Урок «Технология изготовления швейного изделия. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

МОУ «Акбулакская СОШ №1»

ПРОЕКТ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ «ФАРТУК»

Выполнила:

Журавлёва Татьяна

ученица 5 «А» класса,

Акбулакской СОШ № 1

Руководитель:

Журавлева

Марина Анатольевна,

учитель технологии,

Акбулакской СОШ №1

Акбулак

Введение……………………………………………………...……….………….3

Основная часть……………………………………………………....…………....4

1 Исследование проблемы………………………………………………….….4

2 Банк идей и предложений……………………………………………....……6

3 Технологическая часть…………………………………………………….…8

а) Чертёж…………………………………………………………………...…8

б) Технологическая карта………………………………………………..…...9

4 Экономическая и экологическая оценка…….…………………………….15

Заключение......………………………………………………………………….16

Литература..……………………………………………………………………..17

Введение

В каждом доме есть комната, в которой каждый день собирается вся семья - это кухня. Долгое время люди находятся на кухне когда готовят кушать. Когда они готовят пишу, они могут испачкать одежду. Для того чтобы одежда оставалась чистой, необходим - фартук. Поэтому он есть в каждом доме. У мамы и бабушки есть фартук, а у меня же его пока еще нет и поэтому, я решила его сшить себе сама. Я хочу сшить фартук правильно и аккуратно, а в будущем научиться шить другую одежду.

В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучить, что такое фартук;

Узнать, когда появились первые фартуки, какие они были раньше;

Исследовать ткани для пошива фартука;

Описать процесс изготовления фартука;

Сшить аккуратный фартук.

Основная часть

1 Исследование проблемы

Фартук – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI веке два фартука составляли юбку. В XVII веке фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV () повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Оказывается, в XVIII веке в России фартук называли передник или занавеска, и его носили только женщины. Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

в своем толковом словаре русского языка дает такое определение фартуку: «Фартук – передник, запон».

В наше время фартуки носят и женщины и мужчины. Возможно, фартук стал первым предметом одежды, надевавшимся специально для работы. Он используется людьми самых различных профессий не только для того, чтобы не пачкаться; в нем носили инструменты, плоды урожая и прочие нужные вещи.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т. п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

Фартуки можно шить из различных тканей: из льна, из шёлка, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.

Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить, не имея навыков и опыта.

По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.

Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»

(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.

Название «ситец » пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

2 Банк идей и предложений

Модель №1. Фартук из льняной, однотонной ткани. Состоит из основной детали с нашитыми на нее накладными карманами.

Акбулакская СОШ № 1,

тел. служебный 224-61

Тобурак Саглана

Творческий проект «Фартук».

Выполнила ученица 5 «в» класс. МБУ Тоора-Хемская СОШ Тобурак Саглана

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

Обосновать возникшую проблему и потребность.

Выбрать модель. Описать ее внешний вид.

Выбрать ткань.

Определить необходимые инструменты, приспособления.

Оборудование.

Выполнить конструирование и моделирование изделия.

Выполнить раскрой изделия.

Составить технологическую последовательность

изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

Потребность, проблема.

Материалы и инструменты, приспособления.

Оборудование.

Конструирование, моделирование.

Технология изготовления.

Безопасность труда.

Стоимость.

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1)Швейная машина;

2)Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3)Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4)Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5)Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6)Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

материал Количество цена за единицу руб. стоимость
ткань 40 40
нитка 1 20 20
косая бейка 10 40
итого - - 100

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

эксперт самооценка
я

Фартуки мне очень понравились. Я с удовольствием буду одевать дома и

Одноклассники

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Родственница Пожелала еще лучше мастерить

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБУ Тоора-Хемская

Творческий проект на тему : "Фартук"

Выполнила ученица 5 «в» класса: Тобурак Саглана

с. Тоора-Хем

2012.

Творческий проект «Фартук».

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

  1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
  1. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.
  1. Выбрать ткань.
  1. Определить необходимые инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Выполнить конструирование и моделирование изделия.
  1. Выполнить раскрой изделия.
  1. Составить технологическую последовательность
  1. изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

  1. Потребность, проблема.
  1. Модель.
  1. Материалы и инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Конструирование, моделирование.
  1. Технология изготовления.
  1. Безопасность труда.
  1. Стоимость.
  1. Мода

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Модель 1.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Модель 5.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

2) Шелк;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1) Швейная машина;

2) Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3) Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4) Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5) Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6) Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

Материал

Количество

Цена за единицу,

Стоимость

Ткань

1 м.

