Что делать если 6 месячный ребенок. Как проходит развитие шестимесячного ребенка

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев. Затем в дополнение к грудному молоку следует начинать вводить всем детям, независимо от вида вскармливания.

Навыки и умения

♦ Умеет в положении лежа на животе вытягивать руки, долго удерживать такое положение, подтягивают ноги и сгибают их в коленях, пытаясь встать на четвереньки.

♦ Некоторые уже умеют ползать и вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Появляется активная речь, которая пока является набором звуков и слогов.

♦ Берет игрушку из различных положений.

Эмоциональное развитие ребенка очень важно. Любимые игрушки, книжки с большими картинками – все это вызывает его бурный восторг. Как можно чаще читайте его любимые сказки, и вскоре он начнет их запоминать и реагировать улыбкой на знакомое начало .

Двигательное развитие

Ребенок, который еще месяц назад лежал на животе и мог только вытягивать ручки и приподнимать немного грудь над полом, сейчас уже умеет вставать на четвереньки, а иногда и ползать (пусть на животе и совсем не далеко).

Некоторые дети в 6 месяцев начинают самостоятельно сидеть. Поэтому сейчас начинается время активного передвижения ребенка. Не оставляйте малыша одного на кровати и если оставляете на полу, то максимально обезопасьте окружающее пространство.

Ребенок активно играет с игрушками, легко их перекладывает из руки в руку. Гремит погремушкой, стучит игрушками об пол.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

В этом возрасте легко развивать слух ребенка. Различные звенящие, бренчащие коробочки, пищащие игрушки – все привлекает его.

Обратите внимание: игрушки должны быть безопасными (в том числе по размеру), чтобы малыш не мог их , поскольку основной метод познания ребенком окружающих вещей – через рот. Все, что можно, он хватает и пробует на вкус.

Любимая игра детей «Ладушки» – отличный вариант развития моторных навыков. Ребенок старается под песню попадать ладошкой по ладошке. Это развивает в том числе координацию движений.

Начальное развитие речи

Ребенок уже умеет удваивать и утраивать слоги – это начальное развитие . Эти попытки заговорить должны активно поддерживаться родителями. Несколько раз повторяйте ребенку названия тех или иных предметов. Можете пытаться вести с малышом своеобразный «диалог», отвечая ему на его активный лепет и поддерживая такой разговор.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже хорошо фокусирует взгляд и не скрещивает глаза. Он может следить за катящимся мячом или следит за достаточно быстрыми движениями старшего брата, играющего поблизости.

Вы можете увидеть, как малыш сосредоточенно смотрит на игрушку, которая находится у него в руке. Улучшается координация рук и глаз. Обратите внимание, как он сначала рассматривает объект, а потом пытается доползти до него.

Младенцы узнают о мире через прикосновение. Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он понимает, что находится в безопасности и любви. Когда ваш ребенок чувствует прохладный ветерок на щеке, он узнает об окружающем мире.

Возможности для развития тактильных ощущений вашего ребенка в этом возрасте бесконечны даже в течение обычного дня. Малыш будет играть с игрушками и книгами, с вещами, имеющими различную текстурную поверхность. Посмотрите, нравится ли вашему ребенку прикасаться к мягкой плюшевой игрушке или чувствовать текстуру ковра. Пусть малыш благополучно исследует окружающий мир.

Не забывайте, что ребенку важно чувствовать себя в безопасности рядом с родителями и знать об этом. Целуйте, обнимайте детей так часто, как можете, они от этого становятся сильнее.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

С первого взгляда на шестимесячного ребенка заметны изменения в строении тела. Он все больше становится похож на взрослого человека.

Развитие ребенка в 6 месяцев состоит из множества интересных моментов, они запомнятся родителям надолго. Ведь полгода – первый маленький юбилей малыша. Настало время подвести определенные итоги того, какими умениями и возможностями должен обладать ребенок в шесть месяцев.

Набор веса за месяц в норме составляет 600-650 г. В среднем вес ребенка в 6 месяцев находится в промежутке 6,8-8,4 кг (±1 кг).
Рост, начиная с рождения, увеличился примерно на 15 см и составляет 64-67 см (±3 см).

Остальные параметры установленных норм окружности головы – 43-44 см, окружности груди – 42-43 см также учитываются в оценке физического развития. Нормы параметров девочек немного меньше мальчиков.

Не стоит расстраиваться и беспокоиться родителям малышей, немного не вписывающихся в вышеуказанные рамки, потому что стоит брать во внимание вес и рост малыша сразу после рождения, комплекцию тела и наследственность. Особенно касается недоношенного малыша с индивидуальным календарем развития.

Ни минуты не двигаясь

Физическое развитие идет высокими темпами. Новые умения подвластны малышу. Он более уверенно контролирует тело, добиваясь осуществления целей.

