Закаливающие мероприятия в доу.

Комплекс оздорозительно-закаливающих мероприятий включает широкое использование природных факторов (солнце, воздух, вода) и специально организованных воздушно-водных процедур (обтирание тела, обливание ног, общее обливание тела).

Прежде всего необходимо приучать детей находиться в помещении при нормальной температуре воздуха (21-22°С) в облегченной. одежде, состоящей из двух слоев: нижнего белья и легкой рубашки или платья с короткими или длинными рукавами. Одежда должна быть подобрана по росту, не сковывать движения ребенка. Для физкультурных занятий необходимо иметь трусики и майку. Обувь должна быть легкой, удобной.

Необходимо соблюдать соответствующий воздушный режим помещений. Групповая комната должна хорошо проветриваться, оптимальный воздушно-тепловой режим в ней поддерживается постоянно. В присутствии детей допускается одностороннее проветривание (1-2 фрамуги оставляют открытыми), с тем чтобы исключить возможность возникновения сквозняка. Оно может быть постоянным при условии, если температура воздуха в помещении не падает ниже установленной нормы, отсутствуют сквозняки от входных дверей и форточек из смежных комнат.

Сквозное проветривание осуществляется только в отсутствие детей. Оно проводится в течение 5-7 мин несколько раз в день. Перед возвращением детей с прогулки в группу, примерно за 30 мин, сквозное проветривание прекращается и температура воздуха доводится до нормальной. Туалетные комнаты можно проветривать также только в отсутствие детей.

В каждой группе должен быть график проветривания. Контроль за его соблюдением осуществляет старшая медицинская сестра и заведующая дошкольным учреждением. Для правильного физического развития и закаливания организма детей важно соблюдение всех санитарно-гигиенических требований к содержанию и оборудованию помещений.

Режим строится таким образом, чтобы ребенок мог находиться на свежем воздухе зимой до 4-8 ч в сутки (в безветренную погоду при температуре воздуха до - 15°С), а летом почти весь день (за исключением времени, отведенного на кормление и сон).
Специальные воздушные и солнечные ванны, как правило, не проводятся. Во время пребывания на воздухе при температуре 22-24°С дети подвергаются воздействию воздуха и солнечных лучей в процессе игр на участке, находясь в майках и трусиках или только в трусиках. В первое время пребывание детей на участке, освещенном прямыми солнечными лучами, не должно превышать 5-6 мин. После привыкания детей, появления легкого загара продолжительность пребывания на солнце увеличивается. В дальнейшем целесообразно организовывать игры детей на участке с рассеянным солнечным освещением.

Закаливание детей водой должно проводиться при благоприятном эмоциональном состоянии. При этом необходимо соблюдать индивидуальный подход и все основные принципы закаливания: постепенность, непрерывность, систематичность.

Очень важно постепенно приучать детей умываться, а затем мыть руки до локтя водой комнатной температуры, воспитывать у них потребность в водных процедурах. У каждого ребенка должно быть индивидуальное полотенце. Контроль за методикой и организацией водно-закаливающих процедур в яслях-саду осуществляют медицинские работники. Все гигиенические процедуры, основанные на использовании воды, при правильной их организации могут оказывать также и закаливающее влияние.

Воздушно-водные закаливающие процедуры могут быть общими и местными. К местным относится обливание ног. Систематическое обливание стоп и нижней части голеней водой дает хороший закаливающий результат и может сочетаться с гигиенической процедурой мытья ног перед сном. Время обливания не имеет принципиального значения для закаливания, поэтому можно устраивать обливание и после сна. При этом важно учитывать: если ноги ребенка охлаждены, обливание следует начинать только после того, как они согреются до нормы. Проводимая систематически в одних и тех же условиях, в одно и то же время процедура обливания ног способствует выработке положительного отношения ребенка к закаливанию. Применяют два способа обливания ног - контрастное и с постепенным снижением температуры воды с 30 до 18°С.

После местных водных процедур можно переходить к общим - обтиранию тела ребенка и обливанию. Общее обливание тела ребенка эффективнее начинать в теплое время года, сочетая гигиеническую и закаливающую процедуры, а затем продолжать круглый год. Температура воды при обтирании и обливании тела постепенно снижается с 35 до 26-28°С. После водных процедур тело ребенка необходимо растереть мягким полотенцем до легкого порозовения кожи.

Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя комбинированные воздействия в определенной последовательности: за воздушной ванной проводится водная процедура. В летнее время дети, вернувшись с прогулки, принимают общее обливание и садятся обедать в трусах и майках (время обеда может использоваться и для воздушной ванны).

Важно обеспечить постоянный врачебно-педагогический контроль за организацией всех видов деятельности и отдыха детей, за режимом дня, физическим воспитанием, закаливанием.

Грудной возраст

Температура воздуха в комнате 20 – 22°С.

Закаливающие процедуры:

    Кратковременная воздушная ванна (2 – 4 мин.) при каждой смене белья, пеленании.

    Воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин. В первые месяцы и 10 – 12 мин.- в конце первого года.

    Умывание (температура воды в первые недели 28°С, в течение года ее снижают до 20°С).

    Дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30°С.

    Общая ежедневная ванна при температуре воды 36 – 37°С продолжительностью 5 – 6 мин. с последующим обливанием (температура воды 34 – 35°С).

    Пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой).

    Летом пребывание 2 – 3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3 – 4 мин. и постепенно доводят до 10 мин.

Возраст 1-3 года.

Температура воздуха в комнате 18 – 19°С.

Закаливающие процедуры:

    Воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания.

    Умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18 – 16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

    Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду.

    Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С.

    Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 8 – 10 мин. 2 – 3 раза в день.

    Общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34 – 35°С, постепенно ее снижают до 24 – 26°С).

    Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С).

    Общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин. с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Дошкольный возраст

Температура воздуха в комнате 16 – 18°С.

Закаливающие процедуры:

    Воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10 – 15 мин., из которых на гимнастику отводят 6-7 мин.

    Умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.

    Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С.

    Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от -15 до +30°С.

    Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 10 – 15 мин. 2 – 3 раза в день.

    После прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25 – 24°С.

    Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С).

    Общая ванна при температуре воды 35 – 36°С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Медицинский контроль за проведением закаливающих процедур.

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующая и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.

Заведующая

    Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.

    Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

    Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольной учреждении и в семье.

    Обеспечивает оборудованием и все необходимые условия для осуществления всего комплекса по закаливанию детского организма.

Врач

    Разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

    Дает конкретные указания для медицинского и обслуживающего персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

    Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливающих процедур.

    Проводят беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье.

    Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

    Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц). Регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

    Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей, и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона и т.д.).

Медицинская сестра

    Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом.

    Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.

    Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий.

    Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.

    Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

Воспитатели.

    При помощи няни-уборщицы, руководствуясь назначениями врача, осуществляет весь комплекс мероприятий по закаливанию организма в своей группе.

    Продумывает организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур.

    Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

    Следят, чтобы одежда соответствовала температуре воздуха в помещении и на улице.

    Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей получил их и в какой дозировке.

Методики определения степени закаленности организма. Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методик. Исследуют сдвиги теплоощущения, падение температуры кожи в различных микроклиматических условиях, разницу между температурой кожи груди и большого пальца ноги, изменения сосудистых реакций при охлаждении, определяют термоассиметрию, среднюю взвешенную температуру, иммунологическую реактивность организма и изучают частоту простудных заболеваний. Принимая во внимание, что исходные данные этих показателей зависят от индивидуальных особенностей организма, об их сдвигах можно судить только при динамическом обследовании.

Исследование теплоощущения

Одним из показателей закаленности является отношение организма к данным микроклиматическим условиям. Исследования ведутся в заданных температурных режимах воздуха. Требуемые микроклиматические условия в помещении достигаются с помощью широкой аэрации. Первоначальные исследования проводят в комфортных условиях (температура воздуха в помещении +22…+18°С, в зависимости от возраста детей), последующие – с постепенным снижением ее до 15°С (скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с, относительная влажность – 40 – 60%). После установления необходимой температуры в помещении дети рассаживаются на некотором расстоянии от источников тепла. Затем на уровне груди сидящих детей вторично определяют температуру воздуха. После этого дети раздеваются до пояса и обнажают левую ногу. Хорошее тепловое состояние ребенка определяется наличием свободной позы, нормальной окраски кожи и слизистой оболочки губ. Понижение теплового состояние различают по степеням.

1 степень характеризуется побледнением лица, скованностью осанки, ощущением незначительного охлаждения.

2 степень характеризуется неприятным теплоощущением (прохладно, холодно), посинением губ, появлением «гусиной кожи» и иногда икоты. В случае если наблюдается понижение теплового состояния 1 и 2 степени, отмечают ребенку время и велят одеваться.

Через 30 минут после начала исследования одеваются все остальные дети. Считается, что температура воздуха, при которой ребенок в течение 30 минут сохраняет хорошее тепловое состояние, являющееся показателем уравновешенного состояния теплообмена на данное время, свидетельствует о степени закаленности организма. С другой стороны, время в течение которого обнаженный ребенок сохраняет хорошее теплоощущение при заданных условиях, также является показателем его закаленности. Теплоощущение ребенка несколько субъективно и не всегда можно уловить 1 стадию понижения его теплового состояния. Объективным показателем теплового состояния является кожная температура. Температура кожи под влиянием охлаждения снижается. В связи с этим целесообразно при описанном выше исследовании произвести измерение кожных температур. С помощью электротермометра измеряют температуру кожи груди по левой сосковой линии на 2 см выше соска и температуру тыльной поверхности фаланги большого пальца левой ноги. Измерения проводятся в самом начале исследования и через 30 минут. У закаленного ребенка при снижении температуры воздуха в помещении до определенного предела температура кожи изменяется незначительно. Так, при хорошем тепловом состоянии температура кожи груди падает на 0,5 – 1,5°С, стопы – на 1 – 2,5°С. У детей с незначительным ухудшением теплового состояние падение температуры кожи груди почти на отличается от падения ее у детей с хорошим тепловым состоянием (снижается на 1 – 1,8°С), но температура кожи большого пальца ноги падает на 3 – 5°С. Большое падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2 – 3°С, ноги – на 4 – 8°С. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и большого пальца ноги. При разнице температур до 6°С отмечается удовлетворительное тепловое состояние ребенка, увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более чем на 6°С свидетельствует о нарушении теплового состояния – охлаждении, сближение показателей наблюдается при перегреве.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.

3. Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1 - дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных); 2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Общие требования:

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

  • соблюдение санитарных и гигиенических требований;
  • сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
  • специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
  • поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 о С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    1. утром
    2. после завтрака
    3. на прогулке
    4. после сна
    5. на второй прогулке
  5. Базовая и игровая деятельность

Закаливание:

  • оздоровительные прогулки, ежедневно
  • умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
  • полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
  • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
  • ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Оздоровительная работа

  1. Сквозное проветривание
  2. Санитарный режим
  3. t = 20-22 о С
  4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
  5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
  6. Утренняя гимнастика
  7. Физкультурные занятия
  8. Подвижные игры
  9. Закаливание:
    1. оздоровительные прогулки;
    2. умывание прохладной водой;
    3. воздушные ванны:
      а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
      б) дорожка здоровья;
      в) облегченная одежда;
      г) сон с открытой фрамугой.
  10. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

  1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
    После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
  2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
    Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
  3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24-26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19-20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
    Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

  • в младших группах до 20-25 мин.
  • в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей. Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Модель закаливающих мероприятий

в старше-подготовительной группе

№ п/п

Виды закаливания

старше - подготовительная группа

1.

Полоскание рта

После каждого приема пищи

2.

Чистка зубов

После завтрака

3.

Ходьба босиком

Во время физкультурного занятия и гимнастики после сна

4 .

Ходьба босиком в летний период

Ежедневно до 7 минут

5 .

Обширное умывание и растирание

После всех физкультурных мероприятий: (утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных занятий

6 .

Воздушные ванны

(нахождение детей в спортивном зале в трусах, без маек, босиком)

Во время физкультурных мероприятий

8.

Погружение ног и ходьба по воде

I , II , III , IV квартал

температура воды 18 градусов

9.

Сквозное проветривание помещений

Ежедневно в отсутствии детей

10.

Обеспечение температурного режима в помещении

Ежедневно

11.

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

В течение года по плану

12.

Режим прогулок

Ежедневно

13.

Сон с доступом свежего воздуха(без маек)

Ежедневно

14.

Проведение солнечных ванн (по возрастающей)

Ежедневно до 30 минут

При ё мы закаливающий мероприятий

Наименование

Методика проведения

Обширное умывание

1.Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

2.Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку; сказать « раз».

3.Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать « раз».

4.Намочить обе ладошки и умыть лицо.

5.Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

Примечание: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два» и т.д. В старших группах они старательно обмываются водой их - под крана.

Наименование

Методика проведения

Обливание ног

1.В мойку ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш.

2.Ребенок садиться на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает о голень и стопу одной ноги, затем голень и стопу другой ноги.

Примечание : При проведении процедуры пол около ногомойки застилается ковриком.

Наименование

Методика проведения

Погружение ног в воду и ходьба по воде

1. В ногомойку наливается вода.

2.Ребенок входит в воду с одной стороны ногомойки, а выходит - с другой стороны.

3.Насухо вытирает, энергичными движениями, ноги ножным полотенцем

Примечание: по мере привыкания ребенок немного стоит в воде (для отсчете времени говорит « один, раз, три, четыре и т.д.)

Наименование

Методика проведения

Полоскание рта

1.Полоскание проводиться кипяченой водой.

2.Вода разливается в кружки.

3.Ребенок берет кружку, набирает в рот немного воды и производит во рту «журчащие движения» с одной щеки на другую.

4.Затем воду выплевывает.

5.Процедура проводиться несколько раз.

Наименование

Методика проведения

Чистка зубов

1.Чистка зубов проводиться с использованием кипяченой водой.

2.Вода разливается в кружки.

3.Ребенок берет кружку, моет щетку, кладет зубную пастус горошину и производит возвратно - поступательные движения по зубам вправо и влево затем, вверх и вниз, движения щеткой из-за щеки.

4.Небольшим количеством воды прополаскивает рот.

5.Затем воду выплевывает.

Картотека закаливающих процедур в детском саду.

Описание материала: Предлагаю вам картотеку закаливающих процедур для детей в детском саду. Данный материал будет полезен воспитателям, медсестре д/с, родителям.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Обширное умывание

для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет "5" - обтираем лицо и уши.
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.
Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:
- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по "Дорожке Здоровья".
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7 . Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9 . Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего
пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Закаливание воздухом

Проветривание помещений
Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:
· С 1 до 3 лет - +20оС
· С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС
Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).
Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.
Прогулки – способ закаливания воздухом
Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).
Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку. Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.