Имант зиедонис разноцветные сказки. Творческая продуктивная речевая деятельность "Жёлтая сказка"

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, в связи с этим можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осœенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осœенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осœень тоже золотая, потому что всœе вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осœеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осœеннему городу и представим, что собираем желтые осœенние лис­тья. Вставайте в круᴦ.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в «Желтую сказку» прибежали из осœеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок - «Трубочку». Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка - трубочка» выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осœеннюю картину». Задавая вопросы, логопед привле-

кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она принято называть?

Дети. «Желтая сказка».

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке всœе желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем всœе желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Οʜᴎ похожи на шарики. Οʜᴎ желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осœень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью всœе желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осœенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.

Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Желтой сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Желтая сказка

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, поэтому можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осень тоже золотая, потому что все вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]


Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осеннему городу и представим, что собираем желтые осенние лис­тья. Вставайте в круг.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в «Желтую сказку» прибежали из осеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение «Улыбка», а слоненок - «Трубочку». Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете «Улыбку», а если я покажу слоненка, вы сделаете «Трубочку».

Упражнение «Улыбка - трубочка» выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по «Желтой сказке». [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая «осеннюю картину». Задавая вопросы, логопед привле-


кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она называется?

Дети. «Желтая сказка».

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке все желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем все желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Они похожи на шарики. Они желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью все желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.


Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В «Желтой сказке».

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Светлана Ткаченко
Интегрированное занятие «Желтая сказка» для детей старшей группы

Желтая сказка

Интегрированное занятие в старшей группе

Музыкальный руководитель Ткаченко С. М.

МБДОУ «Ромашка» Ст. Гиагинская

Цель : развитие чувственно-ассоциативного восприятия цвета и звука посредством освоения психофизиологического компонента искусства.

Задачи :

знакомство с желтым цветом ;

овладение навыками работы с гуашью;

развитие воображения, ассоциативного мышления на материале сказки о желтом цвете ;

развитие чувственного восприятия на основе вкусовых ощущений (кислый, сладкий, горький) ;

развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми образами (через сравнение вкусовых ощущений с ощущениями, вызванными музыкальными фрагментами);

формирование представления о желтом цвете на основе природных материалов;

формирование личностного отношения к желтому цвету как к игровому и реальному материалу;

расширение эмоционального опыта на материале сказки о желтом цвете ;

побуждение ребенка к реализации собственных чувств и ощущений в «картине» о желтом цвете , к словесному выражению переживаний и ощущений.

Оборудование : мольберты – 10 штук; фортепиано, синтезатор .

Материалы для учащихся : бумага для рисования, художественная гуашь, кисти.

Методический материал :

большой лист бумаги с нарисованными на нем желтыми пятнами различной формы;

желтые фрукты , овощи, продукты : яблоко, кусочек дыни, лимон, луковица, мед;

музыкальный материал – музыкальные темы Н. Басиной : «Сладкая» , «Кисленькая» , «Горькая» ; приветственная игра «Здравствуйте» М. Картушиной; песни : «Солнечный зайчик» на слова Л. Степановой, муз. Равоса и Нилссон; «Наш художник Осень» И. В. Павленко.

Сценарий занятия

Дети проходят в зал под веселую музыку, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом.

Исполняется «Музыкальное приветствие» :

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Кивают головой

Доброе утро, здравствуйте! Протянуть руки вперед, ладони развернуть вверх

Здравствуйте, здравствуйте, всем привет! Махи руками над головой

Здравствуй! – услышим в ответ. Хлопки в ладоши

Педагог по ИЗО спрашивает у каждого ребенка, какого цвета «здравствуй» он хотел бы получить в подарок. Дети предлагают разные варианты : синее, красное, зеленое «здравствуй» . Музыкальный руководитель, меняя силу, тембр своего голоса, «проигрывает» разные варианты «здравствуй» , а педагог по ИЗО «дарит» их детям. Кто-то из детей попросит желтое «здравствуй» , педагог «подхватывает» это желтое «здравствуй» и начинает «желтую сказку » .