  • Малыш полностью управляет головкой, не давая ей болтаться из стороны в сторону, шейные мышцы достаточно крепки, чтобы удерживать головку.
  • Крепко цепляется за пальцы взрослого и легко поднимается до сидячего положения. Удержаться сидя пока получается недолго – малыш заваливается на бочок. Спешить усаживать ребенка не нужно — неокрепшие мышцы спины еще не могут удержать позвоночник в вертикальном положении. В определенное время вы заметите готовность малыша к сидению.
  • Если удерживать ребенка под мышки, то ножки, опираясь на кончики пальцев, станут отталкиваться от поверхности, словно пружинки. Своеобразная зарядка обычно нравится малышам.
  • В положении на животе ребенок чувствует себя довольно уверенно. Он в состоянии неоднократно перевернуться на спинку и обратно, передвигая ножками и ручками, разворачивается, подобно часовой стрелке, на 360º. Это позволяет ему обследовать окружающее пространство и находить интересующий предмет. Поднимая попу, он пытается оттолкнуться согнутыми коленками и гусеницей подползти к игрушке. Кроха весьма обрадуется, когда доберется до нее самостоятельно.
  • Собственные ручки вызывают искренний интерес малыша. Он поднимает их и рассматривает, экспериментирует с игрушками, передавая из руки в руку, бросает игрушки, резко разжимая пальчики.
  • В 6-7 месяцев у детей обычно имеется хотя бы единственный зуб. Первым появляется центральный нижний резец. Ребенок осознанно тянет в рот прорезыватель «почесать» зудящие десны. В 6 месяцев лучше совсем отказаться от соски и не допускать искривления молочных зубов. Удобнее отказываться именно во время введения прикорма. Проблемы с животиком еще периодически волнуют малыша, особенно мальчика. Маме по-прежнему следует следить за собственным питанием, исключая газообразующие и провоцирующие аллергические реакции продукты.
  • Гимнастика, массаж, прогулки, купание, развивающие занятия обязаны присутствовать в распорядке дня ребенка.

А я вас знаю

Малыш не только окреп физически по сравнению с 5-месячным возрастом, но и психологически стал увереннее — он уже выяснил: жизнь протекает в определенном режиме, в окружении в основном знакомые люди.

  • Кроха знает свое имя и проявляет оживление при обращении к нему.
  • Малыш узнает не только маму и папу, но и людей, находящимся с ним чаще всего. Причем, услышав знакомый голос, в состоянии призывными звуками подозвать взрослого.
  • Он любит находиться на руках: так ребенок ощущает одновременно и защиту взрослого, и большую свободу в передвижении и исследовании окружающего пространства. Бывает весьма недоволен, когда родители кладут обратно в кроватку, о чем оповещает окружающих возмущенным криком.
  • Малыш иногда некоторое время занимается интересной игрушкой, а затем выбрасывает ее из кроватки. Иногда это принимает форму игры: он выбрасывает – мама поднимает.
  • Ребенок чутко реагирует на настроение окружающих, а маму чувствует просто интуитивно. Если мама расстроена, малыш тоже бывает капризным, у мамы веселое настроение – с лица крохи тоже не сходит улыбка.
  • Период дневного сна ребенка постепенно уменьшается, однако частота остается на прежнем уровне: 3 раза в день по 1,5-2 часа и ночной сон не менее 10 часов.

Давайте поговорим

В 6-7-месячном возрасте ребенок не может долго не общаться, и взрослым необходимо учитывать данный аспект. Даже совершая какие-то гигиенические процедуры, маме стоит комментировать собственные действия, рассказывать стишки и потешки, петь песенки, использовать забавные занятия (прятки, забодайки, пальчиковые игры). Подобным образом стимулируется речевая активность малыша, побуждая запоминать и повторять разные звуки.

Предложите ребенку игры с подручными предметами, развивающими мелкую моторику: орехи, фасоль, макароны разных форм, которые он собирает, сортирует и раскладывает в закрывающиеся баночки и коробочки. Используйте с целью развития ткани и материалы разных фактур, обогащая тактильные ощущения крохи. Конечно, взрослому необходимо находиться рядом и следить за безопасностью игры.

Большую пользу приносят пальчиковые игры с легким массажем ладошек: «сорока-ворона», «ладушки», считалки с загибанием пальчиков.

Лепет ребенка оформляется в отдельные слоги, выделяемые им из речи взрослых. Он повторяет их на разные лады по многу раз, оценивающе прислушиваясь к себе. В «словарном запасе» малыша на данном этапе около 40 звуков. Взрослым не стоит создавать речевой фон постоянно во время нахождения с малышом. Иногда ребенка надо оставлять наедине с игрушками, приучая играть самостоятельно.

