Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста. Массаж для детей до года: основные правила проведения Особенности проведения массажа у детей раннего возраста

Самое важное в жизни каждого родителя – это здоровье своих детей. От самих родителей зависит многое: насколько ответственно родители подойдут к вопросу о здоровье ребенка, будет зависеть дальнейшая их жизнь и самочувствие. По мнению многих специалистов, первый год жизни очень важен. Это время является значимым – что заложат в ребенка родители на этом этапе жизни, с тем он и будет двигаться по всему жизненному пути.

Регулярные занятия с ребенком, вне зависимости здоров он или с какими-либо отклонениями, пойдут только на пользу малышу. Массаж для детей до года входит в число регулярных занятий и имеет довольно важное значение.

С помощью правильно выполненного массажа, малыш будет опережать своих сверстников в развитии, а также иметь крепкое здоровье. Случались и такие случаи, в которых дети с довольно серьезными заболеваниями чудесным образом выздоравливали. Не стоит терять драгоценного времени, выполняйте массаж детей до 1 года прямо сейчас.

Лечебные свойства детского массажа

Массаж для детей до 1 года следует разделить на три группы:

  • профилактический;
  • коррекционный;

Посредством профилактического массажа можно полностью настроить детский организм на правильное развитие организма. Профилактические процедуры можно выполнять самостоятельно, либо обратившись за помощью к специалисту. Рекомендуется начинать выполнять процедуры в возрасте 1,5 – 2 месяца. В любом случае, перед выполнением необходима консультация с педиатром.

Что касается лечебного и коррекционного массажа, назначает его только врач. В зависимости от того, какие отклонения были выявлены у ребенка, назначаются соответствующие приемы. Не стоит стесняться на приеме у врача, задавайте все интересующие вас вопросы и все, что беспокоит вас, а также вашего ребенка. От того, насколько точно и подробно будет ваш рассказ, быстрее и точнее будет поставлен диагноз. Если вы в какой-то момент перестали доверять вашему лечащему врачу – обратитесь к другому специалисту. Жизнью и здоровьем ребенка не стоит рисковать.

У ребенка на первом году жизни могут образоваться следующие проблемы: заболевания опорно-двигательного аппарата, различные терапевтические заболевания, заболевания центральной нервной системы, а также проблемы с желудочно-кишечным трактом. Помните, консультация с специалистом в этой области обязательна.

Основные правила проведения

Если вы решили самостоятельно проводить процедуру, вам следует обратить внимание на несколько важных и основных правил.

  • Ребенок должен находиться в хорошем настроении и не капризничать. Если настроение ребенка испортилось – перенесите процедуру на следующий раз.
  • Помните, лучше всего проводить массаж за час до кормления и через 40 минут после него.
  • Вы так же должны находиться в хорошем расположении духа, быть ласковыми и доброжелательными к ребенку.
  • Ваши руки обязательно должны быть чистыми, без лишних украшений, без длинных ногтей.
  • Если нет необходимости в использовании крема, масла – не применяйте их, чтобы не вызвать аллергию.
  • Помещение, в котором проводиться массаж, должно быть проветренным и хорошо освещенным.
  • Место для массажа должно находиться на твердой поверхности.
  • Все движения должны быть плавными, нежными и аккуратными. Никаких резких движений.
  • Не рекомендуется проводить массаж перед сном.

Помимо всех оздоровительных моментов, во время массажа малыш должен наслаждаться положительными эмоциями.

Техника общеукрепляющего детского массажа до года

Прежде чем начать выполнять , нужно ознакомиться с основной техникой выполнения приемов. Следите за тем, чтобы первые сеансы проходили не более 5 минут. Со временем можно увеличивать время, дойдя до 15 минут. Но все же, каждый малыш индивидуален, и если он начал капризничать, стоит отказаться от сеанса.

Выполняются четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Все выполняемые упражнения должны быть плавными, нежными и мягкими. Никаких резких движений.

Главное правило – все движения должны выполняться к центру, т.е. от локтя к плечу, от пяток к колену.