Педагог по ИЗО. Вы знаете, ребята, кто больше всего на свете любит желтое «здравствуйте» ? Желтое «здравствуйте» любят солнечные зайчики. Летом, когда солнышко было большим, сильным и очень жарким, к нам в мастерскую прибегали солнечные зайчики. Ребята, кто из вас видел солнечных зайчиков? А какие они, солнечные зайчики?

Дети рассказывают , а педагог рисует на листе ватмана солнечного зайчика.

Педагог по ИЗО. Хотите, по вашим ладошкам сейчас пробегут солнечные зайчики?

Педагог легонько прикасается к ладошкам детей .

Педагог по ИЗО. Какие шаги у солнечных зайчиков? Теплые, легкие… ребята, давайте мы с вами исполним песню-танец «Солнечный зайчик» .

Песня «Солнечный зайчик»

1. Зайцу длинноухому, что и говорить, Наклоняясь в разные стороны, дети смотрят друг на друга, показывая руками «заячьи ушки»

Нравится по лесу быстро бегать во всю прыть. Активные шлепки по коленям

Припев :

Я зайчишке серому вовсе не родня, прыжки на одной ноге, с поворотом вокруг себя

Почему же зайчиком все зовут меня? Нога выставляется вперед на пятку, назад на носочек, движения рук вверх-вниз

Я рожден от солнышка, к солнышку привык. Трепещут ладонями, постепенно поднимая руки вверх

Лучик – зайчик солнечный – прыг-прыг-прыг-прыг-прыг! Чередование движений рук с выбрасыванием пальцев из кулачка

2. Не люблю я прятаться ночью под кустом, наклоны корпуса в разные стороны с имитацией пряток

И не ем капусту я, Активные скользящие хлопки

Не верчу хвостом. Покачивание рук из стороны в сторону с танцевальным движением бедер

3. Даже и на улице, в поле, на лугу выполняют «лодочку» с широко

Безо всякой музыки танцевать могу раскрытыми руками. Кружатся с

подскоками с сохранением «лодочки»

Педагог по ИЗО. А знаете ли вы, что солнечные зайчики любят есть на обед?

Дети. Торты, конфеты, сосиски…

Педагог по ИЗО. Да, но больше всего они любят желтую сказку . Ребята, вы знаете, как приготовить желтую сказку ? Не знаете? А зайчики нам оставили секрет желтой сказки . Вот он, на этом листе.

Педагог обращает внимание детей на большой лист с нарисованными на нем желтыми пятнами различной формы.

Педагог по ИЗО. Что же это за секрет такой? Что же это может быть? Ребята, вы знаете, что здесь нарисовано? Как вы думаете, на что это похоже?

Педагог показывает на большое желтое пятно на листе . Дети отгадывают : солнышко, блин, тарелка… Педагог выбирает солнце и дорисовывает на листе лучи. Отгадывают следующее пятно – маленькое круглое. Дети говорят, на что оно похоже. Педагог дорисовывает, превращая пятно, например, в яблоко. Затем дети вместе с педагогом разгадывают остальные пятна. На листе появляются желтые горы , река, груша, банан. Все это педагог и дети «собирают» в горшочек, в котором будет варится желтая сказка . Дети вместе с педагогом вспоминают, что еще бывает желтым и все это кладется в горшочек. Затем все рассматривают себя и друг друга, ищут желтый цвет в одежде ; «собирают» с одежды желтые полоски , пятнышки, горошинки, цветочки, бабочки - в горшочек.

Педагог по ИЗО. Какой вкус будет у нашей желтой сказки ?

Дети высказывают свои предложения . Педагог достает из-за импровизированной ширмы поднос. На подносе - желтое яблоко , кусочек дыни, лимон, луковица, мед. Дети пробуют и узнают, что желтый цвет бывает кислым , сладким, горьким…

Педагог по ИЗО. Все эти вкусы мы также добавляем в нашу кашу.

Педагог накрывает горшочек желтой салфеткой и «колдует» над ним, приговаривая, сначала один, а потом вместе с детьми :

- Желтая сказка , варись… Желтая сказка , варись…

Но вдруг…

Музыкальный руководитель играет на фортепиано несколько произвольно взятых звуков.

Музыкальный руководитель. Ой-ой-ой! Нас забыли! Мы тоже хотим в желтую сказку ! Это наши звуки-засони проснулись!

Педагог по ИЗО. Ну, хорошо, мы возьмем вас собой в желтую сказку , но сначала покушайте. Вот, пожалуйста, лимон, лук и мед. Ребята, как вы думаете, если наши звуки отведают лук, лимон и мед, то какая музыка окажется в горшочке?

Дети. Луковая! Лимонная! Медовая!

Педагог по ИЗО. А на вкус?

Дети. Горькая! Кислая! Сладкая!

Музыкальный руководитель. Молодцы! Сейчас мы с вами послушаем, что же получилось, и попробуем отгадать, какая из прозвучавшей музыки кисленькая, какая горчит, а какая сладкая на вкус.

Звучат три музыкальных фрагмента : «Сладкая» , «Кисленькая» , «Горькая» .

Педагог по ИЗО. Теперь в нашем волшебном горшочке есть и музыка.

Педагог снова помешивает в горшочке :

- Желтая сказка варись… Желтая сказка варись…

Педагог по ИЗО. Ребята, желтая сказка готова ! Посмотрите! (Берет ложку и раскладывает детям в баночки желтую краску ).

Пальчиковая игра-песня «Желтая песенка »

Желтое солнце на землю глядит, поднимают руки вверх

Желтый подсолнух за солнцем следит. Качают руками

Желтые груши на ветках висят. Фонарики

Желтые птенчики звонко пищат. Кончиками пальцев стучат по коленям

Желтая бабочка , желтая букашка , машут руками

Желтые лютики , желтая ромашка . Фонарики

Педагог предлагает детям нарисовать свои желтые сказки на бумаге . Дети изображают собственные ощущения, настроения. Затем обмениваются мнениями, впечатлениями, показывают друг другу рисунки. Педагог подводит итог занятию .

Педагог по ИЗО. Мы с вами сегодня были как настоящие художники, точно такие же, как волшебница-осень, которая использует для украшения природы желтую краску .

Осень к нам пришла опять. Листья желтые летят .

Желтый клен , желтый дуб , желтый в небе солнца круг .

Желтый двор , желтый дом - вся земля желта кругом .

Желтизна , желтизна ! Значит осень - не весна.

Песня «Наш художник осень» .

Дети прощаются и под музыку покидают зал.

