Как правильно отвечать на детские вопросы «Почему? Как отвечать детям на вопросы, чтобы мотивировать ребенка размышлять.

Если в младенчестве для развития эмоционально-интеллектуальной сферы ребенка родителям необходимо лишь улыбаться малышу и «агукать» с ним, то уже к 2-годовалому возрасту этого будет явно недостаточно. Наступает время детских вопросов, и ответы на них должны быть достаточно четкими, ясными, соответствующими возрасту ребенку. Как же правильно отвечать вопросы детей, чтобы удовлетворить любопытство малыша и обогатить его развивающийся мозг доступной информацией?

Когда маленькие дети начинают задавать вопросы?

Средний возраст, когда дети начинают задавать вопросы – около двух лет. Но самый возраст для маленьких «почемучек» - это от 2,5 до 5, когда вопросам, кажется, никогда не будет конца. Ребенок знакомится с окружающим его миром - он первый раз уже во вполне сознательном состоянии увидел снег, новогоднюю елку, услышал, как кто-то поет, или увидел, как кто-то плачет. Самостоятельно понять, почему все вокруг происходит именно так, а не по-другому, он не может. Поэтому детские вопросы «Почему?» сыпятся как из рога изобилия, малыш постоянно что-то спрашивает у взрослых. Малышам просто необходимо находить проблемы, а затем решать их с помощью вопросов, задаваемых взрослым, - так они легче потом войдут в самостоятельную жизнь. Давая серьезные ответы на детские вопросы, нужно учитывая, что спрашивая о чем-то родителей, малыш стремится к контакту с ними, и это тоже нужно поощрять.

В возрасте 2,5-3-х лет у детей появляется всякого рода любопытство к предметам, которые они раньше не замечали. В литературе это называют термином «половое любопытство». Психологи понимают под этим выраженное стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Конечно, это не половое любопытство в полном смысле слова, а просто детская любознательность и тяга к исследованию всего неизвестного. Поэтому ответы родителей на детские вопросы подобного рода должны помочь постепенному формированию представлений о должном характере поведения мальчика или девочки.

Как правильно отвечать на вопросы детей дошкольного возраста

Взрослые должны отвечать на вопросы детей дошкольного возраста как можно доступнее и проще, особенно это касается вопросов, касающихся полового воспитания. Помогут в этом специальные книги, в которых вся информация изложена в понятной для малышей форме. Как правило, такие книги снабжены качественными картинками. Выполнение данной задачи успешно повлияет не только на интеллектуальное и моральное развитие, но и окажет значительную поддержку .

А как правильно отвечать на детские вопросы, ответы на которые малышу знать ещё рано? Ни в коем случае нельзя говорить ребенку в любом возрасте, что он еще слишком мал, чтобы получить ответ на свой вопрос, - у него может выработаться комплекс неполноценности, или, что ничуть не лучше, равнодушие к окружающему миру. Ребенок спрашивает, потому что он познает мир, потому что ему интересно, а еще потому, что он доверят взрослым.

В возрасте трех лет нельзя подрывать доверие малыша, заставляя его замолчать, говоря, что он надоел со своими вопросами и так далее. Как же отвечать на вопросы детей, если эти «Почему?» на самом деле вызывают у взрослого сложность или недоумение?. В этом случае следует отвлечь малыша от вопроса, показав ему что-нибудь интересное.

Возраст почемучек - самый забавный и один из важнейших в жизни человека. Чтобы облегчить себе жизнь, родителям можно приобрести книги, разработанные специально для детей такого возраста.

Вопросы детей «Почему?» и ответы на них

Ниже приведены примеры вопросов «Почему?» и возможных ответов детям.

Ребенок: «Почему днем светит солнце, а ночью - нет?»

Родители: «Потому что ночью солнышко спит, так же, как и ты». Это первый вариант ответа, легкий и очевидный. Можно предложить и другой вариант: «Потому что планета, на которой мы живем, Земля, круглая, как твой мяч, и ночью солнышко прячется за нее». Родители сами решают, какой ответ следует дать ребенку в каждом отдельном случае - научный или игровой.

Ребенок: «Почему у собаки четыре ноги, а у человека две?»

Родители: «Потому что собаке надо быстрее бегать».

Ребенок: «Почему деревья не умеют разговаривать?»

Родители: «Деревья тоже разговаривают, только с помощью шелеста листьев, и человек их не понимает».

