Развитие речи в 2 с половиной года. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

Два с половиной года прошло с того момента, как ваш малыш появился на свет. Возраст довольно серьезный. Запасы энергии ребенка все возрастают, а характер меняется с каждым днем.

Целый ящик новых эмоций для деток в этом возрасте может стать как подарком, так и настоящим грузом. Поэтому будьте особенно внимательными к малышу и гибкими к его капризам.

Два с половиной года: особенности физиологии

Вы не перестаете удивляться, где у этого маленького чуда берется столько энергии. Сон ребеночка в этом возрасте длится 10-12 часов в сутки. Часто детки с небольшой охотой ложатся спать днем, но педиатры все же рекомендуют это делать. Повышенная активность без дневного отдыха – большая нагрузка для детского организма.

Навыки и умения в 2 года и 6 месяцев:

· Самостоятельно кушает.

· Участие в разговорах. Ребенок понимает, о чем говорят, и пытается вставлять свои слова и предложения.

· Детки воспринимают шутки и даже сами пытаются шутить.

· Малыш уже может надевать некоторые вещи, обуваться.

· Умывание, причесывание и чистка зубов – без сторонней помощи.

· Ходят и бегают детки уже достаточно быстро и уверенно, как и перемещаются по лестнице.

· Одно из любимых занятий деток этого возраста – подражать родителям. Не удивляйтесь, если ваш ребенок включит пылесос или станет ходить по квартире, имитируя разговор по телефону.


Особенности воспитания ребенка

Этот период – начало кризиса 3 лет. Сейчас будет сложно и ребенку, и вам. Вы должны в это время четко расставлять запреты и решить, что малышу можно. Постарайтесь не давить на ребенка, но это еще не значит, что ему можно все разрешать.

Организация жизни ребенка 2,5 лет

Приучите малыша, что мыть руки после улицы и каждый раз перед едой – обязательно. Очень полезный навык – полоскать ротик после приема пищи. Ели малыш научится этому с детства, то проблем с зубками будет меньше.

Эмоции и что с ними делать?

Весьма интересно, что ребенку в этом возрасте больше нравится общаться с взрослыми, чем со сверстниками. Малыш уже демонстрирует самые разные эмоции, в том числе нежность, скуку, тоску или даже сочувствие. Детки ведут себя по-разному с тем, кто им симпатичен и очень хорошо чувствуют «не своих» людей. Ребенок и далее сильно привязан к родителям, но уже способен на разлуку с ними без слез.

В 2 года и 6 месяцев детки часто сильно увлекаются игрой. Любят ролевые игры, например, играть в продавца, врача или папу-маму любимой игрушки. Ребенок радуется, если вы его хвалите, одобряете его действия, но как только малыш слышит негативные отзывы, то расстраивается.

Какой должна быть речь ребенка в 2 года и 6 месяцев?

Теперь ребенок не только пытается использовать все части речи в своем разговоре, но и контролирует силу голоса. Все больше вопросов теперь направлено на познание мира, его строения. Если вопрос «почему?» еще не стал любимым словом вашего малыша, то попробуйте сами его задавать. Таким образом вы простимулируете любознательность малыша.

Что делать родителям ребенка 2,5 лет?

В этот период происходит новое строение взаимоотношений ребенка и родителей. В некоторых ситуациях вам будет легче уступить, от некоторых капризов получится отвлечь внимание. Многие утверждения замените на вопросы. К примеру, не говорите: «Иди кушать», а спросите малыша, будет ли он кушать. Так вероятность получить отказ меньше. Если вы решили сказать малышу «нет», то будьте упрямы и до конца настаивайте на своем.

Уверенно бегает, подпрыгивает, приседает. Прыгает на двух ногах вперед или подпрыгивает вверх, удерживая равновесие и не падая. Проходит на цыпочках не менее шести‑семи шагов. Должен уметь постоять без поддержки на одной ноге хотя бы 2 секунды.

Отбивает мяч одной рукой. Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из‑за головы. Ловит мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками. Половина детей в этом возрасте могут поймать мяч, брошенный с расстояния в 2 метра. Перебрасывает мяч через препятствия. Имеет более уверенную и скоординированную позу, когда пинает большой мяч так, чтобы он катился (сравните позу с рисунком в предыдущем этапе). Но ударяет пока не сильно и не всегда по центру мяча (рис. 55).

Самостоятельно поднимается по лестнице. Многие дети умеют подниматься, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх (сравните с приставными шагами на предыдущем этапе).

Сидит на трехколесном велосипеде и отталкивается ногами от пола. Крутить педали и ехать на велосипеде могут только половина детей в 2,5 года.

Ест уверенно, самостоятельно ложкой. Если до сих пор вилку не использовали, то теперь может быстро научиться есть и вилкой. Бытовые навыки. Сам надевает и снимает носки, штанишки, трусики, просторную куртку и другую удобную для этого одежду. Некоторые дети могут расстегивать и застегивать несколько пуговиц. Шнурки завязывать еще не умеют.

Все дети в этом возрасте должны уметь самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем.

С вашей помощью чистит зубы.

Целый день остается чистым – оправляется на горшок или в туалете. Перед туалетом сам опускает и поднимает штаны, но иногда нужна помощь при застегивании.

Психическое развитие

Игра. Собирает пирамидку из четырех – восьми колец по убыванию – сначала нанизывает самые крупные кольца, а затем все меньшие и меньшие. Делает это после вашего показа. Если ребенок хорошо справляется с пирамидкой и проявляет интерес, то покажите ему и предложите сделать более сложный вариант: собрать пирамидку в обратном порядке – от меньшего кольца к большему.

Строит башни, ставя 7–8 и более кубиков один на другой.

После демонтрации взрослого строит из кубиков паровоз.

Может воспроизвести и более сложные сюжетные постройки из деревянных кубиков.Причем если в первый раз строит после показа взрослого, то затем начинает самостоятельно изменять, перестраивать, комбинировать постройки. В 2,5 года больше половины детей самостоятельно строят «мостик» (два кубика ставятся рядом с небольшим промежутком, а один на них сверху), «паровоз» (на ряд кубиков сверху ставится еще один в виде трубы).

