Детские сады в Италии: организация и особенности. Как все устроено: детские сады в разных странах

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

07.09.2016 15:26:00

В Европейском Союзе – разнообразие видов детских садиков: государственные и муниципальные, частные и «родительские», дневные и ночные и другие. Дела с ними обстоят лучше, чем в Украине, но тоже не все так просто. Почему?

Днепропетровская областная государственная администрация недавно поделилась своими достижениями за прошлый год.

«За год в Днепропетровской области возобновлена работа трех детских садов, создано 17 учебно--воспитательных комплексов, открыто 38 дополнительных групп - 1.242 новых места», - сообщает пресс--служба областных властей.

Тем не менее, проблему с нехваткой мест в дошкольных учебных заведениях новые места не решили. Причем, нехватка мест в детских садах, как все мы знаем, - не единственная проблема наших детских садов. Еще - с питанием и воспита-нием.

Польша

Проблемы с местами в детских садах есть и в соседней Польше. В первую очередь, это касается муниципальных (государственных) детсадов.

«Особенно в больших городах большая проблема с местами в детских садах», - рассказывает украинец Ростислав, который сейчас проживает в столице Польши - Варшаве.

Одна из основных причин их популярности - конечно же, стоимость услуг. Как правило, в муниципальных учреждениях пребывание ребенка на протяжении пяти часов - бесплатно, за счет денег из местного бюджета. За остальное время пребывания в дошкольном учебном заведении нужно платить. Причем стоимость дополнительного часа пребывания ребенка в саду по городам разная. Почасовые ставки определяют местные власти. В среднем, 2-3 злотых в час (13-20 грн. в час). В Варшаве, например, час дополнительного пребывания ребенка в саду стоит 2,81 злотых.

Платить необходимо за питание и, по желанию, за дополнительные занятия (танцы, иностранные языки и т.д.). Стоимость дня питания ребенка в муниципальном садике Варшавы, к примеру, - 8 злотых (чуть больше 53 грн.).

Стоимость посещения муниципального садика родителям будет обходится менее $100 в месяц.

В частных садиках места есть практически всегда, но и стоимость их услуг отличается.

«В частный можете дать ребенка без проблем, но это большие деньги», - говорит Ростислав. Стоимость пребывания ребенка в частном детском саду колеблется от $200 до $300 в месяц. В них, конечно, и условия получше.

Запись детей в детские сады Польши, как и в Украине, производится, в том числе, и через Интернет. У них можно подать заявку на прием сразу в три детских сада. Прием происходит исходя из количества набранных баллов. К тому же учитывают и расстояние от места жительства до сада.

Дошкольное образование Польши считается одним из наиболее прогрессивных и успешных. По сравнению с украинскими детскими садами, в польских, как и остальных европейских - полная свобода. Хочешь ешь, хочешь - не ешь, хочешь учи, хочешь - не учи. Никто никого не заставляет.

Франция

Во Франции есть не только муниципальные и частные детские сады, но и «родительские», где родители принимают непосредственное активное участие в его жизни и, по сути, управляют им. Идея родилась после того, как в стране остро встала проблема нехватки мест в муниципальных детских садах. Идею поддержали и власти. Местные власти финансируют «родительские» детские сады так же, как и муниципальные. Но это не означает, что они вовсе бесплатные. Вообще, первые три года в детском саду называют очень недешевыми. Если и найдется место в дошкольном заведении для вашего ребенка, то за это нужно будет немало платить, а в «родительских» детсадах - еще и подрабатывать.

Эмигрировавший во Францию 15 лет назад житель Украины Алексей Чаговец, рассказывает, что их семья платит за место ребенка в «родительском» дошкольном заведении около 400 евро в месяц, плюс еще и работает на детский сад.

«За каждой семьёй закреплена ответственность. Например, есть президент, есть бухгалтер. Есть ответственный за ремонт, за еду (закупки), за связь и т.д. Ещё родители постоянно присутствуют в садике «наподхват» - мелкая текущая уборка, загрузить/разгрузить стиралку/сушилку, открыть/закрыть садик. Таким образом, воспитатели занимаются только детьми», - говорит Алексей.

