10 месячный малыш. Питание и развитие ребенка по Комаровскому

10 месяцев - это замечательный возраст! Малыш становится энергичнее, количество навыков и умений увеличивается, а рост и вес несколько замедляется. Кроха продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела. Он, как никогда, готов для новых открытий и достижений. Итак, что же должен уметь малыш и как узнать нормы развития деток в этом возрасте.

Основные физиологические особенности 10-месячного малыша

Вес и рост мальчиков и девочек

В десятимесячном возрасте малыши становятся активнее, поэтому вес набирают не так быстро, как раньше. Все дети разные и весят по-разному. Всё зависит от пола, телосложения и прочих индивидуальных черт.

Нормой считается, если малыш поправляется на 400–500 грамм за месяц. Примерный вес в 10 месяцев:

  • мальчика - 9 кг;
  • девочки - 8,5 кг.

Нормальная прибавка роста за месяц - 1,5–2 см. Приблизительный рост в 10 месяцев:

  • мальчика - 73 см;
  • девочки - 72 см.

Окружность головы и груди

Ежемесячно измеряется не только масса тела и рост малыша, но и окружность головы и груди. Эти измерения дают представление о гармоничности развития организма.

Родители могут и самостоятельно контролировать эти параметры, регулярно замеряя окружность головы и груди своего ребёнка и сравнивая показания с предыдущими цифрами.

Размеру головы педиатры уделяют особое внимание. Её увеличение говорит о росте головного мозга, а также о здоровье малыша в целом.

Измерить голову можно обернув её мягким сантиметром, проходящим спереди по надбровной линией, а сзади - по затылочному бугру.

Приблизительная окружность головы у грудничков в 10 месяцев около 46 см:

  • у мальчиков - 46,6 см;
  • у девочек - 45,5 см.

При правильном развитии к 10 месяцам окружность груди слегка превышает окружность головы.

Измерение грудной клетки проводится в самом широком месте: спереди на уровне сосков, сзади на уровне лопаток. Диапазоном нормы размера грудной клетки, в этом возрасте, считается 46–50 см:

  • у мальчиков - 48,3;
  • у девочек - 47,3.

Представленные выше данные десятимесячного ребёнка являются приблизительными. Если значения вашего ребёнка отличаются не кардинально от представленных выше, то не стоит волноваться. Если же разница значительная, то необходимо прибегнуть к консультации вашего педиатра.

Сон и бодрствование в десять месяцев

Малыш, в этом возрасте, очень подвижный. Он все время двигается, если только не спит. А на сон уходит гораздо меньше времени. Нормой считается приблизительно 14 часов в сутки: ночью - около 10 часов; днём - два раза по полтора-два часа. Время бодрствования увеличивается до 9–10 часов в день. Интервалы между дневным сном достигают 3–4,5 часа.

Ориентироваться в любом случае всегда надо на самочувствие ребёнка. Если он спит всего один раз днём, но при этом активный и весёлый, не плачет без повода, то беспокоиться не стоит. А если ребёнок вялый, плаксивый, трёт глазки, тогда необходимо пересмотреть его режим, возможно, ваш малыш не получает достаточно сна на протяжении дня или ночи. Помните, главным критерием всегда остаётся поведение ребёнка!

Зубы

Согласно с общепринятым стандартом зубки у младенца должны появляться в определённые сроки и в конкретной последовательности. Но это всё условности и некоторые отклонения в какую-либо сторону не критичны.

Обычно в десятимесячном возрасте у деток уже есть четыре зуба, а может быть, даже шесть - прорезались верхние боковые резцы. Однако не стоит переживать, если последовательность прорезания не соответствует схеме, такое иногда бывает.

Навыки и умения ребёнка в 10 месяцев

Малыш в десять месяцев отличается тем, что каждый день будет удивлять своих родителей чем-то новым. Он стремительно приближается к очередному этапу своей жизни, когда начнёт ходить и говорить, ведь его мозг прогрессирует в развитии. Ребёнок, как губка, впитывает информацию об окружающем мире. И список того, что следует уметь ребёнок в десятимесячном возрасте, довольно обширный и разнообразный.

