Натуральные духи против обычных. Мнения экспертов


Уже несколько лет я создаю натуральные ароматы. Это очень увлекательно и интересно! Парфюмерия - именно та сфера деятельности, где можно выразить себя в полной мере.
Кратко о том, почему я люблю НАТУРАЛЬНЫЕ духи: Они индивидуальны. На коже они живут своей жизнью, рассказывают вам свою историю, они никогда не надоедают, т.к. звучат совершенно по-разному, меняя аромат в зависимости от погоды, температуры, вашей одежды и даже вашего настроения! Так же, если верно подобраны духи, они поднимают настроение, положительно воздействуют на психику - сосредотачивают, успокаивают или бодрят.


1. "Сны в Полнолуние" - это аромат, посвященный снам, волшебным и красивым, которые путаются с реальностью и снятся в полнолуние. Здесь есть ночные цветы, нежные облака и далёкие звёзды. Вдохновением на создание аромата послужили первые тёплые ночи, именно в такие ночи снятся невероятные сны...


Я представила этот аромат, и сразу же - ночью, записала его составляющие в свою старую, потрёпанную книгу с рецептами и формулами духов. (фото 1)



Примерные ингредиенты (их было 18) - (верхняя нота- нероли, мимоза, смородина, зелёный мандарин, петитгрейн), (нота сердца - магнолия, тубероза, франжипани, роза, два вида лаванды, фиалка, ягодные экстракты, ваниль) и (базовая нота- ирис, ладан, бензоин, элеми и табак). На тинктурах (настойках) розы, смородины и корня ириса.


2. Днём я решила приступить к воплощению аромата в жизнь, начав с приготовления рабочего места - достала пипетки, блоттеры, и пахучие вещества- абсолюты, эфирные масла и резиноиды. :) (фото 2)



Ах, да, и конечно тинктуры, которые перед применением профильтровала (чтобы были прозрачные, для этого можно использовать кофейные фильтры). (фото 3)



3. Составление аромата начала с пробы составляющих верхней ноты. (вообще-то составление парфюмерии нужно начинать с базовых нот, но поскольку это - лёгкий, невесомый аромат, я уделила большее внимание первой ноте. Возможно, это не правильно, однако, у каждого парфюмера свои особенности в работе, свои секреты, своя "фишка" :)) Капая по капле каждого масла на отдельный блоттер, а затем вдыхая их аромат, я выясняла - какого масла нужно больше, какого меньше, а может что-то здесь вообще лишнее. В ходе пробы выяснилось, что верхней ноте явно не хватает той сладости и яркости, которая присуща обыкновенному апельсину и еще не хватает бодрящей прохлады бергамота (кстати, одно из моих самых любимых масел). (фото 4)



Откорректированную формулу верхней ноты духов я снова записала, только теперь с точными пропорциями.


Итак, ингредиенты первой ноты:


Смородина
Нероли
Зелёный мандарин
Мимоза
Петитгрейн
Бергамот
Апельсин


4.Теперь наша самая любимая нота - сердечная. Именно здесь цветёт красавица роза и переливается великолепный жасмин. Вот только нос мой "принюхался", и уже не так ясно слышит запахи. На такой случай на моём рабочем столе всегда стоит забавный барашек с зёрнами кофе, которое "ободрит" моё обоняние:) (фото 5) Можно ещё отойти попить чай, чтобы другим взглядом увидеть свой шедевр:)



Ноту сердца я подобрала, как и головную ноту, но при этом комбинируя их между собой. Уже чувствуется - аромат выходит замечательный, в точности передающий идею.


Итак, составляющие второй ноты:


Магнолия
Тубероза
Роза
Ягоды
Франжипани
Лаванда
Ваниль
Фиалка


В составе сердца я ничего не меняла, только подобрала пропорции (фото 7)



5. Последняя нота - базовая. Мы слушаем получившийся аромат, и думаем, чем его дополнить. (Эй, где мой спасительный барашек с кофе?:))


В первую очередь ирис, да, обязательно. Он создаст пудровость, добавит мягкости. Я буду использовать со2. Из экстрактов со2 здесь будет ещё мускатный орех - мягкий, шероховатый и тёплый. Снова определяю пропорции и ингредиенты, дополняющие, "округляющие" идею.


