3 месячный ребенок как. Третий месяц

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

Развитие ребенка в 3 месяца происходит весьма стремительно. Начинается период, когда жаль пропустить хотя бы мгновение рядом, так быстро он меняется. Ведь не зря именно в это время предстоит пройти очередной плановый медосмотр.

Врачи оценят состояние здоровья Вашего малыша, сделают выводы о соответствии развития возрастным критериям. Но всё ли доктора смогут заметить за считанные минуты общения? Конечно, нет. Вам следует помочь им, ведь никто не знает столько о карапузе, сколько любящие родители, с замиранием сердца наблюдающие за каждой улыбкой и вздохом крохотного Счастья. Давайте посмотрим, какие новые умения и способности появились у него.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Подросший грудничок просто восхищает своей растущей любознательностью. Организм изменяется, и мир начинает играть совершенно новыми красками. Положите младенца на животик, и он подымет голову, удерживая в таком положении до 15 секунд. Дитя легко ее поворачивает, услышав какой-либо звук.

Сейчас ему доставляет несказанную радость наблюдать за лицами взрослых и их мимикой. А с каким удовольствием он рассматривает яркие предметы, попавшие в поле зрения! Внимание: рефлексы улучшились и теперь он не просто тянется к вожделенной игрушке, но и должен уметь ее ухватить. Дальнейшая судьба первых трофеев известна - мгновенно оказываются во рту. Это нормально, ведь таким образом ребенок знакомится с окружающим миром. Но нельзя позволить, чтобы были доступны мелкие предметы, которыми он может поперхнуться.

Малыш уже стал гораздо активнее и способен переворачиваться со спинки на бочок. К тому же он начал приподниматься на локотках. Такая самостоятельность способствует самоосознанию человечка, как индивидуальности в огромном пространстве вокруг него.

Исходя из того, что должен уметь ребенок в 3 месяца, можно понять, есть ли повод для беспокойства в отношении формирования необходимых навыков.

К врачу необходимо обратиться, если в трехмесячном возрасте грудничок:

— не удерживает головку в течение 1 минуты, лежа на животике;

— не способен в вертикальном положении держать головку хотя бы 30 сек;

— не реагирует глазками на звук колокольчика или погремушки;

— не следит за яркой игрушкой, перемещающейся в поле зрения;

— не улыбается, когда слышит и видит маму;

— лежа на спине, не играет с собственными ножками и ручками, не разглядывает их.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Улыбка малыша перестала быть рефлексом и отличается в различных ситуациях: то радостная во весь беззубый ротик, то немного настороженная, неуверенная. А вы уже услышали первый настоящий смех своего карапуза? Если нет, то вот-вот это случится. И не рассмеяться в ответ просто невозможно - настолько заразителен звук, похожий на звон хрустального колокольчика. Обязательно отвечайте, улыбайтесь и разговаривайте с ним - именно так от сердца к сердцу протягиваются ниточки будущего взаимопонимания.

У Вашего ребенка даже плач сейчас разный. Осваивая науку управлять родителями, грудничок учится капризничать. Теперь, если прислушаться, то уже можно различить по плачу, когда у крошки реальная проблема, а когда он просто возмущен: «Куда это подевалась мамина улыбка?»

Малыш сейчас нуждается в присутствии дорогих ему людей. Оставьте его ненадолго в одиночестве - спустя короткое время начнет кряхтеть и даже плакать. А едва Вы подойдете к кроватке, как он разулыбается и начнет активно двигать ручками и ножками. В 3 месяца малыш даже умеет «приветствовать» любимую мамочку такими очаровательно-потешными в его исполнении звуками: «ррррр», «вэ», «эйге», «эй-эй».

Кстати, Вы ведь уже научились различать виды плача своего маленького чуда?

1. При плаче трет глазки и опускает головку маме на грудь или на подушку - устал, хочет спать.

2. Слышите тихие всхлипывания, а потом резкое усиление плача до пронзительности - проголодался очень-очень.

3. Очень громкий, резкий, раздраженный плач свидетельствует о боли или сильном дискомфорте. Не можете понять, что происходит? Обязательно пригласите детского педиатра, или посетите его сами (если нет повышенной температуры).

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

За прошедшее время Ваш малыш прибавил в массе тела около 800 г, длина тела увеличилась примерно на 2,5 см, а окружность головы - на 1,5 см. Конечно же, это усредненные показатели, они могут не совпадать с действительными, ведь каждый грудничок имеет свои особенности.

Если Вы хотите убедиться, что физическое развитие ребенка в 3 месяца соответствует норме, то загляните в рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Согласно критериям, составленным ведущими врачами мира, в этом возрасте должны соблюдаться следующие параметры:

— масса девочек находится в диапазоне 5,2-6,6 кг, а мальчиков - 5,7-7,2 кг;

— рост будущих красавиц колеблется от 57,7 до 61,9 см, а богатырей - от 59,4 до 63,5 см;

— окружность головы примерно соответствует окружности головы.

Ваш малыш идеально вписался в предложенные рамки? О, это замечательно! А если нет, то паниковать не надо в любом случае. При более низких показателях может не хватать питания, а при завышенных, вероятно, Вы закармливаете свое дитя. Следует проконсультироваться с педиатром, наблюдающим за крохой, чтобы определить способы коррекции существующих отклонений от нормы.

