«Хозяйка Медной горы» главные герои. Образ и характеристика хозяйки медной горы сочинение по рассказу бажова

В этом рассказе речь идет о крепостном Степане, который работал на рудниках. Однажды он встретил Хозяйку медной горы и проходил все испытания, которые она ему задавала. Она обещала выйти за него замуж, но у него уже была невеста. Хозяйка во всем ему помогала, он получил вольную и женился на Настеньке. Но счастлив не был. Так и умер возле того рудника, возле которого повстречал первый раз Хозяйку. А рядом с ним сидела яшерица и плакала.

Рассказ “Хозяйка медной горы” учит быть честными, порядочными, преданными и верными. Всегда держать свое слово и тогда все возратится вам таким же добром. Он учит быть смелым, и не бояться наказаний.

Читать краткое содержание Бажов Медной горы Хозяйка

Однажды к простым селянам приставили очень злого приказчика, который заставлял их работать на шахтах, добывать руду, малахит и многое другое. Он постоянно бил всех, кто не работает, да и тех, кто работает тоже бил. Он постоянно их порол, не давал и минутки, чтобы передохнуть. Ему было все равно, стар человек или больной, все должны работать. Однажды один из заводских Степан с еще одним пошли смотреть покосы, так главный приказал, но, потому что очень сильно уставали на рудниках, уснули.

Во сне Степан почувствовал что кто-то рядом возле него сидит. Проснулся и увидел девушку неземной красоты. Это была Хозяйка медной горы. Он испугался, а она предложила ему поговорить. Вокруг него ползало много ящериц,это было все войско Хозяйки. Она сказала, чтобы он не раздавил их, ведь он вон какой большой, а они все маленькие. Она попросила сказать приказчику, что Хозяйка медной горы приказала, чтобы оне убирался и не портил ее “железную шапку”, а не то она сделает ему намного хуже, да еще велела никому не говорить о ней и не рассказывать ничего. Еще хозяйка пообещала, что если Степан исполнил ее поручение, то она за него замуж выйдет. И обернулась на ящерицу с человеческой головой, и уползла. Долго Степан в себя прийти не мог.

Придя к рудникам, Степан думал, что страшнее, гнев приказчика или гнев Хозяйки, но решил сказать все то, что передала Хозяйка. Он вздохнул и передал все слово в слово. Очень тогда разгневался приказчик и велел выпороть Степана, а потом посадить в в шахту с очень плохой рудой и приковать цепью. Долго Степан мучался там, как вдруг начал добывать хорошую руду и подумал, что не забыла о нем Хозяйка, позаботилась. Как вдруг появилась и она сама. Она сказала, что должна выполнить обещание.

Ее ящерицы освободили парня от цепей и Хозяйка повела Степана смотреть свое приданое. А оно у нее было очень очень и очень богатым. Разная медь, руда, и очень много малахита. Он был повсюду. У другого б уже глаза разбегались и он бы бросался на Хозяйку, но не Степан. Он сел и сказал, что не может на ней жениться, ведь у него есть уже невеста, Настя сирота, он уже ей обещал жениться. Хозяйка вовсе не разозлилась, а наоборот, она обрадовалась и сказала, что Степан правильно поступил, что не предал свою невесту и что это было еще одно испытание. Она за это подарила парню малахитовую шкатулку с украшениями. Но вобщем она расстроилась, потому что был по душе ей Степан. Потом стала плакать, а слезы ее превратились в драгоценности, она отдала их Степану и велела ее забыть и никогда не вспоминать.

Он вернулся обратно в ту шахту, и обратно был прикован к камням. Тут по стране разлетелось то, что царица захотела малахитовую глыбу, срочно ей она почему-то была нужно, кто найдет, тому вознаграждение, а селянам вольную. Степану сразу же сказали. Один из подопечных приказчика заметил, что Степан добывает хорошую руду. Тут он сразу сказал что здесь добудет любой дурак и поставил на место Степана своего племянника, а юношу приставил к очень плохому месту, где и нет ничего. Но тут Степан увидел Хозяйку, которая помогла ему добыть глыбу, а у племянника были все те же обманки.

