Эдвардианский силуэт – мифы и реальность. Обувь и аксессуары

В октябре 1894 г. скончался император Александр III. Хотя он почти год болел, его смерть оказалась неожиданной для общества и близких. Цесаревич Николай Александрович записал в дневнике: «Боже мой, что за день!.. Голова кругом идет, верить не хочется - кажется до того неправдоподобной ужасная действительность». Как наследник престола Николай II получил хорошее образование, чему способствовали и его учителя. Обучение наукам дополнялось опытом военной службы (строевая служба в гвардии, командование ротой, потом эскадроном) с получением соответствующих званий: штабс-ка- питан (1887), капитан (1891), полковник (1892). В семье был установлен строгий распорядок, и цесаревич не пренебрегал занятиями, хотя, как пишут многие авторы, звезд с неба не хватал. Хорошие манеры, образование и общее воспитание, приучившее к сдержанности, располагали к нему окружающих. Эти черты и молодость царя (26 лет) вселяли обществу надежды на будущее благополучие России. Но сам Николай II чувствовал себя неуверенно, записывая в дневнике: «Я не подготовлен быть царем. Я не могу управлять империей. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами». Александр III не приобщал цесаревича к делам государственного управления. У нового императора не было и собственного глубокого, всестороннего представления о своей роли верховного правителя огромной империи в ту переломную эпоху, в которую он встал у кормила власти. Обыденность этих воззрений Николая II выразилась в переписном листе в его известной записи о роде занятий: «Хозяин земли русской».

Начальные шаги молодого императора, в частности его замечания в адрес земских и дворянских собраний в январской речи 1895 г., показали следование курсу усопшего отца в неуклонной охране самодержавия. Предлагаемые преобразования российской жизни обычно вызывали у него отклик: «Даст Бог, постепенно так и сделаем». Различные уступки делались в безвыходных ситуациях и под давлением других лиц, что влекло по прошествии кризиса стремление минимизировать начатые преобразования и отдалить тех, под влиянием которых они проводились. В проводимой царем политике и принимаемых решениях не чувствовался опыт пребывания у власти. Несоответствие личности правителя огромной страны масштабам и сложности стоящих перед ним проблем, необходимость следовать воле более сильных людей развивали у Николая II недоверие, скрытность, хитрость и упрямство. Это часто затрудняло выработку и реализацию политических мер, деятельность органов верховного управления. Отмеченные черты Николая II объективно предопределили большую роль его окружения. В начале царствования особым влиянием пользовались мать Мария Федоровна и дяди императора, великие князья Владимир, Алексей и Сергей Александровичи, занимавшие важные государственные посты.

С начала 1900-х гг. постепенно усиливает свое воздействие на Николая II его жена - императрица Александра Федоровна. Венчание царя с гессенской принцессой Алисой, внучкой английской королевы Виктории, состоялось сразу после кончины Александра III. И современники, и исследователи отмечают властность императрицы, склонность к мистицизму, религиозную экзальтированность и полное неведение русской жизни. Долгое ожидание наследника, его врожденная тяжелая болезнь (гемофилия) способствовали развитию у Александры Федоровны истерии.

На рубеже XIX-XX вв. как высшее законосовещательное учреждение действовал назначаемый императором Государственный совет, рассматривавший новые законы или законодательные предположения своих членов. По-прежнему оставался в бездействии Совет министров, падала роль Комитета министров, но резко возросло при отсутствии ответственного правительства влияние отдельных министров, прежде всего внутренних дел и финансов. В течение всего царствования сохранялась практика учреждения временных Особых совещаний, комиссий и комитетов, которые были эффективным каналом воздействия на монарха клана высших сановников. Вплоть до 1905 г. в выработке внутриполитического курса была необычайно велика роль обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Внушая императору архаичные представления о характере самодержавной власти в России, он стал главным идеологом реакционно-кон- сервативного внутриполитического курса. В царствование Николая II резкое возрастание роли высших сановников происходило в силу несоразмерности масштабов личности императора и его министров, обладавших широтой государственного кругозора, более четким пониманием современных задач государственной политики. Такие министры, как С. Ю. Витте, И. Н. Дурново, В. К. Плеве, П. А. Столыпин, были крупными администраторами, отличались организаторскими способностями. В окружении Николая II не раз появлялись лица, не принадлежавшие к императорской семье или сановной элите, но сыгравшие заметную роль при принятии отдельных решений внутренней и внешней политики (князь В. П. Мещерский, ротмистр А. М. Безобразов, жандармский полковник С. В. Зубатов и др.). Постоянно около императорской четы находились весьма экзальтированные представители из числа официальных служителей православной церкви и лица, поведение которых не укладывалось в традиционные нормы ортодоксальной религии.

