Амазонки отсекали себе кое что. Очарованная душа

Девчонки, у меня потерялся пост из-за переезда сайта на другой сервак, и я думала, что все пропало, но каким-то чудом на компе в закладках сохранилась копия интернет-страницы) поэтому дублирую пост. Те, кто оставлял комменты к данному посту, пожалуйста – продублируйте, т.к. на почту пришли оповещения, но прочитать комменты я так и не смогла. Итак…

Я хочу поговорить о нас, об одногрудых и многогрудых женщинах, которых веками воспевали поэты. И я совсем не ерничаю, а говорю совершенно серьезно. Еще Цветаева писала про одногрудых следующее:

Грудь женская! Души застывший вздох, -
Суть женская! Волна, всегда врасплох
Застигнутая - и всегда врасплох
Вас застигающая - видит Бог!

Презренных и презрительных утех
Игралище. - Грудь женская! - Доспех
Уступчивый! - Я думаю о тех…
Об одногрудых тех, - подругах тех!..

Конечно же, Марина Ивановна пишет об амазонках, которые в погоне за спортивными рекордами и нормами ГТО выжигали себе одну грудь. Воинственный непокоренный образ так и застыл в веках, болезненно упираясь одним соском прямо в глазное яблоко некоторым мужчинам. А мне образ амазонки всегда нравился: сильная, уверенная женщина…ну и что, что с одной грудью – стрелять в мясо проще.

Гончары изображали амазонок на рисунках ваз, а скульпторы – в виде мраморных статуй.


Для храма Артемиды в городе Эфесе великий скульптор Фидий создал статуи прекрасных одногрудых героинь


Вот что говорит об амазонках Иван Ефремов в "Таис Афинской": "Истинные амазонки, посвященные Артемис девушки Термодонта, жившие за тысячу лет до нас, всегда сражались нагими и ездили на лошадях без потников. Настоящих амазонок вы можете видеть на старых клазоменскнх вазах и кратерах. Это крепкие, даже очень плотные нагие девушки, верхом на сильных лошадях, в сопровождении бородатых конюхов и собак. Ионийские и карийские женщины, привыкшие к свободе, не могли смириться с грубыми дорийскими завоевателями. Самые смелые, сильные, юные уходили на север, к Эвксинскому Понту, где образовали полис Темискиры. Это не народность, а священные девы Артемис, потом Гекаты. Невежественные историки и художники спутали их со скифскими женщинами, которые также прекрасные воительницы и наездницы. Поэтому очень часто амазонок изображают одетыми с ног до головы, в скифской одежде или каппадокийками с их короткими эксомидами."


Ассиметрия груди также часто встречалась и встречается по сей день после прижигания груди. Нанесение подобных увечий - традиционная практика родом из Камеруна. Во время этой насильственной процедуры девочкам, достигшим 10-летнего возраста, расплющивают грудь раскаленными предметами, чтобы скрыть начало пубертатного периода. Считается, что тем самым родители ограждают своих детей от нежелательного мужского внимания, беременности и изнасилования путем задержки развития признаков, сигнализирующих, что девочка превращается в женщину.

Специалистами были проведены исследования, доказавшие, что прижигание груди камнями может вызывать серьезные проблемы со здоровьем. Девушки, прошедшие через этот обряд, страдают не только от сильных ожогов, но и от различных деформаций груди, не говоря о психологических проблемах.


А во времена инквизиции, нас, мои одногрудые, с радостью бы сожгли на костре. Причем для инквизиторов не имело значения одна у вас грудь или десять. И это вовсе не метафора про грудь - некоторые женщины рождаются с четырьмя, шестью и более молочными железами! "Лишние" соски (и даже развитые груди) могут быть расположены на животе, в паховой области, на бедрах и... на спине! Это называется полимастия. Самое большое количество молочных желез зафиксировано медиками в 1998 году в штате Оклахома - женщина, пришедшая на роды в городской госпиталь, имела 10 хорошо развитых молочных желез!


Но самым загадочным считалось наличие трех молочных желез… или двух обычных и лишнего соска. Это классический пример полимастии, который исправляется сегодня пластическими хирургами на раз-два. Но тогда люди не искали простых объяснений данному явлению. Во времена инквизиции считалось, что женщина через дополнительный сосок выкармливает демонов и иную нечисть, которая дарует ей колдовские силы. Соответственно таких женщин без вариантов бросали в костер или в воду с камнем на шее. А вот в Индии к таким женщинам относились почтительно.

