Классный час на тему «День матери. Классный час ко Дню матери «Главное слово в любом языке»

Цель:

  • познакомить детей с государственным праздником Днем Матери
  • воспитывать уважение к матери, почитание, бережное отношение и любовь к ней

Под музыку учитель читает стихотворение

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою..
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово – Чудо, Слово – Свет.
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте дети бурных наших лет!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь, встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Потому что в этом слове – жизнь!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его: Мама!

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

Праздник День матери был установлен в 1998 году в последнее воскресенье ноября. Это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей.

Это день, когда мы приветствуем жизнь и любовь в её самых лучших проявлениях. День, когда мы отбросим скромность и скажем самому дорогому человеку, маме: “Мамочка, я тебя очень люблю!”

Презентация под песню “Мама” в исполнении группы “Непоседы”

Родиться стоит (слайд 1)
Поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые
Слово “Мама”,
Которого священней
В мире нет.

Закройте глазки. Я сейчас произнесу слово МАМА. Что вы представили?

Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе слово, которым называют самого близкого, дорогого, любимого, единственного человека.

Мы, конечно, не помним свою первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, и как счастливо светились ее глаза, когда она увидела своего ребенка, только что появившегося на свет. Наверняка маме хотелось смотреть на нас долго-долго.

И сейчас, когда мы немного подросли, мамы продолжают нас также сильно любить, но в их памяти все равно хранятся воспоминания о том, как наши слюнявые губешки чмокали их в щечку и шепеляво выговаривали: "Маму любу!"(слайд 2)

Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.

А что для вас в вашей жизни значит мама? (ответы детей0

Руки мамы качали нас в колыбели. Это она согревала нас своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Все тревожится за нас. (слайд 3)
Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.

А какие колыбельные песни пела вам мама? (ответы детей)

Мама не только не досыпает ночами, волнуется и заботится, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

Мама – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… это уроки красоты на всю жизнь…

К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты. Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты. Посмотрите, какие прекрасные полотна создавали художники, одухотворённые материнской любовью. (слайд 4-12)

Сколько памятников поставлено по всей земле матерям.

Они прославляют подвиг матерей, их любовь, самоотверженность. (слайд 13-20)

О маме народ сочинил очень много пословиц и я уверена, что вы их тоже знаете. (слайд 22)

Пословицы

  1. При солнышке – тепло, при матери – добро.
  2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  3. Птица рада весне, а младенец – матери.
  4. Матушкин гнев, что весенний снег, много его выпадает, да скоро растает.
  5. Родная земля – матушка, чужая – мачеха.
  6. Родина- всем матерям мать.

А почему о родной земле и о Родине народ говорит как о матери?

Сможем ли мы определить, какие общие черты есть и у нашей Земли, и у нашей любимой Родины, и у наших мам? Любовь к Родине понимается как любовь к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери.

Мама и Родина очень похожи: (слайд 23- 25)
Мама красивая, Родина тоже!
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поёт мама песню, то ей
Вторит весёлый и звонкий ручей.
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.

А какая ваша мама? (Учитель раздает детям вырезанные из бумаги сердечки, дети рисуют на них портрет своей мамы)

Как плохо без мамы знает каждый, особенно если ее долго не бывает с нами. Вспомните, как вы долго плакали, когда мама вас отдавала в садик, или когда вас кто-то обидел, или просто вам становилось грустно, вы вспоминали о маме.

Как солнышко согревает Землю своим теплом, так и любовь мамы согревает человека всю жизнь

Игра Солнышко. Какие ласковые слова вы говорите своей маме, как вы ее называете?

(Учитель прикрепляет на доску солнышко, дети говорят слова, которые учитель записывает на лучах)

О, как прекрасно это слово – мама! (Слайд 25-26)
Всё на земле от материнских рук.
Она нас непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.

Да, слово “мама” издавна в народе
Возносят выше самых ярких звёзд.
Родная мама, дорогая ненька,
Тебе несём мы в праздники цветы,
И в городе, и в малой деревеньке
Всего дороже ты нам, только ты.

Вы скоро подрастете и может быть тоже далеко улетите из родительского гнезда. И тогда большим утешением для мамы будут ваши письма. Мамы всегда ждали и ждут сообщений от своих детей, они тревожатся, если писем долго нет, радуются, если весточки частоприходят в дом. Пришло письмо, в доме праздник. Задержался сын или дочь с письмом - сердце мамы волнуется. Как там сын? Как его дела?

