Русский народный свадебный костюм. Свадебное платье в русском народном стиле

Сегодня все большую популярность приобретает национальная атрибутика, которая присутствует практически везде: в головных уборах, аксессуарах, обуви, одежде и прочих деталях повседневной жизни. Уловили эту особенность не только знаменитые дизайнеры, но и рядовые модельеры, а также работники ателье. И понеслось. Магазины, рынки, бутики и прочие торговые точки, включая салоны для новобрачных, наполнились товарами с традиционным орнаментом. А наиболее эффектными оказались свадебные платья в русском стиле. Что же в них особенного? Какими национальные наряды были раньше? И какими они стали сегодня? Что предлагает очаровательным русским невестам современная мода?

Каким был свадебный наряд ранее?

Об орнаменте, цветовой гамме и даже некоторых деталях гардероба, которые носили невесты на Руси, знают многие. Только далеко не всем известно о том, что свадебный наряд весил около 10 кг (а то и больше). Шокированы? А вот молодицам того времени этот наряд не казался таким уж сверхъестественным. Наоборот, он был предметом гордости, так как создавался вручную. Причем дизайном и пошивом занимались сами невесты. Считалось, что чем больше на свадебном наряде всяких узоров, тем трудолюбивее будет жена.

Примечательно, что невесты надевали поверх исподней рубахи, которую также шили и оформляли самостоятельно. К слову сказать, создание всего наряда было очень трудоемким процессом. И дело даже не в количестве декора, которым сверху до низу покрывали одежду, а в числе многочисленных юбок, придающих пышность. Все они также делались руками мастерицы.

Покажи мне свое платье, и я скажу, кто ты

Поскольку свадьба считалась весьма затратным делом (с того момента мало что изменилось), во многих семьях существовала традиция передавать свадебное одеяние от матери к дочери и дальше по женской линии. Кроме того, каждая обладательница наряда обязана была добавлять в него что-то от себя. В итоге получались красивые сарафаны, усыпанные жемчугами, драгоценными каменьями, бисером.

Свадебные могли быть украшены парчовой мантией. На них присутствовала национальная вышивка золотыми и цветными нитями. И, конечно, по тому, насколько дорого выглядело платье невесты, окружающие могли судить о материальном положении и социальном статусе ее родителей.

Соответственно, если семья была бедной, то и сам подвенечный наряд был гораздо скромнее. На нем не было излишеств, зато присутствовала национальная символика.

Головные уборы невест на Руси

Как и свадебный сарафан, головной убор для невест того времени также создавался руками юных мастериц. И, конечно, его разновидность и количество декоративных элементов зависели от богатства семьи невесты. Так, обычные деревенские девушки надевали на голову венок из полевых цветов. Либо в качестве украшения они использовали атласные ленты.

Более состоятельные невесты могли украшать свои волосы высокими обручами с инкрустированными камнями, жемчугом либо прятали свою шевелюру под модный на тот момент свадебный кокошник. Ярким дополнением к таким уборам были и ювелирные изделия из золота, серебра или бронзы.

В зимнее время платье невесты закрывали теплой верхней одеждой. Поверх наряда бедные невесты надевали тулупы из зайца, овчины или белки, а богатые - меховые шубы из шкурок бобра, лисы или соболя. Руки же грели в меховых муфточках или рукавичках.

Национальные наряды - неисчерпаемый источник вдохновения

Несмотря на то что прошло очень много времени, национальные русские костюмы продолжают интересовать современных модниц. А для большинства дизайнеров русское народное платье стало неисчерпаемым источником вдохновения.

Конечно, современные модные тенденции несколько далеки от первоначальных свадебных костюмов русских женщин, но в них все еще присутствуют общие декоративные элементы и особенности покроя.

Какие платья предлагают невестам дизайнеры?

Мало кто из сегодняшних модниц согласился бы носить кокошники и сарафаны минувших лет. Куда приятнее выбирать дизайнерские свадебные платья в русском стиле. Современные кутюрье к тому же сделали все возможное, дабы сохранить в своих творениях тонкие ниточки прошлого, слегка приукрасив их абсолютно новыми штрихами. К примеру, во время модных показов можно увидеть эффектные наряды с широкой и длинной юбкой в пол или полуприлегающего фасона.

Как вариант можно выбрать платья и сарафаны А-образной формы. В таких нарядах любая невеста, как правило, выглядит элегантно и грациозно. А главное, что они идеально подходят для женщин с любым типом фигуры. Напомним, что такой фасон одежды традиционно состоит из лифа и длинной юбки, расширяющейся от зоны талии.