Выполняются четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. О каждом более подробно.

Поглаживание

Данную технику можно применять буквально с первых дней жизни крохи. Теплые и нежные прикосновения действуют благотворно на центральную нервную систему. В первые три месяца применяют исключительно поглаживание. В дальнейшем, этим видом приема можно заканчивать последующие приемы и применять его между разминанием и вибрацией. Нежное поглаживание служит неким подготовительным процессом к дальнейшим манипуляциям.

Растирание

Данный прием рекомендуют применять, когда малышу исполнится 3 месяца. Растирание выполняется более интенсивными, но аккуратными движениями. Прием выполняется именно растирающими движениями, а не растягивающими. Растирание выполняется посредством большого пальца, либо основанием ладони.

Разминание

Прием разминание выполняется энергичными, но мягкими движениями. Помните, что кожа малыша очень чувствительная и нежна. Посредством этого приема происходит воздействие на мышцы ребенка. Первые сеансы будут неприятны малышу. Можно отвлечь ребенка яркой игрушкой, разговаривайте с ним. В последствии он привыкнет к сеансам массажа. Начинать стоит с нескольких минут, постепенно увеличивая время. Прием выполняется с помощью подушечек пальцев, нежно пощипывая кожу.

Вибрация

Прием вибрация выполняется с помощью подушечек пальцев и ребра ладони. Выполняются мягкие постукивания и поколачивания. Сильные надавливания запрещены. Как правило, прием вибрация применяют при массаже спины и груди.

Основные приемы детского массажа до года

Ребенок развивается постепенно. Подготовительный процесс к определенным периодам имеет большое значение. С помощью массажа для определенного возраста можно прекрасно подготовит мышцы малыша к предстоящим нагрузкам. Именно поэтому, советуем применять определенный прием, подходящий для определенного возраста малыша.

Детский массаж до года прекрасно подготовит мышцы малыша к предстоящим нагрузкам.

Массаж для 1-3 месячного ребенка

Массаж ребенку 1 месяц практически не отличается от массажа для 2 месячного ребенка. Массаж для 3 месячного ребенка направлен на то, чтобы максимально адаптировать ребенка к окружающему миру. В этом возрасте применяется прием поглаживание.

  1. Начинать стоит с рук. Сначала кладем ребенка на спину и начинаем выполнять поглаживающие движения. Движения выполняются строго от кисти к локтю, от локтя к плечу.
  2. Переходим к ногам. Ребенок все так же лежит на спине. Массаж выполняется на всей поверхности бедра, за исключением области колена и передней части голени. Массаж стоп выполняется большим пальцем, круговыми движениями.
  3. Массаж груди выполняется от середины к сторонам, постепенно спускаясь к животу. Здесь выполняются круговые движения по часовой стрелке. Они так же полезны и эффективны при болях в животе.
  4. После можно переходить к массажу спины. Для этого выполняйте поглаживания снизу вверх, поочередно меняя ладонь и тыльную сторону руки. Пять повторов для каждого приема будет достаточно.

Массаж для 4 месячного ребенка

Как правило, в этом возрасте малыш должен хорошо держать головку, лежа на животе. в виде растираний будет отличной подготовительной основой для мышц. Помните, начинать и заканчивать каждую процедуру стоит с приема поглаживание.

  1. Также начинаем с рук. Для этого нужно большим и средним пальцами обхватить запястье ребенка и двигаться по направлению к локтю, а от локтя к плечу. Движения должны быть плавными и скручивающими. Сначала промассируйте данным образом одну руку, затем другую и переходите к массажу ног аналогичным образом.
  2. Массаж стоп выполняется круговыми движениями посредством большого пальца от пяточки к пальцам. Можно добавить к основному приему легкие постукивания.
  3. Массаж груди выполняется очень аккуратно и энергично. Двигаться нужно от середины груди к краю. Ни в коем случае не нужно давить. «Рисуйте» круги по часовой стрелке.
  4. Растирание спины и ягодиц выполняется посредством подушечек согнутых пальцев. Руки поочередно должны двигаться, смещая кожу вверх вниз.

