Греческие свадебные традиции и обычаи. Свадьба в древней Греции

Первым из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сват или сваха, причем чаще сваха, выбираемые из числа родственников или друзей, засылаются обычно родителями жениха к родителям невесты, но изредка - наоборот. При их посредничестве заключается предварительное соглашение.

Главный вопрос при этом - о характере приданого: будет ли оно состоять только из одежды, утвари и других предметов обихода или будет включать более серьезные вещи (деньги, недвижимую собственность и т.д.). Характер и размеры приданого играют не только экономическую роль, но и влияют на общественный престиж брачующихся семей. Современные социальные процессы провоцируют протест против обязательного приданого, накладывающего слишком тяжелые обязательства на семью невесты (достоверные данные имеются по греческим общинам Кипра). В городских условиях основным элементом приданого (не считая денег или ценных бумаг) становится дом, в селе - земельный участок с растущими на нем оливковыми деревьями и в иноградни-ками, но, как уже говорилось выше, нередко также и дом. Очевидно, что в этих случаях именно приданое является основой благосостояния молодой семьи и оказывает существенное влияние на выбор невесты. Имеются сведения и о том, что среди малоимущих слоев населения с целью избежать выплаты приданого и расходов на свадьбу (а также при совершении брака вопреки родительской воле) практиковалось, как и у многих других народов, фиктивное похищение невесты с ее согласия. Как правило, браки уводом завершались примирением с родителями, но иногда примирение так и не наступало.

Часть приданого, которая представляла собой движимое и недвижимое имущество семьи невесты, передаваемое в распоряжение жениха, и изготовленные ею самой предметы домашнего обихода (одежда и пр.), а также обязательные подарки, вручаемые ею гостям, имела, конечно, меньший экономический вес, но связанные с ней психологические аспекты были весьма важны. Еще до наступления брачного возраста девушка (под надзором и при содействии старших женщин семьи) постоянно была занята подготовкой приданого и тем самым мысленно готовилась к предстоящему супружеству. Она должна была его изготовить самостоятельно (покупной являлась только материя), причем как можно более высокого качества, ведь по качеству приданого окружающие судили о трудолюбии невесты. Девушка должна была изготовить себе столько приданого, чтобы ей хватило его на всю жизнь.

Сватовство в Греции сопровождается сложной церемонией. Так, в Северной Греции по заключении сделки сваха получает от родителей невесты кольцо и богато вышитый платок и относит их в дом жениха, где обменивает на кольцо, пришитое красной шелковой нитью к черному шелковому платку, и золотую монету, а также цветы и сласти для невесты и подарки для остальных членов ее семьи. Эти взаимные подарки называются «знаки», а обмен ими рассматривается как слово, которое ни при каких обстоятельствах не может быть нарушено. С этого времени молодые становятся «связанными» если не формально, то фактически. При сватовстве же назначается срок свадьбы, которая может состояться и через два месяца, и через два-три года.

Помолвка, или обручение, может совершаться за несколько месяцев или за год до свадьбы. Ее главная цель - подписание брачного контракта родителями жениха и невесты. Участие в церемонии священника означает, что будущий брак санкционируется церковью, которая становится в то же время его гарантом. Основная часть праздника проходит в доме невесты (подписание контракта, обмен сторон свадебными кольцами, т.е. собственно обручение), но завершаться он может в доме жениха. В течение всего цикла свадебных обрядов, открываемого обручением, происходят постоянные перемещения групп участников обряда (со строго фиксированным составом) между домами жениха, невесты и шафера, а также обмен подарками в разных направлениях. Сами торжества, связанные с обручением, могут не ограничиваться одним днем, продолжаясь на следующий день или через некоторое время (например, через месяц) в виде обмена визитами и дарами. С момента обручения жених получает право иногда посещать и видеть свою невесту, но не может оставаться с ней наедине. Во время крупных праздников (Рождество, Пасха, Масленица) он шлет ей разные мелкие подарки. Вообще на их общение накладываются разнообразные запреты. Если же кто-то из них нарушит запрет, помолвка считается расторгнутой (несмотря на общую презумпцию нерасторжимости помолвки).

Примерный порядок проведения помолвки следующий. В дом невесты приходят родители жениха и его друзья, исполняющие роль свидетелей, под предводительством священника. Хозяева и гости обмениваются пожеланиями. Затем все садятся, а сват, встав через некоторое время, торжественно объявляет о цели прихода. Тогда священник и родители обеих сторон подходят к иконостасу, и в присутствии «свидетелей» священник расспрашивает родителей об условиях брачного договора. За этим следует собственно религиозная часть церемонии, открывающаяся приличествующими случаю молитвами. Священник берет кольца и протягивает кольцо невесты родителям жениха и наоборот - « меняет кольца ». Входит невеста и целует всем по очереди руки, получая в ответ одну-две золотые монеты, - важная процедура, называемая «целование рук». Далее невеста подносит гостям сладости, кофе, вино, ракию, иными словами, угощение. Будущим свекрови и свекру, а также свату она дарит по паре шерстяных носков. Затем все переходят в дом жениха, который встречает их на пороге и, в свою очередь, целует им руки. В доме жениха им также подают угощение. Между тем к невесте приходят подружки, поздравляют ее, танцуют и поют особые, предназначенные для помолвки песни. Традиционно свадебный сезон у греческих крестьян приходится на конец октября (день св. Дмитрия, т.е. 26 октября по ст. ст.). В это время наступает перерыв во всех полевых работах, наличие досуга дополняется изобилием молодого вина. Напротив, самым неподходящим временем, как и у других народов, пользовавшихся юлианским календарем, считается май. Не подходит для женитьбы високосный год, нельзя также жениться при ущербной луне. Из дней недели самым неблагоприятным считается среда. Плох также и четверг, в который вообще не рекомендуется делать какие-либо серьезные дела. Наконец, понедельник (т.е. второй день недели) не годится, так как, согласно этимологической игре слов, женившемуся во второй день придется это проделать вторично. Благоприятный день для свадьбы - воскресенье, но вся процедура может занимать до пятнадцати дней, включая неделю до и неделю после свадьбы.

Важнейшую роль в свадебной церемонии играют кум, выступающий в роли шафера, и кума. Семьи часто связаны отношениями кумовства на протяжении нескольких поколений, поэтому лицо, играющее роль шафера на свадьбе, может быть как крестным отцом самого жениха, так и будущим крестным отцом его детей. В последнем случае он, возможно, выступит в роли шафера также на свадьбе своего крестного сына и т.д. Кумовья не только руководят многими действиями в период подготовки к свадьбе и ее проведения, но и сами в этой связи несут значительные расходы.

Собственно свадьба (т.е. веселье) начинается в воскресенье, за неделю до венчания. В этот день жених посылает невесте какой-либо подарок или приходит сам, тем или иным способом объявляя, что свадьба состоится через неделю. В Северной Греции жених обычно сначала посылает невесте некоторое количество хны, а затем приходит сам, целует руки будущим тестю и теще, после чего они переходят к деловым вопросам. Если согласно предварительному договору семья невесты обещала ему только деньги, он их именно в этот момент и получает, а на недвижимую собственность ему дают письменную гарантию. Вечером жених веселится в своем доме с друзьями, а невеста зовет к себе с той же целью подружек, которые будут помогать ей в течение всей предстоящей недели.

В понедельник начинаются приготовления к свадьбе. На севере Греции невеста с помощью подружек красит волосы хной, полученной накануне от жениха, во время чего поется особая песня. Эта крайне грустная песня называется между тем «песней веселья» (т.е. свадьбы); такое противоречие является обычным для свадебной обрядности.

Вторник - день в ритуальном отношении неблагоприятный - обычно проводится в праздности. В среду на севере Греции принято «укладывать приданое», в чем участвуют замужние женщины из семей друзей и родственников. Большая часть приданого укладывается в нарядно расписанные сундуки, а предметы, предназначенные для подарков, выставляются напоказ. Основные приготовления приходятся на четверг и пятницу: изготовление праздничных хлебов, заготовка дров, передача приданого, приглашение гостей и пр. Состав действий в разных районах Греции сильно варьируется. Общие черты прослеживаются только в символическом использовании одинаковых категорий лиц и предметов, наделенных, как предполагается, особой магической силой. Отдельные поручения выполняют, к примеру, девушки или дети, причем особо ответственные из них выполняют девушка или ребенок, оба родителя которых живы; другие задания, напротив, поручаются замужним женщинам или старухам. В разных комбинациях используются монеты, мука, сласти, различные виды растений и плодов (орехи, миндаль, мирт, лимоны и пр.): их кладут в тесто, осыпают ими различных участников церемонии и т.д. В эти же дни жених и невеста отдельно или вместе устраивают вечеринки для своих друзей и подруг. В Северной Греции самый наполненный заботами день предсвадебной недели - четверг, причем кое-где только в этот день и начинаются серьезные приготовления. В таких местах вторично красят волосы невесты хной. Вечером в домах жениха и невесты собираются родственницы и пекут праздничные хлебы. Семь свадебных лепешек готовят следующим образом. Муку просеивают три девушки. Тесто замешивает девушка, оба родителя которой живы, вместе с тремя женщинами, состоящими в первом браке. При этом воду в квашню подливают дети. В других местах, однако, приготовление таких хлебов поручается родной (или, если таковой нет, двоюродной) сестре жениха. Упомянутые выше замужние женщины кладут в тесто монеты. После свадьбы на эти монеты девушки покупают булочки и мед и едят их с большой торжественностью. В тесто могут класть также крючок и петлю, символизирующие мужское и женское начала, кольцо или медную монету. Все операции по приготовлению теста сопровождаются обрядовыми песнями. Когда тесто поднимется, дружка невесты, участвующая в церемонии, посыпает его сезамом и украшает миндалем. Эта лепешка будет использоваться для причастия во время церковной церемонии. Остальные шесть, изготовленные другими участницами обряда, будут распределяться среди родственников после службы. В некоторых районах изготовляют два больших круглых калача, которые невеста в день свадьбы несет на руках по пути к дому жениха. Она ломает их на полдороги и бросает куски в толпу; эти куски тщательно собираются и хранятся, так как считается, что они оказывают магическую помощь роженицам.

