Ребенок раздражительный нервный что делать. Когда ребенок раздражает

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.

Причины раздражительности

Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.

  1. Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
  • длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
  • неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
  • раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
  • начало патологических процессов органов нервной системы;
  • болезни сердечно – сосудистой системы;
  • длительный период прорезывания первых зубов;
  • требование от ребёнка того, что ему не под силу;
  • постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
  1. Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
  • тотальный контроль;
  • завышенные требования.

Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.

  1. Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
  • напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
  • неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
  • завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
  1. Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
  • гормональные изменения в организме;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
  • неуверенность в своих силах.

Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:

  1. Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
  2. Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
  3. Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
  4. Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
  5. Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.

Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.

Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.

Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.

Признаки

  1. Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
  2. Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
  3. Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
  4. Возможно появление нервного тика , бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом .

Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.

Ребёнок стал нервным, что делать

  1. Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
  2. Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
  3. Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера , то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
  4. Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
  5. Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
  6. Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
  7. Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
  9. Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.

Профилактика

Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.

Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:

  1. Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
  2. Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть , что его понимают и поддерживают.
  3. Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
  4. Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.

Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!

Проблемы в отношениях детей и родителей - явление частое. Недопонимание возникает из-за разницы в возрасте и совершенно разных взглядов на мир. Иногда воспитание дается совсем не просто, и многих родителей начинает раздражать собственный ребенок. То, что мама или папа задумываются об этой проблеме, значит, что они любят свое чадо, но по каким-то причинам не могут сдержать свой гнев. Раздражает ребенок? Что делать и по каким причинам это может возникать - это мы и узнаем в данной статье.

Кто прав и кто виноват

Если вы воспитываете ребенка, то, вероятнее всего, этот вопрос задаете себе достаточно часто. В порыве гнева вы можете поругать дите или даже отшлепать, но когда эмоции стихают, на их место приходит чувство вины. Оно словно червь грызет родителя изнутри. Возникает все тот же вопрос: «Кто в данной ситуации прав, а кто виноват?». Но на самом деле, это абсолютно неправильный подход к проблеме.

Такой вопрос только провоцирует одно из двух чувств: гнев - если вы все-таки пришли к выводу, что не прав был ребенок, или же чувство вины - если неверно поступили вы. И проблема никуда не девается. выбивают человека из колеи, он чувствует усталость и раздражение, и когда ребенок раздражает его снова и снова - все повторяется. Родитель вновь срывается на ребенке и постоянно задумывается, какой же он плохой. На самом деле, повлиять на ребенка без крика и скандала можно. Нужно только знать некоторые хитрости.

Если вы задаетесь вопросом о том, что делать, если бесит собственный ребенок - то вы уже на правильном пути. И для начала необходимо выяснить причину этой проблемы. А их может быть множество. Немаловажен и возраст ребенка.

Новорожденный малыш

Сложные роды и 9 месяцев беременности позади. На свет появляется кроха, которую так долго ждали и родители, и родственники. Всю беременность, как правило, мама пребывает в эйфории. Она очень ждет малыша, представляет, как будет гулять с ним по улице, кормить его и укладывать спать. На деле все оказывается не так радужно. Ребенок часто плачет и плохо спит. Первые несколько месяцев мама практически не отдыхает. Усталость накапливается, а к ней добавляется раздражение и гнев.

Время от времени молодая мама срывается на малыше и при этом постоянно испытывает чувство вины перед ним. Ее раздражает собственный новорожденный ребенок, и это вызывает недоумение и даже мысли о том, что она плохая мать. На самом деле, такое переживают многие молодые родители, и в этом нет ничего страшного. Весь гнев и раздражение - это результат усталости. Кроме того, на состояние мамы влияет и колоссальная перестройка организма после беременности. Нередко возникает и послеродовая депрессия, и одним из ее симптомов является именно то, что маму раздражает плач собственного ребенка.