Массаж ребенку 5-6 месяцев

Как правило, в этом возрасте малыши переворачиваются на животик. Поэтому, мышцы живота и спины должны быть подготовлены хорошо. К основным приемам добавляется прием разминание. Значит, все упражнения выполняются по плану, только после растирания добавляется разминание.

Приемы массажа для 4 месячного ребенка аналогичны для 6 месячного.

  1. Массаж ног выполняется при помощи разминания. Не забывайте, все упражнения мягкие, аккуратные и нежные.
  2. дополняется новым приемов – пощипывание вокруг пупка. С помощью этого приема можно хорошо укрепить мышцы живота. Ребенок получит от этого огромное удовольствие.
  3. и ягодиц так же добавляется новым приемом – пиление. Пиление выполняется с помощью ребра ладони, двигаясь вверх-вниз. Завершите массаж легким поглаживанием.

Массаж ребенку 6-12 месяцев

Массаж ребенку 6 месяцев выполняется с помощью идентичных приемов, что и массаж 4 месячного ребенка. С возрастом можно увеличивать время проведения массажа. Начинать выполнять массаж лучше с самого рождения малыша, предварительно проконсультировавшись со своим лечащим врачом. можно начинать в этом возрасте и .

Противопоказания

Прежде чем начать выполнять процедуру, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Если врач выявил нижеперечисленные заболевания, вам нельзя выполнять процедуру.

  • Острые лихорадочные заболевания;
  • Воспалительные поражения кожного покрова;
  • Заболевания, сопровождающие болезненностью костей;
  • Острые формы артрита, нефрита;
  • Врожденный порок сердца;
  • Выпадение органов брюшной полости;

Видео инструкция-урок

Более подробно ознакомиться с массажем можно, посмотрев представленное видео.

С помощью массажа до года можно уберечь ребенка от многих заболеваний. Но, не стоит забывать об обязательной консультации с врачом. Здоровье вашего ребенка в ваших руках.

При проведении массажа детей первого года жизни не пользуются присыпкой или вазелином, но при излишней сухости кожи ребенка, массирующий должен смазать руки прокипяченным растительным маслом. При повышенной влажности (потливости) кожу ребенка можно присыпать чистым тальком. В обоих случаях детей нужно купать в тот же день.

Температура воздуха в комнате должна быть +(20-22)°С. Комната нужно хорошо проветрить.

Окружающая обстановка должна быть для ребенка привычной. Лучшее место для массажа – стол, покрытый сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого кладут клеенку и чистую пеленку.

Занятия проводятся один раз в день, а при некотором отставании ребенка в физическом и НПР – 2 раза в день за 30 минут до еды и не ранее, чем 1-1,5 часа после нее. Продолжительность занятия от 6-8 минут до 10-15 минут в день в зависимости от возраста и развития ребенка. После упражнений нужно завернуть малыша в теп-лую пеленку и уложить в постель на 20-30 мин для спокойного отдыха. Нельзя делать гимнастику и массаж перед сном.

До 1,5 месяцев массаж живота проводить по ходу часовой стрелки (поглаживание) до заживления пуповины.

Первый комплекс, 1,5-3 месяца.

Дети рождаются с физиологическим гипертонусом мышц (тонус сгибания преобладает над тонусом разгибания).

У здоровых детей массаж начинают с рук, при рахите, гипотрофии, энцефалопатии начинают с ног.

1) Повернуть ребенка к себе – легкие покачивания его из стороны в сторону, взяв его за руки.

2) Массаж рук - поглаживание. Первый палец левой руки вкладывается в правую ладошку малыша, правой рукой массажист поглаживает задне-наружную поверхность руки от кисти к плечу. При массаже левой руки поглаживают левой рукой.

3) Массаж ног – поглаживание. На ладони левой руки массажиста лежит правая нога ребенка. Правой рукой поглаживают заднее-наружную поверхность ноги от стопы к паховой складке, не задевая коленную чашечку. Суставы не захватывать! Голень просто лежит на ладони (иначе можно повредить связочный аппарат). Не создавать толчков в области суставов! Внутренняя поверхность не массируется.