Упражнения, массаж и игры с ребенком в 3 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 3 месяца, формируется постепенно. Активному росту и развитию карапуза следует помочь регулярными, ежедневными занятиями. Физические упражнения способствуют формированию навыков координации движения, укрепляют важнейшие системы детского организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую).

Лучшее время для разминки - период бодрствования грудничка, когда у него отличное самочувствие и прекрасное настроение. Не забудьте разогреть свои ладони, чтобы не было дискомфорта от холодных прикосновений к нежной кожице.

1. Выкладывайте ребенка на живот, пусть учится уверенней держать голову и тренирует мышцы плечевого пояса. Перевернув его на спинку, возьмите ручки малыша в свои и скрестите их несколько (5-7) раз перед грудью, затем согните - разогните ножки примерно столько же раз.

2. Младенцы обожают «плавать», если родители правильно приучали их к купанию. Поэтому позвольте крошке 10-15 минут побултыхать ручками и ножками в теплой воде, поддерживая под животик или спинку.

3. Можно купить фитбол и применять его для упражнений. Надув мяч, проверьте, не холодный ли он. Положите малыша на поверхность, разведя его коленки в стороны. Покачайте ребенка из стороны в сторону, придерживая его за спинку. Спокойно и с улыбкой разговаривайте с ним, чтобы карапуз не пугался странного движения.

Массаж не следует делать дольше 10 минут, так как дитя устанет. Движения рук мамы должны быть энергичными, но не грубыми. Существуют различные приемы массажа (разминание, вибрация, потряхивание, поколачивание, растирание), но самый простой - поглаживание:

— несколько раз снизу вверх ведите по спинке тыльной стороной, а открытыми ладонями - сверху вниз;

— открытые ладони положите под спинку крохи на уровне поясницы, затем одновременно двигайте их к пупку, пока руки не соединятся - так массируются поперечные и косые мышцы;

— придерживая одной рукой ножки грудничка у пяточек, второй выполняйте круговые движения в направлении часовой стрелки вокруг пупка.

— положив ребенка на спинку, приподнимите левую ручку правой рукой и поглаживайте ее левой, двигаясь от кисти к плечу, затем поменяйте руки и выполните массаж для правой ручки;

— аналогично выполняется упражнение для ножек, направление движения рук - от стопы к бедру.

Игры способствуют полноценному физическому, психическому и умственному развитию. Они простенькие, не вызывают утомления и очень нравятся деткам.

1. Помогите малышу перевернуться на животик. Он приподнимет верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Поднимайте перед лицом яркую игрушку, затем опускайте ее. Младенец станет следить за интересной вещицей, попутно тренируя мышцы.

2. Позвоните в колокольчик (можно использовать игрушку-пищалку, погремушку) перед грудничком, чтобы он увидел предмет. А потом уберите из поля зрения и вновь издайте звук. В идеале карапуз должен искать глазками источник услышанного звука.

3. Поиграйте с крохой в прятки. Закрывая лицо руками, спросите: «Ку-ку, где мама?» А отведя руки, радостно воскликните: «Вот мама!» Вы не заметите, как быстро малыш научится шалить так же.

4. Не забывайте о любимых нами в детстве «Сороке-белобоке», «Ладушках», «Мальчике-пальчике» и других играх-потешках, которые одновременно развивают мышление и развлекают при массаже ладошек и стоп.

Количество подобных игр ограничивается только Вашей фантазией.

Основы будущей успешности ребенка - в социуме, при обучении в школе, во взрослой жизни - закладываются уже сейчас, во время тесного общения с мамой и папой. Ощущение постоянного контакта (физического, эмоционального) является очень значимым условием для его полноценного формирования. Будьте всегда рядом, чтобы он постоянно чувствовал Вашу любовь и заботу, разговаривайте с ним при любой возможности: купая, играя, перед сном. Ведь впереди - новые достижения!

В этой статье:

В первый год жизни развитие ребенка наиболее активное. После года, когда кроха научится ходить, он будет меньше набирать в весе и не так интенсивно расти. Поговорим о том, какие изменения происходят с крохой в 3 месяца, насколько более самостоятельным становится малыш и что умеет к этому возрасту.

Начнем с того, что в 3 месяца грудной ребенок так же зависим от мамы, как и раньше, в большинстве случаев находится на грудном вскармливании, ест и спит по часам. Многие малыши приучены к укачиванию перед сном, поэтому самостоятельно засыпают с большим трудом, требуя постоянного внимания взрослых.

Тем не менее, если сравнивать грудничка в 3 месяца с младенцем в первые дни после выписки из роддома, изменения колоссальны. Кроха выглядит уже не таким маленьким и беспомощным. От частого сосания у него округляются щеки, появляется второй подбородок и складочки на руках. Малыш воспринимает информацию более осознанно, узнает лица родных, радует близких открытой улыбкой.

Физические изменения малыша

В три месяца грудничок продолжает активно набирать в весе, особенно если получает грудное молоко по требованию. В среднем такая прибавка составляет 900-1000 граммов в месяц, но в отдельных случаях может достигать 1500 граммов. В длину малыш увеличивается примерно на 3 см. Ползунки, пеленки, распашонки, которыми мама пользовалась с рождения, становятся
безнадежно малы, поэтому самое время отправиться в магазин за обновками.

В 3 месяца у грудничка активно проявляется комплекс оживления, то есть бурная реакция на появление родных, а особенно мамы. Ребенок стучит ногами по кроватке, машет руками и пытается издавать звуки. Комплекс оживления лишний раз подтверждает, что развитие малыша протекает нормально.

