Вербное Воскресенье для детей. Сценарий праздника вербное воскресенье в детском саду

31.03.2018 31.03.2018 by Mnogoto4ka

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году - 9 апреля, в 2018 году - 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.


Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.


Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным - исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

ОБРЯДЫ. ВЕРБА И ЕЁ СИЛА

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», - или: «Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях - и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда - сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель - воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле - «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону - «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой - сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

КОНДАК 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

КОНДАК 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

"Вербное воскресенье" - рассказ о празднике для детей дошкольного возраста

Прежде, чем войти в весну-красну, окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из двенадцати месяцев. Слово «год» говорит о том, что это годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» - гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю» (из весенних примет на урожай).

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными. Поэтому существовал обычай – на пастбище скотину выгоняли вербными ветками. Бабушки запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. Маленьких детей шутливо стегали вербными ветками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно, верба – хлест бьет до слез». Били, чтобы дети росли здоровыми.

Даже в народной медицине не забыли о вербе. Ее почки дают пожевать тем, у кого болят зубы. После этого боль ослабевает.
На вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
В вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «вербное воскресенье».

Ирина Шершнева
Конспект интегрированного занятия «Вербное воскресенье»

Конспект

Интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим миром и вязание крючком

ТЕМА : «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ »

Должность : Воспитатель

Шершнева И. Л

Оренбург

Конспект занятия по художественному творчеству.

На тему : Панно с изображением вербы .

Цель : В доступной форме познакомить детей с историей возникновения и традициями православного праздника – Вербное воскресенье . Формировать умение создавать законченное художественное произведение.

Задачи :

Образовательная : Познакомить детей, с народным праздником «Вербное воскресенье » . Учить детей разным способам вязания крючком, строить композицию, правильно пользоваться инструментами в соответствии с техникой безопасности.

Развивающая : Развивать интерес к народным праздникам, познавательные процессы (память, мышление, воображение., учить понимать их смысл, мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа,

усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками. Приучать к аккуратности.

Приемы руководства деятельностью детей в О. Д.

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :

Изготовление «Панно с изображением вербы » различными техниками.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе О. Д.

Беседа; создание развивающей среды; хороводная игра; пальчиковая гимнастика;

3. Приемы организации практической деятельности детей :

Продуктивная деятельность.

4. Приемы поддержания интереса у детей :

Чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки :

Поощрение; совместно с педагогом определение качества продуктивной деятельности; взаимопомощь детей.

Создания среды для проведения и организации О. Д.:

Веточка вербы , образец работы, пряжа, ножницы. Карандаш, крючки, кисти, клеевые карандаши, лист картона формат А-4, салфетка. Презентация №1

Виды детской деятельности в О. Д.:

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, продуктивная.

Ожидаемые результаты :

Активизация творческой речевой деятельности;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Умение сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов;

Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей на занятии :

1. Ребенок отвечает на вопросы.

2. Активно участвует в продуктивной и познавательной деятельности.

3. Проявляет речевую самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Аргументирует самооценку.

Интеграция областей : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности

Предварительная работа : Выполнить основу для панно. (Связать и приклеить рамочку, лучи солнца. На листе картона нарисовать веточки вербы )

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная.

Ход занятия.

В : - Ребята рассаживайтесь по удобнее.

Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие .

(Показ веточек вербы .)

Что на них вы видите? (Пушистые почки.)

С какого они дерева?

Д : Верба !

В : - Знаете ли вы, какой завтра народный праздник?

(Ответы детей.)

В : - С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке) .

В : «Вербное воскресенье » , он еще называется «Вход Господень в Иерусалим» .

Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…. (Презентация№1)

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул : «Лазарь, встань и иди вон!» . Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так было принято встречать царей и великих полководцев.

Но почему – «Вербное воскресенье » на Руси?

Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы

Воспитатель показывает веточку вербы .

В : - Посмотрите на эти веточки еще раз, и возьмите каждый по веточке. (Дети берут веточку вербы .)

Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)

Пахнут ли ваши веточки?

А пахнут ли они весной?

В : Верба – первое из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.

Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем » ?

физминутка

Игра «Верба – вербочка »

(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы ).

В : - На Руси праздники традиционно начинались за неделю до Пасхи. В субботу перед «Вербным воскресеньем » . Традиция вербных гуляний сложилась два столетия назад. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на вербу всегда покупали сладости и игрушки.

Основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки, с веселыми играми и хороводами.

Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая :

Верба , верба , вербочка ,

Вербочка кудрявая ,

Не расти, верба , во ржи,

Расти, верба , на меже.

Как в огороде царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берёт,

Канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики» .

Дети проходят в них, продолжая говорить :

Канарейка – (имя девочки) .

Соловейка – (имя мальчика) .

Люди спросят : «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет : «Милый мой» .

В : - Главным товаром на ярмарке, была верба , которую привозили из деревень целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок. Затем на праздничной службе в церкви вербы освещают и хранят до следующего «Вербного воскресенья » .

Существует поверье, что расцветающее дерево вербы передает здоровье , силу, красоту всем, кто её коснётся.

Вербе приписывают силу охранять дома, останавливать бурю, обнаруживать клады.

В : - Букет вербы – это самый традиционный и распространенный подарок в Вербное воскресенье . Считается, что в этот день освященные букеты нужно преподносить в качестве знака внимания своим самым близким родственникам и друзьям, желая им здоровья, благополучия и душевного спокойствия. Небольшие букеты, композиции из вербы , помещенные в вазу или плетеную корзинку, дополненные другими яркими цветами – каждый добавляет что-то на свой вкус.

По традиции вербные букеты должны быть не большими и состоять из, самое большое, семи веточек. Ветки непременно нужно сорвать до субботы, так как после субботнего вечера они уже считаются освященными – теперь они символизируют торжество жизни над смертью, так что срывать их строго запрещается. Поэтому я предлагаю вам изготовить панно с изображением вербы .

В : Для работы нам необходимо разделиться на пары, (дети делятся на пары при помощи считалки или по симпатии.)

Д : Считаются.

В : Я предлагаю вам рассмотреть образец и сказать

Из чего выполнено панно (из цепочек и нарезанных ниток

Ответы детей.

Какого цвета цепочки (веточки вербы )

Ответы детей.

Какого цвета нарезаем нитки для почек.

Ответы детей.

Вспомнить :

Как надо вязать цепочку

Как надо закреплять последнюю петлю цепочки

Как можно определить ее длину (подсчетом петель)

Какими по длине - должны быть петельки (одинаковыми)

Как надо резать нитки (чем мельче нарезать пряжу, тем аккуратней будет выполнена работа)

Вспомнить технику приклеивания нарезанных ниток (на основу наносим клей и прикладываем обрезки ниток)

Ответы детей.

- В : Давайте вспомним последовательность изготовления работы.

Ответы детей.

Приступаем к работе.

По ходу выполнения задания.

Пальчиковая гимнастика

Верба , верба , верба хлёст ,

Верба хлёст бьет до слез .

Верба синя бьет несильно ,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело ,

Верба хлёст - бьет до слез.

Индивидуальная помощь воспитателя.

Напомнить, что общий успех зависит от старания каждого ребенка.

В : - А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье » ?

Ответы детей.

Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

Ответы детей

В : Наше занятие подходит к концу , но прежде чем расстаться, давайте рассмотрим панно «Верба » которые мы сделали своими руками.

В : - Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

Нестеренко И.Е. воспитатель

МБДОУ «Детский сад с. Купино

Шебекинского района Белгородской области»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

На тему: «ЧУДЕСНОЕ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

Программное содержание:

Предварительная работа: посещение мини-музея «Русского быта», ознакомление детей с утварью (ложками, чугунками, самоваром, крынками, мисками) и способами ее применения, разучивание русской народной игры « Займи место», ознакомление детей с деревом - верба.

Оборудование: иллюстрация «Семейный праздник», веточки вербы в вазе, стол со скатертью, самовар, ложки, хлебцы, чай, лавки.

Ход занятия:

(беседа с детьми, сидящими на своих местах за столами)

Восп. : Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко?

Д.: Для весны.

В.: Молодцы! Детки, а какие весенние праздники вы знаете?

В.: Как много праздников, вы вспомнили! А как вы отмечаете праздники дома?

Д.:(ответы детей).

(Рассматривание картинки «Семейный праздник»)

В.: Давайте, рассмотрим с вами на иллюстрацию. Что на ней изображено?

Д.: Семейный праздник.

В.: Да, на картинке изображен семейный праздник. Как вы догадались, что это праздник?

Д.:(отвечают).

В.: Правильно, так как на картинке мы видим гостей в нарядных одеждах, красивый стол с угощениями и цветами, то можно смело утверждать, что это - праздник и собралась вся семья.

(Беседа с детьми)

В.: Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева?

Д.: Верба.

В.: Правильно, это веточка вербы. А вы знаете, что весной отмечают праздник, посвященный вербе, который называется Вербное воскресение. Ребята, а слышали ли вы о таком празднике?

Д.: (ответы).

(Рассказ воспитателя об истории праздника)

В.: К сожалению, сейчас не во всех семьях празднуют этот праздник, хотя он возник много лет назад. Вербное воскресение обычно справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник - Вход Господень в Иерусалим. Иерусалим - это название город. Когда - то, в давние времена, при въезде в город народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями. В память об этом христианские храмы в этот день принято было украшать ветвями деревьев. На Руси место пальмовой ветви заняла верба, которая и дала название народному празднику.

(Беседа с детьми)

В.: А как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?

Д.: (дети высказывают свои предположения).

В.: С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.

В.: Детки, а вы хотели бы узнать, как Вербное воскресение справляли в давние времена?

Д.: (ответы детей).

В.: Для того, чтобы попасть в прошлое мы должны с вами коснуться этих волшебных вербовых веточек и вмиг очутимся на празднике.

Д.: (дети касаются, после чего, проходят в другую часть группы, где их встречает Хозяюшка, а также стоит стол и лавки).

(Беседа с Хозяюшкой)

Х.: Здравствуйте гости дорогие! Проходите. В моем доме всегда гостям рады.

Д.: Здравствуйте! (Садятся на лавку).

В.: Здравствуй, милая Хозяюшка! Очень хочется нам узнать, как вы праздник Вербное воскресение справляете. Может быть, вы нам в этом поможете?

Х.: Ну, конечно, помогу. К вербному воскресению мы готовимся задолго, всю неделю с матушкой порядок в избе наводили, а батюшка с детками моими да с мужем в это время готовятся к работе в поле. В день праздника мы все идем в церковь, на праздничную службу. Вот и я с дочкой (дочка качает в люльке малыша) только из церкви вернулась. Да веточки чудесные домой принесли.

В.: А для чего?

Х.: В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:

Верба, верба, верба хлест,

Верба хлест - бьет до слез,

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест - бьет до слез!

Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез! (во время проговаривания слов, слегка похлестывает каждого ребенка.)

Х.: Да, что ж я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком угощу, дочка неси нашу праздничную скатерть. (Девочка подает скатерть Хозяюшке, накрывает стол скатертью.)

В.: Детки, посмотрите, какая красивая скатерть.

Х.: Да, ребятки, моя матушка, ох и рукодельница. Она эту скатерочку всю зиму ткала, а потом вышивала на ней узоры, а Глашенька весь вчерашний вечер ее утюжила (показывает на девочку), готовилась к празднику.

Х.: Вот и скатерть на столе. Ой, детушки - ребятушки, а сейчас я вам загадаю загадку, кто ее правильно отгадает, тот узнает, что я поставлю на стол.

(Отгадывание загадок)

Слушайте внимательно первая загадка: «У носатого у Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и, как зеркало, блестит». (Самовар)

(Хозяйка ставит на стол самовар).

Х.: Ай, да молодцы, я - то думала, что не угадаете. В.: Ребятки, скажите, пожалуйста, для чего он нужен?

Д.: Чай пить.

Х.: Мы любим чаевничать. У нас в народе говорят: «Чай пьешь - до ста лет проживешь» Поди - ка, у вас сейчас и самоваров - то нет. Интересно, а в чем же вы воду для чая кипятите?

Д.: В чайнике.

В.: Ребятки, а чем самовар отличается от чайника?

Д.: Самовар сам воду кипятит, а чайник нужно на плиту поставить.

В.: А чем они похожи?

Д.: И у чайника, и у самовара есть дно и крышка. В них кипятят воду, есть и носики, откуда льется кипяток.

В.: Милая Хозяюшка, а какое у вас, на Руси любимое угощение к чаю?

Х.: Любим мы чаек пить с бараночками, с вареньицем да с сахаром. (Ставит на стол угощение.) Ребятки, а вы с чем любите чаек попить?

Д.: (Рассуждают).

Х.: Итак, загадка вторая: «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». Что это?

Д.: Ложка.

Х.: Правильно, это ложка. (Показывает.) Просто загляденье! А вам нравится?

Х: Ребята, а кто из вас знает, из чего раньше делали такие красивые ложки?

Д.: Из дерева.

В.: Как можно про них сказать, какие они?