Решение проблемы

Так, основной причиной того, что мама срывается на своем младенце, является именно усталость. А поэтому, чтобы ребенок не раздражал, следует как можно больше отдыхать. Ложитесь спать вместе с малышом. Как только он засыпает, вы тут же должны прилечь и расслабиться. Абсолютно неважно, в какое время суток это будет происходить. Выделите себе время для любимого занятия. Появление на свет долгожданного малыша еще не повод забывать о себе. Попросите папу ребенка или родственников погулять с малышом, а сами в это время наберите ванну с пеной и насладитесь спокойствием и одиночеством. Забота о новорожденном - главная задача мамы в первые месяцы его жизни, но при этом не следует забывать о себе и своем здоровье.

Маленькие непоседы

Каждая мама мечтает о том, чтобы малыш поскорее начал ходить и разговаривать. Но как только это происходит - начинается полный хаос. Маленький непоседа очень любознательный, то и дело что-то порвет или куда-нибудь залезет. Для многих мам это непростой период. В свои 2 года собственный ребенок раздражает родителей упрямством и капризами. И что интересно, многие вещи он делает специально, чтобы привлечь внимание мамы или папы. Для некоторых родителей это настоящее испытание на нервы. В особенности это касается молодых мам и пап, у которых еще не было опыта в воспитании детей. Почему раздражает собственный ребенок? Ошибка родителей заключается именно в том, что они не могут наладить общий язык с ребенком.

Ошибки в воспитании

На самом деле, поведение ребенка практически полностью зависит именно от родителей, от обстановки в семье. С самого детства дети стараются подражать родителям во всем, а особенно в негативных привычках и вещах, которые мама за собой даже не замечает. Поэтому, прежде чем приступить к воспитанию малыша, следует посмотреть внимательно на себя. Задумайтесь, почему бесит собственный ребенок. Возможно, он не оправдывает ваших ожиданий? Но разве то, чего хотите вы - это догма? К ребенку следует относиться как к равному, учитывать его желания и мысли. Главное только, чтобы это не было ему во вред.

Мамин персонаж

Родители наставляют детей на правильный путь, учат, как следует жить, общаться с другими и т. д. На чем основывается такое воспитание? Конечно же, на опыте самого родителя. То есть если он в детстве сильно упал с дерева и перенес несколько операций, разрешит ли он своему чаду лазить по веткам? Скорее всего, что нет. Очень часто собственный ребенок раздражает именно тогда, когда делает не так, как хотелось бы родителям.

В психологии есть такое упражнение, которое называется «мой персонаж». Когда вы чувствуете раздражение по отношению к ребенку, попробуйте представить персонажа, который остро реагирует на действие малыша.

Например, маму раздражает, что дочь Аня постоянно отвечает «нет». Она просто злится и выходит из себя, когда слышит это слово из трех букв. Теперь психолог просит ее представить персонажа. Она видит маленькую послушную девочку, которая всегда выполняет все, что ее просят родители. Какое чувство она испытывает по отношению Ане? Персонаж завидует ей, так как никогда не мог ответить на просьбы подобным образом. Получается, что внутренний ребенок мамы просто завидует своей дочери в том, что та умеет давать отпор. Попробуйте провести такой эксперимент, и вы увидите, что завышенные требования к ребенку - всего-навсего отпечаток из вашего детства.

Родитель-одиночка

Неполная семья - вот одна из причин того, что раздражает собственный ребенок. И это не удивительно, ведь на одного из родителей (чаще всего маму) падает просто колоссальная физическая и психическая нагрузка. Она становится раздраженной и злой, ведь ей самой приходится решать все вопросы с ребенком.

Избежать такой проблемы можно, если создать вокруг себя и ребенка социальную сеть. Иными словами, старайтесь как можно больше общаться со всеми родственниками, друзьями. Возможно, иногда можно будет даже оставлять с ними ребенка, чтобы хоть немного отдохнуть. Конечно же, функция воспитания так и останется на одном родителе, но вам будет на кого опереться.

Есть и еще один нюанс в семье с одним родителем. Ребенку также невероятно тяжело контактировать только с мамой или только с папой. Ему не хватает общения с другими взрослыми, и именно поэтому он может себя плохо вести.

Трудный возраст

Подростковый период сложный как для детей, так и для их родителей. Именно в это время бурно формируется характер ребенка. В организме происходит колоссальная перестройка, меняются взгляды на многие вещи, бушует гормональный фон. В этот период очень часто происходят конфликты между родителями и детьми. Последние жалуются на то, что мама и папа не понимают их и не поддерживают. Подростки склонны действовать назло и не слушаться, и все это только потому, что им не хватает любви и заботы. Они выглядят взрослыми и самостоятельными, но внутри них все еще живет маленькое и беззащитное существо. Все дело в том, что чем старше становится ребенок, тем меньше внимания ему уделяют родители. А именно в этот период он, как никогда, нуждаются в поддержке и защите.

Что делать, если раздражает собственный ребенок (подросток)? Конечно, в первую очередь следует четко понять причину конфликтов в семье. Если подросток постоянно протестует - скорей всего, ему не хватает внимания. Попробуйте поговорить с ним откровенно и выяснить причину поведения. Собственный ребенок раздражает потому, что ведет себя в несоответствии с вашими желаниями, но следует понимать, что он уже самостоятельная личность, которая имеет право выбора. Только спокойные разговоры могут помочь наладить отношения со своим чадом, а постоянные крики только усугубят ситуацию.

Игнорирование чувств

Есть и еще одна ошибка, которую многие люди допускают. Игнорирование чувств - очень плохой способ сгладить конфликтную ситуацию. Если неудовольствие и напряжение не находит выход, оно накапливается и затем, рано или поздно, может превратиться в большой взрыв. Причем повод для этого может быть самый незначительный. Что ребенок может подумать, если мама постоянно молчит, а потом за то, что он, например, забыл помыть руки, накидывается на него с кулаками? Конечно, он не понимает, почему одни проступки ему прощают, а другие, более незначительные, вызывают такую взбучку. Именно по этой причине каждый раз, когда вы чувствуете гнев, не подавляйте его в себе.

Что делать с раздражением

Есть 7 простых шагов, которые позволяют решить любую конфликтную ситуацию, при этом каждый из ее участников не будет чувствовать себя неловко.

  1. В первую очередь следует признаться самому себе, что вы разгневаны. Скажите себе: «Я на самом деле сейчас очень зла».
  2. Говорите о том, что чувствуете. Следует сказать ребенку, что сейчас вы сильно раздражены. Но не следует говорить «из-за тебя» или «потому, что ты».
  3. Попросите ребенка удалиться с поля зрения, для того, чтобы не сорваться на нем. Пусть он уйдет в другую комнату, пока вы не успокоитесь.
  4. Когда вы почувствуете, что вспышка гнева проходит, и вы уже стали более спокойной, можно вернуться к разговору с ребенком.
  5. Следует обсудить его поведение и вашу реакцию. Спокойно объясните, почему вы считаете, что он не прав. Выслушайте оправдания. Расскажите, как вы видите ситуацию со своей стороны.
  6. Подскажите ребенку, как можно восстановить отношения. Например, договоритесь, что за свой проступок он должен помочь вам на кухне.
  7. Следует закончить беседу на хорошей ноте. Скажите ребенку, что любите его и желаете ему только добра.

Такой системный подход к конфликтным ситуациям научит вас не сдерживать гнев, но и в то же время не накидываться на ребенка с кулаками. Более того, такой способ не вызывает у мамы чувство вины за то, что сорвалась на ребенке. Конечно, в каждой конкретной ситуации подход может отличаться. Например, если вы не сильно разгневаны, пункт 3 и 4 можно пропустить и сразу же поговорить с ребенком. Не говорите себе: «ладно промолчу на этот раз». Ведь тогда ситуация обязательно повторится и вы будете еще более разгневаны. А ребенок не всегда знает, что чувствуют родители, и молчание для него означает, что все в порядке.

Время отдыхать

Каждый человек заслуживает на отдых, а особенно это касается родителей. На самом деле, воспитание ребенка - это работа на всю жизнь, которая требует массы сил и нервов. Если вы замечаете, что вас часто раздражает собственный ребенок, причем злитесь вы на любые пустяки - значит, пришло время восполнять запасы энергии и бодрости.

Делайте себе выходные дни, отдыхайте и расслабляйтесь. Помните, что ребенку нужна здоровая и счастливая мама, а не вечно уставшая и всем недовольная.

