Когда ребенок начинает есть твердую пищу. Как научить ребенка жевать (советы доктора Комаровского)

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи ? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания ?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка , его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи , отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда , с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито). Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм). Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу .

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком. Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться. Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища , требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни. В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь. Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно. Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу. Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни. Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона). При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой. Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Возможно, вам будут интересны статьи

Этот метод еще в начале прошлого века активно пропагандировал американский физиолог Хорас (Гораций) Флетчер. В возрасте 44 лет он серьезно заболел, да так, что ни одна фирма не хотела платить ему страховку. Врачи обнаружили у него целый «букет» недугов: лишний вес, болезни сердца и сосудов, желудочно-кишечные расстройства. Больше всего его беспокоил именно желудок. Наблюдая за работой ЖКТ, Флетчер заметил, что пища, максимально насыщенная слюной, исчезает из полости рта без глотательных движений. Позже это открытие было названо «пищевым зондом Флетчера».

По его рекомендациям на каждый кусочек пищи требуется не менее 30 жевательных движений, а эффект «пищевого зонда» срабатывает, когда их более 100. Изменив старые привычки питания, ученый вскоре избавился от лишнего веса, забыл о своих болезнях, начал ежедневно заниматься и вновь, как в юности, обрел спортивную форму. Удивительно, но теперь ему хватало в 3 раза меньше пищи, чем раньше. Стали ярче и вкусовые ощущения, так что каждый прием пищи превращался в маленький праздник!

Как регулировать вес? Огромное впечатление произвел знаменитый эксперимент Флетчера в американской военной академии в Вест-Пойнте. В нем приняли участие две группы: полные офицеры и худые солдаты. В ходе эксперимента при одном и том же рационе все они обрели нормальный вес только благодаря правильному пережевыванию: офицеры похудели, а солдаты поправились. В итоге было доказано, что одно только тщательное пережевывание пищи улучшает здоровье и помогает вернуть нормальный вес. Последователем этого метода стал известный американский миллионер Джон Д. Рокфеллер, который дожил до 98 лет.

О пользе тщательного пережевывания пищи давно знали и на Востоке. Йоги утверждают, что пищеварение (и даже поглощение энергии из пищи) начинается еще в полости рта, а пища хорошо усваивается организмом, только если она хорошо измельчается при жевании и обильно смачивается слюной. Многие помнят знаменитый йоговский девиз: «Жидкую пищу – ешь, твердую пищу – пей». Это значит, что даже жидкую пищу (соки, отвары, молоко и т. д.) нужно жевать во рту, смешивая со слюной. А твердую пищу нужно жевать дольше, чем обычно, превращая ее в жидкую. Йоги пережевывают каждый кусочек 100-200 раз, и не зря: опытный йог может вполне насытиться одним бананом или корочкой хлеба.
Замечено, что для полных людей характерна слишком быстрая еда. При этом центр насыщения в головном мозге не успевает включиться. Обычно для этого требуется 25 30 мин. И сколько бы вы ни съели за эти минуты, истинное насыщение придет позже, поэтому вряд ли стоит спешить.

Активное жевание улучшает кровоснабжение головного мозга, оздоравливает носоглотку и десны, защищает зубы от кариеса (слюна нейтрализует кислоту и сахар пищи). Для более эффективной работы ЖКТ полезно также потренировать мышцы живота, как это делают йоги. Встаньте на корточки, в позу кошки (бидаласана). В этой позе хорошо чувствуется движение мышц живота. С выдохом мягко подтяните живот, как бы стараясь приблизить пупок к позвоночнику, со вдохом отпустите. Повторите 10 раз, затрачивая на каждое движение около 1 сек. После небольшого отдыха повторите. Всего сделайте 3 серии таких движений. Сидя в позе со скрещенными ногами, наклонитесь вперед, опираясь руками в колени. На выдохе сильно подтяните переднюю стенку живота. Пока длится естественная задержка дыхания, повторите подтягивание до 10 раз. Как только появилось желание вдохнуть, сразу же отпустите живот. Это упражнение выполняется только натощак. Подтягивание живота – мощное средство улучшения пищеварения и оздоровления внутренних органов, поэтому старайтесь делать его регулярно.

Мне больше всего нравится подробное описание метода лечебного (тщательного) жевания Р. Г. Шавкуновым.

Долгое пережевывание пищи – путь к оздоровлению желудочно-кишечного тракта и всего организма.

Применил метод лечебного жевания в Академгородке под г. Новосибирском, где вел группу здоровья. Эффект был поразительный - 200 человек забыли про свои болезни, стали здоровыми и бегали каждый день по 10 км, а 50 человек пробежали сверхмарафон: 250 км по 50 км в день. Естественно, возник большой интерес к познанию тех закономерностей и механизмов организма человека, которые помогают пробудить столь большие его возможности.