Пока эти хлебы готовятся, жених тайно посылает в дом невесты мальчика с небольшим количеством муки. Подружки заманивают невесту в угол и посыпают ее этой мукой. То же делают с каждым из родственников жениха, приходящих в дом невесты, и наоборот.

Вечером одна из подружек невесты надевает мужской головной убор, изображая таким образом жениха, и красит волосы невесты хной, в то время как прочие девушки поют, стоя вокруг них.

В это же время жених в сопровождении друзей приходит к шаферу, встает перед ним на колени и, целуя ему руку, приглашает в свой дом. В тот же вечер он посылает невесте пирог, который она ломает в знак окончательного признания власти мужа. День завершается большим пиром в доме жениха. В других районах перечисленные ритуальные действия совершаются в пятницу, а в четверг принято посещать баню. Дружка невесты созывает ее подружек, которые устраивают у нее танцы под музыку, а затем сопровождают ее в общественную баню, где все вместе моются, причем расходы оплачиваются женихом. Затем они возвращаются в дом невесты и снова танцуют. Если вечером не ожидается пирушки, они уходят рано. Обычно же позднее к ним присоединяется партия жениха, также побывавшая в бане, и танцы могут продолжаться до утра.

Пятница обычно начинается с того, что группа юношей идет в лес за дровами для предстоящего праздника. Их возвращение превращается в торжественную церемонию. Во главе процессии следует лошадь, на седле которой укреплен длинный шест с развевающимся флагом. К концу шеста привязан красный платок, а на него надето яблоко или апельсин. На краю села процессию встречают игроки на барабанах и свирелях, и с этой музыкой, а также с соответствующей песней она движется к дому жениха.

После полудня происходит передача приданого. Священник в сопровождении знатных лиц деревни приходит к невесте и составляет перечень приданого («брачный договор»). На нем ставят свои подписи или значки невеста и ее родители, а затем приданое складывают на видном месте, чтобы соседи могли его видеть и завидовать. Часа за два до захода солнца зовут родственниц, чтобы они «перевернули» приданое, т.е. снова разложили его в порядке по сундукам. При этом в приданое бросают леденцы с пожеланиями, чтобы оно стало «сладким, как сахар». Этот ритуал также сопровождается особой песней. Наконец, одну из старух назначают охранять приданое до следующего дня, когда шафер сообщит ей, что можно позволить отправлять приданое в дом жениха.

Вечером, после захода солнца, обе стороны делают приглашения своим друзьям. При этом используются разнообразные предметы, например свечи, калачи или кусочки белой ткани, завязанные узелком, которые торжественно несут приглашаемым. Знаком приглашения со стороны невесты были бонбоньерки - коробочки с мелкими монетами, которые затем сохраняются ее подружками на память. Эта часть обряда оказалась настолько устойчивой, что даже после Второй мировой войны невесты из среды греческих эмигрантов в Ташкенте получали от своих бабушек к свадьбе, кроме свадебного платья, по 50-100 бонбоньерок. Другая разновидность приглашения выглядит так: два мальчика, один из которых несет светильник, а другой - флягу с вином, украшенные цветочными венками и с завернутыми в бумагу гвоздиками, вручают один из цветков будущему гостю и говорят: «Возьмите эту гвоздику, она от такого-то. Он зовет вас на веселье (т.е. на свадьбу)». Приглашенный отпивает из фляги, принимает гвоздику и желает долгих лет жизни вступающим в брак.

Суббота накануне венчания - начало центральной части свадебного цикла, занимающей три дня. В этот день вечером уже начинается свадебный пир с обильной едой и питьем. Но основное событие этого дня - перевозка приданого в дом жениха. Едва ли не повсеместно в Греции в этот день совершается обряд бритья жениха и мытья невесты в бане. Жених должен также принять участие в заклании скота для праздничного стола. При заклании им первого животного старики наблюдают, как и куда брызнет кровь, и по этой и другим приметам делают выводы о судьбе будущего брака. Вечерние пирушки устраиваются обычно порознь в домах жениха и невесты. Следует иметь в виду, что в этот день, как и в последующие, гости вносят свой вклад в обеспечение праздника едой, питьем и необходимой утварью, так как семьи жениха и невесты не в состоянии выдержать все необходимые расходы. Есть данные о том, что иногда и организационную часть брали на себя специально выбранные из числа гостей лица, чьих распоряжений не мог ослушаться даже отец жениха.

На севере Греции суббота накануне свадьбы протекает приблизительно следующим образом. Друзья жениха верхом на лошадях едут к его дому, там спешиваются, пьют с гостями и танцуют. Двое из их числа демонстративно скачут по деревне на конях, которым суждено везти приданое. Затем они возвращаются к дому жениха, и кавалькада в полном составе движется к дому невесты, везя подарки жениха ее родителям и родственникам. Раздав подарки, выпив и станцевав, они нагружают лошадей приданым, причем на каждую лошадь сажают маленького мальчика. Свадебную подушку выносит другой мальчик, который, пока процессия еще не тронулась с места, подбегает к жениху, передает ему подушку и получает за это награду. По прибытии приданого к дому жениха его складывают во дворе, а мать жениха из окна кидает на него леденцы. Участникам обряда дают подкрепиться, затем они поют и танцуют вокруг груды приданого. Вслед за этим призывают цирюльника, он торжественно бреет жениха, окруженного друзьями. Поется специальная песня. В течение дня жених посылает невесте цветы, золотые нити, вуаль, подбитый мехом жакет и головной убор для свадебного обряда - одним словом, полный свадебный костюм. Эти подарки называются залог. Вечером жених посылает невесте ужин, состоящий из трех-четыре"х блюд, и лепешку. Невеста между тем закрыта в комнате со своими подружками, которые, слыша, что ужин прибыл, кричат изнутри, что не пустят пришедших, если те не откупятся пятью пиастрами и лепешкой. Лепешку несет одна из ближайших родственниц жениха, она же откупается от подружек невесты, и ее пускают в комнату. Невеста получает лепешку, стоя в углу, и ломает ее пополам о свое колено. В это время мужчины - участники церемонии - проходят в комнату, подкрепляются, а сопровождающие их юноши пускаются в танец во дворе. К танцу присоединяется невеста в ярком шелковом головном платке в сопровождении брата или ближайшего родственника-мужчины. После трех туров медленного танца сиртос она уходит, и гости также удаляются. На обратном пути их встречает жених, и они все вместе с оркестром во главе заходят к шаферу и отводят его в дом жениха, где начинается пир. Танцы продолжаются до зари, когда молодежь провожает шафера до дому, а затем бродит по улицам, распевая серенады. Аналогичный «семейный праздник» имеет место в доме невесты. В обоих случаях приглашают на них особые лица, угощающие приглашаемого лепешкой и вином или ракией. Хозяин и собравшиеся гости обмениваются короткими приветственными песнями (гости поют хором). Далее исполняются застольные песни. Гости приносят свои взносы: заколотых ягнят, кухонную утварь, светильники и пр. В некоторых местах эти взносы называются «задаст» - подарки. Вручение каждого предмета сопровождается пожеланиями, подписанными гостем, такого, например, рода: «Пусть живут, пусть старятся (т.е. живут до старости), пусть Бог дарует им богатство Авраама, Исаака и Иакова». Взносы сдаются особому лицу, называемому келарем.

Наконец наступает день венчания. Невеста встает рано утром и в последний раз участвует в уборке дома. Затем она занимается своим туалетом. Сестры и подружки расчесывают и заплетают ей волосы. Родственники осыпают ее серебряными монетами, которые девушки подбирают и хранят на счастье. Затем она одевается в свадебное платье, присланное женихом накануне. Голову невесты украшают золотыми нитями, свисающими до колен, а лицо закрывают длинной розовой вуалью. Один из братьев завязывает ей на три узла пояс вокруг талии. Одевшись, невеста целует руки всем присутствующим и, опустив глаза долу, проходит через комнату в угол, который будет ее местом во время предстоящей церемонии. Этот угол, называемый «углом невесты », украшается изящным ковром и зелеными растениями по сезону (преимущественно плющом), долженствующими символизировать юность и свежесть. Подружки возлагают на голову невесте венок из искусственных цветов, распевая песню, в тексте которой содержатся очевидные намеки на ее поведение в течение последующего обряда: она должна быть неподвижной и молчаливой. Невеста в ответ одаривает подружек креповыми платками в знак того, что и они сами вскоре вступят в брак.

Жених посылает подарки родителям, сестрам и братьям невесты; у нее тоже наготове полная корзина подарков членам его семьи. Этими взаимными подарками могут быть юбки, пояса, передники, туфли, кружевные воротнички и т.п.

Одевание и бритье жениха также составляет торжественную церемонию, в которой е"му помогают друзья, называемые на севере Греции славянским словом «побратим». Они иногда остаются ночевать в его доме с предыдущего вечера. Одевшись, жених должен встать на нижний жернов ручной мельницы, на которой крестьяне мелют овес (в других районах для той же цели может употребляться, скажем, большой медный поднос). Этот обряд вызывает в памяти то, что при короновании византийского императора последний стоял на щите. Жених целует руки своим родителям, и они его благословляют.

