Почему дети воруют и как отучить ребенка от пагубной привычки. Детское воровство: причины и методы борьбы

Статья на тему:"Детское воровство"

План
1. Психологические корни воровства
2. Аспекты проблемы воровства
3. Причины и мотивы детского воровства
4. Анализ воровства по возрастным этапам развития
5. Ошибки родителей
6. Что делать?
7. Работа с “жертвой воришек”
8. Профилактика

Ваня взял без спроса конфету из шкафчика другого ребенка, Даша положила чужую игрушку в карман своей куртки, Воспитатели недоумевают, родители - вшоке! Случаи детского воровства, к сожалению, не редкость.
Воровство- присвоение или потребление человеком не принадлежащих ему материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления их обладателя.
Считается, что каждый ребенок хотя бы раз в жизни что- нибудь украл. Итак- детское воровство- это закономерность роста или ЧП?

1. Психологические корни воровства.

Какие желания лежат в основе детского воровства? Что делает, чувствует ребенок, когда берет чужое?
Общеизвестно, что ворованным ребенок практически никогда не пользуется- такие “игрушки “ хранятся где- нибудь в тайнике, в них не играют.
Представление же о том, что на самом деле происходит с ворующим ребенком, достаточно смутное и общее: это акт агрессии или фрустрированные потребности, или отсутствие ощущения собственной значимости… Возможно, детское воровство- реализация неудовлетворенной потребности брать и ничего не давать взамен. Брать, а не покупать или менять. Это может быть связано также с неясностью собственных желаний, с одной стороны, и с насилием извне, порождающим постоянную реактивную агрессию - с другой

2.Аспекты проблемы воровства.

Медико-биологический аспект.
Все мы, в последнее время, довольно часто слышим термин “ клептомания”. Этот диагноз имеется в DSM-4 и -МКБ-10 - шифр F63.2
Симптомами клептомании являются следующие проявления:
Периодически возникающее непреодолимое желание украсть предметы, которые не нужны и не являются жизненно- необходимыми, а также не имеют материальной ценности
Повышенное напряжение, возбуждение непосредственно перед совершением кражи.
Ощущение удовольствия непосредственно во время акта кражи, и возникающие, в большинстве случаев, чувство вины и тревога после совершения кражи.
Кража не совершается как акт гнева или мести
Кража не связана с нарушениями поведения или расстройством личности по антисоциальному типу.
Клептомания- это психическое расстройство, болезнь, она проявляется навязчивым желанием взять чужое и его реализацией. Клептоман ворует не ради получения ценностей, а ради самого процесса. Часто клептоман искренне пытается отказаться от привычки воровать, но не может справиться с собой, иногда он просто не помнит, как все происходило, и обычно не прилагает больших усилий, чтобы «замести» следы. Важно отметить, что клептомания очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно
Даже самые страстные клептоманы не «ходят на дело» каждый день- слишком большая нагрузка на психику
По продолжительности ремиссии различают три варианта клептомании:
Редкие, единичные кражи перемежаются с долгими периодами ремиссии
Затянувшиеся периоды воровства перемежаются с периодами ремиссии
Хроническая клептомания с некоторыми степенями неустойчивости.

Психологический аспект:
Психоаналитики обращают особое внимание на детское и подростковое воровство, особенно на его символический аспект. Так, Анна Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка. Абрахам писал о преобладании чувств, что субъектом пренебрегают, его обижают или не хотят.
Выделяют семь категорий, объединяющих хроническое воровство:
1) способ восстановления утраченных взаимоотношений мать- ребенок
2) акт агрессии
3) защита от повреждения
4) способ получить наказание
5) способ восстановить или усилить самооценку
6) реакция на семейную тайну
7) возбуждение

Cоциальный аспект:
Воровство-это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает после достижения совершеннолетия. Однако если ребенок ворует у членов своей семьи, родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Поэтому строжайшим условием работы с такими детьми является строжайшее соблюдение конфиденциальности.

3.Причины и мотивы детского воровства.

Воровство как явление в дошкольном детстве имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые кражи « престижа», кражи « на спор». Также для дошкольников нехарактерны групповые кражи.
Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
Желание владеть чем либо (чаще всего игрушкой)
Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.
Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Желание отомстить кому-либо.
Все перечисленные выше мотивы не имеют под собой криминальной опеки.Рассмотрим более подробно причины детского воровства.

1)Незнание «правил игры».