Нервная система ребёнка очень чувствительна к воздействию как положительных, так и отрицательных факторов. Некоторые дети ещё в период внутриутробного развития подвергаются негативным воздействиям: это может быть вирусная инфекция, которую мама перенесла с длительным повышением температуры, употребление алкоголя, курение, чрезмерные нагрузки. Во время родов и в первые месяцы после них малышей также подстерегают различные опасности. Ребёнок может родиться раньше срока, появиться на свет путём кесарева сечения или в результате трудных естественных родов.

Именно такие дети чаще всего растут легко возбудимыми и раздражительными. Поскольку причинами являются некоторые повреждения нервной системы или её незрелость, капризы и недовольство часто сопровождаются так называемыми вегетативными реакциями: потливостью, сухостью во рту, временными покраснениями кожи лица.

Но детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.

От 0 до 3 лет

Поводом для раздражения малышей, как правило, являются воздействия окружающей среды: яркий свет, громкие звуки, «кусачая» одежда. В сочетании с незрелостью нервной системы эти факторы приводят к тому, что у ребёнка часто без причины возникает плаксивость, он мучительно долго засыпает и с большим трудом просыпается, его настроение зависит от погоды. Даже если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, он быстро утомляется и начинает раздражаться, если что-то не получается. Так, постройка башни из кубиков может довольно быстро превратиться в драму с разбрасыванием стройматериалов и слезами бессилия из-за непрочности конструкции.

1. Главное правило воспитания раздражительного малыша можно сформулировать так: «В здоровом теле - здоровый дух». Соблюдение режима дня, правильное питание, адекватные физические и психологические нагрузки - необходимые условия его реализации.

2. Если ребёнок проявляет раздражение, не тяните с устранением его причины. Чем дольше малыш испытывает дискомфорт, тем сложнее вернуть малышу состояние равновесия. Не пытайтесь в столь юном возрасте воспитывать выдержку и выносливость, требуя не вертеться во время спектакля, не просить пить, не жаловаться на жару и т.д. Отложите эту задачу на пару лет.

3. Заранее готовьте ребёнка к неожиданным событиям - как к радостным, так и к неприятным. Любая новая информация сама по себе является сильным раздражителем. Поэтому малыш, который вдруг оказался в непривычных условиях, начинает нервничать, независимо от того, предлагают ли ему показать живот врачу или поиграть с аниматором на детском празднике.

4. По возможности смягчайте содержание неприятной информации. Например, если малышу пора заканчивать игру и идти спать, скажите ему о том, что игрушки выглядят уставшими. Вместе рассмотрите глазки кукол или солдатиков, указав на то, что они совсем сонные, и предложите ребёнку дать им отдохнуть, а потом лечь в кровать самому.

5. Следите за собственными эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование. Раздражительный малыш очень чувствителен к переменам настроения других людей. Если ребёнок «чуть не ушибся», не пугайте его предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте нравоучениями.

6. Подружите малыша с закаливанием и спортом. Умение справляться с физическим дискомфортом поможет ему научиться контролировать эмоции.

От 4 до 6 лет

В дошкольном возрасте большое значение приобретают факторы воспитания. Наиболее «эффективными» стратегиями, способствующими закреплению раздражительности в характере ребёнка, являются гиперопека, попустительство и авторитарность.

Представляет собой чрезмерную заботу взрослых в сочетании с ограничением самостоятельности ребёнка. Подобная смесь является отличной питательной средой для тревоги. Не имея достаточного опыта принятия решений и их реализации, дошкольник постоянно испытывает неуверенность и бурно реагирует на малейшую неудачу.

Другой педагогической крайностью является предоставление ребёнку полной свободы. Привыкнув к отсутствию оценки своих действий со стороны, дошкольник не стесняется в выражении недовольства, поводов для которого в повседневной жизни предостаточно. Допустим, если дома он обычно бегает с печеньем по всей квартире, то в гостях просьба оставаться с едой на кухне вызовет у него раздражение.