Тут пришел сам приказчик и в вознаграждения Степана и всех остальных отправил в очень опасную шахту, на верную смерть.Как не просили все, как не умоляли приказчика, что только не делали, а он все равно это сделал, угрожая плеткой.Ведь хотел, чтобы всех там привалило, а все вознаграждение ему досталось только ему одному. Но и там Хозяйка во всем помогала Степану. А приказчика она закаменила, и он просто рассыпался. Вот тогда все и радовались, свобода. Глыба досталась Степану и Слава и вознаграждение тоже досталось ему, и вольную ему дали. А про приказчика только слухи ходили, что его в шахте камнями привалило. Все радовались, что наконец-то свобода, а царь очень долго поплакал за этим приказчиком.

Женился Степан, и слава про него прошлась по всему Петербургу, и дом построил, и семью завел, и детки у него были, а все равно был несчастен. Вот бы ему радоваться да спокойно жить, но все равно грустил, не мог успокоиться, вспоминал о той Хозяйке. Хоть и приказала Хозяйка его забыть, а думал он только о ней. Каждый день брал ружье и ходил на охоту, но добычи домой ни разу не приносил. Ведь ходил он к тому руднику, все о Хозяйке думал да в рухах ее слезы держал.

А дома родилась у него дочка, да так она была похожа на хозяйку, прям маленькая копия. Настенька смотрела на нее и думала, что не их это ребенок. Вообще Настенька постоянно думала, она видела, что со Степано не то что-то, чувствовала, что не любит он ее, а о другой думает. Очень сильно она горевала, а Степан каждый день все ходил к тому месту, ходил...Так и умер Степан там, но с улыбкой на глазах, да с теми драгоценностями в руках. А пой сей день ходят слухи, что возле него была ящерица, которая плакала.

Картинка или рисунок Медной горы Хозяйка

  • Краткое содержание Крутые горы Лиханов

    Началась война. Когда это произошло, никто не осознавал что случилось. Я, совсем еще мальчишка, радостно провожал отца на фронт. Я и не догадывался, что нас ждет впереди. Осознание происходящего приходило потихоньку

  • Она покровительница шахтеров и рудокопов, владеющая всеми богатства ми Уральских гор: захочет — подведет доброму работнику жилу с редкими камнями и богатой рудой, прогневается — обрушит штольню или затопит выработку. А уж если кто сильно ей насолит, то месть может быть и вовсе ужасной

    (см. сказ «Приказчиковы подошвы»). Но в целом она скорее покровительница бедных и честных людей, и хотя строга, но не зла.

    Собой же она очень хороша: темноволосая зеленоглазая красавица в платье из "малахитового шелку": это может быть и малахит, и лазурит, и что угодно — а в её покоях, где каждая комната выложена своим поделочным камнем, платье и вовсе может меняться от помещения к помещению. И конечно, она носит украшения из драгоценных камней. Второе обличье Хозяйки Медной горы — зеленая ящерка в короне; у таких ящерок узоры на спине и правда чем-то напоминают малахит.

    Владения Хозяйки распространялись на всю округу, местом же ее постоянного обитания считалась Азов-гора в окрестностях поселка Полевской. Отсюда и одно из имен Хозяйки — Девка Азовка. Среди других ее имен, распространенных в старину на Урале, — Горная матка, Каменная девка (баба), Золотая баба, Малахитница.

    Главные качества Хозяйки Подземного царства — суровость и справедливость, благосклонность к добрым людям и безжалостность к злым. Или, говоря словами самого Бажова: «Худому с ней встретиться — горе и доброму — радости мало».

    Ей подвластны стихии, животное, растительное и минеральное царства.

    В сказе «Каменный цветок» Хозяйка Медной горы является Даниле-мастеру близ Змеиной горы и уводит его в свои подземные чертоги. Другими словами, владения Хозяйки — повсюду под землей.

    Но наиболее значимым местом всегда оставалась Азов-гора. Есть в ней некая незримая сила, которая притягивала сюда людей на протяжении многих веков и тысячелетий. Ведь именно здесь обнаружена была первая руда, про которую отрапортовали в столицу самому царю Петру. Однако нашедшие руду стрельцы обнаружили ее в старых копях, где среди остатков древних орудий труда разбросаны были и кости давних рудокопов, что само по себе свидетельствовало о древности горного дела на Урале.

    Уже в XX веке археологи отыскали на Азов-горе следы медеплавильного производства, а незадолго до Отечественной войны, в 1940 году, группа подростков нашла у одного из скальных выходов потрясающий клад, состоящий из сорока бронзовых предметов (в основном птицеобразные существа).

    Пять предметов были утрачены (украдены) еще до того, как находку сдали в музей. За полвека были сделаны некоторые эпизодические дополнения, но в полном объеме уникальный клад стал доступен для всеобщего обозрения лишь в XXI веке: в 2001 году он выставлялся в Екатеринбургском краеведческом музее, в 2002 году — в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Происхождение клада и его последу ющая судьба до сих пор остаются загадкой.

    Не менее загадочно и само имя Азов-горы.

    Не вызывает сомнения созвучность данного оронима с древним самоназванием Азовского моря и города Азова, расположенного на берегу Дона неподалеку от впадения последнего в Таганрогский залив. Совпадение топонимов явно не случайно и связано с этнолингвистической общностью некогда обитавших здесь народов. Языковое родство названий как раз и доказывает былое родство этносов, точнее — их прошлое единство.

    Применительно к индоевропейским народам это доказывается сравнительно просто. Незадолго до смерти решением данной проблемы как раз и занимался всемирно известный норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал (1914-2002). В ходе организованных и профинансированных им археологических раскопок он намеревался обнаружить в районе Азова прародину викингов и место пребывания — не более не менее — скандинавских богов!

    В своих изысканиях Хейердал опирается на географическую и историческую энциклопедию, составленную в XIII веке великим исландцем Снорри Стурлусоном и названную им «Круг земной».

    Именно здесь говорится о том, что владыка скандинавского пантеона Один проживал со своим народом на территории юга России в городе богов Асгард, первый слог которого совпадает с названием Азова (и Азовского моря), если этот топоним (и гидроним) читать как Асов. Затем, по мнению Хейердала, предводитель протонорвежцев увел из этих мест свой народ, опасаясь нашествия римлян, чтобы поселиться в Скандинавии.

    Это произошло примерно в V веке нашей эры. Где-то около Дона находилось и древнейшее святилище скандинавов, которое они называли Ас-Хоф. Именно Ас-Хоф Тур Хейердал считает тождественным названию Азов.

    Как можно понять из некоторых скандинавских саг, громовержец Один был некогда обыкновенным человеком, лишь впоследствии обожествленным. И будущих викингов он привел в Скандинавию, судя по всему, именно из Приазовья. Однако данная миграция древних скандинавов с Юга на Север вторична.

    Задолго до этого в результате глобального космопланетарного катаклизма те же прапредки норвежцев (и других северных народов) уже однажды мигрировали в составе нерасчлененной индоевропейской этнокультурной общности, но в другом направлении — с Севера на Юг (что случилось не менее пяти тысяч лет тому назад).

    Впоследствии же, опираясь на древние родоплеменные предания и тайные знания об оптимальном маршруте (спустя много веков превратившемся в путь «из варяг в греки»), скандинавы вернулись на свою историческую (гиперборейскую) прародину.

    Но гиперборейские миграции, вызванные космопланетарным катаклизмом и резким похолоданием в северных широтах, проходили и через другие регионы современной России, и в частности — через Уральский. Здесь также имеется множество топонимических следов, оставленных гиперборейскими переселенцами, давшими впоследствии все этническое пестроцветие современных народов. Одним из них и является Азов-гора.

    С ней связаны также легенды об исполинской пещере, про которую Бажов поведал в сказе «Дорогое имячко». Пещера та занимает все пространство внутри горы, наделена якобы тайной колдовской силой, и вход в нее до поры до времени закрылся, только стон да плач иногда из-под земли раздается.

    Считается, что в ближайшее время туда вообще никто не сможет проникнуть. Между тем в сакральном подземном пространстве хранится колоссальная библиотека, в коей сконцентрированы все древнейшие знания, накопленные задолго до появления современных людей. Всего таких библиотек на Урале десять.


    Вопрос о сакральном символизме Хозяйки Медной горы и ее атрибутов достаточно сложен и имеет несколько уровней постижения. Даже если ограничиться одними лишь символами, связанными с ключевыми понятиями, то уже здесь обнаруживаются поразительные параллели и взаимные соответствия исходных мифологем. Например, из древнегреческого мифа о Данае известно, что аргосская царевна была заточена своим отцом глубоко под землей в медном дворце, куда к ней и проник Зевс в виде золотого дождя.

    Налицо символическая триада — «медь — золото — подземный мир», легко и органично проецируемая на владения Хозяйки Медной горы. Образ Хозяйки Медной горы (несомненно, но в конечном счете) восходит и к общемировой мифологеме Великой Богини-Матери, поставить знак равенства между уральской владычицей и Белой богиней не представляется возможным хотя бы по причине несовпадения их цветовых характеристик: Малахитница, понятно, зеленого цвета, а никак не белого.

    Зато тотчас же напрашивается аналогия между носительницей малахитового одеяния и Зеленой Тарой — одной из двух главных ипостасей «ламаистской богородицы», сердобольной спасительницы, заступницы и утешительницы, которая восприняла многие черты древней Великой Богини.

    * * *

    Понятно, что Хозяйка Медной горы объявлялась на Урале повсюду, а не только в старом Сысертском горнозаводском округе, куда входила Сысерть — место рождения Бажова — и Полевской, близ которого и располагалась Медная гора (иначе Гумёшкинский рудник). И вообще известна она повсюду, где есть горы (и даже где их нет). Ибо образ Хозяйки горы — не специфический уральский феномен, а явление общемирового порядка.

    Сквозной линией и в различных своих ипостасях проходит оно через разные исторические эпохи и вехи мировой культуры. Подчас мифологема визуализируется в самых неожиданных обличьях, не сразу узнаваемых под завуалированными временем личинами.

    Вот, например, Тангейзер — герой средневековой немецкой легенды (баллады), хорошо известный из одноименной оперы Рихарда Вагнера (1813-1883). Фабула саги и либретто, написанного на ее основе самим композитором, общеизвестна. Молодой рыцарь-миннезингер попадает в любовные тенёта не кого-нибудь, а самой богини Венеры. Он забывает о цветущей земной жизни в ее безжизненных подземных чертогах.

    Я не оговорился — именно подземных, ибо соответствующие фольклорной основе сцены «Тангейзера» происходят не где-нибудь в роскошной долине или на берегу лучезарного моря, а в глубокой и мрачной пещере внутри горы Герзельберг (что в переводе означает «не потухшая огненная зола»), которая своими очертаниями напоминает гигантскую гробницу. Именно здесь, согласно древнегерманским представлениям, находились подземные владения властительницы зимы и метели Хольды. В Средние века она была отождествлена с античной Венерой, а ее горное убежище получило в народе прозвание Венусберг.

    Людям, живущим в XXI веке, многие мифологические образы и сюжеты приходится усваивать через посредство позднейшей беллетристики. Если последняя — классика, а не современная ремесленная поделка, то можно вполне быть уверенным, что имеешь дело с добротной основой, отображающей подлинное народное мировоззрение. Сказанное относится и к Хозяевам горного мира.

    Взять, к примеру, классическое творение великого норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) — драматическую поэму «Пер Гюнт», целиком и полностью построенную на материале норвежского фольклора. Обширный эпизод здесь (озвученный в хорошо известной музыкальной миниатюре другого великого норвежца — Эдварда Грига) происходит в глубокой горной пещере и связан с историей дочери Горного короля — безымянной Зеленой принцессы, по статусу своему, как и ее отец, являющейся Хозяйкой гор.

    Между прочим, мотивы, сходные с уральским и европейским фол ьклором, можно при желании обнаружить в весьма отдаленных странах, скажем в Японии. Здесь знакомые черты Хозяйки Медной горы обнаруживаются у богини священной горы и символа Страны восходящего солнца — Фудзиямы. Имя подземной владычицы, живущей в глубокой пещере вместе с драконом, — Сэнгэн-сама. В японских средневековых легендах рассказывается о встрече с ней самурая Тадацунэ. В отдельных моментах это повествование напоминает сюжеты бажовских сказов.