Когда жених готов к церемонии, составляется процессия, в которой, кроме него, участвуют священник и собравшиеся гости. Мужчины могут ехать на лошадях, женщины чаще идут пешком. Перед отправлением к дому невесты посылают двух парней с флягами вина с предупреждением. За это сообщение парни получают подарки. После их возвращения с известием, что невеста готова, процессия пускается в путь. По пути заходят к шаферу, символически бреют его, женщины поют при этом особые песни. Шафер присоединяется к процессии вместе с дружкой невесты (его женой, матерью или сестрой). В руках он несет украшенную цветами флягу с вином и лепешку, а дружка невесты - покрытую шелковым платком корзинку, в которой находятся венки, отрез материи на платье и леденцы.

Шествие приближается к дому невесты. На Крите в этот момент обе стороны стреляют из ружей в знак радости (на Крите ружье - необходимая принадлежность каждого дома). На севере Греции жених должен перебросить яблоко или гранат через крышу дома невесты. Характерное для свадебного ритуала многих народов столкновение между партией жениха и невесты приобретает в Греции самые разнообразные формы. Это может быть притворная стычка между друзьями жениха и родными невесты. Обычно подружки невесты захлопывают дверь перед носом жениха и не открывают ее, пока он или шафер не откупятся подарками, либо в знак выкупа заставляют петь и плясать его друзей. На Крите женщины из партии жениха поют перед запертыми дверями с просьбой их открыть, а им отвечают изнутри краткими шутливыми песенками. В других случаях дорогу перегораживают веревками, требуют в качестве выкупа курицу (обычный символ плодовитости).

Наконец жениха пускают в дом. Вместе с ним заходят шафер и другие представители его партии. Родители невесты ожидают сидя. Жених целует руки им и другим родственникам невесты - по старшинству, после чего следует веселое застолье. В других местах жених прежде всего подходит к невесте, принимает стакан вина из рук ее сестры, которая вслед за тем повязывает ему шею красивым платком и трижды ударяет по лицу. В то же самое время невеста набрасывает аналогичный платок на шею шаферу и завязывает его на три узла. Речь идет о защите от «завязывания», вследствие которого мужчина не может выполнять свои супружеские обязанности. Обратный магический процесс - «развязывание* - включает в себя множество иногда довольно сложных ритуалов. В данном случае защитой служит завязывание узлов, так сказать, легкой рукой. В другом варианте обряда близкие действия наполнялись, однако, иным смыслом: подружки невесты дарят жениху шарф и пытаются ударить его ладонью по щеке или осыпать пудрой, но побратимы его защищают, так как исполнение намерений девушек считается плохим предзнаменог ванием для жениха; завязывается веселая потасовка. В этой же версии обряда жених не должен садиться за стол вместе со всеми, ему подавали отдельно яичницу. Объяснение этого отмирающего в XX в. запрета состоит в том, что его нарушение якобы грозит смертью теще. По некоторым данным, существовал обычай, согласно которому священник надевал жениху и невесте кольца не в церкви, как обычно, а еще в доме невесты.

Повсеместно важным моментом церемонии был выход невесты из дома, причем она должна была всячески изображать, что она противится уходу из отчего дома, что ее уводят силой. На этом этапе имеет место обычай примерки туфель. Туфли (обязательно белые) в отличие от остального костюма, присланного женихом накануне, приносит в день свадьбы один из побратимов, который и должен обуть их ей на ноги. Подружки пытаются туфли похитить, невеста притворяется, что они ей не подходят, побратим откупается деньгами.

Наконец он выводит невесту, причем они оба держатся за концы одного платка. Невеста прощается с родными, ее сажают на лошадь, перед отправлением дают стакан вина, она делает из него три глотка и бросает стакан через плечо назад. В других случаях невеста, выйдя из своего угла, крестится; затем, дойдя до порога, трижды кланяется до земли и совсем уже на выходе из дома опрокидывает правой ногой стакан вина.

Выход невесты всегда имеет торжественный и грустный характер. Невеста целует домашним руки; выступает медленно и с потупленными глазами - чинится. Часто невеста и ее близкие плачут, звучит печальная музыка. Иногда родные при прощании дарят ей подарки, которые собирает брат или сестра. Родная или двоюродная сестра выводит ее из дому, держа за подмышки. Впрочем, согласно другим версиям, эту роль могут играть не только ее подружки или братья, но также шафер-кум и кума, т.е. люди из партии жениха. При проводах родные невесты танцуют, но партия жениха танцевать в этом доме не может. Всю процессию осыпают смесью риса, зерен, мелких конфет и денег; дети все это подбирают.

Движение процессии в церковь осуществляется в определенном порядке: либо впереди ведут невесту, а партия жениха идет сзади, либо партия жениха с оркестром оказывается впереди, а партия невесты - сзади. Существенным здесь оказывается, таким образом, не само место партий в процессии, а их взаимная симметрия относительно центра. Стараются выбирать при этом не ту дорогу, которой партия жениха шла в дом невесты. Шествие сопровождается выстрелами из ружей зрителей, музыкой и пением. Подружки невесты чаще всего поют песню о верной жене (сюжет напоминает «Возвращение Одиссея»). В некоторых местах один из участников шествия несет барашка на большом вертеле. Во главе процессии может идти также юноша в юбке и с шестом, на конец которого надето яблоко и привязан белый платок - байрак (знамя), символизирующий чистоту невесты. В других вариантах обряда тот же участник процессии зовется знаменосцем. Хотя некоторые жители Северной Греции считают этот обычай славянским, он широко распространен по всей стране. Роль байрака может выполнять национальный греческий флаг; кроме яблок, на его вершине могут быть укреплены цветы и калачи. В последнем случае калачи ломают и куски их раздают присутствующим при возвращении в дом жениха. По некоторым сведениям байрак делали лишь в тех случаях, когда невеста жила в другой деревне. Жених и невеста, как частично видно из предыдущего действа, могут двигаться в церковь как пешком, так и верхом на лошадях. Если едут верхом, что чаще всего случается тогда, когда расстояние до церкви велико, кавалькада трижды объезжает церковь. На третий раз невеста останавливается перед церковными дверями, берет на руки мальчика, целует его три раза и дает ему яблоко, в которое воткнуты мелкие монеты. Свекор или другой старший родственник жениха снимают ее с лошади. Если идут пешком, на подходе к церкви поется песня, в которой невесту сравнивают с попавшей в сети куропаткой. Невеста перед входом в церковь останавливается и трижды кланяется. Внутрь ее вводит свекор или другой старший родственник жениха.

Священник встречает у порога, ведет ее к аналою. На аналое находятся свадебная лепешка и чаша с вином, которыми священник причащает жениха и невесту. По некоторым данным, невеста бросает стакан с вином, поданный священником, за спину. При чтении текста «Да покорится жена мужу» жених и невеста пытаются наступить друг другу на ногу, так как считается, что тот, кому это удастся, будет верховодить в семейной жизни.

Главный момент церковной церемонии - это, конечно, венчание. Венки для этой цели либо плетутся подружками невесты из виноградных, смородинных и хлопковых побегов, либо делаются из искусственных цветов, но могут быть изготовлены также из серебра и являться составляющей частью церковного имущества, предоставляемого священником только на время венчания вместе с богато украшенным венчальным поясом и другим убранством невесты. Шафер-кум либо кума «меняют венки» жениха и невесты, а затем набрасывают кусок ткани, находящийся в корзине вместе с венками, на плечо невесте либо окутывают этой тканью обоих новобрачных. При обходе аналоя на них бросают рис, смешанный с конфетами и мелкими монетами. На севере Греции сразу после венчания новобрачная прикалывает на верхнюю одежду присутствующих букетики желтых горных цветов - цветки-бусины. Родители и все гости поочередно обнимают молодых, целуют в лоб и желают прочного счастья. В некоторых местах высказывают тройное пожелание «Живите, седейте, старейте (т.е. живите до старости и седины)», сопровождая каждую его часть прыжком. На сцене появляются медные кувшин и таз, составляющие часть приданого невесты. Молодой берет таз, молодая - кувшин, и они помогают кумбару и кумбаре вымыть руки, за что те вознаграждают их бросаемыми в таз деньгами. Молодой муж берет новобрачную под руку, и они медленно и чинно трогаются в путь к дому мужа. Односельчане, толпящиеся вдоль дороги, их приветствуют. При подходе к дому подружками невесты и матерью молодой поются особые песни. Весьма важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой в дом мужа. С ее действиями связано множество примет, правил и запретов. Каждый участок маршрута новобрачной (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями ее самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает ее с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если она перешагнет правой ногой - это хорошая примета, левой - плохая. Или же она должна наступить правой ногой на лемех плуга, находящийся за порогом, или на топор, лежащий на пороге, или же она должна раздавить ногой перевернутую тарелку, лежащую на пороге. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует медом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами. Кое-где молодая ломает над головой одну из медовых лепешек и бросает куски через плечо вокруг. В тех случаях, когда для этого используются два больших калача, куски одного она бросает вверх по лестнице, а другого - во двор. Если эти калачи она несла от отцовского дома, один она ломает по пути, другой - входя в дом мужа. Важно отметить, что в этот момент (да и не только в этот) она сама и ее действия становятся источником магической силы; во всяком случае, куски лепешки собираются присутствующими и хранятся как магическое средство (или с той же целью немедленно съедаются).

Иногда свекровь встречает молодых у дома, пританцовывая, в других версиях - около ворот. В обоих случаях при входе молодых осыпают смесью риса, зерен хлопка и всяческих мелочей (из окна или другого возвышенного места). Опустевший деревянный поднос из-под этой смеси один из побратимов бросает на крышу дома: если поднос упадет дном кверху, у молодых родится мальчик, если книзу - девочка. Если лицо молодой закрыто фатой (так невеста обычно идет в церковь, но часто лицо открывают еще в церкви и больше не закрывают), свекровь поднимает фату и целует невестку, потом сына. Затем она приглашает их в дом, охватив обоих одним куском материи или полотенцем за плечи, и благословляет. Иногда она становится более активным действующим лицом, чем молодая. В таком случае это она ломает калач над головой невесты и разбрасывает куски.

В Северной Греции у подножия лестницы молодой дают кувшин, и она льет немного воды на ступени по мере подъема, либо сосуд ставят на ее пути, и она должна опрокинуть его ногой. Свекор и свекровь, которые в этом случае не присутствовали на церемонии венчания, стоят в это время на площадке и осыпают новобрачных леденцами, рисом, хлопковым семенем, нутом и монетами, собирая которые, мальчишки устраивают свалку. Когда пара достигает верхней ступеньки, на пол стелят шерстяное одеяло, под которое кладут гранатовое яблоко. Новобрачная должна ступить на него и раздавить его ногой.

Наконец молодые вступают в дом. Новобрачная кланяется родителям мужа, целует им руки и берет у них изо рта своим ртом золотые монеты, которые они сжимают зубами в знак того, что они будут отныне говорить друг другу только «золотые слова». Затем она приветствует всех собравшихся. Часто молодой (или молодому) сажают на колени мальчика, которому она (или он) дарит чулки и рубашку. Молодые принимают поздравления и подарки, стоя за столом. Дарят им деньги или домашнюю утварь: кастрюли, вилки, ложки, одеяла, покрывала; по возможности делают и более существенные подарки: домашнюю скотину и пр. Поздравляют и целуют молодых по очереди, начиная с кумбара. В этом случае один из побратимов подпускает поздравляющих только после того, как они скажут, что подарят.

Вслед за этим гости перекусывают, и священник громко читает список приданого, который скрепляется его подписью и подписью молодого, а также подписями свидетелей из числа присутствующих. Список передают отцу новобрачной, который его бережно хранит, так как в случае преждевременной смерти своей дочери он может востребовать приданое назад. Родные молодой дарят ее мужу петуха, затем отправляются домой и там развлекаются самостоятельно.

Одна из старших родственниц мужа проводит молодую в маленькую комнатку, где она празднует в компании кум-бары и других женщин, пока жених со своими друзьями пирует в другой. Сестры мужа усаживают ее на стул в углу. Пока она чинно идет в этот угол, одна из них держит у нее над головой ломоть хлеба с солонкой на нем. Молодая со своими товарками скромно удовлетворяются пением, в то время как в большой комнате, где тоже поют, дело доходит и до битья посуды. В Северной Греции принято, чтобы в разгар веселья кто-то выскочил во двор, схватил самого большого петуха, крутанул его дважды в воздухе и с размаху бросил. Тогда все бросаются ловить этого петуха. Застолье кончается ближе к вечеру, когда гости в сопровождении оркестра устраивают танцы посреди деревни, оставляя молодого в обществе молодой и ее женского окружения.

В других местах, например в организованном на площади большом танце, принимают участие оба молодые. На площадь выносят байрак, четыре обязательных тура танца ведут: первый - нун, второй - молодой, третий - нуна, четвертый - молодая. В каждом туре свой порядок расстановки танцующих и свой текст, который сперва пропевают, а потом его мелодию повторяют на музыкальном инструменте. По окончании танца молодая целует руки всем участникам, начиная с нуна, а они дарят ей деньги. Далее молодая дарит каждому из побратимов рубашку, чулки или шарф. Каждый, получив подарок, подпрыгивает. Молодая льет из кувшина воду, чтобы побратимы могли вымыть руки, а девушки стараются насыпать им на ладони землю, запачкать руки. После этого все расходятся по домам.

В дальнейшем происходят постоянные перемещения празднующих между двумя домами, так как в каждом следующем конкретном месте принимает участие строго определенный круг лиц. Однако на большой пир в день венчания все собираются в доме молодого. Созывают гостей молодой и его побратимы. Молодой каждому из приглашенных целует руки. По некоторым данным, последним приходят к кумбару и идут вместе с ним в дом молодого. Обычно каждый из гостей несет свой взнос - мясо с рисом и т.п. Молодые в застолье участвуют не постоянно, их приглашают к гостям время от времени. На людях они не целуются, но в шутку их заставляют одновременно целовать кому-нибудь руку, так чтобы губы их сблизились. Поднимают тосты в честь новобрачных, кумбара и кумбары, священника, гостей, мирян, хозяев: «Сколько отпечатков гвоздей в долине Вардара, столько блага пусть даст Бог дому, где мы поем».

Молодая с лицом, покрытым фатой, под особую песню наливает вино гостям. В промежутках между песнями гостей играет оркестр. Принято побуждать музыкантов к игре, прикладывая монеты к их лбам и поднимая тосты в их честь. Приготовление пищи продолжается всю ночь, чтобы ни один из гостей не остался обиженным едой или выпивкой. Молодая раздает подарки из своего приданого родителям мужа, кумбару, кумбаре и всем прочим.

Важнейшей частью этого пира является танец, обыкновенно начинающийся после прибытия отца молодой вместе с его гостями. Цепочку мужчин замыкает молодой, причем за правую руку его держит кумбар, а левой он сжимает руку жены. За нею следует кумбара и далее в определенном порядке родственницы молодого. Другая цепь, состоящая из родственниц молодой, пляшет позади цепи молодого. Танец представляет собой необходимую формальность и продолжается не более трех туров. Затем новоприбывшие угощаются и отбывают восвояси. Постепенно начинают расходиться и прочие гости. Невеста, если она еще под фатой, фату снимает и остается с непокрытой головой, убранной цветами и золотой канителью. Под утро уходят кумбар и кумбара. Провожают их с музыкой. У себя дома кумбар угощает провожатых, и тогда все окончательно расходятся.

С понедельника молодая жена символически приступает к своим домашним обязанностям. Существует много данных о том, что должна делать в этот день молодая. Она помогает всем членам своей новой семьи в их утреннем омовении, целует им руки и готовит завтрак. В этих утренних церемониях отражена раболепная покорность жены мужу и его домашним, характерная для греческой семейной жизни. В некоторых местностях это подчеркивается тем, что молодая моет и целует родным мужа не только руки, но и ноги. В знак прощания с девичеством молодая раздает соседским девочкам золотую канитель из свадебного убора. С этого дня начинаются (и продолжаются всю неделю) испытания молодой, чтобы проверить ее умение вести домашнее хозяйство.

Специально затевают стряпню, ставят хлебы, бросают веник посреди комнаты - смотрят, будет ли подметать. Если кто-то из старших за обедом говорит: «Хочу пить», - она должна встать и подать воды. Иногда в понедельник молодая посещает общественный источник. Идет в сопровождении девочки из дома мужа, по дороге целует руки всем встречным (это она должна делать в течение 40 дней после свадьбы). Прежде чем набрать воду, бросает в источник деньги. Впрочем, чаще обряд первого посещения источника приходится на среду, о чем рассказано ниже. Возможно, срок зависит от того, сколько времени молодая считается ритуально нечистой (после потери девственности). В пользу такого предположения говорит то, что в некоторых местах посещение источника совершается лишь через неделю после свадьбы, причем в течение этой недели молодая вообще не выходит из дому, так как ее не должны видеть на улице. В последнем случае затворничество молодой компенсируется тем, что она всю неделю ходит нарядная, ежедневно меняя платья. На понедельник полагается черное бархатное, и лишь после первого выхода на улицу и посещения источника она надевает обычную одежду и фартук.

В понедельник праздник продолжается, становясь самым веселым и разнузданным. Утверждается, что участники пира обычно не в состоянии продолжать его дольше утренней зари во вторник, а нередко он заканчивается и раньше. В других местах, напротив, это праздник для самых близких людей, которые при этом дурачатся разными способами (в частности, танцуют, перебросив через плечо подарки невесты). Примерный порядок праздника таков. Около полудня родители молодой посещают ее новый дом, затем молодой наносит им ответный визит, а потом идет к кумбару. Между тем компания представителей его партии с музыкой обходит будущих гостей (сначала они приглашают родителей молодой, затем кумбара и только после этого остальных гостей). Каждый из них должен внести свой вклад в виде пирога, подноса с жареным мясом и фляги вина. Молодежь несет эти блюда в дом молодого торжественно и с музыкой. Положено, чтобы расходы кумбара были больше, чем у остальных, и он обычно посылает целиком зажаренного барашка и кувшин вина. Обычно собранной на пир провизии и напитков хватает на всех с избытком, так что их остатки раздаются в порядке благотворительности беднякам. Особым образом маркируется участие в складчине бывшего дома новобрачной. Согласно одним версиям, оно ограничивается тем, что ее мать присылает сласти. В других случаях разыгрывается целое представление, в ходе которого главный повар праздника, вооруженный большим ковшом, вместе с группой помощников осуществляет нападение на отцовский дом молодой и « силой » вынуждает ее родителей выдать необходимые припасы.

Во вторник, по некоторым данным, отдыхают; в других местах целый ряд церемоний выпадает и на этот день. На севере Греции новобрачная во вторник дарит по платку каждому из музыкантов, а также делает подарок каждому человеку из партии жениха. В полдень собираются ее ближайшие родичи и помогают изготовить лепешку из рисовой муки и молока. Выглядит это следующим образом. Молодая стоит за столом посреди большой комнаты и формует тесто, а остальные в это время танцуют вокруг нее и время от времени останавливаются, чтобы делать на тесте надрезы монетами. По завершении этой процедуры составляется процессия, которая с музыкой несет лепешку в общественную печь. Вечером готовую лепешку с теми же церемониями несут домой и едят, за ужином.