На другой ноге руки меняются.

4) Массаж стопы – поглаживание, растирание, похлопывание.

Поглаживание – левой рукой держат стопу, 2-й и 3-й палец расположены на тыльной стороне стопы, 1-й палец поглаживает подошву от пальчиков к пятке.

Растирание – круговое, 1-й палец движется по подошве, по ее наружному краю.

Похлопывание выполняется тыльной стороной полусогнутых пальцев от пальчиков к пятке и обратно.

После каждого приема производится поглаживание.

При энцефалопатии, при повышенном тонусе мышц в дистальных отделах массаж проводится с тыльной стороны стопы, приемы те же. Вначале производится поглаживание и растирание тыльной поверхности, затем поглаживание тыльной и поверхностных сторон, похлопывание по тыльной стороне к пальчикам, затем поглаживание подошве. Так делается три раза. Заканчивают массаж стопы на тыльной поверхности.


Если тонус не снизился, то проводится точечный массаж:

ü в центре на сгибе стопы;

ü между 4-м и 5-м пальцем у их основания;

ü в области тазобедренного сустава сбоку при сгибании ноги – при гипертонусе мышц всей нижней конечности.

Расслабление можно добиться похлопыванием, валянием.

5) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

Массажист вторым пальцем руки нажимает у основания 2-го пальца ноги ребенка, при этом происходит сгибание стопы. Затем первым пальцем проводят по наружному краю стопы до пятки, надавливают на пятку – происходит сгибание, затем разгибание стопы. Если разгибания не происходит, то производят похлопывание на подошве тыльной стороной пальцев по направлению к пальчикам, если не произошло сгибание, то воздействуют на точку между 4-м и 5-м пальчиками.

6) Рефлекторное разгибание позвоночника при укладывании на живот вправо.

Ребенка аккуратно берут и укладывают на живот, ручки под грудью. В этом положении ребенок должен поднять голову и разогнуть позвоночник. Если этого не происходит, то можно проводить укладывание на большом мячике или валике.

7) Массаж спины – поглаживание.

Поглаживание производится полоскательными движениями ладонной поверхностью руки от плеч к ягодицам, тыльной стороной – обратно. При энцефалопатии поглаживание проводится по боковой поверхности.

8) Рефлекторное разгибание позвоночника на весу.

Одна рука находится под коленями ребенка, другая – под грудью. Ребенка поднимают над столом – он должен поднять голову. После этого руку, которая находилась под коленями, кладут на головку, затем ребенка поворачивают и кладут на спинку.

Если головка не поднимается, то это упражнение больше не проводят.

9) Массаж живота.

Вначале проводят поглаживание по ходу часовой стрелки, затем массаж наружных косых мышц живота: обе руки располагают под поясницей и ведут до соединения ладоней под лобком. Далее массаж прямых мышц: левая рука идет снизу вверх, правая сверху вниз.

Все приемы повторяют на других частях тела по 6-7 раз, на животе по 15-20 раз.

Перед каждым кормлением ребенка выкладывают на живот и делают массаж живота.

10) Массаж грудной клетки – поглаживание по передней части груди, обходя соски, и по боковой поверхности. При энцефалопатии после поглаживания производится массаж рук.

11) Рефлекторное разгибание позвоночника на боку.

Одной рукой поддерживают ребенка за таз или плечи, другой рукой проводят пальцами от крестца к шее по паравертебральной линии. При энцефалопатии после этого проводят массаж ног (поглаживание).

12) Укладывание на живот в другую сторону.

13) Рефлекторное ползанье – ладонь прикладывают к стопам, колени должны быть согнуты. При этом ребенок должен продвинуться вперед.

14) Потанцовывание при поддержке под мышки. Ребенка ставят на ноги, держа за подмышки. Когда он отталкивается, его нужно поднять. Повторяют 4-5 раз. Опора должна быть жесткой. Если у ребенка гипертонус дистальных отделов, то ребенка лучше держать на краю. При этом рядом должен быть второй человек.