Авторитарность в воспитании проявляется в грубости и пренебрежении по отношению к ребёнку. Такое отношение заставляют его постоянно держать ухо в остро - вдруг внезапно послышится окрик или настигнет шлепок? Поэтому дошкольник в любой момент готов заплакать, чтобы вызвать жалость и предотвратить возможное наказание. Кроме того, многие дети становятся раздражительными, копируя поведение родителей. Поэтому, как бы ни было трудно, начать придётся с себя.

1. Не бойтесь ошибок ребёнка, предоставляя ему самостоятельность. Те неудачные поступки, которые не представляет угрозы для здоровья, - не «глупости», а полезный опыт, который поможет дошкольнику в следующий раз.

2. Демократия и права человека - достойные принципы воспитания, однако они не должны касаться режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах.

3. Не отдавайте приоритет угрозам, шлепкам и шантажу. Эти «педагогические приёмы» обладают краткосрочным действием. Не жалейте времени и красноречия для того, чтобы объяснять ребёнку свою позицию.

4. Старайтесь превратить свои ссоры с домашними в конструктивный спор, если не удаётся скрыть их от ребёнка. Раз уж он оказался свидетелем конфликта, то позаботьтесь о том, чтобы он смог увидеть его позитивное завершение: например, как обе стороны извинились за сказанные в запале слова или пришли к компромиссу.

5. Помогите дошкольнику научиться преодолевать трудности. Чем больше разных способов окажется в арсенале ребёнка, тем спокойнее он будет реагировать на неприятности. Например, если он раздражается из-за медлительности сверстника, оказавшегося перед ним на горке, можно предложить несколько сценариев поведения:

а) подождать, заняв себя в это время наблюдением за какой-нибудь собакой, птицей, маневрами машин и т.д.;
б) спокойно попросить не сидеть на горке, а съехать с неё;
в) обхитрить медлительного ребёнка, осведомившись, собирается ли он ехать, или можно сделать это вместо него.

От 7 до 12 лет

Раздражительность младших школьников часто связана с высокой учебной нагрузкой и непростой психологической атмосферой в классе. Подавляя в течение дня обиды, полученные от одноклассников и учителей, вечером ребёнок выплёскивает накопившееся раздражение на близких. Важно помочь ему «переварить» неприятные переживания в спокойной обстановке.

1. Переключите внимание ребёнка на общение с ровесниками за пределами школы. Это могут быть дети ваших родственников, друзей или его «коллеги» по музыкальной школе, спортивной секции. Как правило, на дополнительных занятиях возникает более доброжелательный климат, чем в классе, за счёт редких встреч учеников и отсутствия жёсткой иерархии.

2. Не требуйте от школьника идеального выполнения домашних заданий. Оставьте за ним право на индивидуальные особенности: если он лучше усваивает гуманитарные науки, не показывайте своё разочарование, увидев в дневнике «тройку» по математике. Перестав ощущать ваше давление, ребёнок будет без раздражения приступать к выполнению заданий по нелюбимому предмету.

3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми и с собой в детстве. Это не стимулирует его к завоеванию новых вершин, а лишь ущемляет самолюбие и заставляет строить планы мести «идеальным» ровесникам.

В переходном возрасте повышенная раздражительность связана с гормональными перестройками, происходящими в организме. Особенно тяжело приходится девочкам: их колебания настроения зависят от менструального цикла, но, в отличие от девушек постарше и взрослых женщин, они не осознают этого и не могут контролировать свои эмоции. Раздражительность мальчиков, как правило, связана с неудачами в завоевании позиции лидера или ограничением их свободы.

1. Предоставьте подростку хотя бы видимость свободы там, где не можете позволить реальную самостоятельность. Допустим, если вы не хотите, чтобы ребёнок гулял допоздна, предоставьте ему такую возможность при условии, что он будет оповещать вас каждый час о своём местонахождении и не станет сопротивляться вашему желанию встретить его.

2. Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, озвучивая его реакции. Например, если девочка раздражённо передвигает в шкафу вешалки с одеждой, скажите ей: «Я понимаю, что тебе хочется выглядеть идеально. Давай подумаем, что конкретно тебе не нравится в каждом наряде, и подумаем, как это можно исправить». Такие развёрнутые проговаривания различных ситуаций научат подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.