Предлагаемая система длительного лечебного жевания не один раз была проверена на себе и других в течение 12 лет. Она всегда давала ожидаемые положительные результаты.
А как мы обычно едим? Над этим мы никогда не задумываемся. Для нас основным фактором является время. Нам некогда есть, у нас нет времени на еду. Утром мы опаздываем, схватили кусок хлеба или еще что-либо и на ходу проглатываем его. Обед 40–50 минут: надо поговорить, отдохнуть, поиграть в шахматы, домино, но только не еда. Она идет параллельно, на ходу. За 5–10 минут мы насытились.
Что мы едим - что-нибудь повкуснее и побыстрее, т. е. еда стала для нас истинным удовольствием, даже время препровождением. А может быть и по-другому. Мы можем часами сидеть за столом, поглощая несметное количество пищи и, что самое скверное, нам это нравится.

Мы забываем то, что за это придётся расплачиватся, порой жестоко: отрезают 3/4 желудка, панкреатит, холецистит и многие другие болезни. Все живое в природе (кроме современного человека) относится к процессу пищеварения с огромным вниманием, стараясь получить от этого процесса все то, что заложено природой.

Современная медицина определяет пищеварение как физиологический процесс, в результате которого поступившая в пищеварительный тракт пища перерабатывается (механически и химически), что необходимо для ее усвоения организмом. Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы могут быть усвоены только после расщепления на более простые химические соединения. Расщепление этих питательных веществ происходит в пищеварительном тракте при участии ускорителей химических реакций - биологических катализаторов или ферментов, которые вырабатываются клетками пищеварительных желез (слюнных, желудочных, поджелудочной, кишечных) и входят в состав соков, выделенных этими железами в просвет пищеварительного тракта. Последующее всасывание расщепленных продуктов и их транспортировка внутри организма обеспечивают их поставку нуждающимся клеткам.

Трудами И.П. Павлова установлено следующее:

  • Работа пищеварительных желез управляется нервной системой.
  • Количество выделенных соков, их состав и свойства зависят от состава пищи и других условий (например, настроения).
  • Все отделы пищеварительного аппарата работают согласованно, взаимодействуя между собой.
  • Работа пищеварительных желез изменяется при переходе от одного пищевого режима к другому.

Переработка пищи при длительном жевании происходит следующим образом. Размельченная зубами пища вступает во взаимодействие с выделяемой слюной и химио рецепторами полости рта, которые посылают информацию о химическом составе пищи в головной мозг, откуда в свою очередь поступает информация о необходимой коррекции химического состава слюны для создания наилучших условий ее дальнейшей переработки и усвоения. Часть принятой в рот пищи, обработанная слюной, всасывается в кровь прямо в полости рта. Это позволяет переработать значительную часть углеводной составляющей, наиболее быстро удовлетворить часть потребностей клеток организма в питании, устранить переедание и создать наиболее благоприятные условия для переработки пищи в желудке, 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике. При этом углеводная составляющая (хлеб, каша, макароны, картофель) перерабатывается в основном во рту, 12-перстной кишке, а белковая составляющая (мясо, рыба, бобовые) перерабатывается в желудке.

Создаются наиболее благоприятные условия для раздельного переваривания и наиболее полноценного усвоения белков, углеводов и других поступающих с пищей питательных веществ. Мы получаем ощущения насыщения пищей существенно быстрее при меньшем ее потреблении в 2–4 раза. Значительно снижаются затраты энергии на переработку пищи, а сэкономленная энергия используется организмом для восстановления и оздоровления всех звеньев желудочно-кишечного тракта. И все это можно получить после проведения 5-недельного цикла длительного лечебного жевания по следующей схеме.

Схема лечебного жевания

  • Первая неделя - каждая ложка пищи, положенная в рот (завтрак, обед, ужин),
    жуется ОДНУ минуту.
  • Вторая неделя - ДВЕ минуты.
  • Третья неделя - ТРИ минуты.
  • Четвертая - ДВЕ минуты.
  • Пятая - ОДНУ минуту.

Идеально жевать: по одному жеванию на каждый имеющийся зуб и по три - на каждый отсутствующий. В результате формируется условный рефлекс на длительное пережевывание пищи (30–40секунд). Как показывает опыт, длительное лечебное жевание лечит практически все болезни, поскольку во время жевания в этот процесс включаются все системы организма: пищеварительная, нервная, эндокринная и другие. В первую очередь лечатся болезни желудочно-кишечного тракта: язва желудка, гастрит, дуоденит, панкреатит и даже диабет. Нормализуется работа пищевода (устраняются его дивертикулы) и толстого кишечника. Чистится печень, лечатся нервные болезни и заболевания щитовидной железы, аппендицит. При этом происходит процесс нормализации веса: за пять недель лишний вес снижается на 5-10 кг, а недостаточный вес приходит в норму. Нормализуется обмен веществ.