На среду обычно приходится посещение источника. Новобрачная идет туда в своем будничном платье одна или в сопровождении двух ближайших родственниц мужа (или своей матери и свекрови). На ярком, расшитом коврике, покоящемся на левом плече, она несет большой сосуд, держа его правой рукой, заведенной за голову. В некоторых местах один большой сосуд для переноски воды заменяется двумя медными кувшинами, служащими для умывания. Такие же сосуды несут сопровождающие ее женщины. В эти сосуды предварительно бросают гвоздику, цветы, зерна пшеницы и ячменя, монеты; все это затем опорожняется в источник, чтобы умилостивить его духов. Сосуды моют, наполняют водой, несут домой и выливают перед входом. Иногда эту церемонию повторяют трижды, принося воду из трех разных источников. По другим версиям, молодая трижды наполняет сосуд и выливает воду у самого источника, причем, выливая воду в третий раз, сыплет мелкие деньги, тут же подбираемые детьми. Затем несет набранную в четвертый раз воду домой, где все должны ею умыться. В других вариантах обряда воду набирает и несет мальчик, у которого живы оба родителя- Если воду набирать и нести в полном молчании, то это будет «безмолвная вода» - весьма ценимое греками магическое средство.

Из других обрядов этого дня представляет интерес церемония с веником, который вручают молодой, и она производит символическую уборку, идя по кругу и при этом как бы кланяясь своей новой семье. При этом ей бросают деньги, и она их сметает. В других местах, впрочем, она ни в коем случае не должна мести пол в течение недели после свадьбы, «чтобы не вымести со свету членов мужниной семьи». Интересна также информация об обряде омовения невесты, имеющем целью, видимо, ее ритуальное очищение после потери невинности. Золовка отводит новобрачную к ее матери, где она и моется. Мать угощает обеих, затем они возвращаются в дом мужа. В четверг молодая обычно посещает церковь, что имеет, по-видимому, смысл церковного очищения. Рано утром другие женщины новой семьи (или замужние родственницы) помогают ей причесаться и одеться, а затем ведут молодую в церковь. После утренней службы все возвращаются домой, где устраивается угощение. В других местах эта церемония приурочена к воскресенью, причем молодая продолжает считаться до некоторой степени ритуально нечистой: во всяком случае, в это воскресенье она еще не имеет права целовать иконы.

К пятнице (иногда к воскресенью) приурочивается важнейший ритуал послесвадебного цикла, называемый возвращением, переворотом, второй свадьбой или проти-восвадъбой. Речь идет о празднике в родном доме молодой, сопровождающемся пиром, иногда не менее богатым, чем собственно свадебный, и особыми песнями. Родителей новобрачной посещают не только молодые, но и родня жениха. Но сначала молодая одна идет в отцовский дом, где мать моет ей голову водой, настоянной на желтых цветах и листьях грецкого ореха. Затем уже приходит жених, а после пира молодые остаются ночевать в этом доме и проводят там следующий день. В воскресенье в полдень за ними приходит отец молодого и другие ближайшие родственники обоих полов.

После посещения дома молодой другие родственники с обеих сторон поочередно приглашают молодых в гости, угощают их и делают разнообразные подарки молодой (платье, посуду, даже мелкий рогатый скот). Но свадебный цикл в строгом смысле слова завершается пиром у кумбара, который принимает у себя и партию жениха, и партию невесты. Там тоже поются особые песни и происходит обмен подарками. Справляется этот праздник обычно через неделю после «возвращения».

Несмотря на завершение свадебного цикла, новобрачная должна соблюдать ряд запретов в течение года. Ей нельзя видеть мертвеца, так как это приведет к смерти кого-нибудь в ее новом доме, и присутствовать на чужой свадьбе - это может быть губительно для новобрачных: ее присутствие вызовет их разлуку через развод или смерть одного из них. Невестка должна мыть ноги свекру или старшему брату мужа. Если муж приказывает жене что-либо принести, она не отдает ему в руки принесенную вещь, но кладет ее около него, а сама отходит в сторону. До появления первого ребенка она вообще должна вести себя как можно более скромно, не смотреть свекру в лицо и преимущественно отвечать на задаваемые ей вопросы, но не начинать разговор самой. Впрочем, в прошлом существовал полный запрет для молодой говорить в присутствии родственников мужа. В случае необходимости она должна была прибегать либо к языку жестов, либо шептать на ухо золовке или детям то, что хотела сказать, а те уже повторяли ее слова вслух. Срок такого молчания был от десяти дней до трех месяцев, после чего свекор или свекровь, получив особый подарок или без оного, разрешали ей говорить в своем присутствии. Строгие запреты налагались на обращение по имени между молодой и членами ее новой семьи, причем муж и жена не могли называть друг друга по имени даже наедине (этот запрет, впрочем, как и вышеперечисленные, в XX в. был быстро забыт).

Греция достаточно традиционная страна и Греки, как никто, чтят наследие своих предков. Любое торжество или событие хранит отпечатки великих традиций эллинской мудрости. Не является исключением и греческая свадьба, традиции которой пронеслись к нам сквозь столетия. И, кроме того, Греки умеют получать от жизни удовольствие, превращая любой праздник в гулянье с веселой музыкой, песнями, танцами и шутками.

Я полагаю, что, так же как и в других странах, в Греции многочисленные свадебные традиции можно увидеть только в деревнях. В городах, конечно же, все свадьбы гуляют более современно, но и в них, все таки, сохранился национальный колорит.

На сегодняшний день законодательство Греции позволяет иметь только гражданский брак, но не смотря на это, для большинства греков, настоящим браком остается таинство венчания. Я же вам расскажу о самых современных свадебных традициях, которые до сих пор придерживаются на греческих свадьбах


По окончанию свадьбы молодожены отправляются в дом мужа, где их встречает его мать. Вход молодой невестки в новый дом так же сопровождается рядом интересных обычаев и я вам расскажу вам о некоторых из них

  1. На пороги молодоженов встречает мать жениха со сладостями или медом «на сладкую жизнь» Она должна накормить обоих, перед тем как они войдут в дом.
  2. Перед входом в дом, мать жениха вручает молодым плод граната, который еще в Древней Греции считался символом благополучия и достатка.
  3. Ступая на порог нового жилища, супруги должны с правой ноги и одновременно, что бы в их доме всегда было взаимопонимание и счастье.

На самом деле свадебных традиций в Греков огромное количество и в каждом регионе страны они разные. В древние времена, когда создавались эти обычаи, люди верили, что соблюдая все необходимые обряды, они обеспечат молодоженом счастливую, благополучную жизнь. В этом, конечно же, есть доля правды – во что верим, то и получаем! В наше время, когда все же на Греческой свадьбе придерживаются некоторых свадебных обрядов, она превращается в колоритное и красочное событие. Если вам повезет побывать на такой свадьбе, я уверена, что она вам запомнится, как самый яркий праздник!

А я вам желаю, что бы ваша свадьба была необычно красивой, а семейная жизнь самая счастливая!

Ваш свадебный организатор в Греции, Наталия Павличенко.

Греция издавна влечет романтичных натур запахами чистого моря, где вода такая прозрачная, что всегда видно дно, ярким, теплым летним солнцем, оставляющим ровный загар, легкой кухней. У многих пар возникает желание отправиться туда, чтобы провести шикарную свадьбу. Свадьба в греческом стиле – это бюджетная альтернатива для мечтателей, которых влекут сокровища Древней Греции, подобное мероприятие надолго останется в сердцах присутствующих.

Как организовать свадьбу в греческом стиле

Греция находится на значительном расстоянии от России, ее культура сформирована длинной богатой историей, но не глядя на большую разность культур, многие свадебные обычаи перекликаются с русскими. Чтобы свадьба в греческом стиле удалась, нужно грамотно подойти к организации, изучить особенности проведения мероприятия, продумать уникальный сценарий предстоящего торжества. Для организации свадьбы нужно:

  • Праздновать летом. Летнее время лучше всего подходит для празднования греческого стиля свадьбы – это позволит гостям с будущими супругами надеть легкие наряды, чтобы полностью погрузиться в праздничную атмосферу Греции. Подойдут также теплые весенние месяцы, если не обещают сильных дождей, первые месяцы осени до наступления холодов. Собираясь праздновать свадьбу зимой, подумайте о выборе подходящего ресторана или отеля.
  • Выбрать место проведения. Чтобы создать атмосферу, будущим супругам следует выбрать место возле воды, лучше если это будет морское побережье. Другой вариант – праздник у реки или организация масштабного банкета на территории теплохода. Если в вашем городе нет подходящего места, найдите площадь у фонтана или подыщите ресторан с греческой кухней, украшенный колоннадой, мраморными статуями.
  • Пригласить гостей. Пригласительные открытки для гостей мероприятия должны одним своим видом сообщать о тематике и стиле свадьбы. Хорошим решением станут пригласительные-свитки, перевязанные изящной лентой. Чтобы свитки были похожими на древнегреческие, можно специально «состарить» бумагу для пригласительных. Открытки нужно отправить гостям заранее, если будущие супруги планируют тематическую свадьбу с дресс-кодом.

  • Установить дресс-код. Не стоит просить всех гостей облачаться в греческие платья и мужские туники – это только отвлечет внимание от главных героев праздника. Приглашенным девушкам лучше надеть платья пастельных оттенков в пол или выше колен, мужчинам – светлые костюмы. Избегать стоит зеленого цвета и его оттенков, который греки считают траурным.
  • Продумать свадебное меню. Свадьба в греческом стиле отличается простым выбором меню. Греческая кухня разнообразна, богата овощами, фруктами, блюдами из морепродуктов и мяса. Традиционно на свадьбу пекут ароматный хлеб со специями (розмарином, базиликом, шафраном, мятой) – это угощение сродни русскому свадебному караваю. Обязательным блюдом на столе станет греческий салат.

Из закусок молодожёны могут организовать для гостей пиалы с вкусными оливками, сыром фета, морепродуктами – маленькие блюда с этими ингредиентами называются «мезе», обычно их подают к алкоголю. Хорошим украшением стола послужит долма, являющаяся аналогом привычных для нас голубцов, где вместо капустного листа используется виноградный. Вторым основным блюдом может стать сувлаки – свиной шашлычок на деревянных шпажках, подающийся с лимоном и хлебом.

Выбирая алкоголь, отдайте предпочтение легким полусладким винам, цитрусовым ликерам. Из крепких напитков в Греции подают узо, имеющий сходство с абсентом.

  • Заказать необычный свадебный кортеж. Чтобы полностью поддержать тематику торжества в греческом стиле, будущие супруги могут заказать необычный транспорт – греческую колесницу. Если суженые не найдут подобный кортеж, подойдет обычная белая карета, украшенная белыми цветами. Для зимнего варианта идеальным решением станет белый автомобиль, декорированный лентами с греческим орнаментом.
  • Договориться о тематической фотосессии. Чтобы фото и видео праздника долго радовали участников необычным реквизитом, яркими деталями, колоритными костюмами, нужно заранее найти фотографа, который поможет организовать тематическую фотосъемку.

Оформление зала в греческом стиле фото

Свадьба в греческом стиле не требует вычурного оформления зала для празднования. Обратите внимание на цвета. Если мероприятие празднуется в помещении, напомните гостям о тематике свадьбы нежно-голубой, бело-синей гаммой – цветами чистого Ионического моря. Золотистые греческие орнаменты, пастельная лимонно-желтая палитра навеет ассоциации с теплым песком, ласковым южным солнцем. Красиво будут смотреться белые цвета в сочетании с любыми мягкими оттенками.

Греческая свадьба не нуждается в контрастных акцентах, главным украшением станут естественные природные детали. Например, выбрав помещение с колоннадой, будущие супруги могут заказать искусственную виноградную лозу – этот элемент декора впишется в интерьер идеально. Подходящим украшением станут пышные ветки оливы, лавра. На территории банкетного зала хорошо будут смотреться белые цветы, которые присутствуют в букете невесте.

Красивые изящные амфоры, подносы и чаши с фруктами, кубки для вина, глиняная посуда с закусками станут подходящими деталями для создания греческого стиля на свадьбе. Хорошо, если зал будет декорирован имитациями греческих скульптур и статуй. Великолепные детали декора для свадьбы – легкие, струящиеся ткани, дрожащие даже от легкого порыва ветерка.

Если свадьба будет праздноваться на морском побережье, растительные мотивы в дополнение к прекрасным видам сами по себе станут достаточным украшением. Для свадьбы на берегу лучше использовать только один цвет для декора – белый.

Сценарий свадьбы в греческом стиле

Традиционная греческая свадьба проходит масштабно и длится целых три дня – с субботы по понедельник. Во время первого празднования виновники торжества собираются вместе с семьей на ужин, чтобы отметить радостное событие. Второй день посвящен официальной церемонии бракосочетания и венчанию. Третий день – это зажигательная вечеринка с танцами, песнями, которая станет заключительным этапом свадьбы. Основная часть мероприятия приходится на второй день торжества.

Традиции и особенности греческого проведения свадьбы:

  • Выкуп. У греков, как и в России, принято проводить выкуп. Оформите представление, подготовленное подружками, в стиле мифов Древней Греции. Например, пусть главной героиней праздника станет дочь Зевса, которую тот не хочет выдавать замуж без предварительных испытаний для жениха.
  • Выездная регистрация. Чтобы полностью ощутить праздничную атмосферу, будущим супругам следует организовать выездную церемонию. Прекрасная природа, живописный пейзаж и свежий воздух – отличный вариант для греческого стиля свадьбы.
  • Шумная поездка. Когда молодые едут на церемонию, а также возвращаются с нее, кортеж автомобилей создает громкую симфонию гудков.

  • Коронация. Во время свадьбы молодоженов коронуют традиционным греческим головным убором, а после венчания короны принято снимать. Однако нередко новоиспеченные супруги оставляют себе это убранство, и весь следующий день их чествуют, как короля с королевой.
  • Венчание. Перед венчанием проводится интересный обряд: виновники торжества должны отправиться на церковную территорию пешком, по пути им будут встречаться люди, желающие счастливой семейной жизни. Чем больше людей встретилось на пути будущих супругов – тем крепче будет брак.
  • Разбитое блюдо. По традиции молодожены должны разбить тарелку на банкете, чтобы брак был удачным.
  • Музыкальное сопровождение. Идеальным вариантом для греческого стиля мероприятия станет приглашение музыкальной группы, исполняющей инструментальную музыку. Отдать предпочтение следует командам, в которых участвуют музыканты-арфисты, флейтисты, гитаристы. С ними связана еще одна традиция торжества: при выступлении в музыкантов кидают деньгами, чтобы молодые жили безбедно.

  • Ведущие. В роли тамады могут выступать древнегреческие боги – например, Афина и Гелиос. Профессиональные организаторы смогут продумать веселый греческий сценарий с конкурсами для мужчин (Гераклов) и для женщин (Афродит).
  • Танцы. Первыми на свадьбе будут танцевать новоиспеченные муж и жена. Во время танца проводится красивый греческий обряд – гости собираются вокруг молодоженов и водят хоровод.
  • Подарки гостям. Обязательно нужно подготовить бонбоньерки для гостей – ни один участник празднования не должен уйти ни с чем. В качестве небольшого презента подойдут сладости, орехи, сухофрукты.

Образ жениха и невесты

Жених с невестой – это воплощение легкости, элегантности, романтизма. Светлые наряды и легкие натуральные ткани делают образ такой пары незабываемым. Чтобы идеально соответствовать друг другу, будущие супруги могут заказать венки из полевых трав, которые будут носить на протяжении свадьбы.

Платье невесты

Традиционно цвет для платья греческой невесты – белый. Девушки могут также взглянуть на модели песочных, бежевых, бледно-розовых оттенков, но они должны быть обязательно пастельными. По поводу подходящего фасона нечего и думать: греческий стиль платьев смотрится нежно, элегантно и подходит любому типу фигур. Струящиеся ткани скроют недостатки полных девушек, а уникальный силуэт ампира прибавит низким невестам несколько желанных сантиметров роста.

Другие составляющие образа невесты

Платье невесты – лишь часть образа. Целостным он станет при правильном подборе фаты, прически, макияжа, букета и обуви. Вот несколько рекомендаций:

  • Фату греческие невесты выбирают лимонного, бледно-голубого или светло-розового оттенка – считается, что цветное убранство защитит суженую от злых духов.
  • Будущей супруге будет легко подобрать греческую прическу. Распущенные локоны с живыми цветами в волосах, высокие вычурные прически, стильные плетения с аксессуарами из жемчужных нитей – все это подойдет к образу.
  • Макияж лучше сделать в стиле ньюд или подчеркнуть глаза, нарисовав аккуратные черные стрелки.
  • Для букета невеста может использовать любые цветы белого цвета или других нежных оттенков.
  • Идеальная обувь – это элегантные, легкие сандалии на низком ходу.

Костюм жениха

Чтобы образ греческого жениха был легким, напоминал о теплых днях, отдайте предпочтение натуральным тканям, которые не мнутся. Будущий супруг будет хорошо смотреться в аккуратном костюме бежевого, серого, кремового или любого другого пастельного оттенка. Для полного соответствия образу греческий жених может надеть хитон.

Видео торжества

Свадьба в оригинальном греческом стиле – мероприятие, которое оставит у всех присутствовавших незабываемые впечатления. Необычный выкуп, красивая церемония, великолепный банкет с уникальной кухней Греции, тематические игры, конкурсы и сказочная фотосессия – все это ждет участников греческого свадебного торжества.Убедитесь в этом, посмотрев видео ниже.

Жители Греции относятся к такому типу людей, которые пытаются даже маленькое торжество превратить в пышный праздник. Греки не унывают даже в трудные минуты жизни. Они веселятся по поводу и без, стараются получать удовольствие и наслаждение от самых простых вещей. Только задумайтесь, если для них самый обычный день – счастье, то что для них будет значить день бракосочетания.

Свадьба в греческом стиле сопровождается и пением. По окончанию свадебного гуляния, молодожены отправляются в . Любовное путешествие для всех гостей остается загадкой.

Помолвка греков


Помолвка в Греции считается неотъемлемым этапом свадьбы.
Как гласят древние византийские обычаи, обручение молодоженов должно происходить задолго до дня свадьбы.

Но на сегодняшний день в большинстве своем греки не проводят помолвку отдельно от венчания. В день обручения жених просит руки и сердца дочери. Все это происходит в храме у алтаря. Все гости приглашены на бракосочетание.

После того, как родители дали свое согласие, священник данное соглашение скрепляет.


Благословенные кольца надеваются на безымянные пальцы левых рук молодоженов в качестве оберега взаимной верности, после чего жених с невестой обмениваются кольцами трижды.

Кольца жениха и невесты находятся на левой руке до процесса венчания, затем они обретут свое окончательное расположение на безымянном пальчике правой руки.

Предсвадебная организация

Свадьбе в греческом стиле характерно четкое следование всем традициям и обычаям. Все начинается за семь дней до бракосочетания.

По традиции греческой свадьбы

В понедельник будущая супруга получает от своего возлюбленного символический презент. Интересно, почему это не происходит во вторник? Только потому, что второй день недели в Греции считают выходным. Греки ничего не делают по вторникам. Но в среду они приступают к активной деятельности. К примеру, мама и близкие родственницы невесты приготавливают ее приданое, которое собирается с самого рождения.