Ребенок может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имебт определенную ценность, что их количество ограниченно, что они кому-то принадлежат. По мнению кандидата психологических наук А.Ф. Шадуры- для ребенка нормально, естественно пользоваться вещами которые находятся в его доме. «Мое», «чужое», «наше», « твое», -эти понятия в его сознании достаточно размыты. Ребенок самостоятельно достает из холодильника еду, берет и одевает свои вещи и тд: он знает, что дом часть его жизни, а он член семьи, но в тоже время существуют и определенные ограничения, связанные с тем, что ребенок еще не может адекватно пользоваться некоторыми вещами. Ценность вещей постигается ребенком только с возрастом. Если родители никогда не рассказывали детям, на что тратятся деньги в их семье, сколько их в доме, как они зарабатываются, то ребенок абсолютно без задней мысли может, найдя в шкафу кошелек, взять и употребить его содержимое по своему усмотрению. Родители не должны впадать в панику из-за этого. Задача родителей - не отругать и пристыдить, а помочь ему разобраться в тех вещах, о которых он, в силу своего возраста, имеет слабое представление. Хороший способ ввести ребенка в курс дела- выделять ему небольшие карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Необходимо также подключить ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему восприятие денег, как ресурса, которым нужно разумно распорядиться

2)Пробелы в нравственном воспитании.

Дети, когда берут чужие фломастеры, игрушки, конфеты и тд не ставят себя на место жертвы, не представляют себе ее чувства. Подобное поведение является серьезным пробелом в нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, надо обращать внимание ребенка на переживания человека, утратившего нечто по чужой вине.

3)В отдельную группу можно выделить «бунтарей»

Это дети, которые не хотят мириться со своим положением в семье или группе детей и хотят самоутвердиться: « Могу ли я сделать это?» К этой же группе относятся дети, воспитанные на образах героев, для которых воровство -пустяк, фарс. Для них - воровство- подражание любимому герою, приобщение к миру взрослых, интересное приключение…В эту же группу можно отнести детей, бунтующих против гиперопеки родителей, и так называемых мстителей.- « Я тебя просил, а ты мне не дал- …получай…». Тогда украденные вещи подбрасываются младшим братьям и сестрам, а также более удачливым сверстникам, особенно если ребенок ранее занимал позицию лидера и ему очень трудно мириться с потерей статуса из-за кого-то.
В эту группу можно отнести детей, которые считают, что абсолютно никому не нужны, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми. Они часто воруют за компанию от того, что им просто нечего терять- таким детям, в первую очередь, нужно повышать самооценку, а родителям изменить семейную атмосферу.

4)Навязчивое воровство не психического, а невротического характера.

Потребность украсть в данном случае связана с тревогой и неудовлетворенностью. Это вид психологической зависимости. Ребенку, страдающему ею, необходима помощь психолога, который будет работать не с фактами воровства, а с тревогой, которая гложет ребенка. Воровство этого типа характерно для детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

5) Воровство- как символическое замещение родительской любви или радости в жизни.

Кражи такого плана говорят о следующем- ребенок не получает достаточно внимания со стороны значимых взрослых, отношения в семье между родителями довольно прохладные и ворующий ребенок заставляет их объединиться перед лицом « общей опасности». В этом случае, кража- реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства (холодное равнодушие родителей, нелюбовь, неприятие, развод родителей и тд)

6) Воровство- как реакция на систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

В основе этого лежит уверенность родителей, что они « лучше знают, что их ребенку нужно в действительности». Такие кражи возникают, когда родители, без достаточных на то оснований, отказывают ребенку в покупке модной одежды, предметов увлечения и тд, что делает ребенка
« белой вороной» в глазах сверстников.

7) «Покупка» дружбы или расположения- подкуп.

В основе этого вида краж лежит желание ребенка повысить свою значимость в кругу сверстников- т.е купить их расположение, дружбу, любовь. Причина воровства- одиночество ребенка в кругу сверстников, неумение строить отношения, низкая самооценка.

8) Импульсивность.

Детское воровство часто вызывается острым желанием обладания
(импульсивностью), которое охватывает ребенка, порою, из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это самая распространенная причина воровства. Маленьким детям очень трудно контролировать свои желания. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности

9) Желание сделать приятный подарок любимым людям

Такая причина связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится любым способом сделать приятное дорогим людям.

10) Вымогательство

Ребенок может воровать от безысходности, когда у него вымогают деньги путем угроз. Важно- у ребенка и взрослых должны быть доверительные отношения, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться к ним за помощью.

