Очень капризный ребенок 3 года. Почему ребенок капризничает

28.10.2017 12:00:00

Капризные дети! Сколько проблем они создают! Особенно когда закатывают истерику в общественных местах. Когда не слушаются, когда не хотят одеваться, чтобы идти в садик.

Нормальный язык они не понимают. Применять насилие не хочется. Приходится давить психологически, шантажировать, запугивать. А если и это не помогает, встряхнуть хорошенько и гаркнуть!

Только так доходит. По хорошему никак!

К сожалению, насильственный метод помогает ситуативно. Вы можете ругать, бить и кричать на ребёнка, но он не станет от этого более послушным.

Проблем становится не меньше, а больше.

«Капризы глазами родителей»

Представьте, что вы стоите с ребёнком в очереди. В одной руке держите корзинку с продуктами, а в другой ребенка, который лезет, извивается, хочет дотянуться вон до той конфеты.

Вы уже объяснили, что конфету покупать не станете. Но ваше чадо настойчиво продолжает требовать. И вот, не успели вы и глазом моргнуть, как начинались капризы.

Нормальные слова и просьбы оказались бесполезными. Приходится включить плохого полицейского и прибегнуть к грубости.

Вот так доходит. Только так понимает!

«Капризы глазами ребёнка»

Ух ты, какая конфета! Должно быть вкусная. Столько радости она мне принесёт. Надо брать!

— Мам, хочу эту конфетку!

— Нет, ты не заслужил. Кто в садике себя плохо вёл?

— Ну ма-ам!

— Ну ма—ма!

— Я тебе сказала, НЕТ!

— Ну ма-а-ама!

— А ну заткнись, скотина, — прошипела мама сквозь зубы, — Я тебе что сказала?! Ты наказан! Домой придём, я папе скажу, как ты себя вёл! Он с тобою поговорит, вот увидишь!

Слёзы, тихое завывание и проглатывание соплей…

Со стороны, кажется, что ребёнок всё понял и, наконец-то, послушался. Но давайте заглянем в душу маленького человечка и посмотрим, что же там сейчас происходит…

«Капризы глазами эмоций ребёнка»

Мама кричит на меня. Говорит, что я плохой. Она строгая, она злая. Она меня не любит. Когда она любила меня, то притворялась, а на самом деле я ей не нужен!

Ребенок испытывает одну или несколько из нижеперечисленных эмоций:

Жалость к себе — я хороший ребёнок, а она со мною так плохо обращается. Я не заслужил такого. Мама делает мне больно. Ей всё равно, что мне плохо. Она меня не любит.

Обида — это несправедливо. Мама не должна так со мною обращаться. Она должна любить, а она злая. Она кричит и не любит меня.

Желание отомстить — я умру, и вы будете плакать! Тогда поймёте, кого потеряли. Пожалеете, что плохо со мною обращались, но будет поздно.

Горе — я ненужный ребёнок. Со мной плохо обращаются, значит, не любят. Я лишний. Лучше бы меня не было. Зачем меня вообще рожали?

Подавленная злость — хочется крикнуть на неё, огрызнуться, но нельзя, потому что будет еще хуже при оказании сопротивления.

Страх — мама от меня совсем откажется. Позвонит в милицию и меня заберут за плохое поведение. Она от меня совсем-совсем откажется!

Печаль — ничего не могу сделать, чтобы меня любили. Они ведут себя жестоко, не считаются со мною. Ничего не могу с этим поделать. Мне так не повезло! Других детей любят родители, а меня нет.

Отчаяние — папа накажет меня, когда я приду домой. Он снова может наброситься на меня с ремнём. Как же этого не допустить? Что делать? Что говорить? Надо просить прощения, умолять.

Паника — наказание неизбежно, неотвратимо, ничего не могу поделать с этим! Ведут к ремню, как животное на бойню.

«Эти эмоции ложатся в основу взрослой жизни вашего ребёнка!»

Мозг ребёнка формируется. Эмоциональные страдания становятся кирпичами в многоэтажном здании его будущей жизни. Сегодня всё больше родителей это знают и понимают.

Воспитание, которое вызывает страдания, является деструктивным подходом!

Оно разрушает будущее ребёнка. Превращает яркую личность в серую посредственность с потухшими глазами.

Во взрослой жизни ваш ребёнок будет заливать внутренние детские раны алкоголем. Боль и пустоту в груди закуривать сигаретами. Страх одиночества (в животе) заедать нездоровой пищей.

«Есть ли более здоровый способ? Конечно, есть!»

