Люди которые не знали что такое дружба. Что такое дружба

Дружба – это очень разностороннее и непростое понятие. Каждый человек в мире может дать совершенно разные определения этому слову.

У людей складывались с начала времён. Когда кто-то окружён своими близкими приятелями, ему кажется, что он в этом мире не одинок, всегда есть на кого положиться, кто может помочь в трудную минуту словом и делом, выслушать. Товарищи готовы прийти на выручку, на их сторону встают даже тогда, когда они не правы.

Очень часто люди путают определение «дружба» с каким-либо иным типом межличностных отношений, ждут от других несвойственных поступков и слов, что часто приводит к обоюдному разочарованию. Важно уметь отличать приятельское взаимодействие от всех других типов общения. Понимание и осознание того, что оно значит, поможет не только самому быть и оставаться настоящим, истинным, но и адекватно оценивать слова и поступки окружающих, тех, кого называем друзьями.

Суть дружбы

Что такое дружба? Согласно определению, данному в толковом словаре Ожегова, дружба – это отношения высокой степени близости, которые базируются на глубоком доверии, взаимной привязанности, общих интересах и взглядах. Настоящий товарищ глубоко связан с приятелем, всегда может рассчитывать на взаимопомощь, оказать поддержку, быть верным, честным на словах и на деле.

Это слово всегда подразумевает большое количество душевной теплоты, высокий уровень привязанности, доверие и близость.

В психологии дружбу относят к аттаракциям. Это слово означает «влечение, эмоциональное притяжение к другому человеку». Оно включает в себя:

  • Потребность человека в общении и взаимодействии, побуждающую его выбирать себе различных партнёров.
  • Различные качества партнёра, которые способствуют притяжению и взаимодействию.
  • Особенности построения взаимоотношений, которые побуждают к дальнейшему общению, доверию, поиску встреч и желания связать с человеком жизнь и судьбу.

Существует несколько наиболее популярных особенностей её проявления:

  • Понимание ощущений, чувств и нужд своего товарища.
  • Глубокая схожесть интересов вплоть до одинакового восприятия материальных объектов, таких как предметы искусства.
  • Полное разделение эмоционального, психического, морального, физического состояния.
  • Способность частично или полностью заменить другому психологическую помощь, разговор или просто прикосновением принести существенное облегчение душевной боли.

Иногда эмпатия может дойти до такой крайности, что у людей становятся практически идентичными мироощущения, мысли и чувства. Такое восприятие не только помогает лучше познать своего друга, но и приносит высокое наслаждение от близости, ощущения родной души в этой бесконечной Вселенной.

Что принимают за дружбу?

Слово «дружба» для многих имеет разное значение. Это может зависеть от того, насколько близко человек желает подпустить к себе людей. Один способен называть настоящими приятелями полсотни знакомых, другой пересчитает товарищей по пальцам руки. Третий скажет, что словом «друг» он не способен именовать никого.

В Древней Греции данное понятие разделяли на два, выделяя:

  • дружбу, что основывалась на взаимных интересах и общих целях коллектива;
  • дружбу, что звалась «благородной», способна была возникнуть только между двумя людьми в качестве привязанности высокой чистоты.

Сегодня чаще всего ошибочно называют дружбой:

  • Общение со знакомыми. Однако самые сокровенные желания и глубокие потребности таким людям, как правило, не доверяют.
  • Выражение солидарности и общих интересов коллектива.
  • Схожесть рабочего или политического функционирования.
  • Проявление симпатии к другой личности из-за её обособленности, уникальности, манеры выделиться. Можно назвать словом «друг» просто приятного человека, однако такие связи, как правило, очень ненадёжны, так как люди часто меняются.

В тех отношениях, в которых нет доверия, искренности и любви, понятию «дружба» просто нет места.

Виды дружбы

В тех случаях, когда уровень взаимной привязанности и глубина понимания между товарищами велики, можно классифицировать возникшее чувство дружбы по некоторым признакам:

  • Творческая. Сохранение, понимание, принятие личностных качеств другого, одобрение проявлений самовыражения и фантазии, плодотворный союз двух активно самовыражающихся людей.
  • Духовная. Взаимное развитие друг друга. Каждый способен получать значительную долю обогащения своей индивидуальности за счет другого, полного взаимопонимания. О таких людях говорят: «Разговаривают без слов».
  • Будничная. Начинается с территориальной близости. Люди говорят: «Дружим со школьной скамьи (армии, песочницы, ВУЗа)». Часто это взаимодействие подкрепляется взаимными поводами встретиться. Иногда развитием такого типа дружеского общения может стать работа – люди предпочитают дружить с представителями своей профессии.
  • Семейная. Когда целые общины становятся всеобщими друзьями.

