Праздник в начальной школе «Хлеб - всему голова». Сценарий

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и родители!

О каком времени года написал поэт такие прекрасные поэтические строчки?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Конечно, об осени. На Руси всегда было принято осенью отмечать праздники. Такой праздник пришёл и к нам. Дети, посмотрите, как оформлен зал. Мы сегодня собрались, чтобы прочитать стихи, загадать загадки и поговорить о пользе хлеба. “Хлеб – всему голова” - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречают хлебом-солью. Вот они у нас на столе.

Выступление уч-ся 3-а класса

1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

Все дети : уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

3. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.

Дети: люди долго и упорно потрудились на земле!

Презентация

На Земле существуют главные слова, без которых жизнь невозможна. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно, хлеб. С древнейших времён к нему относились по-особому. Хлеб сравнивали с живым существом, называли кормилец. Этот ценнейший продукт стал символом достатка и благополучия. Все ваши учителя надеются, что после сегодняшнего праздника вы по-другому посмотрите на хлеб, постараетесь бережнее относиться к нему.

Ребята, а где мы сейчас берём хлеб?

Правильно, в магазине. Но чтобы попасть в магазин, хлеб проходит длинный, трудный путь. Непросто приходит хлеб на стол. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук, так считают учащиеся 3-б класса.

Выступление 3 «Б»

1. За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

3. Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.

4. Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Игра «АССОЦИАЦИЯ»

Давайте подберём слова, имена прилагательные, которые ассоциируются со словом «хлеб». Какой может быть хлеб?

белый еда мука батон чёрный булка пшеница бутерброд печь свежий рожь соль вкусный масло ржаной зерно тесто магазин булочка пекарня голова выпечка серый пекарь поле пища мягкий колбаса кушать дрожжи сыр крошки чёрствый буханка круглый корка обед пирог каравай пшено изделие печка горячий жизнь мякиш булочки продукт закуска покупать злак хлебушек вода резать молоко злаки суп большой колос вкус корочка сухари маленький стол солёный сдоба вкусно свадебный батоны сухарики сухарь чай хлебцы бублик труд тост булки тёплый булочник Родина комбайн печёный кусок лаваш нож насущный нарезной пироги поджаристый рогалик голод горбушка пшеничный гренки жито зёрна зерновой

По старому русскому обычаю, дорогих гостей угощали хлебом-солью. А главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара»- круг, потому что каравай – круглый хлеб. О народных традициях связанных с хлебом вам расскажут ребята 3 « В » класса.

Выступление 3 «В»

    У русского народа очень многие обычаи связаны с хлебом. Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. В древности, провожая зиму и встречая весну, огню жертвовали блин – символ Солнца. Весной, когда жаворонки прилетают и открывают ключами небо, пекли из теста жаворонков и раздавали детям, а те пели песнянки – песни-заклички.

    Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы. Когда молодоженов встречают хлебом-солью, смотрят, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином.

    Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости.

    Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом. Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу “Хлеб в пути не тягость”.

    На пасху всегда на столе у нас вкусные пасхальные куличи.

    Собирали урожай хлеба все вместе, работая с утра до вечера, чтоб не пропал ни единый колосок. А когда жатва заканчивалась, из свежей муки пекли особый хлеб- каравай- и потчевали им всех участников трудового процесса.

    Восточная культура хлеба более древняя, чем у нас в Европе. Хлеб на Кавказе выглядит как лепешка. Лепешки бывают пышными и плоскими, как блины, пресными, дрожжевыми, сдобными, печеными, жареными. Но у них всегда есть кое-что общее: лепешки рвут руками, а не режут ножом. Иначе не просто вкус теряется, но оскорбляются традиции.

    В Индии пословица "Плох обед, коли хлеба нет" приобретает особенное звучание - в индийской кухне действительно еды без хлеба не бывает. Лепешки часто исполняют роль столового прибора - с их помощью зачерпывают дал, рис и овощи.

А сколько поговорок и пословиц существует о хлебе. А вы, ребята их знаете?

Ребята 3 «А » класса нам сейчас расскажут откуда пошли такие поговорки, почему так говорят?