Также можно отметить, что в 3 месяца грудничок уже достаточно уверенно и долго держит голову в вертикальном положении, а если его положить на живот, поднимает не только голову, но и плечи, выпрямляя руки, и будет осматриваться по сторонам. Некоторые детки уже в этом возрасте могут перевернуться со спины на бок и обратно.

Психологические изменения

Ярким подтверждением того, что психика малыша развивается в достаточно активном темпе, является его интерес к собственным частям тела, в частности к ручкам. Грудничок в 3 месяца уже совершенно осознанно может непродолжительное
время рассматривать руки и даже пробовать поймать одной другую.

Координация крохи пока несовершенна, поэтому сделать это ему сложно. Задача родителей - мотивировать кроху продолжать проявлять заинтересованность не только к ручкам, но и к игрушкам.

Достаточно будет вложить в руку младенцу небольшую и удобную игрушку, чтобы он ей не просто заинтересовался, но и попробовал поиграть. Сначала кроха рассмотрит новый предмет, затем обязательно прислушается к издаваемым им звукам и попробует на вкус.

Наблюдать за грудничком в такие моменты очень интересно. Слыша новый звук, кроха будет замирать, пытаясь не пропустить самое интересное, пробуя снова и снова повторять наиболее удачные движения. Именно с таких примитивных,
на первый взгляд, действий начинается выработка навыка самостоятельной игры.

Нужно ли родителям принимать участие в забавах младенца? Конечно же, нужно. Желательно сопровождать игры крохи комментариями, подбадривая его поглаживаниями и похлопываниями. Будет здорово, если ребенок сможет играть разными по текстуре игрушками для сравнения тактильных ощущений.

Задатки речевого развития

Конечно, о полноценной речи в 3 месяца говорить рано, тем не менее задатки
ее уже имеются. Груднички вполне осознанно агукают, пытаются произносить другие слоги, стараясь всеми силами привлечь внимание родителей и принять участие в разговоре.

Более развитым становится и слух малыша. Ребенок активно реагирует на звуки, ищет глазами их источник, поворачивая голову из стороны в сторону. Считается, что груднички положительным образом реагируют на классическую мелодичную музыку. Родители время от времени могут включать такие мелодии, таким образом способствуя развитию слуха крохи и помогая ему достичь спокойствия.

Стоило ли сомневаться, что в 3 месяца любимым среди звуков является мамин голос? Его кроха ни с чем не спутает и его рад слышать в любое время дня и ночи. Когда у малыша болит живот, голова или просто плохое настроение, ласковый и нежный мамин голос помогает ему найти силы и успокоиться, улыбнуться или уснуть.

Понимая это, мамы должны подумать о том, какие колыбельные они будут использовать для укачивания малыша. Будет лучше, чтобы это были одни и те же песни и мелодии, которые кроха запомнит
и которые будут у него ассоциироваться с мамой и безопасностью.

Стоит обратить внимание, что психическое и физическое развитие детей в 3 месяца имеют самую тесную и прямую связь. Общение с малышом, чтение книг, прослушивание любимых мелодий и игры будут способствовать общему развитию, как психическому, так и физическому, равно, как и регулярные занятия с зарядкой по утрам, играми на фитболе и купаниями.

Как ухаживать за грудничком?

В 3 месяца малыша можно попробовать перевести на определенный режим дня, если до этого это сделать не получалось из-за постоянно беспокоящих кроху коликов. Желательно придерживаться определенных часов кормления, сна, прогулок и купания.

Небольшие отклонения допустимы, но чем лучше получится соблюдать график, тем проще будет как маме, так и грудничку. В 3 месяца ребенок по-прежнему может есть через каждые 2-3 часа, купать его
нужно будет каждый день, гулять с ним – не менее 3 часов в день утром и после обеда.

Очень важный момент - это гигиена крохи. Регулярно нужно прочищать ему ушные проходы, нос, умывать глаза. Часто грязь и корочки скапливаются за ушами грудничка. Чтобы их удалить, нужно использовать специальное детское масло.

С помощью этого же масла можно удалять и корочки на голове, если к трем месяцам они еще не пропали самостоятельно. Снимать корочки нужно с помощью натурального гребня, после того как они размякнут в течение 15 минут.

Чтобы ребенок себя не царапал, ему нужно регулярно обстригать ногти как на руках, так и на ногах, причем делать это лучше всего во время сна и специальными безопасными ножницами, чтобы не поранить кроху.

Если в 3 месяца вы все еще продолжаете пеленать грудничка, то лучше от этой привычки отказаться. Чтобы развитие крохи протекало нормально, ему нужно быть достаточно активным, двигая руками
и ногами до усталости. Пеленание сковывает движения малыша и ограничивает его активность, а значит, и развитие.

Кроме обычного купания, грудничку очень полезно время от времени устраивать воздушные ванны, особенно летом. Дайте крохе возможность полежать нагишом и без памперса. В это время можно поговорить с малышом, показать ему игрушки, позаниматься с ним легкой гимнастикой. В помещении, где ребенок будет получать воздушные ванны, должно быть достаточно тепло.

Еще одно удивительное событие, с которым столкнутся родители грудничков в 3 месяца, - это первые слезы во время плача. Малыши к этому времени начинают плакать по-взрослому, со слезами, поэтому нужно будет обязательно протирать им глазки кипяченой водой.