Предание гласит, что Минакши - женщина, которой суждено было стать женой бога Шивы, - родилась с тремя грудями. Согласно божественному предсказанию, одна из них должна была исчезнуть в тот миг, когда женщина встретит своего суженого. Будучи принцессой, Минакши участвовала в битвах и однажды увидела на поле боя Шиву. В тот миг ее третья грудь исчезла. Поэтому в Индии девушки, которые рождались с третьим соском или лишней молочной железой, считалось, имели божественное начало.


Древние китайцы же называли грудь "судьбой". И по сей день они очень негативно относятся к женщинам, изменяющим форму своей груди, полагая, что они меняют и начертанный для них на небесных скрижалях жизненный путь.

А я вот вам что скажу, дорогие неомаговки, китайцы может что-то и знают о философии, но им не доводилось жить с одной или тремя сиськами в славянской стране. Поэтому ищите божественное и неземное внутри себя, а форму можно вылепить по желанию: благо, сегодня не боги горшки обжигают, а люди.

Суровые амазонки жили исключительно в женских общинах, всю свою жизнь посвящали тренировкам с оружием, отрезали себе одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука, а с мужчинами проводили только одну ночь в году ради продолжения рода. Они были превосходными наездницами, не ведали страха, а ловкостью и выносливостью превосходили многих мужчин. Звучит это настолько странно и неестественно, что возникает вопрос, а существовали ли амазонки на самом деле?

Амазонки части упоминаются в греческой мифологии, о них в своих произведениях писал древнегреческий поэт Гомер. Кроме того, об амазонках говорится и в славянских источниках: как пример, они упоминаются в «Повести временных лет». Сказания о женщинах-воителях слагали и в средневековье, их изображали на картинах и в художественных композициях. Особый интерес вызывают летописи, где амазонки встречаются с реальными персонажами, а не вымышленными: ведут переговоры с Александром Македонским или помогают защитникам Трои оборонять город от греков.

Сражение Геракла с амазонками | древнегреческая ваза, 530 г. до н.э.

Кроме того, на территории современной Украины и прилегающих к Черному морю территориях археологи находят курганы, где лежат женщины – воины, похороненные вместе со своим оружием.

Казалось бы, все эти факты однозначно указывают на то, что амазонки были реально существующим племенем. Однако есть немало причин, заставляющих считать амазонок мифом.

Во-первых, после времен Александра Македонского амазонки, согласно всем источникам, не предпринимали никаких военных походов и других действий. Они как будто растворились. Все последующие рассказы про амазонок были основаны исключительно на их прошлых деяниях. Можно предположить, что амазонки были уничтожены кем-то из их врагов, но почему тогда событие, когда уничтожается легендарная по тем временам народность, не было отражено ни в одном источнике? Кроме того, если ознакомится с мифами об амазонках, можно заметить часто встречающуюся закономерность: женщины – воины долгое время сражаются с другими бойцами на равных, но в итоге все равно проигрывают. Это наводит на мысль, что племя женщин – воинов было выдумано греческими историками и поэтами, чтобы показать, что мужское начало в конечном итоге побеждает женское и прекрасная половина человечества должна спокойно поддерживать семейный очаг, а не участвовать в политических делах или войнах. Другие историки придерживались противоположной точки зрения: по их мнению, легенды об амазонках были призваны побудить женщин сражаться бок о бок с мужьями в трудные для страны времена.

Как бы то ни было, обилие источников и археологических находок говорит о том, что амазонки, скорее всего, действительно существовали, но по каким-то причинам их сила после времен Александра Македонского начала убывать и данная община ассимилировалась с другими. Но большое количество мифов, куда греческие поэты вставляли амазонок, сослужило истории племени плохую службу: историки начинали сомневаться в существовании женщин — воинов, когда читали об их сражениях с древнегреческими мифическими героями.

Большинство художников рисует фэнтезийных «женщин с мечом» абсолютно одинаково, изображая их мускулистыми, полуголыми и стоящими в самых откровенных позах. Впрочем, именно так большинство из нас и представляет себе амазонок. Мы все прекрасно знаем, кто они такие - но лишь в общих чертах и без подробностей. А между тем, в легендах об амазонках есть масса малоизвестных и увлекательных деталей.

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Весьма распространен слух, будто слово «амазонки» образовано от греческого «a mazos» с отрицательной частицей «а», то есть «без груди». Считается, что амазонки отрезали себе правую грудь, или даже выжигали ее, чтобы можно было стрелять из лука более свободно. На самом деле, это миф.
В античной живописи амазонки всегда изображались с парой грудей; иногда одна из них была закрыта одеждой.

Франц фон Штук. Раненная амазонка

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках - разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне - турецкий Измир), Синоп и Пафос.

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин)

Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» - нацией, где властвуют женщины и где нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем - убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки - выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично восточную внешность.
Плакат 1914 года. Российская империя изображена в образе женщины-богатырки, попирающей змея с двумя головами, символизирующими Германию и Австро-Венгрию

Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам вероломного правителя не суждено было сбыться.

Геракл и амазонки

Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью - так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.

Ахилл убивает Пенфесилию. Рисунок на вазе

Военная мощь государства амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты). Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет.
Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства - так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору)

Скульптор Скопас, барельеф «Амазономахия»

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) - то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер - в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».
Главным оружием амазонок считался «сагарис» - скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.
Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья - типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими - ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.
Учитывая предполагаемую «родину» амазонок - донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы - это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени этим все и ограничивалось: ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

На карте 1770 года «Амазония» помещена севернее земель сарматов

Однако в конце 20 - начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт - рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.
Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки.
Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена - для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.
Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах. К примеру, царь Чандрагупта Маурья (322-328 годы до н. э.), впервые объединивший часть Индии в централизованное государство, имел очень необычную охрану - греческую женщину-великаншу.
В Европе женщины из кельтских и германских племен часто сражались бок о бок со своими мужьями. Римский историк Корнелий Тацит говорит о том, что в войске Будикеи, легендарной королевы племени иценов, поднявшей Британию на восстание против римлян в 60 году до нашей эры, было больше женщин, чем мужчин.

Статуя Будикеи около Вестминстерского аббатства, Лондон

В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo - «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.

Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера Арбо, 19 век

Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а мечи - длинными.

Бленда — героиня шведского фольклора, поднявшая женщин на защиту своих деревень. Рисунок 1830 года

Хусепе Рибера. «Дуэль женщин»

В фэнтези-литературе 20 века амазонки постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно изображаются красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных сообществах. Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того, чтобы впоследствии стать их союзницами в некоем общем деле.

Процесс «смягчения» образа амазонок вполне логичен - ведь если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в себе женщин создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что Правосудие - это женщина с мечом.

Большинство художников рисует фэнтезийных «женщин с мечом» абсолютно одинаково, изображая их мускулистыми, полуголыми и стоящими в самых откровенных позах. Впрочем, именно так большинство из нас и представляет себе амазонок. Мы все прекрасно знаем, кто они такие - но лишь в общих чертах и без подробностей. А между тем, в легендах об амазонках есть масса малоизвестных и увлекательных деталей.

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая». .


Весьма распространен слух, будто слово «амазонки» образовано от греческого «a mazos» с отрицательной частицей «а», то есть «без груди». Считается, что амазонки отрезали себе правую грудь, или даже выжигали ее, чтобы можно было стрелять из лука более свободно. На самом деле, это миф.

В античной живописи амазонки всегда изображались с парой грудей; иногда одна из них была закрыта одеждой.



Франц фон Штук. Раненная амазонка


Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель». Источники тех времен содержат немало сведений об амазонках - разумеется, большей частью вымышленных. В некоторых из них утверждается, что амазонки якобы жили на побережье Понта Эвксинского (Черного моря) в собственном государстве под управлением царицы Ипполиты. Последняя вошла в легенды благодаря Гераклу: именно у нее он должен был украсть волшебный пояс, совершая девятый подвиг.


Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне - турецкий Измир), Синоп и Пафос.