Пословицы:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.
Это значит, что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.
Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет, никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится.
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

Когда на пороге появлялись гости, они кланялись приветливо хозяевам и говорили так: «ХЛЕБ-СОЛЬ»! Значит, добра желали достатка.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Хорошей хозяйке, которая вкусный хлеб испекла, улыбкой гостей одарила и вкусным обедом всех накормила, люди платили доброй прибауткой:
ЗА ХЛЕБ, ЗА СОЛЬ, ЗА ЩИ С КВАСОМ,
ЗА ЛАПШУ, ЗА КАШУ, ЗА МИЛОСТЬ ВАШУ- БЛАГОДАРИМ!

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА.

ХЛЕБА НИ КУСКА- ТАК И В ТЕРЕМЕ ТОСКА,
А ХЛЕБА КРАЙ- ТАК ПОД ЕЛЬЮ РАЙ.

ГДЕ ХЛЕБНО ДА ТЕПЛО, ТАМ И ЖИТЬ ДОБРО.

Сейчас мы проверим, как вы запомнили пословицы и поговорки.

Проведём соревнование «Собери пословицу».

Не шуба греет, а________________(хлеб)

Не будет хлеба, не будет ________(обеда)

Без соли не вкусно, а без хлеба________(не сытно)

У кого хлебушко - у того и __________(счастье)

Хлеб всему_______(голова)

Без печки холодно- без хлеба______(голодно)

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА_______(НЕТ)

Земля- матушка, а хлеб – ___________(батюшка)

А загадки разгадаете на «хлебную» тему?

А загадают вам ребята 3 «Б» класса.

Выступление 3 «Б» класса.

    Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

    Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском (хлеб)

    Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

    Ходит силач, за ним копач – добывают калач (трактор).

    У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
    От рождения седая мать по имени... (Мука)

    Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
    Стены позолочены. Ставни заколочены. (Колосок)

Игра со зрителями

Зрители делятся на две части. Когда ведущий машет красным флажком, правая половина кричит: «Пшеница». Когда ведущий машет синим флажком, левая половина кричит: «Рожь». Когда ведущий поднимает обе руки, все кричат: «Хлеб». Ведущий старается запутать зрителей.

А вы знаете, сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба?

120 профессий. И разве можно найти профессию более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба! Никогда она не устареет, ни отомрёт. Святое дело – вырастить хлеб.

Мы должны уважать и ценить труд этих людей. Ребята « » класса считают что хлеб- это святое слово, к нему нужно относиться бережно и об этом они вам сейчас расскажут.

Выступление 3 «В»

Давайте вспомним правила, как нужно обращаться с хлебом.

Как же нужно поступить, если вы не доели кусочек хлеба?

А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.

1. Не играть с хлебом.

2. Остатки хлеба отдай птицам или животным .

3. Брать хлеба столько сколько сможешь съесть.

4. Использовать чёрствый хлеб.

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе, и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Давайте дружно хором скажем:

«Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения, и он приглашает вас всех за стол.

ГКОУ «Вохомская школа-интернат»

Внеклассное мероприятие:

«Хлеб всему голова».

Подготовила: Скрябина Г.В.

Вохма 2017г.

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, дать понятие о истории развития земледелия, чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

Материал:

Картинки, стихи, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, булочки, баранки, пряники.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, элеватор, амбар.

Внеклассное мероприятие

«Хлеб – всему голова».

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

Что это?

Правильно, хлеб. Тема нашего разговора будет «Хлеб - всему голова». Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб - всему голова». Это значит, что хлеб –главный продукт.

Издавна славилась Россия хлебосольством. Хлеб – соль на Руси - символ гостеприимства и доброго расположения. С хлебом – солью встречают жениха с невестой, отмечают новоселья, принимают дорогих гостей.

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

***

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Каждый день каждый из нас не меньше трех раз берет в руки хлеб, с удовольствием ест его. Мы привыкли к хлебу, как к воздуху, порой не замечаем его, не думаем о нем.

«Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не приедается. (Поднять перед учениками буханку хлеба)

С чего же начинается хлеб?

Перед ребятами зерна пшеницы и ржи, рассматривают.