Двигательные навыки: что должен уметь делать кроха

  • Положение «сидя». Малыш уже научился садиться из разных положений: на животе, спине, боку, на четвереньках. При этом уверенно сидит, поворачиваясь в разные стороны. В такой позе может пребывать довольно продолжительное время, сам себя занимает, с любопытством что-то рассматривает.
  • Ползает или стоит на четвереньках. Ребёнок ползает, без особого труда справляется с небольшими препятствиями, например, забирается на небольшое возвышение и спускается с него. По международным нормам развития десятимесячный малыш необязательно умеет ползать, но пытаться встать на четвереньки он уже должен.
  • Первые шаги с опорой. В 10 месяцев младенец умеет самостоятельно подниматься из положения «сидя» с помощью опоры. Некоторое время может стоять на своих двоих, держась за устойчивые предметы одной рукой. Затем, возможно, станет делать первые шаги, например, вдоль дивана. А со временем малыш станет смелее, и научится передвигаться, поддерживая себя одной рукой, в другой держа игрушку.
  • Развитие мелкой моторики. Карапуз уже достаточно хорошо владеет своими ручками. Он научился брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Одевает кольца на стержень, пробует вставить один предмет в другой, катает машинки, качает кукол. Очень важно следить, чтобы ребёнок задействовал обе руки. Правая рука несёт ответственность за развитие левого полушария, а левая - за развитие правого полушария.
  • Бросание предметов. Самым любимым занятием малыша становится бросание предметов, а все потому, что бросковые движения в этом возрасте уже более ловкие и ребёнок осознанно, наслаждаясь своим умением, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа.

Правильное психическое развитие

  • Коммуникативные умения. Десятимесячный малыш с удовольствием общается с окружающими его близкими людьми. Откликается на своё имя, понимает некоторые просьбы взрослых и выполняет их. Разговаривает он на собственном языке и огорчается, когда его не понимают. Кроха учится говорить новые слоги, пока ещё без осмысленного назначения. А также он активно пытается имитировать все звуки, которые произносят близкие. Меняет громкость своего голоса и даже пробует шептать. Активно работает эмоциональная сфера: ребёнок выражает удивление, радость, страх, обиду. Уже понимает, когда ему что-либо запрещают. Доктор Комаровский советует это делать редко, но твёрдо стоять на своём.
  • Мышление. В десятимесячном возрасте уже заметны развивающиеся процессы мышления. Например, малыш уже знает в каком ящике лежат игрушки. Несмотря на то что кроха больше предпочитает разрушать ваши постройки, теперь он пробует что-то сделать сам: складывает друг на друга большие кубики, с помощью взрослого собирает пирамидку. Некоторые, уже в этом возрасте показывают пальчиком на называемые предметы, хотя полностью это умение формируется к году с небольшим.
  • Двусторонняя координация. В 10 месяцев уже достаточно хорошо развита двусторонняя координация ребёнка. И если вы покажете ему как стучать предметами друг об друга, то он сможет это повторить. Если у малыша что-то не получилось, необходимо показать «битву кубиков» ещё раз.
  • Копирование действий. Можно наблюдать, как детки копируют некоторые действия взрослых, например, разговаривают по телефону, моют пол, грозят пальчиком и т. п.

Эмоциональное развитие

  • Недоверчивое отношение к незнакомым людям и новым местам. Настороженность к незнакомцам начала проявляться раньше. Но сейчас детки могут к кому-то проявлять симпатию, а кого-то очень бояться. В новом месте, некоторое время, ведут себя настороженно. Не слезают с рук матери пока не освоятся.
  • Чувство юмора. Интересная особенность десятимесячного ребёнка - первые проявления юмора. В ответ на ваши шутки малыш может заразительно смеяться.
  • Привязанность к определённым занятиям и вещам . Уже в этом возрасте у ребёнка появляются любимые или наоборот неприятные для него занятия. Например, он может с радостью принимать водные процедуры и очень расстроиться, когда его будут укладывать спать. И также может возникнуть привязанность к некоторым предметам. Малыш может плакать, если с ним в кроватку не положили любимую игрушку.