4.Анализ воровства по возрастным этапам развития.

Существуют возрастные особенности воровства. В 2-3 года малыш еще не различает своего и чужого. Гуляя на улице или в гостях, он может взять понравившуюся ему вещь. Это нельзя назвать воровством в прямом смысле, но родителям придется объяснить ребенку, что чужое брать нельзя, делая упор на переживаниях человека, утратившего свою вещь. Помните- ребенок раннего возраста не ворует, а берет- берет при всех, не тайком, чтобы доиграть.
Представление о том, что такое «мое»., «чужое», появляется у ребенка после 3 лет, с развитием самосознания
4-6 лет -возраст формирования нравственных привычек, но это не значит, что они уже закрепились, к тому же ребенку трудно обуздать свою импульсивность, что и приводит к таким, не всегда приятным поступкам.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства- зачем брать, если все равно тебя поймают?. Дети дошкольники обладают некоторыми психологическими особенностями, которые и толкают детей на нелогичные поступки:
Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения.
Неразвитость прогностической функции, т.е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий.
Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий.
Осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.
Ошибка ребенка- это всегда ошибка родителя. Нравственные нормы постигаются постепенно, в процессе развития. Совсем еще маленький ребенок различает, что такое хорошо и что такое плохо только по реакции родителей.

5.Ошибки родителей.

Воровство, как явление, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой- «закрыть глаза» на такой же проступок, и за угрозой наказание не следует.
Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку- такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки или в семьях, где мама и папа не могут договориться между собой, когда одно и тоже действие ребенка оценивается по - разному.
«двойная мораль» , когда слова родителей расходятся с делом (не лги, а сами лгут, не воруй, а сами воруют, думая, что ребенок не понимает)
вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитание в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением.
Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали.

6. Что делать?

Родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (действиям, ане личности ребенка) с конкретным запретом на воровство.
Рассказать ребенку о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Поставить ребенка на место пострадавшего- а что бы ты чувствовал?
Следует помнить, что тенденция к воровству не излечивается только с помощью наказания и родителям, даже в случае единичного проступка, предстоит довольно обширная работа:
Душевный разговор- родителям вместе с детьми очень полезно разбирать различные ситуации, связанные с нарушением моральных норм.
Сказкотерапия- вместе с ребенком анализировать ситуации в сказках, баснях, что способствует формированию нравственного иммунитета
Библиотерапия- обсуждение с детьми различных художественных текстов, анализ различных ситуаций

Правила общения с маленьким воришкой

Ни в коем случае не навешивать уголовных ярлыков на ребенка, называя его вором, предрекая ему «плохую дорожку в жизни»
Избегать сравнений с другими детьми или самим ребенком в раннем детстве- вот Ваня не ворует и его маме не стыдно, в нашей семье отродясь такого не водилось..
Не заставлять ребенка, ради справедливости, отдавать свою самую лучшую игрушку, но и не препятствовать, если ребенок самостоятельно примет такое решение, как бы жалко не было игрушку.
«Не перегибать палку» в разговоре с ребенком, иначе он будет утаивать от вас свои проступки.
Не возвращаться к тому, что было, даже если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз- не попрекать и не напоминать о конкретном проступке, разъяснительную работу вести опосредованно (см душевный разговор, сказкотерапия, библиотерапия)
Никогда не обвинять ребенка в краже, даже, если кроме него этого сделать было некому. В случае, если застали ребенка «на месте преступления с уликами», сдерживайтесь и выбирайте выражения.

7. Работа с «жертвой воришек»

Воровство- такое явление в нашей жизни, с которым ребенку, рано или поздно, придется столкнуться. Ребенка либо обсчитают в магазине, либо украдут деньги из кармана и тд. Впервые став жертвой воришек малыш может пережить это очень болезненно. Он сочтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно и даже противно. Ребенок может даже перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры и, может статься, он захочет отплатить окружающим тем же.
Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде
Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к ней, научите ребенка оберегать свое имущество.
Ребенка нужно учить не только уважать чужую собственность, но и быть бдительным- он должен знать, что не све люди считают чужое неприкосновенным.

8. Профилактика воровства.

Доверительная беседа - лучшая профилактика возникновения возможных ситуаций. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих.Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Причины детского воровства

Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.

Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.

  1. Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
  2. Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
  3. Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
Кстати: причиной детского воровства может быть слишком строгое воспитание, когда родители очень жестко ограничивают покупку недорогих, но статусных для ребенка вещей — жвачки, чипсов со вложенными фишками или киндер-сюрпризов с игрушками модной серии.