Так как же маленькие зернышки превращаются в буханки белого и ржаного хлеба? Давайте проследим весь путь от зернышка до каравая.

Итак, весной, как только снег сошел с полей, какая работа начинается у хлеборобов?

(Весной в поле выходит трактор и пашет землю.)

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозём.

Правильно, потом нужно землю разрыхлить бороной.

Гребнем частным борона

Расчеши земельку

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей их прикрывает. А как вы думаете, как раньше, когда не было тракторов и сеялок обрабатывали землю? Как сеяли?

(Пахали на лошадях, сеяли вручную.)

Готовить землю нужно быстро. пословица говорит: «Весенний день – год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь.

Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.

Хлебные поля сравнивают с морем. Подует ветер, и колосья качаются, как золотые волны.

Но осень приближается, стали колосья золотыми, созрела рожь и пшеница. Пришла пора, что делать?

(Убирать урожай.)

Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться, зерна ржи и пшеницы упадут на землю. В старину говорили: «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.»

Какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)

А кто работает на комбайне? (Комбайнеры)

Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.

(Показать серп, цеп-молотило.)

(На элеватор)

Элеватор - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости, о вредных жучков.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

Что делают на мельнице? (Зерно размалывают в муку.)

А муку куда везут? (На пекарни, на хлебозаводы)

Кто работает на пекарне? (Пекарь)

Что делает пекарь? (Печет хлеб)

От завода – автомата

Льется теплый, хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Все что хочешь, испечет,

Этот сказочный завод.

Так и скачут из печи:

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

А в магазине чего только нет: продолговатые батоны и круглые караваи, коричневые буханки, похожие на кирпичики, и белые плетеные булки, обсыпанные маком, сушки, баранки, пряники, сухари. Настоящее хлебное царство!

Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Сколько хлеба вы можете съесть? Сколько захочется. И мы даже не понимаем, как может быть иначе. А вот во время В.О.в.хлеб выдавали по карточкам. Как были дороги эти карточки! Потерять их – значит остаться без хлеба на месяц! Никогда и никому не забыть блокаду Ленинграда. Когда фашисты окружили город. Они первым делом разбомбили огромные склады с продуктами. Рассчитывали на то, что ленинградцы не вынесут страшного испытания голодом, сдадутся. Но мы знаем – Ленинград не сдался, выстоял. В голоде, холоде он сражался все 900 дней. Все это время ленинградцы жили на голодном пайке.

Посмотрите, сколько получали хлеба жители Ленинграда во время блокады: рабочие – 250 грамм, служащие и дети – 125 грамм. В самые тяжелые дня этот хлеб был единственной едой на весь день.

А какой хлеб был! Не такой, как сейчас на наших столах. Муки привозили очень мало, потому в тесто добавляли отруби, жмых, древесные опилки, даже целлюлозу, из которой делают бумагу, клали в тесто. Хлеб получался сырой, глинистый, с горьким запахом. Но и такой, невкусный, почти несъедобный хлеб сохранил жизнь многим тысячам человек.

Видите, какое тяжелой время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба.

И вы, ребята, должны беречь хлеб, зная, что хлеб –это нелегкий труд сотен тысяч людей. Это труд земледельца, вырастившего зерно; мукомола, превратившего зерно в муку; пекаря, изготавливающего румяные булки: это труд машиностроителя, создавшего множество машин для обработки земли, переработки зерна и выпечки хлеба.

Вот почему хлеб называют общенародным богатством.

Инсценировка «Каравай приехал к детям»

Каравай приехал к детям,

Как его ребята встретим?

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Пекаря : Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

В печь – перепёлкой,

Из печи – коростёлкой.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Мельника : Он молол не чепуху,

А ломал зерно в муку.

Мельник с нами поиграй,

Кого хочешь выбирай.

Хлебопашца : Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь выбирай.

Рабочего : Он без дела не скучал –

Хлебопашца выручал.

Он сюда пришел с дарами,

С тягачами - тракторами.

Без машины – худо,

А с машиной – чудо.

Говорит рабочий : Мы работы не стыдились,

Мы работаю гордились,

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай.

Все вместе : Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам!