Ребенок: «А почему у людей нет листьев?»

Родители: «У людей есть рот, с помощью которого они разговаривают».

Ребенок: «Почему лягушки зеленые?»

Родители: «Чтобы лучше прятаться среди травы или камышей от цапли, которая очень любит ими лакомиться».

Ответы родителей на детские вопросы должны содержать только необходимый минимум информации. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно и чтобы ответ не являлся отговоркой, сказанной только для того, чтобы малыш отстал.

Помните: отвечать на детские вопросы нужно как можно правильнее, ведь одна из главнейших целей родителей - достичь такого уровня авторитета у своего малыша, при котором он будет непререкаемым. В этом случае ребенок обратится к ним с абсолютно любым вопросом, так как знает, что получит на него ответ. Даже трехлетний малыш должен получить понятный, четкий, грамотный и простой ответ на любой свой вопрос. В дальнейшем это приведет к доверительным близким отношениям между родителями и подрастающим ребенком, что особенно важно в переходном подростковом периоде, а также в юношеском возрасте. Можно посоветовать родителям самим задавать ребенку вопросы, не влезая при этом в его внутренний мир: «Как ты думаешь, почему так получилось?», «Как ты считаешь, мы могли бы это исправить?», «Ты думаешь, так делать хорошо?» Эти и подобные вопросы помогут ребенку уже в раннем возрасте начать думать, а также почувствовать уважение со стороны родителей и воспитателей.

Возраст маленьких почемучек уникальный и удивительный, и родителям надо относиться к нему как к одному из самых интересных периодов в жизни ребенка.

Статья прочитана 12 343 раз(a).

Ирина Козина
Консультация «Детские вопросы: как правильно на них отвечать?»

Детские вопросы : как правильно на них отвечать ?

Уважаемые родители! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы . “Почему, зачем, как?” – шквал вопросов в течение дня часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают , иногда отмахиваются от ответов . Оставлять "почемучек" без ответов нельзя , но и отвечать нужно умеючи .

Возраст «почемучек» - самый забавный и один из важнейших в жизни человека.

Какое значение имеют вопросы для развития детей ? Нужно ли отвечать на все вопросы ? Как на них отвечать ? Давайте разберёмся. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают , как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать , чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам , разумно и правильно на них отвечать . Развивать детское внимание , память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка , надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить : «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так , чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы , избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский » , подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке") .

Нередко дети задают вопросы , на которые они могли бы дать ответ сами , если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы . Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос : «А ты как думаешь?» Например : «Почему чашка разбилась?» – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого : «Потому что она стеклянная» . Ответ правильный , но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу : «А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?» , постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку : «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ !» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос - ни в коем случае не «придумывайте» ответ . Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе : ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой . Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос , покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос .

Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка . Не бойтесь сказать ему :

«Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос ».

Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется

взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Умение ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос , отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное , бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

Следующее требование - краткость, ясность, определенность ответа . При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка, опираясь на его жизненный опыт.

Задача родителей - следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами .

Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите. И не забудьте это сделать, только не будьте навязчивы.

Обращаясь за ответом вместе с ребенком к книгам, вы воспитываете у ребенка уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение.

Вопросы дети задают иногда с совершенно разными целями, это зависит обычно от возраста ребёнка и его пола. Малыши (от 2 до 4 лет примерно) часто спрашивают обо всём на свете просто ради общения, чисто «чтобы поговорить» . Поэтому вопросы у них сыплются , как из рога изобилия, и наши ответы их мало интересуют (бывает, что дети и не дожидаются, когда мы им ответим , сразу же задают следующий вопрос , или сами же и отвечают ). Такой особенностью обладают и девочки : они спрашивают больше для того, чтобы установить эмоциональный контакт; мальчикам же, в отличие от них, куда важнее получение информации. Ну, а в возрасте «почемучек» - около 5 лет - дети, естественно, хотят узнать как много больше нового, потому что им это интересно, поэтому важно не упустить столь благоприятное время и правильно отвечать на их разнообразные вопросы , иногда очень простые, а иногда – и весьма каверзные.

Ну, а теперь о том, как же отвечать ?

