Сексуальные отношения в пожилом возрасте. Семейные отношения

Как не потерять любовь расскажет психолог Ирина Ревякина

Многие статьи средств массовой информации пестрят заголовками о том, как спасти совместную жизнь молодой паре, и как найти или вернуть любовь/страсть в отношениях после 30-ти. Но ведь супружеская жизнь не останавливается на отметке «30 лет», она идет дальше и требует постоянной работы над собой и взаимоотношениями с партнером.

Какой характер приобретают чувства пар, чей возраст уже давно перешел черту в 50 лет? Как партнерам поддерживать и сохранять ту любовь и привязанность, которые были у них много лет назад?

Разобраться с этими вопросами нам поможет Ирина Ревякина - практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент . Ирина является автором более 30 научных публикаций и соавтором учебников для студентов-психологов («Консультативная психология», «Психодрама как метод группового консультирования», «Хрестоматия по консультативной психологии», «Психология счастливых отношений»), а также двух колод метафорических ассоциативных карт («Жизненное самоопределение подростка», «Счастливые отношения»).

- Ирина, как считаете, в чем залог идеальных семейных отношений пожилой пары?

Обязательное условие гармоничных отношений в пожилом возрасте - взаимопонимание. Что бы муж (жена) не делали - важно уважать личные границы друг друга и с пониманием относиться к увлечениям, а также «слабостям» второй половинки. Актуальности не теряют и совместные увлечения - это залог общения, узнавания друг друга в новых ролях, не открытых за годы совместной жизни (при наличии интереса к партнеру и искреннего желания - всегда можно открыть что-то новое). Забота о детях и внуках даёт свежее дыхание отношениям пары пожилого возраста. Помощь в воспитании, практические советы, передача опыта, ощущение полезности для своих детей дает силы и вдохновение жить. Немаловажно и терпение друг к другу, так как с возрастом характер и восприятие мира партнеров сильно меняется.

- С какими переменами в отношении друг к другу встречается пара с приходом старости? Чем это обусловлено?

Изменение отношения к партнеру связано с возникновением возрастного кризиса. Мужчины и женщины пенсионного возраста не всегда способны преодолеть наступление старости. Отсутствие работы, привычных забот, много свободного времени - эти факторы вызывают у многих из них отнюдь не радость, а наоборот, депрессивный настрой. Каждый из партнеров адаптируется по-своему к этому кризису. В современных условиях жизни пожилая пара чаще отдаляется друг от друга, замыкаясь в себе. Многих не покидает ощущения одиночества рядом с партнером, отсутствие взаимопонимания, поддержки, плохое физическое самочувствие. На этом фоне всплывают «старые» обиды по отношению друг к другу. Но есть пары, сдерживающие в себе негатив, не выражающие внутренне недовольство. Этот способ не очень хороший, поскольку невыраженные эмоции, как известно, приводят к болезням.

- Назовите способы, которые могут помочь пожилой паре сохранить любовь в супружеских отношениях. В чем они заключаются?

Могу назвать 4 ключевых способа.

1. Совместное общение . Проводите больше времени друг с другом, общайтесь на темы, волнующие обоих, делите радости и горести. Будьте внимательны к чувствам и переживаниям партнера, слушайте и, главное, услышьте его потребности.

2. Для женщин : не забывайте о том, что вы женщина, несмотря на возраст в паспорте. Ухаживайте за собой, подчеркивайте свою женственность, и у вашего мужа откроется второе дыхание. Для мужчин : будьте добытчиком в семье, несмотря на боли в пояснице и другие недуги. Ваша супруга должна чувствовать в вас опору. Если вы принесете рыбу на уху - не думаю, что ваша жена расстроится.

3. Совместные увлечения . Найдите занятие, которое по душе и вам, и вашей половине. Обсуждайте, планируйте, вдохновляйтесь общим делом. Это поможет преодолеть хандру и избавиться от плохих мыслей. А главное - сблизит вас как пару еще больше.

4. Уважайте личное пространство друг друга . Каждый человек иногда хочет побыть в одиночестве, и не нужно лезть к нему в душу, если он сам того не хочет. Будьте терпимы к эмоциям и чувствам своего партнера, тогда обид и претензий друг к другу станет гораздо меньше.

- Могут ли окружающие люди каким-то образом повлиять на отношения пожилой семейной пары?

На отношения пожилой пары, на мой взгляд, могут повлиять только дети, поскольку им не безразлично, как живут их родители. Если отношения детей и родителей основывались на взаимопонимании и любви - дети обязательно приложат усилия, чтобы родители жили счастливо.

Поздняя любовь

и особенности сексуальных отношений

Поздняя любовь может и должна сохранить радость общения, в том числе и сексуального. Однако суще-ствует много мифов, связанных с ослаблением и даже полной потерей сексуальности в старшем возрасте. Печально при этом еще и то, что пред-взятые подходы распространены не только среди молодых, но среди пожилых людей.

Значительная часть общества полагает, что пожилые не испытывают никаких сексуальных желаний и интереса, что они не спо-собны заниматься сексом, даже если у них появляется желание, что они физически недостаточно привлека-тельны, чтобы вызвать сексуальное желание, что они недостаточно здоро-вы, и секс может причинить им вред.

Наиболее консервативные люди счи-тают, что сексуальная жизнь в пожи-лом возрасте является чуть ли не извращением. Вопреки такому мнению большин-ство сексологов не признает автомати-ческого ограничения сексуальных интересов по мере старения.

Исследования

Одним из первых бросил вызов устоявшимся взглядам Альфред Кинсей из Филадельфии. По результатам его исследования большинство муж-чин в возрасте 60 лет сохраняли сек-суальную способность. Для женщин тоже оказалось характерным продле-ние сексуальности вплоть до очень поздних лет жизни.

