Что можно давать ребенку в 1 годик. Уход за ребенком

Когда ребенку исполнился 1 год, в его меню, по возможности, все еще должно входить грудное молоко, хотя бы 1 раз в день или на ночь. В нем содержатся антитела, помогающие бороться с инфекционными заболеваниями, также на втором году жизни мамина грудь выполняет роль не столько "питательную", сколько защищающую: малыш ощущает чувство покоя, безопасности. У мамы будет вырабатываться именно то количество, которое необходимо ребенку, ведь грудное молоко идеально подстраивается под его потребности, в том числе своими уникальными питательными и защитными свойствами, поэтому переесть его невозможно.

Кормление молочными смесями, если ребенок до года находился на искусственном вскармливании плюс прикормы, нужно потихоньку завершать, поскольку смесь не обладает такими полезными характеристиками, как грудное молоко. Чаще всего педиатры рекомендуют включать в меню ребенка в 1 год смесь максимум 1-2 раза в сутки: утром и на ночь, строго соблюдая норму, указанную на упаковке для этого возраста.

Какие молочные продукты можно кушать ребенку в 1 год

Молочные продукты богаты белками, жирами, витаминами и минеральными веществами, поэтому просто необходимы ребенку. Введение в меню в 1 год кипяченого коровьего молока - это индивидуальное решение, принимаемое мамой при участии педиатра и при отсутствии у ребенка аллергии на белок коровьего молока. Многие педиатры, из-за риска подобной аллергии советуют пробовать цельное молоко только после 2-х лет, а до этого возраста советуют давать смесь 1 раз в день.

О кефире

Институт Питания РАМН рекомендует вводить кефир как раз в возрасте 1 года, или по крайней мере, не ранее того, как ребенку исполнится 9-10 месяцев и в объеме, не превышающем 150-200 мл в сутки. Кефир обладает высокой кислотностью, поэтому употребление в больших дозах в раннем возрасте способно привести к микроскопическим кровоизлияниям в кишечнике, снижению уровня гемоглобина. Итак, кефир с 1 года по 200 мл в день (не больше) улучшает работу сердца, сосудов малыша, успокаивает нервную систему, активизирует работу почек и кишечника, повышает иммунитет, благодаря содержащимся в нем молочнокислым и бифидобактериям.

О йогурте

Йогурты делают на закваске болгарской палочки и термофильного стрептококка, иначе говоря - на молочнокислых культурах, придающих йогуртам неповторимый вкус и полезность. Но полезны лишь живые йогурты, которые не подвергались термической обработке. Как из узнать: максимальный срок хранения - 30 дней в температуре от +2 до +8 градусов, они содержат минеральные вещества, витамины и бактерии. Йогурты длительного хранения бактерий не содержат, зато изобилуют консервантами и ароматическими добавками, за счет чего могут в первозданном виде лежать до 3-х месяцев без холодильника.

В меню ребенка в 1 год следует включить "живой" молочный (не сливочный!) йогурт, выпускаемый специальным предприятием детского питания. Такой йогурт хранится всего несколько дней и содержит небольшое число углеводов и жиров.

О твороге

Норма потребления творога в 1 год - 50 грамм в сутки. Творог полезен как кладезь белка и кальция, но норму превышать не следует, так как избыток белка может вызвать снижение аппетита и, в редких случаях, ожирение.

Через день-два можно давать ребенку сметану в небольшом количестве, мелко натертый сыр или сливки.

Какие каши можно кушать годовалому ребенку

В кашах содержатся углеводы, минералы, растительные белки, витамины. Самые полезные в этом плане гречневая и овсяная, толокно и кукурузная - источник селена. Не рекомендуется часто давать манную кашу из-за высокого содержания глютена и небольшого количества витаминов и минералов. В рисовой каше содержатся витамины группы В и Е, минералы, в том числе калий и кальций, поэтому два раза в неделю рис не только будет способствовать насыщению, но и нормализует пищеварение у детей, у которых стул слишком частый и жидкой консистенции. Пшеничная каша рекомендуется условно из-за высокого содержания глютена, на который так часты случаи аллергий.

Какие фрукты и овощи можно ребенку в 1 год

О фруктах

В меню ребенка в 1 год уже можно понемногу включать апельсины, абрикосы, киви, клубнику, спелое манго, но главными, безусловно, должны оставаться яблоки, груши и бананы, которые можно добавлять в овсяную или рисовую каши. Фрукты в сутки не должны превышать в объеме 100 мл, плюс сок - тоже не более 100 мл. Полезны сезонные ягоды: брусника, кисель из клюквы, смородина, ежевика, вишня. Обратите внимание: ягоды с косточками следует протирать через сито и давать ребенку только мякоть, а из черешен и вишень предварительно не забывайте удалять косточки! Полезны и вкусны компоты из изюма, чернослива, яблок, шиповника. Виноград не рекомендуется давать ребенку в 1 год из-за риска усиления процессов брожения в кишечнике с последующим газообразованием и вздутием живота.