Он учился в Люберцах, в Саратове. Он мечтал быть летчиком. а она боялась. Он успокаивал ее, писал чудесные письма, как поэт:

“Мама! Я люблю тебя. Люблю твои руки, большие и ласковые, люблю морщинки у твоих глаз и седину в твоих волосах... Никогда не беспокойся обо мне...”

Это строки из письма первого советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, адресованные его маме, Анне Тимофеевне Гагариной - матери летчика, прославившего свою фамилию и страну. В каждый свой приезд Юрий Алексеевич Гагарин дарил своей маме цветы. Она смущалась, но очень радовалась сыновним букетам.

Давайте и мы составим букет нашим мамам. Я буду загадывать вам загадки, а вы можете хором называть отгадки.

Учитель прикрепляет на доску вырезанную из бумаги вазу, ученики отгадывают загадки и вставляют в вазу вырезанный из бумаги соответствующий цветок

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички (ромашки)

Вот чудесные цветы -
Небывалой красоты.
Яркие, пахучие -
Ай-ай-ай! Колючие (роза)

Он – цветочный принц-поэт
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам … (нарцисс)

Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут … (тюльпаны)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный (мак)

Максим Горький говорил: “Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоноснодля души человека. А самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери”.

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью! Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её,не причиняйте матери болисвоими словами и поступками. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей.

Счастливы будут матери – значит крепкой будет семья, здоровыми дети, благополучным настоящее и будущее России.

Звучит песня “Мама” в исполнении группы “Улыбка”

Классный час «Материнское сердце»

Цель: воспитание любви и бережного отношения к матери.
Задача: воспитать качества любви: нежность, чувство ласки, доброты по отношению к матери, женщине.

Включается презентация (играет песня «Моя мама»).
Учитель: Здравствуйте дорогие мои ребята! Наверное, Вы уже догадались о теме классного часа на сегодня?
(-да! Материнское сердце!
Сердце матери!
День матери! И др).

Слайд 1
Учитель: Вы правы! Сегодня я хочу затронуть именно эту тему, во – первых, скоро мы будем праздновать день матери. А во-вторых, я хочу напомнить вам о самом близком и родном для вас человеке, который всегда находится рядом, заботится о вас, переживает за вас, ждет со школы, и волнуется если вдруг вы задерживаетесь.

Слайд 2
Учитель: Мама - это вся наша жизнь! Она нам её подарила, научила нас всему что мы умеем, была рядом, когда мы делали первые шаги.. . Она помогала нам изучать окружающий мир. Наше первое слово - мама, потому что нет другого человека на свете, который так любил бы нас, который поддержал бы нас в любой ситуации!
Мама - самый ласковый, самый преданный друг!!
Слайд 3
Учитель: Женщина, мать стала воплощением кисти великих мастеров искусства
Посмотрите на эти великие работы, что вы можете сказать о изображенных на них людях?
Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
Какие чувства?

Слайд 4
1. Учитель: Картина написана в конце 15 века. Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
Теперь рассмотрим вторую.

Слайд 5.
2. Учитель: Картина нарисована в 1901 году. Картина навевает чувство тоски и уныния. Она пронизана темой одиночества, нищеты и отчаяния. Мать и ребенок сидят на полу, среди пустой комнаты. Но тем немее мать прижимает к себе ребенка, т.к. нет ничего дороже на свете. Она представляет собой воплощение любви и сострадания.

Слайд 6
3. Учитель: Огромное разнообразие икон Богородицы исполнено руками мастеров иконописцев. Все они сотварены в разное время, но в каждой из них виден нежный и трепетный взгляд матери.

Слайд 7
Учитель читает стихотворение:
Всегда легко обидеть мать
Она обиды не заметит
И только может Вам сказать:
«Не простудись, сегодня ветер».
Любите дети матерей
Им в этой жизни мало надо.
Любовь и преданность детей
для них- превысшая награда!

Учитель: Все мамы разные: молодые, красивые, седые и уставшие, добрые и строгие. Но до самой старости они остаются для нас всё теми же мамами. Ведь и взрослому человеку, так же как и ребёнку, нужен мамин совет. Только мама, невзирая ни на что, поддержит в любых хороших начинаниях, а иногда и выручит в трудную минуту, простит тебе любую ошибку и неудачу, грубое слово и непонимание. Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.