При общем сохранении инте-реса к сексуальному общению были отмечены и значительные индиви-дуальные различия. По мере старения наблюдалось не снижение сексуаль-ного интереса, а возрастание несо-ответствия между сексуальным инте-ресом и его проявлением — сексуаль-ной активностью. Возрастные колеба-ния сексуальной активности среди мужчин по мере старения были боль-ше, чем среди женщин. Снижение сек-суальности было связано не только со старением, но и с применением некото-рых гипотензивных (снижающих давле-ние крови) и сердечных препаратов, одновременно влияющих и на психику, — таких, как резерпин, клофелин и др.

Главными показателями, по которым сравнивались изменения сек-суальности по мере старения, счита-лись сексуальный интерес, яркость сексуальных переживаний (сексуаль-ное удовольствие) и частота и регуляр-ность сексуальных актов. Чем выше были эти показатели в прошлом, тем лучше они сохранялись и в пожилом возрасте. Вместе с тем у женщин сохранение сексуальности с возрастом в большей степени зависело от семей-ного положения, чем у мужчин. Опти-мальная сексуальная активность у них провлялась с партнерами по браку, они не выражали сексуального интереса к другим мужчинам.

Третьим примечательным исследо-ванием можно назвать исследование Мастерса и Джонсона из Исследова-тельского фонда репродуктивной био-логии в Сан-Луисе, Миссисипи. Они представили первую важную информа-цию о физиологических изменениях, протекающих в сексуальной сфере человека по мере старения. Главный вывод из этого исследования заклю-чался в том, что мужчины и женщины, сохраняющие хорошее здоровье, вполне способны вести удовлетворя-ющую их сексуальную жизнь в 70-лет-нем возрасте и старше. Они также подтвердили практические выводы Пфайфера и Дэвиса о том, что те люди, которые проявляли выражен-ный сексуальный интерес и активность в молодом и зрелом возрасте, обычно проявляют их и в пожилом возрасте. Наиболее важным обоснованием сни-жения сексуальной функции у старе-ющих мужчин является не физиологи-ческая, а скорее психологическая при-чина — тревога за свою возможную сексуальную несостоятельность, или, проще говоря, страх перед неудачей.

По данным Мастерса и Джонсона, в своем сексуальном поведении оба пола находятся в большой зависимо-сти от взглядов окружающих на нормы поведения в сексе, от уровня образованности и осведомленности в вопро-сах секса, а также от знания о возмож-ных последствиях подавления и пре-кращения сексуальной активности для их здоровья.


Мужчины...

Репродуктивная система 60—80-летних мужчин отличается от той, которая была у них в возрасте 20—50 лет. Однако снижение сексуальной функции с возрастом вовсе не озна-чает потерю сексуального интереса и сексуальной активности.

Выработка гормона тестостерона в старшем возрасте продолжается. Тестостерон вырабатывается у муж-чин в достаточном количестве до более позднего возраста, чем эстроген у женщин. Его уровень остается пора-зительно высоким даже в преклонные годы. Однако по мере старения проис-ходит снижение чувствительности генитальных тканей на воздействие тестостерона. Постепенное снижение сексуальной энергии, мышечной силы и жизнеспособности спермы — все это является следствием снижения чув-ствительности организма к тестосте-рону. Семенные канальцы утолщают-ся, нарушается выработка спермы. Поскольку предстательная железа увеличивается, ее сократительная способность ослабевает. Происходит уменьшение объема и вязкости семен-ной жидкости и падение эякуляторной силы. Однако ни одно из этих измене-ний в отдельности само по себе не важно, но все они в совокупности ока-зывают влияние на проявление муж-ской сексуальности.

Возбуждение нарастает медленнее. Интенсивность и продолжительность сексуального прилива и непроизвольных спазмов снижается. Эрекция устанавливается медленнее, стимулируется массированием области мошонки и яичек.

Фаза плато обычно продолжается дольше, чем в молодости, с минималь-ным сосудистым набуханием яичек.

Продолжительность фазы оргазма становится короче» У более пожилых мужчин один или два выброса эяку-лята могут завершить фазу оргазма. Оргазм может и не сопровождаться выделением эякулята.

Продолжительность фазы разре-шения после напряжения в пожилом возрасте может продолжаться от нес-кольких минут, как это бывает у моло-дых мужчин, до 12—24 часов. У пожи-лых мужчин возвращение пениса в рас-слабленное состояние может происхо-дить за несколько секунд (у юношей на это уходят минуты и даже часы).

Однако мужчины пожилого воз-раста обладают рядом преимуществ по сравнению с молодыми любовниками. В связи с тем что возбуждение у них происходит медленнее, мужчины стар-шего возраста более склонны к любов-ной игре. Пожилые мужчины менее опасаются преждевременного оргаз-ма, их не подгоняет неудержимое стремление к скорейшей эякуляции, как это случается с молодыми людьми. Мужчины старшего возраста лучше управляют собой, могут дольше про-должать половой акт. Все это позво-ляет им быть более искусными любов-ными партнерами.

Иногда сексуальная активность в старшем возрасте выражается только в любовной игре, принося полное удов-летворение и радость обоим партне-рам.


Женщины

Физиологические изменения в организме женщины при старении вызыва-ются уменьшением выработки гормо-нов эстрогена и прогестерона после менопаузы (климакса). Вагинальная стенка становится менее эластичной, вагина несколько укорачивается и сужается. Примерно через пять лет после менопаузы ослабляется выделе-ние вагинального секрета при сек-суальном возбуждении. В некоторых случаях из-за этого коитус у пожилых женщин может стать несколько болез-ненным. Матка и яичники уменьша-ются до их дополовозрелого размера. Несколько уменьшается в размерах и сам клитор. Но при этом не снижается сексуальная чувствительность, а это главное.