Мало, кто знает о том, что входит в греческое приданое. Это не просто старые бабушкины сундуки и ковры, это – то, что выполнено своими руками. Маленькая девочка, будучи невестой под руководством мамы и бабушки занимается различным творчеством: шитье, вязание, вышивка, мозаика и многое другое.

На четвертый день недели традиционно проводят обряд «застилания кровати». В крупных городах этот обряд стал не актуален. Но в провинции, деревнях, селах греческая свадьба не обходится без данного ритуала. К четвергу дом невесты декорируют таким образом, чтобы его было видно издалека.

В этот день собираются обе семьи, чтобы посмотреть на чисто прибранную, без единой складочки кровать. Будущая супруга и остальные незамужние девушки с огромным старанием застилают постель. Жених должен оценить эти старания по достоинству. Но по греческим обычаям, молодожен не должен с первого раза принять работу девушек.


Вскидывая все простыни, он просит будущую жену застелить их брачное ложе получше.
Процесс «застилания кровати» обязательно сопровождается шутками и песнями.

В заключение ритуала все приглашенные посыпают красиво застеленную кровать множеством сладостей, крупой, деньгами, цветами. Это говорит о том, что гости желают влюбленным благополучия во всех аспектах жизни.

Пятница – день доставки приглашений на свадебное торжество. Также греческие традиции гласят, что на пятый день пекут хлебные изделия. Во время их приготовления невесту посыпают мукой, которую прислал накануне жених.

Греческие образы молодожен на свадьбу

Что касается нарядов жениха и невесты, то именно с этой части греческая свадьба не соблюдает особых традиций . Молодые без всяких проблем надевают современную одежду, которая будет содержать элемент греческого обычая.


В день свадьбы…


В день, когда состоится свадебная церемония, жениха и невесту одевают друзья и подруги.
А тем временем гости начинают потихонечку разогреваться – поют песни, исполняют легкие танцы, веселятся.

После того, как образ жениха окончательно был подготовлен, он и его гвардия семьи отправляются к дому невесты. Как и подабают греческие традиции будущего мужа своей дочери встречает мама невесты. Она предлагает отведать ему бокал вина сдобную булочку в форме колец.

Насладившись вкусностями тещи, жених говорит спасибо, целует ручку, прося благословения. Делая ответный поцелуй в обе щеки, мать невесты дает благословение ее суженому. После одобрения мамы жених – полноценный член их семьи.

В связи с обычаями греческой свадьбы, до того, как невеста покинет дом родителей, она должна исполнить танец с папой.


Прощание невесты с отцовским домом словно актерская игра на сцене.
Выход от родителей сопровожден множеством традиций. К примеру, один из них – это грустный вид девушки, сопровождающийся порой даже слезами.

Ни в коем случае невеста не должна оглядываться или возвращаться после того, как переступила порог дома, в котором выросла.

После того, как все обряды в доме невесты совершены, большая семья отправляется в храм на венчание.

Будущие супруги едут отдельно, как и положено в других странах. По традициям греческой свадьбы жених подъезжает первым и ожидают свою любимую. К алтарю невеста идет не одна и не с женихом, ее должны сопровождаться отец или брат.

По окончанию бракосочетания гости ожидают молодых снаружи храма. Когда молодожены выходят к ним, их осыпают рисом. Данный греческий обряд является залогом крепкого и долголетнего семейного союза.

Еще один греческий обряд, посвященный богатству и процветанию молодоженов, заключается в исполнении танца. Гости обвешивают молодых бусами, веревочками из денежек.

В конце свадебного торжества довольные молодожены едут в дом мужа. И здесь опять же не обойдется без греческих обрядов. На самом деле их существует бескрайнее множество.

Греки верят, что, соблюдая хотя бы частично свои свадебные традиции, они сулят молодой паре счастливую долгую жизнь.

Греческие традиции:

Греческая свадьба считается одной самых насыщенной . Их развлекательная программа с соблюдением всех обычаев очень трогает и заставляет порадоваться. На самом деле очень здорово, что люди продолжают соблюдать свои давние традиции.

Греки - один из старейших этносов Кубани. Впервые античные греческие города-государства появились на территории Северного Причерноморья и бассейна Приазовья в VI веке до нашей эры. В дальнейшем они образовали древнегреческое Боспорское царство.





В России греки компактно проживают в Ставропольском и Краснодарском краях, в Северной Осетии, Адыгее, а также в местах бывших принудительных поселений: в Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Туве, Хакасии, Якутии, Ханты-Мансийском округе. По последней переписи, сельских жителей среди греков - свыше 30 тысяч, горожан - около 61 тысячи. Примерно 35 тысяч греков живут в Москве. Понтийские (черноморские) греки называли себя ромеос, ромеи. Предки понтийских греков - выходцы с юго-восточного побережья Черного моря - Понта (прибрежная полоса от Синопа до Батуми, вглубь материка по хребту Понтийских гор и гор Джаник).







Потомки гордых боспорцев
С IV века до нашей эры Причерноморье активно обживают греческие колонисты, купцы и мореплаватели, основавшие города-государства, жившие торговлей с местными скифскими и меотскими племенами. Небольшие колонии со временем превратились в процветающие города: Баты (Новороссийск), Горгиппия (Анапа), Торик (Геленджик) входили в состав огромного Боспорского царства, просуществовавшего более тысячи лет.
На рубеже тысячелетий Боспорское царство, часть Римской империи, было разрушено кочевыми гуннскими племенами. Длительное пребывание в составе Хазарского каганата, охватывавшего территорию от Азовского моря до Каспия и от Дона до Терека, сменилось периодом византийского правления, затем - генуэзского и, наконец, турецкого владычества.
Современные греки-понтийцы переселились на Кубань в XIX веке в основном из турецкой Анатолии. На Северном Кавказе понтийские греки поселились в сельской местности, образовав ряд этнографических групп.
Представители сочинской группы проживают вместе с русскими в селах Высокое, Вишневка, Голицыно, Лесное, Липники, поселке Красная Поляна. Близ Туапсе, в селах Гунайское, Макопсе, Калиновка, на хуторах Греческий и Гойтх, в поселке Месаджай совместно с русскими и амшенскими армянами некогда жили туапсинские греки - потомки турецкоязычных групп понтийцев бафроли. Геленджикские греки живут в селах Адербиевка и Прасковеевка, поселке Кабардинка. Греки анапской группы составляют большинство населения поселка Витязево, среди их соседей - также русские и немцы.
Представители крымской группы смешанно с русскими населяют хутора Новокрымск (Греческий) и Новоукраинский, станицу Мерчанскую. Мирно уживаются с русскими соседями и греки абинско-северской группы в городе Абинске, станицах Северской, Азовской, Ново-Дмитриевской, Калужской, Крепостной, Смоленской, Григорьевской, поселках Холмском и Ильском. О том, что здесь когда-то жили греки (горячеключевская группа), говорит само название села Фанагорийское. Представители апшеронских греков и сейчас населяют станицу Куринскую. Когда-то греков было много и в хуторах Папазов, Кру-Цеце, Акритасов, под Майкопом (майкопско-белореченская группа). Значительная ставропольско-пятигорская группа греческого населения проживает в селах Хасаут-Греческое, Нагут, Бекешевка, Суворовка, поселке Греческий в Ставрополье.
Греческий язык признают родным около половины российских греков. Диалекты языка российских греков весьма различаются, поэтому соплеменники могут понять друг друга далеко не всегда.
Около трети всех российских греков проживает сегодня на Кубани. Это третий по численности после русских и армян этнос Краснодарского края. Около двадцати тысяч греков - горожане, примерно, девять тысяч живет в сельской местности. Наиболее компактно греки живут в Новороссийске и Геленджике, поселке Адлер, селе Витязево, станице Мерчанской и селе Гавердовском в Адыгее, поселке Кабардинка, селах Прасковеевка, Адербиевка и Пшада.



Блюдо из сорока трав и культ огня
Традиционная культура греков-понтийцев значительно отличается от культуры жителей Греции - эллинов. Она испытала на себе мощное влияние народов, среди которых в течение последних веков жили греки, - турок и славян. Вместе с тем в ней сохранились древнейшие языческие элементы, уходящие корнями в культуру жителей Древней Эллады.
Яркий пример языческого наследия - праздник «Сирандос», который греки отмечают в марте. В этот день обязательно готовят «хотар рике» - травяную еду - или блюдо из сорока трав. С древним культом огня, как светоносного животворящего начала, связан свадебный обрядовый танец «Винеман». В нем семь пар молодоженов с горящими свечами в руках приветствуют и принимают в свой круг новобрачных по завершении свадебного пира. Этот обряд, кстати, в последнее время получает все большее распространение в современной славянской свадьбе на Кубани. Интересен и своеобразен греческий обряд вызывания дождя: во время засухи дети наряжали в невесту метлу, называли ее «Кушкудорей» и с ней ходили по дворам, а из каждого двора участников шествия окатывали ведром воды. По поверью, сразу же по окончании ритуала, с небес должна была пролиться животворящая влага.