Какие цвета используют в оформлении?

Для того чтобы русский свадебный наряд выглядел как можно эффектнее, современные модельеры используют определенное сочетание цветов. Например, среди подобных моделей преобладают преимущественно белые классические цвета, свойственные одежде невесты. Однако ярким дополнением для них является вышивка или печатный орнамент красного или синего цвета.

Если же выбор невесты падает на стилизованный наряд, то вместо классического убранства ей придется надевать красный сарафан, дополненный белой блузой с рукавами-фонариками. Примечательно, что это может быть приталенный или расклешенный фасон, либо платье а-ля «Наташа Ростова» (состоит из лифа и пышной юбки, которая начинает расширяться от груди).

Среди других цветов, которые используются в русских свадебных костюмах, также можно встретить следующие оттенки:

  • песочный;
  • кремовый;
  • голубой и синий.

В орнаменте, которым обильно покрывается платье невесты, могут присутствовать зеленые, рябиновые, розовые, ярко-брусничные, желтые, серебряные и золотые краски.

Какие ткани используются?

Для создания свадебных моделей одежды в русском стиле, как правило, применяют натуральные материалы. Для этой цели подойдет, например, хлопок или лен. Но поскольку такие легкие и приятные телу ткани сильно мнутся, вместо них часто используют очень тонкий штапель.

К слову сказать, в его составе уже есть вискозная нить и хлопок. Он почти не мнется и прекрасно драпируется (создает нужное количество складок или воланов). Вот только свадебные платья в русском стиле, созданные из такого материала, подойдут лишь для летнего бракосочетания. Это связанно с тем, что из хлопка шьют преимущественно летние свадебные сарафаны и наряды. Он очень легкий и подходит для создания любых фасонов одежды. Это могут быть с узкими или широкими бретелями, приталенным или полуприлегающим силуэтом.

Несколько простых правил для создания образа русской невесты

Несмотря на столь большое разнообразие моделей свадебных платьев, выполненных в русском стиле, существует ряд правил, которые стоит соблюдать при их создании. К примеру, традиционный свадебный костюм с национальными мотивами должен быть выполнен в сдержанном стиле. Это означает, что модели не стоит дополнять слишком глубоким декольте или чересчур откровенным разрезом.

Если же говорить о длине, то многие модельеры предпочитают не зацикливаться на какой-либо одной. Поэтому среди их работ можно увидеть не только длинные платья в пол, но и среднедлинные модели (намного реже встречаются фасоны мини) с приталенными или полуприталенными силуэтами. Они могут содержать воланы, прошвы с кружевами, рукава-фонарики и обязательно народный орнамент или набивной рисунок.

Свадебные платья в русском стиле: декор и оформление

Традиционный свадебный женщины, бесспорно, должен быть ярким и выразительным. Такого эффекта удается добиться за счет украшения ткани национальным орнаментом, к примеру, это должен быть печатный принт или красивая вышивка (золотыми и цветными нитями, лентами). Примечательно, что вышивка может присутствовать в самых разных местах наряда, но чаще всего на рукавах, в области груди, талии и на подоле юбки.

С чем можно надевать свадебное платье?

Выбирая свадебные платья в русском народном стиле, следует позаботиться о дополнительных аксессуарах и обуви. К примеру, для красивого и длинного наряда подойдут светлые балетки, для платья средней длины (зависит от его цветовой гаммы) - полусапожки. И, конечно, тип обуви напрямую зависит от времени года, когда происходит бракосочетание. Летом это босоножки, осенью - туфли, а зимой - аккуратные ботинки или сапоги.

Дополнительно наряд можно украсить красными бусами или ниточкой белого жемчуга. На голову можно надеть современную версию кокошника, венок из искусственных или натуральных цветов или вплести ленты. И завершит ваш образ длинная и роскошная коса.

Но главное, все аксессуары и сам наряд должны сочетаться, так как без гармонии вы не сможете достичь должного эффекта. А при соблюдении этих нехитрых нюансов вы станете настоящей русской невестой в традиционном свадебном платье.

Свадебный наряд на Руси

Ольга Самойлова

Свадебный наряд русской невесты

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, вместе с отделения церкви от государства и отменой венчания. До этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.

В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.

На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.


Русская невеста

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства - ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты.

Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оторачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг.

Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткую широкую душегрею, напоминающую жакет. Она также богато отделывалась вышивкой, позументами и канителью.

Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались "плакательными", и выполняли "защитную" функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.

Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.



Свадебный головной убор русской невесты

Головные уборы русских невест

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку - ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу.