Зима долго не хотела сдаваться в тот год. Конец марта, а сугробы только-только начали таять, покрываясь грязно-серой пленкой талости и распространяя еще большее уныние. А вчера под вечер и вовсе метель разыгралась – новые сугробы намела. Ожидание весны терялось в воздухе – ну когда же? Когда?
Двор был почти такой же, как и все остальные – семиэтажные дома с трех сторон, внутри – детская площадка. В это время года детей здесь мало – погода промозглая, легко простудиться. Единственное, что отличало двор от сотен остальных дворов города – это бронзовый флюгер, стоящий прямо на площадке. Огромная ласточка расправляла крылья в ту сторону, откуда дует ветер. Флюгер блестел в любое время года. Вот и сейчас, пусть тучи, пусть ветер завывает, ласточка с высокого шпиля весело играла золотистыми лучиками.
Просвет в облаках открылся внезапно. Наверное, ветер дунул чуть сильнее и разогнал тучи, приоткрыв маленькое голубое окошко. Крохотное совсем, но его хватило, чтобы оттуда, из вышины, блеснул солнечный зайчик. Весенним теплым лучиком он прыгнул на крыло бронзовой ласточке – и вдруг рассыпался на сотни Солнечных Зверюшек. Сверкая желтыми шкурками, они разбежались по квартирам через окна, выходившие во двор.
Солнечные Белочки весело прыгали по пыльному зеркалу и сметали пылинки своими блестящими хвостиками. Пыль копилась здесь давно – уже года два девочка была уверена, что она уродина. Ну да, сначала и мама с папой, и бабушка, и даже дядя Вася из квартиры напротив говорили, что она – самый красивый ребенок в доме, маленькая принцесса. Они и теперь так говорят, только девочка знает, что это неправда. Выросла, стала нескладной, да и прыщи эти… Грустные мысли пыльными слоями оседали на зеркале. Солнечные Белочки радостно шевелили шерстинками. Нескладная, говоришь? Волосы секутся? Да ты просто посмотри, как правильно: у кого еще есть такая осанка? А золото в волосах? Рыжей в школе дразнят? Не рыжая – огненная! Ничего, еще раз пробежимся, хвостиками помашем – сама все поймешь!
Солнечные Котята крались по шкафам и книжным полкам, вытирая пушистыми брюшками паутину зависти. В этой квартире живет замечательный человек, ученый. Он и сам знает, что его открытие года-то назовут гениальным во всем мире. Чтобы закончить доклад, осталось всего ничего. Но почему серые глаза в очках смотрят не в научные книги, а в доклады сотрудников? Почему он везде выискивает конкурентов, боится, как бы не украли идею? Почему ездит на конференции, чтобы громить другие работы, а не выступить со своей? Доклад же в это время заброшен на шкаф. Пылью покрылся и нехорошей завистливой паутиной. Поэтому и кажется не таким уж блестящим. Ничего, Солнечные Котята мигом отполируют гениальную идею – работай, ученый!
Солнечные Мыши скользили по паркету, смешно шевеля золотистыми усиками. Под столом, под кроватью, под креслами, везде лежали груды черного пепла. Большая беда в доме – милая добрая женщина, мама симпатичных мальчишек-близнецов умирала от неизвестной болезни, и врачи ничего не могли сделать. Ее даже отпустили из больницы – дома как-то легче… Даже дети все знали – уже не скроешь, все понимают. Осенью в школу идти, а мамы уже не будет рядом… Жизнь покидала человеческое тело и мертвым пеплом скапливалась на полу. Солнечные Мыши очень старались, но пепла было больше – маленькие усики не справлялись, тоненькие лапки проваливались, горе захлестывало со всех сторон.
А просвет в небе быстро затягивался. Весенний ветер не задерживается на одном месте, подул – и вот уже нету его, умчался на другой конец света. Солнечные Белочки и Котята давно вернулись по лучику домой, в солнышко. А как же – замешкаешь, не успеешь возвратится – навсегда потеряешь силу света. А Солнечные Зверюшки без нее не живут…
Солнечные Мыши знали об этом. И о том, что времени совсем нет, тоже знали. Только Солнечные Зверюшки не могут бросить человека наедине с его горем. Две пары светло-карих глаз затравлено смотрели из дальнего угла. «Мамочка, не уходи!» Слова не были сказаны. Слова висели в воздухе уже не первый день, неделю, месяц... Солнечный Мыш, пошевелив золотистыми усиками, вдруг выпрыгнул навстречу взглядам.
* * *
Красивая, хоть уже не молодая женщина улыбалась и плакала одновременно. Выпускной вечер – это событие не только для вчерашних школьников, но и для их родителей. Еще бы: кажется только вчера они, совсем еще малыши, лохматые, растерянные, топали с букетами гладиолусов на линейку в первый класс, и вот уже –взрослые люди в парадных костюмах! У женщины – двойная радость: получают аттестаты два ее сына. Близнецы. Вырастила, дождалась. А ведь сколько всего за эти 17 лет бывало! Даже – прости господи! – как-то показалось – умирает. Врачи только руками тогда развели – неизвестная болезнь пришла неоткуда и ушла в никуда. оставила счастье маме и двум ее сыновьям. Да ну, ерунда, теперь и вспоминать неловко. И кажется, именно сыновья помогли тогда справиться с этой хмарью. Посмотришь в золотисто-карие глаза – и как рукой все беды снимает! Будто лучики в них играют, такие же, как на флюгере во дворе дома.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание положительного эмоционального фона.]

Логопед встречает детей в дверях кабинœета с контейнером в руках, здоровается с малышами, говорит, что очень рад видеть их, и предлагает им выбрать по одной карточке из контейнера.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы при­шли ко мне в гости. Сегодня вас ждут очень интересные игры. А сейчас выберите по одной картинке и пройдите в кабинœет.

Дети выбирают по одной карточке, проходят в кабинœет, садят­ся за стол.

Логопед. Садитесь поудобнее. Положите карточки на стол перед собой. Сегодня начнется наше с вами длинное путешествие по разноцветным сказкам. Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить мое задание.

2. Разрезные картинки. [Развитие зрительного гнозиса, кон­структивного праксиса, тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существитель­ных в форме винительного падежа).]

Логопед ставит перед собой контейнер с конвертами. В конвер­тах находятся разрезанные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Что вы видите на них?

1-й ребенок. Репку.

2-й ребенок. Тыкву.

3-й ребенок. Перец.

4-й ребенок. Кабачок.

Логопед. Как назвать их одним словом?

Дети. Овощи.

Логопед. Правильно. Какие овощи?

Дети. Желтые.

Логопед достает картинку с изображением желтой луковицы. Логопед. Сейчас каждый из вас назовет свою картинку так, как называю свою картинку я: желтый лук.

1-й ребенок. Желтая репка.

2-й ребенок. Желтая тыква.

3-й ребенок. Желтый перец.

4-й ребенок. Желтый кабачок.

Логопед. Отлично! Вы правильно назвали свои картинки. Обратите внимание, про репку и тыкву вы сказали желтая, а про перец и кабачок - желтый. Сейчас я раздам вам конверты. В кон­вертах находятся точно такие же картинки, как и у вас, только их разрезали на части. Соберите картинки из частей.

Логопед раздает детям конверты. Дети достают из них части картинок и собирают разрезные картинки. В случае если кто-то из детей испытывает затруднения, логопед помогает им или предлагает детям оказать товарищам помощь.

Логопед. Какие вы молодцы! Все быстро и правильно со­брали картинки. Похлопайте себе. Раз вы выполнили мое задание, мы можем отправляться в путешествие (собирает картинки в кон­тейнер и убирает его со стола).

3. Рассказывание логопедом ʼʼЖелтой сказкиʼʼ. [Развитие рече­вого слуха, зрительного внимания.]

Логопед включает магнитофон, звучит пьеса Э. Грига ʼʼБабоч­каʼʼ - 2-3 минуты, для создания фона восприятия сказки, затем магнитофон следует выключить. Логопед выразительно рассказы­вает сказку, иллюстрируя ее на коврографе с помощью плоскост­ных изображений. Таким образом на коврографе появляется ʼʼосœен­няя картинкаʼʼ: в центре девочка в желтом плаще и желтых са­пожках, слева от нее - куст золотых шаров, а справа - березы с желтыми листьями; над девочкой - желтое солнышко. По всœему

коврографу разбросаны плоскостные изображения желтых березовых листьев.

Лето закончилось. Аришка вместе с мамой и папой вернулась с дачи в город.

Ты стала большой, в связи с этим можешь погулять во дворе одна, а потом мы с тобой сходим в магазин,- сказала утром мама.

Аришка надела новый желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки и отправилась на прогулку.

Она вышла во двор и ахнула. Ей показалось, что она попала в желтую сказку. В небе висело желтое солнышко. Оно уже не было таким теплым, как летом, но светило так же ярко. За одну ночь березы под окнами дома пожелтели. Казалось, что они накинули желтые платочки. Дул легкий ветерок, и желтые березовые листья кружились в воздухе как бабочки. Листья ложились на землю и покрывали ее желтым ковром.

Над дорожкой склонили головки красивые желтые цветы.

Здравствуй,- сказал самый большой и красивый цветок. - Как тебя зовут?

Аришка. А тебя?

А мы - золотые шары, осœенние цветы,- ответил цветок и захлопал длинными ресницами.

Какой ты красивый, желтый, как солнышко. И у тебя так же много лепестков, как лучей у него,- сказала Аришка.

А еще я похож на золотой шарик. Правда? Не зря мы цве­тем золотой осœенью,- сказал цветок.

Я поняла! Тебя называют золотой, потому что ты желтый. И осœень тоже золотая, потому что всœе вокруг желтое. Осень - желтое время года, да? - спросила девочка.