Что нужно знать про колики?

В 2-3 месяца кишечные колики - это наибольшая проблема как для ребенка, так и для родителей. Чаще всего живот у малыша начинает болеть во время и после кормления. Если кроха начинает резко краснеть, отказывается от груди и плачет, то, скорее
всего, его беспокоят именно боли в животике. Продолжаться они могут от несколько минут до нескольких часов.

С чем связано появление мучительных коликов? В первую очередь с тем, что кишечник сформирован не до конца и пока только учится справляться с пищей, даже если это грудное молоко. Кроме того, дети не умеют самостоятельно выпускать газы, поэтому проще всего у них это получается во время плача. Как только колики заканчиваются, малыш засыпает, не тревожа больше близких пронзительным плачем.

Можно ли облегчить страдания малыша во время болей в кишечнике? Существует несколько способов:


Ближе к четырем месяцам кишечные колики будут мучить малыша все реже, вместе с тем появится новая проблема - зубы. Но пока об этом думать рано.

Навыки трехмесячного грудничка

В 3 месяца нормально развивающийся ребенок обычно способен:


Конечно, ни один ребенок никому ничего не должен, поэтому перечисленные выше навыки не являются обязательными.Каждый малыш развивается по своему сценарию и может в 3 месяца чего-то не уметь, зато к 5 перегнать сверстников по многим пунктам. Поэтому родителям нужно будет набраться терпения и продолжать общаться и играть с малышом, стимулируя его развитие.

Особенности питания грудничка

Если грудничок в качестве основного питания получает грудное молоко, то в 3 месяца не так просто определить то количество, которое он съедает за один раз. В среднем это 120-140 граммов за одно кормление и, при условии шестиразового питания, порядка 800-850 граммов в сутки.

Чтобы узнать,
сколько молока нужно крохе, достаточно будет его вес разделить на шесть. Если молока очевидно не хватает, малыш не наедается, а улучшить лактацию не представляется возможным, можно в рацион в качестве прикорма ввести адаптированные под грудное молоко молочные смеси.

Ни в коем случае нельзя пробовать кормить грудничка в 3 месяца магазинным молоком. Состав его совершенно не подходит для малышей этого возраста. Некоторые мамы уже в 3 месяца пробуют вводить первый прикорм в виде фруктового сока или пюре. Так ли это необходимо в вашем случае? Правильным будет до принятия решения получить консультацию у педиатра.

Как развивать трехмесячного грудничка?

В 3 месяца ребенок уже достаточно любознателен. Он проявляет интерес к новым предметам, пытается все потрогать как пальчиками, так и ртом. Полезным в этом возрасте будет развитие тактильных навыков крохи. Так, например, можно на бортиках его кроватки закрепить игрушки, издающие при касании мелодичные звуки.

Также развивать тактильные навыки крохи можно с помощью разных на ощупь
игрушек или игрового коврика. Развивать зрение малыша можно простым способом, надевая на его ручки и ножки цветные носочки и меняя их местами.

Не стоит забывать разговаривать с крохой, повторяя его звуки, пытаясь установить контакт «глаза в глаза». Общаться с грудничком нужно постоянно, в том числе во время переодевания, гимнастики, игр и купания. Это положительным образом скажется на его психическом развитии.

Развлечения для малыша в 3 месяца

В три месяца кроха уже способен концентрировать внимание на протяжении трех минут. За это время ему можно рассказать короткий стишок, потешку или спеть песенку. Также малыш проявляет интерес к игрушкам, которые пробует на зуб и активно вертит в ручке.
Можно поиграть с крохой, делая вид, что пытаетесь забрать игрушку. Такое развлечение ему обязательно придется по душе.

Для развития моторики, а значит, и речи в будущем обязательно стоит играть с малышами в пальчиковые игры, например в «сороку-белобоку», которая помогает ладошкам расслабиться.

В 3 месяца грудничку уже можно показывать разнообразные яркие и контрастные картинки с изображениями животных, природных явлений, лиц людей, выражающих разные эмоции.

Медицинское сопровождение

В 3 месяца малыш должен пройти медосмотр у врача, который определит уровень его физического и психического развития. С врачом можно будет обсудить режим дня малыша, питание, а также прививки и оздоровительный массаж.

3 месяц принесет тебе массу положительных эмоций. В этот период ребенок делает огромный скачок в своем развитии, поэтому буквально каждый день ты будешь все больше удивляться тому, как быстро растет твое чадо.

Развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок 3 месяца жизни уже вполне осознанно смотрит на этот мир. Маленький исследователь прислушивается к знакомым и незнакомым звукам, долго и внимательно рассматривает окружающие его предметы, лица людей. Он очень рад, когда кто-то склоняется над его кроваткой, потому дарит осознанную улыбку взрослым. Хоть речевые навыки ребенка еще не развиты, он, активно познавая мир, уже проявляет первые способности к разговорной речи: может произносить отдельные слоги, буквы. Развитие тактильных ощущений и основных рефлексов в этот период приводит к тому, что ребенок уже может не только схватить ручкой погремушку, но и удерживать ее. Итак, что умеет ребенок в 3 месяца?