Рассмотрим два примера приема пищи.

Первый.

Быстрая еда, внимание на процесс приема пищи отсутствует, и тому подобные обстоятельства. Пища, не задерживаясь во рту, быстро попадает в желудок, где в верхней части вырабатывается соляная кислота. Ее воздействие на смесь белков, жиров и углеводов вызывает брожение и образование браги, выделение спирта. Из этой смеси можно гнать самогон. Далее пища должна ощелачиваться и идти в двенадцатиперстную кишку, но ее не пускает привратник (клапан из желудка в двенадцатиперстную кишку), пока РН (показатель химического состава пищи) не будет равен 7,8 (такова величина РН в двенадцатиперстной кишке). Здоровый привратник ждет, пока РН не достигнет такой величины. На это организм расходует энергию и ресурсы. Но так бывает в молодости.
С годами из-за снижения энергетических возможностей организма при быстрой еде происходит анемия привратника, и он перестает работать. В результате непереваренная пища идет в двенадцатиперстную кишку, а та либо из-за несоответствия РН поступившей пищи тому РН, который заложено природой в программу ее работы, возвращает ее обратно в желудок, либо в тонкий кишечник, который, если здоров (имеет необходимые ферменты и витамины за счет наличия нужных бактерий), может это содержимое переварить.
А если дисбактериоз, то пища попадает в толстый кишечник, где она налипает на стенки, а необходимые организму питательные вещества высасываются из этой смеси. Тогда как должно было это произойти в двенадцатиперстной кишке. В итоге не стенках толстого кишечника образуются наслоения в виде камней, освободиться от которых очень трудно или невозможно. Вот вам и источник всех болезней.

В той части толстого кишечника, где образовалось налипание и камни, понизилась его рефлекторная деятельность. Залипли активные точки многих органов. Они потеряли связь с находящейся в данный момент там пищей. Прервалась связь системы управления пищеварением, всасыванием и выделением с содержимым толстого кишечника. Так, если это в сигмовидной кишке, то порождается простатит, болезни органов гениталий, бесплодие и др. Сами налипания имеют тенденцию к росту и могут достигать нескольких килограммов, изменяя расположение органов брюшной полости и нарушая их работу.

Кроме того, содержащиеся в такой смеси белки начинают подвергаться процессу гниения, способствуя гибели необходимой организму микрофлоры, снижению иммунитета, производству внутри организма нужных ему веществ в нужном в данный момент количестве. Поэтому среди людей с указанным отношением к питанию практикующие врачи, как правило, не встречают взрослых людей с совершенно здоровым желудочно-кишечным трактом. Питание – древняя, очень важная биологическая функция организма. Когда мы читаем газету, разговариваем, смотрим телевизор, питаемся стоя, мы добровольно разбалансируем психический процесс, связанный с функцией питания, нанося организму вред, который рано или поздно может проявиться в желудочно–кишечных нарушениях, нервных расстройствах и других, прямо или косвенно связанных с нервной деятельностью и болезненными проявлениями.

Заполнение сознания другой, не связанной с пищеварением информацией, отрицательные эмоции приводят к снижению кровообращения в системе пищеварения, создается цепь разнообразных, связанных между собой изменений в деятельности желез внутренней секреции и работе микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Поэтому человек не должен есть в возбужденном состоянии, а должен принимать пищу медленно, концентрируя внимание на ощущениях в области языка и неба.

Второй.

Мы строго следим за собой: медленно и хорошо разжевываем пищу, чтобы она превратилась в мягкую кашицу и как бы сама соскальзывала в ваш пищевод. Тогда такая пища будет легко перевариваться, и вы не будете испытывать ни в желудке, ни в кишечнике никаких неприятных ощущений, никакой тяжести, никакой боли при различном содержании исходной пищи. Принятая пища будет легко усваиваться в вашем организме, который переварит ее полезные компоненты и всосёт в кровь всё необходимое для получения мышечной силы и энергии, короче, для жизни. Все ненужные вещества и токсины такой организм сможет вывести из себя через каловые выделения и мочу, обеспечивая как переваривание, так и выработку нужных организму веществ. Вся микрофлора желудочно-кишечного тракта будет работать в оптимальном режиме. Так как пищеварение будет превосходным, то и выделение отходов будет происходить без всякого труда. Каждое утро, вставая с постели, вы будете испытывать естественную потребность в опорожнении кишечника без применения медикаментов. Ваш стул всегда станет регулярным, нормальным и легким. При этом у вас будет превосходный сон.

