Образовательный портал. Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти Задания счет в пределах 5

Наталья Мелкова

Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и знакомству с цифрами, с использованием сенсорных элементов на развитие мелкой моторики (прищепок, деталей на липучках, магнитов, пазлы, сделанные своими руками.

Предлагаемые варианты игр предназначены для детей 3-5 лет.

Цель:

1. Знакомство детей с числами от 1 до 5, закрепление цифр и числового ряда в пределах 5.

2. Закрепление обратного и порядкового счета, соотнесение числа и количества.

3. Развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, умения анализировать, сравнивать, классифицировать через обучение счетным операциям и дидактическим играм. Корригирование и развитие долговременной памяти.

4. Формирование у детей сенсорных способностей, тактильных ощущений.

5. Развитие представлений о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность.

Материал:

Все варианты игр неразрывно связаны с мелкой моторикой, ловкостью пальчиков и зрительно-моторной координацией. Все игровые элементы сшиты из фетра разной жесткости и других материалов, благодаря которым обогащается сенсорный опыт детей. В качестве дополнительных сенсорных элементов используются два вида прищепок: деревянные – 4см и пластмассовые – 6см, неодимовые магниты, липучки. В качестве основы под липучки (для прочного, цепкого скрепления) использовала велкроткань (банки и живот курицы).

ВАРИАНТЫ ИГР:

#1. ПАЗЛ "БОЖЬИ КОРОВКИ".

Пазлы - это отличная развивающая игрушка. Они отлично влияют на развитие логического и пространственного мышления, внимания, памяти. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Посчитаем точки на спине у божьих коровок и соединим их с нужной цифрой.














#2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФЕТРОВЫЕ КАРТОЧКИ "ЛАДОШКИ" - знакомство со счетом до пяти на пальчиках.

Пальчики на протяжении долгого времени помогают ребенку считать. На вопрос: "Сколько тебе лет?" малыши прибегают к пальчикам, показывая свой возраст (один, два, три). Получается, что это не только указательный жест для общения, но и полезное упражнение для мелкой моторики, и математический знак, обозначающий количество, и великолепное упражнение на развитие координации, силы пальцев рук и т. д.



Когда ребенок начинает учиться считать, еще не осознавая, что такое число, удачным методическим приемом может послужить прием соотнесения объектов счета с пальцами рук. Очень важно в самом начале знакомства с числами осознать, что один – это один объект, два – одновременно два объекта, и т. д. А с помощью пальцев это сделать легко. Причем осознание этого факта при использовании пальцев рук идет сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному (видим, слуховому (слышим, произносим, тактильному (чувствуем, кинестическому (двигаемся).

Предлагаем ребенку приложить пальчики к карточке и назвать число, тем самым соотнести число и количество.







Очень полезный прием для развития мелкой моторики – использование разноразмерных прищепок, что способствует развитию координации и силы пальцев рук.


Маленькие деревянные прищепки с цифрами…








Более крупные (а соответственно удобные) пластмассовые прищепки…





Параллельно знакомить детей с цифрами, делая упор на зрительную память.




#3. "ПОМОГАЕМ БАБУШКЕ КОНСЕРВИРОВАТЬ ЯГОДЫ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ И ГРИБЫ".

Предлагаем детям разложить определенное количество сочных ягод и фруктов по банкам…




Банки "для консервирования" выполнены из велкроткани, поэтому ягоды и фрукты (и другие овощи и грибы) с липучками на обратной стороне - замечательно цепляются на них. Таким образом, банки с ягодами и фруктами можно свободно перемещать в процессе обучающей игры, переносить и хранить.

А теперь тоже самое с овощами…







Как вариант разложить яблоки по цветам. Цвет яблока должен совпасть с цветом крышки на банке.





А теперь посчитаем сколько яблок и груш в каждой банке.





А теперь посчитаем грибочки.




4. "СВЕТЛЯЧКИ".