    Далее можно переместиться и на другой континент, например в знойную Бразилию. Легенда-сказка «Договор с ящерицей».

    Здесь тоже волшебница из глубокой пещеры, могущая обернуться то безобразной старухой, то соблазнительной девушкой, а то и ящерицей (чувствуете знакомый колорит?), одаривает бедного юношу несметным богатством, правда в несколько необычной форме: всего-навсего одной золотой монетой, которую никакими способами невозможно истратить, — на ее месте тотчас же появляется другая. Остальное в этом бразильском сплаве индейского, негритянского и португальского фольклора — почти как в подземных чертогах Хозяйки Медной горы или в пещере Горного короля:

    «Теперь гаушо (португалоязычный эквивалент испаноязычного “гаучо” — так называли метисов, рожденных индейскими женщинами от отцов европейского происхождения. — В.Д.) видел гору насквозь, точно она была прозрачной.

    Он видел все, что происходило в ее недрах; ее обитатели: ягуары, скелеты, карлики, прекрасные девушки, гремучая змея — все сплелись в один клубок, все кружились, все извивались в красном пламени, которое вспыхивало и гасло во всех подземных коридорах, из которых шел дым, шел всё гуще и гуще; рев, крики, визг, вой, стоны сливались в гул, который стоял над гребнем горы. Морщинистая старуха превратилась в ящерицу, ящерица — в мавританскую принцессу, мавританская принцесса — в прекрасную индеанку из племени тапуйяс <…>».

    * * *

    Конкретный матриархальный типаж — правда, теперь уже Хозяйки не Подземного царства, а степных южноуральских просторов, где также повсюду обозначены горные и скальные отроги Уральского хребта — можно увидеть на древнем рисунке, найденном в районе Кыштыма (Челябинская область), откуда, впрочем, и до бажовских мест — Сысерти и Полевского — рукой подать. Обнаженная юная дева с двумя мечами, заложенными в набедренные ножны.

    Не менее колоритны в представлении сибирских народов и мужские хозяева гор. В центре Кузбасса, в отрогах Кузнецкого Алатау расположена Горная Шория, где испокон веков живет древний народ шорцы, говорящий на одном из тюркских языков (близких к хакасскому). Они почитают не Хозяйку, а Хозяина гор — с зелеными волосами, такими же глазами и в каменных сапогах. О встрече с ним рассказывается в легенде о Железной горе (Темиртау).

    В подземный дворец Хозяина гор попал однажды бедный охотник и был одарен полным мешком драгоценных камней. И был среди них один совсем неприметный камень — тяжелый и бурый. Решили его испытать огнем, бросили в жаркий очаг, и потекла вдруг из раскаленного добела камня огненная жидкость. Застыв, она превратилась в твердый и ковкий металл. Так было открыто железо.

    По всему миру распространены мифологические рассказы о духах — хозяевах гор. И не только среди народов-насельников крупных горных систем и массивов, таких, к примеру, как Урал, Алтай, Саяны, Кавказ и др.

    Страница 1 из 2

    Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.
    День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.
    Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.
    В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
    Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
    - Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
    А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.
    «Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать.
    Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
    - Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
    Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.
    - Некогда, - говорит, - мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.
    Она посмеивается, а потом и говорит:
    - Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.
    Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит - ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.
    Девка смеется.
    - Не расступи, - говорит, - мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. - А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.
    Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:
    - Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет.
    Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, - как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан - батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.
    - Ну, теперь признал меня, Степанушко? - спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается.
    Потом, мало погодя, и говорит:
    - Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.
    Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:
    - Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
    - Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи, да, смотри, не забудь слов-то:
    «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душнóму козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».
    Сказала это и прищурилась:
    - Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