Мы продолжаем радовать вас новыми рубриками – на этот раз мы хотим осуществить грезы тех, кто мечтал стать экспертом по моде: для них, а также для всех неравнодушных к стилю ретро, заводим рубрику «История моды XX века», в которой будем рассказывать о самых популярных фасонах, цветах, обуви и аксессуарах разных эпох.

1900-е годы: «Золотая эпоха»

Belle Epoque по-французски, The Age of Opulence по-английски – как только не называлась эпоха с 1900 по 1910 год в истории. Это время расцвета нуворишей – «новых богачей», которые неспешно прогуливаются по набережным Биаррица, катаются на лошадях в лондонском Hyde Park, посещают Metropolitan Opera в Нью-Йорке и, конечно, задают моду этого времени. Центром мира моды является Париж – здесь процветают кутюр, роскошные платья шьются неделями и только вручную, богато украшаются перьями, кружевом и вышивкой и демонстрируются на выставках, а затем отправляются в гардеробы своих состоятельных владелиц. Это время сближается с нашей эпохой поиском модных кумиров – модные журналы, только-только появлявшиеся в продаже, пока уступают открыткам с фотографиями популярных актрис, королевских особ и других икон стиля, look’и которых принято было копировать. Одним из таких примеров была Александра Датская – английская королева с 1902 года, тетя Николая II и жена Эдуарда VII.

Женская одежда в 1900-х: фасоны и цвета

В эту эпоху женская одежда все еще переживает влияние моды XIX века, подчиняясь четкому дресс-коду, изменять которому в высшем обществе не принято.

В 1900-е женский наряд подразумевал как минимум три части: это нижняя рубашка из тонкого хлопка, иногда с кружевными оборками, поверх нее узкий корсет на завязках (несмотря на то, что в эту эпоху уже начинают появляться первые публикации в прессе о вреде корсетов, модницы по-прежнему готовы страдать ради тонкой талии), а затем длинное платье . Надеть все это на себя было нелегкой задачей, девушкам помогали служанки, и их сборы перед выходом в свет занимали порой несколько часов.

Можно сказать, что в эту эпоху мода не переживала кардинальных перемен: большинство дизайнеров делали акцент на одни и те же фасоны, стараясь перещеголять друг друга в пышности декора и дороговизне ткани, выбранной для наряда. Платья создавались с силуэтом «песочные часы» с неизменной тонкой талией, подчеркнутой мягким поясом или лентой с бантом. Юбки вечерних платьев имели всегда длинный шлейф, в то время как повседневные платья могли спереди обнажать ноги до щиколотки. Пальто имели синонимичный приталенный силуэт, но чаще всего с объемным верхом в виде рукавов-буф или мехового воротника. Одежда для выхода в свет шилась из дорогого шелка и шифона, теплая зимняя одежда – из шерсти, бархата и натурального меха, повседневные и спортивные платья – из льна и легкого хлопка. Для декора дневных и вечерних платьевдизайнеры в изобилии использовали кружево, оборки, тесьму и вышивку.

Что касается цветовой гаммы, то в 1900-е в моде были пастельные тона – светло-розовый, молочный, бежевый, небесно-голубой и приглушенный бирюзовый (тот самый, в который сегодня окрашивают коробочки Tiffany’s). Верхняя одежда из практических соображений была темного цвета – черного, серого, пурпурного.

Обувь, аксессуары и детали в 1900-х годах

Маленьким модным фетишем эпохи 1900-х были чулки : они имели дневной и вечерний вариант, каждый из которых отличался по цвету и декору. Например, вечерние чулки, как правило, были черного цвета и украшались кружевными вставками в виде вертикальной широкой полоски или «змейки». Самой популярной моделью обуви в это время были туфли на низком каблуке в виде рюмки, который назывался louis, и с декоративной пряжкой, бантом или пуговицами спереди.