По мере старения у женщин посте-пенно замедляется физиологический отклик на сексуальную стимуляцию. Следовательно, пожилая женщина нуждается в более продолжительном и интенсивном сексуальном возбужде-нии. Но несмотря на эти физиологичес-кие изменения, все фазы сексуального переживания при половом акте могут сохраняться.

Фаза возбуждения (период выделе-ния секрета) возрастает с 15—20 секунд в молодости до 5 минут и бо-лее. Мужчины обычно этого не ощу-щают, так как с возрастом у них увели-чивается период наступления эрекции.

В фазе плато непроизвольный подъем матки уменьшается.

Продолжительность фазы оргазма в возрасте от 50 до 70 лет уменьшает-ся. Сокращения матки во время ор-газма отличаются от прежних толь-ко тем, что они менее ритмичны и не-сколько спастичны.

Фаза разрешения у пожилых жен-щин происходит примерно так же, как и у молодых.

При всем этом сексуальная заинте-ресованность у женщин в пожилом воз-расте часто даже возрастает. У боль-шинства женщин во время менопаузы и после нее сохраняется способность к множественному оргазму, особенно если они сохранили в хорошем состо-янии свое здоровье и получают регу-лярную эффективную сексуальную стимуляцию.

Барьеры

Если активный сексуальный инте-рес и сексуальная потенция при старе-нии людей сохраняются, то какие же факторы приводят к формированию представления о бесполой, импотент-ной старости, бытующего в обществе? Как ни удивительно, это те же факто-ры, которые влияют на сексуальность в любом возрасте.

Более поздние исследования Мастерса и Джонсона, о которых уже упо-миналось, позволили выделить по крайней мере 6 различных факторов, которые ответственны за снижение сексуальности (преимущественно у мужчин):

1. Монотонность и однообразие сексуального общения (превращающегося порой в скучную обязанность).

2. Озабоченность материальными проблемами.

3. Умственная (душевная, психичес-кая) или физическая усталость.

4. Обильная еда, перегрузка орга-низма пищей и спиртными напитками (наиболее часто этот фактор является вторичной причиной импотенции у 40— 50-летних мужчин).

5. Физическое или психическое утомление партнера, его пассивность.

6. Страх перед возможностью сек-суальной неудачи.

Английский сексолог Черстон обра-щал внимание на то, что нормальному сексуальному общению в старшем воз-расте чаще всего препятствуют эмоциональные, а не физиологические затруднения. Мужчины испытывают страх перед операцией на предста-тельной железе, женщины — по поводу предстоящего удаления матки, что повышает их озабоченность сохра-нением сексуальности. Однако эти опасения не обоснованы. По данным американских ученых Паттерсона и Крейга, более 80% мужчин, которые подвергались операции на предста-тельной железе, и не менее 70% жен-щин после удаления матки сохраняли потенцию и испытывали сексуальное наслаждение.

Одиночные случаи ситуационной импотенции могут так сильно встрево-жить пожилого человека, что он готов полностью прекратить попытки прояв-ления сексуальной активности. Более того, он может принять сексуальную неудачу, вызванную неблагоприят-ными обстоятельствами, за полную потерю сексуальной потенции в связи со старостью.

Одним из часто встречающихся барьеров на пути сексуальности у пожилых людей является продолжи-тельная болезнь супруга. Сочетание неблагоприятных факторов может быть причиной вторичной (не физиоло-гической) импотенции при вдовстве. В повторном браке сексуальные затруд-нения могут быть связаны с психологи-ческими переживаниями, вызванными чувством вины перед ушедшим из жизни супругом, много лет разделяв-шим брачное ложе, и необходимостью менять привычные формы проявления сексуальности с новым супругом. Здесь на помощь могут прийти психоте-рапия, позитивная установка на успех.

Очень важна гигиена сексуального поведения, профилактика раннего сек-суального старения. Когда оба парт-нера будут знать, в чем состоят нор-мальные возрастные изменения сек-суальности, они будут совершать меньше ошибок, более терпимо отно-ситься друг к другу, избавляя себя и партнера от ложных опасений, так часто стоящих на пути к успешной сек-суальной жизни.

С возрастом партнеры должны быть более внимательны и чувстви-тельны к разнообразным проявлениям сексуального интереса — прикоснове-ниям, ласкам, взглядам. Необходимо внести коррективы и в свой режим дня с учетом изменения суточного био-ритма в пожилом возрасте. Например, повышенная гормональная активность в предутренние часы увеличивает привлекательность занятий сексом в это время, после чего можно позво-лить себе расслабиться и поспать еще немного. Удобным для сексуальной активности может быть и время после дневного сна, особенно если один из партнеров или оба легко устают.

Американский сексолог Григгс обращает внимание на особое значе-ние соблюдения сексуального этикета в старшем возрасте, учитывая повы-шенную чувствительность и психологи-ческую ранимость пожилых людей. Сексуальные отношения только выигрывают, если оба партнера стара-тельно поощряют сексуальный инте-рес и активность друг друга, действи-ями и словами сообщают о своем сек-суальном удовольствии, интересуются, насколько удовлетворен партнер.

Пожилым людях с хроническими болезнями, особенно с сердечно-сосу-дистыми, диабетом и др., следует соб-людать осторожность при возобновле-нии активной половой жизни после длительного перерыва, связанного с болезнью. Однако опасения не должны перерастать в боязнь или приводить к прекращению сексуальной жизни.

В любом возрасте люди нуждаются в проявлении любви, внимания, нежно-сти, ласки, заботы, и пожилые люди могут пользоваться всеми радостями жизни и проявлениями чувств в соответствии со своими духовными и физиологическими возможностями и потребностями.

