Что помогает понимать наших детей. Всегда ли мы понимаем наших детей? Мой любимый почемучка

Мы вырастаем и какое-то злое колдовство стирает из нашей памяти очень важное. Мы забываем, как это — быть ребенком, и от этого иногда совсем не понимаем, что происходит с нашими детьми. А они на нас дуются и все становится еще хуже. Эта подборка фильмов поможет нам заглянуть в детскую душу, вспомнить и понять.

Головоломка / Inside Out

Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. До определенного возраста эмоции живут в ладу друг с другом, но переезд в другой город, новая школа создают в голове Райли полную неразбериху, и, чтобы восстановить былое счастье девочки, эмоциям предстоит снова научиться работать сообща. Этот мультфильм наглядно показывает влияние внутреннего состояния на наше поведение и помогает понять мышление ребенка, взглянув на него изнутри.

Королевство полной луны / Moonrise Kingdom

American Empirical Pictures

Пара влюбленных подростков убегает из-под присмотра взрослых. Сэм бойскаут и сирота со сложным характером. Приемные родители с ним не ладят, другие бойскауты — тоже. Сьюзи, его подружка, — замкнутая двенадцатилетняя девчонка. Позже становится ясно, что, несмотря на причудливое поведение, беглецы ищут одного — уголок, где просто можно быть счастливыми. Очень красочный и своеобразный фильм, который стоит посмотреть всей семьей.

Август Раш / August Rush

Warner Bros.

Эван Тэйлор — сирота, который воспитывается в детском приюте. У него есть уникальный талант к музыке, ведь его родители были музыкантами. Эван верит, что сможет найти своих родителей, и убегает из приюта в Нью-Йорк, где ему приходится играть на улице. Тем временем мать Эвана узнает, что сын не погиб при родах, а жив и ищет ее. Она тоже отправляется на поиски сына. Душещипательный фильм с прекрасным музыкальным сопровождением.

Оливер Твист / Oliver Twist

Sony Pictures

Оливер Твист — круглый сирота, выросший в приюте при местной церкви. Не выдержав издевательств со стороны надзирателей, Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку мелких преступников. Мальчик терпит неудачу при первой же краже, однако мистер Браунлоу, задержавший маленького воришку, решает вместо тюрьмы отвести Оливера к себе домой. Отличная экранизация классического произведения.

Приключения коряжки / Knerten

Paradox

Малыш — сообразительный и озорной мальчик, он недавно переехал из города в деревню и еще не успел найти новых друзей. Однажды, копаясь в груде веток и сучков, он находит интересную с виду сухую ветку, которая становится его воображаемым другом — Коряжкой. Малыш весело проводит с ним время, пока мама и папа усиленно работают. Но может ли вымышленный друг заменить родителей?

Воровка книг / The Book Thief

Fox 2000 Pictures

Накануне Второй мировой войны девятилетняя Лизель переезжает в Мюнхен к своим приемным родителям и с их помощью учится читать. Постепенно чтение становится ее жизненной потребностью, и Лизель начинает воровать книги — ведь это единственный доступный способ понять события, происходящие вокруг нее: гонение на евреев, антифашистское движение, унижение и голод. Книги помогают девочке справиться со всеми тяготами и написать свою собственную историю жизни.

Хористы / Les Choristes

France 2 Cinéma

Фильм рассказывает о детях с непростым характером и тяжелой судьбой. В интернате для трудных подростков под названием «Дно пруда» появляется новый педагог Клеман Матье. В отличие от других преподавателей он не прячется за завесой равнодушия от этих несчастных мальчишек, а пытается понять и узнать их лучше. С этой целью герой создает хор, который помогает одному из мальчиков раскрыть свой уникальный природный талант. Человек с открытой душой рано или поздно добьется признания даже самых трудных детей.

Том Сойер / Tom Sawyer

Neue Schönhauser Filmproduktion

Одна из экранизаций детского романа наглядно показывает обыденную жизнь двух хулиганов — Тома и Гека. Воровство яблок, бесконечные шутки над взрослыми, рыбалка и игры в пиратов — вот их примерный распорядок дня. Но однажды безудержная фантазия приводит мальчиков ночью на кладбище, где они становятся свидетелями таинственного преступления, с которого и начинаются их невероятные приключения. Фильм рекомендован к просмотру всей семьей.

Отрочество / Boyhood

Detour Filmproduction

Режиссер Ричард Линклейтер снимал свой фильм «Отрочество» на протяжении двенадцати лет. Он начал повествование в 2002 году и провел его через годы, наблюдая за членами одной семьи. Главный герой — юный Мэйсон, которому к началу съемок было 6 лет, год за годом наблюдает за тем, как меняется жизнь вокруг него, как меняются его родители, и с годами делает все более значимые выводы о мире, что его окружает. Очень искренний и реалистичный фильм.

Общество мертвых поэтов / Dead Poets Society

Touchstone Pictures

Семь юношей — ученики престижной академии в США. В первый же день мальчики встречают нового преподавателя — Джона Китинга (Робин Уильямс), методы преподавания которого коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет. Учитель показывает героям всю красоту поэзии и вдохновляет их идти по жизни своим путем. Эта история о надеждах и желаниях, а также о значимости людей, которые когда-то научили нас чему-то важному и правильному.

Лариса Бондаренко
Эссе на тему: «Наши дети - узнать, понять, принять»

Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю – малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму – давай быстрее, мама, побежим! Наверно – это вот и есть ответ – ценнее нашего труда на свете нет!»

Л. Ф. Евстратикова.

Написав эти строки, ловлю себя на мысли, что каждый день, проделывая, путь, от дома до места работы, я ни разу не задумывалась над тем, что за плечами уже постепенно копится багаж из лет и зим, вёсен и осенних золотых, а порою, и непогожих деньков. А багаж весом почти в20 лет для педагога – это действительно багаж! Но как-то незаметно он копился, множился, по семейным обстоятельствам даже приходилось переезжать в другой город и менять свой родной детский сад на другой. Но от этого количество воспитанников не менялось, хотя дети в другом городе заметно отличались. Таким образом, приобретался опыт методом проб, ошибок, повторений, терпения и огромного желания работы с детьми.

Природа создает детей очень прихотливо и сложно, ведь дети во многом очень похожи на нас, взрослых. И общаясь с ними, странно мы этого не учитываем. Мне кажется, что для начала необходимо осознать проблему непонимания детей большинством взрослых. Взрослый считает, что проблемы тут вообще никакой нет, что никакого особого труда для понимания детей прикладывать не нужно. Нужно только кормить, одевать, учить, лечить, следить за поведением. Но в этом мы заблуждаемся : ребенок требует общения, а мы знаем, что общение с ребенком происходит через игру. А в процессе игры можно организовать прогулку за город, сделать что-то вместе по дому, вместе смотреть мультфильмы, и прочитать хорошие детские книжки. Через понимание, мы ближе узнаем ребенка . Чем ближе мы его узнаем , нам легче его принять таким , какой он есть.

Понять и принять ребенка не всегда удается легко. Это труд души, требующий терпения и любви к детям. Ребенок по своей натуре исследователь. А взрослым нужно действовать личным примером к подражанию. Это единственный способ завоевать уважение детей. Он изучает наше поведение, реакцию на происходящее окружающего нас мира, и в то же время старается подражать во всем.

Нужно осознать, что путь понимания ребенка – это и путь работы над собой. Мы видим в детях отражение своих качеств, действий, взглядов. А иногда достаточно лишь наблюдать, и быть при этом терпеливым и разумным. Проблема некоторых родителей может быть в том, что они боятся потерять контроль над ребенком. Тогда родители любыми методами стараются оставить за собой право вмешиваться в его жизнь. Очень важно сохранить между родителями и детьми доброжелательные, дружеские, отношения с взаимным уважением интересов одного к другому.

Если мы хотим понять , насколько уютно чувствует себя ребенок в семье, предложим ему нарисовать, например, свою семью. Пусть малыш рисует, как этого желает он сам. Дело в том, что дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно.

В один прекрасный момент, мы понимаем, что наши дети - это наше зеркало , они выросли с нами - в нашей семье, а не где-то на улице. Если ребенок ведет себя, вызывающе, то надо понять , что он хочет нам этим сказать. Поведение ребенка - это попытка передать свое сообщение родителям. Но родители бывают не в состоянии понять намерения ребенка , воспринимают его по-своему и реагируют в соответствии с этим.

Главное, мы должны понять и принять , что все дети разные . Каждый ребёнок обладает в какой-то степени гениальностью. Наши дети могут нас , и своих родителей, не понимать, но мы, взрослые, понимать и принимать их с их детскими гениальностями просто обязаны. Особенно трудно понять и принять детей , если родители, и их дети - люди совершенно разные.

Ну а в чем же все-таки ключ к пониманию ребенка? Мне кажется, в том, чтобы учиться видеть в маленьком человеке глубину его души. Ориентируясь на такую задачу, мы учимся видеть действия и переживания ребенка с точки зрения развития его души, и раскрытия данных ему возможностей. Мы учимся чувствовать страдания детей и их радости. Мы учимся строить свои действия не как «подгонку» растущей личности под наши интеллектуальные схемы и жизненные привычки, а как реальную, конструктивную, осмысленную помощь в будущем.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Макаренко А. С.

Относитесь к своим детям с уважением - так, как нам бы хотелось, чтобы относились к нам.

Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда

Ребенка нужно не воспитывать, а растить! Ю.Б. Гиппенрейтер

17 высказываний опытного российского психолога

Про воспитание.

Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
-Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
-Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.

Про непослушание.

Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
-Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
-Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
-Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
-Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
-Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.

Про самооценку.

Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
-Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.

Про школу.

Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
-Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
-Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
-Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание
помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
-Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.

Ю.Б. Гиппенрейтер

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Расписание, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Из-за чего у детей возникает комплекс неполноценности?

Детская психология

Просмотрено

Модель воспитания ребенка, который привык ставить условия

Все о воспитании

Просмотрено

Что делать, если чужой взрослый отчитывает Вашего ребенка

Это интересно!

Просмотрено

Токсикоз во время беременности. Что делать будущей маме?

Все о воспитании

Просмотрено

9 вещей, которые ваша мама держала в тайне. До слез…

Советы родителям

Просмотрено

6 советов, которые помогут беременным женщинам легко рожать без использования болеутоляющих!

Советы родителям

Просмотрено

Самые эффективные Развивающие ИГРЫ для ГОДОВАСИКОВ!!!

Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость — думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда — разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение — своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.

При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно — осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?

Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции — значит, нащупано ваше поле для работы . Что касается меня, то мои вечные уроки — это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.

Двое детей — это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.

Мои уроки

Дочка — упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии — она не будет этого делать.

Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным — во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители — либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.

И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один — изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать — отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости — не проходят. И даже хождение на горшок — до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы — может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»

Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:

  • умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
  • умение четко обозначать правила и самой следовать им — иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
  • терпение, терпение, терпение!!
  • умение в каждом действии искать смысл;
  • умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.

Младший сын — совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато — совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного — от мамы... Его уроки немного другие:

  • смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
  • принятие — да, он вот такой;
  • сострадание;
  • чуткость;
  • гибкость.

А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!

Как успешно пройти материнские уроки?

  1. Первое, что так необходимо — осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
  2. Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
  3. Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала .
  4. Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
  5. Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!

А чему вас учат ваши дети?