Расписание для ребенка 3 лет. Режим дня ребенка трех лет

Истерика у ребенка это та вещь, которую избежать не удастся - в какой то момент между 18 месяцами и 3 годами ваш милый, симпатичный "смайлик" вдруг перестанет относиться к вам справедливо. Наоборот, умышленные, оглушительный крик малыша, станет для вас неприятным открытием в родительстве. Но постарайтесь сами быть спокойными - истерика у ребенка это достаточно распространенный поведенческий штамп. Конечно, крики, рыдания, биение об пол, швыряние игрушек, захлебывание в слезах во время детской истерики выглядят устрашающе и могут шокировать. Но только не тех родителей, которые знают как остановить истерике у ребенка. Об этом и поговорим в нашей статье.

Почему ребенок закатывает истерики?

Возможно, первое, что нужно понять, истерики это обязательный факт малыша жизни. И, в этом возрасте, разговор следует вести не о неповиновении, но о простом разочаровании: тем, что не в состоянии сложить пирамидку из кубиков; что его вытащили из грязной лужи, когда там было так весело; тем, что не смог найти слов, чтобы сказать, что имеет в виду. Это не время для тайм-аутов и непослушных шагов. Да, ваш ребенок нуждается в вас, чтобы получить твердый и ясный ответ о том, что приемлемо в жизни, а что нет, нуждается в вашей помощи в борьбе с бурей эмоций, которые могут вывести его из себя.

Избегайте причин истерики у ребенка

Хорошенько подумайте об истериках ребенка и вы наверняка поймете, что есть определенные ситуации, которые практически гарантируют вашему малышу истерику. Решение? Избегайте таких ситуаций, в первую очередь, а также:

  • Не переусердствуйте. Уставший и проголодавшийся ребенок это истерика замедленного действия. Придерживайтесь распорядка дня, регулярного приема пищи и отхода ко сну. Также ребенок реже впадает в истерику, если родители приучили его и к дневному сну.
  • Объясните, что происходит. Если вы делаете что-нибудь из ряда вон выходящее, обязательно предупреждайте малыша. Если он имеет некоторое представление о том, что ожидать, например, от визита участкового педиатра, то вы скорее всего не увидите как ребенок бьется в истерике.
  • Переключитесь на время малыша. Дети не умеют спешить. не делают спешить. Они просто не понимаю, почему взрослые так торопятся добраться до детского сада, магазина или в поликлинику. Отчаянно торопить детей опасно для их психики. Попробуйте организовать жизнь так, чтобы у вас всегда был некий люфт по времени и вам не нужно будет давить на психику ребенка торопя и дергая его.
  • Сделайте ваш дом малыша безопасным. Если про все, к чему ребенок прикасается говорить: "Не трогать!", вы просто в ответ получите восстание слабой еще психики и частые истерики у ребенка.

Поймите тактику как ребенок впадает в истерику

О, нет, началось! Вы видите, что нижняя губа начинает дергаться - это обычный признак надвигающейся истерики у ребенка!. Чтобы остановить истерику, прежде чем она действительно начнется, необходимо:

Знайте как вывести ребенка из истерики

Несмотря на ваши самые лучшие намерения, ваш ребенок все равно взорвался в тотальной истерике. Вот как можно справиться с истерикой ребенка:

  • Держите ребенка. Кричащие малыши часто могут быть напуганы интенсивностью их собственных эмоций. Старайтесь быть вежливыми, но твердыми, крепкие объятья позволяют ощутить детям единение со спокойным взрослым человеком.
  • Сосчитайте до 10. Истерики часто раздражают самих родителей. Перед тем, как отреагировать на истерику ребенка, постарайтесь восстановит собственное спокойствие.
  • Игнорируйте истерику. Ничего не лишает истеричку сил так быстро, как отсутствие аудитории.
  • Придерживайтесь вашей линии. Не поддавайтесь, иначе ваш ребенок узнает, что с помощью истерики он получит все, что он хочет.
  • Обнимите малыша, когда истерика у ребенка закончится. После "шторма", не следует поучать, наказывать или заставлять просить прощение. Ваш ребенок прошел через достаточный стресс. Дайте ему понять, что жизнь оптимистична.