Революционным это десятилетие стало лишь для такого легендарного женского аксессуара, как сумка: если в начале 1900-х сумочки из бархата на длинных веревочных ремешках были практически бесполезной вещицей (женщины носили в них только papier poudré – салфетки с пудрой), то уже спустя несколько лет сумки неожиданно стали незаменимым аксессуаром и существенно увеличились в размерах. Но все же они не могли стать популярнее и значимее главного аксессуара эпохи 1900-х – шляпы: широкополая, тяжелая и щедро украшенная страусиными перьями, бисером, цветами из ткани и лентами, она стала практически модным символом этой эпохи.

Мода в период 1900-1909 годов в европейских и находящихся под их влиянием странах была во многом верна традициям моды 1890-х годов . Это время характеризуют высокие жёсткие воротники, широкие женские шляпы и причёски в стиле девушек Гибсона . Введённый в конце десятилетия парижскими кутюрье новый колоннообразный силуэт с заниженной талией стал предвестником конца эпохи корсетов как неотъемлемой части женского гардероба.

Женская мода

Молодые женщины переняли у мужчин высокие жёсткие воротники и узкие галстуки.
Реклама воротников, 1907 г.

В 1897 году силуэт стал стал значительно тоньше и длиннее. Блузки и платья закрывались спереди наглухо и в начале XX века имели напуск впереди - «голубиную грудку» над узкой талией, скошенной наперёд. Талия часто подчёркивалась лентой или ремешком. Вырезы часто сопровождались очень высокими воротниками на рёбрах [ ] .

Юбки волочились по полу, часто имели трены , в середине десятилетия даже у дневных платьев. Новый силуэт, с более широкой талией, подчёркнутым бюстом и узкими бёдрами начали представлять парижские модные дома. К концу десятилетия самые модные юбки укоротились до лодыжек . Силуэт в целом стал уже и прямее, начав тенденцию, которая продлилась непосредственно до первой мировой войны .

В начале 1910 года в обзоре богатых учениц выпускных классов частных женских школ Нью-Йорка утверждалось, каждая выпускница в среднем тратила на одежду в год $556 (около $14 000 в ценах 2014 года ), исключая нижнее бельё и потратила бы в четыре раза больше, имея неограниченный бюджет .

Спортивная одежда и одежда на заказ

Непритязательную, шитую на заказ одежду надевали для мероприятий на свежем воздухе и путешествий. Английская блузка, женская блузка покроя мужской рубашки с высоким воротником, стала повседневной дневной одеждой и униформой работающих женщин. Шерстяной или твидовый костюм состоял из юбки длиной до лодыжки и соответствующего ей жакета, модницы носили его с лисьим мехом и огромными шляпами. На рубеже столетий получили популярность два новых головных убора: мотоциклетная вуаль для вождения автомобилей и матросская шляпа-канотье с широкими полями для тенниса, велосипедных прогулок и игры в крокет.

Расцвет высокой моды

Десятилетие также отмечено полным расцветом парижской «высокой моды » как законодателя стилей и силуэтов для женщин любого класса. Модельеры направляли одетых по последней моде манекенщиц на скачки на ипподром Лоншамп , а фотографы моды определяли создателей конкретных образов .

В 1908 году Кало Сер (Callot Soeurs), Мадлен Вьёне (Madeleine Vionnet) из модного дома Жака Дусе , и Поль Пуаре предложили новый силуэт . Стили назывались по-разному: Merveilleuse (Щегольской), Directoire (Директория) и Empire (Империя), отсылая к французской моде эпохи ампира начала XIX века, на которую походили их узкие юбки и завышенные талии.

Новые стили отличались облегающим силуэтом с завышенной талией или вовсе неприталенным, длиной юбок до лодыжки и длинными, похожими на туники жакетами, требовал"и особого «прямолинейного» корсета. Парижский корреспондент журнала «Vogue » описывал новый облик как «всё более и более прямой… объём бюста меньше, объём бёдер меньше, а объём талии больше… До чего тонкий, до чего изящный, до чего элегантный…!» .

