Как понять что у ребенка глисты. Как понять, что у ребенка болит голова

Есть еще одна классификация, которая поможет ответить на вопрос, от чего появляются глисты.

  • Контактные глисты (острицы и карликовый цепень). Глистная инвазия происходит при контакте с больным гельминтозом человеком. Гельминты в человеческий организм попадают вместе с пылью, через предметы быта, предметы личной гигиены.
  • Биогельминты (нематоды, цестоды, трематоды, свиной и бычий цепень, эхинококки). Появляются глисты у человека вместе с грязными, плохо вымытыми продуктами питания, а так же с мясом, которое плохо термически обработано. Заразиться можно через некипяченую, не фильтрованную воду.
  • Геогельминты (аскариды, власоглавы). Глисты попадают в почву вместе с калом животных. Вероятность заражения глистами возрастает при работе в земле или во время отдыха на природе. Если не соблюдаются гигиенические требования, личинки попадают в рот к человеку, и могут появляться неприятные симптомы.

Каждый вид глистов локализуется в определенном внутреннем органе человека, вызывая соответствующие симптомы. Для того чтобы ответить на вопрос, как избавиться от глистов, нужно пройти обследование. Симптомы и лечение у взрослых людей глистов зависят от группы, к которой относится обнаруженный гельминт.

Частые обитатели человеческого организма

Чаще всего обнаруживаются следующие заболевания, которые провоцируют глисты у человека:

  • Аскариды вызывают аскаридоз. Гельминты у человека попадают в организм вместе с грязными фруктами, овощами и ягодами.
  • Дифиллоботриоз развивается на фоне появления в организме широкого лентеца. Источником заражения является малосоленая, плохо провяленная, недостаточно хорошо термически обработанная рыба.
  • Острицы вызывают болезнь энтеробиоз. Чаще всего глистная инвазия происходит контактно-бытовым путем.

Инкубационный период длится 1-2 месяца. Если было подобрано неправильное лечение, то еще через 2 месяца гельминтозы переходят в хроническую стадию.

Признаки заселения организма глистами

  • Признаки глистов у человека при аскаридозе: появляется сыпь на отдельных участках кожи, боли в животе, тошнота, иногда даже рвота, снижается аппетит. В крови повышается уровень эозинофилов. Симптомы глистной инвазии в тяжелых случаях проявляются в виде перитонита, аппендицита, непроходимости кишечника и заболеваний печени. Первые признаки наличия глистов начинают проявляться спустя 3 дня после заражения.
  • При дифиллоботриозе выделяют следующие симптомы глистов у человека: первые признаки появления глистов могут появиться в виде слабости, постоянного чувства усталости; присоединяются головокружение, тошнота, нарушается стул, понос чередуется с запорами. Гельминтоза симптомы у взрослых проявляются снижением массы тела, болями в различных участках живота. Признаки заражения гельминтами дополняются снижением гемоглобина, развивается анемия. Проявляются первые признаки глистов через 6 месяцев после заражения.
  • Энтеробиоз. Признаки глистов у взрослого человека – зуд анального отверстия, который усиливается в ночное время. Симптомы у взрослых дополняются болями в области живота. Инкубационный период может длиться 2-3 недели.

Как понять, что у человека глисты? Общие симптомы глистов у взрослого человека:

  • симптомы заражения в виде сыпи, зуда кожных покровов, сухого кашля;
  • при глистах развиваются отеки отдельных участков тела;
  • глисты у взрослого человека могут симптомы вызвать такие: повышение температуры тела, озноб, судороги;
  • глистные инвазии приводят к увеличению лимфатических узлов;
  • гельминты у взрослых приводят к бледности кожных покровов, слабости;
  • у человека симптомы глистов проявляются болями не только в животе, но и в суставах, мышцах;
  • к общим симптомам гельминтоза относят метеоризм, повышенное газообразование, запоры или поносы.

Глистная инвазия приводит к поражению не только отдельных внутренних органов, но и целых систем. Какие симптомы возникают? Происходит сбой в функционировании сердечной, сосудистой, нервной систем.

Лабораторные методы обнаружения

У человека есть ли глисты – как узнать, если нет внешних проявлений? Диагностика проводится на основе доставки в лабораторию различного биоматериала.