3. Эксплуатируйте стремление подростка быть взрослым. Разве зрелые, солидные люди капризничают и ворчат по пустякам?

Как бы ни было трудно взаимодействовать с ребёнком, не добивайтесь от него позитивного взгляда на мир через розовые очки. Недовольство собой и окружающими часто становится стимулом к самосовершенствованию.

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

— нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

— болями в области сердца;

— приступами головной боли;

— обостренной мнительностью и тревожностью;

— неустойчивостью пульса;

— повышенной потливостью;

— снижением учебной деятельности;

— учащенным сердцебиением.

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг ( и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных .

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

— патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

— невроз.

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет — это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

— размытость временных рамок;

— постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

— неуправляемость в поведении;

— желание делать все наоборот;

— упрямство и деспотизм;

— негативизм.

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного «Я» и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального «Я». Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Очень часто на приеме у детского невропатолога или психиатра мамы жалуются на «неправильное» поведение, трудный характер сына или дочери. Мол, несдержанны, грубы, любое замечание вызывает у них вспышку раздражения, они нередко пропускают уроки, уходят из школы... Не обязательно каждый «трудный» ребенок болен, но некоторые формы нарушения поведения детей врачи считают проявлением нервности .

У нервного ребенка изменения поведения иногда проявляются уже в дошкольном возрасте . Наиболее часто они выражаются в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве . В этом возрасте процесс торможения еще недостаточно развит, преобладает процесс возбуждения, поэтому даже здоровому ребенку трудно подавлять свое стремление к движению. Ребенок с удивлением смотрит на взрослых: как они могут так долго сидеть? Вы редко услышите от ребенка жалобу, что он устал играть или бегать, но часто он говорит родителям: «Я устал сидеть ».

Почему они «другие»?

Повышенная активность свойственна здоровым детям. Однако она отличается от бесцельного, хаотичного двигательного беспокойства нервного ребенка . Нервные дети много двигаются, суетятся, все окружающее привлекает их внимание, но очень ненадолго : они берут игрушку и тут же ее бросают, требуют почитать сказку, но очень быстро перестают ее слушать, отвлекаются. Такое беспокойство сопровождается обычно говорливостью , причем высказывания ребенка непоследовательны, отрывочны. Он без конца задает вопросы, но, не дожидаясь ответа, сам начинает о чем-либо рассказывать. При утомлении, изменении обстановки, появлении нового человека в доме, при поездке малыш становится особенно возбужденным, непослушным, не может усидеть на месте .

Двигательное беспокойство, расторможенность чаще возникают у детей, перенесших ряд заболеваний или ушибы головы . Такое поведение малыша легко закрепляется при неправильном отношении к нему родителей.

Отмечая излишнее беспокойство ребенка, родители не должны постоянно делать ему замечания. Как уже говорилось, процесс торможения у такого ребенка ослаблен и он не в состоянии подавить свою излишнюю подвижность . Надо направить ее на полезные занятия, давать ребенку посильные поручения по дому, занять его играми, связанными с движением (катать машину, складывать кубики и др.). Следует разрешать ребенку свободно побегать во дворе, не беспокоясь о том, что он испачкает одежду. Для укрепления нервной системы малыша необходимо следить за тем, чтобы он соблюдал режим дня (правильно чередовал часы занятий и отдыха). Для него вредны частые посещения гостей, длительное пребывание на праздниках.

Постоянные запреты, замечания, наказания приводят к тому, что у некоторых детей возникает реакция протеста : они все делают наперекор старшим, кричат, падают на пол, топают ногами, пытаются драться.

Такая реакция может возникнуть не только у двигательно расторможенных детей. В возрасте 3-4 лет у ребенка появляется стремление к самостоятельности , он все хочет делать сам: одеваться, есть, играть. А многие родители, боясь, что ребенок уронит стакан, обожжется или неправильно оденется, ограничивают его. Вот против этих ограничений ребенок и начинает протестовать. Подобное воспитание может вызвать протест и у детей постарше. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые помогут увидеть разницу между строгим и чрезмерно строгим , между заботливым и излишне заботливым отношением родителей к своим детям. Воспитание - дело очень тонкое, в котором порой нелегко провести грань между правильным и неправильным, поэтому нам в беседах с обеспокоенными родителями и приходится оперировать такими словами, как «чрезмерно», «недостаточно», «излишне» и т. д. Но именно этот, простите за примитивное сравнение, «пере- или недовес», который взрослому кажется совершенно безобидным, может глубоко ранить детскую психику и запустить механизм неадекватного поведения, «неуправляемости» ребенка .