Что делать, когда преступление раскрыто

Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.

Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.

Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легенды

Постарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.

Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.

Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи , иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.

Профилактика воровства и опыт родителей

Как сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал

Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.

Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.

Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.

Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».

Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.

Детское воровство цифрах

  • 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
  • 75% из них делали это только 1 раз
  • 20% магазинных краж происходит импульсивно
  • 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
  • 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами

Реальные истории

Рита, 30 лет, финансовый аналитик:

«Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»

Ирина, 43 года, госслужащая:

«В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»

Игорь, 30 лет, музыкант:

«Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».

Иногда наши дети ведут себя, так, как будто не мы их рожали. Детское воровство – почему это происходит, как с этим бороться и можно ли избавиться от проблемы?

Не думайте, что вы одиноки. Если почитать труды психологов на эту тему, окажется, что воровство среди детей отнюдь не редкое явление. Делают они это по разным причинам. И в этой ситуации взрослым нужно правильно отреагировать, по возможности обратиться к специалисту за помощью.

Основные причины, по которым воруют дети

У детей только после 3-х лет появляется понимание того, что чужие вещи – действительно чужие и брать их нельзя. Так что, только с этого возраста разговоры с ребенком о воровстве могут принести пользу.

Психологи, изучив проблему, выделили такие основные причины, по которым дети после 3-х лет воруют.

  1. Огромное желание получить именно эту вещь, несмотря на то, что она чужая. Совесть заглушается разными оправданиями, которые ребенку кажутся логичными. Например, он может говорить себе, что мама ему никогда не купит такую машинку, потому что она дорогая, а вот Васе родители уже третью покупают, так как он их не бережет.
  2. Ребенок психологически нестабилен, в семье на него не обращают внимания. Родители слишком заняты собой или бизнесом или предъявляют высокие требования к ребенку, не думая о его развитии как личности.
  3. У ребенка изначально отсутствуют сила воли и представления о нравственности.

Психологические травмы – самая серьезная причина детского воровства

Если ребенок взял у кого-то игрушку, потому что ему очень хотелось, это можно скорректировать. Достаточно мягко объяснить ему, что он неправ, что воровать нехорошо и некрасиво. Если вы религиозны, вы можете рассказать ребенку о нарушении 8-й заповеди, но нельзя пугать его Адом, публично ругать в церкви, физически наказывать. Если ребенок украл что-нибудь впервые, не нужно нападать на него. Если вы до этого правильно его воспитывали, много с ним разговариваете, он поймет, что красть нехорошо, устыдится и больше не будет так делать.

Серьезно задуматься над проблемой стоит, если ребенок постоянно крадет у одноклассников или взрослых. Часто бывает, что факт воровства раскрылся, но ребенок не подает признаков раскаяния. Он либо ведет себя беззаботно, как будто ничего не произошло, либо замыкается в себе, либо, что еще хуже, устраивает истерики. Все эти состояния нуждаются в коррекции. И помощь нужна всей семье, не только детям. Исследования на тему детского воровства показали, что кража – это практически в 100% случаев реакция на ситуацию в семье. Обычно, когда такое происходит, на приемах у психолога вскрывается «гнойник». Оказывается, что на ребенка никто не обращал внимания в семье и его плохие поступки – попытка изменить это. Система работает: родителям становится очень стыдно, они отчитывают ребенка, лишают его в наказание развлечений, даже бьют. Но это не то внимание, которого хотелось бы ребенку, он ждал сочувствия и поддержки. Ситуация усугубляется, круг замыкается.

Самоутверждаться можно по-разному

Воровать также могут дети, которым сложно реализоваться в социуме. Одноклассники и сверстники во дворе обходят стороной и ребенок готов практически на все, чтобы завоевать их признание. Многое зависит от того, в какую компанию попадет ребенок и от того, чему и как его учили родители. Изгоями часто становятся ярые отличники, дети из явно неблагополучных семей, как правило, с плохим достатком. Когда лидер класса просит украсть в магазине шоколадку, ребенок соглашается, потому что думает, что вот оно счастье: на него обратили внимание. А то, что поступок не очень хороший, это неважно, ОНИ же делают это, значит, и ему можно. Все это говорит только о том, что ребенком практически не занимались дома. Или занимались, но не так, как нужно. Часто родителей интересует, сделаны ли уроки, съеден ли завтрак, на что были потрачены карманные деньги и получено ли 1-е место на школьной олимпиаде. При этом личная жизнь ребенка остается тайной за семью печатями.