Об овощах

Лидерами остаются морковь, картофель, кабачки, тыква, проваренные и пюрерированные или порезанные на мелкие кусочки. Из нового можно в небольших количествах вводить в меню бобовые: фасоль, зеленый горошек. Но давать их ребенку в 1 гд нужно строго в малых дозах (усиливают перистальтику) и тщательно проваренными. Чтобы не варить фасоль 1,5 часа и дольше, лучше покупать консервированную в банках, можно в томатном соусе. Только внимательно следите за составом: идеально, чтобы присутствовали лишь фасоль, соль, сахар, вода и допускается небольшое число пряностей. Избегайте фасоли и горошка в банках с Е-добавками, крахмалом и ускусом!

Какие мясо и рыбу можно давать годовалому ребенку

Все мясные блюда, будь то измельченное мясо или тефтели, нужно давать только в первой половине дня, чтобы они успевали перевариться до сна. Ребенка можно кормить не только пюрерированным мясом, но и делать паровые котлеты, тефтели, суп с фрикадельками. Лидеры на этот период: нежирная говядина, телятина, нежирная свинина, куриное мясо, говяжий язык, по возможности, кролик и индейка.

Какое мясо и мясные продукты (в том числе мясо птиц) нельзя давать годовалому ребенку?

  • жирная свинина
  • колбасы
  • сосиски
  • сардельки
  • мясо водоплавающих (уток, гусей)
  • полуфабрикаты.

Из рыбы для меню стоит выбирать нежирную: минтай, треска, судак, морской окунь. Можно делать паровые котлеты, суфле, тушить с овощами или просто давать отварное филе, пюрерированное или кусочками. Главное - тщательно вынимайте все кости, в том числе мелкие, не пропустите ни одной! Икра богата полезными минеральными веществами, кислотами, но давать ее следует в небольших количествах (несколько икринок) и от хорошего производителя, поскольку у ребенка в 1 год сильнейшую аллергию может вызвать как сама икра, так и консерванты в банках.

Можно ли яйца ребенку в 1 год?

Куриные яйца богаты белками, аминокислотами, витаминами, микро и макроэлементами, поэтому одно яйцо в день рекомендуется включать в меню ребенка в 1 год, за исключением случаев индивидуальной непереносимости куриного белка. Можно приготовить отварное яйцо, омлет на пару. Категорически запрещается давать ребенку сырые яйца и частично проваренные! Также хорошо давать перепелиные яйца, но не часто, примерно 1-2 раза в неделю из-за высокого содержания в них жира и холестерина (больше, чем в куриных).

Как давать ребенку сливочное масло?

Сливочное масло жирностью 82,5% (в масле с меньшим процентом нередки растительные добавки) нужно мазать на хлеб или добавлять в каши и овощные пюре непосредственно перед употреблением. В результате термической обработки оно утрачивает полезные свойства. Также можно в небольшом количестве растительные масла: кукурузное, оливковое, подсолнечное без предварительной паровой обработки.

Также в меню ребенка в 1 год должны входить:

  • белый хлеб, не зерновой и не грубого помола, так как последние два тяжело перевариваются;
  • натуральный, без ароматизаторов, слабо заваренный чай;
  • обычная кипяченая вода: по потребности, в том числе в свободном доступе после и между приемами пищи.

Приготовление еды для годовалого ребенка

  • Обязательно учитывайте нижеследующие рекомендации по приготовлению еды для ребенка в 1 год:
  • вся пища из меню должна быть адаптирована под способности малыша к жеванию, кусанию, усвоению: одни дети имеют в год 10 зубов, другие 4, одни переваривают хорошо и оправляются по два раза в день, другим требуются усилия и регулярное питье компотиков из чернослива - учитывайте индивидуальные особенности ребенка;
  • вся пища по-прежнему должна быть пюрерированной или протертой через мелкое сито;
  • за неимением времени на кручение мяса через мясорубку и варку паровых котлет разумно покупать готовое детское питание в специализированных магазинах;
  • расширяйте рацион ребенка за счет разрешенных для этого возраста продуктов, давайте пробовать новые вкусы.

Сколько должен кушать годовалый ребенок?