Социальные навыки

  • Учится хорошим манерам. Сейчас самое время учить ребёнка хорошим манерам. Необходимо осваивать владение столовыми приборами, настал тот возраст, когда ребёнок должен кушать из ложки, пить из маленькой чашки или поильника. А также в этом возрасте малыша пора сажать на горшок, ваше чадо уже понимает для чего он нужен.
  • Выполняет поручения. Малыш уже умеет выполнять некоторые поручения, например, по просьбе даёт вам игрушку или приносит какую-то вещь по просьбе.
  • Умеет занять себя на непродолжительное время. Ребёнок взрослеет и некоторое время способен самостоятельно играть: перекладывать что-то с места на место, собирать пирамидку и т. д.
  • С удовольствием играет с детьми. Находясь в гостях или в детской поликлинике, т. е. там, где есть дети, малыш с удовольствием начинает общаться и играть с другими ребятишками, в том числе и ровесниками. Но поскольку такого опыта у него ещё не было, необходимо помочь ему, например, чтобы ребёнок не отбирал чужие игрушки, надо показать, что можно предложить ненадолго поменяться со своими.
  • Избавляется от «вредных» привычек. Это касается, прежде всего, соски. У младенца в 10 месяцев очень много интересных занятий, поэтому часто он забывает про соску и отучить ребёнка от неё намного проще.

Стоит всегда помнить, что не все дети развиваются одинаково. Какие-то способности проявляются раньше, какие-то позже. Не надо паниковать, если ваш малыш ещё что-то не умеет. Задача родителей регулярно посещать необходимых специалистов (педиатра, невролога и т. д.) и в игровой форме, а также собственным примером помогать формированию умений и навыков.

Уход за ребёнком

Создаём безопасные условия

Важно дома создать безопасные условия для передвижения малыша. Необходимо спрятать предметы, которые могут причинить вред. Все свисающие провода должны быть убраны, розетки закрыты специальными заглушками, а острые углы спрятаны под предназначенными для этого накладками.

Десятимесячные детки все ещё много времени проводят на полу и тянут все в рот. Поэтому необходимо регулярно пылесосить, чтобы не осталось мелкого мусора и делать влажную уборку.

Ежедневные гигиенические процедуры

Гигиена ребёнка - это необходимый, ежедневный этап ухода за младенцем. После того как малыш утром проснулся ему необходимо умыть лицо, очистить носик, провести подмывание. Всё это надо делать в игровой форме, чтобы ребёнок оставался в хорошем настроении.

В 10 месяцев продолжаем каждый день делать ребёнку массаж, после утреннего туалета, перед завтраком. Или, как рекомендует педиатр Комаровский, перед купанием. Не забывайте про гимнастику. По времени всё вместе длится около 20–30 минут (по 10–15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность: сначала массаж, потом гимнастика и купание. Евгений Олегович Комаровский характеризует гимнастику, как ненасильственные попытки гнуть все, что гнётся. А в десятимесячном возрасте её можно превращать в зарядку. Ведь многие упражнения ребёнок с удовольствием уже сможет повторять за вами. Зарядку выполняют обычно утром, перед завтраком.

В течение дня ребёнка регулярно высаживают на горшок, обычно это делают после еды. Когда кроха сделает всё необходимое, надо показать ему что у него получилось и похвалить. Главное, чтобы у малыша не было неприязни к горшку.

Купать младенца по вечерам по-прежнему необходимо ежедневно. Очень часто детки уже не хотят просто сидеть в ванной, а пытаются встать. В этом нет ничего страшного. Поддерживайте кроху, чтобы он не упал, следите за тем, чтобы в ванной комнате было тепло и старайтесь увлечь малыша игрой сидя в воде тоже.

Учим правильному питанию

В 10 месяцев необходимо кормить ребёнка грудным молоком или смесью два раза в день: ранним утром и перед сном. Остальные приёмы пищи у крохи похожи на взрослые - это супчики, вторые блюда, сок, мясо, овощи, фрукты. Естественно, всё должно быть отварное или приготовленное на пару. Кормить ребёнка необходимо уже только ложкой. Для отработки жевательного рефлекса необходимы такие продукты, как сухарики и печенье.

Прогулки

На свежем воздухе ребёнок должен проводить как можно больше времени, желательно не менее двух часов в день, если позволяет погода. К тому же игры на улице оказывают положительное воздействие на развитие малыша. Что касается погодных условий, то одевать ребёнка надо так, чтобы он не переохладился или не получил тепловой удар.

Как развивать малыша дыльше и чему надо научить

Развиваемся играя

10 месяцев - это такой возраст, когда ребёнок развивается играя. В процессе игры у него формируются различные умения и навыки. А родители могут помочь в этом, вовлекая ребёнка в то или иное занятие.

Начнём с элементарного, детки в этом возрасте любят находиться на улице. Там ведь столько всего интересного. Это расширяет его кругозор. Именно там малыш может общаться даже с незнакомыми людьми. Так развиваются его первые коммуникативные навыки. А гуляя на детских площадках, ребёнок учится общаться со сверстниками. Если позволяет погода можно повозиться в песочнице. Такие игры развивают мелкую моторику, а значить помогают формированию речи. Главное, чтобы малыш находился под присмотром, не тащил песок в рот, не тёр грязными руками глаза.

Также для мелкой моторики полезно пересыпать или перекладывать различные предметы: пуговицы, бусины, камешки, орехи и т. д. Можно воспользоваться пустыми пластиковыми бутылками или баночками из-под крема для того, чтобы открывать на них крышки. А можно рисовать пальчиками на песке или по мелкой крупе. Пальчиковые игры со стишками, например, «Сорока-ворона» также способствуют развитию мелкой моторики рук.

На куклах или мягких игрушках очень хорошо изучать части тела. А показывая на картинках птиц и зверей, можно учить какие звуки они издают.

Очень полезно разыгрывать сценки из жизни. Выходя из комнаты, помахать крохе ручкой, сказать: «Пока, пока!». Через некоторое время малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, можно сказать: «Здравствуй!», и протягивая к нему свою руку пожать его ладошку. Можно попросить принести какой-либо предмет и если ребёнок выполнил вашу просьбу сказать ему: «Спасибо».

Очень важно, в процессе игры не «сюсюкать» с ребёнком, а разговаривать как со взрослым.

Вообще игры для десятимесячных мальчиков и девочек ещё не очень разные. И поэтому очень важно не ограничивать мальчика машинками, а девочку куклами. Ребёнок должен использовать для игр разнообразные игрушки. Именно так происходит всестороннее развитие младенца.

Не забывайте и о физическом развитии ребёнка. Подталкивайте его к активным движениям. Пинайте мяч ногой, сидя кидайте его руками, катайте машинки, учите ребёнка забираться на диван и потом осторожно с него слезать.

Не существует конкретного списка с перечнем занятий и игр для малышей. Есть фантазия и желание родителей способствовать формированию умений и навыков у своего любимого чада.

Ассортимент игрушек в магазинах настолько велик, что родители теряются в этом многообразии. Вот что наверняка пригодится крохе:

  • Пирамидка с крупными кольцами.
  • Игрушки с прорезями.
  • Заводные игрушки.
  • Игрушки-каталки.
  • Куклы и пупсы.
  • Коробки с крышками и мелкие бытовые предметы.
  • Разнообразные машинки и паровозики.
  • Ксилофон, барабан и другие музыкальные инструменты.
  • Кукольная посудка.
  • Пластиковые и деревянные кубики, большой строительный набор.
  • Игрушки-вкладыши на деревянных досках с ручками.
  • Резиновые и пластиковые животные, магниты на холодильник.
  • Матрёшка и стаканчики-вкладыши.
  • Яркие книжки с картонными страницами.
  • Игрушки для ванной (посуда, брызгалки, резиновые животные, лейка и ведро).

Комаровский о том, чем заниматься с десятимесячным малышом

Евгений Олегович Комаровский считает, что десятимесячным детям требуется разнообразие. Даже если дома у них есть масса разных замечательных и полезных игрушек, малыши обязательно должны какое-то время находиться вне дома. Поездки в машине, на общественном транспорте, покупки в магазине, визит в гости - все это очень важно для развития малыша.
К этому возрасту детские игры делаются все более осознанными, поэтому очень здорово, если родители смогут как можно чаще играть с ребёнком. Необходимо, чтобы не только мама проводила много времени с малышом, но и обязательно отец возился с ним, т. к. у пап и мам различные методы общения и игр. Папы более шумные и содействуют физическому развитию ребёнка, а мамы способствуют интеллектуальному. Ребёнок нуждается в тех и других играх.

Комаровский о развитии и воспитании

Популярный педиатр всегда подчёркивает, что счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. Поэтому главным направлением в воспитании должно быть физическое здоровье крохи.

И ни один, даже самый замечательный врач не сделает ребёнка здоровым. Это обязанность родителей, которым не надо его кутать, перекармливать, баловать.

Создание безопасных условий для малыша, регулярные прогулки, следование режиму - основные составляющие в воспитании здорового ребёнка.

Доктор Комаровский акцентирует внимание и на том, что с самого рождения родители должны окружить ребёнка теплотой и любовью. То есть благополучный психологический климат в семье, гармония в отношениях между папой и мамой как раз и закладывают прочный фундамент для воспитания малыша. Главное не «перестараться» и не избаловать ребёнка.

Видео о развитии ребёнка в 10 месяцев

Каждый этап в жизни ребёнка - это важный период для его развития. И каким он станет в будущем во многом зависит от тех условий, которые создадут ему родители. Помните, что в атмосфере любви, обрамленной родительской требовательностью, дети живут счастливее и развиваются лучше.

В 10 месяцев развитие малыша выходит на новый уровень, теперь он уже не так быстро набирает вес и его физическое развитие несколько замедляется, зато начинают формироваться первые отношения с окружающим миром и близкими людьми и становятся заметны индивидуальные личностные особенности ребенка. Мнения педиатров и психологов о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, сильно отличаются друг от друга, если раньше отечественные врачи обращали больше внимания на физическое развитие ребенка, то современные зарубежные ученые советуют концентрироваться на умственном развитии малыша. По мнению опытных родителей, истина – где-то посередине, развитие ребенка должно быть гармоничным, и физическое, и умственное.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

С 9 до 10 месяцев ребенок прибавляет 300-400 гр и вырастает еще на 1-2 см, обычно его вес в этом возрасте составляет 9 -10 кг, а рост – 70-75 см.

К 10 месяцу многие малыши, которые до этого были трогательно пухлыми, начинают худеть, а их прибавка в весе может быть минимальной – 100-200 гр , такие изменения объясняются повышенной подвижностью ребенка, если раньше он большую часть дня лежал, то теперь активно двигается и понемногу теряет в весе. В этом возрасте у детей от 2 до 8-10 зубов, некоторые груднички уже переходят на «взрослый» режим и теперь спят только один раз в сутки, все остальное время, предпочитая исследовать окружающий мир.

Физическое развитие малыша на 10-м месяце немного замедляется, дети предпочитают совершенствовать свои навыки, а вот новые демонстрируют редко. Так ребенок к концу 10-го месяца должен уметь самостоятельно садится, вставать и ходить, держась за опору, легко переворачиваться ос спины на живот и немного ползать. Даже если малыш не хочет ползать по полу самостоятельно, он должен уметь подтягивать свое тело на руках и передвигаться в нужном ему направлении.

10 месяц – отличное время для начала обучения ходьбе , если вы еще не сделали этого раньше, сейчас уже можно, и нужно, учить ребенка ходить, поддерживая его подмышки.

Большинство детей просто обожают эту игру, и их родители вынуждены целыми днями ходить по дому или улице, согнувшись и поддерживая маленького бегуна. Другое дело, если ребенок не проявляет интереса к таким занятиям и не хочет ходить, даже если вы держите его подмышками, в такой ситуации нужно обязательно выяснить в чем дело. Возможно, у малыша слишком слабые мышцы и ему больше времени нужно проводить вне кроватки и манежа, чтобы иметь возможность натренировать мышцы ног и спины к тому моменту, когда он пойдет.

В этом возрасте дети совершенствуют свои навыки владения телом и руками, они уже не так неуклюжи, могут уверенно протянуть руку и схватить висящую в воздухе игрушку, любят перебирать различные предметы и продолжают «обыскивать» дом, предпочитая найденные вещи любым игрушкам. Психологи советуют не ограничивать поисковый азарт ребенка, а дать ему возможность регулярно совершать новые «открытия». Для этого можно положить на нижние полки шкафа красивые картонные коробочки, цветные полотенчики или яркие книжки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 10 месяцев малыш не только с удовольствием демонстрирует окружающим новые навыки, особенно подражая поведению взрослых, в этом возрасте он еще и учится отстаивать свою независимость и права, иногда приводя родителей своим поведением в ужас.

10 месячный ребенок уже знает названия большинства предметов обихода, может показать ручкой, где мама, папа, бабушка или любимый зайчик, а также с удовольствие рассматривает картинки и узнает на них животных, игрушки, машинки и т.д. Большинство детей радуют взрослых первыми «словами» и звукосочетаниями, которыми они обозначают разные вещи: «ма», «па», «би-би», «ав-ав» и так далее.

С таким малышом уже можно и нужно беседовать, стараясь не просто, как раньше, проговаривать названия различных предметов и обозначая свои действия. Теперь, с ребенком нужно строить полноценный диалог, стараясь получать от него ответы и давая ему возможность сделать выбор, например: «какую ты хочешь надеть кофточку, красную или желтую», «кого мы возьмем на прогулку: грузовик или машинку» и т.д.

В этом возрасте дети могут не только выполнить простейшие просьбы взрослых, но и, подражая им, делают много разных, вполне осмысленных действий: они качают куклу, пьют и едят из посуды, играют на пианино, хлопают в ладоши, машут ручкой в знак приветствия или ставят кубики друг на друга, выстраивая пирамидку.

Еще одно, новое, умение десятимесячных – это попытки манипулировать двумя предметами, они пытаются палочкой подвинуть себе игрушку, ложкой несут ко рту еду, а также с удовольствием подбирают с пола и со стола мельчайшие предметы.

Малыш уже спокойнее относится к кратковременным исчезновениям мамы с его поля зрения, но, по-прежнему, старается не оставаться один и не очень доверяет незнакомым людям.

В 10 месяцев ребенок обычно уже умеет:

  • Самостоятельно садится, сидеть без поддержки и сидя, играть с игрушками;
  • Ползать или передвигаться вперед, опираясь на руки;
  • Вставать, держась за опору;
  • Ходить, когда его держат подмышками;
  • Подражать жестам и звукам, которые издают взрослые и другие дети – он уже может «общаться» жестами и звуками с окружающими;
  • Выполнять простейшие игровые действия – качает куклу, пьет из чашки, катает мяч, нанизывает кольца на пирамидку;
  • Умеет слезать и залезать на диван, кровать и другие невысокие предметы;
  • Выполняет просьбы окружающих: «дай ручку», «покажи, где глазки», «поиграй в ладушки» и т.д;
  • Узнает по картинкам и знает названия животных, предметов обихода и т.д;
  • Умеет собирать пирамидку, строить башенку из кубиков, вкладывать мелкие детали в крупные;
  • Двумя руками хватает игрушки и может их выбросить из кроватки или манежа;
  • Понимает обращенную к нему речь, смеется, когда слышит смех взрослых;
  • Откликается, начинает крутить головой, когда слышит свое имя;
  • Пытается захватывать мелкие предметы двумя пальцами – «пинцетный» захват;
  • Обращает внимание на других детей и взрослых – если до этого в центре внимания малыша находилась мама, теперь его начинают интересовать и другие люди.

Мальчики и девочки – разные темпы развития?

К 10 месяцу жизни становится заметна разница не только в психическом, но и в физическом развитии детей разного пола. Мальчики обычно больше весят, несколько обгоняют своих сверстниц по росту и больше и активнее двигаются. Девочки к 10 месяцам радуют родителей своей эмоциональностью – они чаще улыбаются, смеются, повторяют все движения и звуки, которые слышат и стараются привлечь внимание окружающих, чтобы поиграть с ними. В этом возрасте мальчики более самостоятельны, они предпочитают «исследовательскую» деятельность, мало внимания обращая на эмоции и разговоры взрослых, девочки же зачастую, ориентируются именно на них, пытаясь сделать что-то новое, чтобы порадовать близких и услышать их похвалу. Также у девочек быстрее развивается мелкая моторика, они раньше учатся говорить и ходить. А родители мальчиков отмечают, что их малыши ведут себя спокойнее и увереннее, чем маленькие принцессы.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Главное достижение месяца - ползание на четвереньках. Окружающий мир становится теперь более доступным. У ребенка совершенствуется крупная и мелкая моторика, развивается мыслительная деятельность, речь приобретает коммуникативную функцию.

В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие - танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком. Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр - пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит. Самая совершенная обучающая программа - окружающий мир, а лучший методист на свете - мама.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?


В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии. Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Особенности психоэмоционального развития

Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.

  • Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
  • Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
  • Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
  • Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
  • Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.

Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.

Речевые навыки малыша в 10 месяцев

Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?

  • Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
  • Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
  • Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.

Лепет - повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.

Распечатать

Вы уже убрали с нижних полок все опасные предметы? А розетки и острые углы закрыли заглушками? Приобрели фиксаторы для ящиков и дверок тумбочек? А теперь посмотрите на свой дом еще более внимательным взглядом. Так как развитие ребенка в 10 месяцев побуждает его каждый день отправляться по знакомому маршруту, сметая все на этом интересном пути.

