Что должен уметь ребенок таблица по месяцам. Умения и развитие ребёнка по месяцам

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».

Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.

Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.

Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.

1 месяц

В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:

  • Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
  • Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
  • Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
  • Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
  • Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
  • Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
  • Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
  • Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.

Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .

2 месяца

  • Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
  • Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
  • Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
  • Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
  • Учится поворачиваться с бочка на спинку.

Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .

3 месяца

  • Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
  • В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
  • Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
  • Успокаивается под мелодичное пение мамы.
  • Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
  • Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
  • К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
  • К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.

Игры для развития малыша в 3 месяца .

Недавно стали мамой малыша?

4 месяца

  • Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
  • Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
  • К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
  • Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
  • Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
  • Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
  • Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
  • Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.

Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .

5 месяцев

  • Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
  • Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
  • Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
  • Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
  • Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
  • Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
  • Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
  • Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.

Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .

6 месяцев

  • Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
  • Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
  • Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
  • Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
  • С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
  • Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
  • Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
  • Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
  • На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.

Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .

7 месяцев

  • Ребенок уже может сидеть без опоры.
  • Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
  • По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
  • На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
  • Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
  • Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
  • Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.

Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .

8 месяцев

  • Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
  • Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
  • Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
  • Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
  • Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
  • Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.

Развивающие игры для восьмимесячного малыша .

9 месяцев

  • Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
  • Учится играть в мячик, катит его обратно.
  • Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
  • Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
  • Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
  • Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
  • Учится ходить, держась за опору.
  • Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
  • Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
  • Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
  • В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.

Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .

10 месяцев

  • Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
  • Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
  • Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
  • Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
  • Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
  • При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
  • Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.

Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .

11 месяцев

  • Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
  • Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
  • Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
  • С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
  • Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
  • Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
  • Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
  • Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
  • Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
  • Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.

Развивающие игры в 11 месяцев читайте .

12 месяцев

  • Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
  • Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
  • Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
  • Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
  • Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
  • Любит : подползать под них, залезать на диван.
  • Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
  • При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
  • Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
  • Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
  • Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.

Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .

Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.

Ваш малыш совсем недавно появился на свет.

И теперь вам интересно, насколько правильно он развивается. Вы хотите знать, что должен уметь кроха в том или ином возрасте.

Календарь развития малыша по месяцам

1 месяц

В период новорожденности малыш почти все время спит. Все его действия продиктованы безусловными рефлексами: хочет кушать, что-то болит - кричит, покушал - уснул, почувствовал дискомфорт - кряхтит, хочет спать - зевает или плачет.

В первое время ребенок очень плохо видит, у него нарушена фокусировка зрения. Иногда кажется, что ребенок косит, малыш может хорошо видеть объекты, которые находятся от него на расстоянии 20-25 см. На третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, услышав их, он замирает.

2 месяца

В два месяца малыш уже умеет улыбаться, задерживать взгляд на каком-то объекте (не более, чем на 5-10 секунд), следить за предметом, который передвигается вблизи его глаз.

В 2 месяца ребенок начинает активно двигать ручками и ножками, кисти сжаты в кулачки. Если выложить малыша на животик на ровную поверхность, он будет тянуть вверх головку. Малыш может начать произносить некоторые звуки.

3 месяца

В этом возрасте малыш часто улыбается, особенно при виде мамы или папы, начинает издавать разные звуки. В положении «лежа на животике» ребенок может тянуть головку вверх уже дольше, чем раньше. Кроха начинает реагировать на яркие игрушки, может следить за движущейся игрушкой, тянется к игрушкам, может начать тянуть их в рот.

В 3 месяца малыш уже хорошо слышит и обычно поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаются звуки. Ребенок активно гулит, может произносить некоторые звуки на распев.

4 месяца

В 4 месяца малыш уже может отличать «своих» людей от «чужих» и реагировать на них по-разному: улыбаться, плакать, отворачиваться, тянуть ручки.

Если положить кроху на животик, он будет опираться на локти и достаточно долго тянуть головку вверх. Кроха уверенно держит голову в вертикальном положении.

5 месяцев

Кроха по-разному реагирует на знакомых и незнакомых, может сам инициировать общение - улыбаться незнакомым, например.

Действия ручками становятся более скоординированными. Кроха уверенно переворачивается со спинки на животик, переворачивается с животика на спинку, пытается ползти, сесть. Очень активно лепечет.

6 месяцев

Кроха уже заметно вырос, он узнает родных, у него есть предпочтения в игрушках. Он может внимательно следить за перемещением людей и предметов. Он активно : бросает, стучит, крутит, рассматривает, издавая при этом звуки, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «В шесть месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки более 30 секунд, переворачиваться с живота на спину, брать игрушки и долго с ними играть, поворачиваться на звук, реагировать на свое имя, есть с ложки, произносить отдельные слоги».

Кроха может начать делать попытки встать, опираясь на перила кроватки. Уже умеет сидеть. Ребенок может начать говорить первые слова «да», «дядя», «баба», обычно это происходит бессознательно, то есть ребенок не понимает, что именно он произносит. Чаще всего ребенок пытается подражать речи взрослых, копируя интонацию.

Ребенок начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку - звучит музыка, отпустил игрушку - она упала и так далее.

7 месяцев

Малыш очень , поэтому может плакать, когда с ней нужно расстаться, и радоваться, когда она приходит.

Кроха уже начинает понимать значения некоторых слов: «можно», «нельзя». Ребенок уже хорошо сидит и с легкостью садиться сам, держась за опору, может вставать и достаточно долго и устойчиво стоять. Может быстро ползать.

Малыш уже умеет кушать из ложки, делает первые попытки пить из чашки. Уверенно хватает предметы, хорошо их держит, может их перекладывать из руки в руку, крутить, толкать, бросать, нажимать, давить, тянуть.

Знает, где лежат те или иные предметы, может указать на них поворотом головы или туловища. Любит играть в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-Ворона», любит листать книжки.

8 месяцев

Ребенок может сильно нервничать или кричать, .если приходится на время расстаться с мамой. На чужих людей может реагировать негативно. Кроха боится громких звуков, реагирует на них плачем или криком.

Малыш хорошо сидит, может встать, стоять и медленно передвигаться приставными шагами, опираясь на руки родителей или перила.

В этом возрасте ребенок может выполнять уже более сложные манипуляции с игрушками, чем раньше, он может складывать части игрушек, накрывать что-то крышечкой, нанизывать кольца на пирамидку.

Кроха активно лепечет, любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками.

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !



Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.



2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!



С трех месяцев начинается активная социализация малыша - он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.



Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА



Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.



В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев - время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ



Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх - подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности - коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.



В 9 месяцев малыш уже «совсем большой», он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ



Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

(4 оценили на 5,00 из 5 )

Пролетели девять бесконечных месяцев. Позади ожидания и тревоги, утренний токсикоз и дневная сонливость, рекомендации по беременности врачей и советы подруг, первые толчки маленькой жизни внутри мамы и предродовые схватки. Все то, что бывает в жизни каждой женщины перед началом настоящего чуда – рождением на свет нового человека.

Календарь развития ребенка по месяцам

Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.

Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.

Ребенок в первый месяц жизни

Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.

Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.

В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр. Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов. Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.

Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.

Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.

Что может ребенок в конце первого месяца:

  • фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
  • лежа на животе, делать попытки поднять голову;
  • прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
  • узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
  • пытаться общаться с мамой первыми звуками.

Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.

Ребенок во второй месяц жизни

На втором месяце начинается активное физическое и психологическое развитие малыша. Более осмысленными становятся его реакции, начинает формироваться внимание к окружающему миру. В ответ на общение он активнее машет ручками и ножками, пытается издавать первые звуки. Становится более фокусированным зрение. Над кроваткой можно подвешивать игрушки, что поможет ребенку переводить взгляд с одного предмета на другой. За месяц малыш набирает в среднем граммов 800 и подрастает на 3-4 см.

Теперь после кормления младенец может не спать до полутора часов. Это время можно общаться с ним, петь песенки, агукать. Дневной сон состоит из нескольких периодов: двух длинных (один-три часа) и трех коротких (до 30 минут). У некоторых ночной сон может длиться до утра, просыпаются они только на кормление.

Что может ребенок в конце второго месяца:

  • лежа на животе, поднимать и держать голову несколько секунд;
  • следить глазами за предметами, поворачивать голову на звук;
  • пытаться удержать в кулачке игрушку на несколько секунд;
  • рассматривать свои ручки, сосать пальцы;
  • в ответ на общение издавать звуки;
  • лежа на боку, переворачивать на спинку;
  • активно реагировать на появление мамы.

Малыши второго месяца начинают получать удовольствие от купания и отвечают плачем на попытки родителей вынуть их из ванны.

Ребенок в третий месяц жизни

Этот месяц характеризуется тем, что кроха все лучше контролирует свое тело. У него улучшается координация движений, и он может двигать отдельно ручками или ножками, поворачиваться всем телом в интересующую сторону. Раскрывает кулачок и пытается держать игрушку. Неосознанно вытаскивает пустышку изо рта и вставляет ее обратно. Сосательный рефлекс получает новое развитие, все тащится в рот: пальцы, игрушки, пеленки.

Прибавка веса в этот период составляет 800 гр, а тело увеличивается в росте еще на 3 см. Продолжается улучшаться зрение и слух, ребенок долгое время способен следить за ярким предметом и узнавать родителей по голосу. Негромкие и спокойные мелодии успокаивают, отвлекают его внимание. Начинает закладываться речь, поэтому нужно как можно больше общаться с малышом, петь песенки, включать аудиосказки.

Время сна уменьшается и начинает формироваться режим «день-ночь». Теперь чаще проходят ночи, когда маме не приходится вставать к плачущему малышу. Для укрепления мышц спины и шеи днем следует переворачивать его на животик.

Что может ребенок в конце третьего месяца:

  • удерживать головку в вертикальном положении, поворачивая ее в стороны;
  • улыбаться при узнавании родных людей;
  • управлять своими руками;
  • переворачиваться на бок, лежа на спине;
  • лежа на животе, подниматься на локтях и держать голову продолжительное время.

Ребенок в четвертый месяц жизни

Ребенок меняется не только психологически, но и внешне. Многие начинают отмечать разумный взгляд малыша в этот период. Вес будет прибавляться в меньшей степени по сравнению с предыдущими месяцами, а увеличение роста на 2-3 см так и останется до конца года. Днем он может спать четыре раза, а ночной сон составляет одиннадцать часов.

Уже с удовольствием лежит на животике, рассматривая окружающую его обстановку. Может отдавать предпочтение отдельным игрушкам, хватать их обеими руками, стучать, бросать.

Особенность развития малыша в этот период – желание общаться с окружающими, причем в речи появляются простые слоги. Начинает развиваться сознание, и простых потребностей в пище и сне становится явно недостаточно. Малыш может плачем показывать, что оставаться один во время бодрствования он не желает и требует «собеседника».

Что может ребенок в конце четвертого месяца:

  • самостоятельно переворачиваться на живот, лежа на спине;
  • пытаться поднимать верх туловища;
  • разглядывать в зеркале свое отражение;
  • реагировать на произнесение своего имени;
  • проползти немного на животе;
  • улыбаться, смеяться, визжать, различать родных людей.

Ребенок в пятый месяц жизни

В конце этого периода малыш весит почти вдвое больше, чем при рождении. Рост увеличивается на 2-3 см, вес – на 700 гр. Это время, когда у некоторых детей начинают прорезываться зубки.

Изменяется режим бодрствования и сна. Теперь днем его укладывают спать 2-3 раза, а ночью он спит, не просыпаясь, до 10 часов. Пятимесячный ребенок готов перейти на пятиразовое питание через промежутки в 4 часа. Кроме того, в конце месяца мамы начинают вводить первый прикорм.

Теперь малыш становится чрезвычайно подвижным, что требует обязательного внимания за ним, моментально переворачивается, тянет в рот понравившиеся предметы, может сосать даже пальцы ног. Пытается ползать на животе и делает первые попытки сесть самостоятельно.

Ребенок может различать своих и чужих. Бурно реагирует на появление в зоне внимания родных людей и недоверчиво затихает при виде незнакомцев. Может слышать изменения в интонации и реагировать плачем на серьезные или грубые нотки в голосе.

Что может ребенок в конце пятого месяца:

  • лежа на спинке, переворачиваться на живот и обратно;
  • с уверенностью держать головку и вертеть ей по сторонам;
  • недолго сидеть, опираясь спинкой;
  • выбирать понравившуюся игрушку;
  • долго «беседовать» сам с собой, прислушиваясь к своим звукам.

Ребенок в шестой месяц жизни

Это период, когда у малыша режутся зубки. Дискомфорт от набухших десен, возможное повышение температуры приводят к раздражительности и частому плачу.

Ребенок начинает перекладывать погремушки из одной руки в другую, часто намеренно бросает их вниз с целью увидеть падение. Делает робкие попытки встать на четвереньки. Если положить любимую игрушку в отдалении, может быстро перевернуться на живот и приложить все усилия, чтобы до нее добраться.

Продолжает осваивать речь, и в его лепетании могут появляться простейшие слоги: ма-ма, па-па. Причем в интонации явно проскальзывают подражающие родителям нотки. В это же время малыша можно включать в простые пальчиковые игры.

Несколько ослабевает сосательный рефлекс, стоит начинать приучать малыша есть с ложечки, присоединяя прикорм из однокомпонентного овощного пюре. Только вводить его нужно аккуратно, потому что желудочно-кишечный тракт ребенка еще не полностью развит. В это время нужно понемногу приучать пить из кружки. Прибавка веса – 600 гр, роста – 2-3 см.

Что может ребенок в конце шестого месяца:

  • садиться самостоятельно;
  • ползать способом «по-пластунски»;
  • пытаться подняться на четвереньки;
  • брать игрушки сразу обеими руками, бросать их;
  • играть в простые игры, хлопать ладошками;
  • находить глазами крупный предмет, который называет мама.

Ребенок в седьмой месяц жизни

Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.

Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.

Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.

Что может ребенок в конце седьмого месяца:

  • уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
  • вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
  • уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
  • показывать на предметы, запоминать их названия;
  • повторять некоторые действия взрослых;
  • смотреть на картинки в книжках, листать страницы.

Ребенок в восьмой месяц жизни

В этом возрасте малыш самостоятельно сидит без посторонней помощи. Может удерживать игрушки в обеих руках сразу. Продолжается осваивание навыка ползания.

У большинства детей появляется в это время до шести зубов, они учатся жевать пищу. Для этого варятся более густые каши, а тушеные овощи мнутся, а не протираются до жидкого состояния. Детские специалисты рекомендуют учить пережевыванию по возможности раньше, чтобы подготовить переход организма на «взрослое» питание. Ребенок может пить из специального поильника или из кружки.

Ест малыш через каждые 4 часа, а сон длится до 15 часов в сутки. Вес прибавляется примерно на 600 гр, а рост – на 1,5-2 см.

С удовольствием общается с родными людьми, может пытаться ими манипулировать, требуя постоянного присутствия. Узнает маму и папу на фотографиях. Много и охотно говорит, меняя громкость голоса, учится шептать за взрослыми.

Что может ребенок в конце восьмого месяца:

  • самостоятельно сидеть, вставать и переступать у опоры;
  • ориентироваться в знакомой обстановке;
  • выражать разные эмоции: восторг, удивление, недовольство;
  • говорить осознанно простые слова;
  • выполнять несложные действия по просьбе: покажи, принеси и т. д.

Ребенок в девятый месяц жизни

Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.

Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания. На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком.

В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.

Что может ребенок в конце девятого месяца:

  • эмоционально относиться к родителям;
  • пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
  • разворачиваться назад при ползании;
  • плачем и криком манипулировать родными людьми;
  • пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.

Ребенок в десятый месяц жизни

Месяц характерен тем, что ребенок меньше набирает вес — до 350 гр, рост увеличивается всего на 1 см. Но у него все лучше получается контролировать свое тело, быстрее осваивая при этом новые навыки и совершенствуя старые. Хорошо садится и встает без посторонней помощи, но еще придерживаясь за опору.

Меняется и режим дневного сна. Многим малышам бывает достаточно и одного отдыха. Но тогда стоит вечером укладывать спать пораньше. Продолжает увеличиваться рацион малыша, добавляется творог и кефир (можно давать до 100 гр в день). Не стоит кормить насильно, это может сформировать негативное отношение к определенным продуктам.

На десятом месяце ребенок все увереннее контролирует свои движения, совершает множество мелких действий пальчиками: мнет пластилин, рвет бумагу, перебирает маленькие игрушки. Чем лучше развитие получает мелкая моторика, тем быстрее развивается интеллект. Можно обратить внимание на то, какой рукой ребенок больше пользуется, левой или правой, от этого зависит, будет ли он левшой или правшой.

Начинают развиваться первые социальные навыки, родители помогают малышу играть в компании детей. С удовольствием хлопает в ладошки, топает и пританцовывает при появлении музыки.

Что может ребенок в конце десятого месяца:

  • из стоячего положения самостоятельно садиться;
  • пытаться называть окружающие предметы;
  • выполнять более сложные действия: открывает - закрывает, берёт - кладёт;
  • осознанно играть с игрушками: машинку катает, строит башню;
  • повторять за взрослыми жесты и мимику.

Ребенок в одиннадцатый месяц жизни

Энергия у малыша бьет через край, он использует любую возможность познакомиться с окружающим миром. Поэтому пытается забираться на стулья и диван, интересуется содержимым шкафов и тумбочек. Делает первые шаги самостоятельно и с удовольствием ходит за ручку с мамой. Может долгое время заниматься игрушкой или понравившимся предметом.

Малыш уже имеет несколько зубов, поэтому каждодневное меню обязательно включает в себя мясо и один раз в неделю нежирные сорта рыбы. Можно давать небольшие кусочки отварного картофеля и моркови. И специальные детские печенья и йогурты. За месяц прибавка роста составляет всего 1 см, вес увеличивается на 350 гр.

В этот период малыш понимает слово «нет», разбирается в маминой реакции, осознает, как поступил – хорошо или плохо. Некоторые называют предметы из окружающей обстановки.

Что может ребенок в конце одиннадцатого месяца:

  • пройти несколько шагов без опоры;
  • пытаться быть самостоятельным, сам одевает носки, ест ложкой;
  • кивать в утверждение, при отрицании качать головой;
  • брать маленькие вещи двумя пальцами – указательным и большим;
  • играть с родителями в сюжетные игры;
  • «читать», перелистывая книгу.

Ребенок в двенадцатый месяц жизни

Действие становится главной составляющей годовалого ребенка. Ходить за ручку или самостоятельно, принимать активное участие в процессах кормления и одевания, играть одному или с одногодками, исследовать все, что попадается на глаза – все это малыш может делать весь день с большим желанием.

Это время активного развития малыша, когда он начинает ощущать себя личностью, стремится многое делать самостоятельно (я сам!), капризничает в случае отказов и запретов. Психологи говорят о кризисе первого года, но он может коснуться не каждого малыша.

Многие мамы переводят малыша за общий стол, но это не означает, что можно его кормить наряду со взрослыми. Детское меню остается, добавляются овсяная и манная каши, сливочное масло.

Что может ребенок в конце двенадцатого месяца:

  • сидеть на корточках, вставать из этого положения;
  • пользоваться кружкой и ложкой, жевать пищу;
  • проявлять пристрастия в еде, отказываться есть то, что не нравится;
  • понимать, что ему говорят;
  • знать, как пользоваться бытовыми вещами: телефоном, расческой, веником;
  • разбирать и собирать игрушки, состоящие из нескольких частей;
  • разыскивать требуемый предмет.

Все рассказанное достаточно условно. Ребенок обязательно проходит в своем развитии многое этапы. Но если один малыш в год активно пытается бегать, то другой еще делает робкие попытки ходить. Кто-то с удовольствием общается со всеми людьми, а кто-то начинает громко плакать, увидев постороннего человека. Зависит это от того, в какой среде растет ребенок, от бытовых условий, от темперамента и характера малыша. Большую роль играет и наследственность.

Но не стоит сравнивать его с другими. Придет время, и малыш всему научится. Один год – это огромный этап в жизни ребенка от младенчества до самостоятельного человечка, который говорит, ходит, играет, смеется, понимает окружающих, становится настоящей личностью со своими вкусами и предпочтениями. И главное для любящих родителей – окружить его любовью и заботой, помогать и поддерживать, учить и воспитывать.