Ориентируется в четырех – шести геометрических формах (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Если показать ему одну из фигур, то из оставшихся выберет и даст вам такую же. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям. Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. При попытках вставить предметы все реже пытается запихнуть один неподходящий объект в другой с помощью силы. При игре с вкладышами хорошо вставляет фигуры в нужные отверстия или соответствующие формы. К 2,5 годам в играх детей совершенствуется сюжетная игра. Ребенок совершает уже не два, а три‑четыре последовательных действия: например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать; нагружает игрушечную машину, затем водит ее и разгружает.

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называет их: дом, гараж, дорога и т. д. Вместо отсутствующих игрушек может использовать несколько предметов‑заместителей, так включается воображение. Некоторые дети начинают использовать эти постройки для сюжетной игры с машинкой, мишкой, куклой.

Игра носит и ролевой характер – «семья», «доктор и больной» и т. д. Обычно при игре в семью малыш подражает своему полу: девочка – маме, мальчик – папе. Ребенок может брать на себя и роль других близких людей. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Сюжет ролевой игры пока упрощенный и короткий. Например, врач заглядывает в горло, затем дает таблетку. Свою роль в сюжете выполняет, но не называет, не говорит: «Я врач».

Уже в 2,5–3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предметов в зависимости от пола ребенка. Девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Мальчики предпочитают технические игрушки. Если у девочек интерес к кукле проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и проч.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят в машинах кукол и их имущество. Покупать надо машинки средних размеров. Особенно привлекают ребенка машины– фургоны с открывающимися дверцами, потому что такая машина содержит загадку: что же внутри?

Двух‑, трехлетним детям будут по силам так называемые игры‑пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Ребенок может быть сильно увлечен игрой, иногда даже трудно отвлечь от нее. Спокойно выполняет знакомые действия. Огорчается, сердится на свои неудачи.

В игре и поступках стремится к самостоятельности, говорит при этом: «Я сам».

Начинает с интересом наблюдать за игрой других детей. Старается подражать игровым действиям другого ребенка. Совершает попытки совместной игры на 1–2 минуты. Активнее участвует в подвижных играх с группой детей. Понимает необходимость соблюдения правил в игре: твоя очередь – моя очередь. Запоминает и выполняет и другие несложные правила игры. С этого времени для полноценного развития ребенку требуется общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке или с соседскими детьми.

Начало посещения детского сада в 2,5 года еще мало что дает для развития ребенка. Повторю, что постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, так как девочки лучше и быстрее привыкают к детскому саду. Для мальчиков начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Рисует. Берет карандаш ведущей (обычно правой) рукой. Захват еще не правильный, но двухлетний ребенок зажимает карандаш уже не всем кулаком, а держит его между большим и соседними пальцами руки. В основном захват осуществляется тремя пальцами. Ребенок может по указанию или собственному желанию рисовать точки, круговые закорючки.

К 2 годам 6 месяцам должен повторить за взрослым нарисованную горизонтальную или вертикальную линию, кривую замкнутую линию (неправильный круг или овал), латинскую букву V (галочку). Некоторые дети могут в этом возрасте повторить за вами и рисунок креста. Если у ребенка хорошо получается рисовать после того, как ему покажут, учите его копировать изображение с образца. Такое задание является более сложным, так как при копировании, в отличие от действий по показу, ребенок не должен видеть, как были нарисованы эти фигуры.

В 2 года повышается активность в изучении окружающей среды, но пока еще не сформировалось чувство осторожности и понимание опасности (рис. 57).

Однако в этом возрасте уже можно и нужно объяснять ребенку опасность огня, острых предметов, высоты, уличного транспорта и т. д. В процессе повседневной жизни нужно обращать внимание ребенка на ваше собственное правильное поведение. Например, нельзя переходить улицу на красный свет, даже если за километр не видно никаких машин. При этом надо рассказывать ребенку обо всех возможных неприятных последствиях неправильного, опасного поведения. Необходимо внушить ребенку необходимость обращаться за советом и разрешением взрослого в потенциально опасных ситуациях.

Общение (понимание речи, эмоции). Четко выполняет поручения (инструкции), состоящие из трех этапов: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Выполняет такую чисто словесную инструкцию без помощи жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Ближе к трем годам ребенок может запомнить и правильно выполнить 4–5 действий подряд. Например, выполнит инструкцию: встань со стула, подойди к столику, возьми со столика карандаш, принеси карандаш и положи его на стул. При проверке этого навыка следует учесть, что у некоторых детей в этот период наблюдается пик непослушания.

У других детей этот пик уже миновал, и они становятся более управляемыми. Ребенок уже не такой несговорчивый и упрямый, каким был на втором году жизни. В меньшей степени проявляет недовольство при необходимости подождать, при запрете. Становится эмоционально сдержанным при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. Однако не всегда еще может оценить доброту или понять наказание. Чувствует сильно– и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по‑разному, кому‑то подчиняется, а кого‑то, наоборот, не слушается. Взрослым необходимо продолжать выполнять рекомендации по запретам и наказаниям (см. предыдущие этапы по второму году жизни).

В 2 года ребенок испытывает и другие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обиду, зависть, тоску, радость, гнев (агрессию), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы. Начинает чувствовать красоту. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ребенка ситуациях. Способен понять радость или печаль другого ребенка. Может определить свое состояние: мне больно, мне весело, мне хочется и т.д.

Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально‑индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Вспоминает и понимает: на празднике, в гостях – весело; когда болеешь – неприятно, плохо.

Остается выраженным чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстрее успокаивается, чем в меньшем возрасте.

Появляется элементарное понимание количественных соотношений – один и много. Для проверки этого понимания можно провести тест.

Что должен уметь малыш? В два с половиной года дети могут сами чистить зубы, расчесывать свои волосы и самостоятельно кушать.

Физическое развитие ребенка в 2,5 года

В 2,5 года жизни ребенок прекрасно двигается, может встать на табуретку, подняться на лестницу. У него достаточно проворные руки, с помощью которых он открывает и закрывает различные двери, шкафы, коробки, шкатулки, он может справиться и с закручиванием гаек. В этот период жизни малыша стоит быть вдвойне бдительным и позаботиться о том, чтобы дом был действительно безопасен для дитя.