Кормление ребенка от года до полутора, в основном, пятиразовое, допустимые интервалы 3-4 часа. Если малыш пьет кипяченое коровье молоко, то выпитое им молоко в объеме не менее 250 мл можно считать полноценным кормлением. Самый насыщенный обед, самый легкий по количеству калорий - полдник. За сутки ребенок в 1 год (полный) съедает объем 1000-1200 мл, без учета воды и чая.

Малыш ежедневно растет, меняется его уровень развития, режим дня и рацион. Питание ребенка в 1 год заметно отличается от питания новорожденного малыша и становится более похожим на взрослую еду. Однако и сейчас малыш нуждается в продуманном рационе, который должен содержать все необходимые микроэлементы и полезные вещества.

Многие дети в 1 год еще находятся на грудном вскармливании, но, несмотря на это, малышу необходимо дополнительное питание, способное восполнить запас энергии.

Дети после года уже проявляют физическую активность – бегают, ползают и прыгают. Не меньше энергии забирает у малыша и его умственная активность. Поскольку идет стремительными темпами, родители должны непременно учитывать данный факт и при составлении меню.

Зависимость питания от физиологического развития

Ближе к полугоду у ребенка прорезываются первые зубки. Поэтому его жевательный аппарат тоже начинает активно развиваться. Зачастую многие родители считают это самым подходящим временем для и знакомства малыша с новой пищей. На втором году жизни малыш должен употреблять около 1200 мл пищи в сутки. В процентном соотношении прием пищи можно разделить следующим образом – по 25% на завтрак и ужин, 35% на обед и 15% составляет полдник. Таким образом ребенок после года должен есть минимум 4 раза в день. Если вы чувствуете, что кроха не доедает, то между завтраком и обедом можете предложить ему выпить кефира или съесть грушу или яблоко, это не нарушит режим и поможет малышу продолжать свои исследовательские занятия.

Пока ребенок не достаточно освоил навыки пережевывания пищи, его блюда должны быть в основном кашеобразной консистенции. Но многие родители стараются вводить прикорм и небольшими кусочками. В независимости от формы подачи блюд, рацион малыша в год должны составлять следующие продукты:

  1. Молочные продукты и молоко.
  2. Каши.
  3. Яйцо.
  4. Мясо птицы.
  5. Фрукты и овощи.
  6. Достаточное количество жидкости.

Несмотря на ранний возраст, малыши могут уже высказывать свои вкусовые предпочтения, относительно составленного вами меню. Поэтому родителям стоит учитывать тот факт, что формирование вкусовых пристрастий начинается именно в момент введения прикорма. От того, что вы будете давать есть ребенку в год, будет зависеть его отношение к питанию в последующем .

Ежедневное меню

Рацион питания годовалого малыша должен непременно содержать суточную норму витаминов для роста и всех необходимых питательных веществ. Многие считают, что составление ежедневного сбалансированного меню для годовалого ребенка – это задача, которая посильна лишь узкоквалифицированному специалисту. На самом деле, это лишь заблуждение. В представленном ниже семидневном меню собраны все необходимые продукты для питания ребенка. В последующем, поняв принцип составления суточного рациона, вы сможете самостоятельно заменять продукты, исходя из предпочтений и потребностей вашего крохи.

Меню на 7 дней

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша овсяная на молоке, омлет, пшеничный хлеб, молоко Суп куриный с вермишелью, рыбная фрикаделька, картофельное пюре с зеленым горошком, пшеничный хлеб, компот Кефир и печенье Пюре из брокколи, творог сладкий, чай с добавлением молока, пшеничный хлеб
Вторник Вермишель молочная, пшеничный хлеб с печеночным паштетом, цикорий с молоком Гороховый суп, отварная куриная грудка с гречкой, компот и пшеничный хлеб Кипяченое молоко и пряник Кабачки запеченные, картофельное пюре, сладкий чай и хлеб
Среда Каша манная, хлеб пшеничный, сырный пудинг, чай с молоком Пюре из картофеля, суп из цветной капусты, ржаной хлеб, салат из рыбы с овощами, компот Йогурт и печенье Творог с молоком, пюре из моркови, молоко, пшеничный хлеб
Четверг Омлет с капустой, пирог с яблоками, кефир Суп рыбный, ленивые голубцы, хлеб пшеничный, цикорий с молоком. Пудинг творожный, яблоко Гречневая каша, суфле из печени, хлеб, молоко
Пятница Пудинг рисовый, сладкий чай с молоком, хлеб с маслом Щи из капусты, картофельное пюре, котлета из говядины, компот из сухофруктов, хлеб Банан, печенье, ряженка Творог, пюре из фруктов, кефир
Суббота Каша рисовая, чай с молоком, булка с маслом Суп с фрикадельками, кабачковое пюре, хлеб, цикорий с молоком Груша, йогурт, печенье Гречка с молоком, яблоко, чай с медом
Воскресенье Сырники, чай сладкий, банан Суп с домашней лапшой, рыбные нагетсы, компот, хлеб Сухари с теплым молоком Оладьи, ряженка