Причёски и шляпы

В середине десятилетия носили огромные широкополые шляпы, отделанные множеством перьев и иногда даже украшенные чучелами птиц (например, те, кто мог себе это позволить, украшались чучелами самцов колибри) или декорированные лентами и искусственными цветами. В моде были массы вьющихся волос, закреплённые сверху (при необходимости, на подушечках из конского волоса, которые назывались «крысами») и собранные в узел . Большие шляпы надевали к вечерней одежде.

К концу десятилетия шляпы получили свисающие вниз небольшие поля, которые затеняли лицо и низкие тульи . Общий эффект тяжеловесности остался.

Обувь

Обувь была узкой и зачастую на ней делался акцент. Её отличал оттянутый мысок и средней высоты каблук. Производились и были доступны модели со шнуровкой, пуговицами и лакированной кожей. Существовала обувь на любой случай: туфли на шнурках для строгих костюмов, туфли-лодочки с ремешками для праздничных выходов или лакированные лодочки с перламутровыми пряжками и, наконец, боты, часто отороченные мехом для спасения от холода при поездках в экипажах зимой .

Галерея стиля 1900-1906

    Модная иллюстрация лета 1901 года демонстрирует скошенную талию, лиф «зобастый голубь», маленькие вырезы и большие шляпы, украшенные лентами.

    Снимок трёх сестёр около 1902 года демонстрирует английские блузы с «голубиной грудью» и бывшие основой одежды для среднего класса юбки-колокола.

    Модные летние вечерние платья в 1906 году имели короткие рукава или длиной в три четверти. Некоторые дамы носили шляпки, а мужчины надевали смокинги.

Галерея стиля 1907-1909

    Костюм для гольфа 1907 года состоит из строгого жакета и такой же юбки длиной до лодыжек с накладными карманами.

    Пальто для вождения автомобиля. Их носили с модными шляпами, обёрнутыми вуалью, крагами и зачастую - защитными очками, 1907 год.

    Платья Поля Пуаре открывают путь новому силуэту, завышенной талии и узким юбкам до лодыжек, 1908 год.

    Газетная вставка за 1908 год демонстрирует более консервативный крой, нежели последние парижские моды, но талии располагаются выше, фигура тоньше и более прямая, чем в первую половину десятилетия.

    Верх фартука скроен по фасону с голубиной грудкой, 1909 г.

    Костюм высокой моды 1909 года имеет узкий силуэт. Лиф прилегает более плотно к телу, хотя талия по прежнему скошена, а тулья шляпы высока.

    Платья 1909 года имеют новый приталенный силуэт с завышенной талией и сочетаются с высокими шляпами.

Мужская одежда

Вытянутый, стройный, атлетичный силуэт, характерный для 1890-х годов, оставался актуальным. Преобладали короткие стрижки, бородки были менее острыми, стало модным завивать усы.

Костюмы для разных сфер жизни

Пиджаки прямого кроя, предшественники смокингов, продолжали вытеснять сюртуки в качестве одежды для неформальных и в полуофициальный мероприятий. Носили как костюмы-тройки, состоявшие из просторного пиджака и соответствующих ему жилету и брюкам, так и сочетающиеся пиджак и жилет с контрастирующими брюками или сочетающиеся пиджак и брюки с контрастным жилетом. Обычно костюмы были однобортными. Брюки стали короче, чем раньше, часто имели отвороты, а складки на них утюжились новым инструментом - прессом для брюк. Что касается жилетов, их крой сохраняется, популярна высокая застёжка, открывающая только часть галстука с узлом. Костюмы из льна и хлопка носили в тёплый период, шерстяные - в холодный. Зимой в городе носились шерстяные пальто длиной до колена или до середины икры.

Помимо традиционных пиджаков, были популярны блейзеры классического тёмно-синего (navi) и более ярких цветов, а также полосатые фланелевые пиджаки. Они выкраивались с накладными карманами и медными пуговицами. Были и просторные пальто подобного стиля, с накладными карманами и фактурными пуговицами. Такая одежда была предназначена для активного отдыха, парусного спорта и другой относительно чистой не городской деятельности.