Ловкие пальчики малыша выполняют уже много „взрослых" действий. Малыш уверенно орудует щеткой при чистке зубов, расчесывает свои волосы, одевает куклу, поворачивает ключ в дверях, самостоятельно перемешивает ложкой чай в кружке.

  • Хотя ребенок в 2,5года предпочитает сам чистить зубки, по-прежнему имеет смысл наблюдать за их чистотой. Можно договориться, что сначала малыш выполняет эту процедуру сам, а потом мама или папа помогают ему. Убедитесь, что вы знаете, .
  • Водите ребенка в бассейн. Занятия в сегодня не редкость, а скорее норма, обычный элемент воспитания детей. Плавание (под присмотром родителей и инструктора) – отличное упражнение для мышц. Однако стоит помнить о том, что нужно тщательно высушить уши ребенка после выхода из воды: у пловцов часто возникает .

Рост и вес в 2,5 года

  • Мальчики в среднем имеют вес - 13,7 кг., рост - 93 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 13,3 кг., рост - 91 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 2,5 года

Малыш в этом возрасте благодаря своим способностям и умению читать стихи мог бы блистать в любой веселой компании, особенно среди друзей мамы. Мог бы – если бы только захотел. Но он не хочет. Ребенок в 2,5 года легко приходит в растерянность и упорно отказывается от каких-либо выступлений. Он засовывает пальчик в рот и испуганно прячется за вашу ногу, а если вы будете настаивать на своей просьбе, может даже громко заплакать. В такой ситуации стоит подумать о том, как помочь малышу преодолеть робость.

Если он дома, перед знакомой аудиторией – тут ситуация другая. Малыш покажет все, на что он способен, и будет забавлять аудиторию. Он передразнивает поведение взрослых, и все представление будет сопровождаться заразительным смехом.

  • Организовывайте для малыша „экскурсии в неизвестное". Это хороший способ проведения свободного времени. Благодаря им дети имеют возможность узнавать новые места и людей. Вы можете подготовить своё чадо к первой поездке в театр, сводить его на концерт на открытом воздухе. Разговаривайте о новых знакомых, проанализируйте их поведение и обсудите события, которым были свидетелями.
  • Не заставляйте ребенка соблюдать слишком много правил – в 2 года и 6 месяцев он их все не запомнит! В то же время не останавливайтесь только на общих просьбах: „Будь хорошим мальчиком", а подробно разъясняйте, в чем будет заключаться хорошее поведение. Вы легче добьетесь успеха, и ваши аргументы принесут результат, когда вы знаете, как говорить, чтобы ребенок вас слушал.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года

Ребенок в 2,5 года любит играть, в том числе изображая людей разных профессий. Среди них, безусловно, лидирующие позиции занимают продавщица, воспитательница детского сада, водитель мусоровоза, машинист и т. д. В середине третьего года жизни могут уже появиться первые детские увлечения.

Малыш готов помочь вам в домашних занятиях, он с воодушевлением осваивает новые действия и подражает взрослым в их повседневной работе. Благодаря умению внимательно наблюдать он отлично улавливает характерные для поведения взрослых черты: постоянный хмурый взгляд у мамы, пронзительный смех тети, низкий тон голоса деда. Свои наблюдения он использует в элементах игры. Воображение работает на полных оборотах, поэтому малыш может играть выбранную им роль. В середине третьего года жизни в вашем доме может появиться новый житель – невидимый друг вашего малыша. Воображаемый товарищ – это доказательство наличия творческих способностей и фантазии у ребенка, а не чувства одиночества, как думают многие родители.

  • Направляйте энергию ребенка в творческое русло. Можно заняться вырезанием из цветной бумаги (малыш должен осваивать его, используя специальные, предназначенные для детей ножницы), конструированием человечков из каштанов, строительством домиков из обувных коробок и т. д. Благодаря этому дети не только узнают новые формы проведения свободного времени, но и учатся мыслить.
  • Во время совместных игр дайте ребенку право принимать решения. Пусть ваш малыш сам решит, какая из игрушек поедет в построенном поезде, какие из кукол возьмет мама или сам ребенок. Это отличная тренировка самостоятельного мышления.

2 года и 6 месяцев жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Ваш ребенок ругается, нарочно выпускает газы

В отчаянной борьбе за интерес родителей ребенок может зайти очень далеко – кроме того, по его мнению, такой образ действий действительно является веселым. Проконсультируйтесь по поводу того, как справиться с вызывающим поведением ребенка.

Иногда он бунтует

В середине третьего года жизни бунт двухлетнего ребенка должен постепенно стихать и в течение нескольких последующих месяцев исчезнуть полностью. Однако это не означает, что с сегодняшнего дня малыш будет всегда послушным. Ваш малыш может забыть о каких-то правилах или сознательно игнорировать их, желая новых ощущений или отдаваясь своему любопытству.

2,5 года новый серьезный этап в развитии вашего малыша. К трем годам вас ожидает очередной кризис - кризис трех лет, и ваша задача подготовить ребенка и подойти к этому периоду максимально спокойно и грамотно. Задача родителей будет довольно непростой, вам нужно мягко и доступно объяснять ребенку нормы поведения и морали, объяснять что можно, а что нет, понимать и принимать слово «нельзя» без истерик и криков. Не давите, не угрожайте, действуйте с любовью, лаской, терпением.

Что новенького

Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Пытается или умеет подниматься и спускаться по лестнице. Ребенок 2,5 лет бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия, бьет мяч ногой. Может надеть простые вещи - без пуговиц. Пьет из кружки. Ест ложкой. Просится на горшок. Держит карандаш - иногда неправильно, рисует простые линии, может рисовать круг, кривые линии.

В плане эмоций становится очень заметным, как реагирует малыш на всякие жизненные моменты. В это время он особенно эмоционален, и его радость или грусть очень ярко выражаются. Малыш уже умеет проявлять довольно сложные и тонкие эмоции: несогласие с собеседником, опасения, обиду, тоску, скуку, зависть, нежность, жалость, сочувствие, интерес к эмоциональному состоянию собеседника, стремление к общению. Развивается чувство юмора - он обожает издавать странные звуки и корчить нелепые рожицы. Способен на сопереживание. Может жалеть кого-то. По-разному ведет себя с теми, кто ему симпатичен, и с теми, кого он опасается или не любит. По-прежнему, очень сильно привязан к родителям, но уже способен расставаться с ними без слез. Родители должны быть к нему особенно внимательными.