Но выход есть всегда

Или почти всегда. Случаются у психологов запущенные случаи, когда ребенок явно ворует из-за нестабильной ситуации в семье, но родители не хотят признавать своего поражения, а пытаются обвинять ребенка или даже врача. Взрослых можно понять: гонки за материальным и личные проблемы зачастую не дают возможности пообщаться нормально со своими детьми. Тут хоть бы уроки проверить, а вы говорите о нравственном воспитании! Но никто не обещал, что будет легко, поэтому нужно что-то делать.


Самое главное, с чего нужно начать – начните проявлять больше интереса к своему ребенку. Как давно вы его целовали просто потому, что любите? Как давно интересовались его отношениями с одноклассниками, спрашивали о любимой музыке или кино? А давно вы готовили для него любимые оладьи с шоколадом? В какой-то степени поведение взрослого в этой ситуации парадоксально. Вроде надо требовать раскаяния и наказывать, а вы готовите провинившемуся чаду любимое блюдо. Именно так. Сначала вы объясняете ему, что он поступил плохо, потом вместе идете и возвращаете украденную вещь, просите (но не настойчиво), чтобы ребенок извинился за свой поступок, а потом садитесь вечером и думаете, почему ЭТО случилось. Развод, финансовый кризис в семье, годовой отчет, новая работа могли отдалить вас от ребенка, так что нужно исправлять ситуацию. Покажите, что вы его любите, и он перестанет требовать вашего внимания странными способами.

Взрослым придется найти время, чтобы всей семьей сходить на выходных на прогулку, пригласить друзей ребенка к себе домой или на пикник. Посмотрите вместе хорошее кино или мультик, поделайте своими руками подарки бабушкам и дедушкам, приготовьте воскресный обед. И говорите, говорите, говорите. Вы должны стать другом ребенку, со своими проблемами он должен идти только к вам. Рассказывайте ему о себе: о школьных приключениях, об увлечениях, о недавно просмотренном фильме, даже о работе. Вы до сих пор вращались на разных орбитах, теперь настало время объединяться. Воровство ребенка – это сигнал, его просьба о помощи, которую нельзя игнорировать.

Если вы видите, что ситуация все же выходит из-под контроля, вы не узнаете своего ребенка, пытаетесь наладить контакт, но ничего не получается, поищите хорошего семейного психолога. Выполняя рекомендации специалиста, вы все вместе благополучно забудете о случившемся. Кроме этого, обращение к психологу поможет исключить клептоманию. Встречается это заболевание нечасто и нуждается в профессиональном лечении. Подозревать его нужно, только если воровство носит систематический характер, и вы видите, что ребенок понимает, что он делает плохо, но не может контролировать свои действия.

Детское воровство – это крик о помощи. Не делайте вид, что не слышите.

В данной статье говориться о том, как родители могут распознать и в дальнейшем бороться с воровством ребенка.

Иной раз многие родители обращают внимание на то, что из кошелька исчезают деньги, а среди игрушек их ребенка они видят чужие вещи.

Детское воровство является очень распространенным явлением, с которым нередко сталкиваются взрослые.

Если малышу еще нет 4 лет, и он уже был замечен в воровстве, то родителям пока не стоит беспокоиться. Потому что такие детки пока не делят вещи на свои и чужие. Однако, если ребенку уже от 4 до 6 лет, и он был замечен в присвоении чужих вещей, то это уже можно считать воровством. И родителям уже нужно волноваться по этому поводу, объяснять ему без крика и ругани, что воровать нельзя.

Основными причинами воровства являются:

1. Ребенок не знает, что вещь, которую он взял, принадлежит другому человеку. Например, учительнице, соседу либо сверстнику. В данном случае, родители обязаны поговорить с ним, о том, что этого не стоит делать, при этом приводя аргументы и яркие примеры из жизни.

2. Иногда ребенок без разрешения берет чужую вещь благодаря эмоциям, из-за импульсивного порыва. Потому, что он не может устоять перед вещью, о которой он всегда мечтал, но ему родители не покупали. А тут можно просто протянуть руку, и получить долгожданную вещь. В данном случае, родители обязаны вырабатывать у ребенка силу воли, учить жить, а также играть, при этом придерживаться правил. А еще объяснять, что не всегда можно подчиняться эмоциям.

3. Бывает, что хозяин вещи применял ее как доказательство своего преимущества. В этом случае взрослые обязаны объяснить своему малышу, что воровство является очень плохим методом, для отстаивания собственного достоинства.