Важно помнить, что тот, кого мы называем словом «друг» всегда искренен, любит и любим. Ему не нужен шквал вопросов после долгой разлуки, чтобы понять, как дела у того, с кем он близок. Он может высказать всё, что есть у него сейчас на душе и способен принять такую же исповедь сам.

Друг – это человек, вызывающий безграничное уважение и желание заботиться о нём. Сам он всегда готов помочь и быть рядом. Истинные дружеские чувства всегда взаимны. Часто говорят: «Друзья – это семья, которую выбираем мы сами».

Елена Лукина
Беседа «Что такое дружба?»

Цель : познакомить детей с понятием дружбы , способствовать сплочению детского коллектива.

Ход занятия

Сегодня мы будем говорить о дружбе .

Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Иметь друга – великое благо.

Так, что же такое дружба ?

Задание №1. Организуется работа в микрогруппах.

Ребята, подумайте и ответьте на такие вопросы.

Вопросы :

1." Дружба – это--- ".

Примерные ответы детей :

дружба – это взаимопомощь , весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту.

2." Настоящий друг – это тот ---".

Примерные ответы детей :

настоящий друг – это тот, кто тебя понимает, с кем интересно общаться, кто никогда не предаст тебя, кто поможет и поддержит в разных ситуациях.

3." Друзья всегда---".

Примерные ответы детей :

друзья всегда - помогут тебе в трудной ситуации, разделят с тобой и радость и беду, понимают тебя.

После работы в микрогруппах организуется обсуждение предложенных вопросов, формулируются общие выводы.

Если мы хотим иметь друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость.

Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто " Требуется друг".

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат !

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу : - Дружи со мной---

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы с тобой, как голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу :- Но ты учти :

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной;

Ты дружи со мной одной !

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной-

Стану знаменита!

Все пятёрки по одной

У Светловой Нади.

Я прошу : - Ты со мной подружись хоть на день !

Мы с тобой поладим :

Будешь ты меня спасать-

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят : - Молчала бы!

Не вставать же на колени уговаривать подруг---

Напишу я объявление :

Срочно требуется друг!

Почему у девочки не было друзей?

Примерные ответы детей : у девочки не было друзей, так как она хотела много от других, но сама взамен ничего не давала.

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу . Обратите внимание на пословицы.

Задание №2.

Работа в микрогруппах. Знакомство ребят с пословицами о дружбе .

Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете ?

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Друга иметь – себя не жалеть.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Задание №3.

Организуется работа в микрогруппах. Детям предлагается разработать правила дружбы . После обсуждения в группах, зачитываются и обсуждаются разработанные правила дружбы .

Правила дружбы (Примерные ответы детей) :

помогать друг другу;

не помнить долго обиду;

не мелочиться;

доверять друг другу;

быть терпимым;

уметь прощать;

не завидовать;

быть честным и преданным;

быть доброжелательным.

Итог занятия.

Итак, дружба - это замечательно ! Нам всем ясно одно – без дружбы нет жизни ! Значит, чтобы жить, мы должны уметь слушать друзей, понимать и поддерживать. Да и в целом, если хотите, чтобы люди относились к вам хорошо, то и вы относитесь к ним с уважением, добротой и пониманием. Всем спасибо за работу.

И в чем она проявляется, будет рассказано в этой статье.

Определение дружбы

Дружба многогранна, поэтому дать точное определение понятию непросто. Философы, психологи, социологи трактуют ее по-своему. Основные определения термина следующие:

  • Дружба - взаимоотношения между людьми, основу которых составляют помощь, доверие, общие взгляды и ценности.
  • Если рассматривать ее как союз, основанный на привязанности, общих интересах, совместном досуге, доверии и бескорыстной помощи, то это будет полное определение, выражающее, что такое настоящая дружба.