Из познавательного:


  • Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1–2 цвета.

  • Ориентируется в 4–6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.

  • Ориентируется в различных по величине формах.

  • Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4–8 колец по убывающей (по показу).

  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3–4 составляющих (по показу).

  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Речь

Ребенок активно принимает участие в общей беседе, хорошо понимает о чем идет речь. Время от времени вставляет свои фразы и слова в общий разговор. Речь ребенка всё более совершенствуется, малыш всё чаще разговаривает используя простые предложения, состоящие из 3–4 слов. В речи пока еще присутствуют слова заменители и упрощенные слова, но малыш уже употребляет практически все части речи. Начинает контролировать силу своего голоса и может говорить, то громко, то тихо. Всё чаще в речи ребенка появляется вопрос «почему?» и ваш малыш постепенно превращается в «почемучку».

Как выглядит ребенок в 2.5 года


Физическое развитие ребенка в 2.5 года


Уверенно бегает, подпрыгивает, приседает. Прыгает на двух ногах вперед или подпрыгивает вверх, удерживая равновесие и не падая. Проходит на цыпочках не менее шести-семи шагов. Должен уметь постоять без поддержки на одной ноге хотя бы 2 секунды.

Отбивает мяч одной рукой. Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы. Ловит мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками. Половина детей в этом возрасте могут поймать мяч, брошенный с расстояния в 2 метра. Перебрасывает мяч через препятствия. Имеет более уверенную и скоординированную позу, когда пинает большой мяч так, чтобы он катился (сравните позу с рисунком в предыдущем этапе). Но ударяет пока не сильно и не всегда по центру мяча.

Самостоятельно поднимается по лестнице. Многие дети умеют подниматься, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх (сравните с приставными шагами на предыдущем этапе).

Сидит на трехколесном велосипеде и отталкивается ногами от пола. Крутить педали и ехать на велосипеде могут только половина детей в 2,5 года.

Бытовые навыки ребенка в 2.5 года

Сам надевает и снимает носки, штанишки, трусики, просторную куртку и другую удобную для этого одежду. Некоторые дети могут расстегивать и застегивать несколько пуговиц. Шнурки завязывать еще не умеют.

Все дети в этом возрасте должны уметь самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. С вашей помощью чистит зубы. Целый день остается чистым - оправляется на горшок или в туалете. Перед туалетом сам опускает и поднимает штаны, но иногда нужна помощь при застегивании.

Ест уверенно, самостоятельно ложкой. Если до сих пор вилку не использовали, то теперь может быстро научиться есть и вилкой.

Игра ребенка в 2.5 года

Собирает пирамидку из четырех - восьми колец по убыванию - сначала нанизывает самые крупные кольца, а затем все меньшие и меньшие. Делает это после вашего показа. Если ребенок хорошо справляется с пирамидкой и проявляет интерес, то покажите ему и предложите сделать более сложный вариант: собрать пирамидку в обратном порядке - от меньшего кольца к большему.

Строит башни, ставя 7–8 и более кубиков один на другой. После демонстрации взрослого строит из кубиков паровоз. Может воспроизвести и более сложные сюжетные постройки из деревянных кубиков.Причем если в первый раз строит после показа взрослого, то затем начинает самостоятельно изменять, перестраивать, комбинировать постройки. В 2,5 года больше половины детей самостоятельно строят «мостик» (два кубика ставятся рядом с небольшим промежутком, а один на них сверху), «паровоз» (на ряд кубиков сверху ставится еще один в виде трубы).

Ориентируется в четырех - шести геометрических формах (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Если показать ему одну из фигур, то из оставшихся выберет и даст вам такую же. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям. Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. При попытках вставить предметы все реже пытается запихнуть один неподходящий объект в другой с помощью силы. При игре с вкладышами хорошо вставляет фигуры в нужные отверстия или соответствующие формы. К 2,5 годам в играх детей совершенствуется сюжетная игра. Ребенок совершает уже не два, а три-четыре последовательных действия: например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать; нагружает игрушечную машину, затем водит ее и разгружает.

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называет их: дом, гараж, дорога и т.д. Вместо отсутствующих игрушек может использовать несколько предметов-заместителей, так включается воображение. Некоторые дети начинают использовать эти постройки для сюжетной игры с машинкой, мишкой, куклой.

Игра носит и ролевой характер - «семья», «доктор и больной» и т.д. Обычно при игре в семью малыш подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе. Ребенок может брать на себя и роль других близких людей. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Сюжет ролевой игры пока упрощенный и короткий. Например, врач заглядывает в горло, затем дает таблетку. Свою роль в сюжете выполняет, но не называет, не говорит: «Я врач».

Уже в 2,5–3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предметов в зависимости от пола ребенка. Девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Мальчики предпочитают технические игрушки. Если у девочек интерес к кукле проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и проч.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят в машинах кукол и их имущество. Покупать надо машинки средних размеров. Особенно привлекают ребенка машины - фургоны с открывающимися дверцами, потому что такая машина содержит загадку: что же внутри?

Двух-трехлетним детям будут по силам так называемые игры-пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Ребенок может быть сильно увлечен игрой, иногда даже трудно отвлечь от нее. Спокойно выполняет знакомые действия. Огорчается, сердится на свои неудачи.

В игре и поступках стремится к самостоятельности, говорит при этом: «Я сам».

Начинает с интересом наблюдать за игрой других детей. Старается подражать игровым действиям другого ребенка. Совершает попытки совместной игры на 1–2 минуты. Активнее участвует в подвижных играх с группой детей. Понимает необходимость соблюдения правил в игре: твоя очередь - моя очередь. Запоминает и выполняет и другие несложные правила игры. С этого времени для полноценного развития ребенку требуется общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке или с соседскими детьми.

Начало посещения детского сада в 2,5 года еще мало что дает для развития ребенка. Повторю, что постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, так как девочки лучше и быстрее привыкают к детскому саду. Для мальчиков начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Рисует
Берет карандаш ведущей (обычно правой) рукой. Захват еще не правильный, но двухлетний ребенок зажимает карандаш уже не всем кулаком, а держит его между большим и соседними пальцами руки. В основном захват осуществляется тремя пальцами. Ребенок может по указанию или собственному желанию рисовать точки, круговые закорючки.