40 р.

40 р.

Нитки

20 р.

20 р.

Косая бейка

4 м

10 р.

40 р.

Итого:

100 р.

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

Эксперты

Оценка (самооценка)

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама

Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники

Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.

Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).

Форма урока: урок-практикум.

Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.

Количество час 2 урока по 45 мин

Цель урока:

  • Образовательные :
    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
    • сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
  • Развивающие :
    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
    • формировать навыки творческого мышления.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
    • способствоватьформированию нравственных качеств личности.

Задачи

  • добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
  • добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
  • развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
  • развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
  • развивать устную речь при выступлениях;
  • воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать толерантное отношение к товарищам;
  • воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.
Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).
Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).
Первичное закрепление Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учи­телем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.

Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.

Литературы для учителя:

  1. Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
  2. Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко.Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
  3. Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
  4. Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.

План урока

  1. Приветствие
  2. Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
  3. ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
  4. Задание 1 и 2 (экспресс тест)
  5. Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
  6. Запись в тетради темы урока
  7. Определяют цель урока
  8. Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
  9. Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
  10. Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
  11. Физкультминутка для глаз
  12. Показ трудовых приёмов при обработке фартука
  13. Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
  1. Продолжение самостоятельной работы
  2. Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
  3. Контрольные вопросы (слайд 14)
  4. Подведение итога урока
  5. Выставление оценок
  6. Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
  7. Уборка рабочих мест

1. Раскрой фартука

Продекатировать ткань. Определить изнаночную и лицевую стороны ткани. Определить направление нити основы. Выявить и обозначить дефекты ткани, определить характер рисунка (направленный или ненаправленный). Осуществить рациональную раскладку лекал (стараясь, чтобы расход ткани был минимальным) с учетом направления нити основы и характера рисунка, величины припусков. Обмелить лекала сплошной линией (тонко отточенным мелом, мылом или карандашом). Толщина меловых линий не должна превышать 1мм. Убедиться в том, что все детали кроя обмелены. Нанести на ткань штриховыми линиями припуски на швы и обработку деталей. Вырезать детали кроя.

2. Подготовка деталей кроя к пошиву

Проверить наличие всех деталей кроя:

Перенести контурные линии на вторую сторону деталей и парные детали. Проложить контрольные линии посередине нижней части фартука, грудки, пояса, кармана (модель №2). С помощью лекала наметить место расположения кармана на нижней части фартука. С помощью копировальной строчки перенести место расположения кармана на другую половину нижней детали фартука (для модели №1). Наметить место расположения складок на нижней части фартука (с помощью надсечек).

3. Обработка мелких деталей

Обработка бретелей (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами). Одновременно обрабатываются концы бретелей.

Обработка пояса (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами обрабатываются концы пояса и его завязывающиеся части, при этом средняя часть пояса остается открытой).

Обработка накладных карманов. В данной модели верхний срез карманов обрабатывают настрочной бейкой (долевой для обеспечения формоустойчивости), боковые срезы кармана заметываются на изнаночную сторону.

4. Обработка основных деталей

Обработка грудки. Обтачивают верхний срез грудки настрочной бейкой, предварительно приметав бретели, уложив их лицевой стороной на изнаночную сторону грудки, обработанными продольными сторонами в внешней стороне грудки. Внешние края бретелей должны совпадать с размеченными линиями боковых краев грудки. Долевую бейку приметывают лицевой стороной к изнаночной стороне грудки, поверх бретелей. Обтачивают, отворачивают бейку на лицевую стону грудки и настрачивают, подогнув второй срез бейки.

Боковые стороны грудки заметывают и застрачивают швом вподгибку с закрытым срезом.

На нижней части фартука размечают и заметывают мягкие складки по верхнему срезу, Размечают, наметывают и настрачивают накладные карманы, выполняя в их верхних углах закрепки.

Обтачивают нижний срез фартука настрочной бейкой.