  • Кал на яйца глистов.
  • Соскоб с области анального отверстия поможет понимать, есть ли заражение.
  • Определить наличие глистов помогут иммунологические тесты. Они выявляют определенный тип антител M или G.
  • Анализ кала на дисбактериоз. В большинстве случаев происходит снижение уровня кишечной палочки и бифидумбактерий.
  • УЗИ брюшной полости проводится с целью обнаружения патологических процессов в органах пищеварительной системы.
  • Как определить по общему анализу крови? Увеличивается уровень лейкоцитов, эозинофилов, лимфоцитов, СОЭ.

Лечебные мероприятия

  • Гепатопротекторы помогают восстановить работу печени и желчного пузыря (Эссенциале, Резалют).
  • Антигистаминные препараты помогут избавиться от зуда, отека, кашля (Супрастин, Лоратадин).
  • Ферментные препараты помогают пищеварительному тракту расщеплять пищу и переваривать ее до конца (Мезим, Креон).
  • Желчегонные препараты помогут освободить протоки и снять болевые ощущения (Холензим, Хофитол).
  • Лечение гельминтоза начинается с приема адсорбентов, которые очистят кровь и кишечник от токсинов, уменьшат проявления аллергии (активированный уголь, Энтеросгель).

Подготовительный этап может длиться от 7 до 10 дней. И только после этого приступают к курсу приема противоглистных препаратов. Они могут в своем составе иметь синтетические или растительные компоненты. Не остается в стороне народная медицина.

Как лечить глисты после основного курса приема противогельминтных препаратов? После основного курса, который длится 3-5 дней, наступает восстановительный период. В это время лечиться следует противовоспалительными препаратами, витаминно-минеральными комплексами, иммуномодуляторами.

Лечение от глистов включает всевозможные отвары, клизмы и мази на основе рецептов народной медицины. Как вылечить глисты? В составы самых известных и эффективных рецептов входят тыквенные семечки, чеснок, лук, перец, а так же растительные компоненты – пижма, гвоздика, полынь.

Профилактические мероприятия

Как бороться с глистами, кроме лекарственной терапии? Профилактические меры помогут избежать заражения, а во время лечения ускоряют процесс выздоровления и снижают проявление симптомов.

  • Если в доме есть домашние животные, следует следить за их здоровьем, вовремя проводить профилактику от глистов и блох. Следует держать в чистоте лоток домашнего питомца и миску для кормления. После контакта с питомцем мыть руки с мылом.
  • Перед употреблением мыть продукты питания, желательно обдавать фрукты и овощи кипятком.
  • Мясо и рыбу следует хорошо проваривать или прожаривать.
  • Соблюдать гигиену, руки мыть после похода в туалет, после работы с землей.
  • Воду фильтровать или кипятить.

Вы даже что-то читали о лекарствах, призванных победить заразу? И в этом нет ничего удивительного, ведь глисты смертельно опасны для человека – они способны очень быстро плодиться и долго жить, а болезни, которые они вызывают, проходят тяжело, с частыми рецидивами.

Плохое настроение, отсутствие аппетита, бессонница, дисфункция иммунной системы, дисбактериоз кишечника и боль в животе… Наверняка вы знаете эти симптомы не понаслышке.

Если в семье маленький ребенок, родителям важна информация о том, как понять, что у ребенка завелись глисты. Существует огромное количество разновидностей глистов, которые могут поражать организм человека и при заражении симптоматика не всегда одинаковая. Как выявить глисты у ребенка, какие симптомы проявляются, какие диагностические мероприятия предстоит пройти крохе и что за медикаментозное лечение и лечение в домашних условиях показано при подтверждении диагноза?

Общая информация о заражении

Как по симптомам понять что у ребенка глисты?

Если в поведении ребенка появились изменения, характерны глистным заболеваниям, нужно обратиться к педиатру.

Если у ребенка глисты, это не всегда выявляется характерной симптоматикой, поэтому нечасто получается вовремя выявить патологию. Однако, внимательные родители, наблюдая за ребенком, заметят такие изменения в поведении:

  • малыш постоянно чешет попу, при этом он может начать плакать или расстраиваться;
  • ухудшается аппетит, иногда появляются беспричинные боли в животе, беспокоят запор или диарея;
  • появляется сухой кашель, при этом признаков ОРЗ нет;
  • указывает на то, что у ребенка глисты и возникновение проблем с пищеварением, резкая потеря веса, анемия.

Аллергия при инвазии

При поражении организма кишечными глистам часто у больных детей можно выявить аллергические проявления. При этом кроху могут беспокоить как незначительные высыпания на теле, так и развиваться более опасные осложнения: крапивница, отеки дыхательных органов, лихорадка, проблемы с дыханием и другие. Чаще всего такие реакции происходят из-за тяжелой интоксикации организма малыша, поэтому важно выявить точную проблему патологии и приступить к терапии.

Часто встречаемые глисты

В наших широтах распространенными считаются глисты аскариды, острицы, бычьего цепня, власоглава, лямблии. Аскариды попадают в организм малыша через зараженную почву, продукты растениеводства, выращенные на такой земле, песок, загрязненный фекалиями животных-носителей. Острицы поражают детский организм благодаря зараженному человеку или предметам, с которыми контактировал заболевший. Бычий цепень попадает в организм малыша или взрослого через плохо обработанное термически мясо, яйца.

Как проверить?

Анализ кала нужно сдавать несколько раз для более точного результата.

Чтобы узнать, есть ли у ребенка глисты, нужно сдать анализы, которые покажут наличие в организме личинок. Для этого у крохи берут мазок на глисты, при этом образцы берутся трижды, для того чтобы подтвердить диагноз. Также нужно сдать анализ кала на глисты. Если в экскрементах лаборант сможет увидеть микроскопические яйца, это значит, что диагноз подтвержден.

Лечение заболевания

После того, как удалось определить, какой вид гельминтов поразил организм ребенка, назначается лечение. Так как противогельминтные препараты обладают высоким уровнем токсичности, важно следить за симптомами, которые могут возникнуть в результате интоксикации организма. Ребенку может стать плохо, тошнить, появиться головокружение, рвота, проблемы со стулом.

Глисты у детей лечат такими препаратами, как «Пирантел», «Пиперазин», «Никлозамид», «Хлоксил», «Вормил», «Мебендазол». Лекарства «Вормил» и «Мебендазол» являются препаратами широкого спектра действия и помогают бороться даже со смешанными глистными инвазиями. Также хорошим эффектом обладают ректальные свечи, которые не всасываются в кровь и действуют только на уровне кишечника.

Лечение в домашних условиях

Лечение народными средствами нужно согласовать с педиатром.

Если в семье есть домашние животные, нужно по графику обрабатывать их противогельминтными средствами, следить за чистотой шерстяного покрова, так как многие виды глистов переносятся на шерсти кошек или собак. Нужно следить за тем, чтобы животное не испражнялось в местах, где выращиваются овощные и плодовые культуры, так как личинки попадают из зараженной почвы на спелые плоды, а при недостаточной обработке они попадают в организм взрослого или ребенка, где растут и размножаются.

Симптомы приявления глистной инвазии у ребенка и особенности лечения

  • Способы проникновения гельминтов в организм
  • Разновидности глистов
  • Симптомы заражения глистами
  • Меры профилактики глистов
  • Лечение глистной инвазии
  • Видео

Способы проникновения гельминтов в организм

Совет: чтобы избежать внутриутробного заражения, будущая мама должна поддерживать силы организма, не допуская его ослабления и заражения гельминтами, не игнорировать симптомы гельминтоза до зачатия.

Наибольший риск заражения ребенка появляется, когда ему исполняется 2-3 года. В возрасте 2-3 лет малыш уже начинает самостоятельно передвигаться и исследовать мир. В процессе этого ребенок все предметы, попадающие к нему в руки, обязательно берет в рот. Кроме этого, он уже начинает гулять на улице и посещать детский сад, где вероятность попадания глистов многократно увеличивается.

Совет: чтобы минимизировать риски заражения глистами детей в возрасте 2-3 года, необходимо заставлять малыша тщательно мыть руки перед едой и употреблять в пищу только вымытые или прошедшие термообработку (вареные или жареные) продукты.

Значительно увеличивается возможность заражения, если в квартире или доме живут домашние животные. Так, если появились глисты у кошки, то при контакте с ней могут заразиться как дети, так и взрослые. Поэтому необходимо регулярно проводить профилактику глистов у животных.

Разновидности глистов

Их яйца настолько микроскопические, что могут переноситься по воздуху и оседать на вещах, что может привести к повторному заражению этими гельминтами.

Однозначных симптомов при заражении организма гельминтами нет. Поэтому данную инфекцию распознать очень сложно. Но есть ряд косвенных признаков присутствия глистов в органах человека. Чем больше этих признаков, тем выше вероятность положительного результата. Симптомы глистной инвазии следующие:

  • Частые случаи тошноты;
  • Боли в области пупка, не зависящие от приема пищи;
  • Расстройства кишечника;
  • Частые головокружения и боли;
  • Высокая возбудимость по вечерам;
  • Капризность;
  • Ребенок плохо засыпает и беспокойно спит;
  • Зуд в области заднего прохода;
  • Наличие кожных высыпаний;
  • Снижение или чрезмерное усиление аппетита;
  • Быстрая утомляемость;
  • Синие круги под глазами и бледная кожа.

В отличие от детей, симптомы у взрослых проявляются не так явно и могут быть незаметны на протяжении длительного времени. Хотя стоит отметить, что некоторые дети также могут не испытывать дискомфорта и других симптомов, тогда глистная инвазия проходит в скрытой форме. При этом ребенок будет выглядеть вполне здоровым.

Полной гарантии от заражения можно добиться только полностью стерильными условиями, что нереально в обычной жизни. Поэтому можно значительно снизить вероятность заражения гельминтами и появление неприятных симптомов, соблюдая следующие меры предосторожности:

  • Все члены семьи должны соблюдать правила гигиены и не допускать контакта ребенка и его вещей с домашними животными;
  • Привить ребенку правило мыть с мылом руки после улицы и посещения туалета;
  • Не употреблять в пищу немытые продукты, не подвергшиеся термообработке рыбу и мясо и неочищенную воду;
  • Не разрешать ребенку поднимать на улице различные предметы и избегать контакта с уличными животными;
  • Регулярно делать в жилище влажную уборку и мыть с мылом игрушки, особенно принесенные с улицы.

Все эти действия помогут практически полностью исключить вероятность появления гельминтоза у ребенка с проявлением неприятных симптомов, связанных с потерей аппетита.

Лечение глистной инвазии

Если все же, несмотря на все предпринятые меры, появились признаки пребывания глистов в организме, то необходимо принимать меры по их выведению. Лечение глистной инвазии длительное.

Совет: ни в коем случае нельзя давать ребенку противоглистные препараты до того, как будет проведена проверка и известен точный диагноз, даже если есть все признаки глистной инвазии. Самолечение может негативно сказаться на здоровье.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что само по себе заражение глистами хоть и не очень приятная вещь, но вполне излечимая. И тем не менее, лучше этого избегать, используя простые методы профилактики, чем травить организм токсичными химикатами, пытаясь излечиться от глистной инвазии.

Видео

У всех детей есть свои любимые сказки. И этот выбор не случаен, так как сказка дает возможность ребенку не только окунуться в волшебный мир, но и провести параллели со своей жизнью. Она помогает ему лучше понять себя и поступки окружающих. А для родителей сказка может стать незаменимой помощницей, чтобы разобраться в мотивах поведения ребенка и его эмоциях.

Читайте об эффективном приеме в работе со сказкой, который поможет лучше узнать внутренний мир ребенка и его мысли.

Как узнать, что чувствует и думает ребенок

Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное - внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую - не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.

В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.

Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их хорошо запомнить, а потом подробно записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки остроты проблемы.

Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.

Сказка про часы

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты - ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы - отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно… Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды…»

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Сказка “Тяжелые времена”

«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.

Сказка “Садовник и кустик”

«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», - говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день… Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»

В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

Сказка “Ворон”

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу…» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»

С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, не решающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

Сказка “Заколдованный принц (принцесса)”

«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»

В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?

Сказка “Журавли”

«Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» - удивился птенчик? «В теплые края, - ответил папа, - ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», - возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», - сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место… Как ты думаешь, что там произошло?»

Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.

Наш эксперт – врач-сурдолог поликлиники №3 УДП РФ Андрей Изосимов .

Эта история – реальная. Первого сентября в одной из обычных московских школ учительница, прежде чем начать урок, попросила учеников выслушать маму их одноклассника. Мама показала ребятам маленький предмет: «Это слуховой аппарат моего сына. Без него он не слышит. Вы можете аккуратно рассмотреть его, а я вам расскажу, как он работает». У ребят – неподдельный интерес к диковинке. И даже уважение к ее обладателю. Мальчик теперь не стесняется своего недуга. Он, еще недавно обреченный на изоляцию, получил возможность общения со сверстниками на равных. И все потому, что мама вовремя поняла, что у сына нелады со слухом, и сделала все, чтобы вернуть ребенка в мир звуков.

С первых дней

Вот они – долгожданные первые слова, которые произносит кроха: «Мама, папа, ляля…». Один карапуз быстро осваивает премудрости общения, другому малышу мир слов дается труднее. А один из тысячи новорожденных упорно молчит, и взрослые подчас и не догадываются, что виной тому – нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. Если родители с первых месяцев жизни малыша не предпримут решительных мер, то ребенок так никогда и не услышит человеческую речь, а значит, не научится говорить.

Как вовремя заподозрить, что у малыша проблемы со слухом?

Причин тугоухости немало. Малыш может плохо слышать:

● если он родился раньше срока и/или весил при рождении меньше 1,5 кг;

● если сразу после рождения ребенок самостоятельно не смог вздохнуть, получил внутричерепную травму во время родов;

● если во время беременности мама перенесла опасную инфекцию (краснуху, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);

● если маму во время беременности лечили ототоксическими препаратами (некоторыми антибиотиками, мочегонными средствами);

● если тугоухость – наследственный недуг в семье;

● при генетических отклонениях.

На что обратить внимание

Как же проверить слух младенца? Врачи пока не научились определять, слышит ли ребенок в утробе матери. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В Cкандинавии, например, всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха методом регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, поэтому он может применяться для исследования слуха даже у самых маленьких. К сожалению, в нашей стране пока нет практики проверки слуха у всех новорожденных. Поэтому родителям самим надо быть внимательными и понаблюдать за крохой:

● Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?

● Реагирует ли в полтора-шесть месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

● Гулит ли в два-четыре месяца? Переходит ли это гуление в лепет к 4–5 месяцам?

● Появляется ли у него новый (эмоциональный) лепет при появлении родителей?

● Появляются у ребенка в возрасте 8–10 месяцев какие-либо новые звуки?

Если после таких наблюдений родителей что-то настораживает, им следует показать малыша врачу.

Последствие болезней

В случае сомнений обратитесь к специалистам и с малышом постарше – его тоже подстерегают неприятности: слух может пострадать от болезни (менингита, энцефалита, тяжелых форм кори и свинки), частых отитов (причем воспаление среднего уха протекает порой без заметных симптомов), от лекарств, дающих осложнения на уши, от черепно-мозговых травм.

Свою лепту вносит и технический прогресс, испытывая наше ухо непомерными нагрузками. От чрезмерно громких и длительных звуков чувствительные слуховые клетки во внутреннем ухе погибают. Один только гул улицы, не прекращающийся ни днем, ни ночью, – это почти 90 децибел. Что уж говорить об оглушительном реве реактивного самолета (120 децибел), подземки, рок-концерта. Уши просят пощады. А мы не слышим их мольбы и добавляем еще и музыку, льющуюся из наушников вездесущего плеера…

Проведенное в Московской области обследование выявило снижение слуха более чем у половины второгодников! Дети превратились в отстающих просто потому, что их вовремя не обследовали.

Модель «мультяшная»

Как только доктор диагностировал поражение слуха и признал, что ни лечение, ни операция проблему не решат (а в 90% случаев это, увы, именно так), нужно без промедления обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его точно в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, научится говорить, будет нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Но торопитесь: слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза (в идеале – до шестимесячного возраста).

Наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7–12 месяцев до 3,5–4 лет. Чем позже – тем хуже результат, тем больше потребуется усилий родителей и сурдопедагогов, чтобы ребенок овладел речью. Если с коррекцией слуха протянуть до пяти лет, научить ребенка связно говорить будет практически невозможно.

Конечно, малышу нужен особый аппарат: максимально прочный и легкий, незаметный для окружающих, чтобы ребенок не стеснялся его носить. Или, напротив, яркий, цветной, украшенный мультяшными персонажами, чтобы стал предметом зависти ровесников. Именно такие модели предлагают детям фирмы, специализирующиеся на выпуске современной цифровой техники. Специалисты предъявляют к слуховому прибору свои требования: он должен быть мощным, с широким диапазоном частот, максимально точно отображать звук. Ведь чем лучше аппарат, тем быстрее и лучше ребенок научится слышать и говорить, тем ярче и полнозвучнее будет его жизнь.

Сегодня многие родители боятся пропустить в поведении ребенка какие-либо отклонения. К сожалению, количество детей с аутизмом, гиперактивностью и другими психическими расстройствами растет, поэтому многие специалисты призывают мам быть более внимательными к тому, как ведет себя ребенок. Но понять, когда именно следует обращаться за консультацией к врачу и за помощью к специалистам, бывает непросто. Иногда родители склонны видеть проблему там, где ее нет, но могут принять за особенность характера или возраста один из симптомов какого-либо психического заболевания. Все это связано с тем, что психика детей очень уязвима, а факторов, влияющих на нее, очень много. Также читайте вот эту статью “ ?”

Предлагаем вашему вниманию перечень нормального поведения ребенка, но которое часто приносит родителям неудобства и заставляет волноваться, а все ли в порядке с ребенком. И перечень тревожных признаков, когда родителям все же стоит обратиться за консультацией к специалистам. Составлен психологом Ириной Катин-Ярцевой

Что нормально, а что нет в поведении ребенка?

Информация для родителей и педагогов

Это нормально:

  1. Ребенок не любит, когда ее/его отрывают от какого-то интересного занятия. Не всегда хочет, чтобы ее/его тискали и целовали.
  2. Вы не всегда понимаете, что говорит ребенок 1,5–2 лет, о чем он просит, а он злится из-за этого и плачет.
  3. Ребенок просит каждый день читать ей (ему) одну и ту же сказку. Смотрит все мультики про любимых героев, не расстается с ними.
  4. Иногда ребенку снятся неприятные сны. Иногда ребенку трудно заснуть, особенно, если он устал днем. Он не хочет идти в кровать, а хочет играть/читать/смотреть мультфильмы.
  5. В возрасте 3–4 года ночью или если ребенок заигрался, он может намочить штанишки, но такое случается очень редко.
  6. Ребенок не очень любит шумные сборища, где много незнакомых детей, стесняется незнакомых взрослых.
  7. Ребенок (дошкольник или школьник) ударил другого ребенка в ответ. Если ребенок злится, то может кричать и топать ногами, разорвать свой рисунок, испортить поделку. Неговорящий малыш до полутора лет стукнул вас и смеется.
  8. Ребенок избирателен в еде. Что-то готов есть всегда, а что-то – узнает в любом виде и наотрез отказывается есть. Не всегда готов пробовать что-то новое.
  9. Около 4–5 лет у ребенка иногда случаются истерики.
  10. Иногда вы тревожитесь за ребенка.
  11. У ребенка есть воображаемые друзья. Иногда он даже сваливает на них свои проделки.
  12. Иногда вы устаете от ребенка, но вам есть кому помочь, и время от времени вы можете передохнуть и заняться чем-то приятным.
  13. Иногда вы злитесь на ребенка. Если случилось что-то из ряда вон выходящее, можете даже накричать на него или отругать, но потом извиняетесь и миритесь.

Пора обратиться за помощью к специалисту:

  1. Ребенок не смотрит в глаза, не стремится к контакту, не говорит «мама», избегает тактильного контакта.
  2. К году не появились лепетные слова (мама), в полтора не произносит слов, в 2 – не говорит простых фраз («дай пить»).
  3. Ребенок не интересуется ничем, кроме любимого мультфильма/книжки. При попытке выключить/отобрать любимый предмет впадает в ярость.
  4. Ребенок часто жалуется на кошмары, просыпается от них ночью, боится идти спать. Не может уснуть, часами лежит в кровати без сна, часто просыпается ночью.
  5. После 3 лет у ребенка частое недержание мочи/кала ночью или днем.
  6. Ребенок боится отойти от матери и играть с другими детьми, не может общаться с воспитателями в детском саду/преподавателями кружков.
  7. Дерется в саду (воспитатели жалуются), бьет близких, кусает других детей или взрослых, мучает животных.
  8. Ребенок старше полутора лет ест только пюре или жидкую пищу. Боится каких-то видов пищи. Боится пробовать еду определенного цвета/консистенции.
  9. Ежедневные истерики. Ребенок падает на пол и яростно бьется головой, с ним невозможно зайти в магазин или в другое общественное место.
  10. Вы сильно и часто тревожитесь за ребенка.
  11. Ребенок неоднократно жаловался, что кто-то, кого вы не видите, заставляет его слышать что-то.
  12. Вы регулярно чувствуете постоянную усталость, забываете, что делали вчера, спите на ходу.
  13. Вы чувствуете, что можете причинить ребенку вред, вы делаете то, за что вам потом стыдно, теряете контроль над собой.

То, что под заголовком «Это нормально» – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из второго списка – более серьезные и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям.

По материалам:

Оказывается, каждый из нас несет в себе в среднем 10–12 дефектных генов. И ничего – мы живы и здоровы. Но стоит встретиться двум любящим сердцам, у которых по воле злого рока поломки есть в одних и тех же генах, и результат печален: рождается больной ребенок.

Забота государства

По словам руководителя отдела клинической генетики МНИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава доктора медицинских наук Петра Новикова, все новорожденные у нас в стране уже почти 20 лет проходят анализ на два наследственных заболевания: фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В роддоме на пятый день жизни у каждого младенца берут капельку крови, высушивают на фильтровальной бумаге и отправляют в генетическую консультацию. Там, во-первых, определяют, нет ли у малыша повреждения в тех генах, которые отвечают за переработку фенилаланина – одной из аминокислот. Эта аминокислота присутствует во всех белковых продуктах. Если такие повреждения есть, младенца надо как можно скорее, недель с трех, переводить на специальную лечебную диету. Он будет получать продукты, которые содержат белок, освобожденный от вредной для больного аминокислоты. В России есть завод, выпускающий такие продукты, с питанием трудностей не будет. А при несоблюдении диеты ребенок обречен на умственную отсталость.

На специальной диете больные фенилкетонурией находятся примерно до 10–12 лет, иногда до 18. Дети нормально развиваются, ходят в обычные школы, в общем, с генетическим заболеванием удается справиться не впрямую, изменяя ген, а, если так можно сказать, обходным путем.

Второй анализ капелька крови новорожденного проходит на врожденный гипотиреоз. Анализ показывает, вырабатывает щитовидная железа гормон тироксин или нет. Если нет, ребенку придется вводить его искусственно, принимать в течение всей жизни. При небольшом повреждении щитовидной железы, принимая маленькие дозы этого гормона, человек будет чувствовать себя вполне здоровым.

Ежегодно в России выявляют примерно 150 детей, не переносящих фенилаланин, и 450–460, не вырабатывающих гормон тироксин. И всем им удается помочь.

И уже несколько лет в рамках национального проекта «Здоровье» всех новорожденных проверяют еще на три наследственных заболевания: адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцидоз.

Кому на консультацию?

Всеобщая диагностика новорожденных – это тот случай, когда государство заботится о нас. Но ведь мы и сами можем заранее побеспокоиться о здоровье своих будущих детей. Есть ситуации, когда супругам, перед тем как они решили завести ребенка, стоит посетить генетиков. Когда это необходимо сделать?

Если у вас в роду встречались наследственные болезни: например, гемофилия, сахарный диабет, хорея Гетингтона (судорожное заболевание с тяжелым поражением нервной системы), миопатия Дюшена (тяжелейшее поражение мышечной системы). Врачи-генетики определят, являетесь ли вы носителем дефектного гена, вызывающего такую болезнь, и можете ли передать ее ребенку. 

Если вы состоите в родственном браке: замужем за своим троюродным братом, например. У вас общие прадеды и прапрадеды, и вы можете быть носителями одних и тех же дефектных генов.

Если у кого-либо из ваших родственников была задержка умственного или физического развития, не связанная с внешним воздействием – травмой, например. Тогда, может, это была генетическая патология?

Если вы решили обзавестись потомством в зрелом возрасте. В стареющих клетках хромосомы не всегда расходятся при образовании зародыша так, как они должны расходиться. И наличие всего одной лишней хромосомы приводит к тому, что ребенок рождается с болезнью Дауна, например. «Даунята», конечно, милые существа, добрые, покладистые, верные, но умственно неполноценные, и развить их интеллект нет возможности, они никогда не смогут жить без опеки других людей.

А по последним данным ученых, и вашей несовершеннолетней дочке, если она объявила, что скоро сделает вас бабушкой, надо обязательно пройти дородовую генетическую консультацию. Раньше считалось, что «даунята» часто рождаются только у пожилых родителей. Теперь же наука знает, что они часто рождаются и у матерей 15–16 лет!

К посещению медико-генетической консультации надо подготовиться: взять в поликлинике выписку из медицинской карты, подробно расспросить о семейных болезнях родственников...

Заранее проверим плод

Дородовые обследования – еще один путь предупредить рождение неизлечимо больного ребенка. Это направление диагностики наследственных заболеваний сейчас очень быстро развивается. Несколько лет назад Министерство здравоохранения издало приказ, по которому плод каждой беременной женщины надо трижды обследовать на генетические дефекты: провести ультразвуковое исследование и исследование белково-сывороточных факторов – белка альфа-фетопротеина и хорионического гормона человека. Эти обследования позволяют выявить примерно 70% врожденных патологий! И болезнь Дауна, и болезнь Эдвардса – тоже хромосомное заболевание, предопределяющее умственную отсталость, и пороки развития нервной трубки, и пороки развития сердца, головного мозга, аномалии конечностей...

Если у плода есть дефекты развития, врачи вам скажут, жизнеспособным родится ребенок или нет, насколько серьезна его патология и как она отразится на здоровье. А поскольку исследования делаются на 14–16 неделях беременности, есть время принять решение – будет женщина ее прерывать или нет. Генетики только ставят родителей в известность: здоров их плод или имеет дефекты развития, а позволить ему родиться или нет – решают супруги.

Врачи знают, что иногда по религиозным соображениям женщины отказываются от прерывания беременности и продолжают вынашивать неполноценного ребенка. Но 4,5–5 тысяч беременностей ежегодно в России прерывается именно потому, что у плода были обнаружены врожденные пороки развития или хромосомные заболевания. Столько тысяч семей генетики каждый год спасают от трагедии рождения неизлечимо больного ребенка.

Бояться не надо

Одна из причин, почему женщины неохотно проходят обследования во время беременности и даже стараются их избежать, – они боятся. Боятся, что обследования повредят развитию плода, что здорового ребенка в поисках аномалий и в самом деле сделают больным.

Не надо бояться! К ультразвуковым исследованиям, которые сейчас очень широко используются во всех областях медицины, мы уже привыкли, поняли, что они безвредны. Анализ крови тоже ничего страшного из себя не представляет, в конце концов женщинам за месяцы беременности приходится столько раз сдавать кровь, что любая к этой процедуре привыкнет.

Взятие околоплодной жидкости или биопсия оболочки плода? Да, десятилетия назад, когда эти методы только разрабатывались, угроза прерывания беременности от некорректно проведенных манипуляций была довольно значительной. Но сейчас, когда методики отработаны, все делается под контролем УЗИ, бояться, что жидкость заберут не оттуда, не туда попадут иголкой – наивно. Угроза прерывания беременности в результате дородовых обследований составляет от 1 до 1,5 %. Угроза, а не гибель плода! И связано это не с тем, что техника несовершенна, а с тем, что сейчас многие беременные женщины страдают различными заболеваниями: гинекологическими, аллергическими, патологиями почек... и эти сопутствующие заболевания осложняют исследования. А сами обследования не вредят плоду и не отражаются на его развитии.

Кстати

Наука знает около 5 тысяч наследственных болезней. Конечно, ни в одной стране мира, даже самой богатой, нет возможности проверять всех новорожденных на все эти заболевания. Да в этом, наверное, и нет смысла. В США младенцев обследуют не больше чем на 7–8 наследственных болезней. Только на те, которые чаще всего встречаются в их регионе. По этому же признаку были выбраны заболевания и у нас.