Товарищество и дружба

Понятия товарищества и дружбы похожи, их часто путают. Чем отличаются товарищеские отношения от дружеских?

Под товариществом понимают общение, строящееся на общих интересах, поддержке. Часто оно становится основой дружбы. Главное, чем один вид общения отличается от другого - это степень доверия. Друзья доверяют друг другу, готовы поделится самым сокровенным. Товарищей объединяют общие интересы и цели.

Примером могут служить учащиеся в одной группе студенты, которых объединяет стремление успешно сдать сессию, или коллеги, работающие над одним проектом. Их взаимодействие происходит в стенах университета или офиса.

Личными переживаниями товарищи не делятся, не изливают душу друг другу.

Настоящие друзья объединены не только общими целями, их связывает некое духовное родство.

На чем основывается истинная дружба?

Часто про настоящую дружбу говорят - "не разлей вода". Что же лежит в ее основе? В психологии выделяют следующие составляющие дружбы:

  • союз и привязанность;
  • общие ценности, совместные или схожие планы, цели;
  • альтруизм;
  • доверие;
  • отсутствие конкуренции.

Союз и привязанность

Под союзом понимают длительные отношения, основанные на совместном решении проблем, взаимной радости за успехи другого.

Привязанность или потребность в общении - один из главных критериев дружбы.

Важно понимать разницу между дружеской привязанностью и созависимостью (эмоциональной зависимостью). В случае созависимых отношений речь о дружбе не может идти.

Если именно с этим человеком хочется делиться всем - и радостями, и горестями, не получая при этом взамен обесценивания или зависти, то это и есть настоящий друг.

Настоящие друзья не манипулируют, они искренни и не принижают успехи друг друга. Если так называемый друг оказывает негативное влияние, отговаривает от любых начинаний, то он таковым не является.

Общие ценности, совместные планы

Для понимания, что такое настоящая дружба, необходимо рассмотреть еще один критерий - общие ценности, цели и планы.

Люди с похожими взглядами на жизнь легче находят общий язык. Неважно, что вас объединяет: любовь к спорту или компьютерным играм, желание познать свой внутренний мир или заработать миллион, главное - общие ценности и интересы объединяют на духовном уровне.

Такой критерий, как совместные планы и цели, вытекает из предыдущего.

Людям с одинаковым мировоззрением проще стоить совместные планы, идти к схожим целям. Они становятся опорой и поддержкой друг для друга.

Часто разные планы на жизнь отдаляют друзей, превращая в приятелей или хороших знакомых.

Альтруизм и доверие

Ответом на вопрос: «На чем основана настоящая дружба?» - будет: "На альтруизме". Без бескорыстной помощи и некоторой доли самопожертвования не может быть настоящей дружбы. Ведь другу помогают не ради выгоды, а по велению души. Настоящие друзья всегда готовы прийти на выручку, не требуя благодарности.

С настоящим другом делятся самыми сокровенными мыслями и переживаниями, получая взамен поддержку, не боясь осуждения. На таком доверительном общении строится истинная дружба.

Отсутствие конкуренции

Отсутствие конкуренции - основа настоящей дружбы. Преданные друзья не завидуют, не стремятся «перещеголять» друг друга. Друг порадуется успехам. Достижения одного мотивируют другого, не вызывая неприятия. Настоящая дружба - своеобразное поле для личностного роста.

Как понять, что дружба настоящая?

В жизни каждого человека наступает момент, когда он пересматривает взгляды на мир и окружающих людей. Столкнувшись с проблемами и не находя понимания и поддержки, человек задумывается, а есть ли у него друзья? Как понять, какая дружба настоящая, где взаимовыгодное общение?

  • Друзья принимают вас такими, какой вы есть, с недостатками и достоинствами. Они могут не во всем соглашаться с вами, но никогда не посягнут на вашу индивидуальность. Друг всегда поможет найти что-то хорошее в трудной ситуации.
  • Настоящие друзья рядом и в горе, и в радости. Они не отвернутся, если вы упали с пьедестала, не позавидуют успеху. Именно искренняя радость достижениям и поддержка в трудную минуту определяют настоящую дружбу.
  • С настоящим другом комфортно, с ним не опасаешься, что личные секреты станут достоянием общественности.
  • Друзья не злословят друг у друга за спиной. Они говорят правду в лицо, даже если она неприятная. Друг не будет давить на вас, постоянно напоминать об ошибках.
  • Настоящему другу вы интересны как личность.
  • Настоящий друг не ограничивает вашу свободу, не пытается контролировать общение. Вам всегда есть что вспомнить, над чем посмеяться, о чем помолчать.

Ответом на вопрос: «Что такое настоящая дружба?» - будет: общение, при котором можно быть собой, не боясь осуждения, всегда рассчитывая на поддержку.

Зачем нужна дружба?

Друзья - это надежный тыл, опора в тяжелую минуту, люди, с которыми приятно разделить радость. Жизнь без них была бы одинокой и серой.

Нуждается ли настоящая дружба в аргументах в свою пользу?

Скорее нет, чем да. Все же стоит привести некоторые.

По мнению психологов, человек может добиться успеха в различных сферах жизни благодаря нескольким критериям: 20% приходится на личный опыт и знания, тип мышления, а 80% - окружение. Настоящие друзья не тянут вниз, стремятся к развитию.

Например, молодой человек решил бросить курить, настоящий друг никогда не предложит ему сигарету, не станет курить при нем, примет его выбор и поддержит.

Человек, у которого есть настоящий друг, никогда не будет одинок. У него крепче иммунитет, и он менее подвержен депрессиям и неврозам.

Примеры дружбы

В истории примерами настоящей дружбы служат отношения Пушкина и Пущина. Дружба, начавшаяся между лицеистами, продлилась всю жизнь, несмотря на различные превратности судьбы.

Дружеские отношения Анны Герман и Анны Качалиной (музыкальный редактор студии «Мелодия») помогли польской певице завоевать популярность в Советском Союзе.

Среди голливудских звезд немало примеров крепкой дружбы, вот некоторые из них.

Дружба Джареда Лето и Мэттью Макконахи началась во время совместной работы над фильмом «Далласский клуб покупателей», который принес друзьям заслуженные статуэтки "Оскара".

Еще один звездный пример настоящей дружбы - Леонардо ди Каприо и Тоби Магуайр. Их дружба длится уже 25 лет. Актеров можно увидеть вместе на баскетбольных или футбольных матчах.

Бен Стиллер и Оуэн Уилсон - пример того, как дружба помогает работать. Их совместные киноработы всегда успешны, а дружба длится не один год.

В российском кино примером настоящей дружбы являются отношения Константина Хабенского и Михаила Пореченкова, начавшиеся еще в студенческие годы.

Но дружба бывает не только среди людей, но и среди братьев наших меньших. Примером служит удивительная история двух псов - бассет-хаунда Фуби и ретривера Тили. Когда Фуби провалился в колодец, друг оставался рядом с ним, и именно благодаря этому волонтеры смогли найти животных.

Примеры дружбы в литературе

Дружба лежит в основе множества романов, повестей, пьес.

Ниже будут приведены примеры настоящей дружбы из литературы, не оставляющие читателей равнодушными.

Самым ярким и драматичным примером дружеских отношений является роман Ремарка «Три товарища». История о трех друзьях (Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц), прошедших войну и выживающих в непростые для Германии годы. Друзья вместе и в радости, и в горе, и даже смерть не способна разрушить их дружбу.

Главные герои «Властелина колец» Толкина - Фродо и Сэм - отличный пример дружеской взаимовыручки, когда верный друг остается рядом до самого конца.

«Повесть о дружбе и не дружбе» Стругацких - пример того, как ради друга можно пройти любые испытания.

Дюма и его «Три мушкетера» повествуют о дружбе, чести и благородстве, которым не страшны годы.

«Маленький принц» Сент-Экзюпери простыми словами повествует о любви и дружбе. А отношения Лиса и Маленького принца подкупают простотой и трогательностью.

Настоящая дружба бесценна, именно она делает человека счастливым. Именно ради друзей и любимых человек способен на многое.

Как вы понимаете значение слова «дружба»? Есть ведь и определение дружбы, давно уже выведенное философами и помещенное в учебники.Дружба – это личные отношения, которые базируются на искренности, доверии, симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Из чего состоит фундамент дружбы?