Второй комплекс, 3-4 месяца.

В 3-3,5 месяца исчезает гипертонус мышц рук, поэтому добавляю пассивные упражнения для мышц рук.

1) Массаж для рук – поглаживание. Пассивное упражнение для рук – отведение их в стороны и скрещивание на груди, слегка сдавливая грудную клетку. Первые пальцы вкладываются в ладошки ребенка. Повторяют 4-6 раз.

2) Массаж ног – поглаживание, круговое растирание по задне-наружной поверхности.

3) Массаж стоп – поглаживание, растирание, похлопывание.

4) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп (см. в 1-м комплексе).

5) Поворот со спины на живот вправо. Правой рукой захватить снизу стопы ребенка, вложив второй палец между ними. Второй палец левой руки вкладывается в левую руку ребенка. Поворачивая таз вправо и потягивая за руку, побуждают ребенка повернуться на живот.

6) Массаж спины – поглаживание, круговое растирание подушечками пальцев от крестца к шее.

7) Массаж ягодиц – поглаживание. Если тонус мышц в ногах повышен, то после этого поглаживания проводят валяние, поглаживание 4-5 раз задней поверхности ног и надавливание основанием первого пальца на подошву, слегка растягивая ахиллесово сухожилие.

8) Рефлекторное положение пловца – левой рукой захватывают ноги ребенка, вложив второй палец руки между ногами, правую руку подводят под его грудь. Поднимают ребенка над столом, при этом он должен поднять голову и разогнуть позвоночник. После этого, положив одну руку на головку, другую на грудь, ребенка укладывают на спину.

9) Массаж живота – поглаживание.

10) Массаж грудной клетки – поглаживание.

11) Пассивное упражнение для рук «Бокс». Попеременное сгибание и разгибание рук с поворотами туловища (первый палец массажиста должен упираться в плечо). Если ребенок не дает сгибать руки, то ограничиваются массажем.

12) Поворот со спины на живот влево.

13) Рефлекторное ползание.

14) Потанцовывание при поддержке под мышки.

Третий комплекс, 4-6 месяцев.

К 4-4,5 месяцам уравновешивается тонус сгибания и разгибания, вследствие чего возможно увеличение пассивных упражнений для ног.

1) Скрещивание рук на груди 4-6 раз.

2) Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание (кольцами обеих рук обхватить голегь ребенка и в 3-4 оборота дойти до колена). Если нога левая, то кольцо правой руки впереди. Далее разминание наружных мышц бедра одной рукой.

3) Массаж стоп.

4) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

5) Топанье и скользящие шаги. Обеими руками захватывают сверху стопы ребенка между 1-м и 5–м пальцами. Ноги ребенка сгибать в коленном суставе 6-8 раз каждой ногой.

6) Поворот со спины на живот вправо.

7) Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание (мышцы захватывают между тремя пальцами и поднимают их от крестца к шее), похлопывание (тыльной стороной полусогнутых пальцев). Похлопывание не показано при гипотрофии (уменьшении веса), т.к. может произойти отслойка надкостницы.

8) Массаж ягодиц – поглаживание, растирание, разминание.

9) Парение на животе – обе руки под животом ребенка, его поднимают над столом, он должен разогнуть спину, поднять голову.

10) Массаж живота – поглаживание.

11) Массаж грудной клетки и «Бокс».

12) Парение на спине – ребенка поднимают над столом, он должен поднять голову и ноги.

13) Упражнение с 4-4,5 месяцев: приподнимание головы и туловища за выпрямленные и отведенные в сторону руки. Ребенок должен поднять голову после того, как угол между столом и телом ребенка дойдет до 45 градусов. Ребенка укладывают на бочок, затем на спинку. Выполняют два раза, укладывая на правый и левый бок.

14) Массаж ног – поглаживание, затем «Велосипед» (попеременное сгибание и разгибание ног) 6-8 раз каждой ногой. Голени захватывают ладонями, первый палец должен идти вдоль голеней. Если ноги сопротивляются, то делают валяние, потряхивание, похлопывание к подколенной ямке.