Слава, слава труженикам.

Пословицы о хлебе.

Много снега – много хлеба.

Хлеба нет и корочки в честь.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Земелька черная, а белый хлеб родит.

У кого хлебушек - у того и счастье.

Земля матушка- хлеб батюшка.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Хлеб – всему голова».

Т АРАСОВА Н. Е. – УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ТСОШ № 3.

Ц ЕЛИ: РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О ПОЛЬЗЕ ХЛЕБА, О ЕГО ЦЕННОСТИ, О

ТЯЖЁЛОМ ТРУДЕ ХЛЕБОРОБА:

ВОСПИТЫВАТЬ ЧУВСТВО БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХЛЕБУ.

Под звуки песни « Русское поле » в зал входят ученик И И ВЫСТРАИВАЮТСЯ НА СЦЕНЕ.

Ведущий: Дорогие гости, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о чуде - земли, чуде труда человека – хлебе.

Все: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

1: Слыша добрые вести,

Видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести

Поклониться должны.

2: Нужны нам и мясо, и фрукты.

Однако, коль строго судить.

Жить можно без многих продуктов…

Без хлеба вовек не прожить.

3: Всему голова и основа,

В нем труд хлебороба, их пот.

И хлебушком – ласковым словом –

Зовет его часто народ.

Какое без хлеба застолье?

Еще с незапамятных дней

Не зря на Руси хлебом – солью

Встречают желанных гостей.

4: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Ведущий: Как пришел ты к людям, хлеб?

1-й колосок: Вот послушайте сказку.

Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над сбой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде – колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Входит второй колосок.

2-й колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда не возьмись…

Входит Безделица.

Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется Труд, в руках он несет зерно.

Труд (смотрит на зерно) : Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.

Безделица: Все равно я стану владычицей Земли!

Труд: Владыкой мира будет труд!

Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

Труд: Будь, по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек (кланяется Труду) : Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.

Танец КОЛОСКОВ.

Безделица: Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была, не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

Влетают Морозы («Красный нос» и «Синий нос») и бегают по залу.

Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы: Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.

Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.

Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

Вбегают ветры.

Ну, суши! Ну, губи!

Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это-озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?

Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!

Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…

Появляется третий Колосок.

3-й колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?

1-й ученик: Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2-й ученик: В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3-й ученик: В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4-й ученик: И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно родина бессмертный

Хлебный колосок.

5-й ученик: Чтоб колосья подняться смогли,

Нужно людям над пашней сгибаться.

В хлебе чувствуем запах земли

И упорство труда землепашца.

Ведущий: Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

Песня «Русское поле»

Поле, русское поле…

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле…

Сколько дорог прошагать мне пришлось!

Ты - моя юность, ты - моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной, мое поле,

Дует ветер в висок.

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая:

Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Игра «Помогаем собрать урожай»

Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! Славится он первым на земле (на столе). «Священный дар» - так называли хлеб в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.

1-й ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? –

Тебе ответить могут ленинградцы.

2-й ученик: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

3-й ученик: Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 грамм, а остальные жители – 125 грамм. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять.

4-й ученик: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Ведущий: Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:

Дядя Леша умер 10 ма в 4ч. дня 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в поселок Шатки Горьковской области. Но истощенная голодом, девочка умерла.

Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

4-й ученик: В Ленинграде – это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили на Невском), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

5-й ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движение…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье.

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В ее протянутых руках

Горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И все забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда –

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Песня «Корочка хлеба»

6-й ученик: Ты и каждый, кто ел сегодня хлеб, кто купил его, принес его домой, -

взгляните на хлеб. Друг! Ты держишь в руках сокровище.

Все: Хлеб надо беречь!

7-й ученик: Не бросай хлеб, не топчи его!

Не хвастай, что ты сыт!

То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле, кто живет сейчас.

Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съест. Если же останется немного хлеба, нарежьте его тонкими ломтиками и подсушите в духовке. Вкусен чай с такими сухариками. Их также можно есть с супом. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, ил 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…

7-й ученик: Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Не мечтаем мы о чуде –

К нам полей живая речь.