Когда ребенок закатывает истерику в общественном месте, мы часто чувствуем себя неловко, что может провоцировать нашу злость и раздражение. «Поверьте, окружающие вовсе не считают вас плохой матерью/отцом, они в такой ситуации скорее сочувствуют, – говорит семейный психотерапевт Мириам Чачаму (Miriam Chachamu), автор книги «Как успокоить сложного ребенка» («How to Calm a Challenging Child», Foulsham, 2008). – Если вы не будете обращать внимания на капризы ребенка, это может оказаться гораздо более эффективным, чем если вы будете злиться, потому что зачастую дети капризничают исключительно, чтобы привлечь ваше внимание».

2. НАЗОВИТЕ ЧУВСТВА РЕБЕНКА

Маленьким детям очень сложно понять, что с ними происходит. Они еще не знакомы с собственными чувствами, и им самим сложно их выдерживать. Важно, чтобы вы помогли ребенку дать название его переживаниям: «Ты сейчас злишься за то, что я не купил(а) тебе игрушку, которую ты очень хотел». Важно выразить свое сочувствие и понимание. Например, вы можете сказать, что тоже злитесь, когда не получаете то, что хотите. Но злиться можно по-разному, не все формы выражения чувств красивы, полезны и действенны.

3. ВКЛЮЧАЙТЕ РЕБЕНКА В БОРЬБУ С ИСТЕРИКОЙ

Истерика у ребенка – это знак того, что он не справляется со своими чувствами. Важно понимать, что он не просто пытается таким образом добиться своей цели, но действительно испытывает огромное эмоциональное напряжение. Это поможет вам не раздражаться на него, а объединить свои усилия в борьбе с истерикой. Придумайте вместе с ребенком шутливое название того, что с ним происходит: на него напала злючка, пришла тетя Истерика. Это позволит ребенку переключить свое внимание и увидеть в вас друга вместо обидчика.

4. НЕ СПЕШИТЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Предотвратить детские истерики намного легче, чем их останавливать. «Многие родители говорят «нет» слишком быстро, что может мгновенно довести детей до точки кипения», – говорит Мириам Чачаму. Показывая ребенку, что вы на его стороне, вы сможете предотвратить конфликт. Например, вы можете сказать: «Я хотел(а) бы купить тебе эту игрушку, но, к сожалению, она слишком дорогая». Такое объяснение собственной позиции гораздо лучше, чем короткое резкое «нет».

5. ПРЕДЛОЖИТЕ АЛЬТЕРНАТИВУ

Проанализируйте поведение ребенка и те ситуации, в которых он обычно начинает капризничать, и проговаривайте с ним заранее возможные последствия. Например, если вы собираетесь в магазин и знаете, что ребенок может начать требовать купить ему игрушку и закатывать истерику из-за вашего отказа, оговорите с ним заранее, что вы оба будете делать в этой ситуации. Например: «Я собираюсь в магазин. Я могу взять тебя с собой, но только с условием, что ты не будешь просить, чтобы я тебе что-то купила, сегодня у меня нет такой возможности». Если ребенок соглашается, то полезно будет договориться и о том, что будет, если договоренность нарушится. «Если ты все-таки начнешь капризничать, то мне придется больше не брать тебя с собой в магазины (мы с тобой не пойдем в кино, как хотели, и т. п.)». Таким образом вы не только сможете обезопасить себя от детской истерики, но и научите ребенка понимать причинно-следственные связи собственного поведения и делать первые важные выборы в его жизни.

6. НАПРАВЛЯЙТЕ ЭНЕРГИЮ РЕБЕНКА В ДРУГОЕ РУСЛО

На стресс организм ребенка отвечает архаической реакцией борьбы или бегства. Поэтому иногда, чтобы предотвратить кризис, можно предложить ребенку альтернативу в виде спортивных игр. Прыжки, танцы, игра в догонялки позволяют высвободить энергию, которая накоплена для реализации стрессовой реакции. Уговаривая детей на активные занятия и предлагая конкретные варианты и, возможно, свою компанию, вы поможете им сохранять спокойствие в остальное время.

7. ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ ЗАГЛАДИТЬ СВОЮ ВИНУ

За плохое поведение не всегда полагается наказание. «Ребенок может чувствовать себя ужасно после того, как сделает что-то плохое или неправильное, – говорит Мириам Чачаму. – И это уже само по себе наказание. Если вы позволите ребенку сделать что-то, символически искупающее его проступки, тем самым вы невербально сообщите ему, что он действительно был неправ, но что вы готовы принять его извинения, – это позволит вам обоим двигаться дальше».

Почти все мамы хоть раз в жизни сталкивались с истериками своего чада, пытающегося с помощью крика и слёз заставить взрослого сделать по-своему. Как отучить малыша плохо себя вести? Перед тобой 10 действенных советов, с помощью которых можно постепенно избавиться от проблемы.

  • Убедись, не получает ли ребёнок какого-то эмоционального подкрепления от тебя? Очень важно понимать, что реакция родителей на истерику, положительная ли или негативная, фиксируется ребёнком, и при «позитивном исходе» для него он будет только совершенствовать свои «навыки влияния» на окружающих. Подумай об этом: стоит тебе хоть раз изменить своё решение под напором детских криков и слёз и разрешить то, что до этого было под запретом, ребёнок в следующий раз прибегнет к этому методу.
    При этом если ты огорчаешься, угрожаешь, кричишь, насмехаешься или шлепаешь ребенка, скорей всего, он не прекратит истерику. А вот вред детской психике ссора с родителем причинить может. Так что же делать? Удостоверься, что ты вообще никак не «вознаграждаешь» ребёнка за истерику. В идеале оставайся спокойной, как ни в чём не бывало. По крайней мере, воздержись от криков и рукоприкладства.
  • Попробуй предугадать причины истерик. Проанализируй ситуации, при которых малыш перестает себя контролировать, и при первых признаках отвлеки ребёнка, измени формулировку вопросов, вызывающих его бурную реакцию. К примеру, вместо однозначного утверждения: «А на завтрак у тебя сегодня каша» создай ему условие выбора: «Пришло время завтракать. Чего ты хочешь больше: кашу или рагу? Оладьи со сметаной или повидлом?» Если же по каким-либо причинам нужно, чтобы ребёнок съел определённое блюдо, можно перенаправить его внимание на выбор деталей. К примеру: «Ты будешь кушать манную кашу из жёлтой тарелки или из красной в горошек? Ты будешь пить молоко из стакана или кружки?» Заблаговременное предупреждение об уходе из гостей или с игровой площадки тоже поможет снизить накал страстей.

К примеру, покидая родных, можно сказать малышу: «Через десять минут мы будем уходить от бабушки, поэтому завершай все свои дела тут». Если ты заметила, что ребёнок становится неуправляемым , когда устаёт, создай ему условия для того, чтобы он вздремнул.

  • Выбери специальное «место для истерики». В конце концов, единственный, кто по-настоящему страдает от истерики, скорее ты, нежели ребёнок. Голова раскалывается, уши закладывает от пронзительных криков, и ты чувствуешь, что не в состоянии справиться с этой неприятной ситуацией. Зато ты вполне можешь выбирать место для его истерик. К примеру, как только начинается хныканье, сразу же заяви: «Истерики для спальни! Идём!» Или предложи ему на выбор пару самых «шумонепроницаемых» мест: «Где ты хочешь побыть, пока не придёшь в себя и не справишься с этим: в ванной, в прихожей, в спальне?»

Если сам ребёнок в замешательстве и не может решить, быстро делай выбор за него: «Выйди из комнаты, пока не закончишь кричать и плакать».