4. Иногда малыш занимается воровством, если не чувствует родительской ласки и любви. Даже если семья имеет материальный достаток. Тем самым стараясь привлечь к себе внимание. И если родители не смогут изменить свое отношение к ребенку, то в итоге они и их ребенок, просто отдаляться друг от друга.

Что же стоит делать родителям, если ребенок попался на воровстве?

В первую очередь, после того, как преступление раскрылось, и ребенок не отрицает вину, родители обязаны его за это наказать, но не физически. Просто нужно разъяснить малышу, зачем он обязательно должен исправить собственную ошибку.

Затем следует убедиться, что он раскаивается и ему очень стыдно. И постараться найти для него наказание, которое будет соответствовать содеянному. Даже когда малыш сам вернет ворованную вещь, уже можно посчитать неплохим наказанием. Он поймет, что воровать нельзя. После того, как ребенка простят, ему не стоит постоянно напоминать о его проступке. Так как он посчитает, что потерял доверие родителей и сам перестанет им доверять.


Коррекция детского воровства

1. Не стоит ребенка провоцировать. То есть родители не должны оставлять на видном месте ценные вещи, которые могут соблазнить ребенка. Он же не всегда может контролировать собственные желания.

2. Следует обязательно с ребенком вести разговор по поводу денег. Он не всегда понимает цену вещам, не знает, сколько они стоят. Поэтому нужно попросить его купить какую-нибудь вещь, а также разъяснить, как зарабатываются деньги, взять на свою работу и провести там небольшую экскурсию. И всегда надо советоваться с ним, при покупках, при этом рассказывая, куда и на что траться деньги семьи.

3. Всегда развивать чувство собственного достоинства. Малыш обязан иметь свои личные вещи, с которыми он может делать все, что захочет. Даже если, что-нибудь поломает, потеряет либо испачкает. Через время он приучиться дорожить собственными вещами и поймет, почему другие люди всегда тревожатся о своих вещах.

Воровать могут не только дети из бедных семей, но также и из богатых. Просто взрослые, когда увидят в своем доме чужую вещь, обязаны выяснить причины этого плохого поступка со стороны ребенка, поговорить с ним и постараться, чтобы этот поступок не был совершен в другой раз. Следует просто научить малыша осознавать свои ошибки и обязательно показать ему, что его любят и доверяют.

Дети и воровство (Видео)

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом»

Педагогический совет

«Профилактика и коррекция девиантного поведения»

«Воровство. Причины. Способы коррекции»
Воспитатель Кудрявцева С.В.

31.03.2011 г.

Воровство. Причины. Способы коррекции.

Воровство относится к одному из видов девиантного поведения, когда действия ребенка не соответствуют официально установленным нормам.

Причины возникновения воровства могут быть различными: это и резкие изменения, происходящие в обществе, ситуации, когда ослабевает нормативный контроль, негативные социальные оценки ребенка, стрессы, внутри личностные и межличностные конфликты, личностные особенности ребенка.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами - как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что делают плохо.)

Важно знать и понимать причины воровства, чтобы вовремя оказать психологическую поддержку и помощь ребенку, у которого есть проблемы в поведении.

1.Цели, мотивы и причины воровства
Определение воровству дать сравнительно легко – это действие, направленное на присваивание чужих вещей. В числе факторов, побуждающих к воровству, большое место занимают неспецифические мотивы, то есть не однозначно определенные.

Чаще всего мотивы воровства определяются следующими тремя большими классами причин:


  • сделать благо себе;

  • сделать приятное другим и тем заслужить их хорошее отношение;

  • «за компанию» - воровство совершается совместно группой, не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам.
«Сделать благо себе»

  • «Импровизация» - импульсивное побуждение украсть, появляется в момент, когда имеет место хотя бы одно из условий:
- ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание;

Ребенок находится рядом с чужой вещью.


  • Медленно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное побуждение чаще всего под влиянием конкретных благоприятных условий.

  • Желание отомстить конкретному человеку или «всем сразу». Такое Побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком негативного социального характера этого действия.

«Сделать благо другим»


  • Это побуждение принести понравившуюся вещь значимому человеку (другу, брату, матери) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое желание часто связано с незнанием того, что воровство может быть неодобрено окружающими людьми.