Изменения в жизни семьи в связи с выходом на пенсию

Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Снижается производительность труда и увеличивается число проблем, связанных со здоровьем. На данной стадии жизненного цикла семьи одним из самых важных событий может стать выход супругов на пенсию. Кроме того, что профессия и круг связанных с ней обязанностей оказывали существенное влияние на содержание личностной идентичности, работа служила также и прекрасным способом структурирования времени. Она также определяла и основной круг общения.

Теперь количество времени, проводимого супругами вместе, увеличивается в некоторых случаях до 24 часов в сутки. В связи с этим, выход на пенсию может потребовать значительной перестройки личности, взаимоотношений и стиля жизни супругов.

После выхода супругов на пенсию семья и связи с родственниками приобретают для них еще большее значение. Пары, которые дожили до этой стадии супружества, вырастили и «отпустили» детей, говорят, что испытывают сильное чувство удовлетворения браком. Брак в это время стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какие сложились в течение долгой совместной жизни. При этом супруги в большей степени, чем раньше, склонны оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Традиционные половые роли оказываются не так важны.

Течение этой стадии может осложняться болезнями супругов в связи с их преклонным возрастом. Как правило, вся тяжесть ухода за больным при этом ложится на плечи супруга, который сам может иметь проблемы со здоровьем. Жены чаще жалуются на стресс, связанный с уходом за больным супругом, чем мужья, хотя разница эта невелика. Мужчины, которые с возрастом больше ориентируются на семью, обеспечивают такой уход охотнее, чем жены, которые и так всю жизнь провели в заботах о семье. Жены могут начать болеть после того, как мужья выходят на пенсию. Посвятивший свою жизнь карьере, муж начинает чувствовать себя ненужным после того, как отходит от дел. Чтобы избавить его от этих тягостных переживаний, жена заболевает и тем самым обеспечивает ему возможность приносить пользу, заботясь о ней, и вновь обрести чувство собственной нужности.

Особые трудности испытывает человек, ухаживающий за лицом, страдающим болезнью Альцгеймера. Она связана с поражением головного мозга и характеризуется потерей памяти и прогрессирующим слабоумием. Ситуация становится особенно тягостной, когда поведение больного начинает распадаться или приобретает шокирующий характер. Тем не менее многие пожилые супруги и в этом случае не тяготятся выполнением своих обязанностей. Помощь человеку, который так много значил в жизни, может приносить глубокое удовлетворение.

Реакция на смерть супруга и проживание вдовства

Когда люди находятся в преклонном возрасте, смерть супруга становится весьма вероятным событием. Реакция горя, возникающая в результате смерти супруга, проходит в своем развитии ряд характерный стадий:

    шок и оцепенение;

    отрицание и отстраненность;

    признание и боль;

    принятие и возрождение.

Эти фазы переживания присутствуют в той или иной степени при любой потере или утрате, хотя их проявление и длительность имеют значительные индивидуальные различия,

Фаза шока может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. На ней люди не до конца осознают произошедшее и не понимают тяжести утраты. Наличие фазы шока не зависит от того, была смерть внезапной или последовала за длительной неизлечимой болезнью, исход которой все предвидели. В некоторых случаях при длительной болезни супруга, предшествовавшей его смерти, второй супруг имел возможность пережить антиципаторное горе, когда он мог обсудить свои переживания с умирающим супругом или другими близкими людьми. Но переживание антиципаторного горя не всегда делает горевание после смерти менее тяжелым. В случае продолжительной болезни (более 18 месяцев) близкие могут прийти к убеждению, что смертельно больной человек никогда не умрет, что ему удалось обмануть судьбу. В этом случае его смерть вызывает еще большее потрясение, чем в том случае, если бы она произошла внезапно.

При смерти супруга нередко организация похорон и выполнение других необходимых процедур приносит облегчение: это позволяет делать что-то конкретное, реальное, в то время когда все вокруг кажется нереальным.

На фазе отрицания перенесшие потерю люди могут не верить в ее реальность. Часто в это время нарушается функционирование организма: чувствуется слабость, истощение сил, потеря аппетита, нарушение сна, неспособность делать привычные дела. На этой фазе часто присутствуют фантазии, в центре которых находится умерший супруг. Они сопровождаются ожиданием, что он вернется. Страдающий супруг может несколько раз в день забывать о факте смерти, говорить об умершем как о живом и т. п.

На этой фазе могут присутствовать также гнев и злость на умершего, основное содержание которых: «Как он мог так поступить со мной?»

На фазе признания человек наконец признает утрату и то влияние, которое она на него оказала, В среднем она наступает спустя 3-6 месяцев после похорон. Переживания и их внешнее выражение становятся более настойчивыми. Люди плачут, причитают, выражают свою скорбь другим образом. Они мучаются и тоскуют по умершему, часто думая о нем. У них появляется желание постоянно говорить о покойном, о своих отношениях с ним, часто повторяя одни и те же мысли и даже фразы. Следует помнить, что это нормальный этап проживания реакции горя. Подобные «зацикливания» и повторы не связаны с возрастом, так же ведут себя и достаточно молодые люди, перенесшие тяжелую утрату. Возможность «проговаривания» своих переживаний оказывает терапевтический эффект и способствует переходу к следующей фазе.

На фазе «отпускания» пережившие смерть супруга люди начинают вновь интересоваться жизнью, уделять время и силы себе и отношениям с другими людьми. Они заново воссоздают свою идентичность без той части, которую составляли отношения с умершим супругом.

Потерявшие брачного партнера люди приобретают статус вдов и вдовцов. Для многих это связано с тяжелыми переменами в образе жизни и с риском оказаться в социальной изоляции.