В отношении с чужими людьми кроха насторожен, часто прячет лицо у мамы на груди и даже плачет. Поэтому поход в поликлинику становится стать довольно серьезным стрессовым моментом для малыша и мамы.

Чем сегодня обедаем?

Шестой месяц – наиболее ответственный в отношении питания – время вводить первый прикорм в отсутствии проблем со здоровьем малыша. Крошка значительно подрос, и потребности в питательных веществах не полностью удовлетворяются за счет маминого молока. Поэтому в случае отсутствия медицинских противопоказаний, не затягивайте с введением прикорма.

Попробует малыш первым овощи, фрукты, кефирчик, кашку, любая мама решает самостоятельно, исходя из советов педиатра и физической комплекции ребенка. У малыша, хорошо набирающего вес, начните с овощей, кефира, а у недобирающего до нормы – с каши.

Но главное правило прикорма требуется соблюдать неукоснительно: пробовать за раз лишь один продукт, начиная с чайной ложки, докармливая грудным молоком либо смесью. За неделю доведите объем прикорма до нормы, если нет аллергических и иных реакций организма со стороны пищеварительной системы.

Новый продукт стоит предлагать малышу в первой половине дня, а в течение дня вы сможете понаблюдать за состоянием крохи. Любой прикорм должен иметь однородную структуру без комочков и не содержать соли и сахара: с ними кроха познакомится позже. Приучайте кушать новую пищу из ложечки, дайте дополнительную ложку в руки крохе, он почувствует себя полноценным участником процесса кормления.

С основными видами и сроками введения прикорма ознакомьтесь в таблице

Стул ребенка с появлением нового компонента в питании обычно меняется с кашицеобразного состояния на практически оформленный. У ребенка, которого ничего не беспокоит, продолжайте с каждым разом увеличивать количество прикорма. Постепенно вводите новые продукты, занося в специальный календарь дату знакомства с ними и реакцию малыша на различные виды прикорма. В 6,5 месяцев одно из дневных кормлений грудью полностью заменяется иным видом пищи.

Родителям недоношенного ребенка перед введением прикорма обязательно стоит проконсультироваться у врача, ведь ему требуется развиваться с учетом индивидуальных особенностей.

В случае неважного самочувствия или плохого настроения не заставляйте ребенка кушать новое блюдо. Просто дождитесь более благоприятного момента, а пока мамино молоко или смесь привычно утолят голод малыша.

В случае сомнений в достаточном развитии ребенка в шестимесячном возрасте предложите ему выполнить следующие задания из теста на развитие:

  1. Позовите ребенка по имени из соседней комнаты и понаблюдайте незаметно за реакцией: он замирает в ожидании, и ищет взглядом позвавшего.
  2. Привлеките внимание малыша интересной звуковой игрушкой. Он должен проявить интерес и попытаться дотянуться до нее, попытаться сесть и лучше ее рассмотреть.
  3. Вы заметите разницу между реакциями малыша на еду и игрушки. Завидев еду, малыш начинает облизывать губы язычком и причмокивать, в то время как реакцией на игрушку является проявление любопытства и заинтересованности.
  4. В разговоре с ребенком попробуйте сменить интонацию с дружелюбной на сердитую и увидите: улыбка малыша быстро перейдет в настороженную реакцию.
  5. Во время игры попытайтесь забрать у крохи игрушку – вы заметите: это не так-то просто сделать — хватка довольно крепкая, а раздражение на лице покажет вам эмоции.

Простые задания, описанные выше, помогут вам убедиться в должном развитии малыша. Вероятно, не все реакции будут соответствовать описанным выше, в зависимости от каждого конкретного ребенка.

Но есть некоторые виды поведения, обязанные вызвать у вас беспокойство и дать повод обратиться к педиатру:

  • ребенок не реагирует на голоса и другие звуки;
  • в полгода ни разу не улыбнулся;
  • не проявляет ни положительных, ни отрицательных эмоций;
  • не делает попыток сидеть;
  • не узнает собственное имя;
  • некрепко держит игрушку в руке, не делает попыток ее достать;
  • при удерживании под мышки, он не отталкивается от поверхности, а ножки просто подгибаются;
  • не проявляет желания попасть на руки к маме;
  • много и часто срыгивает, причем по прошествии достаточного времени после кормления.

Важно не пропустить наметившихся отклонений в развитии, вовремя среагировать и начать предпринимать меры по устранению в соответствии с указаниями специалистов.

В целом, в полгода наступает интереснейший этап в жизни вас и вашего ребенка. На шестом месяце жизни малыш интересен взрослым, с ним приятно общаться, его реакции забавляют и умиляют. И кроха с удовольствием реагирует на знаки внимания, оказываемые ему, с восторгом осваивая новые умения. То ли еще ждет вас в 7 месяцев!

Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

Физиологические изменения

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.