика. Если дать малышу игрушку, он может недолго удерживать ее в своих ручках.

Реакцией ребенка на резкий звук, яркий свет, боль, голод или другой раздражитель остается, как и прежде, плач. Но к этому времени родители уже могут различать его особенности, ведь плачет малыш всегда по-разному.

В 2 дети умеют контролировать шейные мышцы и гораздо лучше. Лежа на животе, ребенок может поднять голову и удерживать ее в вертикальном положении длительное время, наблюдая за взрослыми. Некоторые малыши в этом возрасте уверенно приподнимают верхнюю часть спины, упираются на ручки и по сторонам.

При хорошем физическом развитии ребенка, он может поворачиваться со спинки на бок и менять положение тела на поверхности, например, разворачиваться во сне.

У ребенка в 2 месяца активно развит сосательный рефлекс. Дети обычно осознанно сосут кулачок или несколько пальцев, успокаивая себя. Этот навык помогает малышам успокоиться и заснуть.