Отголоски языческих верований и представлений прослеживаются также в ряде элементов свадебного и родильного обрядов кубанских греков-понтийцев. Особенно много их сохранилось в погребальном ритуале, который этнографы считают наиболее архаичным из всех обрядов жизненного цикла.
Когда приходят за словом
Один из самых красивых обрядов в культуре понтийских греков - свадьба, празднество яркое, пышное и довольно длительное.
Сватовство имеет строгую и четкую двухступенчатую структуру: «логон» (сговор) и «сумадя» (помолвка). Изначально при решении молодых создать семью сваты - родственники молодого человека (от трех до пяти человек) приходят к девушке «за словом», по-гречески это звучит «со-логон». Разговор ведется иносказательно, родители девушки делают вид, что не догадываются о цели визита, хотя о том, чтобы породниться, семьи обычно договариваются заранее.
Большое значение имеет согласие и благословение родителей молодых на этот брак. Но вот, согласие родителей невесты и самой невесты получено, назначены дата и время помолвки и обручения. Этот важный этап стороны отмечают совместным застольем.
Брак - дело серьезное. От момента сговора до помолвки (от «со-логон» до «сумадя») обычно проходит от месяца до года. На «сумадя» невесте преподносят подарки, молодые обмениваются кольцами. Родители оговаривают дату венчания по церковному календарю. И лишь после этого юноша и девушка считаются женихом и невестой. Гостей торжественно угощают, вынося яства и вино на подносах. Помолвку и в наши дни празднуют очень широко.
Важнейший момент - приглашение гостей на торжество. В первую очередь приглашения вручают крестным родителям обоих молодых. Крестные назначают своих детей свидетелями жениха и невесты. Таким образом из поколения в поколение передается кумовство - духовная связь между семьями. Впоследствии свидетели после обряда становятся кумовьями молодоженов и крестными родителями их будущих детей.
Свадьбу греки празднуют два дня, обычно это суббота и воскресенье. В назначенный день жених и его свидетель собирают нарядных родственников и друзей и с благословения родителей направляются в дом невесты с музыкой, песнями и танцами.




Кумабара и кумбарос
Неотъемлемый элемент свадьбы, как и любого праздника на Кубани, - танцы, живая музыка и песни. Понтийские танцы в основном круговые: мужчины и женщины танцуют, взявшись за руки или за плечи. Греки любят и умеют танцевать, недаром в народе хорошо известны около сорока пяти разновидностей танцев. Среди них дипат, коц, о мал, тик хорон, тригона, лазикон, монон-хорон, патула, эфта зевгаря (трапезундский), архоломан, сарикуз, кочари (карский). Во время медленных танцев исполняют песни, самые популярные - «Влаха» и «Самотиса». В качестве музыкального сопровождения в старину использовали кемендже (кяманч), теф (бубен), в настоящее время нередко танцуют под баян и кларнет, заменивший зурну.
Главный распорядитель на греческой свадьбе - кумбарос, кум, крестный отец жениха, главная распорядительница - кумбара, родственница невесты. Жених, кумбарос и кумбара отличаются от гостей цветами, приколотыми к одежде, а невеста - венком или фатой. Интересно то, что в начале свадебной церемонии невеста одета в обычное платье, а вот ее свадебному наряду еще предстоит сыграть свою роль.


Кумбарос

Кумбара
Во главе свадебного шествия идет жених, за ним следуют кумбарос и музыканты. Дружки жениха несут над головами большие украшенные корзины. В одной из них находится подвенечный наряд и украшения невесты, в другой - вино, фрукты, конфеты, орехи, сладости.
Родственники невесты встречают гостей: по традиции принято шутить над стороной жениха, чинить им различные препятствия и требовать выкуп за невесту. Считается, что это должно закалить будущего мужа, и он достойно проведет свою семью через все жизненные перипетии.
Наряд невесты трижды освящают крестом, взяв в руки свежевыпеченный каравай. Затем так же трижды осеняют крестным знамением невесту. Одевают невесту незамужние подружки, а ее младшие сестры и братья неспешно ведут ее к будущему супругу, чтобы взять выкуп, а затем пожелать счастья, богатства и благополучия.
С иконой родители невесты благословляют молодых, соединив их руки и выводя из дома. Молодые отправляются в нарядно убранный цветами, готовый к таинству храм с десятками зажженных свечей. Батюшка начинает обряд. Молодые стоят на платке, над ними держат венцы. При выходе из церкви молодоженов осыпают пшеницей, медными и серебряными монетами, конфетами, цветами, чтобы их жизнь была благополучной и счастливой.
Бубунеры и сиртаки
Гости получают от молодых «бубунеры» - небольшие сувениры или конфеты в оформленных тканью корзиночках или мешочках. Это своеобразное приглашение к застолью.





Новобрачные возвращаются в дом жениха. Перед тем как войти в дом, невеста должна разбить каблуком тарелку, лежащую вверх дном.
Молодой супруг переносит на руках свою суженую через порог дома. Родители одаривают сына и невестку дорогими подарками и вручают сито с конфетами, орехами, монетами, чтобы жизнь их была сладкой и богатой, чтобы семья не знала нужды, а детей рождалось много.
И вот молодые отправляются к собравшимся гостям. Перед ними метут дорогу веником, символически убирая все преграды с их пути в семейной жизни. Семьи у греков большие, многодетные, каждый может похвастать большим количеством родни, а ведь на свадьбу принято звать всех, даже дальних родственников. Поэтому обычно рядом с домом сооружают шатры или навесы, под которыми располагаются длинные столы, уставленные различными блюдами.
В селах свадьбу празднуют всей улицей: в эти дни она заполняется смехом, весельем, музыкой, песнями. Все радуются, танцуют, поют песни, одаривают молодых, провожают их во взрослую семейную жизнь.

В едином большом хороводе гости танцуют национальные танцы - тригона, кочари, сиртаки - очень ритмичные и зажигательные. Но есть одно правило: до полуночи ни молодые, ни свидетели не танцуют.



После дарения молодым подарков, ближе к полуночи, наступает кульминация праздника: музыканты играют нежную мелодию «шалахо», танец жениха и невесты. И вот теперь танцевать молодые будут до тех пор, пока есть желающие потанцевать вместе с ними. Танцующих молодоженов одаривают деньгами. Родители преподносят им большую украшенную свечу - огонь свечи - символ семейного очага.
Перед тем как покинуть гостей, молодожены исполняют танец влюбленных «Винеман». Гаснет свет, зажигаются свечи, семь венчанных супружеских пар становятся в круг, в центре которого находится кеменжист (человек с бубенчиками). Пары двигаются вправо, делают семь кругов и останавливаются, а молодожены должны остановиться перед иконой. Гости, проводив молодых, продолжают праздновать до рассвета за веселым столом, и песнями они встретят зарю нового дня.

Что же касается свадебного стола, то у кубанских греков есть особые национальные блюда, которые готовятся только в торжественных случаях.
На столе - незаменимый греческий салат и другие традиционные блюда, а также море вина в настоящих глиняных кувшинах. Среди популярных блюд - «кешкек» (дробленая крупа с разварившейся курицей) и «кофтадес» (мясные голубцы с рисом в капустных или виноградных листьях).
В греческой кухне на Кубани распространены практически все те блюда, которые употребляют в Элладе. Это шашлык в лаваше - соувлаки, запеченный баклажан с фаршем и соусом бешамель, а также фаршированные помидоры. Ну а главное, чтобы было побольше сладостей, в том числе курабье с миндалем и прославленные смирнские крендельки.
На второй день свадьбы гости собираются на хаш. На приготовление хаша идут говяжьи ноги и рубцы. Их опаливают, скоблят, сутки вымачивают в воде. Затем варят не менее двадцати минут, бульон сливают, вновь моют рубцы в горячей и холодной воде, скоблят, нарезают маленькими кусочками и снова ставят на огонь. Варят хаш без соли не меньше шести часов на медленном огне, снимая пену до тех пор, пока мясо не начнет отделяться от костей, а рубцы станут совершенно мягкими. Готовое блюдо солят и посыпают чесноком (можно толченый чеснок развести в бульоне и подать отдельно).
На весь мир известны знаменитые греческие соусы-дипы к рыбе и овощам: тцатцики (или тзадзики) - соус из йогурта с огурцами и чесноком - и тармосалата на основе рыбной икры. Во многих блюдах используется соленый греческий сыр «Фета», похожий на брынзу.
Грек без кофе - не грек. Даже на свадьбе всегда пьют этот ароматный и вкусный напиток. На десерт обычно подают фрукты (арбузы, дыни, персики, абрикосы, виноград), ореховые рулетики из тонкого теста (баклава) или йогурт с медом.


Греки - большие ценители и любители овощных блюд. Особо ценятся баклажаны, или манзаны, совсем маленькие артишоки, которые едят прямо с листьями, помидоры, бобы, тыква, лук, сладкий перец, зеленая фасоль, приготовленная с оливковым маслом, салаты из вареных овощей. Популярны виноградные листья с фаршем. Их, как свежие, так и маринованные, фаршируют мясом или рисом и поливают соусом из взбитых яиц и лимонного сока.
Особо надо сказать о манзанах (фаршированных баклажанах). Если вы хотите приготовить эту традиционную греческую закуску, вам понадобятся среднего размера баклажаны, морковь, болгарский перец, острый перец, чеснок и петрушка. Баклажаны нужно разрезать с одного бока, посолить и положить на несколько часов под сильный гнет, чтобы ушла горечь. Морковь режем соломкой, болгарский и острый перец - длинными полосками, мелко толчем чеснок и перемешиваем с перцем и морковкой, посыпаем мелко нарезанной петрушкой. Начиняем смесью баклажаны и складываем в большую кастрюлю, закрываем марлей. Сверху кладем гнет и ставим на холод. Через несколько дней закуска готова.


Известный всем «греческий» салат сами греки называют «хорьятики» - «деревенский». Ортодоксальный рецепт звучит так. Крупно режем три помидора, два зеленых болгарских перца, огурец, луковицу, не размешивая, сверху кладем цельный кусок сыра «Фета», горсть черных и зеленых оливок, посыпаем рубленым реганом (базиликом), петрушкой и обильно поливаем оливковым маслом. При сервировке на край салатницы кладем дольки лимона или ставим виноградный уксус. Соль - в солонке.


Кали орэкси! - Приятного аппетита!

Пост представляет собой мою статью "Моя большая греческая свадьба", опубликованную в журнале "Этносфера", №4, 2009 год.