Кнут и пряник

У Саши протест против взрослых выразился в отказе читать вслух в классе и дома . Мать Саши всегда требовала, чтобы сын подчинялся ей, многое ему запрещала, не объясняя причин запрета. Однажды ребенок просил разрешения взять с собой игрушку. Мать, не объяснив, почему это делает, выбросила игрушку из сумки. В другой раз, когда Саша поссорился с мальчиком и ударил его, мать повернулась и ушла от ребенка, вызвав долгий крик и слезы...

Такой была реакция малыша на слишком «крутое» обращение матери. А отказался читать вслух Саша после того, как мама в присутствии одноклассников сказала, что он читает хуже всех . Мальчик обиделся, заплакал, отбросил книгу, и в течение нескольких недель его нельзя было заставить взять книгу в руки. Так чрезмерная (и необоснованная) требовательность, замечания, сделанные в резкой форме, задевающие самолюбие ребенка, могут привести к нарушению поведения.

Угрозы, постоянная боязнь наказания делают малыша «забитым», боязливым, несамостоятельным . Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними .

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье, развитии личности ребенка противоречия между родителями в воспитании . Нередко один из них чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) оберегает его от столь сурового отношения отца, «по секрету» потакает прихотям, старается угодить новой игрушкой, сладостями, но при непослушании прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

Вот вторая ситуация , рисующая, как складывались отношения в семье, где растут двое детей. Мать не работает, и Катя с Сережей всегда под ее надзором. Отец с детьми очень строг, добивается беспрекословного выполнения всех своих указаний, не разъясняя их необходимости. Однажды в поезде он не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными.

Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны , у Сережи появился даже нервный тик (подергивание мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют выполнения своих капризов, ссорятся и дерутся. В школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. Когда отец дома, внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители. Но это послушание Кати и Сережи - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними .

В семье, несмотря на родительскую любовь, условия воспитания оказались очень трудными для детей. Они вынуждены приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям , у них вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы, а дурные привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы , в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Ссоры и раздоры

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями . Дети болезненно это переживают, они находятся в состоянии тревоги, становятся пугливыми, плаксивыми. У более старших ребят нарушается работоспособность, они жалуются на усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер. Девочка всегда была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда ей 9 лет, она повышенно возбудима, плаксива, суетлива, подергивает плечами. Люба стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается...

За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Наблюдая частые ссоры, Люба не может разобраться в том, что происходит между родителями, но она постоянно находится в состоянии нервного напряжения . Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко обоих. Родители любят девочку, волнуются за нее, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, у ребенка нередко проявляются грубость, недоброжелательность к другим , эти черты характера закрепляются, человек становится трудным в общении. В школе ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы , они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающим, которую привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе .

Детские страхи

Нередко первый признак нервности - это страхи, возникающие в раннем возрасте . Ребенок боится темноты, страшных персонажей книг, боится оставаться один в комнате, испытывает страх за свою жизнь и здоровье. Однако пугливость и страхи - не всегда признак болезненного состояния. Ребенок еще только познает окружающий мир, многое ему сначала кажется непонятным, а поэтому и страшным. С возрастом, по мере накопления жизненного опыта, ознакомления с новыми явлениями, страхи обычно исчезают.

Страхи как проявление нервности могут возникнуть под влиянием испугов, страшных рассказов, при неожиданной перемене обстановки , при неурядицах и ссорах в семье. У маленького ребенка испуг могут вызвать даже собака, кошка, громкий крик, свисток паровоза, особенно если ребенок ранее не видел и не слышал всего этого.

И снова хочу прибегнуть к примерам из врачебной практики.