Во время питания рецепторы языка и неба посылают в нервную систему импульсы, несущие информацию о характере принимаемой пищи. В это время необходимо, чтобы язык длительно находился в соприкосновении с пищей, увеличивая время еды. Отвлечение внимания другой психической деятельностью препятствует управлению процессом питания. Сознание должно следить за тем, что происходит во рту. Медитация (сосредоточение внимания на процессе переработки пищи во рту) во время приема пищи способствует более быстрому возникновению ощущения о насыщении и является средством против ожирения. Поэтому есть надо в приятной и спокойной обстановке и такое может проделать каждый самостоятельно, где бы он ни находился.
Успехи в быстрой ликвидации симптомов заболеваний (а не их причин) с помощью различных медикаментозных средств позволили основателям современной медицины в свое время задвинуть в тень флетчеризм. Но современный кризис этой же медицины делает актуальным возврат к флетчеризму и его модификациям. Опыт и практика автора подтверждают это. Метод длительного жевания имеет ряд преимуществ перед раздельным питанием. Они сводятся к следующему.

  • Лечебное жевание доступно каждому и не требует медицинского контроля.
  • Лечебное жевание - это процесс раздельного питания в чистом виде, поскольку любая пища, состоящая из белков, жиров и углеводов, переваривается раздельно: во рту и тонком кишечнике перевариваются ее углеводы, а в желудке - белковые компоненты.
  • Организм плавно и постепенно при привычном рационе питания приводит в норму все системы желудочно-кишечного тракта и восстанавливает природные возможности иммунной системы без нарушения установившейся системы биоритмов организма.
  • Лечебное жевание требует для восстановления систем организма наименьшее количество энергии по сравнению с другими методами. Поэтому получаемая экономия энергии организма позволяет реализовать наибольшие его реставрационные возможности.
  • Обеспечивается оздоровление всего организма и его систем: пищеварительной, нервной, иммунной и других.
  • Значительное снижение потребляемой пищи (в 2-4 раза) предупреждает появление лишнего веса после проведения курса лечебного жевания, снижает расходы на питание, уменьшает количество образующихся в организме токсинов, облегчая работу систем выделения, способствуя их оздоровлению.

Естественным образом вырабатывается условный рефлекс - привычка длительного жевания после окончания лечебного цикла, которая может сохраняться годами при эпизодическом повторении цикла лечебного жевания. Этот метод в сочетании с любым видам голодания дают поразительные эффекты похудения и оздоровления желудочно - кишечного тракта и всего организма.

Не за горами то время, когда придёт пора отдавать ребёнка в детский сад. Ваш малыш так и не научился пережёвывать твёрдую пищу? Вы в растерянности, не зная, какой ещё испробовать способ, чтобы отучить ребёнка от перетёртой еды? Поговорим о ваших «треволнениях» и постараемся приучить ребёнка к обыкновенному рациону.

Мама, вот ложка, научи меня жевать!

Здравствуйте, девочки! Прошло совсем немного времени, и я снова спешу к вам для обсуждения ещё одной животрепещущей темы: «Как научить ребёнка жевать пищу ?».

Просматривая информацию на просторах «нета», можно увидеть, как много мамочек озабочены данной проблемой. И «беседка», на самом деле, имеет место быть. Недавно общалась с воспитателем (моему среднему 3,5 года) детского сада. Речь шла о питании детей. Она рассказала, что сейчас в средней группе все детки, более или менее, кушают хорошо. Однако, год назад, когда группа только сформировалась, было нелегко, потому что для некоторых малышей нянечке приходилось самой перетирать порции обеда, чтобы они не остались голодными! Ведь родители так и не смогли «привить» им жевательного навыка. И эта ситуация не исключение, в каждой новой группе, к сожалению, встречаются такие детки.

Давайте поговорим о малышах совершенно здоровых, у которых нет проблем с глотательным рефлексом, но которые не умеют пережёвывать, давясь твёрдой пищей.

Влияние вскармливания на процесс приучения к обыкновенной еде

Как вам известно, из прошлой «беседки», у меня трое сыновей. Со своими мальчиками я прошла поэтапный путь искусственного, смешанного и грудного вскармливания. Поэтому уверена, когда говорят, что у мамочки нет молочка, что в действительности - это не проблема, а отсутствие информации и опыта, но об этом в другой «беседке».

По моему мнению, вопрос о прививании ребёнку навыков ЖЕВАНИЯ напрямую зависит от вида вскармливания. Давайте попробуем всё разложить по полочкам.

Искусственное вскармливание

Мой старший сын полностью находился на искусственном вскармливании. Когда ему исполнился 1 месяц, молоко начало убывать, и я стала подкармливать его смесями, а в 1,5 месяца оно пропало вовсе.