Все: Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Песня «Золотое зернышко»

Хлебное поле большое, как море –

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Зернышко мы согреваем заботой

В теплых и добрых ладоней полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля урожая.

1-й ученик: В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

2-й ученик: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

3-й ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создавал.

ученик: Рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург,

Хлебороб.

Все: Народ!

Ведущий: Эй, девчушки – хохотушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки

1.Мы в Тучково живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас

2. Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

3. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5. Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

6. Взором радостным объемлю

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

4-й ученик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

5-й ученик: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый –

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

6-й ученик: В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

7-й ученик : В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

8-й ученик: С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб – соль из рук!

(Каждому классу вручается на подносе с расшитым полотенцем КАРАВАЙ)

Песня «Колосок»

1.Ржаной росток зелёный 2.Его расти научит

Оглядывает поле. Любой весенний дождик.

Смешной и удивлённый, И каждый солнца лучик

Как первоклашка в поле. Согреет и поможет.

Припев: Припев тот же.

Расти, колосок, – 2 раза.

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок, – 3 раза.

Расти, колосок до солнышка.

9 –й ученик: К хлебу все имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, правде, к счастью твоему.

ВЕД. : Будем помнить народную мудрость: « Хлеб – всей жизни голова».

И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.

ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Подготовить:

    Канат для игры.

    Миску с водой.

  1. 6 косынок для завязывания глаз.

    Сумка для человека.

П ОСЛОВИЦЫ.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.

Форма: празднично-конкурсная программа.

Возраст: учащиеся 1 - 4 классов.

Цель: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к тяжелому труду хлебороба и к хлебу; пробуждение познавательного интереса к процессу изготовления хлеба, стремления совершенствовать …

Задачи:

Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;

Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.

Предварительная работа:

подбор детьми и учителем стихотворений, загадок, информации об истории хлеба, процессу производства, танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

Умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

регулятивные УУД

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности

Оценивать результаты деятельности

личностные УУД

Проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь

Ход мероприятия.

Чтец 1. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным, круглым караваем. Чтец 2. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим, - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! Вместе: Милости просим на праздник наш, гости! Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: «Есть хлеб – есть и песня…».

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка . (Учитель дает детям зерна пшеницы, показывает ростки пшеницы, колос, муку, крупу.)

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?.. Он пахнет полем, речкой, печью, небом, А главное – работой пахнет хлеб. Каждое зерно омыто Человечьей каплей пота. Нет, не может быть забыта Эта тяжкая работа.

Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былинах. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе. Вышли на ниву весной отец и сын. «Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами. «Это не хлеб, а трава», - поправил его отец. Прошло время, снова вышли они в поле. «Какой хлеб колосится!» - порадовался сын. «Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец. Выехало семейство на жатву. «Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын. «Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню… И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах». Конкурс «Калейдоскоп профессий». Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко». Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь) Учитель Ребята, а вы знаете, как появился хлеб? Давайте заглянем в историческую летопись. Эту информацию ребята нашли в интернете. Летописец 1.

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец 2.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди.

Учитель . У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай». Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

    У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

    Без хлеба сыт не будешь.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Плох обед, коль хлеба нет.

    Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

    Хлебушко - калачу дедушка.

    Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

    Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба. Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм , то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна , что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм! В годы тягот и лишений

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый не единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

    125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Новый мир мужал и креп. Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: «Хлеб всей жизни голова!» Сценка «Святой хлеб». (входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает) Внучка : -Фу, какой плохой хлеб! Бабушка :- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен». Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю. Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба. Хлеб – святой! Внучка: Говорила бабушка, мама говорила: Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила! Но мальчишки в школе с этим не считаются И в столовой корками хлебными бросаются. А я хлеба корку никогда не брошу, Потому что хлеб наш вкусный и хороший. Потому что много стоило труда, Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

    Нельзя играть с хлебом.

    Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс «Отгадай-ка!» ( команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ- очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам) 2 уч. - Золотист он и усат, В ста карманах - сто ребят.(Колос) 3 уч . - Он идет - волну сечет Из трубы зерно течет.(Комбайн) 4 уч . - Кто там в поле, угадай, Режет черный каравай? (Плуг) 5 уч . - Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет - Семь плугов тащит. (Трактор)

Учитель: А сейчас группы ребят покажет русскую сказку «Круть и Верть».