Что касается тех видов загородной деятельности, где загрязнения и контакт с агрессивной средой были обычным делом, для них продолжали использовать норфолкский пиджак. Его шили из прочного твида или аналогичного материала, дополняли несколькими складками на груди и спине, а также тканым поясом, который стягивал пиджак по талии. В комплекте к пиджаку шли и бриджи с застёжкой под коленом, а вместе они составляли норфолкский костюм. Такое платье хорошо подходило для езды на велосипеде за городом или игры в гольф .

Для официальных утренних и дневных мероприятий в Европе и крупнейших городах мира было принято надевать визитку с брюками в полоску. Наиболее формальным вечерним костюмом оставался тёмный фрак и подходящие ему брюки с тёмным или светлым жилетом. Менее формальным был смокинг с отделанным спереди шёлком или атласом воротником-шалью, плавными скруглёнными лацканами и одной пуговицей. Смокинг полагалось надевать к формальному ужину дома или в мужском клубе с белой сорочкой, чёрным жилетом и чёрным галстуком. Однако стоит отметить, что активно распространялись смокинги именно в США. Консервативные английские круги до Первой мировой войны считали появление в смокинге вопиюще вульгарным и непристойным и стали свыкаться с ним только в 1920-е годы.

Зимой носили пальто длиной до колена или длиной до икр.

Сорочки и галстуки

Верхняя сорочка могла иметь либо не иметь воротник. В случае же, если его не имелось, нужно было надевать чистый каждое утро. Ходить без воротника считалось недостойным джентльмена и этим промышляли только нищие, бедняки и небогатое сельское население. Характерный эпохе воротник высокий и жёсткий. Костюмные рубашки были жёсткими спереди. Иногда их спереди декорировали специальными запонками, а застёгивали рубашку сзади.

Были популярны полосатые сорочки, который можно было носить в неформальных случаях. С фраком полагалось надевать белый галстук-бабочку, фрачную сорочку и специальный воротник под бабочку. Среди повседневных галстуков был популярен узкий фасон. Для дневных и утренних мероприятий завязывался пластрон , для вечерних - галстук-бабочка.

Обувь и аксессуары

Обязательной частью официального костюма для высшего общества оставался цилиндр . Для повседневной носки использовались шляпы-хомбург из мягкого фетра и жёсткие котелки . В жаркую летнюю погоду в неформальных ситуациях одевалось соломенное канотье .

Среди мужской обуви можно выделить туфли, ботинки и сапоги. Первые два типа были на шнуровке, сапог же был сплошным и без застёжек. Туфли как правило носились в городе при тёплой погоде и на приёмах в помещении. При прохладной и холодной погоде в городе, а также за городом обычно носили ботинки, закрывавшие щиколотку. Среди цветов можно выделить оттенки чёрного, серого и коричневого. Для особо официальных случаев были предназначены парадные ботинки с белым верхом и пуговицами по бокам. В эдвардианскую эпоху появились классические оксфорды - мужские туфли с закрытым типом шнуровки, когда союзка нашита поверх берцев. Норфолкский костюм носился с шерстяными гетрами до колена и крепкими кожаными ботинками на шнуровке. Если же нужно было отправиться на охоту, можно было надеть кожаные краги либо заменить ботинки на полноценные сапоги.

В холодную пору в городе носились шерстяные шарфы, кожаные перчатки, зимние шляпы. На случай скверной погоды за городом имелись плащи, пальто, шарфы, шляпы и шапки грубого покроя (твид, шерсть и некоторые другие материалы). Городские аксессуары были более утончёнными, нежели практичные загородные.

Галерея стиля 1901-1905 годов

Наступал год 1900, на плечах его была тяжёлая ноша - он стал последним в девятнадцатом веке, который почти уже свое отжил, так и не решив самые животрепещущие задачи - ни настоящие, ни будущие.

Люди в России очень ждали эту временную веху, как будто год 1900 мог ответить на все эти жгучие вопросы современности и прояснить неизвестности будущего. Они не могли знать, но наверняка чувствовали, что именно нашему отечеству предстоит сделаться той самой мировой силой, в которой многие народы увидят равноправие и справедливость. Год 1900 наступал. Во дворцах праздновали с карнавалами и фейерверками. В хижинах пили, плакали и молились.