Так как средняя продолжительность жизни женщин во всем мире выше, чем у мужчин, количество вдов в значительной степени превышает количество вдовцов. Кроме того, пожилые вдовы после потери супруга живут в среднем на 50% дольше, чем вдовцы. После смерти мужа пожилые женщины гораздо реже вновь выходят замуж, чем пожилые вдовцы.

Вдовы и вдовцы, живущие одни, часто сталкиваются с практическими и психологическими трудностями. Если раньше различные области их жизни были поделены с супругами, то теперь они могут столкнуться с необходимостью выполнения дел, о которых раньше не имели никакого представления. Например, если раньше все финансовые вопросы были в ведении жены, то у пожилого вдовца могут возникнуть трудности с рациональным планированием бюджета.

Социальную поддержку овдовевшие супруги получают в основном от семей своих детей, особенно от дочерей.

Обычно вдовы легче включаются в жизнь семей своих детей, чем вдовцы. Возможной причиной конфликтов может быть то, что овдовевшие родители усиливают давление на взрослых детей, особенно при отсутствии у них иных социальных контактов. Взрослые дети и их семьи становятся главными источниками эмоциональных реакций, но при этом возрастает и их значение как источников стресса. Иногда старый человек может отыскать себе полезную функцию в семье своих детей, иногда же он просто оказывается лишним для представителей младшего поколения. На этой стадии расширенная семья сталкивается с трудной проблемой ухода за старым человеком. Иногда ее пытаются решить переселением его в дом престарелых, где за ним будут ухаживать другие. Однако, как пишет Дж. Хейли, «отношение молодых к своим старым родителям становится моделью того отношения, которое ждет их в старости со стороны своих детей, так как жизненный цикл семьи продолжается бесконечно».

Контрольные вопросы

    Определите понятие «жизненный цикл семьи».

    Какие существуют подходы к выделению жизненного цикла семьи?

    Что такое задачи развития семьи? Назовите основные задачи молодой семьи и семьи с маленьким ребенком.

    Раскройте психологическое содержание «брачного соглашения».

    Назовите типы психологических отношений в браке.

    Опишите некоторые типы сексуального поведения в браке.

    Что понимают под кризисом первой беременности?

    Какие компоненты определяют зрелую материнскую позицию?

    Раскройте основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-школьником.

    Как изменяется тип родительского поведения и роли в семье с подростком?

    По каким основным направлениям идет переструктурирование жизни семьи с ребенком-школьником?

    С какими психологическими проблемами сталкиваются родители при поступлении ребенка в школу?

    Каково психологическое содержание ревности?

    Какие изменения происходят в функционировании организма супругов зрелого возраста?

    Какое влияние оказывает на семейные отношения кризис «середины жизни»?

    Назовите основные роли, исполняемые в семье прародителями.

Литература

    Акин А., Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия. - СПб., 1999.

    Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 1998.

    Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. // Вестник МГУ, серия 18. Социология и политика. - 1997. - № 2.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992.

    Боровикова Н.В. Развитие Я-концепции женщины. // Дисс. канд. псих. наук. - М., 1999.

    Ботуин К. Соблазненная женщина. Почему изменяют жены и что из этого получается. - М., 1995.

    Браун Дж., КристенсенД. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.

    Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. - 2000. - № 2.

    Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

    Виткин Дж. Женщина и стресс. - М., 1995.

    Волкова А.И. Опыт исследования супружеской неверности//Вопросы психологии. - 1989. - № 2.

    Ворошнина О.Р. Психологическая корреляция депривированного материнства. // Дисс. канд. псих. наук. - М., 1997.

    Гаврилица О А. Ролевой конфликт работающей женщины. // Дисс. канд. псих. наук. - М., 1998.

    Гозман Л.Л. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

    Дейте Б. Жизнь после потери. - М., 1999.

    Захаров А.И. Ребенок до рождения. - СПб., 1998.

    Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

18. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. - М., 1990.

19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

    Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001.

    Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М., 1991.

    Лебойе Ф. Рождение без насилия. - М.,1985.

    Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. - М.,1993.

    МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

    Мид М. Культура и мир детства. - М.,1988.

    Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

    Мухумадрахимов Р Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

    Мэй Р. Любовь и воля. - М., 1997.

    Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. - М.,1982.

    Нохуров А. Нарушения сексуального поведения. - М., 1988.

    Оден М. Возрожденные роды. - М.,1994.

    Психология человека от рождения до смерти. - СПб., 2001.

    Рабочая книга школьного психолога // Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1991.

    Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

    Соколова Е.Т., Николаева B . R . Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.

    Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. - 1994. - № 6.

    Сысенко В А. Супружеские конфликты. - М., 1989.

    Сысенко В А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. - М., 1981.

    Трунов М.В., Китаев Л.М. Экология младенчества. - М., 1993.

    Филиппова Г.Т. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал. - 1999. - Т.20. - № 5.

    Фромм Э. Искусство любить. - М., 1990.

    Хейли Дж. Необычайная психотерапия. - СПб., 1995.

    Хьелл Л., ЗиглерД, Теории личности. - СПб., 1997.

    Шибутани Т. Социальная психология - М., 1969.

    Шмурак Ю.И. Пренатальная общность. // Человек. - 1993. - № 6.

    Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

    Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

    Bowlby J. Child care and the ground of love. - L., 1957.

    Engen T. et al. Decrement and recovery of responses to olfactory stimule in the human neonale//J.Comparative Physiol. and Psychol. - 1965. - V.59.

    Murstein ВЛ . A theory of marital choice and its applicability to marriage adjustment.//Theories of attraction and love. - N.Y., 1971.