Особое место можно отвести украшениям косы невесты. такие украшения назывались косниками и представляли собой богато расшитые ленты с объемными подвесками на концах, расшитые бисером, жемчугом, бахромой, кружевом.

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором - кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.


Свадебный наряд жениха

Свадебный наряд жениха

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.

Свадебный мужской наряд состоял из темно-синих, в тонкую полоску, штанов из домотканого сукна, рубахи, отделанной вышивкой и тканого пояса. Иногда ансамбль дополнял кафтан или шуба. Во время венчания жениха нередко подпоясывали искусно расшитым полотенцем.

Рубаха украшалась широким узором вышивки красного цвета по рукавам и подолу. Иногда расшивалась и грудь. Свадебная рубаха готовилась руками невесты, которая с молитвами вышивала ее, вкладывая в узор своеобразное послание с пожеланиями благополучия, доброты и любви.

Некоторым парам хочется сделать из традиционного свадебного торжества нечто особо запоминающееся. Вариант с оформлением свадьбы «а-ля русс» вполне приемлемое решение. Для этого надо декорировать зал, и сшить наряды для жениха и невесты в русском стиле. Свадебные платья в русском стиле по старой традиции шьются с преобладанием красного цвета. Этот цвет издавна считается на Руси праздничным и нарядным.

Отличительные черты свадебных нарядов в народном стиле

Подвенечный наряд на Руси был многослойным и богато украшенным. Рубаха, сшитая из льняной, шёлковой, позже и из хлопчатобумажной ткани, служила нижней одеждой, а у крестьян и верхней. На рубаху надевался сарафан. Крой сарафана отличалась простотой. Его шили из прямых кусков ткани, которые расширялись книзу за счёт вшитых клиньев.

Поверх сарафана одевалась душегрея. Все элементы одежды были богато украшены вышивкой. Сарафан и душегрея делались из холста, парчи, плотной тафты и шёлка, и украшались позументом, медными пуговицами, серебряным или золотым шитьём, обшивались бисером или жемчугом.

Современные свадебные наряды «а-ля русс»

Современной невесте не обязательно придерживаться строгих обрядовых правил старины. Достаточно стилизовать свой свадебный наряд в духе того времени.

Главное руководствоваться старинными идеями, в которых заложены живописность и красота былого. Вышивка, выполненная по народным мотивам, цветочный узор ткани и простота кроя сделают из каждой невесты неотразимую русскую красавицу.

По традиции наряд не должен быть слишком открытым или коротким. Первозданность образа подчеркнут платья в пол, с длинными рукавами. На первый взгляд современного человека отделка и яркие цвета подвенечного наряда «а-ля русс» могут показаться пёстрыми и вычурными, но этого не стоит пугаться – таковы традиции наших предков.

Открытые платья с расклешённым низом и укороченным лифом идеально подчеркнут достоинства фигуры новобрачной, воздушный полупрозрачный рукав и слегка открытая зона декольте отчеркнут женственность и девическую нежность невесты.

Современный крой фасонов свадебных платьев с элементами русского стиля одежды высшего сословия великолепно подойдут невесте, желающей иметь более пышный подвенечный наряд.

А старорусский городской свадебный костюм добавит величавости и подчеркнёт стать невесты. Подобный наряд можно заказать в мастерских по изготовлению народных костюмов.



Вовсе не обязательно строго придерживаться традиционных канонов русской вышивки в отделки костюма. Для создания узнаваемого русского образа можно использовать мотивы и цветовую гамму известных народных промыслов, таких как хохлома и гжель. На фото приведены варианты подобной отделки.


Идеальный вариант для пары, решившей остановить свой выбор на свадьбе в русском стиле, но не желающих добавлять себе дополнительных хлопот по этому поводу, разнообразить некоторые модели свадебных платьев деталями русского декора.

Например, если к платью в стиле прованс добавить болеро или шаль из вологодских кружев, ни у кого не возникнет сомнения в принадлежности к русскому стилю подобного фасона.


Чувственный и нежный образ русской красавицы создаст тончайшая накидка, связанная мастерицами из Оренбурга.

Белый меховой палантин, согревающий нежные хрупкие плечи невесты, это так по-русски.


Аксессуары, необходимые для свадебного платья «а-ля русс»

Всякий свадебный наряд обязательно дополняется украшениями. А наряд в русском народном стиле без них просто немыслим.


  • Не надо торопиться при выборе подвенечного наряда. Прежде всего, необходимо учесть свои предпочтения, посоветоваться с родными и близкими друзьями. Вероятнее всего они помогут сделать правильный выбор или подсказать решение проблемы.
  • Не следует игнорировать предметы и аксессуары, дополняющие костюм, именно они добавляют оригинальность и неповторимый колорит наряду.
  • Претворяя свою мечту сделать день бракосочетания необыкновенным и запоминающимся, следует больше опираться на свой вкус и желания.

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Мода и красота

Свадебные платья начинают свою историю очень давно, но это только с одной стороны, а с другой - то свадебное платье, которое мы действительно привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно.

Понятия свадебное платье или подвенечное платье до некоторого времени вовсе не существовало - девушки просто выходили замуж в лучших одеждах, которые у них были. Покровительницей невест издавна считалась богиня Афродита, в честь которой невесты надевали на голову накидку и украшали голову венками из живых цветов.

Свадебные платья: Древний Рим

Невесты в Древнем Риме одевались строго, в соответствии с образом Юноны. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне лицо выглядело томно-бледным, как у настоящих мраморных статуй.

Свадебные платья: Древний Египет

Женщины Древнего Египта на свадьбу надевали "калазирис" - кусок материи, которым обертывали фигуру от груди до щиколоток. Ткань поддерживалась одной или двумя бретелями. Главную роль в свадебном наряде египтянок играли украшения: различные амулеты, подвески, ручные и ножные браслеты, кольца, бусы, золотые диадемы, пояса - они имели символическое и магическое значение.

Свадебные платья: Древняя Греция

Невесты Древней Греции свою фигуру окутывали "пеплосом" - длинным куском ткани. Свадебное платье невест Греции украшалось двумя застежками для того, чтобы выделить невесту среди окружающих. Считалось, что род невесты богат, если у нее были драгоценные и дорогие застежки. Голова невесты покрывалась желтой тканью, которая являлась символом солнечной радости, счастья и чистоты.

Свадебные платья: Древняя Русь

Свадебные наряды невест Древней Руси отличались особым консерватизмом. Спустя века девушки выходили замуж в традиционном народном одеянии: длинной белой рубахе с широкими рукавами, сарафане, украшенном позументом, душегрее.

На Руси главным был красный цвет, который символизировал радость, солнце и красоту (отсюда и появилось выражение «красна девица»). Свадебный наряд поэтому состоял не только из алого сарафана, но и лент , которые вплетались в волосы. После свадьбы косы невесты расплетали и укладывали их вокруг головы («окручивали») - это означало, что девушка стала замужней. Голову девушки украшал венок-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Свадебные платья заменили сарафаны начиная с XVIII века, когда по указу Петра I русские красавицы стали следить за европейской модой. Но простолюдинки минимум век еще продолжали выходить замуж в сарафанах и рубахах.

Свадебные платья: Эпоха Средневековья

В XIV-XV веках идеалом красоты в Европе начали считать узкие покатые плечи, утонченность и хрупкость. Свадебные платья у невест были красного , пурпурного и алого цветов. Присутствовали остроугольные глубокие декольте, вуали, длинные рукава и шлейфы. Это также было и неотъемлемой частью костюма в период Готики . Такой свадебный наряд дополняли ботинки с длинными носами.

Готическое свадебное платье обязательно имело корсет, высокую талию. Цвет платья мог быть абсолютно любой, и, зачастую, оно было максимально разноцветным (если невеста могла себе позволить много красителей, значит ее род был богат).

В XV веке именно «готические» невесты взяли за правило на свадьбу непременно надевать новое платье, которое ранее никто не видел, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было обязательно перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе.

Такое свадебное платье для невесты Средневековья, наверняка, было единственной радостью от замужества, ведь в то время браки заключались только по расчету, как сделки, с непременным свадебным контрактом . Подвенечное платье также являлось частью контракта: было в нем прописано, из какой именно ткани свадебное платье должно быть сшито (бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито.

Фата в то время имела сакральный смысл – она не только защищала невесту от злых духов, но еще и от взоров других мужчин. Считалось, что они могут увидеть невесту во всей красе и захотят ее похитить.

Свадебные платья: Эпоха Барокко

Свадебные платья в этот исторический период кардинально изменили свой силуэт. Модными стали объемные платья с пышными юбками и рукавами. Для того, чтобы свадебное платье сделать еще пышнее, невесты поддевали под него еще минимум три нижние юбки.

Также среди невест можно было надевать чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантиками и прочим декором.

Самым популярным цветом свадебного наряда был золотистый . Свадебные платья щедро украшали кружевом, которое в последствии стало традиционным элементом украшения свадебного наряда. Основным драгоценным камнем был жемчуг , который невесты вплетали в волосы, а также надевали из него ожерелья и браслеты.

В эпоху Барокко также модными были подвенечные платья желтого и зеленого цветов.

Свадебные платья: Эпоха Возрождения

Центром Возрождения была Италия. В этот период опять полностью меняются каноны моды: свадебные платья вновь учитывают естественные изгибы и пропорции тела. В верхней части свадебное платье мягко облегало женскую фигуру , при этом, не сковывая движений, а от талии к низу платье расходилось легкими складками.

Свадебные платья, зачастую, шились из серебристой парчи и белого атласа, а затем расшивались жемчугом и драгоценными камнями.

Свадебные платья: Эпоха Рококо

Веком позже появился стиль рококо, который сначала возник во Франции, а затем появился и в других странах Европы. Стиль Рококо приносит на смену классическим сложные, извилистые формы свадебных платьев. Модными стают также напудренные парики и невероятные прически, огромные головные уборы, глубокое декольте и корсеты.

Свадебные платья были на кринолинах, их украшали легкими кружевами, рюшем, бантами, цветами и лентами. При дворе было принято носить шлейфы , длина которых определялась статусом невесты.

Свадебные платья были с невероятно узкими корсетами, затягивающими невесту в «осиную талию». При таком корсете грудь практически вываливалась из декольте, но это не считалось вульгарным, а скорее модным.

Свадебные платья: белый цвет

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Белое свадебное платье первой в Европе рискнула одеть Маргарита Валуа - королева Марго.

Англииская королева Виктория совершила революцию в мире свадебной моды: 10 февраля 1840 года она надела белое платье на венчание с герцогом Альбертом Саксен-Кобург-Готским.

Вскоре все невесты континента начали выходить замуж в белом. Но это только в том случае, если шли замуж впервые. Женщина (разведенная, вдова), которая выходила замуж второй раз не имела права на белое одеяние. Такая мода держалась больше двух столетий.

Свадебные платья: XIX век

В 19 веке появился новый стиль свадебных платьев - Ампир. Свадебные платья обрели новые фасоны: завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики. Этот стиль был универсален, ведь подчеркивал линию бюста, визуально делал талию тоньше, помогал скрыть мелкие недостатки , а также создавал образ чистоты и невинности. Свадебные платья в стиле Ампир имели простые и неброские цвета, зачастую просто белые, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

Свадебные платья шили из белого атласа, поверх которого пускалась воздушная органза или же другая прозрачная материя. Свадебный наряд дополнялся белыми длинными перчатками. В образе невесты подчеркивалась нежность, легкость и мечтательность.

В середине века опять меняются фасоны: линия талии опускается, возвращается корсет, а юбка вновь становится пышной - в моде кринолин.

Свадебные платья щедро украшались кружевами и бантами. Позднее в моду вошли турнюры, которые зрительно увеличивали заднюю часть платья при помощи каркаса или подушечки. Большую популярность имели различные драпировки, воланы, оборки и шлейфы.

В конце XIX века одерживают верх удобство и простота свадебных нарядов: невесты надевали на свадьбу элегантные свадебные платья с высоким вырезом или кружевной вставкой на месте декольте, юбка была слегка расклешенной. Исчезают банты. кринолины, турнюры и вышивка.

Свадебные платья: ХХ век

Свадебная мода в течении 20 века постоянно менялась. В начале века, в эпоху Модерна, невероятный объем юбок свадебных платьев окончательно вышел из моды. Юбки платьев начали отделывать «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Свадебные платья стали более закрытыми - они едва приоткрывали лодыжки, что по меркам того времени считалось неслыханной дерзостью. Также модным был воротник-стойка.

После Первой мировой войны корсет утратил свою былую актуальность. Девушки стали выходить замуж в простых платьях.

Вскоре невесты начали достаточно активно пользоваться косметикой и делать яркий маникюр . В свадебную прическу часто вставлялись перья. Свадебное платье также могло украшаться перьями.

В этот исторический период Коко Шанель совершила переворот в моде, когда предложила весьма смелые на то время свадебные наряды: платья с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах ХХ века невесты вновь начали одевать корсеты и пышные платья, часто даже в комплекте с короткими жакетами. В этот период появились подкладные плечики, которые стали модным атрибутом наряда стильной в те времена невесты.

В 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, а в 60-х многие девушки опять выходили замуж в мини. Также в 60-е годы появляются прямые и свободные свадебные платья ("платья-рубашки"). Далее опять наступает пора шокирующего мини, которое впоследствии прочно укоренилось в гардеробах многих модниц.