По его словам, ассоциация родителей сада наняла 4-х профессиональных, лицензированных воспитателей, а также повара и уборщицу.

Родители принимают также участие в дежурствах.

«Дежурства родителей распределены таким образом: полдня в неделю на каждую семью. Например, мы дежурим в четверг с 13:30 до 18:30. Утром - один родитель, вечером двое. Умножить на 5 дней в неделю, получается 15 дежурств в неделю на 16 семей. Семья-президент не дежурит.

Мы с женой дежурим по очереди, я беру на работе по полдня отгула каждые две недели», - рассказывает мужчина.

Интересно, что 400 евро в месяц за место в детском саду - цена не фиксированная. Знакомый Чаговца платит за место в том же саду более 500 евро, а семья малообеспеченных - 200 евро в месяц.

«Таким образом, у всех детей одинаковые возможности. Это очень крутая система, приходится работать, но, в то же время, ты присутствуешь в садике с твоим ребёнком, видишь, что происходит, и принимаешь во всем непосредственное участие. К тому же все дети в конце концов знают родителей друг друга, чувствуют себя комфортно со взрослыми. В выходные мы часто открываем садик и устраиваем там дни рождения, пикники и т.д.», - резюмирует эмигрант.

А, кстати, например, в Финляндии есть «родительский уголок», куда родителей приглашают играть на детской площадке. В Литве родителей просят принять участие в организации однодневных поездок, летних каникул, посещения культурных, исторических и образовательных учреждений. В Испании и Португалии родителей приглашают принять участие в специальных событиях к Рождеству.

После трех лет детского сада во Франции ребенок идет в так называемую «школу».

«Когда ребёнку исполняется 3 года, родители с облегчением вздыхают», - говорит Чаговец.

Обучение в школе уже бесплатно.

Стоимость места в частных детских садах во Франции, по словам Алексея, может колебаться от 1.000 до 1.500 евро в месяц. Часто, их посещают дети за счет крупных компаний: работодатели оплачивают место в детских садах для детей своих сотрудников.

Германия

«Раз в неделю каждый родитель должен приносить в детский сад продукты. Что именно - выбирает ребенок. У воспитателей есть специальная корзинка с картинками и названиями овощей, фруктов и прочих мелочей. В конце недели малыш вытягивает картинку. Название пишут на листочке и прикрепляют к фотографии в коридоре. Когда мама или папа приходят за ребенком, то забирают бумажку», - рассказывает о правилах в одном из детских садов в Германии Дарья Филиппова для местного издания Deutsch Online.

Интересный момент: продукты необходимо покупать не позже, чем за полчаса до прихода в садик. Обязательно иметь при себе чек.

«По поводу финансовой стороны - за детский сад платит Job Center. Я и мой муж пока находимся на социальном обеспечении. И платить за садик из собственного кошелька нам не пришлось. Это ещё один большой плюс в Германии. Как и то, что мы не ждали своей очереди несколько лет», - добавляет девушка.

Родительские собрания в их детсаду в Германии проходят довольно часто. На общих собраниях никогда не обсуждают поведение ребенка: для этого существует частные встречи. Как правило, главными темами общего собрания, по ее словам, являются организационные вопросы.

«Например, у нас велся разговор о том, чем будут заниматься наши дети в течение этого года, - вспоминает Филиппова. - Поскольку это самая младшая группа, то здесь главными станут познавательные и развивающие игры. Особенное внимание будет уделяться предпочтениям малыша. Рисование, конструирование или активные игры — к каждому ребенку индивидуальный подход».

В детсад можно не ходить до пяти недель. Если ребенка перестали водить в дошкольное заведение, то по истечении пятой недели его автоматически отчисляют.

«Мы пропускали максимум неделю по причине болезни. Первый год в садике дети особенно подвержены всевозможным болячкам. Так что придется с этим смириться и перетерпеть», - говорит Дарья.

Скрупулезной и педантичной считает воспитательную систему в Германии Грегори Перон.

«Услуги садов оплачиваются в размере 60-400 евро в месяц. Сумма рассчитывается в зависимости от состояния родителей за последний год. Для детей из малообеспеченных семей существует возможность бесплатного посещения садика», - пишет он в своем материале «Воспитание детей по-европейски».