  • Поощряй исключения. Припомни ситуации, когда ребёнок, возможно, мог закатить истерику , но сдержался и не сделал этого. Покажи ребёнку, что ценишь его самообладание и гордишься им. Подмечай, анализируй вместе с ним такие моменты, поощряй его выдержку.
  • Дай неподобающему поведению ребёнка какое-нибудь название. Это поможет малышу в своём сознании отделить проблему от него самого. Тогда избавиться от каких-нибудь «прилипал» или «злюк» будет проще. Теперь ты сможешь вместе с ребёнком противостоять «злюкам», которые иногда «захватывают в плен» малыша. Ты можешь восторгаться тем, что с каждым днём ему всё легче удаётся побеждать «злюк» и контролировать своё поведение, вместе с ним обсуждать, как лучше и успешнее от них избавляться, узнавать, как они приходят, и делиться опытом, как их победить.
  • Расскажи о своем дальнейшем плане действий. К примеру, так: «Я с удовольствием с тобой поговорю об этом, но только когда ты сможешь говорить спокойно».
  • Проигнорируй истерику. Если у тебя хватит силы воли, не обращай внимания на крики и слёзы. Но будь осторожна: поведение ребёнка может вначале даже ухудшиться. Имея уже опыт закатывания истерик и видя, что на его крики игнорируют, он, возможно, побьет все свои рекорды.

И если ты всё же поддашься искушению отреагировать, то интенсивность и длительность последующих истерик возрастёт. Ведь ребёнок подметит, какой по продолжительности и силе должна быть истерика, чтобы привлечь внимание взрослых .

  • Попробуй переключить малыша на другой способ выражения своих чувств и эмоций. К примеру, предложи ему лист бумаги и цветные карандаши. Пусть прямо сейчас нарисует, как он себя чувствует. Такой «творческий» способ общения подавляет вспышки гнева и способствует зарождению у малыша поведенческого самоанализа.

»? У вас уже готов ответ? Отлично! А теперь давайте сравним его с ответом специалистов. Прежде всего, нужно отметить, что режим дня – это комфортный для ребёнка распорядок действий . Ритм, помогающий нормально чувствовать себя в течение дня. А конкретнее – определённое время подъёма после ночного сна, приём пищи в одно и то же время и, конечно же, не менее двух прогулок на день.

Такая установка положительным образом действует как на физическое, так и на психоэмоциональное развитие малыша. Помогает легче преодолеть так называемый кризис 3-х лет , который, кстати сказать, может проявляться как в два с половиной года, так и в четыре. Всё зависит от индивидуальности ребёнка.

О питании

Важность размеренного питания в развитии ребёнка трудно переоценить. Здесь требуется внимательный подход родителей к потребностям своего чада. Завтрак, обед, полдник и ужин должны проходить в одно и то же время . Если вы выработаете, прежде всего, для себя этот режим, то со временем поймёте, на сколько, легче будет проходить момент кормления.

Организм малыша, настроившись на определённый ритм, сам будет требовать приёма пищи в нужное время . И теперь основная задача мамы будет заключаться только в том, чтобы обеспечить ребёнка должным питанием. Ну и, конечно же, организовать воспитательный момент (мытьё рук перед едой, помощь в накрывании на стол и уборка посуды после еды).

Прогулки

Наличие не менее двух прогулок в течение дня очень эффективное оружие в борьбе за иммунитет ребёнка . И это не пустые слова! Для малыша трёх лет очень важно находиться на свежем воздухе не менее четырёх часов в день . И ещё заметьте, что проводить прогулки желательно в любую погоду. Даже когда идёт дождик, можно погулять под зонтиком или спрятавшись в беседке.

Организация досуга

Трёхлетний ребёнок — уже вполне самостоятельная личность. А посему кроме определённых занятий с взрослыми, которые должны обязательно быть в расписании дня, малыш совершенно спокойно может занять себя сам, играя в какие-то игры развивающего плана, рисуя или складывая, конструктор.