Солнце спряталось. Темно.

Время за полночь давно

В травке яркий маячок –

Притаился светлячок.

Отвечайте дружно, дети:

Кто нам ночью в травке светит?

Поместился в кулачок

Этот крошка светлячок.







5. "ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП МОИ ЦЫПЛЯТА".

Вышла Курочка гулять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Вместе мы идем гулять.


Мама – курица выполнена из жесткого фетра, а ее животик из велкроткани, что позволяет с легкостью крепить к ней яички и цыплят (у которых имеются липучки на обратной стороне).


Крылья курочки складываются и держатся за счет скрытых под фетровыми цветочками неодимовых магнитов. Все это, в свою очередь, является дополнительным тренажером для детских пальчиков.







Сколько вылупилось цыплят, а сколько еще нет…


Сколько цыплят мама спрятала под крыльями?


Занятие №1

Программное содержание

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.

«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? — спрашивает Мальвина. — По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»

Дети помогают Буратино выполнить задания.

«Сколько стало кубов? — выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)

Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра — сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»

Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)

Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.

Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.

II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата — сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».

Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Потянулись на носочках Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у нас!

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички, определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.

После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических

фигур и определения их количества (их должно быть по 3).

IV часть . Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»

Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие №2

Программное содержание

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»),

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?» — спрашивает воспитатель.

Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.

Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)

II часть . Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).

Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.

После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»

III часть . Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)

«Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»

Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».

Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.

IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».

«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», — говорит детям воспитатель.

При помощи считалки выбирается ведущий.

Кады-бады,

Налей воды,

Корове пить,

Тебе водить.

Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Занятие №3

Программное содержание

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.

Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном материале).

Воспитатель предлагает детям расположить в ряд на магнитной доске 4 квадрата и 4 треугольника. Затем спрашивает: «Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников? Сосчитайте квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.) Сколько квадратов? Сколько треугольников? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Дети используют разные способы сравнения.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре.

Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами).

Затем выясняет: «Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? Чем еще отличаются круги? (Величиной.) Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.)

Воспитатель делает вывод: «Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять».

II часть . Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки».

Воспитатель предлагает детям наложить полоски друг на друга. Затем выясняет: «Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.) Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски разные по длине.)

Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок. Затем предлагает матрешке пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки. («Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?»)

III часть . Аналогичное задание дети выполняют на раздаточном материале. Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски.

IV часть . Игровое упражнение «Когда это было?».

Матрешка задает детям вопросы: «Когда было занятие по математике? (Сегодня.) Какое занятие было вчера? Какое занятие будет завтра? Во что мы завтра будем играть на прогулке?»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Поможем друзьям"

Программные задачи:

    Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.

    Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

    Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

    Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

    Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

    Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

    Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

    Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход занятия

1. Разминка

1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

2. Формирование мотивационной основы.

Ребята, вы любите сказки?

Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.

Воспитатель рассказывает:

Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

3. Повторение изученного ранее материала.

Задание №1.

    Сколько деревьев возле теремка?” (счет до 5).

    Сосчитай овощи на грядке (которая по счету).

    Д/и “Трик – трак” (Проверить правильно ли расставлены числовые карточки около групп предметов).

Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

Воспитатель:

Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

4. Знакомство с новым материалом.

Задание №2.

    Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).

    Знакомство с прямоугольником”

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру?

Это прямоугольник.

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Как можно проверить? (Наложить)

Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.

Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

Терем теремок! Кто в тереме живет?”

5. Закрепление изученного.

Задание №3. “Подбери ключ к замку”.

Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

6. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.

Задание №4. “Разложи (овощи) урожай по полкам”.

Поможем Волчишке?

а) Морковь положите на верхнюю полку.
б) Свеклу на нижнюю полку.
в) капусту на левую полку.
г) редиску на правую полку.

На каких полках лежат овощи?

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.

Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Я Мышка – Норушка!
– Я Лягушка – Квакушка!
– Я Зайчик – Побегайчик!
– Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?
– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание №5.

Сколько зверей в теремке?
– Кто первый прибежал?
– Кто последний?
– Кто после зайца?
– Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.

7. Итог занятия. Начало формы

Конец формы

Организация: Организация: МДОУ Большенагаткинский ДСОВ «Ромашка» МО «Цильнинский район»

Населенный пункт: Ульяновская область, с. Большое Нагаткино

формирование у детей интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

  • закреплять умение сопоставлять цифру и число (количество) ;
  • отрабатывать счет в пределах 5;
  • формировать умение находить известные геометрические фигуры;
  • формировать пространственные представления;
  • закреплять навыки измерения длины путем наложения;
  • развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

Демонстрационные материалы:

  • геометрические фигуры;
  • 1 домик 5- этажный;
  • 5 домиков 1-этажных;
  • рисунок с изображением дома и двух дорожек;
  • медали;
  • шапки моряков;
  • морской транспорт: лодка, катер, корабль.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами сейчас отправимся в увлекательное морское путешествие. Выберите вид транспорта, на котором пойдем в море. (лодка, катер, корабль)

Что нам подойдет?

Почему так решили? (корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать;

лодка и корабль маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну) .

Конечно всем вместе лучше, тем более во время путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

Вы готовы к отплытию?

Теперь вы юнги, а я ваш капитан.

2. Дидактическая. игра: «Когда это бывает».

Проверяю вашу готовность, не забыли ли вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно, дружбу.

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята.

Просыпаются ребята.

Когда это бывает? (утром)

А что утром делаете вы? (умываемся, чистим зубы, идем в детский сад, делаем зарядку, завтракаем) .

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

Когда это бывает? (днем)

Что вы делаете днем? (в детском саду играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим) .

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет.

Сказку он с собой ведет.

Кто такой «дрема»? (дремота, когда хочется спать) .

Когда это бывает? (вечером)

Что вы делаете вечером? (смотрим передачу «спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать) .

В небе звездочки горят.

Птицы спят, и рыбы спят.

Спят цветы в саду на грядках.

Ну, а мы в своих кроватках.

Когда это бывает? (ночью)

А что ночью делаете вы? (спим)

Моя команда в полном порядке, к отплытию готова. Выходим в открытое море.

3. Дидактическая. игра: «Рассели фигуры».

Всем внимание, справа по борту остров. А это его жители -геометрические фигуры. Назовите их.

Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету. (здравствуй, желтый треугольник) .

Ребята, фигуры построили себе дом, а расселиться в него не могут, не знают какой этаж у какой фигуры. Расселение жильцов должно отвечать определенным условиям.

Очень нужна ваша помощь.

Давайте посчитаем сколько этажей в новом доме. (первый, второй…)

Сколько?

Предлагаю расселить жильцов (1 этаж – треугольники,

2этаж- квадраты,3этаж-круги,4-этаж-прямоугольники).

Расселяйте.

Молодцы! Геометрические фигуры вам благодарны.

4. Физкультминутка.

Над волнами чайки кружат. (взмахи руками)

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю, (движение руками перед собой)

И резвимся на просторе.

Веселей загребай, (круговые движения руками)

И дельфинов догоняй.

5.Дидактическая игра «Измерь дорожку».

Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли далеко, а так хочется побыстрее попасть домой. Что предлагаете сделать? (возвращаться коротким путем) .

Правильно. Вот два пути. Они изображены на рисунке от острова до детского сада.

Каким цветом обозначена дорога? (красным и синим).

Как узнать какой путь короче? Приложить. Найдите среди своих полосок равную по длине красной полоске.

Найдите среди своих полосок равную по длине синей полоске.

Какой путь возвращения домой выбираете? Почему? Потому, что он короче.

6. Итог занятия.

Молодцы!

Хлопнем в ладоши три раза, считая хлопки.

Хлопнем по коленочкам пять раз, считая.

Вот мы и оказались в детском саду.

Вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего запомнилось?

Куда бы хотели отправиться в следующий раз?

Ребята, я хочу наградить вас медалями за то, что вы были храбрыми, смелыми, отважными. Помогли жителям острова заселиться в свои дома.

Конспект занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений во 2-й младшей группе.

Тема: «Счёт в пределах 5.

Сравнение 2-х групп предметов» (закрепление).

Триединая задача;

Обучающие задачи: - закрепить счёт в пределах 5, называя числительные по

порядку, вести счёт слева направо и наоборот;

Учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство предметов, используя

слова: поровну, столько – сколько.

Развивающие задачи: – развивать логическое мышление, внимание, память,

глазомер;

Продолжать тренировать и различать правую и левую руки.

Воспитывающие : – воспитывать умение работать самостоятельно;

Учить выполнять задание радостно;

Прививать любовь к сказкам.

Оборудование: 2 мольберта (магнитные доски), маркер, плоские изображения цветов.

Демонстрационный материал: плоскостные фигурки колобка и диких

животных, плоские фигурки гномиков и котят, ёлки, ягод, грибов, тропинки.

Раздаточный материал: наборное полотно, пеналы с геометрическими фигурами,

индивидуальные карточки, карандаши.

Ход занятия.

I. Вступительная часть.

Орг. момент.

Ребята, сегодня колобок катился по лесу и вдруг увидел, что за ним гонятся заяц, волк, медведь и лиса. Они хотели поймать колобка и съесть его. Но колобок оказался шустрее их, и он от них убежал. И оказался колобок у нас в группе, он попал к нам на занятие по математике. Давайте его порадуем, покажем, что мы умеем делать.

II. Основная часть.

1) Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

Посмотрите, ребята, на доску, на ней мы видим гномиков и котят, которых колобок встретил в лесу. Но он посчитать их не смог, давайте поможем колобку посчитать их и сравнить.

(на доске 5 гномиков и 4 котёнка друг под другом, дети считают и прикладывают котят к гномикам).

Поровну их? Кого больше? Кого меньше? На сколько?

Как сделать, чтобы их было поровну? (надо «+» 1 котёнка или «-»1 гномика).

Сколько стало котят?, гномиков?

(котят столько, сколько гномиков, т.е. поровну).

2) Индивидуальная работа с пеналами. (На доске оставляю 3 гномика и 2 котёнка).

Ребята, посчитайте, сколько у нас осталось гномиков и котят.

Раскладываем фигуры слава направо правой рукой на наборном полотне. Задание; – На верхнюю полоску положите столько кружков, сколько

у нас гномов.

Под ними положите столько квадратов, сколько у нас котят. – Чего больше? Чего меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кружков и квадратов было поровну?

Физкультминутка.

Ребята, колобок что-то устал у нас сидеть, давайте вместе с ним отдохнём. 1-2-3-4-5 – топаем ногами,

1-2-3-4-5 – хлопаем руками,

1-2-3-4-5 – занимаемся опять, (на доске считаем колобка и зверей)

3) Работа с демонстрационным материалом.

А ещё, когда колобок убегал от зверей, он увидел 3 тропинки.

На первой тропинке росло 3 гриба, на второй – 1 ёлочка, на третьей – 2 ягодки, (считают).

Нам нужно поставить около каждой тропинки столько точек, сколько на ней предметов, (если 1 – то одну точку ставим).

Задание: Работа с индивидуальными карточками.

А теперь возьмите карточку и держите её левой рукой, а в правую руку возьмите карандаш.

Поставьте около каждого прямоугольника столько точек, сколько в нём нарисовано животных.

(Проверка)

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие, на котором мы считали до 5, сравнивали предметы, работали с пеналами и карточками.

Все ребята старались порадовать колобка, и колобок наш заулыбался.

Когда колобок катился по лесу, он собрал для вас цветы, которые сейчас я раздам вам.