Европейские реалии

Как видим, страны Европейского Союза, с одной стороны, такие разнообразные, а с другой стороны - такие похожие. В каждой из них есть муниципальные и частные детские сады, а в части стран - и «родительские». Как правило, полностью бесплатных дошкольных учебных заведений в Европе нет.

Базовая услуга учебных заведений раннего возраста в странах ЕС - это просто присмотр за детьми, которые могут играть, как хотят. Правда, если родители имеют возможность, то могут оплатить и обучающие занятия с детьми.

В Австрии дети играют около 80% своего времени в учебных заведениях раннего возраста. Австрийский учебный план построен на основе игр. Свободные и «управляемые» воспитателем игры считаются важными для развития детей.

В Швеции сущетсвуют дневные и ночные детсады.

В хорватских учебных заведениях раннего возраста дети также проводят бо льшую часть времени играя, но «ролевые» игры используются как инструмент образования только в определенной степени. Родители могут записать своих детей на образовательные программы в детских садах (но они должны доплачивать за них), например, английского языка, музыки или танцевальных классов.

В литовских дошкольных учреждениях, игра считается основным методом учить и учиться.

Европейский Союз неустанно анализирует состояние своего дошкольного образования, выявляет «дыры» и инновациирует программы для детских садиков.

Антон Филиппов


Первое отличие европейского и даже американского детского садика от российского – совершенно «попустительское» отношение к кашлю, соплям, вшам, глистам и даже к легкой температуре. Кашляющие и чихающие малыши спокойно посещают детский сад. Если у кого-то из подопечных обнаружат вшей или глистов, то воспитатели просто предупредят родителей, что надо провести соответствующую профилактику. Источник заражения упоминать запрещено. Так же «наплевательски» в зарубежных садах относятся к «тихому» часу. Хочешь – спи, не хочешь – найдется, чем заняться кроме сна. И спят во многих садах дети не в кроватях, а на матрасах, которые лежат на полу. А еще…

В детские сады принимают детей старше 1,5 месяцев. До 4 лет они посещают детский сад, после 4 переходят в особую группу при школе. При оформлении в садик родители заполняют множество анкет, один из обязательных вопросов – нуждается ли малыш в дневном сне.

Самое строгое наказание в американском саду – усадить шалуна на стул. Время сидения – по минуте на каждый год возраста ребенка. Так, в 4 года ребенок просидит 4 минуты, а в 3 года – 3 минуты. Спят все дети не только в той же одежде, в которой играли, но и в обуви. Вместо кроватей – разложенные на полу матрасы.

Детей укладывают на дневной сон в одежде и обуви, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации (например, во многих штатах нередки сильнейшие ураганы) быстро провести эвакуацию.

Черногория

Чтобы малыша приняли в детский сад, надо предъявить справку о том, что хотя бы один из родителей работает. При оформлении в детский сад или ясли требуется только справка от педиатра или, если ребенок старше 3 лет, от терапевта. Обязательно надо предоставить и сведения о прививках. Делать прививки обязательно, отказы не принимаются. В сад ребенка примут только с полным их набором. В ясли принимают детей старше 6 месяцев, в детский сад ребенок ходит с 3 до 6 лет. Группа состоит из 20-30 человек. Ее «обслуживают» 2 воспитателя. Ребенка можно оставить в саду или до обеда, или до 16-17.00. Лучше всего после обеда малыша забрать домой, так как кроватей на всех не хватает. Кровати-раскладушки, кстати, устанавливают на время сна в той же комнате, где дети играют. После тихого часа их убирают в шкаф.

Сопли не причина оставить малыша дома. Спокойно гуляет малыш и с ротавирусом. Лечат эту напасть кока-колой и покупным растворимым (и очень соленым) куриным «супом». Даже если ночью ребенку было плохо, но утром он чувствует себя нормально, его отводят в детский сад.

Формула спасения

При ротавирусной инфекции, сопровождающейся сильной рвотой или поносом, главная опасность – обезвоживание. Если под рукой нет специальных аптечных растворов наподобие Регидрона, восстанавливающих водно-солевой баланс, Всемирная Организация Здравоохранение дает родителям такой рецепт домашнего питья: 1 литр воды+3 г соли+18 г сахара. Теперь понятно, почему в некоторых странах педиатры на полном серьезе прописывают детям кока-колу и растворимый куриный бульон в пакетиках. Мамы свидетельствуют: ребенок от такой «диеты» быстро идет на поправку. Ведь пить газировку и есть соленый супчик детям куда приятнее.

Отпуск по уходу за ребенком у французских женщин заканчивается, едва ребенку исполнится 2 месяца. Потому живы в этой стране ясли, которые в России, считай, канули в Лету. Получить место в яслях сложно, но ребенок может посещать ясли 1-2 раза в неделю по нескольку часов в день. С 3 лет ребенок начинает посещать детский сад, который в переводе с французского называется «материнской школой». И посещает он его до 6 лет.

При приеме в ясли или детский сад родителям придется предъявить заполненную прививочную карту. Ребенку должны быть сделаны обязательные прививки от 4 болезней: дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

Несколько раз в год садики, как и школы, закрываются на каникулы. Есть и общегосударственный выходной день для детей, посещающих детские сады, - среда.

В группе обычно 20-30 человек. На каждую группу положен преподаватель и помощник преподавателя. Группы обычно разновозрастные, каждый год ребенок оказывается в новой группе, соответственно, меняется у него и преподаватель.

В саду дети не переодеваются и не переобуваются. Единственное требование к родителям: никаких шарфов! Видимо, воспитатели боятся, что во время беготни и игр шарф может затянуться вокруг шеи и удушить малыша. Еду и игрушки приносить с собой нельзя категорически. Разрешены лишь «дуду» - мягкая игрушка, с которой ребенок спит.

С 1,5 лет дети спят уже не в кроватях, а на низких кушетках либо на матах с натянутыми на них простынями. Причем спят, как правило, в одежде. Для детей 4-6 лет иногда просят принести из дома подушку. Но в этом возрасте в «тихий час» ребятня сама устраивается в комнате, где придется.

Сопли, кашель и повышенная температура не считаются веской причиной, чтобы провести день-другой дома. До 38,5 температура у ребенка не считается жаром (это общемедицинская практика, не только французская). Просто так посидеть дома, пока мама не убедится, что ребенок окончательно выздоровел, не получится. Во-первых, почти все мамы работают, а оплачиваемых дней по уходу за заболевшим ребенком – 3 в год. Во-вторых, на каждый день отсутствия требуют справку от врача.

Между занятиями есть перерыв на обед. На обед ребенка можно забрать домой. Чтобы малыш смог обедать в садике, в мэрии города надо получить направление в столовую. Кухонь в детских садах нет. Обеды готовятся централизованно и развозятся по учреждениям. Обед в понимании французов это салат, мясо или рыба с гарниром, сыр и десерт.

Израиль

В детские сады принимают детей от 2 до 6 лет. С 2 до 4 лет в саду дети только играют, в 4-5 – уже что-то лепят, рисуют, овладевают другими навыками рукоделия, в 5-6 лет детей готовят к обучению письму, счету и чтению. Читать, считать и писать их учат уже в школе.

С 3 лет дети в группе уже не спят, даже если садик работает и после обеда. Медсестер и врачей в садах нет. Даже при детских инфекциях карантинов не устраивают, а привести ребенка с немного повышенной температурой – обычное дело. Но если у ребенка температура повышается в саду, воспитатель сообщает родителям. Если она ниже 38,5°С, малыша можно оставить в саду, если выше – его надо забрать как можно быстрее. После выздоровления ребенка справку от врача требуют далеко не во всех садах.

Два года назад мы переехали в Берлин, и здесь дочка впервые пошла в детский сад. Старший сын «оттрубил» четыре года в российском детском саду, так что я могла посравнивать и поудивляться от души. А удивляться было чему!

Во-первых, воспитатели-мужчины! Это первое, что бросилось мне в глаза. Пока мы искали место в саду (а тут такая система, что получая бумагу от города на право посещения детского сада, место в саду ты ищешь сам), мы обошли не меньше 15 садиков. И в каждом были мужчины воспитатели! Молодые красивые модные
парни кормили малышей с ложечки и играли с детьми постарше в футбол. В нашем детском саду ровно половина мужчин-воспитателей (я не поленилась и подсчитала).


Во-вторых, завтраки. В нашем саду завтраками не кормят, и родители должны их сами приносить с собой в ланч-боксах. Сладости (маффины, шоколад, кексы) запрещены. Можно – бутеброды, фрукты-овощи-ягоды, творожки, йогурты, фруктовое пюре, сосиски, яйца. Есть детей не заставляют. Но уговаривают попробовать хотя бы одну ложку «Чтобы я видела, пожалуйста!». Если ребенок попробовал и отказывается есть – его оставляют в покое.

В-третьих, дневной сон. Дневной сон тут по желанию. Если мама предупредит воспитателей, что ее ребенок в дневном сне не нуждается, его даже не будут пытаться укладывать спать. Остальных детей укладывают на пол на матрасиках (кроватей нет) в игровой комнате – читают сказки, слушают песенки. Но если ребенок спать не хочет, лежать его не заставляют, а выпускают «на волю» в другую комнату с вторым воспитателем или даже на детскую площадку при садике, если хорошая погода.

Еще я бы добавила, что в немецком детском саду короче дистанция между воспитателями и их подопечными – дети называют воспитателей по имени и на ты, залезают на коленки и чувствуют себя с ними довольно раскованно и свободно.

После близкого знакомства с немецким садом мне стало интересно – а как в других странах? И вот что я узнала.

Швеция. Настя, мама Юакима (19 месяцев)

Оплата сада в Швеции зависит от дохода родителей. Есть максимальный потолок, в нашем регионе это примерно 140 евро в месяц. Если перевести в соотношение со средней зарплатой в российском регионе (40 000 рублей), это около 1500 рублей в месяц. Ребенка можно приводить в сад с соплями, кашлем, но не с температурой, ротавирусом или ветрянкой. Родители предоставляют садику свою рабочую схему, где учитывается рабочий день и время дороги с работы/на работу. Именно на этот промежуток ребенок может оставаться под присмотром сада. То есть ситуация, когда мама «сидит в декрете», а ребенок на полное время в саду, в Швеции недопустима! Если работает только один родитель, то ребенку дается 15 часов в неделю (три посещения сада по пять часов). В Швеции распространена удаленная работа, и она считается полноценной, тогда ребенок может быть в саду.

Почти все
шведские сады рассчитаны на небольшое количество групп, примерно четыре-шесть (что
компенсируется большим количеством садиков, расположенных в шаговой доступности
от дома), а еще они пряничные. То есть часто это одноэтажное здание,
построенное буквой П, с игровой площадкой в середине. Шведские сады внутри
уютные, без ковров и лишней мебели. В нашем саду есть столовка, «мокрая
комната», где дети плещутся, рисуют и пачкаются как могут без последствий для
стен сада, комната типа спортзала или музыкальной. В раздевалке у каждого есть
своя полочка с фотографией и именем ребенка, именами родителей, на полке
коробка для дополнительной одежды, на которой прилеплен чек-лист, написанный
примерно так: «Тут должны лежать: 2 пары штанишек, 2 пары носков, джемпер».
Также в раздевалке висит доска с магнитиками-пиктограммами: когда воспитатель
берет последнюю вещь из запасов (например, подгузники), то, вместо вербальной
коммуникации, он просто берет с доски нужный магнитик и лепит
магнит на полочку, оставляя таким образом сообщение.

Все сады и школы нашего региона имеют защищенные паролем интернет-блоги, где публикуются новости, фотографии (все как одна – мимимишные), оповещения. Все важные сообщения будут продублированы еще и по смс. Также в блоге можно найти контактную информацию и политику сада, у нас это так называемая Zero tolerance, нулевая терпимость: если персонал заметит/заподозрит следы физического или морального насилия над ребенком, без разговоров с родителями будет начато расследование, проводимое социальными службами.

А еще в шведских садах температура около 20 градусов и регулярные проветривания. Работа садовской столовой практически ничем не отличается от столовой на моей работе. Только кассы нет. На столах стоят салатницы с нарезанными помидорами, огурцами, морковкой, рукколой, подносы с горячим и гарниром. Детки примерно от двух лет сами (!) накладывают себе что хотят и сами после еды относят поднос в зону грязной посуды. Меня удивило, что детям дают и острую, и специфическую пищу. Как сказала воспитательница, не каждая семья может себе позволить такое разнообразие, а детям хорошо познакомиться с кухнями стран мира. Сладкое типа джема к каше дают только тем детям, чьи родители разрешили это делать, обычно старшей группе. Приносить в садик сладости на день рождения тут не принято. В нашем саду только два воспитателя-мужчины, мне бы хотелось большего количества, так как это полезно и деткам в том числе, избавляет от ложных установок типа «воспитатель – женское занятие».

Вообще мне понятно теперь, почему шведы такие воспитанные: при полной расслабленности и демократии во взрослой жизни, в садике и у них муштра, куча правил типа мытья рук после прогулки (даже если в перчатках), ритуалов, бесконечных «спасибо-пожалуйста», масса запретов, все связаны с безопасностью. Никто не повышает голоса, воспитатели детей постоянно сажают к себе на колени, вернее, детки сами приходят и садятся, детей постоянно обнимают и целуют.

Англия. Юлия, мама Платона (6 лет)


Мой сын недолгое время посещал лесной садик. Этот сад начинает свою работу весной, когда уже достаточно тепло, чтобы проводить в лесу большую часть дня. В Лондоне есть парк – самый большой в Европе. Он практически как лес. Вот в этом парке и находился лесной садик. В нашей группе было около десяти детей и два воспитателя. Утром дети уходили в лес, каждый раз – на новое место. Разбивали небольшой лагерь – подвешивали гамаки, качели. И читали книжки, искали разных жучков-паучков, играли в игры, ели. Это все происходило в любую погоду. Я присутствовала на адаптации в этом саду с сыном, и нам было тяжеловато. Погода в Лондоне далеко не каждый день хорошая. Солнечных дней было мало и было довольно прохладно. Даже если шел дождь, дети все равно тусили на улице – в дождевиках и резиновых сапогах. Я все время там мерзла. Но британские дети очень закалены и зимой-то ходят в босоножках на босу ногу. Так что для них погода не была проблемой. А для нас с сыном – да.

Главная идея этого сада была в том, что дети весь день проводят на
свежем воздухе, изучают природу, животных, насекомых, растения.

С этим садиком у нас не сложилось, ребенок меня не отпускал и оказался
не готовым к коллективу. Там были дети, которые плакали, когда родители
уходили. Но их воспитатели успокаивали, отвлекали. Отвлекали, надо сказать,
очень здорово. Все воспитатели обладали очень хорошей психологической
устойчивостью и умели разными способами детей отвлечь, переключить, объяснить
им, что они чувствуют. Вот этому можно было прямо поучиться у педагогов. Такой
темы как «пусть проплачется» тут точно нет.

В принципе, мне очень нравится в британских садах то, что преподаватели очень хорошо обучены этому бережному обращению с детьми. В общении с детьми у педагогов нет этих строгих педагогических ноток, нет манипуляций и запугиваний. Все решается мирно, практически бесконфликтно. Детей учат выражать свои чувства, эмоции. Очень здорово то, что было много чтения вслух. Детям читали сказки, и это было практически театральное представление. Еще мне понравилось, что был определенный ритм дня, режим. Дети знали, что за чем пойдет. Была последовательность и предсказуемость, были свои ритуалы. Было много игр – и двигательных, и словесных. Дети решали разные квесты. Собирали разных жучков, рассматривали их, считали лапки. Воспитатели рассказывали доступную информацию о найденных насекомых. Дневного сна там не было. И это была для нас большая проблема. В принципе, в английских детских садах дневной сон не предусмотрен. Только в каких-то крутых частных садиках и для самых маленьких детей. В нашем лесном садике даже не было места, где ребенок мог бы прикорнуть .

В английских садах дается много самостоятельности детям, что мне
не очень нравится. Потому что иногда ребенок сам решает не лучшим образом.
Свободная самостоятельная игра это замечательно. Но когда ребенок сам решает –
снять ему куртку или сапоги или не снять, это уже не очень хорошо, на мой
взгляд. В лесу дети все время были раздеты, я на это смотрела с замиранием
сердца.

Про еду – детям родители дают с собой ланчи в коробочках. В садике дают какие-то закуски – крекеры, соки, но большую часть родители дают с собой. Вообще, в разных садах питание устроено по-разному. Есть садики с питанием, но их очень мало. А в частных садах родители организовывают кейтеринг, сами его оплачивают, и всех детей кормят организованно. Но можно и не оплачивать кейтеринг и давать своему ребенку отдельно еду с собой на день. Есть сады с бесплатным питанием, но они супер популярны, и туда очень сложно попасть».

Китай. Юлия, мама Миши (8 лет)


Мы прожили на юге Китая в Гуанчжоу почти пять лет. За плечами – три детских сада и одна начальная школа. В китайский детский сад принимают детей от трех до шести лет.

Мой сын пошел в детский сад в три года и первые полгода у ребенка было полное отторжение. Мише не нравилось все: язык, еда, обычаи. Воспитатели старались помочь, удаляли ему больше внимания, готовили отдельную еду для нас. Спустя год ребенок заговорил на китайском, начал есть рис и воспринимать китайские обычаи.

В китайском детском саду все детки носят специальную форму, она есть на все сезоны. Смотрится это очень красиво. Каждое утро дети делаю зарядку под музыку на улице. Каждый понедельник дети поднимают флаг. Это очень трогательное и патриотичное зрелище. Потом расходятся по классам, и занимаются: изучением английского и китайского языка, рисуют, играют, смотрят образовательные мультики, занимаются рукоделием. Все необходимое для занятий есть в каждой группе: магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, сканер и так далее. Так же в каждом садике есть отдельный преподаватель физкультуры и учитель английского языка.


Дневной сон есть, но дети спят не на кроватях, а в специальной комнате с подиумом на матрасах. Потом их все вместе убирают, и играют там. Каждый день родителям присылают видеоотчет, чем был занят ребенок. В конце года отдают все детское творчество, и фотографии ребенка.

К разным праздникам каждая группа готовит свой номер для большого концерта. Родители тоже выступают на праздниках со своими детьми, например, играют на музыкальных инструментах.

Давно мы не рассказывали вам о жизни в разных странах. Сегодня речь пойдет о детских садах и школах заграницей. Мы поделимся с вами различной информацией из нашего личного опыта.

У нашего малыша появился опыт жизни заграницей уже, когда ему исполнилось 1,5 года. До этого он уже успел познакомиться с системой детского сада в российском частном садике. За три года мы уже успели сменить 5 детских садов в трех странах.

Нас часто спрашивают о том, на каком языке будет разговаривать ребенок, если с раннего возраста менять языковую среду. Пожалуй, давайте поговорим об этом в следующей статье. Чтобы ее не пропустить подписывайтесь на рассылку, и мы отправим вам свежую статью, на указанный вами имейл.

Из советского прошлого мы знаем два основных типа детских заведений – это детский садик, в который ребенок ходит от года до пяти шести лет, и школа с шести лет и до совершеннолетия. Далее идут специальные школы с определенным уклоном (математика, музыка и т.д.), кружки, секции и прочие места дополнительного образования.

В зарубежных странах все устроено немного иначе, и в корне отличается от российской системы.

Эта информация будет весьма вам полезной, если вы планируете поездку заграницу с ребенком, при этом не имеет значения на постоянное место жительства или на непродолжительное время.

Детские сады заграницей делятся по возрастной группе:

  • Младенцы и Дети до 2 лет. Как правило, эти группы называются «Infants» и Pre-Nursery.
  • Дошкольники от трех до шести лет – «Nursery» . В этих группах уже проходят уроки и различное обучение. В некоторых странах дети идут в обычную школу в начальные классы с 3-5 лет, а не как в России с 6-7 лет.
  • Школьники или «Schoolers» , дети от шести лет и старше.
  • «Day Care» или «Продленка» по-русски – это название больше всего подходит. Кто не знает что такое продленка, то это группа продленного дня. Так как в большинстве детских садов время работы с 9 до 12-30.

Особенности детских садов заграницей:

  1. Работают детские сады с 9 до 12-30 или 13-00. Далее начинается «продленка» или «DayCare». Для лучшего понимания – это отдельный вид услуг, который оплачивается отдельно.
  2. «Day Care» – продленка до 17-00 или 18-00 в зависимости от садика, но так как садик на английском языке «kindergarten», то чаще всего используется слово школа (school).
  3. Питание в детском саду может также отсутствовать. Поэтому необходимо готовить ребенку каждое утро «lunchbox» – контейнер с едой, если ребенок остается на Day Care, то помимо завтрака вам придется готовить еще и обед.
  4. Сон в дневное время не во всех садах обязательный, то есть если ребенок сам на ходу не уснул, то его никто в добровольно-принудительном порядке заставлять не будет. Это нарушает обычный распорядок дня, что может привести к различным последствиям, с которыми придется столкнуться.
  5. Гигиена в большинстве детских садов страдает, собственно как и во многих садах России. При этом не имеет значения: частный садик или государственный, и совсем не зависит от места расположения, то есть престижная часть города или нет. Отношение к гигиене зависти от страны, в которой вы планируете жить. На дворе 2015 год, а в некоторых странах проводят лекции о важности мытья рук перед едой и после еды. Так, что порой удивляться не приходиться, а только благодарить Всевышнего за то, что мы родились в замечательной стране.
  6. Транспорт. Не все школы представляют такой сервис, но в большинстве случаев он есть. Эта услуга, как правило, оплачивается отдельно.
  7. Каникулы. В некоторых странах даже в детских садах и дошкольных учреждениях есть каникулы. Это период от двух недель до месяца. В период каникул очень популярны и распространены так называемые «Summer Camps» – летние лагеря. Особенность в том, что на этот период разрабатывается интересная программа, которая отличается от повседневной школьной программы. Возможны различные поездки на экскурсии, в парки и т.д. В большинстве случаев, это вне школьной программы и тоже оплачиваются отдельно.

На самом деле существуют в огромном количестве тонкости и нюансы, о которых в рамках одной статьи рассказать не возможно. Поэтому, если вам интересно и у вас есть вопросы, то пишите в комментариях.

Хотелось бы также уделить внимание расходам, но поскольку у нас мало опыта использования российского государственного детского сада, провести сравнительный анализ не возможно. Мы надеемся, что эта информация хоть как-то позволит вам спланировать свой бюджет перед поездкой.

При оформлении ребенка в детский сад за границей могут быть следующие платежи?

  1. Вступительный взнос. Одноразовый – обязательный платеж.
  2. Канцелярские расходы. Оплата книг, формы, материалов для поделок и т.д. Единоразовый платеж.
  3. Питание. Может быть включено в п.1., но по опыту, это отдельная статья расходов. Иногда оно может быть разделено на оплату завтрака, обеда и полдника. Оплачивается ежемесячно.
  4. Транспортные услуги – «School bus». Оплачивается ежемесячно.
  5. Образовательная программа. Это комплекс мероприятий, который проводится с ребенком с 9 утра до 12 часов. Оплачивается ежемесячно.
  6. «Day Care» или продленка. Оплачивается ежемесячно.
  7. Дополнительные занятия в вечернее время. Кружки и секции, которые проводятся в тех же помещениях, начинаются уже после 17 вечера. В них входят различные танцы, музыка, рисование и т.д. Соответственно оплачиваются отдельно.
  8. Выпускной вечер. Мероприятие в конце каждого года, проводится в торжественной обстановке. Дети готовят программу для родителей. Все сказочно и весело. Оплачивается отдельно. Может включать в себя выпускной альбом, различные фото и видео, форму для выпускного и т.д.

Не маленький список получился, но все зависит от типа школы, ваших личных требований и за что вы хотите платить. Вы можете спокойно использовать только «DayCare» и отказаться от других услуг в школе. Исходя из нашего опыта, вступительный взнос платить обязательно.

И в заключении, так как в большинстве стран, включая Россию получить лицензию на открытие школы весьма сложно, то детские сады и школы могут называться по-разному, например «playgroup» – игровая группа, «play-school» – детский сад или «daycare center». Имейте это ввиду при поиске детского сада заграницей для своего малыша.