Русские кружевницы. Технология

Искусство кружева на территории России развивалось с давних пор, и на сегодняшний день насчитывает несколько столетий. Уже в XVI веке, гораздо раньше многих других видов, появилось золотое кружево.

Трудно словами передать красоту и утонченность золотых и серебряных кружев, которые опытные рукодельницы плели для украшения одежды высшей знати, бояр и даже самого царя.


Золотым кружевом щедро декорировались одежды для парадного выхода царей и бояр, а также для украшения облачения патриарха и высшего духовенства. Для отделки золотого кружева использовались жемчужины и бусины из различных .

Но спустя почти сто лет, а именно в XVIII веке, мастера перестали использовать чисто металлическое кружево . Дело в том, что с этих пор металлические (золотые и серебряные нити) начали добавлять к основе из льняных или шелковых нитей. Подобный был широко распространен, и повсеместно применялся для отделки сарафанов, для украшения жилетов и душегреек, а также для декорирования головных уборов.

В дальнейшем в России сформировались три различные техники плетения кружев, которые отличались между собой по способу и методике выполнения работы, а также видам и стилистике узоров. Среди техник русского кружева можно назвать следующие:

  • Численное кружево — представляет собой особым способом сплетенный неповторимый узор, который создавался мастером без предварительного эскиза, нанесенного на шаблон. Поэтому для повторения раппортов рисунка приходилось считать и запоминать количество стежков в каждой нити. Таким образом, рисунок имел возможность повторяться необходимое количество раз, и при этом получался идентичный узор.

Техника плетения численного кружева по праву считается древнейшей на территории России. Данный вид кружева выполняется на лицевой стороне изделия, таким образом работа не поворачивается. Одновременно в работе находится большое количество пар нитей — иногда их число может доходить до пятисот.

Опытные кружевницы обычно используют узоры прямого или кругового направления. Образцы численных узоров передавались по наследству и плелись по памяти, но каждая кружевница выполняла их по — своему. Численное кружево плели исключительно из черных нитей, в которые через равное расстояние добавлялись элементы белого или цветного орнамента.


Образец михайловского численного кружева из черных нитей
  • Парная техника плетения кружева — выполнялась по шаблону — сколку, на котором был нанесен рисунок будущего изделия. В определенных строчках нужные соединения нитей скреплялись с помощью булавок. Парное кружево было популярно и очень ценно тем, что его можно было сплести любой формы и ширины. В парных кружевах преобладали геометрические фигуры: ромбы, зигзаги, треугольники, которые связывались между собой с помощью кружевных элементов — » звездочек» или » паучков». Визуально их легко было принять за одну из разновидностей вышивки, декорированную мелким жемчугом. Центром их изготовления был город Елец.

  • Сцепная техника кружевоплетения — использовалась для изготовления изделий большого размера. В начале работы делали особую тесьму — вилюшку, которая проектировали и повторяла все изгибы будущего изделия. С помощью крючка и петель на ней закреплялись отдельно изготовленный детали.

Таким образом, получались крупные изделия (скатерти и покрывала), сделанные методом сборки из отдельных кружевных элементов. Зачастую сцепные кружева прикреплялись к темному или цветному фону, чтобы тонкие и изящные нити узора не перепутывались.


Наибольшей известностью пользовались вологодские сцепные кружева. В характере их орнаментов преобладали изображения растительных и животных мотивов, среди которых были павлины и декоративные петухи.


Плотный рельефный узор был выделен с помощью ажурных, изящно сплетенных решеток. При этом каждый из используемых орнаментов назывался по — своему. Рукодельницы назвали элементы по их внешнему виду — » куриные лапки», » петушиные гребни» и » копытца».

Для улучшения декоративных качеств кружевного полотна, а также для разнообразия изделий мастера вплетали в белоснежное кружево золотые, серебристые или ярко — красные нити. Получались очень красивые образцы кружев, которые впоследствии применялись для украшения одежды.

Русские кружева всегда отличались большим разнообразием орнаментов и узоров. К тому же, в каждом регионе были свои местные особенности плетения кружев, секреты изготовления которых передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день изящное кружево снова входит в моду. Кроме кружевных изделий ручной работы используется также машинный способ плетения кружев. А вручную его плетут не только опытные мастера, но и многие любители рукоделия — те, кто увлекается этим древнейшим видом народного промысла.


Кроме украшения многих предметов одежды, кружева также с успехом используются в качестве декоративных деталей в жилых помещений. Кружевными элементами можно украсить скатерть, покрывало на кровать или диван, шторы и занавески на кухне, и даже защитный полог над кроватью — балдахин. Впрочем, собственная фантазия подскажет вам, как еще можно использовать эти удивительные произведения народного искусства.


Многовековые традиции национального искусства широко представлены в одном из интереснейших промыслов - русском кружеве. Русские узоры, орнаменты, рисунки в стиле народных сюжетов украшали и украшают до сих пор предметы одежды, домашней утвари и быта, создавая неповторимый колорит. Свадебные наряды невест, головные уборы купчих, полотенца, простыни, покрывала, шарфы и носовые платки обязательно имели кружевные отделки и обрамления.

Оригинальность и неповторимость русского стиля как нельзя лучше проявлялись в кружевах, созданных искусными мастерицами. Кружева со сложными, замысловатыми узорами были главным украшением приданого невесты. Подобные произведения декоративного искусства девушки создавали иногда по полтора - два года.

С чего же начинается история русского кружева, как развивался и совершенство­вался этот промысел? Самые ранние образцы русского кружева относятся к XVII в. Тогда на Руси почиталось кружево, плетен­ное из золотых и серебряных нитей. Оно являлось признаком богатства, роскоши и позволительно было только для украшения одежды царей, бояр и служителей церкви. Такое кружево даже на вес продавали.

Нитяное кружево развивается во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. Женщины разных сословий использовали его для украшения одежды, полотенец, простыней, подзоров. Именно в это время кружевоплетение становится промыслом. Женщины, создававшие столь дивные узо­ры, принадлежали, как правило, к самым бедным слоям населения. Труд их был нелегким, а стоил очень дешево.