Малыш все еще в невероятной степени привязан к маме, но любопытство требует от него оставить любимые руки и отправляться исследовать все, что есть вокруг. Это позволяет вам планировать на время бодрствования крохи домашние дела и даже на пару минут оставить его одного в комнате. Но это возможно только тогда, когда в вашем доме полностью безопасно.

Особенности развития

Если кроха освоил ползание месяц назад, то сейчас он совершенствует свой главный навык познания мира. Скорость передвижения по квартире напоминает полет метеора. Подползая к преграде, малыш уже может упереться в нее ручками, немного постоять и пройтись вдоль нее. Излюбленным местом «прогулок» становится диван, вдоль которого некоторые крохи могут прохаживаться бесконечно долго. Особенно активные совершают попытки забраться на диван, закидывают ножку. Если слегка подтолкнуть малыша, он одолеет вершину и будет очень рад. Но и вы будьте готовы, что теперь это станет любимым развлечением надолго. При этом спускаться вниз он еще не умеет, такой навык ребенок освоит не раньше .

Прикорм уже включает множество продуктов, есть среди них и твердые, например, яблочки, морковь, сушки. Сложнее, если 10 месяцев ребенку и нет зубов, что исключает введение жесткой пищи. Надеемся, что вы уже посетили консультацию педиатра, эндокринолога и стоматолога. И если все нормально, просто спокойно ждите: зубки обязательно прорежутся.

Сон ребенка в 10 месяцев обычно не изменяет ранее выбранный режим. Крайне редко малышам достаточно одного дневного сна, так как к вечеру они становятся капризными, ложатся раньше обычного, а соответственно, и раньше просыпаются утром. Идеально сохранение двухразового отдыха днем примерно по 1,5 часа, и конечно, полноценный, длительный сон ночью.

Наблюдается активизация роста ребенка в 10 месяцев, который слегка приостановился раньше. Вес также набирается хорошо, так как кроме прикорма, включающего сытную кашу, овощи и мясо, ребенок продолжает получать грудное молоко. А многие до сих пор не могут засыпать без сиси, сделав из этого своеобразный ритуал. Нормы роста и веса ребенка в 10 месяцев смотрите в таблице ниже.

Основные навыки

Развитие малыша десяти месяцев позволяет ему преодолевать преграды, передвигаясь ползком, или не ползать вовсе, а сразу становиться на ножки в попытках пойти. Все это является нормой. И стремиться приобщать кроху к ползанию, если это не было сделано раньше, уже не стоит. Навыки ребенка в 10 месяцев проявляются в его активной социализации. Так, малыш:

  • Внимательно слушает речь взрослых, копирует слова и звуки. Он уже может произносить слоги и слова из одинаковых слогов. Особенно важно, что ребенок понимает смысл этих слов, ассоциирует названия предметов с ними, осознает, что мама - это мама, понимает, когда его зовут по имени.
  • Копирует жесты, мимику, действия взрослых - малыш находится на этапе подражания, и об этом следует всегда помнить. Любой мимолетный жест может заинтересовать его настолько, что вы потом долго не сможете отучить кроху от него. Но в этом и большой плюс, так как значительно расширяет возможности, что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев. Покажите ему, что можно возить лошадку за веревочку или качать мишку в кроватке, и он подхватит игру. При этом малыш не станет точно также возить за веревочку грузовичок или качать другую игрушку до тех пора, пока вы не продемонстрируете такую возможность.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем большими - с одной стороны, это позволяет крохе развивать мелкую моторику, что оказывает положительное воздействие на умственное развитие 10 месячного ребенка. С другой - представляет опасность, что малыш проглотит предмет, засунет его в нос или в ухо. Поэтому, используя в играх что-то мелкое, не отводите от ребенка взгляд, а для самостоятельных развлечений выбирайте крупные игрушки.
  • Проявляет интерес к детям - конечно, отправлять малыша в детский сад еще очень рано, несмотря на живой интерес к коллективу. Но прогулки на детской площадке будут для него интересны и полезны.

Игры и занятия с крохой

Занятия с малышом 10 месяцев помогут научить его ухаживать за собой как можно раньше. Идеально демонстрировать полезные навыки на куклах, игрушках, например, умывать их вместе, причесывать, укладывать спать. Обязательно говорите, что и зачем вы делаете, помогите крохе самому расчесать кукле волосы или уложить ее в кровать. Хвалите его за каждое достижение, пусть самое небольшое, так как это придает ему уверенность в своих силах.

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку - к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.

Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста - пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.

Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.