  • Одним из первых кирпичиков в фундамент дружбы мы закладываем взаимное уважение, симпатию. То есть мы готовы признавать тот факт, что этот человек нам «ровня» по каким-то весомым для нас параметрам. Мы готовы признавать его интересы, не выдвигаем никаких требований поступиться набором моральных ценностей и принципов. И мы, конечно, ожидаем, что к нам также проявят уважение, будут прислушиваться и в чем-то уступать, не стремясь переделать.
  • Вторым кирпичиком основания дружбы назовем доверие. Невозможно дружить с тем, кто не проявляет по отношению к нам доброжелательности и порядочности. Также друг должен быть искренним, иначе доверять ему мы не сможем никогда.
  • Обязательно для дружеских отношений присутствие верности. Это значит, что мы можем обмениваться с другом любой информацией и твердо знать, что конфиденциальность будет соблюдена. Хотя бывает так, что в некоторых случаях условия обмена информацией с другими лицами (родителями, другими родственниками) должны быть оговорены специально.
  • Расскажем и о взаимопонимании, ведь без него дружба не сложится. Мы можем дружить лишь тогда, когда осознаем интересы, точки зрения, принципы поведения другого человека и согласны их принять. Если говорить в целом, то нам должны быть понятны взгляды, близкие и дальние цели друга. Мы можем общаться вербальнои невербально, заключать при этом дружеские союзы высшей степени крепости, лишь если достигаем взаимопонимания.

  • Такое понятие, как общность интересов и увлечений, связано с дружбой. Разговор о том, что «дружба не знает возрастов», как раз заводят при проявлении общности интересов, увлечений. Дружба между старым рыбаком и мальчиком с дешевой удочкой возможна? Да, конечно, это знают все. Существует множество примеров, когда людей в дружеской приязни объединяет какое-то общее увлечение. Дружба внутри трудовых коллективов – яркий пример единения на основе общности интересов, но не увлечений. Возраст не становится препятствием для такой дружбы.
  • Для дружбы важно такое понятие, как ценностно-ориентационное единство, ведь мы очень много внимания уделяем совпадению оценок других личностей, событий, развлечений и даже еды. Конечно, тяжело представить дружбу на почве отношения к пельменям, как к другой еде, но разрыв отношений по причине невосприятия гастрономических пристрастий вполне возможен. Дружба между вегетарианцем и мясоедом может не заладиться.

  • Открытость мы, несомненно, считаем необходимым признаком дружбы. Того, кто не скрывает своих убеждений, пристрастий, склонен делиться мыслями и переживаниями мы вполне можем назвать своим другом. При этом друг иногда не требует ответной откровенности, значит, вас связывают и другие причины для дружбы.
  • Подводя черту разговору о дружбе, следует особо отметить, что главным в этих межличностных отношениях следует считать бескорыстие. Мы не ждем от друга подарков и денег, иначе не получается ни равенства, ни общности. Мы дружим всю жизнь с детства, с юности или с более позднего возраста, опираясь не на материальный, а на духовный фундамент.

ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА?

тип стабильных, устойчиво-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимоприятием и взаимопринятием, позитивной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений, высокой степенью выраженности социальных ожиданий, взаимоответных аттрационных проявлений и готовностью к повседневной поддержке, сочувствию и сорадованию. При этом, согласно неписаному «кодексу» дружбы, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимовыручка носят отчетливо бескорыстный характер, а открытость, искренность и даже некоторая наивная незащищенность базируются на уверенности одного в готовности другого к аналогичной откровенности. Дружеские отношения могут быть кардинально нарушены, как правило, тогда, когда кем-то их партнеров не соблюдаются нормы и правила «кодекса» дружбы. В этом случае отношения чаще всего охладевают, превращаются в поверхностное приятельство, теряют эмоциональный накал, а иногда, наоборот, могут в эмоциональном плане набрать еще большую силу, но из дружбы превратиться во вражду и даже «переплавиться» в открытую, порой агрессивную ненависть. Наиболее сензитивный для формирования и развития устойчивых дружеских отношений период - возраст от отрочества до ранней взрослости включительно. Правда, в связи с более ранним развитием эмоциональной сферы у девочек их потребность к межличностной интимности в рамках приятельских отношений по сравнению с мальчиками приводит к созданию стабильных, иногда «на всю жизнь», пар и компаний подруг, которые формируются уже в младшем подростковом возрасте. Конечно, и на других, прежде всего, более поздних этапах онтогенеза происходит складывание и поддержание подлинно дружеских отношений, хотя их уникальность постепенно стирается, чаще всего в связи с тем, что возникают семейные связи, порой вытесняющие дружеские на периферию отношенческой активности личности. В то же время дружба на протяжении всей жизни остается, как правило, одним из важнейших факторов поддержки личностной устойчивости, адекватной самооценки и Я-концепции, уверенности в себе, чувства психологической защищенности, будучи при этом не просто эмоциональной «подпиткой» самовосприятия, но и нередко поддержкой в чисто деловой сфере, так как совместные интересы, цели, общие воспоминания и позитивный опыт взаимодействия вооружают личность наличием подлинно референтной группы ценностно сплоченных и эмоционально спаянных проверенных годами единомышленников - соратников.