Я видел его много раз в разных странах мира. Он прост, как дважды два. Но есть один нюанс…

Родители боятся поступать так, как я хочу им посоветовать!

Природа опасений заложена в неверных представлениях о психологии ребёнка, которые укоренились еще со времён крепостного права.

Давайте разберём их сейчас, а уж потом я расскажу, как себя вести, чтобы ребёнок стал просто шёлковым.

«Ситуация: ребёнок упирается, капризничает, не хочет идти в садик»

Теперь давайте погрузимся во внутренний мир родителя. Проанализируем мысли, эмоции, желания и ожидания в этот момент.

Итак, ребёнок сидит на полу, колготки одевать не хочет, упирается, плачет и стучит руками по полу.

Анализ роли родителя

Мысли: «Ну, всё! Достал уже. Настал конец моему терпению!»

Эмоции: негодование, злость, раздражение, гнев.

Причина эмоций: ребёнок идёт против моей воли. Делает всё на зло. Не слушается. Грубит, обзывается.

Желание: накричать, нашипеть, взять за ухо, ударить по заднице, влепить подзатыльник. Говорить жестко, грубо, повышая громкость голоса.

Ожидания: если поступить так, ребёнок сразу же послушается, заткнётся и сделает так, как ему говорят. Это подтверждается опытом.

И тогда? Гнев уляжется. Ребёнок начал вести себя правильно, как ему сказали. Нужный результат получен. Это быстрее, чем уговаривать и объяснять.

Какой есть другой вариант?

Уговаривать, объяснять. Это долго. Это работает плохо. Ребёнок видит, что с ним мягко обходятся, и начинает капризничать ещё громче и требовательнее.

Если согласиться с требованиями ребёнка не идти в садик, значит, кто-то должен с ним сидеть. Значит, не идти на работу. А деньги кто тогда будет зарабатывать?

Единственный выход, который видится из этого замкнутого круга: применение жёстких мер!

«А что, разве есть другие способы?»

Конечно, есть! :) Причем, намного лучше первых двух, перечисленных выше.

Давайте вспомним, что переживает ребёнок, когда родители обращаются с ним жёстко, холодно, твёрдо и решительно.

Со мною жестоко обращаются: подавляют, ограничивают, шантажируют. Значит, меня не любят. Если не любят, значит, я им не нужен. Если не нужен, то в любой момент меня могут бросить.

И еще: за что со мною так? Почему так жестко? Почему они не хотят по-хорошему, почему они это делают по-злому?

Когда ребёнок переживает бурю неприятных эмоций, в этот момент родители ругают его и что-то объясняют на логическом уровне. Ребёнок пропускает родительские слова мимо ушей. Почему?

Когда внутри бушуют подобные эмоции, осознанность любого человека становится очень низкой. Сознание сужается. Осмысление словесной информации затруднено.

Внутри малыш страдает, все силы уходят на подавление своих эмоций. Ему не хватает энергии, чтобы понимать слова родителей.

Ребёнку приходится чисто машинально соглашаться и что-то обещать, лишь бы «эти придурки» скорее отстали.

«В чём основное страдание ребёнка?»

Если кратко, то «меня не любят» и «я им не нужен». При этом неважно что говорят родители, чему они учат в этот момент и прочее.

Вот совет, который я обещал. У некоторых родителей от него волосы начинают шевелиться на затылке:

«Любите ребёнка в момент капризов!»

Чего?! За что же его любить, когда он ведёт себя плохо, перечит, грубит и не слушается?

Если любить, когда он не слушается, идти у него на поводу, то он приучится и будет дальше так делать. Начнет этим пользоваться, на шею сядет окончательно. Испортим ребёнка, разбалуем!

А если мы жёстко пресекаем капризы, то это отбивает охоту делать так в будущем.

«И в этом моменте мы находим две логические ошибки!»

О первой скажу кратко. Если вас бить каждый раз, когда вы обижаетесь или злитесь, то произойдет что? Это сделает вас необидчивым и незлым человеком? Конечно, нет.

Вторая ошибка. Смотрите, какая интересная логика: «Если любить, значит разрешить, а если жёстко, значит запретить».

Теперь небольшой фокус. Разорвём связь между «любить» и «разрешить». И вот что мы получим…

Во время капризов, обнимите ребёнка, возьмите на руки, поцелуйте, приласкайте. При этом мягко и с любовью НЕ РАЗРЕШИТЕ ему то, что не разрешаете.

Чувствует ли ребёнок, что его не любят? Нет! Может, чувствует себя ненужным? Нет! Может, чувствует, что вы с ним жестоки? Нет, вы с ним мягки. Вы его любите. Он чувствует ваше тепло и поддержку. Ему хорошо. Он успокаивается.