Что должен уметь ребенок в 3 месяца:

  • весело смеяться вслух;
  • капризничать и хныкать на разные интонации;
  • привлекать внимание родителей;
  • крепко удерживать игрушки в кулачках и тянуть их в рот;
  • поворачиваться со спинки на бок, а также, лежа на животе, приподнимать голову, опираясь о локти;
  • крутить головой;
  • группировать тело, когда его берут на руки.

Нормы веса и роста детей в 3 месяца

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Прибавка в весе в этот период жизни малыша должна составлять 750 – 800 г. Рост крохи обычно увеличивается на 2,5-3 см. Согласно статистическим показателям, объем головы у мальчиков в три месяца обычно составляет около 41 см, а объем их грудной клетки – примерно 41,5 см. А у девочек такие показатели немного меньше: объем грудной клетки и головы трехмесячной малышки – 40 см.

Хотя следует понимать: то, сколько должен весить ребенок в 3 месяца - условные усредненные показатели. И если твой малыш не совсем вписывается в указанные нормы, при этом его рост и вес пропорциональны, сон аппетит и настроение - в норме, не стоит сильно переживать.

В три месяца также продолжает совершенствование двигательного аппарата и ЦНС. Хотя кости ребенка еще очень хрупкие. К концу третьего месяца ножки и ручки крохи становятся более подвижными. Ребенок легко тянется к игрушкам, свободно разжимает пальчики. В вертикальном положении на руках у взрослых он уже хорошо удерживает голову. Он также легко может поворачивать голову во все стороны. В трехмесячном возрасте ребенок хорошо реагирует на звук, уже может улыбаться, пытается поднять головку, когда лежит на спине, сам меняет позы во время сна.

Режим дня ребенка в 3 месяца

К третьему месяцу у малыша постепенно вырисовывается более-менее четкий режим дня. По-прежнему очень много времени отводится на сон (около 15 – 18 часов). Постепенно увеличиваются промежутки между кормлениями, в идеале они должны составлять по 3 часа. А ночью перерыв между кормлениями должен быть около 5 – 6 часов. Таким образом, за день у малыша получается около 6 – 7 приемов пищи. После каждого из них ребенок засыпает, но уж не так надолго, как раньше. Где-то через час малыш проснется, и вы сможете вдоволь наиграться, прежде, чем снова пора будет подкрепиться.

Сон и прогулки

Выше мы уже приводили, сколько должен спать ребенок в 3 месяца. Однако разные дети по-разному распределяют это время в течение суток: кто-то дольше спит ночью, и меньше - днем, а кто-то делает более равномерные перерывы на сон. Не столь важно, сколько спит ребенок в 3 месяца, как то, как он спит и как чувствует себя в периоды бодрствования. В любом случае, в 3 месяца уже намного глубже, чем у новорожденного.

Как и в раньше, малышу важно много времени проводить на свежем воздухе. Он может сладко спать в коляске, а проснувшись с интересом наблюдать окружающий мир. Ведь кроха уже достаточно подрос для получения впечатлений.

Ежедневно следует устраивать по две прогулки: летом – по 2 – 3 часа каждая, а ограничиться часовыми «выходами». Важно правильно одевать ребенка зимой: эталонным подходом утепления считается такой: лежащего в коляске малыша одевай, как себя, но только на 1 слой больше.

Летом важно защитить ребенка от попадания прямых солнечных лучей. Да, известно, что витамин D синтезируется только на свету. Но для этого достаточно рассеянного света в тени деревьев. Да и вообще летом гулять лучше в часы наименьшей солнечной активности – с утра до 11:00 и после 17:00 до вечера. Вне зависимости от того, какое лично у мамы отношение к солнцезащитной косметике (считаешь ты ее неприемлемой или наоборот необходимой), обязательно следует обеспечить защиту от солнца: если ребенок гуляет в коляске, расправь козырек, если носишь малыша в слинге, надень ему на голову шапочку или панамку. И выбирай тенистые маршруты.

Уход за ребенком в 3 месяца

Уход за ребенком в 3 месяца ничем кардинально не отличается от уже привычного распорядка. По-прежнему каждое утро умывай кроху теплой водой с помощью ватных тампонов. Нос, пожалуй, уже можно прочищать ватными палочками – теперь они смогут пролезть в узкие отверстия. Моя уши, обрабатывай только наружные части ушных раковин – нельзя проникать ватной палочкой внутрь слухового прохода. Так же часто, как и раньше, следует подмывать ребенка и менять подгузники.

Из новшеств – едва исполнится малышу 3 месяца, с его рук уже можно снимать варежки-царапки. Движения младенца перестают быть настолько неконтролируемыми, как раньше, и он уже не может сам поцарапать себе лицо. Освобождение ладоней открывает широкие возможности для развивающих занятий с крохой. Мама может почаще вкладывать в руку ребенку . Он даже в состоянии удержать их. Для детей такого возраста выбираются игрушки, которые легко мыть теплой водой с мылом. А вот плюшевых зверят отложи до тех пор, пока малыш не подрастет – сейчас из-за своей высокой способности к концентрации пыли, они могут представлять вред и вызывать аллергию.

Купание ребенка

Кроху, как и раньше, купают каждый день. Обычно для этого выбирают время вечером. Хотя подобная традиция, скорее, продиктована житейскими обстоятельствами: только вечером к купанию малыша может присоединиться папа, проработавший весь день.

Однако, не принципиально, чтобы малыш купался именно вечером. Если семье удобнее, купание можно перенести на другое время. Особенно, если ты заметила, что водные процедуры бодрят ребенка, и после ему трудно засыпать.