Чем кормить ночью

Поскольку рацион годовалого малыша еще подразумевает наличие грудного молока или молочной смеси, ребенку требуются ночные перекусы. Некоторые родители, отработав определенный режим кормления, дают крохе перекусить не только перед сном, но и во время ночного пробуждения. Если малыш находится на грудном вскармливании, то ему будет достаточно подкрепиться лишь маминым молочком. Если малыш питается искусственной смесью, то в его ночной рацион отлично впишется не только адаптированная смесь, но и кефир и компот.

Неподходящий рацион или вред общего стола

Несмотря на то, что малыш уже подрос, изменился его режим питания, а рацион стал более разнообразным, мамы должны помнить о том, что крохе пока еще рано питаться «взрослой» пищей. Многие родители уверены, что как только ребенок научился жевать кусочки, ему пора есть с общего стола. Это убеждение в корне не верно. Малыш на протяжении нескольких лет, а лучше всю жизнь, должен соблюдать не только определенный режим, но и правильно питаться.

Необходимо исключить из рациона следующие продукты:

  • жареное и копченое;
  • соленое и очень сладкое;
  • жирные сорта мяса;
  • кофе и газированные напитки;
  • острые блюда;
  • грибы (до 6 лет).

Режим питания малыша

Поскольку у ребенка в год появляется больше «свободного» времени на исследования окружающего мира, он может постоянно что-то требовать на перекус. Нарушать режим питания не рекомендуется. Поскольку это не только снизит качество потребление пищи, но и сделает его адаптацию к детскому саду более тяжелой. Уже в раннем возрасте стоит приучать кроху соблюдать режим дошкольного учреждения, чтобы снизить нагрузку на психику в дальнейшем . Ребенок растет с каждым днем, меняется меню, режим дня, появляются новые потребности организма. Поэтому мама должна знать о том, как грамотно составить рацион своего малыша, чтобы он рос сильным и здоровым.

Что умеет ребенок в 1 год?

Вот и пролетел 1 год. Малыш празднует свой первый день рождения. Крошечный, мало что понимающий и сознающий комочек превратился в довольно самостоятельного, знающего, чего он хочет, уверенного в себе человечка. Теперь значительная роль в общении принадлежит словам. Ребенок уже говорит 5-10 облегченных слов.

В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще и чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо. С удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.

Малыш понимает «можно» и «нельзя», отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Может «предвидеть», что стоит за обыденными понятиями и действиями («обедать», «гулять», «спать», «купаться») и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.

Маленький упрямец

Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своем. А, не справившись с эмоциями, может упасть на пол, начать сучить ножками и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет.

Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года .

Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но когда просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку.

Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.

Не стоит заставлять ребенка заниматься ем, что он в данный момент не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры, и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой…

В 1 год большинство малышей довольно уверенно ходят сами. Особой любовью у годовасиков начинают пользоваться игрушки или предметы, которые можно катить перед собой – начиная с собственной коляски. Если ваш кроха еще не пошел, особо не расстраивайтесь, лучше уделите больше внимания гимнастике и массажу . И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами.

Испытание для мамы

Еще один шаг впереди в психоэмоциональном развитии – ребенок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, и учитывает это в своих играх и действиях. Он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и няней. При этом чем «дальше» и незнакомее человек, тем лучше и воспитаннее с ним ребенок.

А с мамой кроха может позволить себе капризничать, топать ногами, плеваться супом. Он словно проверяет, готова ли мама любить его всяким. Если да – мама укоряет за «неправильные» действия, но самого его любит и принимает, несмотря ни на что – ребенок скоро успокоится и войдет «в рамки». Если же нет, вы рискуете получать подобные «проверки» до конца своих дней…

В рационе питания к 1 году обычно бывают введены практически все разрешенные продукты. Однако продолжайте соблюдать диету: время конфет и шоколада, копченостей, острого, специй и пряностей, помидоров, «взрослого» творога, колбас и сосисок еще не пришло.

Зато малыш уже очень ловко орудует ложкой и вполне готов к освоению накалывания кусочков на детскую вилочку. Да и бутылки с сосками вполне можно заменить поильником или чашкой – по крайней мере, в домашних условиях.

Игры для годовасиков

Толкание

Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе.

Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку и т.п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша. Если вы заметите, что ребенок целый день твердит «т`и» («три»), значит, игра ему понравилась.

Больше заботы и ласки

Эта игра поможет малышу вырасти заботливым и ласковым:

Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша.

Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.

Попищим

Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи: локти, колени, щеки, уши, подбородок.

«Пожалеемся»

Возьмите ребенка на руки и, покачивая, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки типа «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите сынишку или дочурку к себе.

Попади в отверстие

Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком (для начала подойдет обычная высокая кастрюля). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см (постепенно длину тоже можно увеличивать) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет.

Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…

Содержание статьи:

Первый год жизни – это особый период в жизни малыша и его родителей. В это время кроха очень интенсивно развивается, ни в каком другом периоде вы не заметите такого стремительного темпа изменений. Однако, чтобы развитие ребенка в 1 год соответствовало норме, родители должны прилагать свои усилия. Ведь дети, с которыми занимались с первых дней жизни развиваются быстрее своих сверстников, чем невероятно гордятся родители.

Что должен уметь ребенок в 1 год

Первый год очень непростой для новорожденного, ведь ему нужно освоить массу навыков. В 12 месяцев малыш обладает базовыми умениями:

Наблюдает глазами за тем, как перемещается объект (луч света, мама, домашнее животное).

Следит за источником громких или мелодичных звуков (погремушка, мелодия).

Улыбается близким людям.

Держит головку в вертикальной позиции.

С лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот.

Тянет ручки к интересующей игрушке.

Самостоятельно сидит.

Начинает гулить (произносит цепочки, состоящие из гласных и некоторых звуков, напоминающих согласные).

На эти навыки будут основаны дальнейшие достижения младенца.

Физическое развитие ребенка 1 года

К годовому рубежу кроха уже умеет сидеть, стоять, придерживаясь ручкой за взрослых или окружающие предметы. Он встаёт на ножки и активно ползает, хотя некоторые дети сразу пытаются ходить. Новорожденный может подниматься на ножки из любой позиции.

Больше всего годовалые дети любят ходить вдоль опоры или требуют водить их за одну или обе ручки. Некоторые малыши уже самостоятельно ходят, и даже пытаются бегать.

То есть, физическое развитие ребенка в 1 год стремительно развивается:

Кроха ступает по лестнице с поддержкой мамы.

Он с удовольствием ползает по лестнице под присмотром родителей.

Младенец пытается выкарабкаться на различные предметы мебели (стулья, диваны и т. д.).

Новорожденный спускается с кровати или дивана с поддержкой близких.

Крохе под силу многие «вершины», а поэтому не оставляйте его одного в комнате, где открыты окна, розетки, тяжёлые предметы, которые он может столкнуть на себя. Даже если окно высоко он может вылезть на какую-нибудь возвышенность или подтянуть свой стульчик и добраться до цели.

Если вы желаете ускорить развитие крохи, то дайте ему быть более самостоятельным. Не стоит хватать его на руки или поднимать по первому же требованию, говорите с ним на расстоянии, зовите к себе, чтобы он попытался подойти к вам. Такие «тренировки» нужны, когда грудничок хочет добраться к любой цели. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки, но основную работу позвольте выполнить самостоятельно.

Психомоторное развитие ребенка в 1 год

Умственное развитие ребенка тоже идёт вперёд семимильными шагами. Ему интересно, из чего состоит игрушка, как детали конструктора соединяются вместе и т. д.

Умения ребенка в 12 месяцев:

Собирает и разбирает пирамидку, которая состоит из 2 – 3 элементов.

Строит «башню» из двух кубиков.

Снимает и надевает крышки на кастрюли, коробки, может положить в ёмкость какой-то предмет и накрыть её.

Играется с простыми сортерами, правильно подбирает предмет (не с первой попытки) и вставляет его в отверстие.

Играет с посудкой, имитируя процесс приёма пищи.

Пытается расчесать волосы кукле, кормит её и укачивает.

С интересом играется со своей одеждой.

Берёт предмет в одну руку и перекладывает его в другую.

Берёт небольшие предметы указательным и большим пальцем.

Пытается толкать предметы перед собой (коляска, машинка, мяч и т. д.).

Старается бросать и ловить предмет, который летит (мяч, воздушный шар).

Открывает и закрывает дверцу шкафа, ящики, достаёт и складывает обратно вещи.

Пытается копировать действия других детей: копает, хлопает, стучит предметом об другой предмет.

Повторяет действия взрослых: ремонтирует что-то как папа или делает макияж, как мама.

Так выглядит программа развития мальчиков и девочек в 1 год.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1 год

Психическое развитие ребенка зависит от того, какие люди его окружают:

Годовалые дети чаще выражают свои эмоции с помощью звуков и мимики, а не только плачем.

Малыш активнее выражает чувства с помощью объятий, поцелуев (по отношению к родителям, игрушкам, другим детям).

Родители начинают лучше понимать язык тела ребёнка.

Новорожденный узнаёт людей, которых он часто видит, он сможет их показать в живую или на фотографии. Он сможет найти на картинке кошечку, собачку и т. д.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год выражается и в том, что он радуется возвращению папы с работы или появлению новой игрушки. Он может расплакаться, если с ним заговорит посторонний человек или он услышит от родных слово «нет».

Кроха копирует поведение взрослых, понимает интонацию, мимику родителей.

Новорожденный может выполнить простые просьбы: «дай игрушку», «покажи собачку», «где ротик» и т. д.

Не стоит на месте и творческое развитие ребенка. Он может потанцевать или попытаться подпеть под любимую песню по примеру родителей или самостоятельно.

Кроха с удовольствием играет в первые игры: хлопает в ладошки, играет в «ку-ку» и т. д.

Детишкам нравится смотреть на себя в зеркало, они могут длительное время рассматривать отображение.

Все эти навыки станут под силу вашему малышу, главное регулярно с ним заниматься.

Речевое развитие детей 1 года

В 1 год происходит активное развитие речи, ребёнок понимает, что ему говорит мама, ориентируясь на её интонацию и мимику. Чем чаще вы говорите с крохой, тем больше слов становится в его пока ещё пассивном словаре. В идеале годовалый ребёнок может произносить от 2 до 10 слов (слова и звукоподражания, например, «мяу», «мама» и т. д.).

Не стоит сразу паниковать, если ребёнок в 1 год не разговаривает. Постарайтесь чаще с ним говорить, чтобы он начал вас понимать. Если малыш продолжает упорно молчать, то его необходимо показать специалисту. Причин этому явлению может быть несколько: расстройства слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические или психологические заболевания. Многие отклонения легко компенсируются в этом возрасте, если вовремя начать лечение.

Программа развития для девочки и мальчика в 1 год:

Кроха отвечает на вопрос «Кто это?» словами: папа, мама, ав и т. д.

Малыш с удовольствием показывает знакомые ему действия, когда его просят: улыбается, машет головкой, хлопает в ладошки и т. д.

Откликается на своё имя поворотом головы или звуками.

Понимает слова «да», «нет», «можно» или «нельзя».

Чтобы ускорить речевое развитие новорожденного часто с ним разговаривайте, при этом следите за чистотой своей речи.

Навыки самообслуживания годовалых детей

Уже в 12 месяцев кроха хочет быть самостоятельным, благодаря чему у него формируются следующие умения:

Ест (или пытается) из ложечки, некоторые малыши уже освоили ложку и пробуют кушать вилкой.

Самостоятельно пьют из специальной чашечки.

Малыш пытается самостоятельно одеться, если родители никуда не торопятся, то нужно дать ему возможность потренироваться.

С удовольствием кушают твёрдую пищу (корочку хлеба, банан, детское печенье и т. д.).

Если мама учит, то малыши умеют мыть ручки и вытирать их полотенцем.

Некоторые дети с интересом осваивают горшок, любят на нём посидеть во время игры.

Мама должна объяснить крохе зачем нужен горшок, чтобы он соотносил мокрые колготки со своими естественными потребностями.

Некоторые дети издают специальный звук, который сигнализирует о том, что они хотят на горшок. Хотя у многих это происходит несколько позже. Однако мама может воспроизводить этот звук, когда будет садить ребёнка на горшок, и он быстро его запомнит.

Режим годовалого ребёнка

Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа.

После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин.

Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.

Как развить ребенка в 1 год

Чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым, мама должна помочь ему в этом:

1. Носите кроху на руках всё реже и реже.

2. Читайте ему вслух, следите за тем, чтобы ваша речь звучала красиво. Можно потихоньку вводить иностранные слова, ведь мозг младенца, как губка – он впитывает массу информации.

3. Если новорожденный ползает, но ещё не ходит, то мягко подталкивайте его к этому следующим образом:

Поставьте любимую игрушку на высоту, до которой он сможет дотянуться. Когда кроха поднялся на ножки и уже тянется к игрушке, отодвиньте её немного дальше, чтобы он сделал в её сторону пару шагов. Не стоит резко увеличивать расстояние, всё делайте постепенно и мягко.

Когда кроха освоит предыдущее задание, создайте ему несколько точек в виде любимых игрушек. Пусть он переходит от дивана к стулу, от кроватки к креслу и т. д.

Часто дети боятся сделать шаг из-за страха падения. В таком случае дайте ему игрушку для равновесия, отойдите небольшое расстояние и попросите младенца принести её вам. Часто дети так делают свой первый шаг.