15) Поворот со спины на живот влево.

16) Обучение ползанию. Одну руку положить на грудь, ножки согнуть в коленях, ладонь массажиста прижать к ступням, чтобы они уперлись в ладонь.

17) Пританцовывание при поддержке под мышки.

Четвертый комплекс, 6-9 месяцев.

У здорового ребенка для массажа остается только туловище.

1) Скрещивание рук на груди с кольцами (ребенок и массажист держатся за кольца).

2) «Велосипед».

3) Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

4) Массаж спины – все четыре приема (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).

5) Массаж ягодиц – поглаживание или все четыре приема.

6) Приподнимание головы и туловища за выпрямленные руки. Ребенок лежит на животе, руки подняты вверх, вторые пальцы массажиста вкладываются в ладошки ребенка. Потягивая ребенка за руки, побуждают его поднять голову и туловище. Руки выше ушей не поднимать! Для воспитания правильной осанки можно затем согнуть руки в локтях и свести лопатки.

7) Парение на животе.

8) Массаж живота и грудной клетки.

9) «Бокс» с кольцами.

10) Присаживание ребенка за руки, отведенные в стороны. Затем ребенка укладывают на спину. Повторить 3-4 раза.

11) Поднимание выпрямленных ног – первый палец руки расположен под коленом, а остальные – на колене. Ноги поднимают и опускают.

12) Поворот со спины на живот без поддержки за руку.

13) Ползание.

14) Переступание при поддержке под мышки (с 8-ми месяцев держать за локти, позднее за кисти).

Пятый комплекс, 9-12 месяцев (иногда до 14 месяцев).

Исходное положение – сидя, стоя, лежа.

1) Скрещивание рук сидя.

2) Повороты туловища сидя.

3) Попеременное сгибание и разгибание ног, можно одновременно (сгибая – вдох, разгибая – выдох).

4) Поворот на живот.

5) Массаж спины.

6) Массаж ягодиц.

7) Поднимание туловища за выпрямленные руки.

8) Наклоны и выпрямления туловища. Левая рука находится на коленях, правая на животе – ребенку предлагают поднять игрушку (2-3 раза).

9) Массаж живота.

10) Массаж грудной клетки.

11) «Бокс» с кольцами сидя или стоя.

12) Присаживание за руки, отведенные в стороны. Можно одной рукой фиксировать колени, а другой держать отведенную руку ребенка.

13) Поднимание выпрямленных ног (3-4 раза).

14) Круговые движения руками (вращения плечевых суставов вперед и назад) 4-6 раз.

15. Присаживание при поддержке за палку, которую ребенок захватывает снизу, или за второй палец массажиста.

16) Приседание (в ладошки ребенка вкладывается палка или первые пальцы рук массажиста).

17) Упражнение с 12 месяцев: голени ребенка находятся между коленями массажиста, ребенок наклоняется и достает игрушку со стула. С 1,5 лет можно достать ее с пола и даже сзади (типа ласточки).

18) Ходьба самостоятельно.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека (рис. 51).

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка!

Рис. 40. Топография основных точек (а - вид сзади, б - вид сбоку).

а: 1 - точки латеральной области предплечья; 2 -

затылочная область; 3 - точка продолговатого мозга; 4 -

задняя область шеи; 5 - межлопаточная область; 6 - мышца-

разгибатель позвоночника; 7 - крестцовая область; 8 -

тыльная область большого пальца; 9 - тыльная область пальцев;

10 - задняя область колена; 11 - нижнелопаточная и

поясничная область; 12 - подвздошный гребень; 13 - точка

намикоши; 14 - ягодичная область; 15 - задняя область бедра;

16 - задняя область голени; 17 - подошвенная область.

б: 18 - висок; 19 - височная область; 20 - грудинно-

ключично-сосцевидная область; 21 - боковая поверхность шеи;

22 - надлопаточная область; 23 - боковая область плеча; 24 -

точка напикоши; 25 - латеральная область бедра; 26 -

латеральная область голени; 27 - область пятки; 28 -

латеральная область лодыжки

Рис. 41. Топография основных точек для надавливания (в - вид

спереди).

I - точки области носа; 2 - задняя область плеча; 3 - область

живота; 4 - передняя область бедра; 5 - передняя область

колена; 6 - латеральная область голени; 7 - голеностопная

область; 8 - точки тыла стопы; 9 - точки пальцев стопы; 10 -

точки лобной области;

II - область глазницы; 12 - точки скуловой области; 13 -

передняя шейная область; 14 - область груди; 15 - точки

дельтовидной мышцы; 16 - медиальная зона предплечья; 17 -

точки ладонной области; 18 - ладонная область пальцев; 19 -

медиальная область бедра; 20 - область внутренней лодыжки;

21 - точка области грудины

Рис. 42. Положение пальцев при проведении массажа

Рис. 43. Точки для надавливания при стенокардии

Рис. 44. Точки для надавливания Рис. 45. Точки для надавливания при

при простатите морской болезни

Рис. 46. Точки для надавливания при мигрени

Рис. 47. Точки для надавливания при бронхиальной астме

Рис. 48. Точки для надавливания при фронтите, гайморите

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, кожа у них часто инфицируется и легкоранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника.


Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% веса тела, в то время как у взрослого - около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легкоранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Рис. 50. Точки для надавливания при колитах (запорах)

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физического развития, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. Его реакция на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризме) - после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Рис. 51. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и тканей. Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к воздействию массажа. Капиллярная сеть кожи сильно развита, и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать ряд правил:

1. Массажные движения производят по ходу сосудов - от периферии к центру.

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении ребенка лежа на столике или на диване. Прямые лучи света не должны попадать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются приемы.похлопывания, поколачивания в области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста: острые инфекционные заболевания; рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии; различные формы геморрагического диатеза; паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению; врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации; гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста. Температура в комнате с хорошей освещенностью - не ниже 22-24°С. Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений. Стол, на котором проводится массаж, покрывают одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После массажа ребенка нужно одеть в теплое сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 ч, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должан отдыхать.

Продолжительность массажа 5-7 мин.

Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Техника выполнения массажа. Массаж можно начинать с 2- 3-недельного возраста. Положение ребенка: лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (рис. 52).

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц - сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляется кольцевое растирание.

Поглаживание ног проводится в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже правой ножки ее держат правой рукой, а массируют левой. Движения повторяют 5-8 раз.

Массаж стоп. Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами левой руки массажистки. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После трех месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3-7 раз.

Поглаживание рук проводится в положении ребенка лежа на спине, ножками к массажистке. При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка его приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка

Рис. 52. Массаж детей в раннем возрасте: 1 - поглаживание спины

тыльной поверхностью кисти; 2 - растирание основанием

ладони мышц спины; 3 - поглаживание грудной клетки

ладонной поверхностью кисти; 4 - поглаживание косых мышц

живота; 5 - разминание подушечками больших пальцев мышц

ног; 6 - вибрация вдоль позвоночника (рефлекторное

разгибание позвоночника); 7 - поглаживание (растирание)

ладонной поверхностью ноги; 8 - поглаживание живота

ладонной поверхностью кисти; 9 - растирание стопы двумя

руками; 10 - поглаживание (растирание) руки ладонной

поверхностью кисти; 11 - похлопывание стопы; 12 -

растирание мышц спины

положение рук у массажистки меняется. Движения повторяют 6-8 раз.

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине. Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностями кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов. Затем производят поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3-5 раз.

Поглаживание спины. Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После того как ребенку иснолнится три месяца, используют приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично. Можно производить кольцевое растирание, обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой). Круговые движения производят вверх к паховой области. При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют. Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки. Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками двух-четырех пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц. При выполнении разминания ноги ее помещают в левую руку, а правой производят массаж. На конечностях можно выполнять разминание «щипцы», при этом мышцы массируют с одной стороны большим пальцем, а с другой - двумя-четырьмя пальцами и производят щипцеобразные массажные движения сверху вниз, то есть от лучезапястного сустава к плечевому, и от голеностопного сустава к тазобедренному. Разминать можно и кончиками двух-четырех пальцев по кругу, зигзагообразно. На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками.