Конечно! Осень - желтое время года, - ответил цветок.

В это время во двор вышла мама, позвала Аришку, и они от­правились в магазин по желтому осœеннему городу.

Логопед закрывает коврограф с картиной тканью, чтобы внимание детей при выполнении других заданий не рассеивалось.

4. Пальчиковая гимнастика ʼʼОсенние листьяʼʼ. [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать из-за стола и пройти на ковер.

Логопед. Давайте тоже отправимся на прогулку по желтому осœеннему городу и представим, что собираем желтые осœенние лис­тья. Вставайте в круᴦ.

Логопед произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вместе с логопедом и договаривают за ним слова и словосочетания.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сесть правильно, положить руки на колени, прижать спины к спинкам стульев.

Логопед. Сегодня к нам в ʼʼЖелтую сказкуʼʼ прибежали из осœеннего желтого леса маленькие волчонок и слоненок. Волчонок учит вас делать упражнение ʼʼУлыбкаʼʼ, а слоненок - ʼʼТрубочкуʼʼ. Давайте поиграем вот так: если я покажу волчонка, вы сделаете ʼʼУлыбкуʼʼ, а если я покажу слоненка, вы сделаете ʼʼТрубочкуʼʼ.

Упражнение ʼʼУлыбка - трубочкаʼʼ выполняется 3-5раз.

Логопед. Зверятам очень понравилось, как вы делали гим­настику.

6. Беседа по ʼʼЖелтой сказкеʼʼ. [Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительными в роде, числе и падеже).]

Логопед приглашает детей за стол, снимает ткань с коврогра-фа, открывая ʼʼосœеннюю картинуʼʼ. Задавая вопросы, логопед привле-

кает внимание детей к тем изображениям, о которых идет речь. Для этого можно использовать указку или кисть руки.

Логопед. Давайте побеседуем о сказке, которую я вам рассказала. Как она принято называть?

Дети. ʼʼЖелтая сказкаʼʼ.

Логопед. Как вы думаете, почему?

Дети. В сказке всœе желтое.

Логопед. Как звали девочку из сказки?

Дети. Аришка.

Логопед. Куда отправилась Аришка?

Дети. На прогулку. Логопед. Что она надела?

Дети. Желтый плащ, желтую шапочку и желтые сапожки.

Логопед. Давайте назовем всœе желтое, что увидела Аришка, выйдя во двор.

Дети. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Как назывались эти цветы?

Дети. Золотые шары.

Логопед. Почему они так называются? Как решила Аришка?

Дети. Οʜᴎ похожи на шарики. Οʜᴎ желтые, кажутся золотыми.

Логопед. Почему осœень - желтое время года, как сказала Аришка?

Дети. Осенью всœе желтое.

Логопед. Верно. Вы хорошо ответили на мои вопросы. А те­перь пойдем на ковер и представим, что мы сами превратились в желтые осœенние листья (снова закрывает тканью изображения на коврографе).

7. Упражнение ʼʼЛистьяʼʼ. (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координация речи с движением.]

Дети выполняют знакомое упражнение вместе с логопедом, договаривая за ним слова и словосочетания. Необходимо стимулировать детей к произнесению текста целиком.

8. Упражнение ʼʼОсенние листочкиʼʼ. (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой закреплены сухие березовые листья.

Логопед. Встаньте прямо, напротив листиков. По моей ко­манде вы сделаете вдох и станете дуть на листики, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой, так, чтобы листики кружились в воздухе.

Упражнение выполняется 3-5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед снимает ткань с коврографа, предлагает детям отойти от стойки и встать рядом с коврографом.

Логопед. Где мы сегодня побывали?

Дети. В ʼʼЖелтой сказкеʼʼ.

Логопед. Что видели там?

Дети. Желтое солнышко, желтые березки, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы.

Логопед. Что мы делали в сказке?

Дети. Собирали картинки, делали пальчиковую гимнастику, играли с волчонком и слоненком, дули на листочки.

Логопед. Я думаю, что вам понравилось в путешествии. А мне очень понравилось, как вы выполняли задания.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Желтая сказка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Желтая сказка" 2017, 2018.