Задача родителей — просто помочь ему на первых этапах, дать направление, предложить игру . Далее ребёнок сам в состоянии будет занять себя, что заметьте, значительно упростит жизнь мамы.

Время сна

Организация сна — тоже немаловажный момент в режиме дня. Обязательно должен быть дневной сон и конечно в одно и то же время , точно так же и отход к . Это очень важно для организма. Определённый ритм поможет выполнить эту задачу без проблем.

Детки в три годика отчетливо воспринимают себя как часть общества. Для них важны игры со сверстниками и активное общение с людьми. Теперь малышу уже не хватает разговоров и игр с родными, он с удовольствием знакомится с ровесниками и отвечает на вопросы окружающих. При грамотном воспитании малыши этого возраста настроены доброжелательно ко всем людям, приветливы и коммуникабельны.

Расписание дня: основные моменты

На родительских форумах можно часто увидеть дискуссии между мамочками о преимуществах того или иного варианта режима дня. Важно осознать, что универсального решения не существует, так как на образ жизни влияет и семейный уклад, и потребности матери и отца, а также братьев и сестер (если они есть). В этой статье мы рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при составлении режима дня ребенка, а вы сможете разработать индивидуальную программу, приняв во внимание наши рекомендации.

Опорными пунктами при разработке расписания станет время сна (дневного и ночного), а также приемов пищи. Именно от них вы будете отталкиваться, продумывая режим. Наши рекомендации:

  • Каждый день ребенок должен кушать не менее четырех–пяти раз. Сюда входит завтрак, обед, ужин, полдник и вечерняя порция кефира.
  • Количество перекусов между приемами пищи необходимо свести к минимуму, иначе к установленному времени ребенок просто не успеет проголодаться.
  • Постарайтесь убедить своих знакомых и родных в том, что сладости и мучные продукты - не самый лучший способ завоевать сердце вашего сына или дочки, есть масса других методов сделать что–то полезное и приятное для ребенка: сводить в парк, прочитать книжку, спеть песенку или провести время вместе с ним за любимой игрой.
  • Оптимальная продолжительность дневного сна - от 2 часов и более. Старайтесь не допускать, чтобы малыш спал более 3,5 часов, иначе вечером его будет трудно уложить в постель.

Нарушение упомянутых правил может стать причиной отсутствия аппетита или желания спать в назначенное время. Следуя этим советам, вы упростите соблюдение распорядка дня.

Адаптация ребенка к посещению образовательных учреждений

Во многом расписание ребенка определяется образом жизни мамы. Работает она или занимается хозяйством? Может ли поручить малыша родственникам на время рабочего дня или его надо отдать в детский зад? Есть ли поблизости от дома подходящее заведение? Учтите, что подготовку крохи к посещению детсада необходимо как минимум за 6 месяцев до выхода на работу. Ребенка необходимо обучить следующим навыкам:

  • Без помощи взрослых надевать верхнюю одежду.
  • Самостоятельно кушать, не разбрасывая еду по «окрестностям».
  • Чистить зубки и умываться.
  • Отправлять естественные потребности на горшок.
  • Владеть основами общения с окружающими.

Постарайтесь посмотреть, как ведет себя малыш в коллективе ровесников. Способен ли он найти с ними общий язык, не вызывает ли у него пребывание среди посторонних людей депрессивного состояния. Отдайте кроху в развивающую группу, куда ребенок будет ходить несколько раз в неделю на час–полтора. Так он привыкнет какое-то время находиться в разлуке с мамой. Важно избежать психологической травмы, поэтому не форсируйте события, действуйте осторожно и тактично.

Развитие малыша

Каждый день выделяйте 30–40 минут на развивающие игры. Их продолжительность можно варьировать в зависимости от настроения ребенка и его готовности заниматься изучением новой информации. В этом возрасте уместно ознакомление с первыми буквами. Для этой цели помимо специальных кубиков стоит купить букварь и изготовить специальные карточки. С активным ребенком на усвоение одной буквы уйдет около трех дней, только после этого можно приступать к изучению следующей буквы. Перед каждым занятием обязательно уделите несколько минут повторению уже пройденного материала.