Конец девятнадцатого века

Встречая 1900 год, в Российской империи люди старались радоваться. С одной стороны - человечество развивалось, уже и дирижабли вот-вот полетят, и первые самолёты парили в небе, по Петербургу проехал трамвай, да и автомобилям на городских улицах уже не так остолбенело удивлялись. Открывали светящиеся витрины всё новые и новые магазины. Жители городов заворожённо смотрели немые фильмы в кинотеатрах.

Да и людей в городах становилось всё больше. Россия 1900 года уже начала непрекращающийся до сих пор процесс оттока сельского населения к более хлебным местам. Как и теперь, на заработки уезжали взрослые мужчины - в мастеровые чаще всего. Женщины находили места в услужении. Даже детишек отдавали "в люди".

Петербург 1900 года был уже городом-миллионником. Быстрыми темпами прирастала Москва и все другие более или менее индустриальные города. Миллион и двести тысяч было население 1900 года только в Петербурге.

Противостояние

С середины девятнадцатого века продолжалось состояние вражды между правительством и оппозицией, которая, несмотря на сокрушающие действия царской охранки, всё так же тяготела к террору. Россия 1900 года не дала угаснуть этому полувековому конфликту. Напротив, ветер времени превратился в бурю. Однако события 1990 года говорят о том, что в стране была не одна только радикальная оппозиция. Появилась и либеральная.

К правительству она была гораздо более лояльна. Да и народные массы пока не слишком хорошо понимали, кто именно пьёт кровь простолюдинов. Крестьянство, люди посадские, казачество царя-батюшку любили. А вот пролетариат - нет. А его становилось всё больше. Промышленность развивалась исключительно быстрыми темпами. На мануфактурах рабочий день продолжался до двенадцати часов. Рабочих давили штрафами, не выплачивая за их труд положенного. Но лучше обо всех этих условиях рассказывать подробно и по порядку.

Исследование

Существуют работы первых российских социологов, написанные в конце девятнадцатого века, содержащие точные цифры и факты об условиях, в которых оказалась Россия 1900 года. Выходили статистические сборники, исследовались своды отчётов инспекторов фабрик. И все эти сведения вошли в труды С. Г. Струмилина и С. Н. Прокоповича.

Первый был самым знаменитым дореволюционным статистиком и экономистом, в 1931 году стал академиком, а умер в 1974-м. Второй - социал-демократ и народник, масон, министр продовольствия Временного правительства, выслан из страны в 1921 году, умер в Женеве в 1955-м. Царский режим, тем не менее, жёстко критиковали оба. У этих абсолютно разных людей нарисована одна и та же Российская империя 1900 года. Они ничего не приукрашивали. Они ничего не замалчивали. Этим сухим цифрам вполне можно верить.

Рабочий день и заработная плата

В Петербурге и губернии зарплата рабочего (средняя месячная) составляла 16 рублей 17,5 копеек. Но копейка 1900 года никак не может равняться даже с современной сотней рублей. Если умножить эту сумму на 1046, получим эквивалент суммы, которую получил бы рабочий в 2010 году. Получается около семнадцати тысяч рублей. После революции 1905 года у некоторых категорий рабочих заработная плата немного подросла. Однако после уплаты неимоверных штрафов чаще всего на руки и половину этой суммы рабочий не получал. А нужно было снимать квартиру для семьи, питаться, одеваться...

В 1897 году по специальному указу был установлен рабочий день для пролетариата, занятого в индустрии. Законодательная норма предписывала не занимать рабочих более 11,5 часов в сутки. Нужно отметить, что в 1900 году, а также и находящиеся более далеко, собственных рабочих тоже свободным временем не баловали. Только далёкие австралийцы работали на заводах по восемь часов. Германия, Австрия, Италия, Бельгия - по одиннадцать, Норвегия, Дания, США - по десять.