К 2 годам 6 месяцам должен повторить за взрослым нарисованную горизонтальную или вертикальную линию, кривую замкнутую линию (неправильный круг или овал), латинскую букву V (галочку). Некоторые дети могут в этом возрасте повторить за вами и рисунок креста. Если у ребенка хорошо получается рисовать после того, как ему покажут, учите его копировать изображение с образца. Такое задание является более сложным, так как при копировании, в отличие от действий по показу, ребенок не должен видеть, как были нарисованы эти фигуры.

В 2 года повышается активность в изучении окружающей среды, но пока еще не сформировалось чувство осторожности и понимание опасности.

Однако в этом возрасте уже можно и нужно объяснять ребенку опасность огня, острых предметов, высоты, уличного транспорта и т.д. В процессе повседневной жизни нужно обращать внимание ребенка на ваше собственное правильное поведение. Например, нельзя переходить улицу на красный свет, даже если за километр не видно никаких машин. При этом надо рассказывать ребенку обо всех возможных неприятных последствиях неправильного, опасного поведения. Необходимо внушить ребенку необходимость обращаться за советом и разрешением взрослого в потенциально опасных ситуациях.

Общение и эмоции ребенка в 2.5 года

Четко выполняет поручения (инструкции), состоящие из трех этапов: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Выполняет такую чисто словесную инструкцию без помощи жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Ближе к трем годам ребенок может запомнить и правильно выполнить 4–5 действий подряд. Например, выполнит инструкцию: встань со стула, подойди к столику, возьми со столика карандаш, принеси карандаш и положи его на стул. При проверке этого навыка следует учесть, что у некоторых детей в этот период наблюдается пик непослушания.

У других детей этот пик уже миновал, и они становятся более управляемыми. Ребенок уже не такой несговорчивый и упрямый, каким был на втором году жизни. В меньшей степени проявляет недовольство при необходимости подождать, при запрете. Становится эмоционально сдержанным при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. Однако не всегда еще может оценить доброту или понять наказание. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному, кому-то подчиняется, а кого-то, наоборот, не слушается. Взрослым необходимо продолжать выполнять рекомендации по запретам и наказаниям.

В 2.5 года ребенок испытывает и другие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обиду, зависть, тоску, радость, гнев (агрессию), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы. Начинает чувствовать красоту. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ребенка ситуациях. Способен понять радость или печаль другого ребенка. Может определить свое состояние: мне больно, мне весело, мне хочется и т.д.

Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Вспоминает и понимает: на празднике, в гостях - весело; когда болеешь - неприятно, плохо.

Остается выраженным чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстрее успокаивается, чем в меньшем возрасте.

Появляется элементарное понимание количественных соотношений - один и много. Для проверки этого понимания можно провести тест.

Тест
Положите на стол один предмет, лучше всего конфету, а с другой стороны - несколько конфет. Затем попросите ребенка показать: «Где одна конфета, а где много?»

Половина детей в возрасте 2.5 года понимает значение слова «легкий». Из двух предметов одинакового размера, но разного веса покажет вам более легкий.

Ориентируется в четырех цветах. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 1–2 цвета.

Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?» Может рассказать о содержании картинки в двух-трех предложениях.

Если показывать ребенку знакомые ему предметы (мяч, чашку, ложку, карандаш, шапку и т.д.) и спрашивать, как они называются («Что это?»), то к двум с половиной годам он называет все предметы.

Активная речь ребенка в 2.5 года

Активный словарный запас настолько большой, что подсчитать количество произносимых ребенком слов практически невозможно.

Говорит о себе «я»: «Я пошел», «Я сам». Иногда называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Употребляет местоимения «ты» и «мы». Отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» полностью или упрощенно. Начинает называть по имени родителей, близких взрослых, знакомых детей. На вопрос «Как зовут твою маму?» называет имя «Таня», а не «мама Таня».

Большинство детей говорит многословными фразами (3–4 слова). Разговаривает со сверстниками во время игр. Продолжает задавать вопросы: «Что это?», «Кто это?» Задает ориентировочные вопросы: «Где?», «Куда?», «Откуда?». Во второй половине третьего года жизни появляется вопрос «Почему?».

Режим ребенка в 2,5 года

Сон ребенка в этом возрасте занимает примерно половину суток. Ночью малышу достаточно спать 10 часов, днем - 2–3 часа. Как правило, кушает ребенок 4–5 раз в день с умеренными перерывами.

В плане освоения гигиены - следите за тем, чтобы ребенок полоскал рот после еды, мыл руки, умывался и так далее, все это надо постоянно из раза в раз повторять. Ваш малыш уже имеет достаточно зубов, чтобы приучать его к уходу за ними. У большинства детей режутся вторые молярные зубы, сначала нижние, потом верхние. Этот процесс может быть болезненным, ведь молярные зубы достаточно крупные. Приобрести зубную щетку можно как в магазине, так и в аптеке.

Полезно знать

Но не забывайте, что первая зубная щетка ребенка должна обязательно быть с мягкой щетиной. Вполне естественно, что вначале малыш станет чистить свои зубки без зубной пасты. Детскую зубную пасту рекомендуется приобретать после того, как ребенок будет уметь полоскать рот и выплевывать воду.

Делайте с малышом гимнастику. В этом возрасте он может освоить приседания, наклоны туловища, развивайте его ловкость и гибкость. Можно начать ходить в бассейн, если вы не сделали это ранее.

Не забывайте о прогулках, в зимнее время не более полутора часов, потому что малышу еще легко замерзнуть, а летом, когда тепло, можно провести на улице хоть целый день - например, на даче. Во время летних прогулок играйте с ребенком в подвижные игры, играйте в мяч, в догонялки, на даче или на природе предлагайте ему походить босиком по траве или чистому песку. Кроме того, положительно влияют на ребенка игры с надувными шарами, легкими мячами, особенно полезны будут прыжки на надувном мячике. Пусть он выплескивает энергию на улице в играх, тогда дома он будет вести себя спокойнее.