Дружба является одной из важнейших форм удовлетворения жизненно важной для человека потребности в присоединении, или принадлежности (аффилиации), под которой понимается «побуждение завязывать отношения, гарантирующие постоянные позитивные взаимодействия»1. Исследования, в рамках которых проводилось сравнение мироощущения людей с малым и большим числом тесных отношений показали, что «тесная дружба с теми, кому мы можем доверить самые интимные мысли, дает двойной эффект. Как заметил философ семнадцатого века Фрэнсис Бэкон: «Она удваивает радость, а горе уменьшает вдвое». Ему вторят ответы на вопрос, заданный американцам Национальным центром по исследованию общественного мнения: “Кто были те люди, с которыми вы в последние шесть месяцев обсуждали важные для вас вопросы?”. В сравнении с теми, кто не мог назвать никого, те, кто называл пять или больше близких друзей, были на 60% более склонны чувствовать себя “очень счастливыми”»2. Другие исследования подобного типа выявили еще ряд интересных фактов, показывающих значение дружеских отношений для эмоционального благополучия человека. Так, например, «те, кто не обделен радостями тесных дружеских связей, лучше справляются с различными стрессами, включая тяжелые утраты, изнасилования, увольнения с работы, болезни и т. д. ... По сравнению с солдатами армии, служащими в крупных подразделениях с непостоянным составом, те, кто служит в компактных «сработанных» соединениях типа команд..., состоящих из 12 человек, пользуются большей социальной поддержкой и являются психически и физически более здоровыми и более удовлетворены своей карьерой. ... Из 800 выпускников колледжей Хобарта и Уильяма Смита, опрошенных Уэсли Перкинсом, те, кто исповедовал ценности “яппи”, то есть предпочитал высокий доход и профессиональный успех тесной дружбе или браку, были склонны в два раза чаще, чем их прежние соученики, чувствовать себя в значительной степени или “очень” несчастными»3.

В свете сказанного понятен традиционный интерес социальных психологов к условиям, способствующим установлению дружеских отношений между людьми. Д. Майерс выделяет три основных группы такого рода факторов: близость, сходство и физическую привлекательность.

К первой группе следует отнести, прежде всего, пространственную близость. Хорошо известно, что в начальной школе дружеские отношения чаще всего завязываются между одноклассниками, живущими по соседству. В дальнейшем «площадкой» для завязывания дружеских отношений становится весь класс. И лишь в старшей школе, да и то относительно редко наблюдаются тесные дружеские связи между учащимися разных классов. В этой динамике проявляется так называемый эффект простого нахождения в поле зрения, или эффект присутствия. Данный эффект отражает присущую большинству людей склонность «испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего»4. Попросту говоря, чем больше люди находятся рядом друг с другом, тем выше вероятность возникновения между ними аттракции, постепенно переходящей в дружеские отношения.

Эффект присутствия неоднократно был зафиксирован и подтвержден экспериментально. При этом было выявлено, что «нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если к экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось. ... Во время одного из экспериментов студентки, сидя в наушниках, слушали через один из них прозаический отрывок. Они повторяли вслух слова и сравнивали их с письменной версией текста, отслеживая ошибки. При этом в другом наушнике все время звучали ранее им неизвестные музыкальные фразы. Эта процедура фокусировала внимание женщин на вербальном материале, отвлекая от музыкального. Позже, когда испытуемые слышали эти мелодии среди похожих, но не звучавших при первом прослушивании, они не узнавали их. Но тем не менее те мелодии, которые они уже слышали, нравились им больше других. В другом эксперименте людям показывали ряд одиночных геометрических фигур с интервалом в одну сотую секунды, достаточным лишь для того, чтобы различить вспышку света. Хотя позже испытуемые и не могли опознать среди других фигур те, что были показаны им вышеописанным способом, тем не менее именно эти фигуры вызвали у них наибольшую симпатию»1.ъ

Эффект присутствия важен не только для возникновения и развития, но и для поддержания дружеских взаимоотношений, которые часто ослабевают, а то и вовсе исчезают при прекращении действия данного эффекта. Типичной иллюстрацией может служить ситуация, хорошо знакомая всем, кто когда-либо отдыхал в пионерских лагерях или их современных аналогах. В конце смены члены отряда (особенно это свойственно подросткам) оживленно обмениваются телефонами и адресами, выражая искреннюю готовность поддерживать отношения и после завершения совместного отдыха. Однако на практике все ограничивается, как правило, одним-двумя телефонными звонками сразу после возвращения домой. В дальнейшем потребность в общении быстро угасает, что обусловлено, прежде всего, именно исключением партнера из поля зрения. При этом, если на следующий год данные дети вновь оказываются в одном отряде, отношения быстро восстанавливаются и «старому знакомому» отдается явное предпочтение перед новичками.

Если простое нахождение в поле зрения является, так сказать пассивной формой социальной близости, то ее активной формой выступает взаимодействие. По словам Д. Майерса, «коллеги, которые случайно оказались соседями по рабочей комнате и, разумеется, обречены на постоянное взаимодействие, гораздо чаще становятся приятелями, а не врагами. Подобное взаимодействие дает людям возможность обнаруживать в другом свои черты, чувствовать взаимную приязнь и воспринимать друг друга как сочленов некоего социального союза»2.

Однако совершенно очевидно, что далеко не все люди, постоянно попадающиеся на глаза друг другу и, более того, вовлеченные в совместную деятельность, становятся друзьями. И здесь первостепенное значение, с точки зрения возникновения и развития дружеских отношений, приобретают факторы сходства. Причем под ними понимается не столько внешняя «похожесть», хотя и она играет определенную роль, сколько близость личностных установок, взглядов, убеждений. Склонность людей предпочтительно относиться к тем субъектам в социальном окружении, чьи установки согласуются с их собственными, в социальной психологии обычно обозначается как эффект согласия. Действие данного эффекта широко известно и на уровне обыденного сознания, что нашло выражение в идиомах типа: «Подобное тянется к подобному» и «Свой своему по неволе брат». Как отмечает Д. Майерс, «эффект согласия был проверен в ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюком изучал две группы, сложившиеся из 17 незнакомых студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Одна из дружеских компаний состояла из пяти студентов-гуманитариев, все они были сторонниками политического либерализма и ярко выраженными интеллектуалами. Другая группа состояла из трех консервативных ветеранов, причем все трое были в списках инженерного колледжа. Уильяму Гриффиту и Расселу Вейчу удалось следующим образом “сократить” процесс знакомства: 13 незнакомых людей (оплачиваемые добровольцы) были помещены в убежище. Зная мнение этих людей по различным вопросам, исследователи смогли довольно точно прогнозировать распределение взаимных симпатий и антипатий внутри группы. Когда Сюзен Шпрехер и Стив Дак после “знакомства вслепую” устроили свидания 83 случайным парам студентов... участники, пожелавшие встретиться вновь - таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими»1.

Действенность перечисленных условий возникновения дружбы между людьми может существенно усиливаться за счет фактора физической привлекательности. В статье о влиянии уже отмечалось, что индивидам, воспринимаемым как внешне «красивые», «симпатичные» и т. д., существенно легче завоевать благорасположение окружающих. Внешность человека определяет первое впечатление о нем, которое нередко оказывается самым сильным. Причем именно от степени физической привлекательности во многом зависит готовность и отношение большинства людей к простому нахождению другого человека в их поле зрения. Как сообщает Д. Майерс, «это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл, когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появлявшейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам. Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица»2.

