Так что такое искусственный интеллект и и почему его не стоит бояться. Почему ИИ, осуждающий преступников, — это опасно? (2 фото)


Сегодня человечество переживает четвертую промышленную революцию, которая характеризуется достижениями в области робототехники и беспилотной автомобильной техники, распространением умных бытовых приборов и т. д. И «впереди планеты всей» находится искусственный интеллект (ИИ), являющийся развитием автоматизированных компьютерных систем, которые могут соответствовать или даже превосходить людей в интеллекте. ИИ считается следующей глобальной технологией - настолько глобальной, что будущие технологии будут зависеть от нее. Но все не настолько гладко с искусственным интеллектом, есть ряд очень спорных моментов, по поводу которых есть весомые опасения.

1. Беспилотный автомобиль может быть запрограммирован на то, чтобы убить водителя


Предположим, человек едет по дороге. Затем внезапно на дорогу перед машиной выскакивает ребенок. Водитель нажимает на тормоза, но они не срабатывают. Тогда у него есть два варианта: или сбить ребенка, или свернуть в столб, при этом разбившись насмерть. Большинство людей согласны с тем, что предпочтут свернуть в столб, на верную смерть. Однако, теперь стоит представить, что автомобиль беспилотный, и человек едет в роли пассажира. Захочет ли он, чтобы авто само свернуло в столб, убив его... Большинство людей, которые согласились, что они сами готовы разбиться, спасая жизнь ребенка, заявили, что они не хотят, чтобы машина самостоятельно свернула в столб, убив их. Более того, они утверждают, что даже не купят такой автомобиль, если будут знать, что он подвергнет их риску в результате несчастного случая. Это приводит к закономерному вопросу: что нужно делать машине, и как ее нужно программировать. Что самое интересное, производители беспилотных автомобилей уклоняются от ответа на подобный вопрос.

2. Роботы могут потребовать равных прав с людьми


С нынешними тенденциями развития искусственного интеллекта вполне возможно, что роботы достигнут стадии самоосознания. Когда это произойдет, они могут потребовать равных прав с людьми. То есть, они будут нуждаться в жилищных и медицинских услугах, а также потребуют, чтобы им разрешили голосовать, служить в вооруженных силах и получать гражданство. Подобные результаты были опубликованы в качестве результата UK Office of Science и Innovation’s Horizon Scanning Center еще в 2006 году, когда ИИ был гораздо менее развит. Ожидалось, что машины достигнут уровня самоосознания через 50 лет (т.е. уже через 40 лет).

3. Автоматические роботы-убийцы


Под фразой «автоматические роботы-убийцы» обычно подразумевают роботов, которые могут убивать без вмешательства людей. При этом не учитывают дронов, потому что они контролируются людьми. Один из автоматических роботов-убийц, о которых сейчас идет речь, - это SGR-A1, сторожевая турель, разработанная Samsung Techwin (ныне Hanwha Techwin) и Корейским университетом. SGR-A1 напоминает огромную камеру наблюдения, за исключением того, что она оснащена мощным пулеметом, который может автоматически открывать огонь по цели. SGR-A1 уже используется в Израиле и Южной Корее, которая установила несколько турелей вдоль своей демилитаризованной зоны (DMZ) с Северной Кореей. Тем не менее, Южная Корея отрицает активацию автоматического режима, который позволяет машине самой решать, кого убивать, а кого нет. Вместо этого турели находятся в полуавтоматическом режиме, при котором они обнаруживают цели, после чего требуется подтверждение оператора-человека для того, чтобы начать огонь.

4. Военные роботы могут переходить на сторону противника


В 2011 году Иран захватил американский беспилотный самолет-невидимку RQ-170 Sentinel в неповрежденном состоянии. При этом беспилотник не был сбит - Иран утверждает, что самолет «приземлили» посредством подмены GPS-сигнала (заставив его «думать», что он находится на дружественной территории). Дроны, GPS и роботы основаны на компьютерах, и, как все знают, компьютеры можно взломать. Военные роботы ничем не будут отличаться, если они когда-либо будут применяться на поле боя. Фактически, есть все возможности, что вражеская армия попытается взломать роботов и использовать их против «хозяина». Автономные роботы-убийцы еще не получили широкого распространения, поэтому примеров их взлома пока нет. Но стоит себе только представить, что будет, если армия роботов внезапно повернется против своих хозяев.

5. Боты для распространения пропаганды в Twitter


Боты захватывают Twitter. Исследования Университета Южной Калифорнии и Университета Индианы показали, что около 15% (48 миллионов) из всех учетных записей Twitter управляются ботами (при этом Twitter настаивает на том, что этот показатель составляет около 8,5 процента). Чтобы внести ясность, не все эти боты плохие. Некоторые из них действительно полезны. Например, есть боты, которые информируют людей о стихийных бедствиях. Однако есть и такие, которые используются для пропаганды. В качестве примеров можно привести ботов, которые подталкивали избирателей к голосованию за Дональда Трампа во время выборов в 2016 году, а также избирателей Великобритании к тому, чтобы проголосовать за выход из Европейского Союза во время референдума Brexit 2016 года.

6. Машины займут рабочие места людей


Несомненно, машины однажды будут работать на большинстве мест, на которых сегодня работают люди. Однако, никто не знает, когда это случится и в какой степени. По словам ведущей консалтинговой и аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers (PwC), роботы оккупируют 21 процент рабочих мест в Японии, 30 процентов рабочих мест в Великобритании, 35 процентов рабочих мест в Германии и 38 процентов рабочих мест в Соединенных Штатах Америки в 2030 году. А к следующему столетию они займут более половины рабочих мест, доступных людям. Самым пострадавшим сектором будет транспортировка и хранение, где 56 процентов рабочей силы будут машинами. За ним следуют производственный и розничный сектора, где машины займут более 46 и 44% всех имеющихся вакансий. Говоря о том «когда это случится», предполагается, что к 2027 году машины будут управлять грузовиками, а к 2031 году работать в розничных магазинах. К 2049 году они будут писать книги, а к 2053 году выполнять операции. Только несколько профессий не «пострадают» от нашествия машин. В качестве одного из примеров можно привести вакансию священника.

7. Роботы научились обманывать


Подобно своим создателям, роботы учатся обманывать. В ходе одного из экспериментов исследователи из Технологического института Джорджии в Атланте разработали алгоритм, позволяющий роботам решать, следует ли обманывать других людей или роботов. Если роботы решали пойти по пути обмана, исследователи включали алгоритм, позволяющий роботу решить, как обманывать людей и роботов, уменьшая вероятность того, что человек или робот узнают об обмане. О подробных результатах эксперимента информации не поступало, кроме того, что он был успешен. Этот эксперимент был организован Управлением США по морским исследованиям, что означает, что потенциально лгущие роботы могут применяться в военных целях.

8. Рынок ИИ монополизирован


Рынок ИИ монополизируется. Крупные компании покупают небольшие старт-апы по разработке ИИ с угрожающей скоростью. При нынешних тенденциях ИИ будет окончательно доработан очень небольшим количеством корпораций. По состоянию на октябрь 2016 года в отчетах указывалось, что крупные компании, такие как Apple, Facebook, Intel, Twitter, Samsung и Google, приобрели 140 предприятий по разработке искусственного интеллекта в течение последних пяти лет. В первые три месяца 2017 года крупные технологические компании купили 34 старт-апа ИИ. Что еще хуже, они также платят огромные деньги, чтобы нанять лучших ученых в области искусственного интеллекта.

9. ИИ превзойдет людей в интеллекте


Искусственный интеллект подразделяется на две группы: сильный и слабый ИИ. ИИ, который существует сегодня, классифицируется как слабый ИИ. Он включает в себя «умных помощников» и компьютеры, которые побеждают шахматных гроссмейстеров с 1987 года. Разница между сильным и слабым ИИ - это способность рассуждать и вести себя как человеческий мозг. Слабый ИИ обычно выполняет то, на что его запрограммировали, а сильный ИИ обладает сознанием и способностью мыслить, как человек. Он не ограничивается рамками своей программы и может сам решать, что делать, а чего не нужно делать без участия человека. На данный момент сильного ИИ не существует, но ученые предсказывают, что он должен появиться примерно через десять лет.

10. ИИ может уничтожить людей


Есть опасения, что в мире может наступить Апокалипсис, точно так же, как это произошло в фильме «Терминатор». Предупреждения о том, что ИИ может уничтожить людей, исходят не от каких-то «диванных аналитиков» или теоретиков заговора, а от таких выдающихся профессионалов, как Стивен Хокинг, Илон Маск и Билл Гейтс. Билл Гейтс считает, что ИИ станет слишком умным, чтобы оставаться под контролем людей. Аналогичного мнения придерживается Стивен Хокинг. Он не думает, что ИИ внезапно устроит «кровавую баню». Скорее, он полагает, что машины уничтожат людей, став слишком компетентными в том, что они делают. Конфликт людей с ИИ начнется с того момента, когда его цель больше не будет совпадать с нашей. Илон Маск сравнивает распространение ИИ с «вызовом демонов». Он считает, что это самая большая угроза для человечества. Чтобы предотвратить Апокалипсис и вымирание людей, он предложил, чтобы правительства начали регулировать развитие ИИ, прежде чем коммерческие компании «сделают большую глупость».

К слову, о достижения инженеров компании Илона. Совсем недавно , тем самым доказав, что подобные автомобили очень скоро заменят привычные машины на двигателе внутреннего сгорания.

Почему же …

Почему то … Орфографический словарь-справочник

почему-то - почему/ то … Морфемно-орфографический словарь

почему-то - почему/ то … Правописание трудных наречий

ПОЧЕМУ. 1. нареч. вопросительное. По какой причине, на основании чего. Почему вы не едете в отпуск? Почему ты так думаешь? 2. союзное слово. Вследствие чего, по причине чего. «Другая есть причина, почему она ждать не будет.» А.Тургенев. «Умел… … Толковый словарь Ушакова

Why Me? Жанр авантюрная комеди … Википедия

Отчего то, что то, чего то; по неизвестной причине, неизвестно почему, по какой то причине Словарь русских синонимов. почему то отчего то, неизвестно почему, по какой то (или неизвестной) причине; что то (разг.); чего то (прост.) Словарь… … Словарь синонимов

Pourquoi pas moi? Жанр Мелодрама,Комедия … Википедия

Отчего, зачем; благодаря чего, вследствие чего, с чего, вследствие этого, благодаря этому, благодаря тому, с какой радости, с каких щей, с каких же щей, что так, что же, поэтому, посему, какими судьбами, вследствие того, в честь какого праздника … Словарь синонимов

Местоим. нареч. По неизвестной причине; отчего то. Почему то не спится. Почему то невесело. Почему то знобит. П. жалею всех … Энциклопедический словарь

Книги

  • Почему? , Ю. Б. Борьян. Книга о насущных проблемах России и путях их преодоления с учетом действовавших и действующих реалий (коррупции, приватизации, инфляции и т. д.). Кратко приведен опытвыхода из кризиса и…
  • Почему я? , Джеймс Чейз. Романы Чейза отличает динамичный сюжет, весьма искусно разработанная интрига. В опасной ситуации оказывается герой "Похитителя" Гарри Барбер. Он вынужден проявитьмужество и сообразительность,…

Не один десяток лет ученые пытаются заставить машину не просто выполнять полученные приказы, а думать самостоятельно. Память современных компьютеров соизмерима с человеческой, скорость выполнения логических операций – на порядки выше, но смоделировать разум исследователям пока так и не удалось. О современных вызовах в области искусственного интеллекта (ИИ) рассказывает доцент кафедры вычислительной техники Университета ИТМО Игорь Бессмертный.

В обывательском понимании искусственный интеллект - это компьютер, обладающий эмоциями и сознанием. А что вкладывают в это понятие современные исследователи?

Автор термина Джон Маккарти определял интеллект как способность субъекта ставить перед собой цели и добиваться их достижения. Если мы пытаемся наделить интеллектом некое техническое устройство, значит, мы хотим, чтобы оно самостоятельно решало возникающие задачи. Компьютеры способны рассуждать гораздо быстрее человека, но поиск решений методом перебора требует большого количества ресурсов. В начале шахматной партии у игрока белыми есть по два варианта хода для каждой пешки и коня. Противник в ответ тоже выбирает из двадцати вариантов, и получается, что первый ход у нас 400 возможных комбинаций, во второй - 160000, и так далее. Это называется комбинаторным взрывом, и попытки решить задачу «в лоб» ни к чему не приводят.

Я развиваю антропоморфный подход и считаю, что нам нужно пытаться воспроизвести человеческий мозг на уровне поведения. На протяжении жизни человек постоянно обращается к приобретенным интеллектуальным навыкам. Мы не задумываемся, когда завязываем шнурки или пользуемся таблицей умножения. Есть навыки более высокого уровня: профессиональный шахматист может «на автомате» обыграть неподготовленного игрока. Количество навыков определяется объемом памяти человека, а у машин ее сейчас более чем достаточно. Нужна такая структура данных, при которых машины будут записывать интеллектуальные навыки и логику их вывода, как был получен каждый факт и навык. В этом случае мы обеспечим быстрый вывод данных и сможем создавать интеллектуальные системы, которые будут отвечать на сложные запросы.

Например, если мы поищем в интернете температуру кипения воды, то сразу получим ответ, но у поисковых порталов нет готовых ответов на специфические запросы. Чтобы узнать температуру кипения воды в Тибете, нам придется подключать правила, учитывать зависимость температуры кипения от атмосферного давления, зависимость давления от высоты над уровнем моря, высоту Тибета. Только после определенных логических действий мы найдем решение, и если внести его в базу знаний, то в следующий раз факт будет извлечен быстро. Также важно при каждом вызове проверять актуальность данных - сейчас мы не задумываемся, что президент США - Барак Обама, но в будущем эти данные устареют.

- Это технически возможно?

Принципы самообучения реализуют с помощью нейронных сетей. Сейчас их используют для прогнозирования, торгов на биржах, в некоторые автомобили встраивают системы распознавания пешеходов. Иногда интеллектуальное поведение устройства необходимо - там, где невозможно находиться человеку-оператору, или в тех случаях, когда это упрощает жизнь. Но каждое такое устройство выполняет узкий круг задач. Есть роботы-сиделки, роботы-повара, но универсальный искусственный интеллект сейчас, по большому счету, не нужен.

- А как же мечты футурологов о том, что у людей появятся партнеры по разуму?

Если создавать гомункула, чтобы просто было с кем поговорить, это потребует неоправданно высоких затрат. А использовать компьютер для того, чтобы придумать что-то новое, уже пытались. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Альтшуллера великолепно работала в виде справочников и таблиц. Но когда ее решили автоматизировать, выяснилось, что ТРИЗ работает только в руках человека-изобретателя. Причина в том, что существует масса фактов, которые никак не формализованы. Считается, что половину своих знаний человек усваивает за первые три года жизни, и мы иногда даже не догадываемся о том, что они есть и что их нужно формализовать. Если я выпущу предмет, который держу в руках, он упадет на пол; людям это очевидно, а машине - нет. По моим подсчетам, человек должен хранить и уметь использовать в среднем 50 млн фактов. Для сравнения: компания Cycorp составляет онтологическую базу знаний с 1984 года, и за это время накопила всего 3 млн фактов. Для работы универсальной интеллектуальной системы нужно как минимум на два порядка больше.

- Являются ли современные вопросно-ответные системы вроде Wolfram Alpha искусственным интеллектом в таком понимании?

WolframAlpha разрабатывают в первую очередь для решения математических задач, в этом вопросе я бы ориентировался на проекты IBM. В девяностых в IBM создали шахматный суперкомпьютер Deep Blue, и после того, как он обыграл Гарри Каспарова, его собирались использовать в медицинских целях. Оказалось, что Deep Blue для этого не годится - он не умел обучаться, и для применения в другой области нужно было все начать с нуля. Сейчас компания разрабатывает суперкомпьютер Watson, который показывает впечатляющие результаты, например, победил людей в телеигре Jeopardy! Но поскольку Watson - коммерческий проект, остается догадываться, какими методами обеспечивается поиск информации, как выполняются цепочки умозаключений и как в IBM решают вопрос комбинаторной сложности.

- Как технологии искусственного интеллекта будут развиваться в будущем?

Прогнозы в области ИИ делать трудно, так как отрасль развивается очень быстро. Мы свидетели тому, как эволюционировали технологии распознавания речи, и сейчас в любом мобильном телефоне есть голосовое управление. Распознавание изображений тоже развивается быстрее, чем мы думали. Это прагматичные технологии, но я уверен, что создание искусственного разума технически возможно - не сейчас, а когда это будет необходимо.

Пресс-служба Университета ИТМО

Сражаясь с компьютерным противником, часто воображаешь его гораздо умнее, чем он есть на самом деле. Однако стоит приметить оплошность, и иллюзия рассеивается.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Мы поговорим о лучших ИИ, встречавшихся в компьютерных играх.

Ложные ИИдолы

Словосочетание «искусственный интеллект» звучит весомо и даже возвышенно. Представляется нечто загадочное и непостижимое, над чем работают настоящие гуру программирования, владеющие тайными, почти мистическими знаниями. Они наделяют машину способностью думать подобно человеку!

Однако игровой ИИ — это всего лишь набор правил и алгоритмов. Иногда сложных, иногда не очень. В качестве примера возьмём игру «Ним» , в которой двое поочерёдно берут предметы из кучек. Или крестики-нолики. В обоих случаях программа сводится к простому алгоритму: компьютер поочерёдно просчитывает все возможные ходы, а затем выбирает наиболее выгодный.

Игру го компьютер осилил с гораздо большим трудом, чем шахматы. Это стало возможно только благодаря последним успехам в области нейросетей.

Привычные нам игры, по большей части, ушли недалеко. Скажем, для стратегии в реальном времени самая сложная часть — это алгоритм поиска пути. Чтобы каждый юнит мог передвигаться и обходить препятствия, компьютер непрерывно просчитывает сотни вариантов маршрута и выбирает самый короткий.

А как же противники? Они кажутся сверхмозгом в основном благодаря искусственным преимуществам в ресурсах и возможности управлять всем хозяйством одновременно, остальное суть набор правил вроде атак волнами и последовательности постройки зданий. Опытные игроки хорошо об этом знают и неизменно находят слабые места.

Nimrod — один из первых компьютеров с графическим интерфейсом. Разрешение его «дисплея» — 4 на 7 точек, то есть 28 лампочек.

Несмотря на скромные начальные возможности, искусственный интеллект вошёл в игры почти с самого появления компьютеров — намного проще научить машину взаимодействовать с людьми в рамках жёстко заданных правил, чем в реальном мире.

Ум в предметах

В качестве примера игры с интересным ИИ часто приводят The Sims , ведь чтобы изображать повседневную жизнь людей, компьютер, наверное, должен думать как человек.

Кажется, что симы всё время о чём-то думают.

Игра умножает каждый из показателей на соответствующие нужды персонажа и пересчитывает всё в очки счастья: чем дольше сим не ходил в туалет, тем больше счастья принесёт ему комната для размышлений. Учитываются и прописанные персональные предпочтения, и расстояние до объектов. Социальная жизнь строится на том же принципе: когда кому-то из симов «станет скучно», он придёт поболтать — восполнить нужду.

Чтобы лучше представить себе этот алгоритм, создатель Sims Уилл Райт предлагает вообразить «ландшафт счастья» (happyscape): поверхность, на которой высота означает получаемое на ней количество счастья. Персонаж выбирает любой из ближайших холмов и использует манящий его предмет. Когда нужда будет удовлетворена, холм разглаживается, а сим переходит к покорению следующей вершины.

Девушка или холодильник? Пожалуй, холодильник!

Голод утолён, пора общаться — пирамида Маслоу в действии.

Иногда подопечные начинают творить откровенную ерунду — всё потому, что разработчики нарочно заложили изъян. Алгоритм берёт верхнюю часть списка нужных действий и выбирает из него случайным образом: сим может сесть смотреть телевизор, проигнорировав позывы мочевого пузыря. Если б персонажи сами отлично справлялись, это не оставило бы работы для игрока — иногда ИИ приходится нарочно портить.

Нейроны и норны

Порой разработчики пытаются создать ИИ, который действительно моделировал бы работу человеческого мозга, но таких примеров единицы. Наиболее знаменитый из них — игра о питомцах, под названием Creatures .

В 1992 году британский учёный Стив Гранд решил попробовать себя в разработке коммерческого софта. Он предлагал потенциальным инвесторам идею виртуального питомца — мыши, которая жила бы на рабочем столе Windows. Она должна была постепенно обучаться новым трюкам благодаря заложенной нейросети.

Норнам в Creatures предстоит освоить большой и красивый мир.

Позже идея превратилась в полноценную игру о виртуальных персонажах — норнах. Пушистое создание вылупляется из яйца, а человек должен помочь ему познать мир: научить каждому слову, повторяя его по много раз и показывая на то, что оно означает, а также заставлять выполнять простейшие действия, поощряя хорошее поведение. Тем не менее норны часто забывают уроки и ошибаются — это и есть огромное достижение разработчиков.

В основе искусственного интеллекта каждого питомца лежит нейросеть из тысячи нейронов, поделённая на кластеры. Каждый кластер выполняет одну из задач: чувства, фокусировка внимания, память и принятие решений. Норны ассоциируют действия с поощрениями и наказаниями и делают обобщения на основе предыдущего опыта, что помогает им действовать в новых условиях.

Общая схема мозга норна.

Поведение норнов регулируется теми же гормонами, что и у живых существ, поэтому они могут жаждать общения и развлечений, равно как чувствовать боль, голод, усталость и так далее, — всё это отражается на балансе химических элементов их крови в специальной консоли.

Каждое действие приходится втолковывать по много раз.

Так должна была выглядеть четвёртая часть Creatures, но до разработки дело не дошло.

Есть и другие примеры того, как искусственный интеллект изображает питомца со сложным поведением: вспомним гигантских зверей из Black & White , щеночков из Nintendogs или норовистого Трико из The Last Guardian . Однако имитация развития и обучения по-прежнему остаётся редкостью.

Все жаловались на капризы Трико, но разве не так ведут себя настоящие питомцы?

Вне индустрии компьютерных игр существуют научные проекты настоящей симуляции живых существ. В рамках проекта OpenWorm (на картинках) учёные воссоздали физическую модель тела круглого червя с тремя сотнями работающих нервных клеток: в виртуальном окружении червь ведёт себя так же, как вёл бы в жизни. А резонансный Human Brain Project , в который европейское правительство вложило миллиард евро, пытается воссоздать в машине человеческий мозг. Правда, до этого пока очень далеко.

Запах свежих трупов

До сих пор мы обсуждали тихие и спокойные игры. Как насчёт шутеров? В них ИИ должен принимать решения не просто на ходу, а на бегу. И пусть здесь компьютерные противники не растут и не развиваются (продолжительность их жизни чаще всего измеряется секундами), но они должны составлять достойную конкуренцию человеку. Или хотя бы не казаться слишком тупыми.

В ранних шутерах вроде Wolfenstein 3D и Doom с искусственным интеллектом всё было просто: монстры поворачивались в сторону игрока, бежали к нему и стреляли, как только он входит в комнату, — вот и весь алгоритм. В Quake их поведение уже стало достаточно сложным, чтобы игру начали критиковать за плохой ИИ.

Ом-ном-ном!

Первым же шутером, заслуживающим в этом плане внимания, стал Half-Life . Там были и дружественные персонажи, и сражения, не зависевшие от участия игрока, и прочие нетривиальные вещи. Чтобы сделать мир живым и подвижным, разработчикам из Valve пришлось написать огромное количество скриптов. Например, совсем недавно обнаружилось, что у персонажей и монстров в Half-Life есть обоняние: свежий труп в течение тридцати секунд испускает запах, и если, например, неподалёку бродит буллсквид, то он непременно прибежит полакомиться. Люди же, проходя мимо, заметят, что пахнет не очень.

F.E.A.R. . Контекстная информация в ИИ врагов позволяет им не просто действовать сообща, но прикрывать друг друга, прятаться за укрытиями вроде столов и книжных шкафов, открывать двери, выбивать окна, и так далее.

Но даже самый замысловатый ИИ в шутерах умён только при хорошо продуманных уровнях. Немалая часть «мозга» противников опять же заложена в окружение: дизайнеры уровней прописывают выгодные для стрельбы места и точки укрытий. Ну и конечно, при тестировании выявляются случаи, когда противник выбирает недосягаемую цель и печально упирается в стену. Вот такой вот интеллект!

Разработчики придумывают всё более красивые методы заставить нас думать, что мы имеем дело с равным противником. В компьютерной графике подобный обман называется «дым и зеркала», и точно так же, как компьютеру не под силу реальные оптика и физика, не может он и воссоздать интеллект человека. Приходится идти на уловки.

Впереди тем не менее всё то же непаханое поле. Да, можно обойтись и простыми скриптами — играть всё равно будет весело, но крутой ИИ полностью меняет игровой процесс. Учитывая последние достижения в области нейросетей, можно ожидать не просто улучшения разума противников в играх, но и появления совершенно новых механик.

Вспомним проект DeepMind , в рамках которого исследователи из Google ставят разные эксперименты с нейросетями, в том числе учат их играть в компьютерные игры. Всего за несколько часов компьютер становится профессионалом по одной из старых игр для Atari.

Если ждать достаточно долго, можно проникнуться своим несовершенством.

Не исключено, что, идя по этому пути, можно создать свирепейших соперников для современных игр. Или наоборот — разумных компаньонов. Кто знает?

Пока менеджер Илон Маск паникует и пытается создать комитеты слежения за искусственным интеллектом во имя спасения человечества, профессиональные инженеры из IEEE заставили всех соблюдать законы робототехники. Хочешь проектировать ИИ? Только если обеспечишь безопасность.

Причем тут Илон Маск и Марк Цукерберг?


Еще 15 июля Илон Маск призвал американских губернаторов создать организацию для слежки за системами искусственного интеллекта. Мотив простой - по мнению Маска , рано или поздно они уничтожат человечество. Но мы еще этого не замечаем:

Илон Маск:

Пока люди не видят роботов, убивающих людей на улицах, они не знают, как реагировать, потому что такой сценарий кажется им нереалистичным.


Парадоксальное выступление от человека на острии науки, правда? Его высмеял даже Цукерберг. Невольно задумываешься - он вообще понимает, о чем говорит? Действительно ли он в состоянии проектировать будущее? Или, может быть, за этим предложением прячется желание законодательно одобренного шпионажа для получения новейших разработок?

Спи сладко, Илон. Спи сладко, читатель. За тебя уже все сделали в IEEE. ИИ больше не навредит.

Кто такие IEEE?


IEEE - , международная некоммерческая организация-разработчик стандартов по радиоэлектронике, электротехнике и аппаратному обеспечению вычислительных систем и сетей.

Фактически, организация обобщает и приводит к общему знаменателю разрозненные разработки, превращая их в единую систему: как для справки, так и для развития. С помощью этих стандартов разные разработчики получают возможность проектирования совместимых с чужими систем. Среди самых известных стандартов IEEE:

  • IEEE 1294 - USB,
  • IEEE 1394 - FireWire (i-Link),
  • IEEE 802 - семейство сетевых протоколов.

Последний знаком даже простым пользователям - вспомните, как называется версия Wi-Fi?

Как IEEE планирует регулировать ИИ


IEEE выпустила три новых стандарта, регулирующие этические вопросы работы систем искусственного интеллекта при обработке данных и взаимодействии с окружающим.

Документы относятся к разряду обязательных стандартов сообщества и были разработаны в рамках стандартизации работ по изучению этических аспектов ИИ и самоуправляемых автомобилей .

Содержимое стандартов объемно и содержит преимущественно информацию для разработчиков. В основе текстов - постановка этических проблем при обработке данных искусственным интеллектом и способы их решения.

В результате IEEE предложила готовую матрицу для программирования систем с учетом интересов и моральных норм человечества.

Что описывают стандарты IEEE о искусственном интеллекте?


Один из стандартов, IEEE P7004 , описывает правила сертификации и контроля тех организаций и систем, которые обрабатывают данные о детях и студентах. IEEE P7005 регулирует работу с данными о наемных работниках.

При его соблюдении ИИ и организации, работающие с данными, обязаны действовать, основываясь на безопасности и благополучии - даже с теми, что находятся в свободном доступе. Так же IEEE описала обязательные нормы, которым должны соответствовать доступ, сбор, хранение, использование, совместное использование и уничтожение данных о детях и учащихся.


Третий стандарт IEEE P7006 описывает для создание и контроль работы персонализированных ИИ-агентов - посредников в принятиях решений между несколькими компьютерами или системами. Методология разработки и технические элементы, заложенные в стандарте, должны исключить любые проблемы в работе интеллектуального аппарата.

Роботы не убьют человеков. IEEE всех спасли


Самое интересное кроется в стандарте IEEE P7006 . Он не просто описывает способы сертификации и задает законы робототехники - он процедуру, принцип работы искусственного интеллекта, связывающего человека и машину:

  • как должен работать ИИ-агент;
  • как должен предоставляться доступ к нему;
  • как должна вводиться информация;
  • как должно проходить обучение ИИ;
  • какие нормы этические нормы, правила и ценности должен заложить разработчик.

Первая версия стандарта если не введет 3 закона робототехники в обязательные для исполнения правила, то хотя бы минимизирует возможный вред. По мере развития технологий P70006 станет единым правилом, которое обеспечит защиту личности и безопасность всего человечества.

А если я не хочу соблюдать стандарт?

Стандарты IEEE как правило принимаются всем сообществом, и через некоторое время либо становятся универсальным документом для всех использующих технологию, либо превращаются в документ другой организации - при сохранении функций.


Соблюдение стандартов IEEE необходимо не только для получения бумаг от официальных структур. Многие принципы, заложенные в них, обеспечивают совместимость систем различных разработчиков. Кроме того, они работают в качестве сертификата соответствия, говоря о надежности продукта.