Во время прогулки показывайте вашему чаду детей, которые ходят самостоятельно. Кто знает, может кроха тоже захочет попробовать.

Не садите ребёнка в ходунки часто, так как это приспособление формирует неправильную осанку. Отдавайте предпочтение игрушкам-каталкам или специальным вожжам.

Если ребёнок упал, не бегите к нему сразу же, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Если не получается, то помогите.

Кроме того, можно поиграть с малышом в сюжетные игры, например, если вы увидели на прогулке грузовой автомобиль, то попробуйте разгрузить детскую машинку кубиками. Также можно устроить целый спектакль с помощью пальчикового театра.

Развитие ребёнка в первую очередь зависит от родителей! Поэтому старайтесь больше времени проводить с ним, разговаривайте, читайте вслух, позволяйте крохе быть самостоятельным (но под вашим присмотром). Так малыш получит бесценный опыт, а вы будете приятно удивлены результатом.

Вот и миновал первый год жизни вашего малыша. Позади остались пеленки и распашонки, первые прикормы и прочие заботы раннего возраста. Теперь маленький исследователь становится на собственные ножки. Готовится осваивать большой мир. И у родителей появляются новые вопросы: ? Какие навыки у него должны быть в этом возрасте? Во что играть, в течение дня?

Системно-векторная психология помогает безошибочно определить врожденные свойства и таланты детей. С ее помощью вы сможете уверенно направлять и корректировать развитие малыша.

Наша статья будет полезна для вас, если:

    вы хотите идти в ногу со временем, знать самые эффективные развивающие методики;

    вас что-то беспокоит в поведении или развитии навыков ребенка в 1 год, вы тревожитесь о том, достаточно ли знает и умеет малыш;

    вы хотите успешно контролировать развитие малыша, вовремя предлагать ему новые игры и занятия;

    вас интересует, как определить и максимально развить врожденные таланты ребенка, вырастить его успешным, реализованным и счастливым человеком.

Возрастные нормы и индивидуальные особенности

Педиатры и другие детские врачи опираются на усредненные нормы развития. Существует определенный перечень того, что должен уметь малыш в 12 месяцев. Когда ребенку около 1 года, обычно стартует самостоятельная ходьба, появляется речь, развиваются попытки подражать взрослым.

Но даже по критериям физического развития мы видим, что дети не одинаковы. Один с пеленок более активный, рано встает на ноги, не может усидеть на месте, а другой малыш развивается иначе: как посадили - так и сидит, лучшее место - у мамы на ручках.

С определением норм психологического запутаться еще легче. Например, считается, что в возрасте около года малыш должен заговорить. Но ведь не у всех этот процесс идет одинаково. Кто-то начинает с отдельных слов и наращивает словарный запас постепенно. Другой молчит чуть ли не до 3 лет. А потом сразу общается так, будто все это время тайком энциклопедии читал.

Родители могут теряться, сравнивая своего малыша с другими. Как на самом деле понять - все ли в порядке? И как подобрать игры для детей 1 года, чтобы они учитывали характер малыша?

Тренинг Юрия Бурлана объясняет: каждому ребенку с рождения заданы определенные свойства психики.
Их уникальный набор и определяет то, какие особенности развития будут именно у вашего ребенка.

Эти свойства нужно учитывать при выборе методов воспитания. Без этого знания не обойтись и при выборе развивающих игр для годовалых детей. Когда у вас есть золотой ключик к душе любимого чада - любая ложная тревога отменяется. Вы точно знаете, почему малыш ведет себя так, а не иначе. Какие занятия ему обязательно надо предложить, а к каким у него просто не будет интереса. Разберем на примерах.


Хваткий шустрик

Неторопливый и основательный малыш

Малыш, обладающий свойствами , - полная противоположность кожному шустрику. Он неторопливый и обстоятельный, с удовольствием будет разглядывать с мамой любимую книжку сидя на диване. Его тело не очень гибкое, он не стремится к высокой подвижности. Он не будет как угорелый носиться по детской площадке - скорее посидит в песочнице.


В его случае игры для детей 1 года стоит выбирать иначе:

  1. Отдайте предпочтение его любимым книгам. От природы такой ребенок внимателен к деталям, подмечает любые мелочи. Поэтому побольше показывайте мелкие детали на картинке и побуждайте их искать.
  2. Отлично подойдут и любые настольные пособия, подходящие по возрасту. Часто такой малыш стремится все упорядочить - поэтому смело предлагайте сортеры, пирамидки и матрешки и т.д.
  3. Малыши с анальным вектором очень привязаны к маме. Раньше других они начинают подражать ей, помогая в домашних делах. Поддержите это стремление. В будущем чистота и порядок во всем станут базовыми ценностями такого человека.