Состав базовой ноты:


Ирис
Ладан
Кедр (атласс)
Бензоин
Элеми
Мускатный орех
Табак



6. Формула духов готова - аромат воплощён... Почти. (фото 8) Теперь я сделаю 1 мл концентрированного запаха, и разведу его фильтрованными тинктурами розы, листочков смородины и ириса, до концентрации 20 %, т.е. до 5 мл, оставив созревать на месяц, а через месяц, когда аромат будет окончательно готов (возможно, я чем-то ещё его дополню, часто бывает, что к концу созревания не хватает какого-нибудь особого акцента, и т.д.) , он отправится на "суд" строгих "судей". И только после этого воссоздастся в большем количестве и попадёт на , со своей историей.

Парфюм - это неотъемлемая часть твоего ежедневного образа. Любимый аромат может многое сказать о человеке. Но из чего состоит парфюмерная композиция на твоем туалетном столике? Начинаем разбираться! И сегодня Андрей Зирка, эксперт селективной парфюмерии Scent Bibliotheque, «Л"Этуаль», расскажет все о синтетических нотах:

Многие читатели знакомы с произведением Патрика Зюскинда «Парфюмер» . Помнишь, каким образом главный герой Жан-Батист Гренуй добывал запах тела местных красавиц? Сегодня, конечно, массовые убийства не используются в индустрии ароматов. Получить необычные композиции стало возможным благодаря достижениям синтетической парфюмерии. В чем главные различия синтетики и натуральных нот? Давай разбираться.

История

Наверняка даже не сведущему в парфюмерии человеку известен культовый аромат Chanel № 5. Принято считать, что впервые синтетические ноты были использованы при его создании.

На самом деле это не так. Первые синтетические вещества в парфюмерии применил Эме Герлен в женском аромате Jicky Guerlain, выпущенном в 1889 году. Герлен использовал такие химические компоненты, как ванилин и кумарин, сочетание которых позволило воссоздать запах свежескошенного сена. Но эксперимент Герлена не был принят, а синтетические ноты широкая аудитория парфюмерного сообщества обвинила в грубости.

И вот Эрнест Бо в 1921 году представляет миру аромат Chanel № 5, в котором главная роль досталась альдегидам. Альдегиды - еще одно достижение синтетической парфюмерии. Это был второй шанс для синтетических нот, который неожиданно обернулся мировой славой. И если до середины XX века натуральные составляющие в композиции занимали 80% в противовес искусственным, то сегодня это соотношение изменилось с точностью до наоборот.

Синтетические ноты позволили удешевить производство парфюмерии, сделав ее доступной для большинства. Купить духи, содержащие натуральное эфирное масло розы или жасмина, может не каждый. Для получения 1 мл необходимы сотни цветков розы. Килограмм розового масла будет стоит около 5 тысяч евро. Из этих сотен веществ и складывается легендарный парфюмерный аромат розы, богатый нюансами и непредсказуемо изменяющийся во времени. С другой стороны, даже самый дорогой синтетический заменитель (аналог) может состоять максимум из 40 разных веществ (молекул), собранных учеными-химиками в одну смесь.

Но есть еще одно отличие. Лично для себя я выделяю его среди всех. Когда аромат наносится на кожу, он впитывается, мгновенно попадает в кровеносную систему и разносится по телу . И теперь самое главное: органические компоненты участвуют в обмене веществ в организме, а синтетические не участвуют, и организм стремится их вывести как можно скорее.

Поэтому основная разница в том, что натуральные духи сливаются с носящим их человеком, приобретается особый «любовный» контакт с ароматом. Вот почему на разных людях натуральные духи раскрываются по-разному.

Но также крайне важно отметить, что растущие масштабы парфюмерной индустрии требуют соответствующих объемов природных ресурсов, которых попросту не хватило бы, если бы не было искусственных заменителей. Синтетические вещества никогда не дадут непредсказуемый эффект, как в случае с эфирным маслом розы, на запах которого влияет множество факторов. Контролировать качество розового масла очень сложно, поэтому аромат масел, произведенных в разные сезоны, может сильно различаться.

Некоторые натуральные ингредиенты сегодня запрещено добывать. В частности, мускус , ради которого раньше массово истреблялся олень кабарга. Сегодня же доступны многие синтетические компоненты, позволившие защитить это животное.

Среди натуральных веществ нередко встречаются те, которые способны вызывать аллергическую реакцию, а их использование разрешается лишь в пределах допустимых норм, что создает границы для творчества парфюмеров . Таким ингредиентом стал дубовый мох, на применение которого наложила запрет Международная парфюмерная ассоциация (IFRA).

Без синтетических нот не было бы возможным наслаждаться ароматом фиалки и ландыша . Дело в том, что, несмотря на свое восхитительное благоухание, эти цветы очень бедны на эфирные масла. По этой причине ландыш и фиалку в парфюмерии заменили синтетические ноты. Однако существуют растительные компоненты, аромат которых очень сложно воспроизвести искусственными методами. Это прежде всего пачули и кедр.

Поначалу синтетические ноты были лишь аналогами растительных и животных компонентов. Так, молекула Hedione стала аналогом дорогого жасминового абсолюта в аромате Shanghai Tang, при этом она обладает более широким ароматическим спектром, чем жасмин.

Синтетический мускус Galaxolide прекрасно вписался в Bond № 9. Сегодня синтетические ноты используют не только в качестве аналога растительного и животного сырья, но и для создания новых запахов. Так создаются гурманские ароматы, благоухающие сладкой карамелью и пралине, которые воспроизвели с помощью химических соединений - мальтола и тиазола. Молекула Calone позволила создать запах морской свежести в парфюмерии.

Конечно же, знакомясь с пирамидой аромата, мы видим набор вполне знакомых слов: сандал, ваниль, амбра. Ведь, если среднестатистический покупатель столкнется с указанием реальных компонентов, воссоздающих запах этих веществ, он просто ничего не поймет. Кроме того, поэтичное описание композиции, где сладкие нюансы карамели сплетаются с тающей нежностью пралине, вызовет у него больше приятных ассоциаций, чем сухой и лаконичный состав: пиразин, мальтол, тиазол.

Синтетические ноты вывели парфюмерную индустрию на новый уровень. Сегодня уже никого не удивишь гурманскими или морскими ароматами, которые когда-то произвели революцию. Их место занимают по-настоящему нестандартные композиции, в которых представлены самые удивительные ноты. Яркий тому пример - произведения от авторов Min New York и Nu_be. А в произведениях датского бренда Zarkoperfume используется уникальная молекула, которая не только сочетает в себе сразу несколько запахов, но и обладает свойствами феромона.

Итак, мы поговорим о натуральных духах и натуральных парфюмерах.

О том, где пролегает граница между натуральной, ботанической парфюмерией и всей остальной парфюмерией.

Итак, натуральная, это отрасль парфюмерии, которая использует для создания ароматов исключительно извлеченные из растений (и, редко, животных) вещества. Использует в том виде, в котором их удалось добыть: эфирное масло, абсолют, конкрет, резиноид, настойка на спирту или масле, помада, полученная после анфлеража в домашних условиях. Эти извлечения, за редким исключением, НЕ модифицируются, из них НЕ извлекают части, пахнущие наиболее выгодно, НЕ получают отдельных ароматических молекул, которые потом называют «натуральный лимонен». А используют, повторюсь, как есть, в виде смесей ароматических молекул не идентичного каждый раз до молекулы состава. О том, что это делает невозможным идеальную стандартизацию, я Столь же не стандартизируемы, например, вина, состав которых варьирует от года к году — такова специфика природного продукта.

Стоит учесть, что на российском рынке на сегодняшний день, на 2010 год, натуральные духи не представлены. То есть, вы не купите их ни в одном offline-магазине. Все идеи про «масляный натуральный аналог Шанель № 5» и «натуральная наливная парфюмерия из Франции»- недобросовестная реклама. Идеи про «натуральный лимонен» — аналогично. К натуральной парфюмерии это не имеет никакого отношения, как и то, в насколько экологически благоприятных условиях росла лаванда, из которой получили линалоол для духов. Получили молекулу — отходим от натуральной парфюмерии в сторону. Возможно, будет не хуже, но это будет сделано вне рамок натуральной парфюмерии.

В дорогих марках нишевой и селективной парфюмерии натуральные вещества as is, в виде абсолютов, например, безусловно, используются. Но в этом случае используются не только натуральные вещества. Это не означает, что духи с искусственными молекулами хуже. А многие считают, что и лучше, ведь молекулы дают аромату структуру, стойкость, блеск. Однако факт остается фактом – духи без искусственных молекул и с ними – это две совершенно разные группы: натуральная парфюмерия и, как я ее называю, «не только натуральная парфюмерия». И обычно парфюмеры, делающие натуральные духи, всесторонне подчеркивают это. И чаще всего это парфюмеры – члены Гильдии или иные частные лица. Крупные корпорации не занимаются натуральной парфюмерией за исключением маленьких лимитированных выпусков, и маленьких ретро-проектов (например, в жж у Дмитрия Шишова можно почитать про духи Марии Антуанетты).

Еще раз – натуральные духи не «лучше» не-только-натуральных. Они просто другие. Они живут и раскрываются по другим законам. Они, возможно, проигрывают по длительности звучания, но часто выигрывают за счет богатства оттенков. Натуральные ароматы имеют ауру меньшего размера, сидят ближе к телу, интимнее звучат. И да, они – полностью натуральны. Хотя мне смешны используемые порой доводы «за» натуральные духи типа «надоело дышать химией» — боже мой, обоняя натуральную парфюмерию мы ведь не будем «дышать физикой», правда?

Но именно натуральность добавляет в ароматы обонятельные шероховатости и неровности. Именно в натуральных духах можно встретить любимые природные ароматы, напоминающие пейзажи и детство. И именно в силу отсутствия синтетических молекул в натуральных духах никогда не попадется мыльная мускусная база, арбузный душок верхних нот или сладкая удавка низкокачественных синтетических цветов. Однако, обратная сторона медали –особый индивидуальный характер натуральных ароматических веществ, зачастую воспринимаемый как излишняя горечь, аптечность, брутальность. В общем, как и во всех прочих областях – это вопрос вкуса.

Еще один важный момент состоит в том, что все существующие на сегодняшний день исключительно натуральные духи – вещь, подчеркнуто не массовая, лимитированная. Можно даже сказать, анти-массовая. Идеология и состав натуральных духов – исключительно природные ингредиенты, которые по определению конечны, невоспроизводимы. То есть, скажем, эфирное масло розы урожая разных годов имеет немного разный химический состав. Если оно используется в полном объеме, а не в виде, например, изолята, то духи от партии к партии будут немного отличаться. Разумеется, аромат букета компонентов будет абсолютно узнаваем, но точности попадания «до молекул» добиться невозможно. Да и не нужно, ведь никто не производит натуральные духи в таком объеме. Натуральные парфюмеры – от самых известных и знаменитых, членов и основателей гильдии натуральных парфюмеров, до менее известных частных мастеров, имеют от нескольких бутиков в мире плюс интернет магазины до просто интернет магазинов на базе известных аукционов типа esty.com или ebay.

Найти натуральные духи в продаже можно на сайтах магазинах натуральных парфюмеров, на сетевых ярмарках, где, например, продает свои ароматы Роксана , основательница марки Illuminated Perfume, и Джоанн Бассет . Наиболее известные парфюмеры, творящие в рамках исключительно натуральной парфюмерии – Мэнди Афтель и Александра Балахутис , представляют свои творения в собственных оффлайн-магазинах. Все остальное – маленькие собственные интернет-магазинчики. Так и только так на данный момент представлена натуральная парфюмерия.

Это, опять же, подталкивает нас тому, чтобы рассмотреть медаль с разных сторон. Что хорошего в том, что духи создаются мастерами, которые сами себе хозяева, и в выборе идей и в выборе ингредиентов, а что в этом может быть неудобного. Об этом поговорим в .

Многие любители духов знают, что в парфюмерном мире существует разделение на натуральные и синтетические парфюмы. При этом синтетику иногда презрительно называют словом «химия». Да, со словом «химия» поспорить сложно. Вот только презрительность здесь излишня. Ведь многие модные и популярные ароматы, которые признаются в мире настоящими парфюмерными шедеврами, имеют именно синтетическое происхождение. В данной статье мы хотели бы разобрать вопрос, чем отличаются натуральные парфюмы от синтетических аналогов.

Если вы не желаете пользоваться синтетическими духами, то вам придется полностью переходить на натуральную парфюмерию. Но помните, что натуральные парфюмы по определению дорогие, поскольку оригинальные элитные компоненты просто не могут стоить дешево. Их получение связано с большими финансовыми, трудовыми и временными затратами, что и отражается на конечной стоимости натуральных духов.

Индусы могут рассказать вам о том, что натуральные эфирные масла - это божье творение. Не вдаваясь в теологические измышления, мы отметим, что натуральные масла, входящие в состав натуральной парфюмерии, выделяются из растений, которые произрастают не в теплицах, а в природной среде, вследствие чего можно говорить об ограниченности этого ресурса. Кроме эфирных масел в состав натуральной парфюмерии входят цветочные воски, абсолюты и конкреты. И если с цветочными восками все понятно, то остальные термины требуют разъяснения. Конкретами называют вещества, получаемые путем дистилляции или перегонки природных компонентов, таких как мирра, древесина сандала, ладан и прочее. А абсолютами называют часть конкрета, которая растворяется в спирте. Процесс создания натуральных духов сопровождается строгим следованиям рецептам, пропорциям, последовательностям добавления эфирных масел. Все это требует от парфюмера немалого опыта и профессионализма. Зато в конечном итоге мы получаем поистине непревзойденный запах.

Неповторимые натуральные духи получаются только путем проб и ошибок. Ведь смешивание тех или иных эфирных масел не гарантирует стопроцентно качественный результат. Поэтому хорошие натуральные парфюмы - это поистине элитный продукт, который по определению не может быть ширпотребом. Ведь натуральное сырье - ограниченный товар с высокой ценой. Кроме того, из натурального сырья невозможно сделать идентичный аромат дважды. Это объясняется тем, что ароматический букет цветов и трав меняется в зависимости от многих факторов, в том числе и от погодных условий, при которых они собирались.

Как видите, натуральные ароматы очень сложны, но от этого они и уникальны. Но помните, что натуральный аромат может разочаровать вас. Заплатив большую сумму за второй флакон любимого натурального парфюма, вы можете просто не узнать его, поскольку создан он будет уже из компонентов другого сбора. Зато вы можете быть уверены в том, что ваш запах неповторим и исключителен. Натуральные компоненты активно используются такими парфюмерными домами, как Balmain, Estee Lauder, Chanel и Guerlain. Как правило, их применяют для создания классических парфюмов, которые выпускаются ограниченными партиями.

Ну а если вы не хотите тратить небольшое состояние на аромат, что ваш выбор - синтетические парфюмерные композиции. При этом речь может идти не только о чистой синтетике, но и о смеси синтетических и натуральных компонентов в разных пропорциях. Это так называемые «синтетические заменители», которые парфюмеры называют словом «амбрэ».

Не стоит думать, что синтетическая парфюмерия хуже по тем или иным характеристикам. На современном рынке парфюмерии можно найти достаточное количество вариантов оригинальной синтетической парфюмерной продукции, которая может похвастаться огромным выбором ароматов. Развитие парфюмерной индустрии позволяет современным парфюмерам создавать композиции, эксклюзивность и насыщенность которых не уступают духам из натуральных компонентов.

Ярким примером синтетического парфюма, неотличимого от натурального варианта, является цветочный аромат Gucci Flora, который представляет парфюмерный бренд Gucci. Свежесть этого цветочного запаха поражает натуральностью и сочностью. В состав парфюма входят нотки розы, османтуса и нежного пиона, после чего аромат раскрывается запахами сандала, пачули и розового перца.

Что касается сложных и насыщенных синтетических композиций, то здесь главным примером является аромат Valentino V. Эта женская туалетная вода предназначена для романтичных представительниц прекрасного пола. Аромат начинается запахами гальбанума и нероли, поражает глубиной ноток лилии, жасмина и розы, перетекая в базу из дубового мха, сандала, вирджинского кедра и ветивера.