Заметывают и застрачивают боковые стороны нижней части фартука

5. Сборка изделия

Приметать грудку к нижней части фартука, укладывая грудку изнаночной стороной на изнаночную сторону нижней части фартука и совмещая контрольные линии

Приметать пояс к нижней части фартука, складывая лицевыми сторонами внутрь, совмещая середины и уравнивая срезы. Ширина шва 6мм

Притачать пояс и грудку к нижней части фартука, ширина шва 7мм

Удалить нити приметывания грудки и пояса к нижней части фартука, разрезая через каждые 10-15см. Заутюжить припуски шва притачивания в сторону пояса

Удалить нити заметывания и наметывания пояса. Приутюжить пояс

Технологическая карта урока по технологии

учителя ГБОУ СОШ№ 425

Скитской Инны Сергеевны

уроки № ______

«Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тема: Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа «Обработка нижнего и боковых срезов фартука»

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: сформировать навыки обработки среза изделия швом вподгибку с закрытым срезом

Задачи:

    дать представление о способах обработки срезов изделия;

    дать представление о необходимости умения обработки срезов в домашнем хозяйстве

    научить правильно располагать материалы, инструменты, приспособления на рабочем месте

Планируемые результаты

Предметные:

    знания: о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине.

    умения: обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижнего и боковых срезов фартука

Метапредметные:

    Познавательные : сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать работать по алгоритму(плану)

    Регулятивные : целеполагание, анализ ситуации моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

    Коммуникативные : диалог, организация учебного сотрудничества.

Личностные:

    формирование мотивации и самомотивации изучения темы,

    развитие готовности к самостоятельнымдействиям,

    развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

    проявление технико-технологического и экономического мышления

Межпредметные связи:

    математика «Отрезок и длина отрезка» - значение правильности нанесения линий и равноудаленного расстояния линии от края выкройки,

    русский язык « Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова» - значение приставки в словах – «застрочить»- «пристрочить», «притачать» - «обтачать»

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа по технологии 5 класс к УМК Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) Составитель:Логвинова О.Н.2015г

Презентации к уроку, проектор, компьютер.

Швейное и утюжильное оборудование

Карточки с машинными швами.

Для учащихся:

Учебник «Технологи ведения дома» Н.В Синицы, В.Д.Симоненко(М.:Вентана-Граф) – стр.117, 129,131-138

Рабочая тетрадь

Образцы швов в тетради

Видео материал на канале «Технология творчества»

Готовые фартуки, с разными способами обработки срезов

Ход урока

Актуализация необходимых знаний

Учит различать материалы и инструменты. Показывает выполнение швов на швейной машине, утюжильные работы, образцы изделий. Предлагает выбрать способ обработки срезов фартука.

Актуализация необходимых знаний для выполнения обработки срезов фартука:

    тест по теме прошлого урока «Машинные швы» и презентация на повторение (Приложение №1, 2)

    Повторение инструктажа при работе с утюгом и на швейной машине (Приложение №5,6)

Рассматривают изделие, анализируют, устанавливают связь между видом работы и используемым материалом и инструментами, делают вывод.

Оценивают свой результат.

Обучающиеся отвечают на вопросы и тесты учителя

Рассказывают о безопасных приемах работы с утюгом и на швейной машине

Мотивация познавательной деятельности

    Демонстрация вариантов обработки нижнего среза фартука: тесьма, кружево, вьюнок (фотографии приложение №7, видео)

    Объяснение последовательности обработки нижнего среза фартука, возможные варианты.

    Обработка срезов фартука – для чего?

Выбирают свои способы обработки среза - с тесьмой, с кружевом, швом вподгибку с закрытым срезом.

Обучающие отвечают для чего необходима обработка срезов.

Практический этап

    Формирование новых умений:

    проверка организованности начала работы учащихся;

    проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

    соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

    Усвоение новых знаний:

    проверка правильности выполнения машинных швов учащимися;

    оценивание результатов - ровность строчки, равноудаленность строчки от сгиба ткани

    Целевые обходы:

    инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

    концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

    оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

    контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

    рациональное использование учебного времени учащимися.

    Учитель распределяет учащихся по рабочим местам, контролирует правильное соблюдение безопасных приемов обработки ткани на швейной машине и при утюжильных работах.

    Инструкционные карты по выполнению машинных швов Приложение №3

Самостоятельная работа: выполнение практической работы «Обработка нижнего и боковых срезов фартука», контроль и самоконтроль по представленным критериям. Рефлексия.

Формируемые способы деятельности:

применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Осуществляемые действия:

    самоконтроль выполнения задания

    взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

    планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

    развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Подведение итогов

    Анализирует выполнение практической работы учащимися

    Анализирует основные проблемы, возникшие при работе: неровность машинной строчки, неровная подгибка припусков швов, разбор типичных ошибок учащихся

    Отмечает разную скорость выполнения практической работы на уроке

    Предлагает учащимся выполнить дома подгибку кухонного полотенца вместе с родителями

Участвуют в сравнении выполненных работ.

Анализируют полученные результаты, сравнивают выполненные работы между учащимися в классе.

Рассуждают о необходимости овладения навыками работы на швейной машине.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Уборка рабочих мест

Диагностика достижения планируемых результатов: сделать коллективный анализ готовых изделий; провести обсуждение временных затрат на выполнение отдельных операций.

Дополнительные творческие задания:

Подшить дома вместе с родителями кухонное полотенце, подшить накидку на стул швом вподгибку с закрытым срезом.

Самоанализ

Достижения

Процент учащихся справившихся с заданием не менее 70. Все учащиеся свободно и быстро заправляют швейные машины, помогают друг другу, работают на уроке с соблюдением правил ТБ.

Осваивают приемы работы на швейной машине и с утюгом

Сложности

Невозможность выполнения задания всеми учащимися с одинаковой скоростью, часть учащихся возможно продолжение над заданием на следующем занятии.

Предложения

Все вопросы и дополнительные задания выкладываются в закрытой группе в контакте для учащихся 5 классов, где все учащиеся в одной параллели могут оценить и сравнить свои результаты с остальными учащимися

Приложения

    Тест по теме «Машинные швы»

    Презентация для повторения темы «Машинные швы»

    Инструкционная карта «Выполнение шва вподгибку»

    Раздаточный материал карточки с образцами швов «Вподгибку с закрытым срезом», «Вподгибку с открытым срезом»

    Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

    Требования ТБ при работе с утюгом

    Фотографии готовых работ

    Инструкции по ТБ находятся на каждом рабочем месте в кабинете технологии

Приложение №1

Тест по теме машинные швы

1.На какие три группы делятся все машинные швы?

Найдите лишнее

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Для чего служат соединительные швы?

Выбрать правильный ответ

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) ля временного соединения двух деталей.

3. Какие швы относятся к соединительным?

Выбрать правильный ответ

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Какие швы относятся к краевым?

Выбрать правильный ответ

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Для чего применяются краевые швы?

Выбрать правильный ответ

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

Тест разработан Александровой Ж.В. – учителем технологии ГБОУ гимназии №399

Приложение №2

Презентация «Повторение машинных швов»

Приложение №3

Приложение№4

Раздаточный материал карточки «КРАЕВЫЕ ШВЫ»

Название шва, схема, ТУ

Образец

Вподгибку с открытым срезом

Вподгибку с закрытым срезом

ТУ ширина шва

4-40мм

Ширина первой подгибки

Приложение№5

Презентация «Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине»

Приложение №6

Требования ТБ при выполнении влажно-тепловой обработки ткани.

    Перед работой с утюгом проверить исправность шнура

    Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус. Утюг ставить только на подставку.

    Следить за тем, чтобы поверхность утюга не касалась шнура

    После окончания утюжильных работ, утюг выключить, ставить на огнеупорную подставку.

    При обнаружении неисправности отключить электричество, сообщить учителю или администрации.

    Положение терморегулятора установить в соответствии с видом обрабатываемой ткани.

    Начиная утюжить, следует проверить, чистый ли утюг, не перегрелся ли он.

    После выполнения каждой машинной операции обрабатываемый участок изделия надо увлажнить и приутюжить до полного высыхания.

    Изделие утюжат справа налево, по направлению долевой нити.

    Отутюженное изделие надо оставить на некоторое время в расправленном виде.