Именно дети с такими свойствами в потенциале - лучше ученики в школе. А в будущем сами могут выбрать профессию педагога. У них феноменальная память, которая позволяет сначала накапливать, а потом и передавать усвоенные знания. Главное - дать такому ребенку возможность делать все тщательно и неторопливо, вникая во все детали. Это развивает в нем качества будущего аналитика, профессионала.

Важно знать! Ни в коем случае не торопите, не подгоняйте такого ребенка. Не обрывайте его на полуслове, когда он что-то говорит. Особенно важно учитывать это, когда вы . У него замедленный метаболизм, и ему нужно больше времени для очищения организма. Позволяйте ему сидеть на горшке столько, сколько он захочет, не сгоняйте. При поторапливании такого ребенка, помимо физиологических проблем (запоры, заикание), могут возникнуть и серьезные психологические проблемы. Например, упрямство и агрессия, стремление причинить боль.

Пугливый и плаксивый малыш

Задумчивый молчун

Родители малыша со чаще всего озабочены тем, как развивать речь ребенка в 1 год. Дело в том, что маленький звуковик - природный интроверт. Малообщительный, малоэмоциональный. Задумчивый, его взгляд как будто погружен в себя. Если мама, наоборот, общительная и эмоциональная - ей может казаться, что с ребенком что-то не так.

Однако эти проявления естественны для обладателей звукового вектора. Обратную связь с таким ребенком намного легче получить через его способность понимать речь. Побуждайте ребенка дать или показать вам какой-то предмет, выполнить просьбу. Таким образом он нарастит «пассивный словарь», то есть навык понимать речь. А вот заговорить он действительно может позже ровесников - и возможно, сразу о Луне и звездах.

Ведь звуковикам задан от природы мощный абстрактный интеллект. Такие дети вполне могут реализовать себя как крупные ученые, гениальные музыканты, изобретатели компьютерных технологий. Но для этого им нужно создать определенные условия развития:

  1. Игры и занятия с годовалым ребенком дома должны проходить в условиях тишины. Постарайтесь ввести в повседневную жизнь принципы звуковой экологии: говорить на пониженных тонах, избегать громких шумов. Для звуковика ухо - его самый чувствительный сенсор, его надо беречь.
  2. Полезно едва слышно включать классическую музыку. Она благотворно влияет на слух малыша.
  3. С маленьким звуковичком полезно играть в звуковые игры. Например, показать шуршание бумаги, звук негромкого колокольчика и шуршание маракаса. Потом отвернуться и поиграть в «угадай, что звучало».

Пусть вас не беспокоит, что ребенок в раннем возрасте может избегать шумных компаний ровесников. Выбирайте для прогулок тихое, спокойное место, например парк. И поначалу берите с собой одного-двух друзей. Постепенно расширяйте общество. К трем годам любой ребенок, в том числе и звуковик, уже будет испытывать потребность в коллективе (детский сад).

Важно знать! Повышенный тон и крик, громкая речь и музыка, сильные шумы способны нанести непоправимый ущерб развитию ребенка. У него возникает не глухота, а отгороженность от внешнего мира. Неспособность распознавать смыслы речи. Появляются симптомы аутизма и другие расстройства психики. Поэтому звуковая экология - главное и необходимое условие развития звуковика.

Оптимальные условия - благополучное развитие

Мы привели в пример четыре вектора из восьми возможных. Современные дети в среднем обладают свойствами 3-4 векторов. Каждый из них оказывает свое влияние на развитие малыша. Чтобы его развитие гарантированно было благополучным, требуются такие условия:

  1. Воспитательная модель, построенная исходя из врожденных качеств и свойств ребенка. Простые примеры мы рассмотрели выше.
  2. Психологическое благополучие мамы малыша. Именно от нее ребенок получает базовое ощущение защищенности и безопасности. Когда мама нервничает, испытывает стресс - малыш утрачивает это чувство. Это негативно сказывается на его поведении и развитии.

Тренинг «Системно-векторная психология» дает возможность решить обе задачи комплексно. Вы сможете не только узнать все о талантах и развитии ребенка, но и избавиться от любых негативных состояний. От депрессий или обид, тревожности или вспыльчивости. Малышу нужна счастливая мама, которая идеально держит стресс в любых обстоятельствах. И стать такой может каждая:

Вашему ребенку всего годик - а это значит, что его развитие целиком зависит от вас. Его психика еще очень податлива и пластична. Она меняется автоматически - при изменении состояния мамы. Пусть малыша ждет самое успешное и счастливое будущее! Тренинг Юрия Бурлана всегда «на связи», чтобы помочь вам. , чтобы получить ответы на свои вопросы.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »