Откуда появился праздник красная горка. Красная горка: традиции и обычаи народного праздника

Старинные русские праздники являются нашим культурным достоянием. Их можно назвать душой народа. Красная горка хранит историю времени и культуры. Необходимо знать традиции этого праздника, так как он служил не только развлечению, но и учил духовному самовыражению. Восстановить утраченные обычаи сегодня сложно, но мы, взрослые, можем рассказать своим детям об их нравственной сущности.

Важно донести до детей смысл старинных игр, обычаев, поговорок, связанных с праздником. Существовали совершенно другие нравы, ценности, отношения, правила поведения и общения в будни и праздники… Приобщая детей к народной культуре, мы воспитываем уважение к традициям, обрядам, фольклору.

Красную горку отмечают в первое воскресенье сразу после . Слово «красный» во многих славянских языках имело значение «красивый». Красной называли Весну-красну. Известно, что весной первыми просыхают возвышенные участки и пригорки. Такие места обычно выбирали для сельских гуляний. Отсюда и возникло название «Красная горка». «Красную горку» восточные славяне называли Фоминым воскресеньем, первым днем недели, следующей за пасхальной. Этот старинный праздник сохранился до сегодняшнего дня. У праздника интересная история, необычные традиции и обычаи.

Это нужно знать

Фомина неделя начинается на Красную горку и заканчивается в субботу.

Согласно православию, Фомино воскресенье посвящается воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

В русском народном быту Красная горка была больше связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.

В языческие времена на лесных холмах ставили деревянных идолов славянских богов, перед которыми зажигали большие костры в честь Даждьбога, молились, совершались жертвоприношения, а жрецы вершили праведный суд – «полюдье». На этих красивых горках жрецы благословляли молодых славян на брак.


На Руси с приходом христианства на красных горках стали строить храмы и церкви. Существовал обычай: молодые люди выходили на смотрины в самый первый день Фоминой недели. Заневестившиеся девушки шли по улице, показывая себя и свои наряды женихам. Тут же и шел свадебный сговор (рукобитье).

Молодежь играла в хороводную игру «А мы просо сеяли». В этой игре парни требовали отдать девушку в качестве невесты. Молодые люди не пропускали игр и хороводов на Красную горку. Считалось дурной приметой сидеть в этот праздник дома. Молодежь выходила веселиться, так как избегание веселья грозило девушкам выйти замуж за никудышного жениха или остаться старой девой, а парню – жениться на рябой уродине или остаться холостым.

Люди верили в то, что выбор невесты или жениха, сделанный в этот день, будет удачным. Об этом дне в народе сохранилась поговорка:

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».

На Красную горку парень обливал водой девушку, которая ему нравилась, после чего сватовство должно было быть обязательным. Отсюда и пошла народная примета: дождь в день свадьбы к благополучию и богатству.

В 19 веке Красная горка широко праздновалась по всей Руси. В этот день проводились обряды встречи весны (Кликание весны), ярмарки невест. Это было и началом девичьих хороводов. Одним из распространенных обычаев был обычай красить яйца и катать их с какого-нибудь бугорка. Играющие спускали по очереди яйца с деревянных лоточков с бортиками. Выигрывал тот, чье яйцо скатывалось дальше других.

Забавы с яйцами были любимым развлечением детей и взрослых. Начинались эти игры с первого дня Пасхи и шли до Фомина воскресенья.

Известна старинная игра, в которую любили играть дети, девушки и женщины. В кучках опилок прятали несколько яиц. Игрок должен был с первой попытки угадать, в какой кучке спрятано яйцо. Победитель получал яйцо в собственность.

В Рязанской области Красную горку считали девичьим праздником. Ранним утром девочки-подростки собирались у реки, разжигали костер и жарили яичницу на сковороде. Такая совместная трапеза проходила в виде девичьего обряда, который означал вступление девочек в девичью возрастную группу, переход к периоду молодежных гуляний.

В Пензенской губернии организовывалась игра-хоровод, символизирующая переход недавно вышедших замуж девушек в круг замужних женщин. Девушки и женщины становились друг против друга в два ряда и начинали играть в хороводную игру «А мы просо сеяли…». Первая линия, спев куплет, делала шаг к другой линии, а потом отходила на место. В песне говорилось о том, что одни посеяли просо, а другие угрожают его вытоптать конями и им предлагались разные подарки, чтобы они отказались топтать поле, но они соглашались отступить только за выкуп девушки. Девушки пели:

«У нас в полку убыло.
У нас в полку убыло.
Ой, диди-ладу, убыло!
Ой, диди-ладу, убыло!
Женщины им отвечали:
«У нас в полку прибыло.
У нас в полку прибыло.
Ой, диди-ладу, прибыло!
Ой, диди-ладу, прибыло!