Кружево плели деревянными палочками-коклюшками. Рисунок-сколок прикрепляли к специальной подушке-валику. Такие кружева назывались сколочнымн. Если же узор создавался без сколка, а только по числу переплетений, его называли численным. Узор мог выплетаться единой полосой-орнаментом. На некоторых изделиях удивительно красивая и неповторимая карги на создана отдельными сюжетами одновременно с про­зрачным фоном из решетки или тюля.

Мотивы кружевоплетения совершенно разные. Это и геометрические фигуры (простые и гребенчатые ромбы, квадраты, треугольники, волнистые полосы-«речки»), п растительные узоры (особенно кружевницы любили изображать тюльпан), и птицы (павы, двуглавые орлы), и звери (кони, барсы), и древо жизни.

Русское народное кружево выплетали из разных нитей: суровых и тонких, льняных, хлопчатобумажных, чаще белых, иногда использовали цветной шелк.

Центральная часть России являлась центром развития кружевного промысла. Галич и Вологда, Елец и Мценск, Нижегородская, Ярославская и Вятская губернии, города Калязин и Рязань - основные области развития русского национального кружева. Казалось бы, при общих народных традициях оно не должно сильно отличаться от места производства. Но нет каждая область, город находили свое оригинальное решение. И сейчас мы говорим о вологодском кружеве, ярославском или елецком. В этом и заключается неповторимость русской души, оригинальность каждой вещи, выполненной русским мастером.

Вологодское кружево отличается своей приверженностью к старинным русским узорам. Оно представляет в основном рас­тительные мотивы: елочки, пышные цвето­вые орнаменты,

ноголепестковый цветок. По бокам цветущего дерева стоят птицы (этот узор называется «пава и древо»). Здесь наблюдаются спокойные, мягкие линии изгибов. Такие узоры использовали в качестве орнамента на северных головных уборах - кокошниках и девичьих венцах. Среди старинных вологодских кружев особо выделяются «сетчатые» кружева с орнаментом из ромбов, треугольников, зигзагообразных полос-«речек», выплетенных сеткой. Очень характерен для вологодского кружева и пяти- или семи-лепестковый округлый цветок. Именно его выплетали на свадебных нарядах невест. Вологодское кружево плели из льняных белых ниток, иногда добавляли цветной шелк.

Кружевной промысел в Рязанской губернии развивался главным образом в Михайловском уезде. Наиболее широко он существовал в XIX в. Узоры этого кружева имеют только геометрическое решение. Треугольники, прямоугольники, простые и волнистые полосы образуют орнаменты плотно­го плетения из толстых суровых или хлопчатобумажных ниток, обязательно красного и синего цветов. Это кружево чаще использовалось в крестьянской среде для отделки одежды и тканей.


Елецкое кружево имеет узоры растительно-орнаментальные с обилием решеток, входящих в узор. Плели его из белой хлопчатобумажной или тонкой льняной нити. В рисунке использовали бель. Елецкое кружево отличается легкостью и нежностью узора.


Русское кружевоплетение, имея долгую и богатую историю, переживая подъемы и спады, является нашим национальным достоянием, продолжающим развивать лучшие традиции русского тканого искусства. Золото-серебряное кружево восхищает своим великолепием и замысловатыми узорами, нитяное кружево отличается сюжетны ми мотивами, легкостью и неповторимостью каждого узора.

Впервые русское кружево продемонстрировали на Всемирной выставке в Вене -в 1873 г., где оно получило золотую медаль и Гран-при. Особенно модными считались изделия из кружева - дамские пальто, платья, шарфы, покрывала и накидки - в конце XIХ-начале XX вв.

Традиции русского кружевоплетения развиваются и поныне. Создаются новые приемы, узоры, школы. Важно, чтобы этот про­мысел существовал и далее, демонстрируя самобытность и особую красоту русского национального искусства. Хотелось бы, чтобы мастериц, создающих дивные узоры из нитей, стало больше. Ведь современное развитие этого промысла способно не только создать новые образцы кружева, но и возродить и совершенствовать целые направления русского кружевоплетения.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства объявил 2016 год Годом кружева. По словам Елены Титовой, директора музея, «русские кружева XVIII–ХХI веков не имеют аналогов в мировой практике, технике их изготовления, особенностях построения орнаментов, развитии сюжетов». С 26 марта в ВМДПНИ откроется выставка «Кружево напоказ». В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Московский музей-усадьба «Останкино», Музей В.А.Тропинина, Московский музей дизайна и другие крупные музеи, а также галерея «Три века» и Alexandre Vassiliev Foundation

Ольга Берг. Из серии Legionary. Кружевоплетение на коклюшках, вышивка, жемчуг Swarovski. Фото Ильи Федорова. Собственность автора

«Круживо сажено, низано жемчугом», «кружева низаны перьями», «круживо с пухом и с горностаем», «волоченое золото и серебро немецкое», «сканое и пряденое с шелком» — первые кружева, появившиеся в России, были предметом роскоши, ими украшали царскую одежду, церковные атрибуты и облачение. Сохранилось описание выходов Ивана Грозного : уже в XVI веке его «ферезь», то есть платье, украшали «кружево немецкое, золото, зубцы». В те времена немецким называли все иностранное: кружево было привозным. Мода на него пришла в Россию из Западной Европы, где сначала в Италии, а затем во Фландрии начали плести драгоценные ткани. Кружева ввозились через Архангельск, причем на вес. Дошли записи о том, как в 1672 году ввезли «два пуда и восемь фунтов золотых и серебряных кружев и галунов и два ларя с золотыми и серебряными кружевами из Голландии».

Технологии

Сколочное, сцепное, численное

Хотя на Западе развивались два типа производства кружев — шитое иглой и плетеное на коклюшках, в России прижилось только коклюшечное. На деревянные катушки наматывали нити, за счет их переплетения и получали различные узоры.
Самым распространенным кружевом считалось сколочное, от слова «сколок», то есть заранее наколотый узор. Этот тип кружев был известен уже в XVII веке. У сколочного кружева ровное очертание краев с мелкими зубчиками, или фестонами. Его отличительная черта — мелкая сетка, служащая фоном, на котором расположен основной рисунок. Сколочное кружево плели практически во всех русских губерниях. Самым трудоемким и тонким считается многопарное сколочное кружево: в его плетении задействовано много пар коклюшек, число которых доходило до нескольких сотен. Другой распространенный вид — сцепное кружево. Оно выплеталось частями, также по сколку, а затем эти части соединялись с помощью тамбурного крючка. Рисунок выполнялся вилюшкой — одним из основных элемен-тов кружевоплетения. Повороты вилюшки скрепляются сцепом — часто отдельным соединением, не образующим сетку. Сцепное кружево называли «русским гипюром».

В крестьянской среде самым популярным типом кружев было численное. Оно выплеталось без сколка, то есть без предварительного рисунка. Численное кружево считается самым старинным. Его плетение основано на повторении одного и того же рисунка посредством счета ниток. Узоры численного кружева были заимствованы из народных вышивок, оно было цветным. Каждая мастерица следовала собственной фантазии, не копируя образцы других.

Золотно-серебряное кружево

Первые кружева были драгоценными не только в переносном смысле: кружево плели из пряденого золота и серебра, шелковой нити, обмотанной тончайшей проволочкой из драгоценного металла — канителью. В XVII-XVIII веках золотно-серебряное кружево носили только на праздничной одежде. Один аршин (чуть более 70 см) такого кружева стоил 18-20 золотых руб., что было баснословной суммой. Более дешевое мишурное кружево изготовляли из позолоченной или посеребренной меди, его носили в основном крестьяне.

Расцвет металлического кружева пришелся на XVIII век, когда оно стало доступно не только знати. Основным двигателем кружевного прогресса была мода. Пышные наряды эпохи барокко прекрасно сочетались с драгоценными кружевами, которые ценились, как бриллианты: и те и другие было запрещено носить во время траура. Екатерина II издала указ и о ширине кружев: она не должна была превышать 9 см. В конце XVIII века модницы украшали свои платья аграмантом — кружевной полоской на рукавах и подолах. Волнистая полоса аграманта блистает на платье Натальи Семеновны Борщовой на портрете работы Дмитрия Левицкого (1776).

В XVIII веке кружево высту-пает не только в качестве отделки — из него плетут роскошные туалеты. Только царственные особы могли позволить себе кружевные мантии. Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II надевали такие мантии в дни коронации. Правда, эти одеяния от-кутюр все же были западного происхождения. Кружевами украшали и головные уборы. В XVIII веке был популярен фонтанж — высокий головной убор, декорированный гипюром в два ряда. Баронесса Мария Яковлевна Строганова , вдова русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова , изображена художником Романом Никитиным как раз в фонтанже. Причем кружевной чепец, модный на Западе в XVII веке, у Строгановой значительно обрусел и напоминает кокошник.

Нитяные кружева

На смену металлическим кружевам барокко приходят более демократичные из шелка и льна, а затем и хлопчатобумажной нити. Пышные орнаменты уступают место более легким и гибким, в которых рокайльные завитки, цветы и гирлянды свободно располагаются на фоне сетки тонкого тюля. Металлическую нить использовали до конца XVIII века, в особо торжественных случаях выплетая кружево из серебряных нитей с белым и цветным шелком, а жемчуг заменяли стеклярусом.
В начале ХVIII века нитяные кружева все еще покупают в западноевропейских странах, однако фламандские, бельгийские и французские кружева стоили целые состояния, что подстегнуло собственное производство.

В России плести кружева начали в XVII веке. В московской Мастеровой палате, обслуживавшей царский двор, в 1675 году трудилось десять кружевниц. Изначально за образец брали иностранные рисунки, но вскоре появились и свои художники при дворе. Да и сама царевна Ирина , сестра Алексея Михайловича , была не чужда рукоделию: сохранилось 15 принадлежавших ей костяных коклюшек. В самые дорогие кружева вплетали драгоценные камни. Так, у полотенца, подаренного царицей Прасковьей Федоровной , супругой Ивана V , патриарху Адриану в 1696 году, контуры цветочных узоров вышиты жемчугом, а в цветы и листья вплетены сверленые изумруды.

Кружева вскоре стали носить и высшие сословия — дворяне, бояре и купцы тратили на них немалые деньги. Причем кружевами украшали не только платье, но и шубы, обивку карет, завесы, пологи и даже конские чепраки.

По легенде Петр I вывез 30 брабантских мастериц в Новодевичий монастырь для обучения 250 девочек-сирот. Можно сказать, что с этого момента в России началась настоящая история кружев. Русские кружевницы быстро освоили заграничные «малины» и «валансьены». Причем нередко отечественные кружева продавали как импортные, чтобы увеличить их стоимость. При дворянских и помещичьих усадьбах открылись кружевные мастерские, в которых работали крепостные. Плели кружева и свободные горожанки. Постепенно начинают возникать различные школы кружевоплетения, прежде всего в Вологде, Ельце, Ростове, Рязани, Галиче. Наши мастерицы плели и исконно русские узоры: птица сирин, павы, двуглавые орлы, грифоны — эти архетипические мотивы были заимствованы из народных вышивок и резьбы. А уже в первой половине XIX века открылись первые кружевные мануфактуры.

Кружева прижились не только в женском, но и в мужском костюме. С середины XVIII века мужские рубашки отделываются кружевом на рукавах и воротнике. На портрете Николая Тишинина (1755) работы Ивана Вишнякова можно увидеть пример «венчального» мужского платья с кружевными галстуком, манжетами и оборками сюртука. Постепенно нитяными кружевами начинают украшать сюртуки и даже треуголки, как на портрете будущей императрицы, а тогда великой княгини Екатерины Алексеевны (1740-е) работы Георга Гроота .