Пред сном читайте малышу добрые простые сказки, в игровой форме приучайте малыша к порядку - выделите несколько больших контейнеров, куда кроха с вашей помощью будет убирать свои игрушки.

Несколько раз за ночь просыпается большинство детей, и не все могут заснуть снова самостоятельно. Некоторых малышей успокаивает присутствие любимой игрушки-«обнимашки». Другие начинают плакать и звать родителей или отправляются на их поиски и проводят остаток ночи в семейной кровати. Следуйте своим инстинктам. Если вы считаете, что малыш уже достаточно взрослый, чтобы спать всю ночь самостоятельно, попробуйте убедить его, что спать в своей «взрослой» кроватке гораздо удобнее. Комфорт и безопасность для малыша связаны с близостью родителей. Обязательно обнимите малыша, скажите ему, что вы обязательно придете, если будет нужно. Ваш ребенок должен знать, что вы всегда в пределах досягаемости, чтобы обнять и успокоить, но ваше постоянное присутствие необязательно. Лучше, чтобы малыш окончательно заснул в одиночестве, тогда он не будет ожидать вашего присутствия рядом в момент пробуждения.

Как кормить ребенка в 2,5 года

Для удобства тарелка малыша должна быть немного углублённой. Ложка - яркого цвета (красный цвет подымает аппетит, желтый - улучшает настроение). Ручка у ложки пусть будет короткая и удобная. С детства приучайте ребёнка кушать вилкой крупные куски пищи (картофель, макароны, куски мяса и фруктов).

Научите ребёнка пользоваться салфетками. Купите салфетки яркого цвета с рисунком. Пусть они стоят на видном месте и будут в досягаемости малыша.

Ребёнок в 2–3 года должен осваивать следующие навыки: потребность и умение мыть руки перед едой, аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, самому доставать её и убирать. Кроме того, он должен научиться не уходить из-за стола, не окончив еды, не мешать кушать другим членам семьи и без напоминания благодарить, встав из-за стола.

Питание малыша должно быть по прежнему здоровым и сбалансированным. В рацион 2,5 летнего ребенка должна включать в себя каши, нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, зелень, бобовые и хлеб из муки грубого помола.

Полезно знать

Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400–1500 к/калорий, 50–60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50–60 граммов жира (из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210–220 граммов углеводов.

Для детей раннего возраста используют нежирные сорта говядины, телятины, свинины, а также курятину. Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, так как они перевариваются дольше. Ребёнку в 2–3 года изредка можно уже давать нежирную баранину. Но не следует пока давать мясо гуся и утки, которое трудно переваривается, а также копчёности, в том числе копчёные колбасы. Необходимым продуктом для детей этого возраста остаётся печень. Суточная норма мяса до трех лет 50–70 г в день. Можно использовать консервы для детского питания, врачи вообще рекомендуют как можно дольше не давать ребенку мясо из магазина или с рынка в целях безопасности. До трех лет детям не дают колбасу, ветчину, сосиски.

Вместо мяса пару раз в неделю нужно давать рыбу. Суточная ее норма - 25 г. Можно готовить как речную (озерную) свежую рыбу, так и морскую замороженную (треску, хек, окунь и др.). Детям до трех лет рыбу дают в виде фрикаделек, рыбных котлет, отварной или тушеной в собственном соку, политой рыбным бульоном и жиром, а также с морковью и луком. Полезно устраивать вегетарианские дни 1–2 раза в неделю.

В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).

Суточная норма кисломолочных продуктов: 200 г кефира, 100–200 г йогурта. Общее количество молока и кисломолочных продуктов: не менее 600 мл в день.

Ребенок до трех лет должен получать кисломолочные продукты с пометкой «детское питание» - детский творожок, детский йогурт. Если вы даете самодельный творог, подслащивайте его детским фруктовым пюре или сухофруктами. Блюда из творога, прошедшего термообработку (сырники, запеканки) детям предлагают после 1,5 лет. Норма творога до трех лет: 70–90 г в день.

Полезно знать

Еда ребенка не должна быть слишком жирной. В детской еде рекомендуется употреблять главным образом молочный жир - сливочное масло или богатые жиром молочные продукты - сметану, сливки. Этот жир содержит в себе необходимые ребенку витамины A и D. Чтобы витамины в не разрушались при варке, масло надо класть в уже приготовленную еду, лучше всего - прямо в тарелку.

Малыши в этом возрасте очень активны. Неудивительно, что между основными приемами пищи им приходится перекусывать, чтобы не проголодаться. Перекусы не должны нарушать привычный режим питания, лучше приучить ребенка к тому, что есть можно только за столом на кухне. Пусть в перекусы вы будете использовать фрукты, овощи, несладкое печенье. От сладостей лучше пока отказаться.

Старайтесь как можно чаще давать малышу свежие овощи и фрукты - очищается зубная эмаль, укрепляются дёсны и улучшается кровообращение зубов. Не забывайте, что сладости - лучшая питательная среда для размножения микробов, которые разрушают зубную эмаль, добавляя тем самым хлопот родителям, а малышу - страхов перед стоматологическим креслом.

Рецепты

Яблочно-банановый пудинг

  • Яблоко 1 шт.

  • Банан 1 шт.

  • Творог 50 г.

  • Сливки 35% или сметана 1 столовая ложка.

  • Сахар по вкусу.

Очистить яблоко от кожуры и семян. Очистить банан от кожуры. Порезать фрукты небольшими кусочками. Поместить все в чашу, добавить творог, сметану или сливки и сахар. Взбить все при помощи блендера до однородной консистенции.

Овощное рагу с кроликом


  • Мясо кролика 80 г.

  • Картофель 80 г.

  • Морковь 60 г.

  • Кабачок 50 г.

  • Репчатый лук 10 г.

  • Вода 100 мл.

  • Сливочное масло 10 г.

  • Соль по вкусу.

Мясо кролика разрезать на небольшие кусочки, залить водой и тушить в течение 30 минут. Затем добавить очищенные и порезанные на дольки овощи (картофель, морковь и кабачок). Добавить мелко порезанный лук, пассированный в сливочном масле. Тушить до готовности.

Лучше всего утоляет жажду кипяченая вода, охлажденная до комнатной температуры. Также детям можно пить слабо заваренный чай, компоты, кисели. Соки лучше разводить. А вот о кофе лучше забыть до 12 лет.