Наши предки понимали, что без праздников жизнь немыслима. Праздник Красная горка был необходим как потребность встретиться, потребность быть вместе, потребность в положительных эмоциях и семейных отношениях.

Уважаемый читатель! Что вам известно об истории празднования «Красной горки»?

Публикации раздела Традиции

Кто на Красной горке женится...

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

Когда Красная горка в 2017 году, какого числа

Люди так устают от долгой зимы и холода, что не устают зазывать весну и встречать ее несколько раз. И самой последней встречей теплого времени года является праздник Красная горка. Считается, что после этого на улице начинает становиться все жарче и жарче, и осадков в виде снега точно ждать уже не стоит. Хотя, конечно, бывают и исключения.
Этот день объединяет древние языческие традиции с христианскими, поэтому его отмечают многие люди. У этого праздника нет конкретной даты, он входит в группу переходящих, поэтому люди, которые хотят его отметить, интересуются, когда Красная горка в 2017 году, какого числа?


Дата празднования Красной горки

Так как Красная горка - переходящий праздник, то его дату необходимо постоянно высчитывать. Конечно, в некоторых источниках можно найти информацию о том, когда отмечается этот праздник на десятки лет вперед. Но есть более простой способ узнать, когда будет Красная горка. Нужно запомнить, что Красную горку всегда празднуют на следующее воскресенье после Пасхи.
В 2017 году Великий будет 16 апреля. А значит, Красная горка будет отмечаться 23 апреля . У этого праздника есть еще несколько названий. Так как он имеет языческое происхождение, то его называют Антипасхой. А для православных – это Фомино воскресенье. Как следует из Библии, в этот день Иисус Христос явился Фоме, который не верил в воскрешение Божьего сына.
Особенности и традиции праздника
Раньше этот день сопровождался массовыми народными гуляньями, хороводами и песнями. Праздник символизировал не только окончательный приход весны и тепла, но и встречу представителей обоего пола, как начало новой жизни.


Девушки и парни собирались вместе и отправлялись веселиться на какие-нибудь возвышенности, то есть на пригорки, где снега уже не было. Считается, что название празднику дала одна народная забава. Люди в этот день катали с горок , и когда игра заканчивалась, все замечали, что холмик становился красного цвета. По другой версии «красная горка» означает «красивая горка», то есть людям нравилось, что на ней уже был не снег, а земля, а иногда даже и первая трава.
Также издавна в этот день всегда старались отмечать свадьбы. Люди верили в то, что если на Красную горку пожениться или венчаться, то такой брак не распадется, и супругов сможет разлучить только смерть. Кроме этого на Красную горку совершались различные обряды.
Народные обряды
Так как все люди в то время занимались сельскохозяйственными работами, то все мечтали о том, чтобы был хороший урожай. Для этого совершался очень интересный обряд: все представительницы слабого пола впрягались в плуг и проходили так вокруг своего населенного пункта. Получалась глубокая борозда, ее нужно было замкнуть, чтобы село оказалось в круге. Считалось, что все, что находится внутри этого круга, принесет хорошие плоды и будет хорошо расти. Также люди верили, что и они находятся под защитой, а значит, не будут болеть и страдать.
А чтобы быть счастливыми, люди катали яйца, которые остались с Пасхи, с горок. Если крашенка катилась ровно и не разбивалась по дороге, значит, человек в течение года не будет страдать, а будет только радоваться. Эти яйца потом съедали.
Также существует обряд на исполнение желания. Человек должен загадать что-нибудь, а затем подойти к колодцу и бросить в воду монету. А чтобы в семье был достаток, нужно поставить перед иконой емкость с чистой водой. Каждый член семьи должен подойти и умыться. Если в доме есть дети, то их должны умыть самые старшие в семье.


А еще на Красную горку люди всегда посещали могилы умерших родственников и молились рядом с могилами. Люди верили, что нужно помолиться за упокой, а потом можно что-нибудь попросить, и усопшие помогут быстрее донести просьбу и исполнить ее.
Самое главное в этот день - не сидеть дома. Весну нужно встречать на улице. Наши предки верили в то, что если девушка или молодой человек не будет выходить на улицу, то еще долгое время будет одиноким. Поэтому все выходили и знакомились, а потом вслед за этим возникали новые пары.
Конечно, никто не дает гарантию, что все эти обряды обязательно сбудутся. Но зато эти традиции всегда имеют позитивную направленность, а, как известно – мысли материальны. Поэтому вполне можно отметить Красную горку как полагается, ведь правила этого праздника довольно простые.

Красная горка - праздник, который включает в себя и народные, и церковные традиции. У него множество альтернативных названий, каждое из которых актуально.

Красную горку священнослужители людям православным рекомендуют называть Фоминым воскресеньем. Еще распространено название Антипасха: оно переводится как «день вместо Пасхи» и напоминает о Воскресении Христовом, произошедшем неделю назад, призывая верующих еще раз возрадоваться чуду. В любом случае это важный день для всех православных христиан.

Чтобы понять сам смысл праздника, необходимо обратиться к Евангелию. Один из учеников Иисуса Христа, Фома, не верил в Воскресение Господне, потому что не мог узреть этого своими глазами. Точнее сказать, не смог, потому что не присутствовал на судьбоносной встрече апостолов и не увидел Мессию, который воскрес и восстал из гроба совершенно здоровым. Фома сказал ученикам Христа, что не поверит в чудо, пока сам не убедится в его правдивости.

В следующий раз, когда Иисус пришел к ученикам своим, Фома был там. Он увидел Христа и поверил в то, что сказали ему другие апостолы. В этот момент Господь произнес слова, которые очень важны для каждого из нас:«Блажен тот, кто уверовал, не увидев» . Это значит, что наибольший почет имеет та вера, которая основана лишь на ощущениях, без доказательств. Это говорит о том, что ближе к Господу те верующие, которые не требуют доказательств, чудес и прочего.

Красная горка, или Антипасха, - это праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпадает на 15 апреля.

Красная горка - это название больше народное, ведь этот день всегда широко отмечался на Руси. Люди выбирали на полях какое-то место, просохшее от снега, и на нем собирался люд и проводились гулянья. Совершенно очевидно, что тут есть отголоски языческих верований. В народе этот день считали временем встречи лета и зимних проводов. Люди гуляли и веселились. По всей видимости, древняя русская церковь решила совместить этот праздник с Фоминым воскресеньем, чтобы не возникло конфликтов культур и традиций.

В современном мире чтут церковные традиции, дошедшие до нас через века:

  • Красная горка - это начало радоницкой недели. Это время поминовения усопших. Радоница празднуется во вторник, то есть 17 апреля. В этот день можно посещать кладбище по церковным правилам;
  • на Красную горку в церквях вспоминается притча о неверующем Фоме. Служба в церквях почти такая же радостная, как и на саму Пасху;
  • в этот день у католиков принято принимать самое первое причастие. В православии в некоторых регионах тоже есть подобная традиция.

Есть и народные традиции, которые также соблюдаются многими людьми:

  • в древности на Красную горку люди жгли костры, чтобы попросить Высшие Силы о богатом урожае. По сей день в некоторых местах нашей страны люди делают огромные кострища;
  • на Красную горку принять играть свадьбы. Те, кто знаком с русскими традициями, знает, что раньше было популярно играть свадьбу именно в этот день. В воскресенье ЗАГС вряд ли будет работать, но устроить праздник для гостей вполне можно;
  • Красная горка - это название места, которое высохло и избавилось от следов зимы. Именно на таких местах до сих пор люди устраивают гулянья. В этот день принято дарить подарки близким.

Это хороший праздник во всех смыслах. Дело в том, что Красная горка - это симбиоз памяти о древней культуре Руси и памяти о библейских событиях, следующих за событиями Страстной недели.

Красная горка - это светлый праздник, который нельзя не праздновать, потому что притча о Фоме напоминает о том, что прощения достоин каждый, даже тот, кто сомневался в своей вере. Нет никого, чья вера была бы идеальной, ведь все мы люди. Неправильные мысли закрадываются в голову к каждому из нас. Настоящая вера - это не та, которая наиграна, но соответствует правилам церкви, а та, которая исходит от самого сердца, пусть даже изначально она сопровождалась сомнениями.

Пасха празднуется в течение сорока дней, так что Радоничная неделя - это часть Пасхи. Красная горка - это день, который важен для любого верующего человека, ведь в это время Иисус Христос дал свой ответ по поводу того, что значит верить в Бога.

Издревле считалось, что Красная горка — это день, когда зарождается настоящая любовь. Поэтому наши предки старались венчаться и свататься именно в этот день. Так повелось, что именно на Фомино воскресение приходился свадебный сезон. Ведь, кроме того бытовало поверье, что если в этот день заключить брак, то семейная жизнь будет радостной и счастливой.

Как мы уже упоминали, этот праздник особенно любили молодые люди. Ведь это день, когда можно было обрести свою любовь. Для этого устраивались гуляния, куда обязательно должны были прийти все неженатые парни и незамужние девицы. При этом считалось, что если в этот день не явиться на игрища, то молодые люди так и не найдут себе жены или мужа, а если и сыщут, то супруг или супруга будут рябыми, некрасивыми и непутевыми.

Также и молодожены обязательно должны были явиться на этот праздник, иначе в наказание им придумывали смешные прозвища. Одной из наиболее распространенных и любимых забав у молодежи — отправляться к домам молодоженов и кричать: «Молодая, молодая, подай вьюнца (молодого), а не подашь вьюнца, будешь ветреница». Все это продолжалось до тех пор пока невеста не выйдет и не одарит толпу гостинцами (крашенными яйцами, пирогами и сладостями).

Как и на все праздники, так и на этот принято было ходить в этот день друг к другу в гости. Девицы приглашали своих подруг, парни — друзей. А молодые обычно до Красной горки находятся у тещи и тестя, а уже на Фомино воскресенье супруги приглашали родителей к себе в гости на праздничную трапезу.

По традиции в этот день все собирались на горе и водили хороводы в честь языческих Богов. Также разжигали костры в честь Даждьбога, с торжественным сжиганием чучела. Одним из основных обычаев в этот день было зазывание Ярила, бога Солнца. Для этого вся молодежь собиралась на горе в круг и всей толпой произносили заклинание. Затем начинались песнопения и пиршество.

А женщины на Красную горку проводили обряд изгнания злых духов. Для этого бабы опахивали село с помощью сохи. Все начиналось с того, что все женщины и девицы отправлялись за околицу, где их дожидалось 6 баб — половина с иконой Божией матери, а половина с сохой. Затем женщины снимали платки, а девицы распускали косы. Перед началом шествия бабы устанавливали на соху несколько досок, чтобы сесть на них, остальные же берут с разных сторон соху и обходят всю деревню. Наши предки верили, что именно таким образом можно спасти деревню от злых духов и всякой нечисти.

Как уже упоминалось, в этот день было принято катать яйца с горы. Согласно поверью, у кого дальше прокатится, тот весь год проведет радостно и беззаботно. А женщины на Красную горку готовили богатый стол, при этом множество блюд имели круглую форму. Таким образом они проявляли свое уважение Богу Солнца.

Собираясь вместе, молодежь старалась провести время как можно радостней и веселее, ведь это праздник весны.

Самая распространенная игра на Руси была «горелки». Все разбивались по парам — парень и девушка. Назначался «горельщик» — парень, который остался один. Пары разбегались в разные стороны, а «горельщик» должен был догнать одну из них и разъединить. А тот, кто остался без пары и должен догонять следующую.

По традиции, девушки часто произносили заклинания, чтобы приворожить суженного, а парни, чтобы похвастать перед девушками своей силой и ловкостью устраивали показательные бои.

Одним из обычаев в этот день было обливать свою даму сердца водой, после чего зазывать сватов. Если же парень облил водой девицу, но замуж не позвал, то опозорил девушку на всю деревню. Зачастую родственники за это били молодого человека батогами по спине.

Чтобы весь год человеку сопутствовала удача, необходимо было бросить монетку в колодец.

Плохим знаком служило то, что молодому человеку или девице не удалось поучаствовать в гуляниях. По поверьям в таком случае весь год пройдет крайне неудачно.

Жениться в этот день к счастливой семейной жизни.

Если же на гуляния прийти в этот день с мужчиной, то в скором времени девушка найдет суженного. При этом желательно, чтобы мужчина был незнакомый.

Также для тех, кто мечтает обрести свою любовь было бы хорошо носить целый день с собой свадебные ленты из наряда невесты.

Девушки старались на праздник одеть что-то красное, ведь согласно поверью, таким образом можно привлечь внимание Солнца, тем самым умножая успех и удачу на весь год.

А чтобы семья была крепкой и никакая хворь не посетила дом, в этот день хозяин дома обязательно всех угощал куличем. Причем от него не должно было остаться ни единой крошки. Поэтому все остатки скармливали птицам, и следили, чтобы они все крошки поклевали, иначе в скором времени случится беда.

Если же на Красную горку поругаешься с кем-либо, то до Троицы помириться с ним не удасться.

Праздник Красной Горки отмечался славянами еще до появления христианства, однако позже праздник перешел в церковные традиции. По православию этот день считается началом новой жизни. Празднование Красной Горки полностью зависит от даты Пасхи. В 2018 году этот праздник приходится на воскресенье, 15 апреля.

Со славянского слово «красный» переводится как «цветущий», «красивый». В давние времена молодежь собиралась на различные гулянья на горе, на «Красном» месте. Отсюда и пошло название праздника «Красная горка».

Священнослужители неоднократно утверждали, что в праздник Красной горки лучше прийти в церковь и простоять богослужение. В этот день запрещается посещение кладбище — лучше помяните усопших родных за столом в кругу семьи. Также в этот день запрещено употребление алкоголя.

Так как это праздник скорее языческий, чем православный, то на Руси принято было гадать. А по причине того, что это праздник, когда принято было свататься и жениться, то зачастую гадания связаны были с поиском возлюбленного. Итак, вашему вниманию мы представляем подборку таких гаданий.

Для этого необходимо было взять подставку, в качестве которой чаще всего служил стул, табурет. Затем на него устанавливали доску, длинной примерно метр и шириной от 25 см. Затем брали два крашенных яйца, на которых необходимо написать свои инициалы и своего возлюбленного. После этого два яйца необходимо было пустить по доске одновременно:

— если яйца скатились и вместе в конце остановились рядом — то всю жизнь вы проведете с этим человеком и будет у вас крепкая и счастливая семья;

— если яйца разошлись по разные стороны, то ждите расставания;

— в случае, когда одно яйцо с вашими инициалами скатилось в сторону, а другое докатилось до конца, то вы скоро бросите этого человека. Если же наоборот, то он бросит вас.

На праздник во время трапезы зачерпните, не глядя, одну ложку гречневой каши и поместите её в мешочек, после чего оставьте его под кроватью. Наутро после Красной горки возьмите его и внимательно рассмотрите. Если каша осталась по прежнему рассыпчатой без черных крупиц, то скоро вас ждет свадьба. В случае, если каша без черных вкраплений, но слиплась в один ком, то скоро у вас ждут отношения, которые будут тяжелые и полны неопределенностей. Когда же каша по прежнему рассыпчатая, но с черными крупицами, то в этом году не будет никаких романоы и все останется как всегда.

Для этого вам необходимо взять большую ложку каши, и отнести её во двор, где безлюдно и никто не ходит. Там оставляли кушанье и уходили на час. По возвращению девушки смотрели и уже судили о будущем:

  • если каша была съедена полностью, то быть скорой свадьбе;
  • если часть съедена, а часть осталась, то в этом году вы точно не выйдете замуж, но роман все же будет;
  • если каша не тронута, то никаких изменений в личной жизни не предвидится.

Новости СМИ

Новости партнеров

Это интересный рассказ для детей и школьников о празднике Красная горка. Обсудим истории, традиции и обряды праздника красная горка.

Красная горка — это первое воскресенье после Пасхи , а также последний день пасхальной недели. В церковном словаре этот праздник носит название Антипасха. Это греческое слово, а приставка «анти» значит «вместо». Таким образом, Антипасха — праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую и называют Красной горкой.

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. В этот день обновля-ется память Воскресения Христова, обновление Воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апо-стола Фомы и воскресшего Христа.

Антипасха — это первый день длительного перерыва: Масленица, Великий пост , Страстная неделя и Светлая седмица, когда Церковь вновь начинает вен-чать браки и благословлять молодых на супружество.

Из истории праздника красная горка

Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестив Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12 апостолов.

Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю», — говорил Фома о Христе. Таким образом он выражал сомнение в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Так говорят о человеке, который во всём сомневается. Но скорее всего, апостол жаждал сам лично, а не с чужих слов пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Красная горка — это любимый в народе древнерусский весенний праздник. Не вся земля сразу освобождается от снега, сначала снег тает на пригорках. На них-то и разворачивались народные гулянья, детские игры, песни с хороводами.

А почему «красная», спросишь ты? Раньше в славянских наречиях слово «красный» употреблялось в значении «красивый, нарядный, отрадный, весёлый». Кстати, в словосочетаниях «Красная площадь» и «красная девица» это слово имеет тот же смысл. Да и сами весна и лето испокон веков именуются красными. И природа является во всей красе с тёплыми солнечными деньками. Поэтому во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной на гулянья, называли красными. А потом и праздник получил название «Красная горка».

Традиции и обычаи Красной горки

Красная горка — это во многом девичий праздник. В этот день играли свадьбы, парни сватались к девушкам. А на игры и гулянья приходили все до единого молодые люди. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. Они не найдут себе пару до следующего праздника, или парню достанется самая незавидная невеста, а девушке — никудышный жених. А ещё с «непослушными» может случиться несчастье.

На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Девушки и женщины разными способами пытались привлечь к себе внимание парней: вплетали в волосы цветные яркие ленты, накидывали на плечи расписные платки. А парни пытались поразить своих избранниц молодецкой удалью, участвуя в различных играх и состязаниях.