Во-первых, нельзя смеяться над детскими вопросами , какими бы глупыми они вам ни показались (ваши знания ведь тоже не были врождёнными) . Иначе рискуете лишиться доверия ребёнка, причём очень надолго, а это вам самим потом боком выйдет.

Также не стоит уходить от ответов на них , даже если они очень деликатные (например, откуда берутся дети, а кто мой папа и тому подобные) . Тут, конечно, надо приложить усилия и очень постараться, но дать ответ обязательно , иначе ребёнок может отправиться его искать в совершенно ненадёжных источниках.

Объясняя детям интересующие их вещи, лучше говорить простым языком, используя понятные слова и, желательно, наглядность (картинки, рисунки, схемы и пр.) . Особенно это касается дошкольников.

Желаем вам успехов в воспитании детей!

Несколько советов.

Давайте попробуем разобрать несколько вопросов , на которые нам трудно ответить нашему ребенку .

Почему животные не улыбаются?

Улыбаются, и еще как, но по-своему. Мы это редко замечаем. Вот например собаки. Фокстерьер и тойтерьер. Они улыбаются, когда радуются, когда идут гулять, при виде новой игрушки или когда получают лакомство, когда мы возвращаемся домой – приветливо встречают. Улыбку можно определить по оголенным резцам при поднятии верхней губы. Это своего рода «голливудская улыбка» . Лошади – обладатели такой звездной улыбкой. Морские свинкихорошее настроение сопровождают звуками специфическими. Кошки – оттягивание уголков рта, при поглаживании, при игре с ними, при чесании за ушком. А вспомните обезьянок, которые корчат рожи?

Почему небо голубое?

Интересно, почему же? Ведь небо состоит из того же воздуха, каким мы дышим, но вдыхаемый воздух прозрачный и не имеет цвета. А небо голубое! Откуда и как? Это солнечный лучик окрашивает наше небо в голубые оттенки. Как известно, солнечный луч разноцветный (имеет все цвета радуги, но проходя сквозь слои атмосферы (а их много, немного рассеивается и остается только голубой, т. к. он преобладает в радуге. Так что, голубое небо – это голубые брызги разноцветного лучика солнца.

Почему трава зеленая?

Все дело в хлорофилле! Он есть в каждом листочке, в каждой травинке. Это своего рода настоящая «фабрика» внутри растений. Хлорофилл поглощает солнечный лучик, все, кроме зеленого. И на поверхности остается не поглощенный зеленый лучик – его то мы и видим.

Откуда берется радуга?

После дождика, на улице, в небе мы видим необычайную красоту разного цвета. Это радуга. Откуда она берется? Все дело в капельках дождя и опять же, лучиках солнца. Разноцветный лучик солнышка проходит сквозь капельки дождя, преломляются и отражаются разными цветами. Так получается радуга.

Радуга бывает и ночью, когда луна освещает небо и моросит дождик.

Бывает радуга даже и в морозы, когда солнечные лучики проходят сквозь кристаллики льдинок.

Почему листочки на деревьях желтеют?

Летом все понятно, а вот осенью листочки на деревьях приобретают необычные окраски : фиолетовый, красный, желтый, коричневый. Хлорофилл, который содержится в листочках, очень легко разрушается, и летом очень быстро восстанавливается за счет света (солнечных лучиков) . А вот осенью, солнышко все реже выглядывает из-за тучек, света листочкам становится мало, хлорофилл разрушается и медленно восстанавливается, и листочки меняют цвет. С переменой погоды, в листочках, появляются другие красящие вещества, которые и влияют на окрас листьев.

Вопросов , исходящих от наших детей ежедневно – множество. Помните, ваши ответы – важны и очень влияют на знания и развитие вашего ребенка.

Не так давно было 1 июня - День защиты детей, и мы тоже хотели бы затронуть тему детства. А именно: детские вопросы, «почемучки», которые так часто ставят в тупик даже самого матёрого лайфхакера. Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами - попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.


@photo

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) - отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы - самый главный и авторитетный источник для него.
Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь. Иди спроси у бабушки.
Это всё не ответы.
Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Потому что оно такое. Так уж устроен мир. Таковы законы физики. Так было заведено. Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное - не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение - это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда - неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику - будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что…Я вот думаю, что…А в Интернете написано, что…
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Мы даём ребёнку понять, что одной-единственной истины не существует, расширяем его кругозор, поощряем к самостоятельному мышлению и выводам. Проблема: из такой установки неизбежно выливается встречный детский вопрос: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ - это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам - растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником.