Как играть с ребенком в 2,5 года

В этом возрасте сюжетные игры усложняются, малыш может выполнять в игре 2–3 последовательных действия. Например, кукла гуляет, кушает, потом ложится спать; машина выезжает из гаража, забирает груз, возвращается в гараж и т.д. Играет в ролевые игры - готовит, лечит, при этом мальчики подражают папам, а девочки мамам.

Очень полезно побуждать ребенка использовать в игре предметы-заместители, например кубик вместо хлеба, палочку - вместо градусника и др.

В 2,5 года ребенок может увлеченно играть один. Во время таких игр, постарайтесь не отвлекать и не беспокоить его, чтобы не разрушить (не вторгнуться) этот мирок, который он создал. Это очень важно для развития фантазии и воображения ребенка. Если ребенку сложно самому придумать сюжет игры, помогите ему.

Ребенок в 2,5 года использует коммуникативные навыки - например, вместе с другим детками строит башню в песочнице.

В процессе совместной игры ребенок, как правило, сам начинает активно принимать участие и придумывать новые действия и занятия для персонажей. В этом возрасте полезны игры в которых ребенок пытается изобразить различных животных. Попросите малыша показать злого волка, тигра, зайчика, доброго котенка, грустную собачку, веселую птичку. Это помогает малышу развивать фантазию, а также понимать и контролировать свои эмоции. Можно играть с малышом по очереди, сначала вы ему загадываете животных, а потом он вам.

Как развивать ребенка в 2,5 года

Ребенок 2,5 лет очень может очень активно заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес - устраивайте персональные выставки, дарите рисунки родственникам. Развивайте его творческие способности - рисуйте, лепите, делайте аппликации.

На развитие мелкой моторики рук влияют книжки-раскраски. Сейчас в магазинах стали доступны такие, которые можно даже раскрасить обыкновенной кисточкой, смоченной в воде.

Возраст 2–2,5 года очень благодарный для запоминания стихов. Пусть это будут легкие четверостишия, но ребенок уже будет тренировать память.

Размер, форма, количество

Следует обращать внимание ребенка на размеры предметов, выделяя такие понятия, как «большой» и «маленький». Если ребенок с этим справляется, можно ввести понятие «средний». Чтобы поупражнять кроху в умении находить большие и маленькие предметы, попросите его выбрать самую большую игрушку, из посаженных на диване, или найти самую маленькую ложечку (чашку тарелку, вилку) из лежащих перед ним, отыскать самую большую книгу из стоящих на полке. Если вы чувствуете, что малыш понял данные понятия, то предложите ему расставить игрушки от самой большой до самой маленькой, начиная первоначально с трех предметов.

Можно также предложить подобрать к нескольким кастрюлям соответствующие крышки, при этом говоря: «К большой кастрюле должна подойти большая крышка, а к маленькой - маленькая».

Необходимо постоянно обращать внимание детей на размер предметов. Например, на улице замечать большие и маленькие машины, дома, деревья, людей. Также можно сравнивать одежду: у мамы платье большое, а у дочери - маленькое или посуду: розетка - маленькая, а тарелка - большая, и т.д.

Обязательно познакомьте ребенка с формой предметов, с такими фигурами, как круг или квадрат. Для этого вырежьте из картона несколько фигур, предложив ребенку составить дорожку для куклы, чередуя круг и квадрат. Каждый раз напоминайте малышу: «Сейчас круг, а сейчас квадрат». Если ребенку трудно запомнить название фигур, то можно взять его пальчик и обвести вокруг картонной фигуры, говоря при этом: «Видишь, круг круглый».

Пальчиковые игры

Продолжаем заниматься усложненными пальчиковыми играми.

Грабли
Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Зайка и ушки
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

Гусь
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.
В воде купался,
Да сух остался.
Га-га-га - гогочет гусь,
До воды я доберусь!

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Змейка
(играем как сами, так и постепенно учим ребёнка)

Одна рука - «змея». Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - «дорожка».
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. «Змея» ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Ни лягушек, ни стрекоз,
Волнообразные движения рукой.
А ребёночка за нос.

«Змея» хватает за нос партнёра по игре.

Цвета

Научите малыша различать цветовую гамму.

Полезно знать

Цветовое зрение формируется уже в возрасте около 6 месяцев. Но полугодовалый ребёнок ещё не способен выучить цвета и отличить их друг от друга, а тем более - назвать. Специалисты считают, что данное умение вырабатывается к 3–4 годам.

Общие правила «цветной грамотности»
Чтобы изучение цветовой гаммы было эффективным и приносило только пользу, родителям следует соблюдать определенные правила:


  • Во время занятий стоит учитывать возраст, способности и характер «ученика».

  • Называя предметы, которые ребёнок видит на прогулке, в комнате, в книжках, обязательно нужно вслух произносить и их цвет. Когда обозначение цвета постоянно присутствует в речи родителя, малыш легче его запоминает.

  • Не следует «организовывать» учебу целенаправленно, просто посадив ребёнка перед собой. Лучше говорить об этом между делом, в игре, во время рисования или лепки.

  • Все цвета и оттенки нужно называть правильно, без применения ласкательной формы. Например, не красненький, а красный.

  • Все оттенки стоит именовать своими названиями, а не одинаково. Например, розовый и бордовый нельзя называть красным цветом. Это введет малыша в заблуждение и создаст непонимание, почему цвет разный, а название одно и то же.

  • Нельзя проводить аналогии между цветом и предметом, например, «зеленый, как яблоко». Это тоже может запутать, ведь яблоки бывают и красные, и жёлтые.

  • Не стоит, как на школьном уроке, постоянно проверять знания и спрашивать: «Какой это цвет?» Обилие таких вопросов может заставить малыша сомневаться в своих знаниях, и он будет бояться допустить ошибку. Тем самым можно отбить желание к обучению в целом.

  • Не нужно торопить детей во время занятий, а при возникновении затруднений необходимо сразу же помочь.

Игры для изучения цветов
Обучение для деток не должно быть однообразным и скучным занятием. Самая лучшая форма - игра! И чем интереснее она будет организована, тем глубже будет вовлечен ребёнок, а названия цветов легче отложатся в детской головке.

Игр можно придумать множество, это зависит от это зависит от фантазии родителя. Примеры игр:


  • Сортировка предметов по цвету. Это могут быть цветные карандаши, кубики, шарики и так далее. Главное, чтобы предметов одного и того же цвета было несколько.

  • «Бабочки-цветочки». Необходимо вырезать несколько цветков и бабочек из цветной бумаги. Задача - соотнести их, то есть посадить бабочку на цветочек этого же цвета.

  • «Что есть такого цвета?». Цель игры - найти в комнате предметы заданного цвета или оттенка.

  • «Подарки для игрушек». В этой игре можно использовать несколько мягких игрушек-животных или кукол. Каждой игрушке нужно дарить предмет определенного цвета. Например, мишутке красные вещи, зайке - жёлтые и т.д.

Что делать, если ребёнок не различает цвета?
Под словами «не различает цвета» чаще всего подразумевается то, что малыш путает их названия. Но это вовсе не значит, что у него существуют физиологические проблемы цветового восприятия. Подобные нарушения встречаются очень редко. Вероятнее всего, затруднения связаны с небольшим опытом в освоении цветов (и тогда нужно ещё время) или с ошибками, допущенными родителями во время занятий.

Учить ребёнка цветам можно в любую свободную минутку. Радость, полученная от новых знаний, будет неизмеримой, а окружающий малыша мир заиграет для него яркими красками!

Для малышей этого возраста продается много различных пособий для занятий. Это книжки с наклейками, интересными заданиями, которые помогают в развитие малыша.

Нужно ли идти в поликлинику в 2,5 года?

В 2 года 6 месяцев необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит соответствует ли его параметры и навыки возрасту. В случае необходимости даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию малыша.

Рубеж между двумя - тремя годами является самым сложным: идет формирование характера малыша, повышается его физическая активность. Эмоциональность ребенка так же переходит на следующую ступень своего развития. Теперь ощущения малыша более глубокие и неоднозначные. Все его чувства зависят от отношения к нему людей. Ребенок может быть огорчен отсутствием внимания или же разгневан несправедливым к себе отношением, если малыш воспитывается в сфере эмоционального благополучия, то и его чувства будут более яркими и жизнерадостными, т.к. карапуз ощущает себя в полной безопасности и уверен в любви родителей.

Присматривайтесь к поведению крохи, если вдруг малыш не в состоянии справится со своими негативными эмоциями, придите на помощь, успокойте, пожалейте или просто отвлеките малыша, чтобы утихомирить его повышенную эмоциональность.

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его физиологическое развитие.
Ребенок продолжает быть активным, его активность постоянно усиливается. Ночной сон малыша составляет двенадцать – тринадцать часов, дневной – час – два. Педиатры настаивают не отказываться от сна в обеденное время вплоть до шести лет, т.к. такой отдых способствует восстановлению нервной системы и физической силы. Хотя встречаются малыши, которым достаточно и сна ночью, а днем их просто невозможно уложить в кровать, в таком случае можно заменить сон на более пассивные и спокойные игры, конечно, нужно учитывать темперамент малыша и особенности его организма.

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его воспитание.
Самое начало кризисного противоречия припадает на возраст 2,5-3г. Идет становление личности, восприятие окружающего мира происходит уже через внутренние ощущения и переживания, формируются собственные взгляды и мнения, создаются устойчивые шаблоны поведения в обществе. Родителям нужно деликатно подходить к разрешению конфликтных ситуаций: где нужно – уступать, но не заниматься попустительством, пусть ребенок знает, что существуют категорические запреты, и в таких случаях уговоры и истерики малыша бессильны.

Ребенок в 2 года и 3 месяцев – тонкая и общая моторика.
Вариантов для занятий с малышом на развитие тонкой моторики масса: стандартные наборы развивающих игрушек (пирамидки, конструктор, пластилин, кубы с отверстиями для вставляющихся фигур и т.д.), игра с предметами обихода (складывание пуговиц, закручивание крышек, перебирание крупы и т.д.). Общая моторика малыша развивается ежедневно в результате его активности (лазанье по полу, прыжки с невысоких подъемов, подъемы по лестнице, преодоление препятствий, подвижные игры).

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его интересы и умения.
Возникает заинтересованность процессом обучения (малыш с интересом изучает буквы и цифры). Нужно всячески поддерживать подобные проявления, больше внимания акцентировать на занятия по развитию мышления, памяти и творческого воображения. Просите описать увиденный предмет, сказать, на что похоже проплывающее облако, расспрашивайте о событиях, которые произошли за день. Малыш очень тонко воспринимает происходящее, порой обычные предметы могут вызвать у него бурю эмоций (взлетающий в небо воздушный шар, распустившийся цветок, красивый мотылек).

Ребенок в 2 года и 6 месяцев – его поведение.
Малышу уже интересно находиться в компании одногодок, но окружение взрослых его привлекает куда больше. Девочки становятся настоящими модницами: любят наряжаться, крутятся перед зеркалом, копируют мамино поведение, для них очень важно выглядеть в их детском понимании ”красотками”. Мальчики начинают повторять взрослое поведение пап. Заметили подобные изменения в поведении своего чада, ждите, скоро малыш начнет проявлять свое я.

Ребенок в 2 года и 3 месяца. Речь малыша.
Предложения малыша уже довольно обширные, при их построении ребенок уже использует местоимения, предлоги, союзы. Высказывания ребенка становятся более осмысленными, хотя порой возникают некоторые сложности с окончаниями слов. Тональность речи малыша меняться в зависимости от его настроения или сложившейся ситуации. Все чаще возникают вопросы “Почему?”, ”Зачем? “, ”Как?”, теперь ребенок не просто интересуется происходящим, он уже желает знать, как устроен мир.

Как нужно действовать родителям?
По сути, отношения родителей с малышом строятся по – новому. Малыш более восприимчив, требователен, капризен, чтобы построить добрые отношения со своим ребенком и начать понимать его поведение, стоит воспринимать его вспыльчивость и непослушание, как проявление и формирование характера маленькой личности. Поэтому, в этот не простой период нужно искать компромиссы и точки примирения, не ущемляя интересов ребенка, но и не допуская вседозволенности.