Чуть позже пришла мода на кружевные накидки с воротниками, которые завязывались лентами под подбородком, их носили с чепцом. В 1830-1840-е приобретают популярность большие кружевные шарфы и шали. Они стоили баснословно дорого и часто заменялись вышитыми по тюлю, как у невесты с картины Павла Федотова Сватовство майора (1848).

Весь XIX век носили кружевные воротники, их фасоны довольно быстро менялись. В конце столетия вошли в моду предметы туалета, целиком выплетенные из кружева: туники, пальто, юбки, жакеты. В эпоху модерна на пике моды оказались черные кружева «шантильи», из которых не только шили платья, такие как на портрете Евфимии Носовой (1911) работы Константина Сомова , но и делали перчатки, веера и зонтики.

В конце XIX века «русские гипюры» начинают ценить в Европе. На Всемирной выставке в Вене в 1873 году елецкие кружева получили высокую оценку экспертов. К началу ХХ века в 17 губерниях работало уже 100 тыс. мастериц. Открываются школы кружевниц, куда приезжают учиться девушки со всей страны, чтобы потом организовать мастерские в своих родных местах. Самой известной из них стала Мариинская школа, основанная в 1883 году в Петербурге. Школе покровительствовала сама императрица Мария Федоровна , супруга Александра III ; сюда принимались ученицы с выплатой стипендии, обеспечением жильем и питанием.

Крепостные с коклюшками

К середине XVIII века у многих состоятельных помещиков имелись свои мастерские с крепостными кружевницами. Карта распространения кружевного промысла охватывала практически всю европейскую часть России. Труд крепостной мастерицы был отнюдь не легким. Девочек отдавали обучаться ремеслу с 5-6 лет, а в 11 они уже плели взрослые заказы. Рабочий день кружевницы длился по 10-12 часов. Плетеи довольно рано теряли остроту зрения, после чего им даровали вольную. Крепостная мастерица не могла распоряжаться даже своей личной жизнью: помещицы бдительно следили за судьбой лучших кружевниц, не позволяя им выходить замуж.

Одновременно работали и вольные мастерицы, причем именно их кружева считаются наиболее качественными. А после отмены крепостного права значительно пополнились ряды профессиональных кружевниц, работавших на заказ. Хотя кружева были предметом роскоши, их производство не приносило сверхприбыли самим плетеям. В конце XIX века кружевница, плетущая дешевые мерные кружева, могла заработать 6 коп. в день. За плетение более качественных кружев можно было получить 12 коп., но и на эти деньги было сложно существовать. Мастерицы работали до 16 часов в день, чтобы свести концы с концами, но даже лучшие из них зарабатывали не более 10 руб. в месяц. Оплата квартиры в месяц составляла 3 руб., на чай и сахар тратили 1 руб. 50 коп., 6 руб. 50 коп. оставалось на пищу и одежду. Большая часть дохода доставалась перекупщикам. Если кружевница продавала десяток аршин узкого кружева за 15 коп., то скупщица перепродавала его в магазин за 30 коп., а магазин доводил цену до 40 коп. и дороже. В итоге цена кружева вырастала более чем вдвое.

Наколка головная. 1870-1890-е. Орловская губ., Елец

Кружевной промысел был мощно поддержан советской властью как проявление народного творчества. Уже в 1917 году началось образование промысловой кооперации, а вскоре появились и артели. Если в 1919 году в 93 организациях Вологодской губернии состояло 5 тыс. кружевниц, то через год их было уже свыше 42 тыс. Первые профессиональные школы открылись в Вологде, Ельце и Советске (бывшей Кукарке). Кружевниц стало выпускать и Московское художественно-промышленное училище имени Калинина.

В середине 1920-х годов советские кружевницы плели товар на экспорт. Благодаря участию в международных выставках русские кружева, созданные вручную, ценили за границей, где в XX веке машинный труд почти вытеснил ручной. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже вологодские кружевницы получили золотую медаль, а в 1937-м — Гран-при. Там же золотой медалью наградили елецкие кружева, а рязанские — почетным дипломом.

Панно К. Е. Ворошилов. 1931. Елец. Из собрания ВМДПНИ

В 1930-е государство серьезно взялось за ремесла, организовав целые институты, занимающиеся вопросами народного творчества. В 1932 году открылся НИИ художественной промышленности, объединивший художников, технологов, экономистов и научных сотрудников, в том числе работавших с кружевами. В 1935-м при Вологодском, Елецком и Рязанском промысловых союзах были организованы художественные лаборатории, куда вошли художники, техники-копировщики и опытные плетеи. Рисунки-сколки начали печатать в промыш-лен-ных мас-штабах.

В 1960 году промысловая кооперация была ликвидирована. На место артелей приходят комбинаты и фабрики. Крупнейшая — «Снежинка» — была создана в Вологде. В Ельце открылся комбинат «Елецкие кружева», в Кирове — Кировская фабрика кружевных изделий имени 8 Марта, в Михайлове — артель «Труженица». И хотя там было введено машинное производство, параллельно сохранялся и ручной труд в надомной форме. Мастерицы начинают плести тематические панно, чаще всего к юбилеям или ключевым событиям. В 1930-е годы в кружевах появляются изображения аэропланов, парашютов, дирижаблей и даже буденновских конников. Советские кружевницы творят невозможное, выполняя даже кружевные портреты Сталина, Ворошилова . Экзотикой сегодня выглядит агитационное кружево, например, с девушкой-трактористкой и крестьянином с сохой. На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был показан кружевной диптих 1939-1940 годов, одна часть которого представляла карту Кировской области с изображением злаков, овощей и домашних животных, другое панно — свиток с полем льна, на котором в восьмиугольниках были показаны флора и фауна.

В 1960-е годы в кружевах развивается тема космоса: кружевные ракеты, спутники, космонавты. Над космическими панно в это время работает выдающаяся художница Анна Кораблева ; ее Русские мотивы завоевали Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе. Советские панно этих лет нередко достигали гигантских размеров: 3, 4 и даже 6 м в длину; над ними трудилось множество мастериц.