Любовь всё поглощает! Она проглатывает весь негатив целиком.

Эмоции малыша приходят в норму. Осознанность повышается. В этом состоянии легко понять и осознать словесную информацию из родительских уст.

В этот момент с ребёнком легче всего договориться!

«Иван, мы пробовали! Не помогает. Ребёнок всё равно продолжает капризничать и не успокаивается»

— И что вы делали тогда?

— Пришлось отлупить.

— Пришлось отлупить.

— Facepalm.jpg

Что нужно делать: продолжать любить! Вы настойчиво запрещаете, но с любовью. Малышу нужно время, чтобы почувствовать вашу любовь, ощутить ваше тепло и успокоиться.

Эмоции инертны!

Не ждите, что этот хорошенький маленький человечек способен быстро усмирить непонятно откуда возникшие эмоции. Не каждый взрослый на это способен, между прочим!

Ваш замечательный малыш успокоится. Обещаю. Я видел это сотню раз своими собственными глазами. Так воспитывают в Индии, в Испании, в Португалии, в Таиланде, в Англии, в Ирландии, в США, в Канаде, в Голландии…

Если ребёнок бьётся в истерике на полу, они его поднимают, берут на ручки, обнимают, гладят по головке и… О ЧУДО! Малыш тут же начинает успокаиваться.

И дети у них спокойные. И родители довольные. Дети любят родителей, слушаются их. Почему? Потому что родители любят их! Не унижают, не бьют, не ругают, а просто любят. Запрещают мягко и с любовью.

«Ещё раз: ребёнок копирует поведение родителей!»

Вспомните, о чем я говорил в предыдущей статье. Ребёнок учится поступать с другими так же, как поступают с ним его родители.

Бьёте сына ремнём? А через 20 лет он будет бухой гонять жену по всей квартире с табуреткой в правой руке. А соседям каково? Когда хочется расслабиться, а через стену грохот, крики, мат-пере-мат…

Любите дочь? Она будет любить своего ребёнка так же, как и вы. Мужа будет любить так же, как вы её любите. Подавайте пример любви. Ваша дочь будет намного спокойнее и увереннее в себе.

Чем больше вы любите своего ребёнка, тем больше счастья вы создаёте в его будущем.

«Разве я не люблю? Мои дети обуты, одеты, накормлены, не шляются, где попало…»

Любить — это глагол, это действие.

Когда ребёнок одет и обут, какие действия вы совершаете, чтобы показать, что любите? Всё просто. Надо гладить по голове, обнимать, целовать, говорить, что любите.

Новенькая куртка, которую вы купили, не сделает такие простые действия за вас. Борщ в желудке ребёнка не скажет нежных слов о родительской любви.

«Иван, на это просто нет времени! Прихожу уставшая с работы, голодная и злая, как собака…»

Без проблем. Обнять и поцеловать малыша — это 10 секунд. Затем переоденьтесь, поешьте, примите душ. Поздравляю! Теперь вы полностью готовы, чтобы по 1-2 минуты давать любовь ребёнку.

«Если ребёнку давать любовь и внимание, ему будет мало, он начнёт требовать ещё больше»

Представьте, что у вас огромный пак шоколадок. Вы никогда таких вкусных не ели (никто не давал).

Вы съедаете одну за другой. По этой логике, вам будет хотеться больше. Хорошо, продолжаем есть. Чем больше съедено, тем больше хочется? Голод и желание кушать растут в геометрической прогрессии?

Очевидно, что нет.

Утоление любой жажды приводит к облегчению и сытости. В первую очередь это касается жажды любви. Так утолите ее, наконец! И перестаньте ругать, кричать, унижать вашего самого близкого человечка.

Можете любить порциями по 20 секунд, распределяя их во времени. Подошли, погладили по голове, обняли, пошли дальше.

«Поначалу ребёнок будет удивляться…»

Как это так? Вчера ругали за непослушание, а сегодня разговаривают, объясняют и любят. Вчера бы треснули подзатыльник за баловство, сегодня обнимают.

Если ребенок капризничает без причины — что чувствует мама при этом? Это чувство может быть двойственным. Во-первых, когда дитя просится на руки к маме, больше ни к кому — ей приятно. Что она такая единственная для него. Что этому крохотному созданию никто больше не нужен кроме нее.