Влияние внешности объекта оценивания на атрибутивные процессы подтверждено целым рядом классических социально-психологических экспериментов. В ходе одного из них, исследователи «давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике и девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе... Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с, так называемым, “эффектом Барта Симпсона”, то есть что невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники. И более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают несомненными привлекательными чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Собранные вместе эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то хорошо»3.

Если говорить о «школьной дружбе», то практическому социальному психологу, работающему в образовательном учреждении, следует детально разбираться в психологических особенностях подобной формы отношений развивающихся личностей. Немаловажным показателем развивающейся у подростка избирательности в отношениях со сверстниками могут служить стихийно формирующиеся и относительно устойчивые дружеские диады и группировки. Как правило, в условиях школы складываются и параллельно существуют четыре типа таких дружеских сообществ. Первый из них представляют достаточно большие (от 4 и более человек) устойчивые группы школьников, которые формируются вокруг своеобразного центра. В качестве такового выступают либо один популярный в классе учащийся, либо сплоченная дружеская диада, в состав которой входят два популярных подростка. Одна из основных особенностей такой дружеской компании в том, что ее члены оказывают предпочтение своим взаимоотношениям с «центром», а не связям между собой, которые носят скорее приятельский, чем дружеский характер. Другими словами, отличительной чертой такой неформальной группы является наличие ярко выраженного и признанного всеми лидера (или лидеров), степень близости с которым в значительной мере опосредствует взаимоотношения всех остальных. Но подобный расклад сил далеко не всегда характеризует систему межличностных отношений в дружеских сообществах. Как показывают психологические исследования, нередко в большой устойчивой дружеской группировке, несмотря на наличие в ней наиболее популярного одноклассника, отсутствует сколько-нибудь выраженное стремление к преимущественному общению именно с ним. Группы этого, второго типа держатся не столько на лидере, сколько на значимости и привлекательности для подростков общения с группой в целом. Третий и четвертый типы групп чаще всего состоят из новичков, аутсайдеров и школьников, друзья которых переменили место учебы. В этих случаях это либо устойчивые диады, реже триады, либо «осколочные» группы, образующиеся в связи с тем, что некоторые школьники лишены возможностей завязать дружеские отношения с другими одноклассниками. Традиционно дружеские отношения в социальной психологии измеряются с помощью социометрической, аутосоциометрической, референтометрической, аутореферентометрической процедур, методики выявления мотивационного ядра выбора, методики определения уровня ценностно-ориентационного единства и др.

ДРУЖБА

вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду. Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям - относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется единство ценностно-ориентационное. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, коей посвятили себя друзья, и тех идей и интересов, на коих основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и прочее существенно меняются на разных этапах жизни и обладают спецификой по полу. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характерная эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга и появляется возможность его идеализации. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большие частота встреч и объем совместно проводимого времени. При этом дружеские отношения характерны глубоким эмоциональным контактом. Поскольку потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше переходят от детской дружбы к юношеской. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, ибо дружеские чувства могут локализоваться в любовных, семейных или родительских отношениях. Появление семьи и другие изменения при переходе к взрослости изменяют характер дружбы - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Однако и на более поздних стадиях жизни дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба - социальный феномен, анализ ее средствами только психологии недостаточен. Дружба изучается социологией, философией, этнографией и другими науками.

ДРУЖБА

англ. friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. д. Д. присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.

Необходимо различать Д. как: 1) моральное чувство и 2) специфический вид взаимоотношений. Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. Аристотель впервые вводит понимание Д. как высокоиндивидуализированного и в то же время свободного от эротического компонента отношения.

Хотя Д. - интимное, личное отношение, его формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Содержание и функции Д. существенно меняются с возрастом. Детскую Д. характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. Хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в др. Я появляется у подростка только в связи с развитием потребности осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями др. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация Д. "Исповедный" характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.).

Дружба

Специфика. Личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности.

Детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности;

С возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

Дружба

вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие Д. предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" Д. ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению Д. в свою противоположность - вражду. Противопоставление Д. - при всей ее интимности - деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Д. зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений Д. определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции Д., закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности Д. достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской Д. к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер Д. - дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции Д. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла Д. остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку Д. представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Д. активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. Л.Я. Гозман, А.В. Петровский