А. А. Кораблева. Панно. 1965. Вологда. Из собрания ВМДПНИ

И снова роскошь

После распада СССР самое большое производство сохранилось в Вологде: фабрика «Снежинка» здравствует до сих пор. Действуют и фабрика «Труженица» в Михайлове, и «Елецкие кружева». Мастерицы выплетают воротники, скатерти, кружево для белья, сувенирную продукцию. Цены на рукотворные кружева остаются чрезвычайно высокими. Цена на салфетку и воротник может доходить до 10 тыс. руб., жакеты, пелерины стоят до 200 тыс. руб., манто — более 200 тыс. руб., шуба — около 500 тыс. руб. Кружева все более относятся к сфере моды, чем искусства. Не зря модные дома представляют коллекции, в которых кружева снова начали играть ведущую роль.

Центры русского кружева-

Вологда: белые звездочки

Вологда — один из крупнейших российских центров плетения кружева. Вологодским часто называлось русское кружево вообще. Начало промысла отсчитывают с 1820 года, когда помещица Засецкая организовала в селе Ковырино крепостную мастерскую, где плели тончайшее кружево для отделки платьев и белья, изначально взяв за образец иностранные узоры.

Вологодские мастерицы создали большое количество уникальных орнаментов. На их развитие большое влияние оказали узоры резьбы по дереву и старинные вышивки, особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» со «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах. «Меленка», «ключики», «черепашка», «веерок», «фарфорики», «гусиные лапки», «морозы», «звездочки», «устьянская терка» — вологодские узоры имели колоритные названия. Если обычное русское кружево было в основном цветным, в Вологде преобладали белые кружева.

В 1840-х годах вологодская кружевница Анфия Брянцева изобрела своеобразную технику плетения, которая получила название «вологодский манер». По наитию она воспроизвела сцепное кружево, копируя попавший ей в руки образец, заменив «густые города» численной техники на сквозную решетку. Ее дочь Софья стала «первой кружевницей Вологды», а в 1840-1860-х годах вместе с матерью открыла школу кружевниц, выучив за все время ее существования 800 человек.

Со строительством в конце XIX века железной дороги, связавшей Вологду с Ярославлем, а затем и с Петербургом, появляются новые возможности для расширения промысла. Если в 1893 году в Вологде работало 4 тыс. мастериц, то в 1912-м их численность доходила до 40 тыс., что составляло 40% всех кружевниц России.

Балахна: красные розы

В Балахне, расположенной в Нижегородской области на берегу Волги, кружевной промысел возник с появлением в России в XVIII веке нитяного кружева. Здесь создали его особый вид — «балахонский манер», в котором были переработаны традиции бельгийского и французского кружева. Своеобразность «балахонского манера» заключалась в контрасте легких тюлевых решеток и пышных узоров в виде букетов из цветов и листьев, плодов граната и гроздьев винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, сканью. В одном изделии могло сочетаться несколько видов решеток, благодаря чему достигался особый эффект игры светотени. Тончайшее балахнинское кружево плелось в многопарной технике, число коклюшек порой доходило до 300 пар.

Самый известный рисунок — «балахонская роза». Шелковые косынки с узорами из виноградных гроздьев, ажурные шарфы, платья из кремового и черного шелка очень ценились в России и за границей. Балахнинские кружева сравнивали с самыми дорогими брабантскими, не зря их носили даже монархи. Причем не только Екатерина II заказывала мастерицам шелковые кружева с красными розами, но и свадебное платье английской королевы Виктории было отделано балахнинскими кружевами.

В XIX веке кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень. Однако из-за дороговизны шелка уже в начале XX века кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать.

Аграманты и край. Первая половина XVIII в. Место исполнения неизвестно

Елец: гречишка и валансьен

Самым ранним образцом елецкого кружева считается плетеное из серебряной нити полотно, обнаруженное в 1990-х годах в ходе археологических раскопок. Надпись на нем «сей плат сшита диаконова дочь Александра Иванова 1801 года» указывает на то, что уже в начале XIX века в Ельце плели кружева. Однако официальной датой рождения кружевного промысла здесь считается 1813 год, когда в имении князя Куракина была создана первая мастерская с 80 кружевницами. Постепенно в промысел были вовлечены все более широкие слои населения: кружева плели государственные крестьяне, мещане, монахини Знаменского монастыря. Первоначально рисунки приходили из Вологды, откуда их привозили скупщицы кружев, ставшие основными заказчиками.

В Ельце плели сложнейшее многопарное кружево, которое требовало нескольких сотен коклюшек. Его изготавливали как из разноцветных шелковых, так и из хлопчатобумажных нитей. В особых заказах использовалась канитель, золотые и серебряные нити.

В елецком кружеве встречаются оригинальные узоры «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «речёнка». Елецкое кружево обычно было белого, реже — черного цвета. Иногда вводилась цветная скань.

В конце XIX века в Ельце возник и особый род тонкого бельевого кружева — «русский валансьен». Спрос на него был столь велик, что его не успевали выплетать. «Елецкий валансьон», как его еще называли, продавали и за границу. Считалось, что елецкий вид не хуже французского, однако имел ряд отличий. Во французском валансьене фон и узор выплетен одинаково тонкими нитями — в елецких кружевах контур узора обводился толстой нитью, да и фоновые сетки были более разнообразны.

В 1880 году в Ельце насчитывалось 10 тыс. кружевниц, в 1912-м — 30 тыс. До Первой мировой этот город занимал первое место в России по объему производства кружев, и только с началом войны промысел пришел в упадок.