Это чувство тешит самолюбие, «раздувая» ЭГО. С другой стороны, мама постоянно берет на руки свое счастье, никому не доверяя эту почетную обязанность. Потом довольно скоро устает, раздражается на ребенка: «Сколько можно проситься на руки, полежи в кроватке или поиграй». Но подросший детеныш не хочет лежать. Он опять плачет и капризничает, превращая это во вредную привычку.

Как предупредить вредную привычку капризничать

Пока ребенок маленький, все зашло не очень далеко, эту вредную привычку капризничать и плакать, по поводу «хотения на ручки», можно предотвратить. Это сделать легче, чем потом отучать. Для этого нужно четко осознать: у мамы на руках очень комфортно, удобно, все видно и безопасно. А к хорошим удобствам грудничок быстренько привыкает. Любой маме приятно держать новорожденного, прижимать к себе. Неопытная мама ведется на этот соблазн, укладывает сыночка или дочку спать, баюкая на руках.

Когда ребенок проснется — сразу хватает его на руки, носит его слишком часто, без особой на то надобности. Малыш быстро понимает, что значит руки мамы. Попробуйте теперь его отучить. Потом ребенок капризничает, просясь на ручки.

Но с возрастом грудничок становится тяжелее. А у мамы желание понянчить ребенка притупляется. Она уже не хватает ляльку по первому его зову. А ребенок к рукам уже привык. Он не хочет терять свои позиции, о чем сообщает громким криком, плачет, капризничает. Если мама и дальше не берет его, малыш кричит еще сильнее. Она нервничает, сердится. Итог не очень приятный.

Чтобы избежать накала таких страстей, маме с самого начала не рекомендуется, без особой необходимости брать новорожденного на руки. А если необходимость носить ребенка на руках возникает, эти полномочия можно делегировать. Пусть кто-нибудь еще носит, например, папа, бабушка или старший ребенок. Чтобы новорожденный знал, что мама — не единственный человек на свете, готовый прийти к нему на помощь.

Если ребенка часто баловать — все время посвящать малышу, спешить к нему по первому зову, ни в чем ему не отказывать и т.д. Он уже с трехмесячного возраста сможет понять, что он в семье главный. И будет добиваться своего с помощью капризов. Ребенок капризничает часто, постоянно — формируются вредная привычка, из которых складывается характер.

Если вовремя не отучить от этого дела, в дальнейшем, капризничать ребенок перед родителями может очень часто. Так как это станет чертой характера.

Любая мамочка хочет отдавать свою любовь ребенку. Но и получать взаимность от малыша маме тоже нужно. Это надо воспитывать, развивать привычки полезные, нежели вредные. К примеру, можно отвлекать малыша от капризов — очень полезная штука. Дитя переключает внимание, заодно учится читать, как бы это фантастически не звучало. Или хотя бы , если он капризничает. Пусть лучше учится нехитрым навыкам.

И ни одна мама на свете не хочет, чтобы ребенок вырос эгоистичным. Ей надо признать, что своим поведением она формирует отношение малыша к себе в будущем. Если мама замечает что ребенок часто капризничает — это звоночек к тому, что нужно менять свое поведение по отношению к маленькому. Себя надо тоже отучать хватать ребенка на руки по первому его требованию. Рекомендуется следующий принцип: ребенок должен постоянно чувствовать,что мама заботлива и внимательна к нему, но так же чувствовать, что эта забота и лояльность не безгранична. То есть маме надо дать почувствовать ребенку, что НЕ ВСЕ поведение малыша ей нравится, и какое то поведение она поощрять не будет. Иными словами, любимое чадо — смысл ее жизни, но не как центр Вселенной, и править миром он не будет.

Как отучить ребенка капризничать

Что же делать, если у маленького человечек все-таки появилась эта привычка, как его правильно воспитать? Отучить капризничать малыша можно, если выполнять некоторые правила.

Предлагается методика — не сразу хватать ребенка на руки, немного «отлынивать» от этого. Например, дитя капризничает, а мама подходит к нему, говорит ласковые слова, показывает интересные игрушки, улыбается ему. Если же ребенок не успокаивается, продолжает плакать, просится на руки, она, конечно же, уступает малышу, но не надолго. В следующий раз капризничает — все повторяется, мама опять не торопится брать малыша. Следуя этой тактике, можно безболезненно отучить ребенка, как ему не капризничать. Малыш, который не капризничает зря, которого нечасто берут на руки, с которым не нянчатся с утра до вечера и с вечера до утра, вырастает более здоровым, с крепкими нервами и самостоятельным.

А как вы думаете, что делать маме, если ребенок капризничает? Нужно ли малыша баловать?

Даже если у вас нет детей, то вы все равно отлично знаете, что такое детские капризы. Громко вопящий малыш в автобусе, истошно орущий в магазине, не желая уходить от прилавка с конфетами, ревущий на всю улицу ребенок, которого тащит разгневанная мама, - все это только видимая часть проблемы. Основное место для истерик - это, конечно, дом и семья. Очень часто родители беспомощно разводят руками, почему в садике он отличный и спокойный ребенок, а как дома - так сразу истерика и капризы. Прежде чем накричать или наказать ребенка, необходимо определить причину возникновения истерики. Почему дети капризничают? Давайте попробуем рассмотреть основные поводы капризов:

1. В грудном возрасте капризы , как правило, бывают из-за дискомфорта: из-за мокрых подгузников, голода, громкого звука или неудобного положения. Здесь самое главное определить верную причину и вовремя ее устранить, но если вы уже и поменяли памперс, и накормили, и покачали на ручках, перепробовали все средства, то лучше всего обратиться к квалифицированному врачу-педиатру.

2. Также детки любых возрастов часто становятся капризными перед болезнью . Если вдруг ваш малыш становится вялым и капризным, сразу идите домой, померяйте температуру ребенку и займите его чем-нибудь спокойным. Очень хорошо будет, если дадите ему чай с малиной или медом. Следите за состоянием его здоровья.

3. Еще одна распространенная причина капризов - это пора спать . Достаточно ребенка положить в кровать и вот он уже спит. Но иногда не все так легко, значит нужно искать другую причину. Рассмотрим дальше.

4. Целью капризов очень часто является и привлечение к себе внимания , а когда рядом никого нет, то и плакать незачем. Поэтому, если ребенок заметит, что вы остались равнодушной к его истерике, он может успокоиться. Главное тут не поддаваться на его уговоры.

5. Дети довольно тонко чувствуют настроение окружающих. Поэтому нередко причиной капризов может быть и напряженная обстановка в доме , ругань, ссоры родителей . Учеными уже доказано, что атмосфера в доме влияет на формирование характера малыша с самого его рождения. Даже если вы ему мило улыбаетесь, он все равно чувствует, что здесь что-то не так.

6. Слово «нельзя» . Есть два варианта. Первый, когда родители никогда не говорят это слово. На любой запрет ребенок закатывает страшный скандал с битьем по полу руками и ногами. Настойчивые попытки успокоить его только делают хуже, и он еще больше начинает визжать. Тогда, чаще всего, родители идут на уступки и дают ему то, что он требует, а это только усугубляет ситуацию. И вариант второй. Ребенок всегда слышит слово «нельзя». Ему запрещают все, сначала он соблюдает эти запреты, слушается родителей, но вскоре его терпение лопается и он начинает отстаивать свои права, а это еще больше раздражает родителей. И этот замкнутый круг может длиться месяцами и даже годами.

7. Еще одна довольно распространенная причина капризов - это исследования «что будет, если …» . Например, «Что будет, если я пойду туда? Нельзя? А я все равно пойду!» Но вы должны понимать, что это не капризы, это своего рода познания, ребенок растет и ему интересно исследовать мир. Если вы спокойно и твердо ему все объясните, то вскоре (у разных деток по разному: от пару месяцев до двух лет) обнаружите, что малыш четко понимает, что ему можно, а что нет.

Теперь вы знаете основные причины истерик и легко сможете понять, почему дети капризничают , а также легко успокоить вашего любимого малыша. Только помните, сначала надо определить причину возникновения каприза, а уже потом пытаться действовать тем или иным способом.

В воспитании ребенка держитесь золотой середины. Он должен понимать, что не все его желания будут немедленно выполняться.

Будьте последовательны в своих действиях. Не запрещайте сегодня то, что вчера разрешали. Спокойно объясняйте, почему ему это нельзя. И следите, чтоб и вы и муж придерживались одного метода: если папа сказал, нельзя, значит - нельзя.

Приучайте ребенка к самостоятельности. Убирать игрушки, одеваться - он должен все делать сам. Это поможет ему быть ответственным.

Истерики прекратятся, если малыш поймет, что капризы - это не самый лучший способ добиться желаемого и задача родителей помочь ему в этом. Удачи!

Каждый ребёнок, даже самый послушный, время от времени из ангела превращается в маленького монстра. Он раздражается, нервничает, постоянно твердит: «Не хочу! Не буду! Не нравится! Не…» И каждое новое «не» повышает градус накала, и ваша нервная система постепенно закипает.

Умом вы понимаете, что взрыв эмоций ни к чему хорошему не приведёт, но очередной каприз срабатывает катализатором, и, подобно «Ментосу», брошенному в стакан с кока-колой, ровную гладь превращает в брызжущий фонтан. От этого становится плохо и детям и взрослым.