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

А как вы обычно отвечаете на вопросы детей-дошкольников? Что делаете, если не можете с ходу найти правильный ответ?

«Мама, а почему слон больше верблюда?», «Почему одуванчик желтый?», «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?» - такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чувство гордости за свое чадо. И взрослые стараются соответствовать – смотрят энциклопедии, спрашивают у специалистов, объясняя детально самому умному на свете ребенку, почему взлетает самолет, а корабль не тонет в море. Но вопросы не прекращаются, и родительский энтузиазм постепенно угасает под напором новых «почему», на которые становится невозможно ответить. «Мама, а почему чеснок пахнет колбасой? Почему наступает ночь, если выключишь свет? Почему свинку не стирают в машине?» Постепенно чрезмерное любопытство ребенка становиться настоящей пыткой для мамы и папы, которые уже не в состоянии отвечать на многочисленные вопросы. Что же делать в этом случае? Как реагировать и поступать? Прежде всего, не надо пугаться. Ваш малыш дорос до самого интересного, забавного и незабываемого возраста – «возраста почемучек». Постарайтесь понять собственного ребенка.

Интересный детский возраст

Когда и почему малыш превращается из сосредоточенно молчащего человечка в интересующегося всем на свете говорливого непоседу? Обычно такой период приходится на самый исследовательский детский возраст - от 3 до 5 лет. Именно в это время у ребенка появляется «зверский аппетит» к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы сыплются как из рога изобилия, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой.

Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы или с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается, ссылаясь на «потом», всеми способами стараясь избежать ответа «не знаю», роняющего родительский авторитет в детских глазах. Но подобные уловки вряд ли подействуют. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не успокоится, пока не услышит ответа на интересующий вопрос. Попробуйте отговориться и тут же «почемучка», почувствовав фальшь, задаст массу дополнительных вопросов, потребует понятных разъяснений. Не думайте, что это знакомо только вашей семье. Помните «Маленького принца», где Антуан де Сент-Экзюпери с легкостью и любовью показал самую суть «почемучного» состояния:

«Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум:

- Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто из злости.

Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:

- Не верю я тебе!»

Особенности детской логики

Очень интересно, в плане словесного выражения, начало этого периода. Ребенок совсем не сразу начинает задавать вопросы: «почему?» и «как?» На начальном этапе он осторожно, и как бы про себя констатирует интересные ему факты. Чаще всего кроха делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления: «Странная какая-то собака - сама белая, а голова черная. Может в краску упала, а может ее разрисовал кто, а может сама такая…». Как будто малыш и не ждет от взрослого никаких пояснений. А если такие объяснения поступают, он, вроде как, и не слушает их. Просто смотрит и отмечает какую-то непонятную странность. Эти размышления об окружающем мире и есть первое, еще не озвученное «Почему?» Просто он надеется, что вы сами поймете намек и невзначай ответите на незаданный вопрос. Но эта нерешительная мягкость ненадолго.

Но с каждым днем малыш становится все более и более настойчив, требуя необходимых разъяснений. Он задает вопросы и ждет ответов, потому что хочет, нет, требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья - для ребенка это очень важно. Поэтому ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию.

Кроме того, родители должны проявить терпение, доброжелательность и постоянную готовность отвечать на вопросы. Ведь «почемучки» требовательны и упрямы. Они хотят все знать, здесь и сейчас. Они обижаются, если вы молчите и сердятся, если вы врете. Они беспардонно, забыв про вложенные хорошие манеры, отвлекают взрослых от дел. Отнеситесь к этому спокойно и уважительно: такая настойчивость - не что иное, как стремление донести, что сейчас маленький человек занят самым важным делом на свете - исследованием окружающего мира, пытается проникнуть в его устройство и сущность, познать таинство предметов, слов, явлений и событий. В этом возрасте дети пропускают естество жизни сквозь себя, через собственное восприятие.

Познавательная активность ребенка подобно торнадо, набирающему силу, вовлекает всё и вся в свое изучение мира. Стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов. С геометрической прогрессией пополняется словарный запас, дети играючи пробуют, как будут звучать слова в той или иной грамматической форме. Они с легкостью иллюзиониста сочетают несочетаемое, фонтанируя интересными, творческими решениями. Фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет.