Каких-то сложностей с ним в плане питания я не припомню, и вопрос, что делать, если ребёнок не жуёт, у меня на повестке дня не стоял. Все инструкции педиатра по я выполняла чётко. Однако у меня есть небольшая оговорка. Я не являюсь приверженцем «баночного питания», которое полностью имеет пюреобразную консистенцию. Мамочки, судей здесь нет, поэтому давайте будем честны перед собой! Это просто облегчает вам жизнь и экономит время, но не нужно говорить о полезности данной еды. Сложно поверить, что такое питание (ведь как ни крути - это консервация!) намного полезнее, чем приготовленное своими руками, потому что имеет сбалансированный витаминный состав.

Я не говорю, что «баночки» нужно исключить полностью. Иногда, когда в дороге, или вы едете в гости - это просто «палочка выручалочка». В любом случае, выбирать вам.

И как итог, дети на искусственном вскармливании (при правильном развитии) начинают рано кушать с общего стола. У них хорошо отработан жевательный и глотательный навык, они не давятся едой, и проблем с питанием в садике не возникает.

Молодые родители бывают неприятно удивлены, если стул их новорожденного ребенка окрасился в . Причин такому явлению может быть несколько. Попробуем разобраться с проблемой вместе.

От того, что ест будущая мама, напрямую зависит ДНК ее малыша. Что думают по этому поводу специалисты, .

Смешанное вскармливание

Моему среднему сыну 3,5 года. Мы стали посещать садик с 1 г. 10 мес. полностью подготовленные. Давайте более подробно обсудим все мелкие моменты.

Пожалуй, следует сказать, что мой «богатырёныш» родился с весом 4 кг. 200 г., поэтому потребность в еде была ощутимой. Это - бесконечно голодный ребёнок:))))))). А так как кушать очень «хоцца» (где ж столько взять?), то приходилось «лялюсика» подкармливать.

Для того чтобы привить навык точного попадания еды в рот, вот что мы делали:



Ну, а дальше, - всё самое интересное. «Деть» начинает сидеть. Его можно посадить рядом за стол. Он начинает понимать, что в твоей тарелке находится что-то интересное, а ты это что-то так вкусно поглощаешь, причмокивая, что у него буквально текут слюнки. Ну, очень хочется попробовать.

Готовя первое овощное пюре, я использовала все овощи, что были в доме)))))))))))). В кипящую водичку добавила морковочку, лучок, чесночок, капусточку, картошечку, кабачок и щепоточку соли. Вот, сколько всего! Когда овощи отварились, я их перетёрла вилкой. НЕ взбивала! В пюре попадались небольшие кусочки еды. Не волнуйтесь, расстройство у него не было. Всё изумительно усвоилось. И хотя малышок еще не умеет жевать, с первым своим уроком он справился на отлично. Вот так, собственно, мы и нарабатывали навык жевания.

Ниже представлено видео «процесс принятия первого овощного пюре».

Находясь со своей семьёй за обеденным столом, малышу тоже хочется самостоятельно с ложечки покушать. Конечно, это очень потешно: когда малыш, кушая супчик, вернее пытаясь его покушать, подносит ложечку ко рту, а в этот момент весь супчик убегает мимо, попадая прямо в воротничок пластмассового слюнявчика и на личико, при этом, просто умильное от удивления, будто говорящее: «Как это так получается? А в ротик-то ничего и не попало!» Естественно мой «киндырёныш» стал нервничать. И я, как современная мамочка, разрешила ему похулиганить. На приём второго блюда я забрала ложку, а тарелку с овощами поставила рядом. Посмотрите, что из этого получилось (на представленных фото малышу 9 мес.).

Поверьте, очень многое осело в ротик. Было ну ООООООООчень вкусно!

Навык пережёвывания пищи мы отрабатывали изо дня в день , привыкая не только кушать с общего стола, но и стараясь это делать самостоятельно, и к 1 году 3 месяцам достигли определённых результатов. Познакомиться с нашими достижениями можно по представленному ниже видео.

В данном примере представлена овсяная кашка, но меню у ребёнка разнообразное. В этом возрасте мы поедали всё. Бывало, что не хочет жевать мяско в супчиках, тогда я, разделывая мясо на суп, отрезала большой кусочек и отдельно давала малышу. Его он с удовольствием кушал.

В возрасте 1г 10 мес. мы пошли в сад. В группу такого возраста набирают деток, которые самостоятельно могут кушать, используя столовые предметы и ходить на горшок.

Последние фото и видео подготовки к садику в возрасте года и 9 месяцев представлены ниже.

Нам осталось только разобраться с памперсами, что мы и сделали за месяц, полностью исключив их из своей жизни, - и мой гражданин готов к садику!