Гале 5 лет. Уже год как она просыпается не только ночью, но и во время дневного сна, плачет, кричит, повторяет, что видит страшный сон «про Бабу Ягу ». Эти страхи появились у Гали после того, как она услышала от воспитательницы детского сада сказку. Чем это объяснить? Оказалось, что только в детском саду Гале впервые стали читать книги...

Реакция испуга у маленького ребенка особенно легко возникает в тот период, когда он ослаблен каким-либо заболеванием. После болезни ребенок обычно бывает капризным, требует повышенного внимания. И взрослые стараются любыми способами развлечь его - читают книги, но не всегда подходящие, разрешают смотреть передачи по телевизору. Родители не учитывают, что в этот период незначительный раздражитель, какая-то неожиданность, кажущаяся им безобидной, может вызвать у ребенка испуг.

Четырехлетняя Нина перенесла тяжелую форму свинки, плохо ела, капризничала. Родители старались ее чем-нибудь развеселить и успокоить. Ей перечитали все детские книги, которые были в доме, покупали много новых, а по вечерам включали телевизор. Девочке это нравилось, и если телевизор выключали, она начинала плакать. Родителям было жаль Нину, и они подчинялись ее требованию. Через некоторое время Нина стала просыпаться среди ночи в страхе. Она дрожала, плакала, не отпускала от себя мать, кричала, что боится «дяденьку», показывала рукой на телевизор и повторяла: «Он там, он там».

Сильный испуг может и у здорового ребенка вызвать страхи. Это состояние иногда держится длительное время.

Страхи, перенесенные ребенком в раннем возрасте, если для их устранения не приняты соответствующие меры, могут привести к развитию болезненного состояния, к формированию отрицательных черт характера : дети растут боязливыми, робкими, они теряются в новых условиях. В школе они тревожны, испытывают страх перед устным ответом у доски . Все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся тщательно заучить задание, боятся, что не смогут ответить на вопросы преподавателя. В школе же, волнуясь, ждут вызова учителя, и если их спрашивают, они забывают то, что было тщательно ими выучено. Непосредственным поводом боязни отвечать в классе могут быть насмешки детей при неудачном ответе. Но возникает эта боязнь, страх обычно у детей, у которых и раньше отмечались признаки нервности.

Появление у ребенка чувства страха требует особого подхода к нему со стороны родителей . Не следует заставлять ребенка преодолеть страх. В первые дни после испуга надо исключить все разговоры об испугавшем его предмете, постараться создать спокойную обстановку. Рекомендуется обратиться к врачу, который назначит необходимое лекарство. В дальнейшем очень важно постепенно познакомить ребенка с предметом, которого он испугался , - играми, беседами, на примерах. Постарайтесь убедить его, что для страха нет оснований. Так, если ребенок боится какого-либо животного, полезно в его присутствии погладить это животное, поиграть с ним.

Чтобы предупредить появление страха и развитие таких черт характера, как робость, боязливость, нерешительность, необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка активность. Он должен выполнять посильную работу, самостоятельно одеваться , а став старше, убирать свою постель, помогать накрывать на стол, убирать посуду. Важно, чтобы ребенок постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых необходимо для окружающих.

Вы, очевидно, обратили внимание, что в ходе своей беседы я делала акценты на то, что есть отклонения в поведении здорового ребенка, вызванные ошибками воспитания, и здесь достаточно самим родителям проанализировать и откорректировать свое поведение , взаимоотношения в семье. В помощники можно привлечь популярную литературу, посоветоваться со школьным педагогом, психологом. Но есть отклонения в поведении ребенка, которые уже свидетельствуют о болезненном состоянии его психики. Здесь чаще всего необходима квалифицированная помощь врача-психоневролога, психотерапевта .

Такие специалисты у нас есть, и не нужно затягивать визит к ним, не нужно опасаться, что это будет превратно истолковано соседями, родственниками, учителями. Ведь для вас самое важное - здоровье ребенка.

Наталья ГРИГОРЬЕВА , кандидат медицинских наук.
Опубликовано в журнале «Здоровье и успех», № 1 за 1997 год.