Калязин, Торжок: сыпчатое

Считается, что в Калязине раньше, чем в других городах, возник кружевной промысел: уже в конце XVII века здесь плели кружева на продажу. В концу XIX века в городе насчитывалось 2 тыс. мастериц, большинство из которых были мещанками. В Калязине плели 20 оригинальных узоров, одним из самых ранних считается «старорусский калязинский» — сетчатый геометрический орнамент. Также был популярен узор «сыпчатое» — цепочка из косых клеток с разными наполнениями из рисунков «паучки», «пять дырочек», «денежки». Плели и тюлевое кружево с цветочными орнаментами, сходными с елецкими. Один из самых типичных калязинских узоров состоял из цветка семилистника и птиц по краям — в XVIII веке его плели без сколка. Калязинский тип сцепного кружева использовали для подзоров и декоративных полотенец. В ход шел не только лен, но и цветные шелка и металлическая пряжа. В соседнем Торжке развивался оригинальный тип сцепного кружева, мотивы которого происходили из традиционных сюжетов местного двустороннего шитья. Женские фигуры, держащие поводья коней, олицетворяли мать-землю и посланников солнца, иногда они чередовались с изображением кораблей и двуглавых орлов.

Конец полотенца. Середина XIX в. Тверская губ., Торжок

Рязань, Михайлов: вавилоны

В Рязанской губернии сложилось несколько типов кружев, самыми оригинальными из которых были рязанское и михайловское. В самой Рязани плели тонкое многопарное кружево. Наиболее известные узоры — «травчатое», «ветка травчатая» и «ветка с виноградом». Здесь плели как растительные узоры, так и геометрические, были популярны и зооморфные мотивы — павы и двуглавые орлы. В XVIII-XIX веках использовали цветные льняные и шелковые нити с шелковой и золотно-серебряной сканью.

Однако самое оригинальное кружево сложилось в городе Михайлов и его окрестностях. В 1820-1840-е годы тут стала преобладать сцепная техника, которую называли «выкладывать вавилоны». Этими «вавилонами» обрисовывались кусты, деревья, птицы, фигуры львов и других зверей, фантастические животные, включая птицу сирин.

Но самым распространенным типом кружев все же было численное. Его до сих пор называют «михайловским». В михайловском численном кружеве, плетеном без сколка, проявился народный вкус во всем своеобразии. Для его плетения использовали всего десять пар коклюшек, что значительно упрощало технику. Михайловское кружево было многоцветным, ярким, жизнерадостным. Во второй половине XIX века его вывозят за границу — в Турцию и Иран, а также в столицы, Петербург и Москву, где вошел в моду неорусский стиль. В 1880 году насчитывалось 2 тыс. михайловских кружевниц, в 1912-м — уже 10 тыс.

Кружево - это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево - выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать » - им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие - самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение ? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».


Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.


В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь - число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.


Второе полотенце - рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце - короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым - подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое - зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце - для дорогого и почетного гостя. Седьмое - венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.


В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.



Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки - фона для различных узоров) и другие.




Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки - символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб - знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел - символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба - объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив - олень. Олень - знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте - на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона - символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя - символа покровительства поэзии и музы истории.


Значение некоторых символов в кружевах

  • Сердце - символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.
  • Венок - символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.
  • Зонт - символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.
  • Ключ - символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.
  • Ладья - великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.
  • Лестница - символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.
  • Мельница - символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.
  • Дракон или змея - символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.
  • Единорог - символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.
  • Финист - ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.
  • Крест - символ защиты, знак верности и торжества закона.
  • Колесо - символ победы.
  • Круг - символ бесконечности, единства.
  • Вишня - символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.
  • Клевер-трилистник - символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.
  • Лилия - символ любви и плодородия.
  • Лотос - символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.
  • Репейник - символ мученичества и исцеления.
  • Роза - символ совершенства, любви.
  • Тюльпан - символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.

  • Фиалка - символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.
  • Аист - символ весны и начала новой жизни.
  • Бабочка - символ рождающейся красоты.
  • Баран - символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.
  • Барс - символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.
  • Жук - символ жизни.
  • Заяц - символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.
  • Козел - символ силы и защиты.
  • Козерог - символ добродетели.
  • Корова - символ добродетели.
  • Крокодил - символ беды, опасности.
  • Лев - символ защиты, мудрости, милосердия.

  • Лягушка - символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.
  • Павлин - символ мудрости. Главный оберег для женщин.
  • Петух - символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.
  • Рыба - символ воды.
  • Черепаха - символ здоровья, покоя и мудрости.
  • Булава - символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.

Классические кружевные изделия в настоящее время - явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.


Кружевная салфетка. Н.А. Ларионова

Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево — выдающееся явление народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать » — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.

Возникновение кружева

Когда же зародилось кружевоплетение ? Находки костяных иголок относятся к эпохе позднего палеолита, а челноки для плетения и коклюшки встречаются при раскопках на территориях Египта, Китая, России и других государств. Самым древним вязальным инструментом являются спицы. Первые челноки были придуманы рыбаками для плетения сетей. Существует мнение, что о кружеве, как элементе одежды, упоминается в Ветхом Завете. Кружева находили среди коптских изделий (V век до н.э.). Древний Восток первым признал эстетическую ценность кружева и стал использовать его в качестве украшения. В Европе кружево получило распространение c конца X века. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться Родиной кружева. Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен».


Вязание крючком. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи: летописец сообщает о событии, произошедшим в 1252 году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким (1201, по др. данным 1204-1264 гг.); и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами. В России уже в XII веке славился кружевами город Торжок Тверской губернии. В XVII-XVIII веках широкое распространение в России получило сложное изысканное кружевное шитье. Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса (1708-1759 гг.), посетившего Россию в 1755 году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде. Об этом свидетельствует его отзыв «О путешествии в Россию». Вышитые иголкой и металлическими нитками кружевные сюжеты можно было сравнить с шедеврами художников-графиков. Причем у каждого мастера был свой, только ему присущий почерк. Но кружевные шедевры легко было подделать. Во всем мире кружево признавалось одним из видов декоративно-прикладного искусства.

Русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Роль ниток в создании кружевных изделий

Огромную роль в создании кружевного изделия играют нитки. Золотые и серебряные появились намного раньше, чем льняные, канитель, сканье, трунцал, нитки из агавы и алоэ, крапивы и каучука, хлопка, мулине и другие. Часто золото заменялось вызолоченным серебром. Существовало поверье, что от прикосновения женских рук золотая нить тускнеет, поэтому с золотыми нитями когда-то работали только мужчины. Женщинам приходилось работать с нитями из более дешевых и простых материалов. В создании кружева большая роль отводится именно шелковым нитям, но кроме этого существуют нити из пуха камыша и из человеческого волоса. В настоящее время для окрашивания нитей используются химические красители. В старину же красили природными красителями, такими как березовые листья, еловые шишки, шелуха лука, листья брусники, щавель, корень ольхи, болотная руда и другие.

Кружевные изделия

Во все времена создание народной одежды зависело от умения мастериц, от их фантазии, от национальных особенностей и жизненного пространства их создателей. Особым изяществом при оформлении народных одежд отличались тонкие линейно-графические узоры. Кружевом украшались различные элементы одежды. При украшении головных уборов у мастериц были свои секреты. Важны были символы и особые знаки отличия, подтверждающие сан владельца, а порой и национальную принадлежность. Например, кружевные короны, венцы, шляпы, шишаки, сороки, кокошники создавались в разных техниках и украшались золотом, жемчугом. С древних времен известен кружевной веер-опахало. Первыми веерами считались плоские листы из бумаги, поначалу они не складывались. В России веер являлся принадлежностью быта.


Веер. Игольное кружево. Коллекция А.И. Юкш-Меос

В старину все женщины от княжны до крестьянки должны были уметь создавать узорные пояса-обереги. Кружевной или тканый пояс являлся обязательной принадлежностью приданого невесты и служил главным оберегом, как для мужчин, так и для женщин. Ходить без пояса, а особенно молиться без него считалось неприличным. Узор на кружевных поясах состоял из переплетения разноцветных нитей, чаще всего семи цветов, т.к. семь — число особенное, имеется в виду семь оберегов (от сглаза, от пожара, от измены, от бедности, от болезней, от войн и от природных бедствий).

Кружева на платочках свидетельствовали о творческой индивидуальности и умениях рукодельниц. Простые крестьянки и знатные дамы сами создавали предметы своего туалета. У каждой был свой неповторимый узор. Сейчас утрачены традиции украшать платочки монограммами городов, местами проживания, семейными метками и знаками отдельных персон или тематическими событиями.

Накрахмаленный кружевной воротник был в почете во всем времена. Обувь, перчатки, украшенные кружевами, с давних пор дополняли одежду и подчеркивали социальное положение или религиозную принадлежность человека. Когда-то обязательным аксессуаром для дамских нарядов служили кружевные сумочки.

Полотенца обязательно украшались кружевами. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце. В приданом к свадьбе, как правило, было семь полотенец, которые были созданы руками невесты. Первое полотенце дарилось через сватов жениху в знак согласия на брак и называлось посылальным. Края такого полотенца шились иглой или обвязывались крючком по строгому геометрическому орнаменту.


Посылальное полотенце. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Второе полотенце — рукопятное или рукобитное, невеста его дарила сватам в случае окончательного согласия на венчание. Края полотенца имели широкие кружевные оплеты. Третье полотенце — короткое, парное. Украшалось традиционными узорами трилистников, цветами, птицами. Вместе с четвертым — подарочным полотенцем дарилась вышитая рубаха, кисет и пояс-оберег, полотенца для родственников жениха и сватов. Пятое — зеркальное украшалась традиционными мотивами, а также бабочками, зайцами. Шестое полотенце — для дорогого и почетного гостя. Седьмое — венчальное было длинным, символизируя долгую дорогу к счастью для будущей семьи. По краям его украшали кружевом в нескольких техниках. В узоре присутствовали цветы, фигурки птиц.


Край венчального полотенца. Коллекция А.И. Юкш-Меос

В дохристианские времена кружевные узоры зачастую несли в себе важную информацию. Например, беременные женщины создавали оберег. Зачастую в нем присутствовали кресты. При рождении ребенка в узор креста продевалась красная нить или тесьма. В дальнейшем этой красной нитью перевязывали больные места и ранки. Кружевные изделия подтверждают, что человеческой природе свойственно стремление украшать не только культовые места, но и свой быт и одежду.


Виды полотенец: 1.В дар свекрови. 2. Пасхальное. 3 (в середине). Свадебное. 4.Наиконное. 5. Рукобитное. Коллекция А.И. Юкш-Меос


Оберег на рождение ребенка. Филейное кружево. Коллекция А.И. Юкш-Меос


Оберег «Мир вашему дому». Коллекция А.И. Юкш-Меос

Техники кружева

Существует великое множество техник создания кружевных изделий: вязание крючком (кружева, выполненные в технике вязания крючком, являются самыми распространенными в мире); вязание на спицах (существует несколько приемов такого вязания: витковый ряд, вязание веревочкой, прутиком, розочкой и другие); плетение коклюшками (особенность плетеного кружева заключается в виртуозности рисунков и многообразии географических названий, например: валансьен, брабант, малин, вологодское, елецкое, рязанское, орловское, торжокско-тверское, калязинское или монастырское. Лучшими плетеями были послушницы в монастырях, их узоры отличались трогательной наивностью и аккуратностью); филе по сетке (для этого кружева характерно слияние четких линий узора и грунта. Филейное кружево отличается простым ритмическим рядом ажурной сетки, украшенной легкой сквозной узорочью в виде мелких цветочков или петлевых горошинок); макраме (узелковое кружево); фриволите (плетение челноками); мережка (игольное кружево. Служило украшением ритуальных одеяний. Мережки бывают узловые и штопанные, переплетенные в столбик или в раскол); чипке (классическое игольное кружево), вышивка по тюлю (плетение с помощью нитки и иглы тончайшей сеточки — фона для различных узоров) и другие.