Грудное вскармливание

Вот и подошла очередь до моего «масика», самого младшенького. Нам сегодня год и 4 месяца. И да, я до сих пор не могу прекратить его кормить. В таком возрасте это доставляет определённые неудобства, отнимает много времени и уже пора, пора, пора, но - никак.

Касательно питания: едим мы всё с общего стола, ничего не протирая. Сам он ещё не ест, только пытается. На фото, расположенных ниже, представлен период размазывания еды по лицу, ушам и шеи, и просто замечательно, что он уже пройден. Правда, это время мы провели в больнице, и они очень уж больничные, но я не думаю, что это существенно. На фото моему мальчику 11 месяцев.

Хорошо видно, что ребёнок ест обыкновенный суп, не взбитый блендером.

С размазыванием котлет, по себе любимому, малыш справился замечательно. Видите, как доволен?

Конечно, в случае грудного вскармливания всё немного сложнее. «Ребятёнок» часто давится и нередки случаи, когда он просто выплёвывает еду, потому что там крупнее кусочки, чем ему хотелось бы.

Но у меня есть помощник - это палочка-выручалочка, а по простому - слюнявчик с козырьком. Может это и не эстетично, но зато действенно. Малыш сначала выплюнет, потом ощутит вкус еды. Понимает, что напрасно это сделал, но природное упрямство говорит не идти на попятную, поэтому продолжает в том же духе. Выплёвывает, но теперь только в слюнявчик. В общем, делает «загашник». Там складирует свои кусочки, а потом ручкой складывает их к себе в ротик.

Приблизительно так происходило раньше. Теперь всё намного проще, и не за горами тот период, когда мы самостоятельно будем кушать, «орудуя ложкой». Пока у нас в одной руке ложка (даже что-то в неё попадает), а другая рука «хозяйничает» по тарелке. Вот так и кушаем. Сама стараюсь не кормить (если нахожусь дома), просто присутствую рядом, разговаривая и нахваливая. Ведь главное, чтобы процесс еды ребёнку доставлял удовольствие и радость, тогда обязательно всё получиться!

Заключение

Безусловно, встречаются дети с индивидуальными особенностями, у которых возникают затруднения в попытке приучить своё чадо к пережёвыванию твёрдой пищи. В этом случае, лучше учесть рекомендации врачей, например, доктора Комаровского или сходить проконсультироваться к детскому врачу.

Однако, на мой взгляд, следует запастись терпением и приучать ребёнка к твёрдой пище последовательно, начиная с раннего возраста. Просто нужно помнить о необходимости всегда находиться рядом в такие моменты. Поощряйте его, хвалите, кушайте вместе с ним всей семьёй. И у вашего малыша обязательно появится интерес, и ему захочется ПОЖЕВАТЬ вместе с вами.

Первый способ приема пищи младенцем – сосание, с его помощью начинается подготовка мышечного аппарата челюстей. Проблема, как научить ребенка жевать, обычно возникает к двум годам, когда уже пора есть твердую пищу с общего стола, а малыш упрямится и соглашается питаться только пюрированными продуктами. Причина отказа жевать еду — пропущенные этапы в формировании жевательного рефлекса, который в норме должен следовать за . В идеале, первые тренировки стоит начинать одновременно с . Тогда уже к году малыш научится измельчать пищу и сможет расширить свой рацион.

Жевательный рефлекс ребенка — что это такое

Жевательный рефлекс представляет собой процесс откусывания, дробления, перетирания пищи в полости рта. Зубы и верхняя челюсть играют в этом деле пассивную роль. Чтобы жевать еду, мы пользуемся мускулатурой нижней челюсти. Эти мышцы очень сильные. Например, у мужчин давление коренных зубов — от 30 до 90 кг.

Сокращение жевательных мышц обеспечивается рефлекторным путем. После попадания еды в рот вкусовые, температурные, тактильные рецепторы раздражаются и посылают импульсы в мозг. Регулировка движения челюстей, силы сдавления осуществляется центральной нервной системой. Считается, что рефлекс, благодаря которому мы может жевать, обеспечивается в рефлекторном центре продолговатого мозга, а высший центр жевания находится в коре.

Чтобы качественно измельчать твердую пищу, мы совершаем множество скоординированных между собой движений, часть которых регулируется условными рефлексами. Как известно, эти рефлексы не появляются при отсутствии потребности в них. То есть, если всегда кормить ребенка перетертой едой, потребности начать жевать у него не возникнет.

Если регулярно давать здоровому малышу кусочки еды, он обязательно рано или поздно научится ее жевать. Даже самые упрямые дети максимум к 5 годам переходят на взрослый рацион. Для чего же тогда приучать ребенка к твердой пище уже на первом году жизни? Почему по нормам малыш в 1,5-2 года должен жевать и глотать так же, как и взрослый человек? Дело в том, что процесс жевания напрямую связан с развитием челюсти и системы пищеварения.