Круть. Я – мышонок Круть, очень люблю крутиться. (крутится) .

Верть. Я – мышонок Верть, очень люблю вертеться. (вертится) .

Звучит музыка. Выходит петушок, танцует.

Петушок. Здравствуйте! А я – Петушок – голосистое горлышко.

Очень рано встаю,

На работу всех бужу.

Двор подметаю,

Мусор убираю. (метёт) .

Круть! Верть! Смотрите, что я нашёл!

Круть. Это колосок. Нужно его обмолотить.

Петушок. А кто это будет делать?

Мышата. Только не я! Только не я!

Петушок. Тогда я. (уходит с колоском в дом) .

Верть. Он нашёл колосок, ему и молотить.

Звучит музыка. Мышата играют в чехарду, ладушки, кружатся и т. д.

Выходит Петушок с чашкой муки.

Петушок. Круть! Верть! Смотрите, сколько муки получилось!

Круть. Ого! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок. А кто будет это делать?

Мышата. Чур не я! Чур не я!

Петушок. Видно, мне одному всё придётся делать. (уходит) .

Мышата. (поют). Мы - весёлые мышата!

Нам всегда работать лень!

Мы – весёлые ребята!

Мы играем целый день!

Припев:

Мы - мышата Круть и Верть,

Очень любим песни петь!

Потанцуем и споём

И сначала всё начнём!

(танцуют: разводят и смыкают носки на «4» счёта –«гармошка»,

обходят друг друга, меняясь местами, продолжают петь.

Припев. Играют в ладоши. Выходит петушок.

Петушок. (с пирогом) . Вот и пирог готов!

Мышата. Ой! Как есть хочется! (садятся за стол) .

Петушок. Подождите! Подождите! Вы сначала мне скажите: кто колосок обмолотил?

Мышата. (громко). ТЫ!

Петушок. А кто тесто замесил?

Мышата. (тише). ТЫ!

Петушок. А кто стряпал и выпекал пирог?

Мышата. (шёпотом). Всё ты! Всё ты…

Петушок. А вы что делали?

Мышата. Только пели и плясали (опустив голову, выходят из –за стола). Прости нас, Петушок! Мы всё поняли. И теперь тебе всегда помогать будем!

Петушок обнимает мышат. Звучит музыка.

Петушок. (поёт) .

Колосок я нашёл и муки намолол,

Круто тесто замесил,

Да и маслицем полил.

Все.

Получился пирожок,

Расписной его бочок!

Всю округу обойдёшь,

А такого не найдёшь!

Поклон.

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить

Чтобы всем вокруг дружить.

Ведущая.

Артистами ребята побывали,

И сказку мы вам показали.

Представление артистов:

мышонок Круть –

мышонок Верть –

Петушок –

Артисты, зрители –

все были хороши!

Похлопаем друг другу от души.

Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(подсчитываются очки заработанные в конкурсах)

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нету на земле.

В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Сценарий праздника «Хлеб - всему голова»

Ведущий:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад – вперёд, из края в край.

Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.

Мы сегодня собрались поговорить о самом святом продукте на земле. К нему сохранено самое почтительное отношение. Хлеб, хлебушек… Мягкий, душистый, пышный с хрустящей, румяной корочкой. Вы уже почувствовали его запах? Это один из самых удивительных запахов на земле, запах свежеиспечённого хлеба! В хлебе скрыто тепло земли, тепло солнца, тепло рук человеческих.

Вот он лежит перед нами во всех видах.

Хлеб – это счастье и богатство,

Хлеб – это сила и успех!

Что будет без хлеба,

Задумалась я?

У хлеба ж такая

Большая семья!

Исчезнут витушки и сушки,

Пирожное, слойки, ватрушки,

Лепёшки, лаваш, куличи.

Не будут нам печь калачи.

Сухарики, жулики, пряники

Не будем жевать на завалинке.

И бублики, крендели, сайки

Не будут нам стряпать хозяйки.