    Pines D. Pregnancy and motherhood: Interaction between fantasy and reality // Brit.J.Med.Psychol. - 1972. - V.45.

    Sternberg R. A triangular of love///Psycholigical Review. - 93.

Error: Reference source not found

Главная > Реферат

Семьи пожилых супругов

Специфику последней, шестой стадии жизненного цикла семьи опреде-ляет вхождение супругов (либо одного из них, если разница в возрасте до-статочно велика) в завершающий период онтогенетического развития - пе-риод старения и старости. Возрастные задачи развития в этот период опосредуют задачи развития семейной системы в целом. В тоже время увеличивается значение семьи для пожилого человека, прежде всего, в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, необходимостью организации и поддержания жизни. Это связано с тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании и уходе за собой.Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности. В.Д. Шапиро указывает на три основные группы потребностей и соответст-вующие им ценностные ориентации пожилых людей: 1) социальные по-требности (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях); 2) социально-психо-логические потребности (в межличностном общении, уважении, независи-мости, внимательном и заботливом отношении окружающих); 3) потреб-ность в сохранении здоровья. Приоритетными интересами для пожилых людей являются благополучие и успехи их детей и внуков, близких людей. Особенность супружеской жизни пожилых пар состоит в изменении сексуальных отношений с учетом климактерических нарушений у женщины и мужчины.В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необхо-димость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Боль-шое значение имеет также фактор прекращения профессиональной дея-тельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами. Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус «хозяйки дома – домоправительницы», ответствен-ной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения тру-довой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается. Во многих случаях в семьях происходит «тихая бархатная революция», результа-том которой является переход всей полноты власти к жене. Такой вариант развития семьи зачастую обедняет и схематизирует супружеские отношения, замыкая их в пределах рутинной обыденности ценностей по-вседневного бытового функционирования, нарушаемого лишь просмотром сериалов «мыльных опер», переживания и чувства героев которых компен-сируют пожилым супругам заурядность их собственной жизни, уводят из мира реальности в мир грез и иллюзий. Противоположный путь развития семейной системы связан с поиском новых значимых и доступных сфер са-мореализации, с уважением выбранных партнером целей, помощью и под-держкой партнера в их достижении.Еще одной причиной перестройки роле-вой структуры семьи является резкое ухудшение здоровья одного из супругов и концентрация усилий семьи в направлении решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и создания удовлетворительного ка-чества жизни больного супруга.Успешность адаптации к жизни на пенсии во многом определяется предрасположенностью, готовностью самого человека к осуществлению прежних и новых семейных ролей, а также тем, насколько семья удовлетворяет основные социальные и психологические потребности человека.Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начина-ет играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная под-держка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми роди-телями. Обнаружено, что дочери значительно чаще помогают своим престарелым родителям, чем сыновья. Помощь включает по-купку продуктов, уборку, приготовление еды, уход за больными прародителями. В некоторых случаях дочери бывают вынуждены изменить место ра-боты для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками. Так же, как это происходило после рождения детей, женщина, отвечая со-циальным ожиданиям, разрешает ценностный выбор в пользу заботы о не-дееспособных членах расширенной семьи, реализация которого, однако, за-висит от ее участия в трудовой деятельности, наличия детей и их возраста, собственного возраста женщины и ее здоровья.В.А. Альперович выделяет три типа отношений между пожилы-ми супругами: «сосуществователи», «партнеры», «влюбленные друзья». Указанные типы отношений различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию партнеров, распределению прав и обязанностей, общно-сти деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные сношения.Еще одна проблема, специфическая для данной стадии, – это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга. Выделяют несколько наиболее типичных моделей, выбор и реализация каждой из которых регулируются большим числом факторов, и важнейшие среди них – возраст одинокого супруга, мера его включенности в различ-ные виды социальной активности, круг интересов и общения, характер пе-реживания утраты супруга и эмоциональный статус, состояние здоровья, личностные особенности, специфические виды копинга (совладающего по-ведения). Можно назвать следующие типичные модели нового образа жиз-недеятельности:- «жизнь в прошлом», уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;- «жизнь как ожидание смерти», подготовка к «воссоединению» с су-пругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;- «доминирующий эгоцентризм», полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и ин-тересов; ведущий тип деятельности – забота о себе и самообслуживание;- интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семей-ных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки); ведущий тип дея-тельности – забота о членах расширенной семьи;- самореализация в профессиональной или общественной деятельности;- повторный брак, создание новой семейной системы.Конструктивными моделями являются лишь три по-следние. Повторный брак – достаточно редкое явление в нашем обществе, особенно для женщин, которые значительно чаще мужчин оказываются в по-ложении вдов. Наиболее типичен для них вариант интеграции с семьей детей.Пожилые мужчины значительно чаще вступают в брак, чем пожилые женщины. В первую очередь это объясняется возрастно-половыми диспропорциями, значительным количественным преобладанием женщин над мужчинами. Кроме того, мужчины в большинстве случаев женятся на более молодых женщинах, что объясняется психофиологическими особенностями мужского и женского организма.Значительную роль для вступления в поздний брак играет как материальный, так и моральный фактор, стремление избавиться от одиночества, приобрести друга и спутника жизни в период старости.В среднем, по данным Г. Крайга, пожилые супружеские пары сообщают о большой удовлетворенности браком после того, как их выросшие дети начинают жить отдельно. Однако первоначально, после отделения детей в супружеских отношениях возникают трудности, связанные с необходимостью заново учиться жить вдвоем. Но большинство пар, вырастивших детей и сохранивших брак, утверждают, что испытывают меньшее напряжение и более сильное чувство удовлетворенности и гармонии. Они отмечают, что брак стал занимать более важное место в их эмоциональной жизни. Такое чувственное сближение между супругами в пожилом возрасте может быть очень существенным.Семья может предоставить супругам прямую и косвенную экономическую поддержку, оказывать различного рода социально-бытовые услуги, обеспечивать необходимый уровень потребления и комфорта, условия для досуга и отдыха. В семье супруги сохраняют возможность целенаправленных, содержательных и полезных занятий, интенсивного и, что особенно важно, интимного межличностного общения. Участвуя в принятии семейных решений, они поддерживают свой престиж, обсуждая с более молодыми членами семьи их внесемейную жизнь, находят применение своему опыту, в том числе профессиональному. В семье пенсионер в дополнение к собственным использует и ее социальные контакты, это позволяет вести более активный образ жизни.Вопросы для самопроверки
    В чем заключается специфика отношений в семье пожилых супругов? Что является причинами изменения ролевой структуры в семье пожилых супругов? Охарактеризуйте типы отношений между пожилыми супругами. Охарактеризуйте модели жизнедеятельности пожилых людей после утраты супруга.
Литература Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. – Л.. 1980.Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Академический проект, 2001.Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с. – С.214-226.Социальная работа с пожилыми / Под ред. Е.Н. Холостовой. – М., 1995. Холостова Е.Н. Пожилой человек в обществе. – М., 1999.Чеботарев Д.Ф. Социально-экономические и гигиенические проблемы геронтологии // Здоровье пожилых людей. – М., 1978.Фролькис В.В. Синдром старения // Вестник АМН СССР. – 1990. – № 1. – С. 8-13.

Семьи с приемными детьми

В современном обществе существует достаточно большое количество детей, нуждающихся во временном или постоянном усыновлении. Среди таких детей оказываются как биологические, так и социальные сироты. Биологические сироты – это дети, у которых родители либо умерли, либо временно не могут исполнять родительские обязанности, социальные сироты – это дети, чьи родители лишены родительских прав по решению суда. Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. Приоритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот – помещением в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) – очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личного развития.Особую актуальность проблема усыновления приобрела с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. За последние несколько лет число социальных сирот в нашей стране выросло с полумиллиона до 700 тысяч. Только в детских домах и интернатах находится около 200 тысяч детей. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение и родительских прав, непродуманная приватизация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках». В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. А значит перед специалистами по работе с семьей стоит задача обеспечения родителей-усыновителей психологическим сопровождением и помощью в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется преобладающими мотивами усыновления:- мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка;- мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;- мотив преодоления одиночества – ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;- альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;- мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь – того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок;- мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен; - прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.Кроме ключевой мотивации у усыновителей выделяется надежда на явные и неявные выгоды усыновления. Явные выгоды более легко опознаются и определяются в терминах финансового и бытового обеспечения, обучения и поддержки со стороны социальных служб. Для таких усыновителей характерно представление об усыновлении как о «любви на работе».В надеждах усыновителей на неявные выгоды различают три элемента. Первый связан с их ожиданиями взаимной любви и эмоциональной связи между ними и ребенком. Они видят себя как тех, кто предоставляет «приличный дом и нормальную семью», полагая, что усыновление может быть трудной работой, но, возможно, «любви и поддержки будет достаточно, чтобы с этим справиться».Во-вторых, большинство усыновителей считают, что в ответ на любовь и заботу дети должны выражать свою благодарность. Это коренится в желании усыновителей быть значимыми и ценными в качестве «родителей» и чтобы дом был гаванью, в которую всегда можно вернуться.Третий элемент связан с тем, что усыновители полагают, что дети должны измениться в степени, достаточной для того, чтобы вписаться в новую семью. При этом ответственность за возможность стать частью новой семьи возлагается на ребенка, а не на приемную семью, которая должна включить другого человека с иными корнями и мировоззрением. Вопреки полученной ранее информации о поведении детей, их жизни или предшествующих трудностях, некоторые усыновители предполагают, что все это чудодейственным образом испарится в результате их заботы, дети приспособятся к семейной системе и будут вести себя «нормально».Учет мотивации и выгод усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие. Например, мотивы, связанные с «благотворительностью для детей» и патронажем (альтернатива постоянному усыновлению, жалость к детям, находящимся в трудной ситуации, потребность для матери-усыновителя иметь кого-либо зависимого и т.д.).Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.Динамика процесса адаптации – фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность – определяется следующими факторами:- возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка – установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;- индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, однако это не означает, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях, будет невозможна. Подтверждением этого является модель «хорошего соответствия», согласно которой благополучие психического развития ребенка находится в зависимости от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей / плохой» среды и нет «хорошей / плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эффективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;- историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;- продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга; возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция – уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сое и строить новую жизнь и новые отношения с «чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений – прежней школы и класса, друзей, круга общения – в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.В качестве еще одного фактора адаптации к семье приемных детей выступает психологическая готовность родителей к усыновлению. Поскольку именно усыновителю принадлежит инициатива в сознании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации.Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты:- мотивационную готовность;- психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о возрастно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социальная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды);- адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях);- эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).Психологическая готовность взрослых к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать:

    информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;

    формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «дурной наследственности»;

    информирование усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса;

    формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной депривации;

    обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах;

    помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необходимости;

    формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха;

    информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.

Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы: - создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи); - установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и сопереживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности; - коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов; - помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления; - расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности; - помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».Вопросы для самопроверки
    Какие причины обусловливают особую значимость проблемы усыновления? Охарактеризуйте преобладающие мотивы усыновления. Перечислите явные и неявные выгоды усыновления. В чем заключаются особенности адаптационного процесса в семье с усыновленным ребенком? Перечислите факторы, определяющие успешность адаптационного процесса. В чем заключается психологическая готовность к усыновлению? В чем заключается психолого-педагогическая подготовка родителей к усыновлению?
Литература Зерницкий О.Б. Мотивация усыновления и особенности родительских позиций в семьях с приемными детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 1. – С.45-50. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
  1. Слепухина г. В. Психология травматического стресса (учебное пособие)

    Учебное пособие

    Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками.