Я хочу предоставить вашему вниманию притчу «Сердце». Послушайте пожалуйста внимательно.
Слайд 8 (звучит текст).
Вопросы к детям:
- Какие чувства вы испытали, прослушав эту притчу?
- Почему мама отдала сыну сердце?
- А правильно ли он сделал, что взял его?
- Почему несмотря ни на что мать беспокоится о своём сыне?
- В чем заключается цель жизни каждой матери?
- Была ли в вашей жизни похожая ситуация, когда на причинённую боль маме она отвечала вам добротой и заботой?
Учитель: Сердце матери бездонно. Только мать способна простить тебе всё на свете. И здесь мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...
Учитель: У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?

Учитель: Ребята, когда я готовилась к нашему классному часу, в интернет-браузере ввела запрос «материнское сердце» и большинство картинок открылось с изображением вот таких вот сердечек. Почему именно в таком виде представляют материнское сердце?

Слайд 9
(Мама переживает. Огорчается, остаются раны, шрамы на сердце и тд.)

Учитель:
- Что ранит мамаино сердце?
(ответы детей).

Учитель: К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько слез пролила за нас мама, сколько времени и сил, сколько труда и здоровья, сколько ласки и заботы тратит она на нас. Вырастаем и, уехав из родного дома, забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к празднику. А мама ждёт!
И находит любые оправдания нашей чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию.

Сейчас подумайте и ответьте мне пож.
Вопросы:
1. Всегда ли осознав свои ошибки, вы просите у своих мам прощения?
(Если ответы «нет»)
2. Почему? Неужели настолько тяжело попросить прощения у самого родного человека?
3. Как часто дарите своим мамам тепло и заботу? Например, дождавшись ее с работы налить чашку чая, или укрыть ее пледом, когда она прилегла отдохнуть после тяжелого дня.

Слайд 10.
Учитель: Чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви своим мамам!
Ребят, радовать свою маму вы можете ежедневно, своим послушным поведением, хорошими отметками, помощью в уборке дома, без причинными объятиями и т.д.

Я предлагаю вам сегодня изготовить для мам подарок. Просто так, без повода. А как говориться – «Лучший подарок, это подарок, сделанный своими руками».

На помощь нам, я подготовила вот такой сундучок (учитель показывает детям сундучок, у меня был металлический с замочком). В нем есть все необходимые материалы, посмотрим что в нем?
(пуговицы, клей- момент, шнурок, бусины, заранее приготовленный из кож. заменителя мешочек).

Учитель: Мы с вами создадим собственноручно кулоны для мам.
Для упрощения работы, я заранее подготовила для вас наглядный пример. Вот, посмотрите на мою работу.

(Перед началом работы) А скажите мне, может еще что то есть, что мы можем вложить в свои работы? Я не имею ввиду материальные ценности.
(любовь, заботу, ласку, нежность, душу и тд.)
Включается не громко музыка.
Начинаем работу с помощью учителя, подсказок, физической помощи и тд. (15-20 мин).
По окончанию работы, кулоны можно закрепить магнитами на доске (я закрепила в шахматном порядке, было ярко), совместно полюбоваться на работы и похвалить своих учеников.

Презентация на тему: Классный час "Материнское сердце"

Классный час на тему «Мамины глаза»

Малышева Юлия Геннадьевна,социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Пермский края Александровского муниципального района, п. Яйва.
Описание: Классный час по нравственному воспитанию для обучающихся 8-9 классов.Этот материал может быть использован при подготовке внеклассного часа, посвящённого теме материнства, а также при проведении таких календарных праздников, как 8 Марта и День Матери.
Цель: Формирование ценностного отношения к матери, человеку, подарившему тебе жизнь.
Подготовительная работа. За день – два попросить детей на четвертинке обычного листа бумаги на одной стороне написать вопрос № 1: «Когда ваши глаза бывают грустными?», на другой № 2: «Когда ваши глаза бывают счастливыми?» Листочки в конвертах отнести мамам, утром вернуть классному руководителю.

Ход классного часа:
Вступительное слово:

Учитель: Ее глаза, еще с рождения,
Я не забуду никогда,
Слеза, улыбка, пробуждение,
И мамы нежная рука,
Расту, ищу в глазах спасения,
И помощь будет как всегда,
В ее глазах я отражение
Всегда поможет, скажет да,
Руки твои уже уставшие
По стариковски седина,
Глаза твои много видавшие,
Все так же смотрят на меня...
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на классном часе, на котором мы будем говорить о самом близком для нас человеке – маме.
Мама, мамочка... Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем человека самого дорогого и единственного. Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите мамин голос. Мамин голос – звонкий, как говорливый весенний ручеек.
Ее руки – как солнечные лучики, которые прикоснутся до вашей щечки, и вам становится тепло и приятно.
А какие глаза ….
Учитель: Ребята, а давайте заглянем в мамины глаза. Ведь по глазам можно узнать настроение человека, его самочувствие, отношение к тому, что он видит и слышит. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, потому что в них и через них исходит правда, а ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок.
Давайте задумаемся над вопросом: Когда у мамы глаза бывают грустными?
Работа в микрогруппах.
учитель читает мамины листочки № 1 и просит детей отметить то, что они не назвали и о чём мама грустит.
Учитель: А теперь давайте задумаемся над вопросом: Когда глаза у мамы бывают счастливыми?
дети работают в микрогруппах, затем проговаривают в группе.
учитель читает мамины листочки № 2.

Учитель: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе снами, сопровождая всю жизнь.
Учитель: Ребята, а вы пробовали когда-нибудь описать свою маму? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?
Словарная работа
1. Работа в микрогруппах. Составление словарной статьи к слову «мама».
Дети: МАМА – душа семьи, Дома.
- сама Благодарность;
- кладезь мудрости и терпения;
- организатор доброй погоды в доме;
- хранительница семейного очага;
- ласковое солнышко для детей и мужа;
- спутница в радости и горести дитя и супруга
Учитель: Очень много крылатых слов о матери, высказываний и афоризмов у выдающихся людей о матери. Вот послушайте, как говорили о маме известные люди.
Обращение к авторитетному мнению.
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.
Бальзак Оноре де (1799 – 1850)
Счастлива та, кто гордится своим титулом матери, смотрит на своих детей, как на самое лучшее своё украшение.
А.Ф.Романова (1872 – 1918)
Учитель: А теперь я предлагаю послушать одну притчу.
Работа с источником. Чтение притчи.
Притча о матери, у которой не было глаза.
Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я как мог, скрывал ее от друзей.
Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.
Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.
Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.
Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю, как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая.
Но все-таки вскрыл. «Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

Задания для обсуждения:
Учитель: О чём эта притча? Что важного для себя вы извлекли из этой притчи?
Ответы детей.
Учитель: Многие из нас, глядя в глаза своей маме, не всегда могут выразить слова любви, благодарности и уважения. Иногда нам легче взять ручку, бумагу и передать свои чувства с помощью слов.
Я предлагаю вам взять бумажные сердечки и на одной стороне написать слова любви и нежности своим мамам, а на другой попросить прощения за поступок, которым вы обидели свою маму или огорчили ее.
После классного часа, когда вы придёте домой, вручите эти сердечки, обняв и поцеловав своих мам.
Учитель: Мать…. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы и на всех окружающих, зло погибло бы под чистым, могущественным лучом солнца, Вы все знаете слова из песни: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались бы сильнее самой смерти.
Учитель: И в конце, я хочу пожелать вам, ребята, думайте больше о ваших матерях, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока. Каждая мама мечтает, чтобы, вы были хорошими людьми. И пусть на глазах у ваших мам выступали только слезы радости за вас. И закончить наш разговор мне бы хотелось стихотворением Р.Гамзатова «Берегите матерей».
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Оберегает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвётся к звёздам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит -души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет,-
Встаньте люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это- зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Учитель: Спасибо за внимание!

Тематический

классный час ко Дню матери «Всё о маме и всё для мамы!»

Цель: формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров

Задачи : способствовать формированию осознанного чувства уважения и любви к родителям, к маме; совершенствовать формы и приёмы взаимодействия между детским и родительским сообществами; развитие познавательных и творческих возможностей учащихся.

Предварительная подготовка :

1. Приглашение мам на праздник.

2. Подбор поэтических текстов

3. Подбор репродукций и музыкального сопровождения для презентационных материалов

4.Оформление фотовыставки «Наши мамы»

5. Звукозапись к слайд-шоу «Наши мамы»

Оборудование : мультимедийная установка

Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

1. Вступление.

Всех женщин мы поздравляем обычно весной – 8 Марта. Но с 1998 года по указу Президента РФ Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. Мама – такое маленькое, но такое ёмкое слово! Как много оно вмещает в себя!

Какие слова - ассоциации возникают у вас при упоминании слова «мама»?

Мама – это:

1. Друг, помощник, советчик.

2. Ласковая, добрая, заботливая.

3. Любит, переживает, жалеет.

4. Маму надо любить!

2. Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Я приглашаю вас в Интернет-путешествие по музеям мира на встречу с прекрасным. (Под музыкальное сопровождение – презентация «Тема Матери в мировом изобразительном искусстве»? (Слайды)

- Кто назовёт имя самой известной Мамы? Мария – женщина, подарившая миру Спасителя. (Слайды с изображением Богородицы) – рассказ классного руководителя и ученицы:

- Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.

С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Материя – идеал материнства.

3. - И всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать». Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать! Сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за сыновей, ушедших на войну! (Слайды)– чтение двумя учениками стихотворения Р.Гамзатова «Мама»:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождём следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Всё хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски – ласково «баба».

- Люди не уважают тех, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек. Стихотворение «По ночам звучит надрывный кашель...» (читает одна из приглашённых мам):

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз,

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так недолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Что приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

4. Дети – самое дорогое для матери. И счастлив тот, кто знает с детства материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием и заботой.

В книге писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» есть слова: «Всё, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Вдумайтесь только: ми-ло-сер-ди-е, милое сердце, милые глаза. (Слайды с фотографиями мам).

Стихотворение М.Пляцковского «Мамины глаза» (читают ученики):

Дождинка упадёт на землю, как слеза.

И вдаль поманит утром нас дорога.

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

Всё в жизни может быть – и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают.

А мамины глаза, а мамины глаза

Нас в детство по привычке возвращают.

И девочки становятся взрослее...

А мамины глаза, а мамины глаза

С годами всё добрее и светлее.

- На улице зима. Лежит снег. Морозно. А мы хотим, чтобы в вашей жизни и в вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно. Как много тепла и любви хранит ваше сердце!

Стихотворение «Люблю тебя, мама» (читает ученица):

Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю.

Наверно, за то, что

Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Всю жизнь со мной

Родная мама.

В горе, в радости -

Всегда!

Ты родила меня, растила,

Образование дала.

Когда бывает очень грустно,

Ты успокоишь, подбодришь.

Когда мне весело,

Ты делишь со мною

Радость пополам.

Переживаешь ссоры наши.

Не спишь подолгу по ночам.

Тебе я благодарен буду

За то, что ты дала мне жизнь,

Мои терпела ты капризы,

А я тебя не понимал...

Как тяжело тебе, родная,

Переживать за всех за нас.

Спасибо, мамочка родная,

За всё, что делаешь для нас!

Бабушкины руки (читает учащийся)

- Когда я была совсем маленькой, в нашей семье случилась беда: не стало моей мамочки. И пригрела нас с братом моя дорогая бабушка, Любовь Михайловна, баба Люба. Я помню, как меня, совсем маленькую, бабуля укладывала спать. Мои глаза закрываются, а её тёплые руки гладят меня по волосам и заботливо поправляют одеяло. И столько в них было тепла и нежности!

Прошло время... И сейчас мне уже не нужны сказки на ночь – засыпаю я быстро, набегавшись за день. Но добрые бабушкины руки всегда рядом, всегда готовы утешить и подбодрить в трудные минуты, угостить и побаловать. Эти руки не знают усталости, они всегда найдут себе дело.

Я очень люблю свою бабушку и с удовольствием помогаю ей по мелочам: мне совсем не трудно сходить в магазин, выполоть грядки, помыть посуду. А её руки пусть пекут вкусные пироги, заваривают ароматный чай, со своими секретами, и поправляют на мне воротничок. Мелочи, но такие приятные и важные!

Пусть они всегда будут рядом – тёплые, добрые и родные бабушкины руки!

С добрым утром, мамочка! (читает учащийся)

Утром просыпаюсь,

К маме подхожу.

С добрым утром, мамочка! –

Я ей говорю.

Крепко обнимаю

И смотрю в глаза –

Нежными руками

Обняла меня.

Самый дорогой.

Не спутаешь ни с кем его –

Он с детства мне родной!

5. Под Новый год добрый Дедушка Мороз послушным, трудолюбивым детишкам раздаёт подарки из своего волшебного бездонного мешка. Мы же вместе с нашей любовью и словами благодарности дарим вам, дорогие наши мамы, целый мешок добрых дел. («Перекличка» добрых дел. Дети поочерёдно кладут в мешок «Добрых дел» подготовленные заранее записки с названием своего доброго дела:

*успехи в учёбе

*спортивные победы

*достижения в творчестве (сочинители, художники, певцы и т.д.)

А на прощание всем ребятам, большим и маленьким, мы говорим:

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот!

Литература:

1. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа (Е.Н.Степанов, М.А.Александрова). Москва, 2005

2.Нестандартные модели детского досуга (Е.А.Смолина). Волгоград, 2001