Не испекут в печи буханки,

Батоны, кексы и баранки.

Не дадут блинов с вареньем,

И не купят нам печенья.

Нет, жить без хлеба не хотим!

Слава хлебу – говорим!

Викторина «Вкусное название»: Дети вспоминают разные названия хлеба.

Ведущий:

Много пришлось потрудиться человеку, прежде чем появилось так много хлебных продуктов! Много труда требуется, чтобы хлеб посеять, убрать, прежде чем он окажется у нас на столе.

1–й ребёнок:

Хлебушко душистый.

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал – пришёл.

Здоровье наше, сила,

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло,

2–й ребёнок:

Под луной блестят поля,

Спит кормилица – земля.

Белокрылые метели

Колыбельную ей спели,

Приукрыли снеговым

Одеялом пуховым.

3–й ребёнок:

На дворе весна у нас.

Ярко солнце засияло.

Потекли ручьи, бурля,

И, откинув одеяло, умывается земля.

Отдохнула, ты, землица, -

Не пора ли потрудиться?

4–й ребёнок:

Можно сеять,

В добрый час!

Сеял сеятель старинный

Из лукошка – решета,

Нынче сеялка – машина

Этим делом занята!

Ведущий:

Ребята, помните мы с вами читали рассказ «Хлеб». В нём рассказывается о том, как в старину выращивали хлеб.

Кто из вас помнит, какие орудия труда тогда были у людей?

Чем пахали поле? (сохой или плугом)

Кого в них запрягают? (лошадь)

Что делают зубчатыми боронами? (боронят землю, как граблями, чтобы не было комьев)

Молодцы! Вы очень внимательно слушали рассказ и хорошо всё запомнили.

Какая современная техника помогает людям сейчас выращивать хлеб?

1–й ребёнок:

Всходы дружные у нас.

Вышли к солнышку из тьмы.

«Здравствуй, солнце, это мы!»

2–й ребёнок:

Подросла пшеница,

Наливается она,

Крепнет, колосится.

3 – й ребёнок

Урожай поспел у нас.

Ты вглядись

В простор бескрайний:

Что такое там в дали?

Выплывают там комбайны,

Словно в море корабли!

И гудят «Иду – у, иду – у!»

Лейся, тёплая пшеница,

Прямо в кузов

4–й ребёнок:

Хоть и собрано зерно,

Да не хлеб ещё оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут.

В порошок её сотрут!

5–й ребёнок:

А потом замесят тесто,

Испекут нам каравай,

И детишки маму просят:

«Мама, нам кусочек дай!»

6–й ребёнок:

А мама ответит:

«Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём,

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём!»

Ведущий:

Оказывается не только ребята любят хлеб и горячие калачи, но и грачи.

Давайте встанем в хоровод и сыграем в игру «Ай, качи, качи, качи!»

Ведущий:

Обласкали люди хлеб пословицами, давайте их вместе вспомним.

У кого хлебушко – того и счастье.

С хлебом и сила приходит.

Хлеб – всему голова.

Без хлеба нет обеда.

Хлеба ни куска – так и в тереме тоска.

Много снега – много хлеба.

С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.

Худ обед, когда хлеба нет.

Не красна изба углами, красна хлебом и пирогами.

Горька работа, да сладок хлеб.

Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.

Хлеб в закромах – счастье в домах.

Хлеб плачет, когда его даром едят.

Сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь.

Ведущий:

Народ придумал не только пословицы, но и загадки про хлеб . Я предлагаю вам их разгадать.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье!

(баранки и бублики)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

В печь его сперва сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Вырос в поле дом,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт.

(комбайн)

Ведущий:

А сейчас я вам предлагаю посмотреть фильм про хлеб , который сделала семья Сони Ж. (презентация )

Защита проекта «Хлеб – всему голова» - семья Арсения А.

Ведущий:

Мы и сами дома с вами готовим хлеб, печём пироги. Про то, как их печь нам сейчас расскажет Настя М. со своей бабушкой, Демьян Ч. с мамой и угостят нас своими кулинарными шедеврами.

Ведущий:

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду.

Каждый день, беря в руки кусок хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.