    И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:
    - Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, - душнóму козлу, - с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!
    Парень даже сплюнул вгорячах:
    - Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.
    А она видит, как он плюется, и хохочет.
    - Ладно, - кричит, - потом поговорим. Может, и надумаешь?
    И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.
    Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а он еще, - и верно, - душнóй был - гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать - тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.
    Думал-думал, насмелился:
    - Была не была, сделаю, как она велела.
    На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:
    - Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душнóму козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.
    У приказчика даже усы затряслись.
    - Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!
    - Воля твоя, - говорит Степан, - а только так мне велено.
    - Выпороть его, - кричит приказчик, - да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что - драть нещадно!
    Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, - тоже собака не последняя, - отвел ему забой - хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, - крепость. Всяко галились над человеком. Надзиратель еще и говорит:
    - Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, - и назначил вовсе несообразно.
    Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит - ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.
    «Вот, - думает, - хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».
    Только подумал, вдруг звосияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним.
    - Молодец, - говорит, - Степан Петрович. Можно чести приписать. Не испужался душнóго козла. Хорошо ему сказал. Пойдем, видно, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отпорна.
    А сама принахмурилась, ровно ей это нехорошо. Схлопала в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала:
    - Урок тут наломайте вдвое. И чтобы на отбор малахит был, шелкового сорту. - Потом Степану говорит: - Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.
    И вот, пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет - все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она.
    - Дальше, - говорит, - на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.

    На форуме упомянули Малахитовую пещеру, и я вновь вспомнила о своей любимой Хозяйке Медной горы, образе, который дошёл до нас благодаря творчеству Бажова. И недаром, видать, вспомнила: приехав за город, обнаружила в своём страйкбольном ботинке - ящерку, Посланницу Хозяйки:) Значит, и она меня не забывает:)

    Между прочим, а кто-нибудь знает, как зовут Хозяйку? Ну, то есть, ясное дело, люди на Урале зовут её Хозяйкой, это понятно, но имя-то у неё есть? Есть одно имя, которое носит гора на,Южном Урале - Иремэль. И - есть в этом имени что-то очень эльфийское: как подумаю - вижу её зелёные глаза и чёрные косы. Стала искать информацию об этом - вот что нашла:

    Есть на Южном на Урале
    Гора Большой Иремель
    Высотою она выше
    Окружающих земель

    Там хозяйка золотая
    У подножия стоит,
    Путников благословляя
    За порядком она бдит.

    "Иремэль" означало на тюркском языке "желание".
    Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища. Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России. НЛО видит каждый второй. Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины.

    Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

    Да, это очень похоже, что её имя. А учитывая, что Хозяйка живёт в горе и хорошо знает все минералы, и может помочь путнику - мне кажется, она близка к нольдор. И - как бы звучало её имя по-нольдорски? А очень просто - Иримэ . И ведь, по источникам, была у короля Финве дочь с таким именем.
    "Кроме сына Феанаро, рожденного от Мириэль Сэриндэ, о котором уже говорилось выше, у Финве были также два сына и две дочери, рожденные от брака с Индис, сестрой Ингве.
    Иримэ: «Прекрасная» ирима. «Материнское имя» — Лалвендэ, или Лалвен («смеющаяся дева»); «она отправилась в изгнание с братом своим Финголфином, который был ей дороже всех из ее родни». В Синдарин ее имя не меняется, поскольку соответствует языку по духу.

    Бажов Павел сказ "Медной горы Хозяйка"

    Главные герои сказа "Медной горы Хозяйка" и их характеристика

    1. Степан Петрович. Молодой парень, работящий и честный. Увидел красоту Хозяйки и не смог ее забыть, не прошел третье испытание, а через то и умер от тоски.
    2. Хозяйка медной горы, волшебное существо, могла превращаться в ящерку. Не добрая, не злая, но любит красоту камней, и посмеяться, поиграть с людьми, а от игр тех людям только беды.
    План пересказа сказа "Медной горы Хозяйка"
    1. Сон на траве
    2. Появление Хозяйки
    3. Наказ Хозяйки
    4. Степан и приказчик
    5. Степан в худом забое
    6. Степан идет в гости к Хозяйке
    7. Третье испытание и подарок
    8. Глыба в 100 пудов
    9. Малахитовые камни
    10. Вольная
    11. Нет в жизни счастья
    12. Смерть Степана.
    Кратчайшее содержание сказа "Медной горы Хозяйка" для читательского дневника в 6 предложений
    1. Встретил однажды на покосе Степан Хозяйку Медной горы, и поручила она слова обидные приказчику передать
    2. Передал Степан слова, его высекли и в плохой забой поставили
    3. Повела Хозяйка Степана в гости и жениться уговаривала, но Степан отказался и подарок получил
    4. Нашел Степан глыбу в 100 пудов, но обманул его приказчик
    5. Выпросил Степан вольную и нашел камни для колонн
    6. Женился Степан, тосковал и умер в лесу рядом с ящеркой.
    Главная мысль сказа "Медной горы Хозяйка"
    Красота подземных сокровищ и их Хозяйки сводит людей с ума и счастья лишает.