Какой должна быть реакция родителей?

Не стоит обижать «почемучку» своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить свое понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе. Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно. В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса.

Чтобы понять и помочь «почемучке», маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами. Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение. Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость.

Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов «почемучки»? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, «почемучка» перегорит, и его любознательность сведется к нулю. Позже, на уроках в школе он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками - «Ему ничего не интересно». А ведь малышу было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек любознательности потух.

Замечательные слова о любознательности есть в книге С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»: «Любознательность - крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится».

Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» Новые открытия - вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Совместное познание мира

Как взрослому включиться в процесс детского познания? Это не совсем просто. Вот несколько практических советов, которые помогут в этой ситуации.

  • Чтобы познания малыша развивались эффективнее, помогите ему, включитесь в деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток вопросов.
  • Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас.
  • Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей «почемучки».
Можно порекомендовать упражнения, которые вы узнали или придумали, воспитателям детского сада. Можно, напротив, поинтересоваться у воспитателей и психологов в саду, какие они посоветовали бы игры, помогающие поддерживать любознательность и развивать познавательную деятельность ребенка.

Например, такие упражнения, помогающие взрослому систематизировать процесс познания мира. Они позволят ребенку увидеть взаимосвязь процессов и явлений.

Упражнения

1. «Цепочка вопросов»

Начните задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начиная, например, с вопроса: «Откуда берется вода в озере?» Примерный ответ: когда идет дождь, в озере накапливается вода. Затем вы спрашиваете: «Почему идет дождь?». Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать.

Время от времени можно блеснуть собственными познаниями, особенно если малыш затрудняется с ответом. Это значительно повысит его тягу к знаниям и ваш родительский авторитет. Ну, а если некоторые вопросы поставят вас в тупик, не бойтесь признаться в этом, ведь главное не знания, а желание и умение их получать!

2. «Что каким бывает»

Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: «А что шире - ручеек или река?»

Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме («Что бывает красным, зеленым, круглым?»).

Когда ребенок рассматривает игрушку и мама просит ее описать, то надо назвать побольше признаков, присущих этому предмету. Когда же берется только один признак, то дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этой особенностью. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает при затруднениях), уточняется смысл слов, они выступают для ребенка в самых разнообразных сочетаниях.

3. «Вопрошайка»

В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл. После этого попросите дитя составить небольшой рассказик по этой картинке.

4. «Что нового?»

Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов - полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д.

5. «Перевоплощения»

Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем.

Игры

1. «Кто летает»

Выбирается ведущий. Он спрашивает: «Ворона летает?», «Самолет летает?», «Дом летает?» Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе «да» можно подниматься на одну ступеньку вверх или просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места (об этом договариваются заранее).

2. «Продолжи фразу»

Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь.

Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например, «Зимой идет снег, а летом…..», и кидаете ему мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик.

«Яблоки растут на дереве, а морковка……»

«Во Франции говорят по-французски, а в Англии…..»

3. «Продолжи слово»

Игра похожа на предыдущую. Вы говорите первый слог, а концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но заранее договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пусть теперь он придумывает начало, а вы - окончание. Это хорошая возможность для малыша пополнить свой словарный запас.

4. «Профессии»

Вы задаете вопрос: «Что делает…..?» и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать названия профессий, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, и заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд «Что делает врач?», «Что делает ветеринар?» и объяснить ребенку разницу между этими профессиями.

5. «Кто больше знает…»

Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает, например, предметов круглой формы? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите «круглые» слова: мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним. Эта игра способствует повышению самооценки, дает ощущение значительности. Итак, кто больше знает…холодного, теплого, зеленого, поющего и так далее.

Ваши старания обязательно принесут пользу, научат ребенка видеть взаимосвязь, а вас приобщат к пониманию собственного умника.

Замечательно, если вы испытываете радость, отвечая на каверзные вопросы, и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление. А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Да, несомненно, «почемучкины» вопросы порой утомительны. Кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в доме возможна только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние. Этот возраст, увы, быстро проходит, суматошное время надо просто пережить, но пережить с наслаждением.

Подумайте о том, что обращаясь именно к вам, ребенок тем самым показывает, насколько авторитетным, значимым и знающим человеком вы для него являетесь. Таким образом, помимо познания, бесконечными «почему?» он демонстрирует доверие и любовь. Так оцените это по достоинству.