Что же делать? Где брать терпение? Как предотвращать конфликты с такими дорогими и любимыми, с нашими детьми?

Ругать нельзя, понять

Когда вы чувствуете, что терпение на исходе, скажите себе «стоп». Несколько раз глубоко вздохните (лучше с задержкой дыхания на несколько секунд). И после этого постарайтесь определить причину нервозного состояния малыша. А потом устраните её. В большинстве случаев вам легко удастся предотвратить конфликт.

Как правило, ребёнок ведёт себя не так, как вы ожидаете, не потому, что хочет навредить, а потому, что у него есть для этого основания. Не надо его ругать. Вполне возможно, что он отказывается поступать, как вы хотите, из-за высокой температуры. Или его мучает жажда. Или его напугали тени на стене.

Причины детской раздражительности

1. Накопилось слишком много неизрасходованной энергии

Если ребёнок долго находился без активного движения, например смотрел спектакль или неподвижно сидел во время переезда в машине, ему обязательно надо выплеснуть всё, что собралось за это время. Для ребёнка противоестественно долго находиться в статичном положении. Он подобен реке, которая бурлит и должна быть в движении.

Что делать. Дайте ему возможность побегать, попрыгать, полазить. Любые физические упражнения помогут снять этот вид напряжения.

2. Ребёнок возбуждён и испытывает неприятные эмоции

Малыш может испугаться, а вы этого даже не заметите. Или рассердиться, или обеспокоиться чем-то. И, конечно, все эти эмоции будут прорываться наружу в виде плохого настроения. Не каждый взрослый способен контролировать свои чувства и не выплёскивать негатив на окружающих. Что уж говорить о детях.

Несмотря на то что взрослым детские поводы для расстройств часто кажутся несерьёзными, нужно внимательно и уважительно к ним относиться. Не стоит убеждать ребёнка, что это пустяк. Раз причина вызвала такую реакцию, значит, она заслуживает внимания.

Что делать. Скажите, что понимаете его. Что вы тоже испугались бы (рассердились) и, может, даже сильнее. А потом постарайтесь переключить его внимание на что-то позитивное.

3. Ребёнок испытывает голод или жажду

Казалось бы, что может быть проще - понять, что ваш малыш проголодался. Но основная сложность в том, что не все дети осознают желание есть или пить. Они чувствуют дискомфорт, но не понимают почему.

Что делать. Регулярно спрашивайте, предлагайте, а иногда и настаивайте. Особенно это касается .

4. Ребёнок испытывает усталость

Причин, вызывающих усталость у детей, много. Помимо физических (долгая ходьба или продолжительные активные игры), есть и эмоциональные. Ребёнок устаёт, если ему не интересно происходящее или если действие длится очень долго. Также ребёнок может устать от избытка положительных эмоций. Часто родители пребывают в растерянности, если после посещения парка с аттракционами, мороженого и всевозможных развлечений ребёнок бурчит и злится. А разгадка проста: много хорошего тоже плохо.

Что делать. Необходимо дать ребёнку возможность отдохнуть или переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Ребёнок заболел

Иногда бывает так, что утром малыш весёлый, общительный. А потом вдруг всё меняется, как будто резко переключили тумблер. Он начинает капризничать, плакать, сопротивляться.

Что делать. Присмотритесь к малышу. Потрогайте лоб, измерьте температуру и, если есть основания, обращайтесь к врачу.

6. Ребёнок хочет настоять на своём

Все хотят чувствовать свою значимость, и дети в том числе. Даже самые маленькие - уже личности со своим мнением и взглядами. Дети желают хоть изредка управлять ситуацией и самостоятельно принимать решения. Куда пойти, что надеть, какие игрушки взять с собой, какой маршрут выбрать, что заказывать в кафе. Это повышает их самооценку.

Что делать. Согласитесь с ребёнком, если для вас это не принципиально. Если же то, на чём ребёнок настаивает, вы не можете принять, объясните почему.

7. Ребёнок копирует взрослых

Каждый человек уникален, со своим набором качеств, и нет двух одинаковых людей. Но окружение корректирует нас, как морская вода камни. Неосознанно мы подражаем друг другу и становимся похожи.

Как-то я слышала об одном эксперименте, проведённом американскими психологами. В изолированную комнату пригласили двух человек с хорошим настроением. Они познакомились и начали общаться. В комнату зашёл третий - с плохим настроением. Он молча сел на свободный стул и никак себя не проявлял. Не двигался, не разговаривал, не принимал участия в беседе. Тем не менее вскоре у двух других участников эксперимента настроение испортилось.