События

1900 год получился исключительно знаковым. Не только в календарном своём значении. Действительно, близилась эра некоторого количества светлых годов (просьба простить за вольную цитату). В мае 1900 года завод "Новое адмиралтейство" в Петербурге спустил на воду новёхонький крейсер. Он до сих пор носит всё то же знакомое каждому человеку название - "Аврора".

В этом году больших народных волнений отмечено не было. Но весь этот период (1900 - 1917 годы) оказался на них чрезвычайно богат. Уже в 1901-м этот процесс пошёл. В 1902-м взволновались крестьянские губернии Харькова и Полтавы, начались массовые стачки рабочих с демонстрациями в Киеве, Одессе, Златоусте и ещё двух десятках больших городов по всей стране. Далее, в 1905-м, после Цусимского сражения, народ был в ярости от действий собственного правительства, разорившего страну и, тем не менее, позорно проигравшего Русско-японскую войну. Брожение всё усиливалось и уже начинало принимать формы организованной борьбы.

Расколовшееся общество

Разделились на десятки партий самой разной направленности. Единства в этом движении почти не было на тот момент, каждая партия защищала собственные узконаправленные платформы, однако именно оппозиция и стала тем двигателем, который направил страну по пути к революции. Крупнейшими на начало двадцатого века были (социал-революционеры), кадетов (конституционные демократы), РСДРП (социал-демократы), октябристов и СРН (члены Союза русского народа).

А ещё были народные социалисты, прогрессисты, анархисты, украинская народная партия и огромное множество других. Идеологические построения и практическая деятельность всех российских партий на тот момент не слишком отличались друг от друга, более того - идеология часто бывала смешанной настолько, что и не разобрать: то ли она правая, то ли левая. Состав партий тоже был повсеместно пёстрым: в одной ячейке собирались и крестьяне, и рабочие, и образованная интеллигенция. Именно там готовились стачки и демонстрации, именно оттуда приходили в народ агитаторы.

Возвращение к террору

Поражение в Русско-японской войне совпало с глубочайшим кризисом, который испытывало российское общество. Позитивно настроенных людей почти не осталось ни в столицах, ни в провинции. Слишком очевидны были недостатки существующей власти, слишком сильно подорвана государственная сила и мощь. Настроения в России 1905 года были настолько революционными, что даже забыт был с надеждой встреченный новый 1900 год. Время шло, а ситуация не выправлялась, ошибки множились, а правительство и царь-батюшка неимоверно далеки были от народа.

Чуть не ежедневно стали случаться убийства государственных деятелей. Нападения совершались всё более изощрённо и нередко заканчивались успешно. Впрочем, и в остальном мире творилось то же самое. В народе уже не называли деятелей многочисленных партий бунтовщиками, им сочувствовали, им помогали. Даже очень умные и богатые люди поддерживали будущих революционеров (вспомним промышленника Мамонтова, а он был далеко не единственным меценатом оппозиционных движений).

Кровавое воскресенье

Девятого января 1905 года огромная процессия рабочих решила накоротке поговорить с царём-батюшкой о своих проблемах. Ведь не доносят ему о народных бедах! Он добрый, он поможет, просто нужно ему рассказать правду. Так наивны были люди, до сей поры не знавшие революций! Царь им навстречу не вышел, но вышло войско. Состоялся массовый расстрел демонстрантов с петицией.

И это вероломное и крайне недальновидное решение заставило народ взорваться первой русской революцией. Возмущены были все - от последнего крестьянина до первого интеллигента. Что уж говорить о рабочих, которые быстро вооружились, выстроили баррикады в обеих столицах и многих других городах.

Одновременно по глубинке прокатились крестьянские бунты - горели казённые леса и барские усадьбы, разорялись лавки местных богачей. Царь спешно опубликовал свой Октябрьский манифест, но изменить ситуацию уже было невозможно. Накопленным обидам нужен был выход. Нельзя сказать, что "весь пар ушёл в свисток". Во всяком случае, не только эсеры, но и появившиеся в 1903 году большевики проделали впоследствии огромную работу над ошибками.