Если годами давать ребенку только измельченную еду, его развитие нарушается:

  1. Когда ребенок начинает жевать еду, кровоснабжение его десен увеличивается, а значит, растущие зубы получают больше питания, становятся более крепкими и здоровыми. Ограничение нагрузки на челюсть ухудшает состояние зубов, препятствует формированию правильного прикуса и может привести малыша в кабинет стоматолога.
  2. С ростом ребенка развиваются и его органы пищеварения. Для переваривания твердой пищи нужно больше слюны и ферментов. Есть риск, что позднее начало жевания приведет к сбоям процессов пищеварения во взрослой жизни.
  3. При помощи мышц челюсти мы может не только жевать еду, но и разговаривать. Измельчение пищи зубами, передвижение ее кусочков по рту при помощи языка готовит малыша к четкому произнесению звуков. Как правило, дети, которые отказываются жевать еду, имеют и логопедические проблемы.

Когда дети должны нормально жевать и глотать

Вводя прикорм, внимательно следя за питательной ценностью и безаллергенностью детского меню, многие родители забывают о необходимости обучить ребенка жевать еду, глотать маленькие кусочки. Вся пища как минимум до года измельчается блендером. Неподкрепленный практическими занятиями жевательный рефлекс в это время постепенно затухает.

Родителям, которые хотят не пропустить важный момент формирования новых навыков у ребенка и научить его жевать пищу, будет полезна информация от ВОЗ:

Возраст Развитие умения жевать еду Степень измельчения продуктов
5 месяцев Появляются первые рефлекторные жевательные движения. Тогда же рвотный рефлекс «отодвигается» глубже, к задней трети языка. В это время дети уже готовы физиологически держать мягкую пищу во рту и могут начинать учиться ее жевать и глотать.
7-12 месяцев Формирование навыков кусания и пережевывания. Язык учится совершать боковые движения, продвигать пищу к зубам. В 1 год здоровый ребенок физиологически способен есть не измельченные блендером каши, мелко нарезанные фрукты и овощи. .
до 2 лет Малыш умеет хорошо жевать еду. Разрешена пища с общего стола, естественно, с учетом ее состава. В два года ребенок умеет откусывать и жевать свежие фрукты и овощи. Единственный продукт, который еще может требовать измельчения – жесткое мясо.

Почему ребенок не жует пищу

По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.

Причины неумения жевать пищу:

  1. Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
  2. Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
  3. Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
  4. Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
  5. Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать или ниблер, навыки не сформируются.

По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.

Что делать маме

Пожалуй, самые рациональные рекомендации, как научить ребенка жевать, дает именно Комаровский: «Дети повторяют родителей. Невозможно обучить жевать, если малыша не пускают за семейный стол и не дают посмотреть, как едят взрослые. Очень хороший способ освоить жевание: сажаем ребенка рядом во время обеда, выразительно двигаем челюстями и акцентируем его внимание на этом процессе.

Научить упрямого ребенка жевать в 2 года, если он упорно отпихивает еду и даже давится ей, может только чувство голода. Когда малыш по-настоящему голоден, ему придется начать осваивать новое для него умение жевать еду. Естественно, обучение начинают с мягкой пищи, например, кусочков вареных овощей. Лучше выбрать продукты, которые ребенок с удовольствием ел раньше в виде пюре. Постепенно увеличивают количество и размер кусочков, добавляют более твердую пищу».

В дополнение к советам Комаровского приведем несколько рекомендаций логопедов, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы малыш старше года умел жевать и глотать твердую пищу:

  • отработка жевательных движений наиболее эффективна на ранее запрещенных мармеладе, зефире или пастиле. Выбирать нужно только натуральные продукты без красителей. Если ребенку поставить условие, что он получит сладость, если будет ее жевать, и показать, как это делать, он будет стараться с удвоенной силой;
  • можно рассказать, что блендер сломался или потерялся, и теперь еду будем измельчать вилкой. Возможно, малышу понадобятся сочувствие, уверение в собственных силах, обещание купить новый блендер (как-нибудь потом). Когда ребенок начал есть раздавленную пищу, степень ее измельчения понемногу уменьшаем;
  • активно общайтесь со сверстниками и детьми немного старше. Пусть малыш видит, что жевать твердую пищу умеют не только взрослые. Совместная еда — отличный стимул учиться.

Современная альтернатива мешочку из марли, в который раньше заворачивали фрукты или хлеб, — ниблер. Это пластиковая сеточка или силиконовый резервуар с дырочками, в которые кладут еду. Для удобства держания ниблер оснащен кольцом или ручкой. Это приспособление позволяет обучить малыша жевать пищу без риска подавиться. Отверстия бывают разного размера, поэтому можно подобрать подходящий ниблер ребенку с 5 месяцев до года.