1. Кружево из тесьмы. 2. Вязание крючком-тамбурное. 3. Специальная техника. Коллекция А.И. Юкш-Меос


1.Вязание на спицах. 2.Плетение на коклюшках. Коллекция А.И. Юкш-Меос


1. Шитье иглой. 2. Вязание крючком. 3. Шитье иглой. 4. Шитье иглой. 5. Шитье иглой по тюлевой основе. 6. Филе-настил по сетке. Коллекция А.И. Юкш-Меос


Макраме. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Кружевные символы

В кружевных изделиях изображались определенные рисунки — символы, которые имели для человека важное значение. В истории человечества древний солярный или солнечный символ почитали уже с каменного века. Культовая солярная символика зафиксирована в древнеевропейской, древнеперсидской, эгейской культурах, у народов Юго-Восточной Азии, на Алтае и в Тибете. В кружевном творчестве символ обладает неисчерпаемой многозначностью. Люди с помощью знаков и символов, иногда и целых сюжетных полотен сообщали разного рода сведения. Символы в кружевах помогали определять бытующие в народе приметы и поверья. Огромное количество толкований из славянской символики переместились в другие культуры. Например, простые гребенчатые ромбы, квадраты. Ромб — знак солнца, неба и земли. В кружевах у этого знака огромное количество вариаций. Можно, например, увидеть птиц с ромбовидной формой хвоста, причем в два ряда, т.е. земной и небесный. Очень распространен мотив дерева. Например, кружевные узоры у северян заполнены листьями ясеня. Дерево жизни, как культ, у многих народов существует и по сей день. Листья дубовые, кленовые, листья инжира, виноградной лозы изобилуют в кружевах. Например, листья винограда или инжира несут в себе пожелания счастья и благополучия жениху и невесте. Орел — символ власти и пожеланий на удачную охоту, хотя у древних славян толковался как символ небесного огня. Баба — объект культового поклонения земле, тайна зарождения новой жизни, к которой причастна женщина. Она воспринималась как некая божественная сила, отождествлявшаяся с тайной плодоносящей земли. Очень важную роль на рисунке играли руки, их положение. Руки, поднятые вверх, значили торжество в доме, обычно к свадьбе, а опущенные руки, если рядом нет креста, означали покой в доме. Еще один мотив — олень. Олень — знак звездного неба, удачного брака, обильной жизни. Изображение оленя всегда присутствовало на одном из ритуальных подарков жениха невесте — на прялках, шкатулках. В кружеве изображение оленей чаще всего можно видеть на отделках полотенец вместе с изображением птиц, деревьев, людей. В кружевах часто встречаются изображения синкретических существ, например, грифона — символа соединения неба с землей; крылатого кентавра; человека-лебедя — символа покровительства поэзии и музы истории.


Лабиринт, двуглавый орел. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Значение некоторых символов в кружевах

Сердце — символ добродетели. Часто встречается в свадебных кружевных узорах, в ритуальных свадебных оберегах и полотенцах, подзорах.

Венок — символ доброго существования. Им украшали жертвенное животное. Встречается на кружевных украшениях, шкатулках, сумках.

Зонт — символ защиты от эпилепсии и головной боли. Довольно часто встречается в кружевных узорах.

Ключ — символ вечной важности. В древности был эмблемой молчания, тайной для непосвященных.

Ладья — великое светило, солнце. Это изображение присутствует в кружевах на ритуальных полотенцах. Ладья, крест и кони изображались на погребальных полотенцах.

Лестница — символ, который скрывает в себе тайны, понятные посвященным.

Мельница — символ пожелания богатства. Встречается на кружевных сувенирах.

Дракон или змея — символ мифических чудовищ, либо оккультные силы и мудрость.

Единорог — символ девственной чистоты и целомудрия, романтической любви и возвышенных устремлений, воплощение добродетели, силы и победы. Единороги изображаются на краях полотенец, на наволочках.

Финист — ясный сокол, птица-воин. Провожая мужей на войну, этим символом женщины украшали кисеты, пояса, рубахи.

Крест — символ защиты, знак верности и торжества закона.

Колесо — символ победы.

Круг — символ бесконечности, единства.

Вишня — символ Христа, богатства, здоровья. Этим узором украшали скатерти.

Клевер-трилистник — символ единства души, духа, жизни. В христианском учении соответствует догмату о Святой Троице. Встречается на полотенцах, фартуках.

Лилия — символ любви и плодородия.

Лотос — символ чистоты, творческой энергии и целомудрия.

Репейник — символ мученичества и исцеления.

Роза — символ совершенства, любви.

Тюльпан — символ величия и достоинства. В кружевных узорах этот цветок изображается как оберег на совершеннолетие юношам.


Тюльпаны. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Фиалка — символ смирения и справедливости. Встречается на кружевах ритуального характера.

Аист — символ весны и начала новой жизни.

Бабочка — символ рождающейся красоты.

Баран — символ энергии размножения. Встречается на свадебных полотенцах, подзорах и сувенирах.

Барс — символ защиты жениха от злых сил. Кружевные барсы украшали кисеты, пояса женихов и воинов.

Жук — символ жизни.

Заяц — символ деторождения и благополучия. Обычно изображались на свадебных полотенцах и сувенирах на именины.

Козел — символ силы и защиты.

Козерог — символ добродетели.

Корова — символ добродетели.

Крокодил — символ беды, опасности.

Лев — символ защиты, мудрости, милосердия.


Лев. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Лягушка — символ благополучия семья. Обычно встречается на кошельках, мешках.

Павлин — символ мудрости. Главный оберег для женщин.

Петух — символ солнца, утра и духовного возрождения. Кружевные петухи украшали одежду, полотенца, дарились женихам в качестве оберегов.

Рыба — символ воды.

Черепаха — символ здоровья, покоя и мудрости.

Булава — символ власти, боевое оружие. Встречается на мужских рубахах, кисетах.


Салфетка-оберег для дома. Коллекция А.И. Юкш-Меос

Классические кружевные изделия в настоящее время — явление редкое. Традиция их создания постепенно исчезает. Уже в конце XIX века появилась имитация кружева. Даже модная одежда от кутюрье стала украшаться кружевными элементами машинного производства. Теперь знаменитые некогда кружева можно встретить в музеях или в частных коллекциях, где их берегут как произведение искусства.