Для детей семья и близкое окружение подобны такой комнате. Если мама и папа раздражены, нервничают или злятся, то ребёнок очень скоро будет делать то же самое. Дети чувствительны к нашим настроениям, они всё впитывают.

Что делать. Следите за собой и контролируйте свои эмоции.

Иногда случается так, что дети требуют постоянного внимания к себе, пристают и не дают шагу без них ступить.

Вот наиболее частые причины такого поведения:

Важно отличать обоснованное требование от каприза и действовать соответственно. Если ребёнок эгоистично требует, чтобы мир вращался только вокруг него, объясните, что он не прав. Он должен учитывать интересы всех членов семьи так же, как это делают они.

В конфликтной ситуации всегда начинайте с объяснений и по возможности давайте выбор. Только потом ребёнка можно заставлять. Иногда приходится и поругать, но делать это стоит в самую последнюю очередь.

Когда вы что-то объясняете детям, важно убедиться, что они вас понимают правильно и вы имеете в виду одно и то же.

Однажды мы собрались ехать на море. Вечером решили, утром выехали. Трёхлетнему сыну сказали о поездке уже в машине, так как не хотели расстраивать, если что-то сорвётся.

Услышав, что мы едем на четыре дня на море, сын начал плакать и кричать: «Я не хочу! Поворачивай назад! Едем домой!» Мы в растерянности остановились возле придорожного кафе. Он съел пирожное, побегал, немного успокоился. Потом мы договорились, что доедем до моря и только посмотрим на него. Если ему там не понравится - сразу же поворачиваем назад.

И вот когда мы прибыли на место и заселились в апартаменты, настроение ребёнка резко изменилось. Он начал веселиться, напевать, достал из рюкзака игрушки и принялся их раскладывать. И тут выяснилось, что сын решил, что мы будем жить возле моря на песке, как герои мультфильма, который он недавно смотрел. И это его очень напугало. А мы поселились в доме с кроватями, и его такой отдых вполне устраивает. Для нас этот случай стал хорошим уроком: надо всегда уточнять, правильно ли мы понимаем друг друга.

Если же ситуация накаляется и терпение вот-вот лопнет, постарайтесь сделать паузу, прежде чем ругать ребёнка. Сосчитайте до десяти. Спросите себя: «Зачем? Кому станет от этого лучше?»

И научитесь . Делайте это редко, но твёрдо. Скажите, что понимаете его желание, а затем объясните коротко и понятно, почему вы не можете сейчас сделать то, что хочет он. Ребёнок поймёт. Если же он продолжит настаивать (что часто делают дети), используйте его же приёмы. Просто повторяйте: «Нет, нет, нет».

Наступает у малышей такой возраст, когда капризов не избежать каким бы идеальным подход к воспитанию не был… Это нормальное состояние маленького растущего организма и, в первую очередь, растущей личности! Без становления собственного я мы бы все были очень неприспособлены к жизни, поэтому наступают такие моменты, когда ребенок начинает «самоутверждаться» за счет капризов))) они же еще неопытные совсем крохи и пробуют все способы (как и мы, родители, когда-то в своем глубоком детстве, про которое мы очень часто забываем).
Как преодолеть капризы, не разрушив психику ребенка и не сломав его характер? Как не отбить желание расти личностно в будущем? Это важные вопросы, которыми задается каждый нормальный человек, воспитывающий ребенка. В статье, приведенной ниже есть способы облегчения жизни Вам и Вашим малышам. Почитайте, примените, сделайте выводы)))) Надеюсь, информация кому-то пригодится и поможет))))

Капризы.
1. Игнорируйте неправильное поведение

Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить:

Не обращать внимания - значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка - не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. (Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом.)
- Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения.
- Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка.
- Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше». «Техника игнорирования» требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение.

2. Уходите
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Однажды я познакомилась с молодой матерью, ее дочка на удивление хорошо себя вела и все время сидела рядом. Я спросила у матери, в чем секрет такого примерного поведения. Женщина ответила, что, когда дочка начинает капризничать и кричать, она просто уходит, садится где-нибудь поодаль читает. При этом она видит своего ребенка и в случае необходимости всегда может быстро подойти. Уходя, мать не поддается капризам дочери и не позволяет собой манипулировать.

Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться.

3. Используйте отвлекающий маневр
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Еще один способ избежать обострения ситуации - отвлечь внимание ребенка. Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться.
Помните: чем раньше вы вмешаетесь и чем оригинальнее окажется ваше отвлекающее предложение, тем выше ваши шансы на успех.

4. Смена обстановки
Возраст: дети от 2 до 5
Хорошо также физически забрать ребенка из тяжелой ситуации. Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Кто же из супругов должен забрать ребенка? Вовсе не тот, кто более «озабочен» проблемой, - вопреки расхожему мнению. (Это исподволь поддерживает парадигму «мама в ответе за все».) Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость. Приготовьтесь: при смене обстановки ваше дитя сначала расстроится еще сильнее. Но если вам удастся преодолеть такой момент, вы оба, без сомнения, начнете успокаиваться.

5. Используйте замену
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров:
- Если ребенок рисует карандашом на диване, дайте ему книжку-раскраску.
- Если дочка берет мамину косметику, купите ей детскую косметику, которая легко смывается.
- Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч.
Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии.

Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.

6. Крепкие объятия
Возраст: дети до 2/от 2 до 5
Ни при каких условиях не давайте детям нанести вред себе или другим. Не позволяйте ребенку драться - ни с вами, ни с кем-либо еще, даже если это и не больно. Иногда матери, в отличие от отцов, терпят, когда маленькие дети стараются их стукнуть. Многие мужчины жалуются мне на «унижения», которые терпят их жены, позволяя рассерженным малышам себя бить, и на то, что подобная терпеливость портит ребенка. Со своей стороны матери часто боятся дать отпор, дабы не «подавить» боевой дух ребенка.
- Мне кажется, в этом случае папы обычно правы, и тому есть несколько причин. Драчливые дети ведут себя так же не только дома, но и в других местах, с посторонними людьми. Кроме того, от дурной привычки реагировать на что-то физическим насилием потом очень трудно избавиться. Вы же не хотите, чтобы дети вырастали, считая, будто мама (читай - женщины) станет терпеть практически все, что угодно, даже физическое насилие.
- Вот один из очень эффективных способов научить вашего ребенка держать свои ручки при себе: крепко обнимите его, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно скажите: «Я не позволю тебе драться». Опять-таки никакой магии - будьте готовы. Поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, - и начнет успокаиваться.

7. Находите плюсы
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Никто не любит, когда его критикуют. Критика - это неприятно! Дети, когда их критикуют, чувствуют раздражение и обиду. В результате они гораздо менее охотно идут на контакт. Тем не менее критиковать неправильное поведение ребенка все-таки иногда нужно. Как же при этом избежать конфликта? Мягко! Все мы знаем выражение «подсластить пилюлю». Смягчите свою критику, и ребенок легче воспримет ее. Я рекомендую «подсластить» неприятные слова небольшой похвалой. Например:
- Родитель: «У тебя чудесный голос, но за обедом петь нельзя ».
- Родитель: «Ты отлично играешь в футбол, но делать это нужно на поле, а не в классе».
- Родитель: «Хорошо, что ты сказала правду, но в следующий раз, когда соберешься в гости, сначала спроси разрешения».

8. Предложите выбор
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров:
- Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?» «Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?»
- Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?» «Ты сама оденешься, или тебе помочь?»
- Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?» «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?»
Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно - это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность отпрыска в независимости, а с другой - сохраняют контроль над его поведением.

9. Не забывайте про чувство юмора
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Что-то случилось с нами на тернистом пути во взрослую жизнь. Мы стали воспринимать все очень серьезно, возможно, даже слишком серьезно. Дети смеются 400 раз в день! А мы, взрослые, - около 15 раз. Давайте посмотрим правде в глаза, ко многому в нашей взрослой жизни мы могли бы подходить с большей долей юмора, и особенно в общении с детьми. Юмор - это прекрасный способ снять напряжение, как физическое, так и умственное, помогающий справляться с самыми сложными ситуациями.

Вот еще несколько идей: используйте свою фантазию и актерские способности. Оживляйте неодушевленные предметы (дар чревовещания при этом совсем не помешает). Используйте книгу, чашку, ботинок, носок - в общем, все, что есть под рукой, для того чтобы добиться своего. Ребенок, который отказывается складывать свои игрушки, скорее всего, передумает, если его любимая игрушка заплачет и попросит: «Уже поздно, я так устала. Я хочу домой. Помоги мне!» Или, если ребенок не хочет чистить зубы, зубная щетка поможет уговорить его.

Предупреждение: использовать юмор тоже следует осторожно. Не допускайте сарказма или злых шуток.

Источники:
1. Дон Лайтер «Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести».
2. Р. Тэффель и Р. Израэлофф «Родители ссорятся: что делать?».