  • Часто побуждение украсть чужую вещь, связано с тем, чтобы иметь средства заплатить за дружбу и внимание к себе сверстников.
Основанием для появления мотивов, связанных с пониманием асоциального значения воровства являются, прежде всего, личностные факторы:

  • Личностные позиции (они могут быть неосознанны ребенком):
а) «мне никогда не купят такую вещь»;

б) «я не имею права просить поиграть с этой вещью».


  • Чувство одиночества, обиды, отчаяния, отсутствие силы «Я» - отсутствие ответственности и самостоятельности.

  • Неумение открыто выражать желание, добиваться цели. Застенчивость и страх в ситуации открыто попросить о том, что является предметом желаний. Отсутствие уверенности в себе.

  • Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникающим под влиянием особенностей сложившейся ситуации.

  • Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, позволяющей выходить из сложных ситуаций.

  • Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствие собственных действий. Ребенок может знать, что воровать«нельзя», но в определенный момент «отвлекается» от этого и совершает действие так, как если бы не знал о его последствиях.

  • Неумение откладывать собственные желания «на потом». Невозможность проявлять терпение в ситуациях препятствия или лишения. Ребенок существует «здесь – и - теперь» и думает, что, если сейчас он не получит желаемую вещь, то не получит он ее никогда! И не возможна никакая компенсация!
Описанные причины появления мотивов воровства, в свою очередь, имеют основания – межличностные отношения, прежде всего в семье, в группе.

2. Профилактика детского воровства

В качестве мер предупреждения воровства можно предложить следующее:


  • Не провоцировать ребенка, не оставлять его с чужой вещью, не проявлять постоянную тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство. Главное не транслировать ребенку такую тревогу, не «наказывать заранее».

  • Спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, о предположениях его о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь. Четко объяснить нежелательность поступка и его последствия.

  • Не остро эмоционально, а спокойно и четко реагировать на любые стремления ребенка взять чужую вещь. Это относится и к любым предметам, случайно найденным на улице или в транспорте. Подобные действия являются «пред воровством», они не всегда привлекают внимание учителей, воспитателей и родителей, и могут перерасти в настоящее воровство.

  • Запрещение воровства должно сочетаться с некоторой «личностной компенсацией».
Если ребенок «тянется» к чужой вещи, то необходимо не просто четко запретить ему это, но, прежде всего, оказать эмоциональную поддержку.

У ребенка система саморегуляции личности в критической ситуации только начинает формироваться, она не является врожденной, поэтому необходимо научить ребенка справляться с трудной ситуацией.


  • Осуществить «вещественную компенсацию» лишения ребенка чужой вещи. Сделать это целесообразно не в самой ситуации запрета, но несколько позже, когда ребенок успокоится после запрета.
«Вещественная компенсация» может предотвратить повторное желание ребенка взять понравившуюся вещь, в отличие от «личностной компенсации», которая способствует преодолению личностной фрустрации, порожденной запретом взрослого на действия ребенка.

  • Предотвратить или устранить чувство заброшенности и одиночества у ребенка. Это чувство связано с переживанием обиды, желанием отомстить и компенсировать себе недостаток любви и внимания других людей. Подобные переживания обуславливают многие девиантные действия, имеющие целью либо привлечь внимание, либо получение приятных ощущений и положительных эмоций.

  • Обучение ребенка навыкам высказывания просьбы поиграть с чужой вещью или посмотреть ее.
3. Методы оказания психологической помощи при «остром» и «хроническом» воровстве

«Острое воровство» - это обнаружение взрослым серьезного, первого, по их мнению, случая детского воровства. Психологическая помощь здесь традиционна (кратко):


  • Установления запрета на воровство.

  • Возложение ответственности на ребенка за совершение действия и устранение его последствий.

  • Выявление и устранение причины воровства (при «остром» воровстве она оказывается легко устранимой, связанной с конкретной ситуацией, например, недавно произошедшем конфликтом с приятелем).
«Хроническое» воровство может протекать в различных условиях:

1) Родители (воспитатели) знают о действиях ребенка, но ему не сообщают о воровстве, надеясь на то, что ребенок сам исправится (или по другим причинам, например, не уверены, что это он).

Прежде всего, сообщить информацию ребенку о социальной оценке воровства и четко сказать ему о необходимости исправления последствий действий.

Работа по устранению причин. Если воровство «хроническое», то причины чаще всего оказываются серьезными, связанными с деформацией личностного развития.

2) Окружающие лица, обнаруживающие действия ребенка, постоянно ругают его, не доводя воспитательные действия до завершения, не возлагают ответственность на ребенка и часто меняют свои требования: то прощают, то неадекватно сильно наказывают за совершенные поступки.