Похлопывание. Данный прием можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев. Похлопывание особенно показано при гипотрофии.

Вибрация. Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно. Движения должны быть мягкими, без надавливаний. Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать «вилку» из указательного и среднего пальцев. Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцами. Повторить 3-5 раз. Заканчивают массаж поглаживанием.

Необходимые для жизни ребенка навыки, а также важные процессы в организме формируются под влиянием многих факторов. Одно из важных мест в этом принадлежит гимнастике. Здесь очень важно правильно подобрать комплекс упражнений и соответствующий возрасту двигательный режим.

Массаж представляет собой отдельный вид пассивной гимнастики. Его выполнение положительно сказывается на укреплении опорно-двигательного аппарата, на развитии мышечной системы. Кроме того, движения вызывают у ребенка положительные эмоции, способствующие расслаблению и растягиванию мышц лица (улыбка). Ученые выявили зависимость развития речи у детей от тактильного контакта с ними. Исследования подтвердили, что первый лепет возникает в ответ на поглаживание ног, живота, тогда как другие формы общения со взрослыми (улыбка, ласковый разговор) не выполняют эту функцию.

Массажные приемы раздражают рецепторы центральной нервной системы, находящиеся в коже, мышцах и связках, и те в свою очередь направляют бесчисленные потоки импульсов в кору головного мозга, тонизируя работу всего организма.

Покраснение кожи после массажа вызвано усилением притока крови к массируемому участку, что положительно влияет на питание кожи и ее оздоровление.

Под воздействием массажа ускоряется лимфоток, освобождая ткани от продуктов обмена.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание (поверхностное и глубокое), разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. Этот прием рекомендуется применять в массаже возбудимым детям со слабой нервной системой. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон у таких детей.

Прием растирания в детском массаже отличается от приема поглаживания большим нажимом рук.

При разминании применяется еще большее давление на мышцы, чем при растирании.

Вибрация является наиболее сильнодействующим элементом массажа. Этот прием применяется в основном в профилактическом массаже, назначается детям с избыточной массой тела. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ в организме ребенка.

Поколачивание вызывает в организме рефлекторную реакцию. Данный прием позволяет снизить возбудимость центральной нервной системы, улучшить работу внутренних органов. Под воздействием приема поколачивания углубляется дыхание и учащается пульс.

Таким образом, все перечисленные приемы массажа делятся на две группы: 1) успокаивающие - приемы, основанные на поглаживаниях различной силы; 2) возбуждающие - поколачивание и вибрация.

В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% от веса тела, в то время как у взрослого – около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Из-за несовершенства развития ЦНС движения ребенка в возрасте 1,5 – 2 месяцев беспорядочны. Он не может самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении. Руки и ноги практически не разгибаются и прижаты к телу, пальцы рук сжаты в кулачки (гипертонус мышц сгибателей, проходит к 3 – 4 месяцам).

С рождения младенец наделен двигательными рефлексами, называемыми безусловными. Двигательные рефлексы тесно связаны с врожденными кожными рефлексами. На раздражение различных участков кожи организм ребенка реагирует соответствующими движениями. Например, ступни ребенка прикасаются к опоре и он начинает переставлять ножки, делая движения, похожие на шаги.

Если к стопам лежащего на животе ребенка прикоснуться ладонью, он начинает отталкиваться от нее ножками, стараясь ползти. Эти безусловные рефлексы сохраняются недолго и уже к 3 - 4 месяцам они утрачиваются. На протяжении всей жизни действует спинной рефлекс Галанта, при котором происходит изгибание тела в ответ на поглаживание кожи вдоль позвоночника.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа. Массаж положительно влияет на эмоции и развитие речи ребенка.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ а организме ребенка. Поколачивание снижает возбудимость ЦНС, улучшает работу внутренних органов.

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц сгибателей добавляют приемы разминания

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.