Затишье перед бурей

К 1907 году гайки в общественных свободах пришлось закручивать до самого конца. В 1906-м состоялось покушение на премьер-министра Столыпина, который был вынужден предпринять, как мягко выражаются сегодняшние либералы, "самые строгие меры". Охранка, действительно, свирепствовала. Революционеры постепенно утекли за границу, но и там продолжали свою деятельность. Одна газета "Искра" чего стоит! Именно из неё и разгорелось пламя прекрасно подготовленной и успешно закончившейся революции. Кстати, родилась газета всё в том же 1900 году, как и крейсер "Аврора".

А в стране революционные настроения не то чтобы стихли, они спрятались глубоко в подполье. Промышленность продолжала развиваться, и после событий 1905 года хозяева предприятий уже побаивались по-прежнему издеваться над рабочими. Даже заработная плата всюду повысилась. Закончились несколько неурожайных лет, и хлеба в империи стало так много, что его начали продавать.

Как всегда бывает перед большими событиями (да и во время больших событий), особо чуткая часть населения начала реагировать адекватно: наступил серебряный век поэзии, высоко поднялся русский балет (Дягилев покорил весь мир), получил исключительную популярность театр, стала звучать совсем другая по наполнению музыка, и живописцы удивляли новым и не вполне понятным почерком.

Первая мировая

Недолго страна процветала, в 1914 году летом началась война, первая среди самых страшных. Воевать пришлось против Германии и Австро-Венгрии. Народ ещё тогда возненавидел всё немецкое, даже столица переименована была в Петроград. Война шла весьма негладко, всё чаще вспоминалась несчастная Цусима. Возобновились беспорядки, упрёки правительству и императору лично всё более множились. И были поводы. Развлекающийся отстрелом кошек на прогулках царь, не постеснявшийся танцевать на балу сразу после Ходынки и Кровавого воскресенья, приблизивший к себе "святого старца" Распутина никому нравиться в тот момент и не мог.

Распутин "рулил" военными действиями, назначал и смещал министров и военачальников. Он даже других Романовых не побаивался. Так был смещён великий князь Николай Николаевич, а Николай Второй, занявший место главнокомандующего, терпел одно поражение за другим. И армия хороша, да командир плох. Снова наступила череда неурожайных лет, да ещё страна в войне увязла. Вернулся в города голод, а с ним и беспорядки. Финансовая система государства пыталась пережить этот крах. Но так и не пережила его.

Февраль 1917-го

Началось всё со всеобщей забастовки в феврале 1917-го. Жители городов активно митинговали. В Петербурге такой митинг расстреляли на Знаменской площади, лишив жизни одномоментно более сорока тысяч человек. Столько же впоследствии поумирали от ран. После такого страна встала на дыбы. Николай Второй уже не был способен поменять в этой жизни хоть что-то. Будущие белые офицеры Гражданской войны принудили государя подписать отречение от престола, после чего он был вместе с семьёй арестован и препровождён в Царское Село.

Страну возглавило Временное правительство, которое тоже не вполне знало, что с этой страной делать. На всякий случай выпустили из тюрем уголовников. Начались повсеместно грабежи и убийства. На фронтах было ещё хуже. Солдаты уже очень устали проигрывать войну и не менее сильно хотели домой. Офицеров обезоруживали, срывали с них погоны, они разбегались. С немцами "братались".

А в Петербурге тем временем был организован Совет рабочих, где было и крестьян, и солдат немало. Из-за границы поступали настоятельные советы относительно его деятельности. И через некоторое время в страну нелегально вернулся Владимир Ильич Ленин.

"Временные? Слазь!"

Уже с июля 1917-го всем стало понятно, что Великой Октябрьской Социалистической Революции - быть. Когда была расстреляна Временным правительством демонстрация, всё уже было решено. "Вся власть - Советам!" - кричали её лозунги. Ленинская партия была запрещена, а ему пришлось пожить в финском шалаше, где и созрел план свержения Временного правительства, не способного к действиям - ни мирным, ни военным.

25 октября были захвачены петербургские банки и телеграфы, а во главу власти встали Совет народных комиссаров и Владимир Ильич Ленин. Временное правительство было арестовано. Зимний дворец взят. Но Первая мировая война в нашей стране продолжилась Гражданской, потому что белые офицеры привели с собой войска четырнадцати государств-оккупантов. И только через два года наступил, наконец-то, мир. Тоже не слишком долгий.