Продолжительность каждого купания уже можно немного увеличить – до 15 минут. Особенно, если вы используете не детскую ванночку, а надеваете на малыша круг-воротник и запускаете его во взрослую ванну.
Если малыш занимается настоящим грудничковым плаваньем (в поликлинике или специальном спортивном центре), тогда у домашнего купания остаются только гигиенические цели, и его можно проводить намного быстрее.

Воздерживайся от искушения начать ребенка уже сейчас и не снижай температуру воды в его ванне. Она по-прежнему должна быть на уровне 36 – 37 градусов.

Купать малыша следует ежедневно, за исключением случаев, когда он заболел (даже незначительно повысилась температура), а также после прививок (обычно, медики предупреждают, сколько дней не рекомендуются прогулки и купание после каждой прививки). В дни, когда купание противопоказано, ограничься подмыванием малыша.

Питание ребенка в 3 месяца

За сутки малыш третьего месяца жизни съедает приблизительно 800 - 850 мл молока. Чтобы рассчитать, сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, следует его массу тела разделить на 6.

Наших мам учили уже с третьего месяца вводить прикорм в виде фруктовых соков и пюре. Сегодня же ВОЗ рекомендует здоровым детям, пребывающим на грудном вскармливании, не предлагать ничего, кроме грудного молока (в том числе и воду) до исполнении 6 месяцев. И уж точно в первые 3 месяца ребенку не следует предлагать прикорм.

Материнское молоко – это и полноценное питание, и питье, и лакомство и антидепрессант для малыша. Введение же каких-либо дополнений невольно снижает потребность ребенка в молоке и, таким образом, выработку последнего. Вот почему, даже если тебе показалось, что ребенку недостаточно питания, не стоит спешить вводить докорм смесью, а нужно просто увеличить число и длительность прикладываний малыша к груди.

Подробнее о том, как узнать, и насколько обоснованы материнские страхи по этому поводу, мы рассказывали ранее, в описании 2 месяца развития малыша. Надеемся, ты помнишь, что такое «тест на мокрые пеленки». Если нет, открой описание предыдущего месяца и перечитай.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Развивай у ребенка интерес к игрушкам и картинкам. Вырежь, нарисуй или купи изображения животных, забавных рожиц, фигурок и показывай ребенку. Рассматривая детали, малыш учится сосредотачиваться на определенном предмете. Объясняй ребенку – что нарисовано на картинке. Он, конечно, тебя еще не поймет, но общение, в любом случае, принесет ему пользу, а мамин голос – радость и успокоение. Кроме визуальных впечатлений важны и тактильные. Вырежь небольшие кусочки разных типов ткани – шелк, вельвет, шерсть, и давай потрогать малышу. Можешь повесить такие тканевые полоски над кроваткой ребенка, пусть он хватает их, тем самым тренируя пальчики. Чтобы ножки малыша привыкали к движению, осторожно возьми их и двигай наподобие движений велосипедиста. Смотри ребенку в глаза, рассказывай стишки, целуй его и почаще бери на руки.

Малыш воспринимает эмоции

Убедится в этом просто. Попробуй поиграть с малышом в такую вот игру. Мама должна сесть на стул у кроватки малыша так, чтобы ребенок не видел ее. А вот сама мама должна хорошо видеть лицо крохи. Убери все предметы, которые могут отвлекать ребенка. Дальше тебе стоит немного напеть грустную мелодию и понаблюдать за малышом. Услышав такое пение, обычно ребенок прекращает движения, лежит тихо, прислушивается к мелодии. Но потом его лицо может стать обиженным, плаксивым и даже грустным. Не доводи малыша до слез, смени грустную мелодию на веселую. Исполняй мелодии с одинаковой громкостью. Посмотри: при исполнении веселой песенки лицо крохи станет сосредоточенным. Он может начать двигать руками и ногами, улыбаться. Поиграйте еще так с ним несколько минут.

Исследуем маму

Когда ты кормишь малыша, его руки должны быть свободны. Важно, чтобы ребенок мог «исследовать» маму, касаться ее. Помоги крохе ощупать твое лицо, нос, волосы. Говори ему при этом ласковые слова.

Зеркало

После купания поднеси . Ему будет интересно смотреть на свое отражение. Пощекочи ему животик. Пусть засмеется. Да и вообще все ваши занятия и упражнения должны доставлять малышу радость.

Меняем пеленки

При этом также можно играть. Положи ребенка на спину и дотронься до различных частей его тела. Говори: «шлеп» при каждом прикосновении. Кроха будет улыбаться и ждать каждого твоего нового прикосновения. Называй части тела, к которым ты прикасаешься.

Кукла для малыша

Сделай для малыша куклу из бумажной тарелки. Пусть вместо ручки у нее будет палочка. Нарисуй веселую рожицу на одной стороне, а на другой - печальную. Поворачивай тарелку перед глазками ребенка с разных сторон. Ты скоро заметишь, что крошке нравится смотреть на игрушку. Он может даже начать с ней разговаривать.

Что мы рассматриваем?

Чаще гуляй с малышом на руках. Обращайте вместе внимание на предметы яркого цвета или загадочной необычной формы. Это должно заинтересовать малыша. Кстати, когда он в кроватке, ему также необходимо что-то разглядывать. И вот тут-то и пригождаются всевозможные мобиле. Если раньше они радовали скорее маму, то теперь ребенок действительно заинтересуется подвешенными игрушками, двигающимися под музыку.

Развивающие игры для ребенка в 3 месяца

Три месяца ребенку – это уже немало. Твой ребенок постепенно приобретает нужный “опыт” игр с руками. Кроха учится захватывать ручками предметы, удерживать их, “не отдавать” их маме, бросать, а также - целенаправленно тянуться к игрушке. Он также пробует предметы губами, пытается потрогать их язычком. Рот малыша становится таким же инстументом познания мира, как и руки.

Игра: «А мы слушаем!»

Вводи ребенка в мир разнообразных звуков. Пусть в течение дня кроха слышит звуки телефонов, дверного звонка, компьютера, телевизора, пылесоса, стиральной машины, фена, звон посуды, столовых приборов и т.д. Даже во время сна днем не оставляй ребенка в абсолютной тишине. Просто немножко приглуши громкость, чтобы никакой резкий звук не напугал ребенка. Обязательно называй источники звука, и, если этот предмет находится в твоей квартире, покажи его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в разнообразном мире звуков. Включай детскую музыку, подбери произведения, которые предназначены специально для малышей. Пой песенки, танцуй с ним на руках под музыку – ребенку это обязательно понравится! Такие игры направлены на развитие детского слухового восприятия, мышления и чувства ритма.

Игра “Отдай”

Предложи малышу деревянную ложечку, расписанную яркими красками. Вложи ее в маленькую ручку - пусть он ее схватит, потом ласково потяни ложку к себе, приговаривая при этом: “Ну… отдай”. Кроха выпустит ее – а ты нежно погладь его и скажи: “Спасибо”. Повторяй эту игру, располагая ложку все дальше и дальше от малыша, стимулируй его тянуться к этой игрушке в разные стороны. Такая игра учит ребенка удерживать некоторое время новый предмет в своей ручке, развивает силу его хватательных движений, а также помогает следить за предметом под разными углами. Кроме того, игра налаживает контакт со взрослыми.

Приятных вам открытий!

Что умеет ребенок в 3 месяца? Психомоторное развитие малыша в этом возрасте стремительно идет вперед. Но если у грудничка не наблюдаются какие-то навыки, не стоит заранее бить тревогу. Диагностировать общее развитие детей грудного возраста должен детский врач. Мама может проводить самостоятельное исследование навыков и реакций грудничка, но без консультации и осмотра педиатра не обойтись.

Самое большое открытие грудничка 3 месяца жизни - собственные руки. У малыша уже довольно хорошо развита координация «глаза-руки». Кроха уже не просто натыкается на свои ладошки, а сознательно их ищет и легко находит им применение: засовывает в рот и пробует на вкус.

Моторные навыки малыша 3 месяцев

В движениях и положении тела крохи наблюдается все больше стабильности и равновесия. Что должен делать ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держит голову в положении на животе. Младенец способен поднять голову под углом 90°, на 2 месяце жизни грудничок мог ее поднимать лишь на 45°. Удерживает голову около минуты и больше. В положении лежа малыш уверенно поднимается на предплечьях, его бедра плотно прижаты к поверхности, ноги при этом распрямляются. В 3 месяца у грудничка наблюдается тенденция к вертикальному положению головы в любых позициях, но лучше всего это получается сделать в положении лежа на животе.
  • Развитие ползательных навыков. Малыш проводит все больше времени на животе. В этом положении он может делать первые ползковые движения. Конечно, они далеки от ползания на четвереньках, но малыш уже способен понемногу перемещаться, подтягиваясь на руках. Ребенок в три месяца не должен уметь переворачиваться со спины на живот. Но случайно он может перевернуться с живота на бок или на спину, по инерции покатиться. Поэтому в этом возрасте нельзя оставлять малышей без присмотра на незащищенной высокой поверхности.
  • Исчезновение шагового рефлекса. На первом месяце жизни у малыша наблюдался стойкий шаговый рефлекс, на втором - он начал затухать, а на третьем - полностью исчезает. Это нормальный физиологический процесс. Если кроху взять под мышки, расположить вертикально и поставить на твердую поверхность, его ножки начнут подгибаться, рефлекс шаговых движений больше не наблюдается.
  • Реакции в положении сидя. В этом возрасте грудничок еще не умеет сидеть. Такое положение должно быть кратковременным, чтобы посмотреть, как малыш удерживает голову. Нужно усадить кроху, бережно приподнимая за руки из положения лежа на спине. В этой позиции голова младенца лишь около 30 секунд может оставаться на линии шеи и позвоночника, затем запрокидывается назад или наклоняется в сторону. После этого нужно снова уложить грудничка на спину. Через минуту приподнять кроху за ручки, чтобы его тело немного повисло над поверхностью. Голова в этом положении должна оставаться на одной линии с шеей и позвоночником несколько секунд.
  • Фиксация взгляда и формирование условного хватательного рефлекса. Если перед ребенком на расстоянии 30 см расположить игрушку, он оживляется, но хаотичности в движениях рук и ног уже меньше. Малыш в 3 месяца должен уметь концентрировать взгляд на игрушке. Если ее перемещать, кроха следит за ней. Также в этот период малыш впервые может потянуться обеими ручками за игрушкой. Ладони при этом остаются полуоткрытыми. Удерживать в руках погремушку младенец пока не может.

Самое устойчивое положение для грудничка в 3 месяца - на животе. В этом положении хорошо виден окружающий мир, развиваются не только моторные навыки, но и дальнее зрение.

В реакциях грудничка все больше эмоциональной окраски. И если на втором месяце «комплекс оживления» можно считать безусловным рефлексом, то на третьем малыш может демонстрировать радость и заинтересованность. Улыбка в этом возрасте уже осознанная, социальная. Также при виде близкого человека младенец активно двигает руками и ногами, «разговаривает», даже смеется. Важно поддерживать с крохой эмоциональный контакт. Это способствует здоровому психическому развитию грудного ребенка.

Как развиваются органы чувств

Малыш познает мир при помощи пяти органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что может делать ребенок в 3 месяца? Как проявляются его зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные реакции?

  • Зрение. Зрительные функции у грудничков этого возраста усовершенствуются, повышается световая чувствительность и острота зрения, формируются зрительные образы. Малыш уже способен не только обнаруживать предмет, но также и различать его, распознавать среди других предметов. Цветовосприятие малыша также развивается, но пока что далеко от совершенства. В этом возрасте начинается распознавание цветов, первые из них - красный и желтый. Пока что зрение малыша ориентировано на ближнее пространство, но по сравнению со вторым месяцем ребенок видит уже дальше и может распознавать мамино лицо на расстоянии более метра.
  • Пространственное восприятие мира. Формируется трехмерное восприятие пространства и объемность предметов: малыш видит ширину и высоту объектов, а благодаря тактильным ощущениям может воспринимать их объемно. Как и прежде, лицо близкого человека привлекает наибольшее внимание грудничка, он ищет зрительный контакт с глазами, следит за движениями, поворачивает голову в сторону перемещения мамы.
  • Слух. Младенец уже с легкостью узнает маму не только по запаху, образу, но и по голосу. Малыш в 3 месяца умеет безошибочно определять голоса всех близких людей. Его слуховая система усовершенствовалась настолько, что он способен вычленять одни звуки на фоне других, угадывать источник звука. Если позвенеть колокольчиком над ухом младенца, он тут же повернет голову в сторону исходящего звука. Такое наблюдение рекомендуется проводить родителям для проверки слуха грудничка. Также можно проверить реакцию крохи на тихие звуки. На слишком громкий шум он может отреагировать плачем и гримасами. Осознанно слушать музыку в этом возрасте, конечно, дети не могут. Предполагают, что грудничок может сконцентрировать свое внимание на музыке лишь 20 секунд, затем она будет просто фоном.
  • Осязание. Тактильные ощущения у крохи развиты хорошо с самого рождения, потому что в первые месяцы слух и зрение еще далеки от совершенства, природа замещает их осязанием. Ребенок тут же реагирует на прикосновение. Если погладить крохе щечку, он зажмурит глаза, может потянуться рукой к месту, где почувствовал прикосновение. В медицине эта реакция называется кожным сосредоточением. Она будет развиваться с возрастом все больше, к 5 месяцам кроха будет реагировать на щекотание. Болевые ощущения у трехмесячного грудничка усиливаются. Он теперь быстрее реагирует на дискомфорт - мокрые пеленки, жара, холод, неудобное положение тела.
  • Обоняние и вкус. В 3 месяца грудничок может выразить свое восприятие запаха: неприятные запахи вызывают у младенца чихание и гримасы неудовольствия, приятные - улыбку, оживление или, наоборот, замирание. К концу 3 месяца острота нюха у младенцев повышается. Также малыш легко распознает различные привкусы грудного молока. Если оно горькое, кроха будет кривиться, отказываться от груди. Есть такое мнение, что дети, которые были на грудном вскармливании, в старшем возрасте менее привередливы к еде. Это объясняется тем, что вкусы многих продуктов они уже продегустировали через мамино молоко.

Развитие органов чувств, как и моторных навыков, у мальчика и девочки в этом возрасте проходит одинаково. Возможна лишь разница в весе и росте: мальчики обычно крупнее.

Общение и речевое развитие

Чем больше общения и контакта с крохой, тем он говорливее и улыбчивее. В этом возрасте грудничок может перенимать интонации взрослых. Какие речевые навыки ребенка в 3 месяца можно наблюдать?

  • К усвоенным гласным («э», «ы», «а», «у») присоединяется «и».
  • Хорошо произносит согласные «г», «х», «к», «м».
  • Появляются новые согласные: «в», «д», «т».
  • Гласные и согласные звуки соединяются в слоговые цепочки.
  • Появляется новая цепочка звуков, которые оформляются так: «эй-гэ», «э-вэ», «э-дэ» и другие.
  • Гортанная артикуляция «р», похож на звук при полоскании горла.
  • Первый этап доречевого развития (гуканье) сменяется, воркованием, гулением, которое предшествует лепету.

Грудничок начинает реагировать на собственные звуки. Больше всего кроху радует гортанное «ррр». Также появляется эмоциональная окраска звуков. По-разному малыш «говорит», когда радуется, плачет или чем-то недоволен.

Что может ребенок в 3 месяца? Важные навыки и реакции: удерживание головы в положении лежа на протяжении 1 минуты; формирование условного хватательного рефлекса и попытка потянуться за игрушкой и прикоснуться к ней; первое различение цветов; социальная улыбка и смех; слоговые цепочки, гортанная артикуляция звуков.

Распечатать