В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин)


Все легенды сходятся во мнении, что общество амазонок было «ethnos gynaikokratoumenoil» - нацией, где властвуют женщины и где нет места мужчинам. Знаменитый греческий географ Страбон писал, что один раз в году амазонки предпринимали набег на кавказское племя гаргарейцев (предков ингушей и чеченцев) с очень специфической целью: зачать от них детей. Рожденных от такого «союза» мальчиков в лучшем случае возвращали отцам, в худшем - убивали. Девочек учили работать в поле, охотиться и воевать; таким образом появлялись на свет новые представители племени воинствующих женщин.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что светловолосые амазонки - выдумка художников. Учитывая способы продления их рода, древние воительницы в их классическом понимании должны были иметь типично восточную внешность.

Плакат 1914 года. Российская империя изображена в образе женщины-богатырки, попирающей змея с двумя головами, символизирующими Германию и Австро-Венгрию


Амазонки фигурируют во множестве откровенно «мужских» легенд. Согласно преданию, они успешно воевали с Фригией и Ливией, нападали и на Ликию, но были побеждены древнегреческим героем Беллерофонтом, укротителем легендарного Пегаса. В бой с амазонками молодого героя послал ликийский царь Иббат, втайне надеясь, что Беллерофонт погибнет. Однако замыслам вероломного правителя не суждено было сбыться.



Геракл и амазонки


Амазонки приняли также участие в троянской войне, причем на стороне Трои. Легенда рассказывает, как однажды на охоте Ипполита, правительница амазонок, была случайно убита своей сестрой, Пенфесилией. Терзаемая раскаянием, новая правительница решила расстаться с жизнью - так, как и подобает настоящей амазонке, то есть в бою. Организованная ею вылазка против греков вначале была успешна, но тут в бой вмешался Ахилл, который сбил Пенфесилию с коня и проткнул ее копьем.



Ахилл убивает Пенфесилию. Рисунок на вазе


Военная мощь государства амазонок была так велика, что они без труда осадили Афины и даже ворвались в сам город, когда правящий там Тесей похитил их царицу Антиопу (точнее говоря, она досталась ему в качестве трофея во время похода Геракла за поясом Ипполиты). Впрочем, Антиопа через какое-то время влюбилась в Тесея и совершенно не горела желанием возвращаться в родные пенаты. Во время боя Антиопа сражалась на стороне возлюбленного и была случайно убита соплеменницами, после чего противостояние амазонок и афинян сошло на нет.

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства - так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору)



Скульптор Скопас, барельеф «Амазономахия»

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) - то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.


Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер - в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Главным оружием амазонок считался «сагарис» - скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья - типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими - ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.

Учитывая предполагаемую «родину» амазонок - донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы - это потомки амазонок и скифов. До недавнего времени этим все и ограничивалось: ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.



На карте 1770 года «Амазония» помещена севернее земель сарматов


Однако в конце 20 - начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и у нас, на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт - рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки.

Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена - для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах. К примеру, царь Чандрагупта Маурья (322-328 годы до н. э.), впервые объединивший часть Индии в централизованное государство, имел очень необычную охрану - греческую женщину-великаншу.

В Европе женщины из кельтских и германских племен часто сражались бок о бок со своими мужьями. Римский историк Корнелий Тацит говорит о том, что в войске Будикеи, легендарной королевы племени иценов, поднявшей Британию на восстание против римлян в 60 году до нашей эры, было больше женщин, чем мужчин.



Статуя Будикеи около Вестминстерского аббатства, Лондон


В скандинавских странах существовал интересный обычай, согласно которому женщина, не обремененная семьей, могла взять в руки оружие и стать skjaldmo - «девой со щитом». «Сага о Херворе» рассказывает историю одной такой девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хьервард.



Хервора, умирающая после битвы с гуннами. Рисунок Петера Арбо, 19 век


Датский историк Саксон Грамматик писал, что в битве при Бравеллире (около 750 года) между войсками шведского короля Сигурда Ринга и датского короля Харальда Гильдетанда на стороне последнего сражалось около 300 «дев со щитом». Саксон особо уточняет, что щиты их были небольшими, а мечи - длинными.