  2. В россии (3)

    Библиографический указатель

    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

  3. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах

    Документ

    Постиндустриальная стадия развития общества, в которую вступает Россия, характеризуется специалистами, как информационное, знаниевое. Соответственно, такое определение распространяется на различные сферы жизнедеятельности общества.

  4. Деловая программа 22-25 ноября 2010 года Организаторы: Правительство Вологодской области Департамент образования Вологодской области

    Программа
  5. Результаты анализа востребованности специалистов по работе с молодежью общие положения 1 Нормативное обеспечение

    Документ

    С начала реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, занятых в сфере молодежной политики, являются приоритетными.

Наш эксперт - психолог Татьяна Дмитриева.

Здоровье и деньги

Серебряная свадьба давно позади, дети взрослые и внуки уже немаленькие, а собственный брак становится всё напряжённее. Казалось бы, отношения, сложившиеся за годы, уже ничто не может надломить, но нарастают холодность, раздражение друг на друга, приступы взаимной неприязни.

Как правило, в основе эмоционального отчуждения лежат неразрешённые проблемы. Общими для пожилых пар являются:

Ухудшение здоровья. На фоне хронических заболеваний развиваются несдержанность, раздражительность, категоричность.

Снижение материального уровня. Согласно статистике, лишь 20% пожилых семей у нас в стране относительно материально благополучны. Но, даже если супруги сумели отложить на старость, для большинства пар это не бездонные запасы, деньги могут в любой момент понадобиться на лечение, аварийный ремонт квартиры или машины. Постоянные ограничения побуждают менять привычный образ жизни (сокращаются траты на отдых, одежду, питание), что нередко способствует возникновению конфликтов между супругами, усиливает неприязнь и отчуждение.

Кто виноват

Однако большую роль в отношениях супругов играют и субъективные факторы. Неприязнь, отчуждение не возникают вдруг, они тянутся из прошлого. Возможно, истоки в давней обиде, например измене, которая прощена формально, но засела в памяти, как нарывающая заноза, которая напоминает о себе время от времени.

А может, и в молодости супруги не составили единства: их жизненные установки, стремления оказались разнонаправленными, но на развод пара так и не решилась.

Бывает и так, что отношения пожилой пары обостряются после выхода на пенсию. Мужское «я» острее реагирует на изменение статуса: уход с работы резко снижает самооценку, многие мужчины не знают, чем себя занять, что повышает уровень тревожности. Порой дело доходит до невроза и даже депрессии. Муж всё чаще начинает замечать дома какие-то недостатки, на которые прежде не обращал внимания, упрекает жену, что она слишком много внимания уделяет детям и внукам, забывая о нём.

Для женщины же переход к будничной жизни не столь драматичен, но недостаточное внимание со стороны мужа, близких она расценивает также болезненно. В общем, поводов для «ледяного периода» отношений возникает множество, и в каждой семье они свои.

Бессмысленно выяснять, кто виноват в этом - он или она. За погоду в семье всегда ответственны двое.

Помощь со стороны

В третьем возрасте развод - крайняя мера, на которую, к счастью, решаются немногие. Но как найти выход из трудной ситуации?

Самый эффективный путь преодоления отчуждения - обратиться в центр психологической помощи (кстати, многие из них работают бесплатно) и вместе со специалистом разобраться в возникших проблемах, научиться анализировать и решать их, что называется, по мере поступления.

Неплохо освоить также технику релаксации и аутотренинга. Это доступно в любом возрасте и помогает улучшить не только психологическое, но и физическое самочувствие.

Семь шагов к примирению

Изменить свои отношения, найти больше точек сближения помогут и шаги навстречу друг к другу.

1. Уходите от конфликта. Чувствуете, что вот-вот разразится гром? Найдите предлог, чтобы избежать ссоры. Например, можно срочно отправиться в магазин, «случайно» вспомнив, что позарез нужно что-то купить к столу.

2. Попытайтесь относиться к возникающим неурядицам с юмором - это лучший способ разрядить обстановку и снять напряжение.

3. Обсуждайте вместе возникшие проблемы: пусть каждый выскажет свой взгляд на ситуацию - выход можно найти только вдвоём. При этом не обвиняйте партнёра: «Ты обещал, но не сделал…», а используйте фразы типа «Мне хотелось, я надеялась…» Этот приём поможет погасить раздражение супруга и настроиться на конструктивный разговор.

4. Планируйте сообща семейный бюджет на неделю, на месяц, решайте, на чём и сколько можно сэкономить и на что будут истрачены эти средства.

5. Постарайтесь преодолеть однообразие будней - это большая проблема многих пожилых пар. Хотя бы раз в неделю стоит выбраться из дома и провести время вдвоём. Не игнорируйте экскурсии и вечера, которые, кстати, нередко проводят центры социального обслуживания. Между прочим, нередко многие пары знакомятся там с другими и начинается новая дружба семьями.

6. Стройте планы на будущее. Вы можете наметить отдых в санатории или пансионате, затеять перемены в доме, на даче. Ничто не сближает больше, чем общие задачи и интересы.

В тему

Певица Лоя

Главное - не навязываться друг другу в любом возрасте. Возможно, стоит пожить раздельно или вместе, но независимо друг от друга. И конечно, необходимо понять, почему появляется чувство одиноче-ства.