    Чему учит сказ "Медной горы Хозяйка"
    Сказ этот учит ценить настоящую человеческую красоту, красоту любимой девушки, а не мертвую красоту драгоценных камней и их Хозяйки. Учит быть честным и верным, учит не быть жадным до легкого богатства.

    Отзыв на сказ "Медной горы Хозяйка"
    Это очень красивая и трогательная история. Мне очень жаль несчастного Степана, который не смог найти покоя после того, как увидел красоту Хозяйки и ее сокровища. Но так же мне немного жаль саму Хозяйку, потому что она вечно обречена на одиночество и от этого она оплакивала Степана, которому не желала зла.

    Пословицы к сказу "Медной горы Хозяйка"
    Богатство человека от смерти не избавит.
    Чего не воротишь, про то лучше забыть.
    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    Краткое содержание, краткий пересказ сказа "Медной горы Хозяйка"
    Однажды два заводских парня пошли смотреть траву для покоса. Стояла жара и они прилегли отдохнуть на травку. Старший заснул, а младшего словно что-то в бок кольнуло.
    Оглянулся он и видит девку ладную с косою черной. Верткая, подвижная, как ртуть.
    Смекнул парень, что то Хозяйка Медной горы, ведь на девке платье было из каменного малахита.
    А Хозяйка увидела парня и зовет его: "Иди, Степан Петрович, поговорим".
    Отнекивался Степан, но подошел все же. Окружили его ящерки, а Хозяйка говорит, чтобы не пугался парень.
    Наказала она ему слова свои приказчику передать, душным козлом назвать, да чтобы с Красногорского рудника ушел. Да пообещала замуж за Степана выйти, коли тот все в точности передаст.
    Жениться Степан не хотел, но слова точно передал. И обиделся приказчик, выпороть велел, да в самый худой забой приковали Степана.
    Начал Степан стену долбить, глядь, вода куда-то ушла, со стен малахит сыпется.Тут и Хозяйка пришла, позвала на приданное смотреть. Сняли ящерки кандалы и пошел Степан вглубь горы за Хозяйкой.
    Показала она ему комнаты богатые с каменными цветами, и привела в большой зал, с алмазами и стенами из малахита. Показала Хозяйка свое приданое и вновь спрашивает, женится ли на ней Степан.
    А у Степана невеста была, так он Хозяйке и сказал.
    А та не осерчала, а напротив похвалила, сказала, что то второе испытание ему было. Подарила Хозяйка для невесты Настеньки малахитовую шкатулку и наказала Степану про нее не вспоминать. Это третье испытание было.
    Вернулся в свой забой Степан, тут и надзиратель пришел. Увидел гору малахита, удивился, перевел Степана в другой забой, а сюда племянника поставил. Только у племянника пусто, а у Степана снова густо.
    Понял тут надзиратель, что Степан с нечистой силой связался, да приказчику доложил. А тот потребовал от Степана глыбу малахитовую в сто пудов найти, да за это обещал на волю выпустить.
    Нашел Степан глыбу, да только на волю его не пустили. Зато сам барин приехал и потребовал камни найти, чтобы можно было два столба по 15 сажень сделать.
    Степан уже ученый был, потребовал сперва вольную для себя и невесты. Ругался барин, но бумагу дал.
    Нашел Степан им камни и вольным стал.
    С тех пор в шахтах камень и перевелся - Хозяйка знать гневалась.
    Да и Степан счастья не нажил. Женился, дом поставил, а все грустный ходил и хворый.
    А потом стал с ружьем в лес ходить, там и нашли его мертвого. А рядом ящерка зеленая сидела и вроде как плакала.
    В руке Степана нашли горсть медных изумрудов, целое богатство, да рассыпались они в пыль, как стали их из руки Степана доставать.

    Рисунки и иллюстрации к сказу "Медной горы Хозяйка"