Бленда – героиня шведского фольклора, поднявшая женщин на защиту своих деревень. Рисунок 1830 года




Хусепе Рибера. «Дуэль женщин»


В фэнтези-литературе 20 века амазонки постепенно становились все более симпатичными. Сегодня они обычно изображаются красивыми и сильными воительницами, живущими в изолированных сообществах. Амазонки нового времени бросают вызов мужчинам лишь для того, чтобы впоследствии стать их союзницами в некоем общем деле.


Процесс «смягчения» образа амазонок вполне логичен - ведь если взглянуть правде в глаза, злых, агрессивных и замкнутых в себе женщин создает не природа, а мы, мужчины. Никогда не следует забывать, что Правосудие - это женщина с мечом.

В истории эти женщины запечатлены как страшные, воинственные мужененавистницы, убивавшие младенцев мужского пола. Но кем именно были грозные Амазонки, эти легендарные всадницы-лучницы, истории о которых встречаются не только в древней Греции, но и в Египте и Китае?

Раскопки по всей Евразии привели к некоторым находкам. В могилах были найдены скелеты женщин с боевыми ранами, оружием и военной упряжью. Судя по находкам, женщины-воины были реальностью. Однако что из тех мифов, которыми окружены Амазонки, является правдой, а что вымыслом? Историк Стэндфордского университета Эйдриэн Мэйор готова ответить на этот вопрос и развеять пять самых стойких мифов, связанных с женщинами-воинами, покорявшими степи Евразии около трех тысяч лет назад.

Амазонки отрезали себе грудь, чтобы точнее стрелять из лука

Именно из-за этого мифа степных всадниц с луками древние греки стали называть амазонками. Корень «мазон» с греческого означает «женская грудь», а приставка «а» обозначает отсутствие. Один из греческих историков впервые соединил это слово в пятом веке до н. э. Однако эта странная идея не прижилась среди древних греков и не нашла отклика в других культурах. Именно поэтому амазонки изображены красивыми, великолепными воительницами, без каких-либо отсутствующих частей тела. К тому же идея о том, что лук удобнее держать у плоской груди не имеет под собой каких-либо оснований, этот факт уж точно никак не влияет на меткость.

Женщины-воины ненавидели мужчин

Необоснованная жестокость к мужчинам любого возраста со стороны Амазонок является надуманной. А все потому, что патриархальное древнегреческое общество достаточно жестко обходилось со своими женщинами, абсолютно подчиняя их своей воле. Греческие женщины считались слабыми, низшими существами, чья роль сводилась исключительно к уходу за домом, мужем и детьми. Неудивительно, что столкнувшись с культурой свободных, сильных и независимых женщин, древние греки были уверены в том, что в их обществе мужчины занимали такую же подчиненную роль. Вероятно, не желая мириться со второстепенной ролью мужчины, они создали миф о том, что амазонки убивали своих мужчин и родившихся младенцев мужского пола. Однако многие римские и греческие историки описывали амазонок как «равных мужчинам».

Они отказывались рожать детей

Вероятно, этот миф возник не так давно, ведь это совсем современная дилемма: карьера или ребенок. На самом деле, греческие историки, описывая материнство амазонок «неполным», имели в виду то, что женщины-воины предпочитали не кормить своих детей грудью, поскольку это мешало им воевать. Вместо материнского молока амазонки использовали молоко своих кобыл. Еще одно доказательство, противоречащее этому мифу - раскопки могил воинственных всадниц. Помимо оружия и доспехов, рядом с ними были найдены скелеты младенцев и маленьких детей.

Истории об Амазонках встречаются только у древних греков

До некоторых пор Амазонок считали плодом воображения греческих историков, однако похожие женщины-воины фигурируют в истории Египта, Персии, Кавказа, Индии и даже Китая. Принадлежность Амазонок к определенной культуре пока не совсем доказана, однако, судя по тому, в каких культурах появлялись рассказы о воительницах, они, скорее всего, были скифами и вели кочевнический образ жизни.

Амазонки - плод воображения греков

Согласно древнегреческим записям, Амазонки были варварским племенем, состоящим полностью из сильных женщин, являющихся умелыми наездницами и лучниками. Они приводили в трепет всю территорию от Черного Моря до Монголии. Недавние археологические раскопки 300 древних захоронений доказали, что Амазонки не просто продукт воображения греческих писателей и художников.