Противоречивости в оценке воровства не должно быть, иначе ребенок воспринимает очередные попытки запрета как «обычные нотации», исполнение которых не обязательно. У ребенка должны быть четко сформированы ожидания того, что будет в дальнейшем в аналогичных ситуациях. Должны быть четко сформированы определенные убеждения и оценки этих ситуаций.


4. Методы оказания помощи ребенку в ситуации обнаружения совершенного воровства

Воспитателям, которые столкнулись с воровством детей, можно порекомендовать следующее:


  • Не разбирать поступок ребенка в присутствии большого числа людей, поговорить с ребенком отдельно от пострадавшего.

  • Сказать о чувствах пострадавшего, предложить поставить себя на его место.

  • Установить запрет на воровство. Указать возможные наказания и социальное неодобрение (например, если узнают в классе о случившемся).

  • Не наказывать ребенка. Если он уважает и любит воспитателей, то отрицательные оценки воспринимаются ребенком уже как наказание.
«Плохие поступки» ребенка – реакция на действия взрослых, либо поиск любви и понимания, либо признания его значимости, то чего ему не хватает (особенно при заниженной самооценке).

  • Выяснить характер отношения ребенка с другими детьми. Ребенок может украсть в детском доме, с тем, чтобы добиться признания одноклассников.

  • Показать неотвратимость наказания и не читать при этом нравоучений.
Опираться при объяснении целесообразнее на реальные потребности, желания и представления ребенка, а не призывать к абстрактному: «как тебе не стыдно!»

  • Не стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологической защиты ребенка. Ориентироваться необходимо не на собственное желание наказать ребенка, а на основную задачу – воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, и не приводит к желаемым результатам.
Коррекционная работа требует оценить негативно не личность ребенка, а поступок.

Если воспитатели реагируют на воровство ребенка угрозой лишения его своей приязни и любви, то это может привести к ухудшению отношений.

Чаще всего в основе воровства лежит нарушение взаимоотношений с родителями, воспитателями и другими значимыми лицами, недостаток внимания к ребенку и даже неприятие его.


  • Оказание ребенку эмоциональной поддержки. Обнаружение воровства приводит к тому, что ребенок чувствует себя незащищенным. В некоторых ситуациях, при определенном направлении беседы с ребенком, будут эффективны фразы типа: «я тебя люблю, но мне не приятно то, что ты сделал».

  • Дать возможность ребенку принять самостоятельное решение. Эффективность длительной нотации будет не очень высока.
Необходимо начать с изложения основных посылок: воровство наказывается, необходимо исправить то, что сделано.

А затем предложить ребенку поразмышлять, как лучше достичь цели, которую он преследовал: купить дорогу вещь или купить дружбу в классе.

Эффективнее говорить с ребенком на позициях Взрослый – Взрослый.


  • Необходимо выяснить причину, которая побудила ребенка совершить воровство и вместе с ребенком выработать иные пути достижения цели.

5. Педагогическая коррекция воровства

Воровство – это «несамостоятельное явление», чаще всего оно представляет собой проявление каких-то посторонних причин. Работа воспитателя осуществляется в одном из двух направление, в зависимости от конкретного случая:


  • Передача ребенку необходимых сведений о социальной оценке воровства;

  • Оказание ребенку помощи в решении личных проблем, привлекая к работе психолога.
Первая задача решается достаточно легко и ограничивается предоставлением ребенку определенных сведений.

Вторая задача является более сложной, т. к. связана с личностными проблемами, которые приводят не только к воровству, но и многим другим девиациям и нарушениям психологического развития ребенка.

Различные личностные проблемы порождаю как «беспредельное воровство», так и «завистливое воровство». Дети воруют не потому, что хотят иметь какую-то конкретную вещь, а по причине личного порядка: чувства одиночества, чувства покинутости и т. п. Однако не все дети обеспечены в достаточной мере в материальном плане, чтобы купить то, что им нравится, тем более в детском доме. Итак, создается фрустрирующая ситуация: хочу иметь - не могу иметь. Выход из этой ситуации обеспечивается системой личностной саморегулции.

Если ребенок не получает достаточно внимания и любви, ощущает одиночество и заброшенность, то это существенно ослабляет возможность его личностной саморегуляции.

В целом, здесь проявляется та же необходимость оказания ребенку поддержки, выражения любви и одобрения ему, помощи в приобретении навыков выхода из критической ситуации.