Дело в том, что наша пищеварительная система приспособлена для переваривания твердой пищи. В рацион детей твердая пища постепенно вводится уже на первом году жизни. Отказ от твердой пищи на длительное время во взрослом возрасте не всегда оправдан стремлением похудеть. Ведь мы хотим не только похудеть, но и сохранить наш организм здоровым. Поэтому перед тем, как выбрать подобный вид диеты или отказаться от него, нужно понять, почему нужно есть твердую пищу.

Употребление твердой пищи гарантирует, что пищеварительная система организма будет работать правильно. При употреблении только жидких или полужидких продуктов могут возникнуть проблемы органов пищеварения, диспепсия, гастриты. Кроме того, начнут страдать зубы. Правильный рост зубов и поддержание их работоспособности зависит от постоянной нагрузки на них. Твердая пища - это такая пища, которую нужно хорошо пережевывать. Если лишить зубы необходимого упражнения, зубная ткань начнет постепенно лишаться кальция. Такие изменения происходят очень быстро, но в масштабах нескольких недель они могут быть не заметны. При длительном отказе от твердой пищи возникает риск лишиться зубов - они начинают расшатываться, крошиться, часто появляется кариес. Таким образом, организм избавляется от «ненужных» ему больше органов.

Конечно, в некоторых случаях приходится отказываться от твердой пищи во время лечения. Такое может произойти, например, во время перелома челюсти. Однако нужно понимать, что это временная мера, и она согласована с вашим лечащим врачом.

Залог здоровья - в употреблении разнообразной пищи, питание должно быть полноценным и сбалансированным. Организм должен получать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Нужно также помнить, что норма потребления жидкости составляет от 1,5 до 2 литров в сутки. Часть этой жидкости мы получаем в скрытом виде в супах, кашах. Другую часть рекомендуется получать через употребление столовой минеральной воды, травяных чаев, соков. Поэтому не стоит питаться в сухомятку, это тоже вредит здоровью.

Пищу, которую вы едите, нужно тщательно пережевывать. Йоги говорят, что нужно брать твердую пищу и доводить ее во рту до жидкого состояния. Может быть, не стоит всегда строго придерживаться такой рекомендации, но надо помнить, что большие куски плохо пережеванной пищи плохо сказываются на пищеварении. Проще говоря, они могут не перевариваться до конца. Попадая в кишечный тракт, такая пища начинает в нем разлагаться.

Возможно, вам уже приходилось сталкиваться с проблемой вздутия живота, газов, запоров. Это происходит как раз из-за того, что пища недостаточно хорошо переваривается нашим желудком. Конечно, у этой проблемы могут быть разные причины: несвежая еда, переедание, «тяжелые» для нашей пищеварительной системы продукты.… Иногда, особенно у пожилых людей, такие явления начинают носить постоянный характер, и приходится обращаться за помощью к врачам. Для нормализации работы кишечника и выведения из него токсинов назначают процедуры очистки наподобие колонотерапии. Это довольно неприятная процедура, избежать которой можно, если придерживаться определенных правил в питании.

Даже в пожилом возрасте нужно стараться есть твердую пищу. Нужно включать в рацион пищу богатую клетчаткой. Твердая пища и клетчатка помогают выводить из кишечника слизь. Обратите внимание на хлеб и мучные изделия, изготовленные из твердых сортов пшеницы, либо из муки грубого помола. Такие продукты по сравнению со своими собратьями, изготовленными из муки высшего сорта, содержат больше клетчатки. Не пренебрегайте ржаным и черствым хлебом, сухарями. Много клетчатки в свекле, репе, моркови, гречневой крупе.

Клетчатка относится к так называемым балластным веществам, или пищевым волокнам. Она не несет в себе пищевой ценности, но, раздражая стенки кишок, клетчатка помогает перистальтике. Если есть пищу, которая лишена клетчатки, перистальтика ослабевает, и могут возникнуть запоры. Богатые клетчаткой продукты рекомендуются при атеросклерозе, привычных запорах, ожирении.

К балластным веществам относятся также пектины. Попадая в кишечник, они впитывают в себя вредные вещества и уменьшают гнилостные процессы. Много пектинов во фруктах и ягодах.

Яблоко или морковь, которые вы съедите после приема основной пищи, не только источник витаминов и пектинов. Они способствуют механическому очищению полости рта. Секрет кроется в том, что во время активного пережевывания во рту выделяется больше слюны. Слюна смывает с зубов остатки пищи. В то же время слюна помогает пищеварению. Поэтому важно, чтобы во время еды выделялось достаточное ее количество. Вот почему надо есть твердую пищу и не забывать, что ее нужно активно пережевывать.