Развивающие игры

Самое время расширить область познаний в геометрии и математике. Если вы уже изучили плоские фигуры, перейдите к ознакомлению с объемными объектами: шаром, конусом, кубом, пирамидой. Простейшая арифметика лучше познается на практике. Поэтому предлагайте ребенку сосчитать, к примеру, конфеты или груши, сравнить, в какой кучке больше предметов, по желанию можете придумать другие варианты. Примеры игр:

  • Рисование по цифрам. Для этого можно приобрести готовый сборник подобных заданий или разработать собственную картинку, используя в ней минимум опорных точек.
  • Угадывание букв. Для этого потребуются карточки, которые можно изготовить самостоятельно или купить готовый набор. Оперируйте только теми буквами, которые ребенок уже изучил.
  • Задачи на логическое мышление. Их можно найти в интернете или купить сборник в книжном магазине.
  • Пазлы. Это отличная игра, стимулирующая усидчивость и внимательность. Старайтесь подбирать наборы, соответствующие возможностям вашего ребенка.
  • Лото. С геометрическими фигурами, растениями, животными, рыбами. Это отличный способ ознакомления с полезной информацией в игровой форме.
  • Английский в играх. Если вы не владеете языком, значит, привлеките к обучению педагога. Максимальная продолжительность занятий - 20–30 минут, больше в этом возрасте малыш просто не выдержит.

Физическое развитие имеет не меньшее значение, чем интеллектуальное. Утренняя зарядка должна стать таким же привычным делом, как чистка зубов и умывание. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка было все необходимое для подвижных игр: мячи, скакалки. Обратите внимание, что во время прогулок одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал стеснения в движениях.

Режим дня в три года по часам

Мы обсудили все ключевые моменты. Теперь осталось лишь подвести итоги и составить расписание дня. Примерный вариант:

  • 07:00 - пробуждение, постарайтесь, чтобы малыш воспринимал начало дня с удовольствием, радуясь первым солнечным лучам, не забывайте пожелать ему «доброго утра»;
  • 07:00–07:15 - умывание, чистка зубов;
  • 07:15–07:30 - утренняя зарядка, в летний период ее лучше выполнять на свежем воздухе;
  • 07:30–08:00 - предоставьте малышу возможность поиграть самостоятельно, можете вручить ему книжку для малышей или набор для рисования;
  • 08:00–08:30 - завтрак, помимо молочной каши и бутерброда с сыром можно предложить немного печенья или фруктов;
  • 08:30–09:30 - развивающие игры, подготовка к прогулке;
  • 09:30–11:30 - выход на улицу, общение со сверстниками или посещение магазинов;
  • 11:30–12:00 - мытье рук после прогулки, при необходимости переодевание;
  • 12:00–12:30 - обед, подготовка к отдыху;
  • 12:30–14:30 - дневной сон;
  • 14:30–16:00 - самостоятельные игры, маме лучше находиться в поле зрения малыша, чтобы он не проявлял беспокойства;
  • 16:00–18:30 - посещение парка или детской площадки;
  • 18:30–19:00 - ужин;
  • 19:00–20:00 - предоставьте малышу возможность забавляться самому;
  • 20:00–20:30 - уборка комнаты, ребенок раскладывает все игрушки по местам, заботясь о том, чтобы ничего не валялось;
  • 20:30–21:30 - купание, массаж, отход ко сну.

Практика показывает, что далеко не всегда удается соблюдать режим дня. Это может происходить по разным причинам, например, после ярких впечатлений некоторые детки трудно засыпают. Возможен и другой вариант - ребенка угостили сладостями, после чего у него отсутствует аппетит. В подобных ситуациях лучше не настаивать на соблюдении расписания и пропустить прием пищи или сдвинуть время сна. По возможности старайтесь всегда действовать убеждением, а не силой.