Д.: Деревянные.

Х: Эти ложки выдалбливали мой муж и мой батюшка из дерева (показ баклуши). А вот еще в одном месте, Хохломой зовется. Их покрывают специальным маслом, натирают порошком, расписывают и сажают в печь, до тех пор, пока она не зазолотятся. Когда матушка с батюшкой туда ездили, привезли нам в подарок такие ложки.

В.: Ребята, давайте, с вами сравним ложки современные и старинные. Чем они отличаются?

Д.: Ответы детей.

В.: Правильно, старинные ложки, в отличие от современных были деревянные с красивыми узорами, кроме, того ложками этими не только ели, но на них еще и играли. Ребятки, а чем они похожи?

Д.: Формой.

Х.: Ребятушки, как много вы, знаете о ложках, о самоваре. Откуда вы все это знаете?

В.: Хозяюшка, а у нас в группе есть мини - музей, в котором собраны эти предметы.

Х.: Вы сказали, что эти красивые расписные ложки могут быть музыкальными инструментами. Музыкантов, которые на них называют ложкарями. Хотите попробовать поиграть на ложках.

Д.: Ответы детей.

Х.: Ну - ка, Глаша приглашай гостей повеселиться.

Игра « Музыканты - ложкари».

(Дети встают парами лицом друг к другу, ноги ставят на ширину плеч, руки согнуты в локтях.)

Ладушки, ладушки, где были? (дети прямонаправленными движениями ударяют по ложкам друг друга.)

У бабушки.

Что ели? (ударяют по ложкам друг друга перекрестно, то левой, то правой рукой.)

Что пили?

Ладушки, ладушки, (поворачиваются лицом к детям и ударяют ложки друг о друга.)

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили. (Делают поклон)

Х.: Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души, да как у вас все складно получается! Вот и стол накрыт, осталось только «барашки» на стол поставить.

В.: А что такое «барашки»?

Х.: Это такие хлебцы, в которые запекают вербные шишечки, у кого окажется такая шишечка, тот будет счастливым. Такие «барашки» на Руси пекут только бабушки и раздают их деткам. Вот и моя матушка для вас их напекла, пойду, принесу. А, вы пока с Глашенькой поиграйте. (Уходит)

Глаша: На Вербное воскресенье устраивались вербные базары или ярмарки. На ярмарке можно было купить разные игрушки и сладости, свистульки, книги. Я очень люблю с матушкой ходить на ярмарки, а больше всего мне нравится играть там. Ну - ка, ребятки вставайте и место в круге занимайте!

(Русская народная игра «Займи место»)

Одной из самых любимых игр, была игра под названием «^ Займи место», в которую мы с вами поиграем. Нам для этой игры нужен водящий, с веточкой вербы в руке. Остальные образуют круг. Водящий ходит за кругом и говорит:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной. Хоп!

Сказав “хоп”, водящий ударяет веточкой по спине одного из игроков. Тот, кого ударили, устремляется по кругу навстречу водящему. Кто раньше обежит круг, занимает свободное место, а оставшийся становится водящим.

(Беседа с детьми)

В.: Ну как вам понравилось?

Д.: Да. (Заходит Хозяюшка.)

Х.: А вот и я вернулась, вы, наверное, заждались меня. (Ставит на стол хлебцы и наливает чай.) Ешьте, угощайтесь - силы, здоровья набирайтесь. Да помните, что это необычное угощение, а с подарочком внутри.

(Хозяюшка угощает детей)

Восп.: Спасибо, тебе Хозяюшка, за чай и за необычное угощение! Но нам пора возвращаться в детский сад. А то нас там все заждались. (Встают с лавочек,прощаются с Хозяюшкой и Глашей). Как же нам вернуться в детский сад. Ребята, а кто из вас помнит, как мы сюда попали?

Д.: Мы касались веточки вербы.

В.: Тогда давайте попробуем. (Касаются вербы и проходят за свои столы, садятся). Ребятки, а что вы чувствуете, когда касаетесь вербочки?

Д.: (рассуждают).

В.: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Д.: Ответы детей.

В.: Теперь - то мы с вами знаем, как отмечали Вербное воскресение на Руси. Я приготовила вам подарочки. Это вербные веточки, приносящие удачу, здоровье и счастье. (Раздает веточки каждому ребенку).

В.: Ребятки, какое у нас было необычное путешествие, в котором экспонаты нашего мини - музея оживали и рассказывали о себе.

Список использованных источников:

Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»

М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду"