Какой рост у 3 х летнего ребенка. Рост и вес недоношенных детей

Важными показателями физического состояния и здоровья детей являются вес и рост. Принято считать, что зависят они от генетики человека. Все дети индивидуальны, но избыточный или маленький вес может указывать на плохое питание или серьезные проблемы со здоровьем. Очень быстрый или медленный рост может быть сигналом неправильного функционирования систем организма.

На рост и вес ребенка в первую очередь влияет генетика, но существует еще много факторов, от которых зависят эти показатели

Калькулятор

Какие факторы влияют на показатели роста и веса?

На показатели роста и веса влияют следующие факторы:

  • генетическая предрасположенность (наследственность, этническое происхождение);
  • гормоны роста;
  • перенесенные в раннем возрасте заболевания;
  • функционирование эндокринной системы;
  • гормональный всплеск во время полового созревания;
  • психологическая обстановка в семье;
  • питание и сон;
  • хронические патологии;
  • физические нагрузки;
  • уровень гемоглобина;
  • масса тела прямо пропорционально зависит от длины.

С каким ростом и весом должен родиться ребенок?

При рождении вес доношенного ребенка колеблется от 2500 г до 4500 г. Мальчики, как правило, весят больше, чем девочки. Максимальный вес для малышки обычно не превышает отметку 4,5 кг. Средний вес – 3,2–3,4 кг. Длина тела новорожденных составляет 45-54 см. Средний рост – 49-52 см. Длина тела у девочек обычно находится в пределах 49–51 см.

Как видно, диапазон физических показателей ребенка при рождении достаточно широк. На данные малыша оказывают влияние различные факторы: наследственная предрасположенность, на каком сроке родился ребенок (38-40 недель), особенности течения беременности мамы. Следует сказать, что у одних и тех же родителей дети могут рождаться с разными физиологическими данными.

Рост и вес недоношенных детей

Вес детей в зависимости от степени их недоношенности:


Если недоношенный ребенок здоров, он быстро прибавляет в росте и в весе

Длина тела у детей, родившихся раньше срока, обычно менее 45 см. Телосложение у них непропорциональное, подкожно-жировой слой не сформирован, открыты швы черепа, кожные покровы переполнены кровью. Новорожденных, поспешивших появиться на свет, выхаживают в специальных условиях. При правильном уходе к первому году жизни такие дети ничем не отличаются от тех, что родились в положенный срок.

Таблицы ВОЗ роста детей

Все дети развиваются в своем собственном темпе. Однако существуют определенные нормы прибавки в весе и росте, на которые ориентируются доктора при определении физического состояния ребенка. Эти данные собраны в таблицы, разработанные всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Рассмотрим таблицы ВОЗ на примере развития девочек.

Нормальные показатели у девочек до года

В первый год жизни дети развиваются наиболее активно. Сразу после рождения новорожденные могут потерять в весе до 300 г. Однако в первые три месяца жизни малыш способен набирать до 750 г ежемесячно, в последующие три месяца – по 700 г, с 7 по 9 месяц жизни - по 550 г, 9-12 месяц – 350 г. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес быстрее.

Растут малыши не менее интенсивно. Идеальная прибавка в длине для малышей с 1 по 3 месяц – 3,5 см, 4-6 месяц – 2,5 см, 7-9 месяц – 1,5-2 см (см. также: ). С 9 месяца до года дети подрастают еще на 1 см в месяц. Средний вес ребенка в год находится в промежутке от 8900 до 9600 г. Длина тела составляет от 74 до 76 см.


В среднем дети рождаются с весом 2,9-3,5 кг и ростом - около 52 см

Таблица весовых норм от 0 до 12 месяцев:

Возраст, мес Вес, кг
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
0 2,4-2,8 2,8 3,2 3,7 3,7-4,2
1 3,2-3,6 3,6 4,2 4,8 4,8-5,5
2 3,9-4,5 4,5 5,1 5,8 5,8-6,6
3 4,5-5,2 5,2 5,9 6,6 6,6-7,5
4 5,0-5,7 5,7 6,4 7,3 7,3-8,2
5 5,4-6,1 6,1 6,9 7,8 7,8-8,8
6 5,7-6,5 6,5 7,3 8,3 8,3-9,4
7 6,0-6,8 6,8 7,6 8,6 8,6-9,8
8 6,2-7,0 7,0 8,0 9,0 9,9-10,2
9 6,5-7,3 7,3 8,2 9,3 9,3-10,6
10 6,7-7,5 7,5 8,5 9,6 9,6-10,9
11 6,9-7,7 7,7 8,7 9,9 9,9-11,2
12 7,0-7,9 7,9 9,0 10,1 10,1-11,5

Исходя из данных, показатель веса для годовалой малышки в 7,9-10,1 кг считается идеальным (рекомендуем прочитать: ).


Вес годовалых девочек может сильно разниться - есть «худышки», а есть «пышечки»

Низкий и высокий вес не является критичным, он может быть вызван генетической предрасположенностью или особенностями протекания беременности. Если показатели малыша выходят за рамки низкого или высокого, врачи проведут дополнительные исследования для исключения проблем со здоровьем.

Таблица норм роста от 0 до 12 месяцев согласно ВОЗ:

Возраст, мес Рост, см
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
0 45,4-47,3 47,3 49,2 51,0 51,0-52,9
1 49,8-51,7 51,7 53,7 55,6 55,6-57,6
2 53,0-55,0 55,0 57,1 59,1 59,1-61,2
3 55,6-57,7 57,7 59,8 61,9 61,9-64,0
4 57,8-59,9 59,9 62,1 64,3 64,3-66,4
5 59,6-61,8 61,8 64,0 66,3 66,3-68,5
6 61,2-63,5 63,5 65,7 68,0 68,0-70,3
7 62,7-65,0 65,0 67,3 69,6 69,6-71,9
8 64,0-66,4 66,4 68,8 71,1 71,1-73,5
9 65,3-67,7 67,7 70,1 72,6 72,6-75,0
10 66,5-69,0 69,0 71,5 74,0 74,0-76,4
11 67,7-70,3 70,3 72,8 75,3 75,3-77,8
12 68,9-71,4 71,4 74,0 76,6 76,6-79,2

Детский возраст от года до 10 лет

В период от года до 10 лет у ребенка формируется и укрепляется опорно-двигательная система, налаживается работа всех внутренних органов.

При недостаточном питании, неправильном распределении физической нагрузки у детей могут развиться различные заболевания. Поэтому следить за нормами в этом возрасте так же необходимо, как и в младенческом.

Таблица норм веса в возрасте от 1 до 10 лет:

Возраст Вес, кг
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
15 мес. от 7,6 8,5 9,6 10,9 10,9-12,4
18 мес. 8,1-9,1 9,1 10,2 11,6 11,6-13,2
21 мес. 8,6-9,6 9,6 10,9 12,3 12,3-14,0
2 года 9,0-10,2 10,2 11,5 13,0 13,0-14,8
27 мес. 9,5-10,7 10,7 12,1 13,7 13,7-15,7
30 мес. 10,0-11,2 11,2 12,7 14,4 14,4-16,5
33 мес. 10,4-11,7 11,7 13,3 15,1 15,1-17,3
3 года 10,8-12,2 12,2 13,9 15,8 15,8-18,1
3,5 года 11,6-13,1 13,1 15,0 17,2 17,2-19,8
4 года 12,3-14,0 14,0 16,1 18,5 18,5-21,5
4,5 года 13,0-14,9 14,9 17,2 19,9 19,9-23,2
5 лет 13,7-15,8 15,8 18,2 21,2 21,2-24,9
5,5 лет 14,6-16,6 16,6 19,1 22,2 22,2-26,2
6 лет 15,3-17,5 17,5 20,2 23,5 23,5-27,8
6,5 лет 16,0-18,3 18,3 21,2 24,9 24,9-29,6
7 лет 16,8-19,3 19,3 22,4 26,3 26,3-31,4
8 лет 18,6-21,4 21,4 25,0 29,7 29,7-35,8
9 лет 20,8-24,0 24,0 28,2 33,6 33,6-41,0
10 лет 23,3-27,0 27,0 31,9 38,2 38,2-46,9

Важно следить за нормами веса ребенка, и если девочка имеет лишние килограммы, обязательно принимать меры!

Таблица роста от 1 до 10 лет:

Возраст, мес Рост, см
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
15 мес. 72,0-74,8 74,8 77,5 80,2 80,2-83,0
18 мес. 74,9-77,8 77,8 80,7 83,6 83,6-86,5
21 мес. 77,5-80,6 80,6 83,7 86,7 86,7-89,8
2 года 80,0-83,2 83,2 86,4 89,6 89,6-92,9
27 мес. 81,5-84,9 84,9 88,3 91,7 91,7-95,0
30 мес. 83,6-87,1 87,1 90,7 94,2 94,2-97,7
33 мес. 85,6-89,3 89,3 92,9 96,6 96,6-100,3
3 года 87,4-91,2 91,2 95,1 98,9 98,9-102,7
3,5 года 90,9-95,0 95,0 99,0 103,1 103,1-107,2
4 года 94,1-98,4 98,4 102,7 107,0 107,0-111,3
4,5 года 97,1-101,6 101,6 106,2 110,7 110,7-115,2
5 лет 99,9-104,7 104,7 109,4 114,2 114,2-118,9
5,5 лет 102,3-107,2 107,2 112,2 117,1 117,1-122,0
6 лет 104,9-110,0 110,0 115,1 120,2 120,2-125,4
6,5 лет 107,4-112,7 112,7 118,0 123,3 123,3-128,6
7 лет 109,9-115,3 115,3 120,8 126,3 126,3-131,7
8 лет 115,0-120,8 120,8 126,6 132,4 132,4-138,2
9 лет 120,3-126,4 126,4 132,5 138,6 138,6-144,0
10 лет 125,8-132,2 132,2 138,6 145,0 145,0-151,4

Следить за показателями норм роста и веса девочек школьного возраста также важно, как и в младенческом возрасте

Развитие девочек от 11 до 18 лет

Возраст от 11 до 18 лет считается подростковым. В это время в организме детей происходят интенсивные изменения. На внешности это особенно заметно. Пухленькая малышка может превратиться в идеальную девушку, а худышка - набрать формы. Вызваны такие изменения гормональной перестройкой организма. Необходимо понимать, когда такие изменения являются нормальными, а в каком случае нужно бить тревогу.

Рассмотрим таблицу веса подростков-девочек:

Возраст, лет Вес, кг
низкий нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
11 24,9-27,8 27,8-30,7 30,7-38,9 38,9-44,6 44,6-55,2
12 27,8-31,8 31,8-36,0 36,0-45,4 45,4-51,8 51,8-63,4
13 32,0-38,7 38,7-43,0 43,0-52,5 52,5-59,0 59,0-69,0
14 37,6-43,8 43,8-48,2 48,2-58,0 58,0-64,0 64,0-72,2
15 42,0-46,8 46,8-50,6 50,6-60,4 60,4-66,5 66,5-74,9
16 45,2-48,4 48,4-51,8 51,8-61,3 61,3-67,6 67,6-75,6
17-18 46,2-49,2 49,2-52,9 52,9-61,9 61,9-68,0 68,0-76,0

Прививая принципы правильного питания, вес подростков будет соответствовать нормам

Таблица роста подростков:

Возраст, лет Рост, см
низкий, до нижняя граница нормы норма верхняя граница нормы высокий
11 136,2 136,2–140,2 140,2–148,8 148,8–153,2 153,2–157,7
12 142,2 142,2–145,9 145,9–154,2 154,2–159,2 159,2–163,2
13 148,3 148,3–151,8 151,8–159,8 159,8–163,7 163,7–168,0
14 152,6 152,6–155,4 155,4–163,6 163,6–167,2 167,2–171,2
15 154,4 154,4–157,2 157,2–166,0 166,0–169,2 169,2–173,4
16 152,6 155,2–158,0 158,0–166,8 166,8–170,2 170,2–173,8
17-18 155,8 155,8–158,6 158,6–169,2 169,2–170,4 170,4–174,2

Рост старшеклассниц может сильно разниться: от 150 до 175 см

Можно ли рассчитать рост ребенка по росту родителей?

Существует несколько формул для примерного расчета роста ребенка в соотношении с ростом его родителей:

  • Для вычисления роста девочки (РД) нужно сложить рост отца (РО) с ростом матери (РМ), умножить на 0,51 и отнять 7,5 см. Автор этой формулы неизвестен.
  • Другая формула принадлежит чехословаку В. Каркусу. РД см = (РО см*0,923 + РМ см)/2.
  • Доктор Дж. Хокер предложил рассчитать рост следующим образом: РД = (РО + РМ)/2 - 6,4.
  • Формула Смирнова и Горбунова: РД = (РО + РМ -12,5)/2 ± 8.
  • Еще одна формула рассчитывает рост на основании данных ребенка в год (РГ). РД = РГ + 100 см – 5 см.

Периоды интенсивного роста детей: когда бывают скачки?

Наиболее быстрыми темпами девочки развиваются с 10 до 13 лет. Объясняется это активным половым созреванием.

В этот период организм подростка получает большую гормональную встряску. Во время полового созревания будущая девушка может вырасти на 8 см в год. Фигура ее тоже существенно изменится - возможен набор или потеря веса.

Если ребенок слишком высокий

Рост ребенка считается наследственным фактором. Если в семье высокие родители, то малыш с самого детства будет рослым. Однако слишком большое отклонение от возрастных норм ребенка может стать сигналом того, что его в организме есть существенные проблемы. Помимо раннего полового созревания, высокий рост у детей может быть вызван:

  • высоким содержанием гормонов роста;
  • ожирением;
  • патологией хромосом;
  • опухолью гипофиза;
  • синдромом Марфана;
  • нарушением функций гипофиза.

Что делать, если ребенок очень маленький?

Маленький рост ребенка, если он не обусловлен генетической предрасположенностью, также должен вызвать у родителей беспокойство.

Если родители заметили, что малыш плохо растет и не набирает вес, им необходимо обратиться к специалисту.

Врач изучит историю его ростовых прибавок, осмотрит ребенка, проведет анализ перенесенных им заболеваний. В том случае, если сомнения родителей окажутся обоснованными, назначается обследование щитовидной железы. Для исключения рахита ребенку назначают УЗИ. Параллельно с этими исследованиями педиатр должен назначить анализы для проверки крови на уровень гормона роста и гемоглобина. Иногда проводят исследование костного возраста ребенка при помощи рентгена костей.

Процент детей с лишним весом повсеместно увеличивается с угрожающей скоростью - в среднем, каждый третий подросток или ребенок в настоящее время обладает лишним весом или ожирением.

Теперь многие дети тратят мало времени на тренировки и подвижные игры, больше времени они находятся перед телевизором, за видеоиграми или компьютером. А во многих работающих занятых семьях у родителей меньше свободного времени, чтобы приготовить здоровую домашнюю еду. От фастфуда до компьютера, быстро и в спешке - вот реальность для многих семей.

Уберечь детей от избыточного веса означает установить в семье правильный режим питания и спортивных занятий, а также полезный отдых вместе. Мы должны включить своих детей в здоровый образ жизни при помощи своего собственного примера.

Есть ли у вашего ребенка недостаток веса или лишний вес?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Министерство здравоохранения США, а также большинство стран мира для оценки лишнего веса у взрослых и детей успешно применяют ИМТ - индекс массы тела, - который основывается на соотношении роста и веса, и последующего расчета доли жира в теле человека. Метод подсчета ИМТ является разработкой Адольфа Кетле и для детей он предусматривает особую схему. Сначала нужно вычислить ИМТ ребенка по общей формуле:

Калькулятор индекса массы тела (ИМТ) по формуле Кетле

Так как дети и подростки отличаются активным ростом и развитием, их ИМТ может существенно меняться в течение короткого времени. Поэтому, обычная оценка ИМТ, распространенная у взрослых, им не подходит. Чтобы точно и правильно оценить индекс массы тела ребенка, ученые исследовали соотношение массы и роста многих тысяч детей. И когда нужно определить, является ли ИМТ вашего ребенка нормой или отклоняется от нее, сравнительные таблицы - «процентные кривые», или распределительные шкалы - со средними показателями для детей этого возраста и роста дадут вам возможность понять, нужно ли корректировать вес. Таким образом, индекс массы тела вашего ребенка сравнивают со средними показателями тысяч других детей. Благодаря этому подходу учитываются этапы развития, которые дети проходят в определенных возрастных группах. К примеру, если ребенок имеет индекс массы тела выше, чем 97% детей его же возраста, то можно прийти к выводу, что у ребенка имеется избыточный вес.
Данная таблица содержит информацию по ИМТ подростков и детей обоего пола от 2 до 20 лет.

В результате, ИМТ вашего ребенка попадет в одну из четырех категорий:

  • Недостаток веса: ИМТ ниже 5-го среднего показателя (процентной кривой);
  • Здоровый вес : ИМТ между 5-м и 85-м средним показателем;
  • Избыточный вес : ИМТ в интервале между 85-м и 95-м показателем;
  • Ожирение : ИМТ попадает в область 95-го показателя или выше.
Для детей младше 2 лет врачи используют диаграммы соотношения веса и роста, а также тщательный непосредственный осмотр.

Таблица оценки массы и роста ребенка по ИМТ



Одновременно с этим ИМТ не является идеальным показателем количества жира в теле и может вводить в заблуждение в некоторых случаях. Например, подросток с развитой мускулатурой может обладать высоким ИМТ, не имея избыточного веса при этом (мышцы прибавляются к массе тела, а не к избыточному весу). Кроме того, ИМТ бывает трудно оценить правильно в период полового созревания, при котором молодые люди переживают этапы быстрого роста. В любом случае, важно помнить, что ИМТ является, как правило, хорошим показателем, но это не непосредственное измерение количества жира в теле.

Установить точный процент жировой ткани позволяет биоимпедансный анализ. При помощи определенного прибора через тело пропускают слабый безопасный электрический ток, меняя его частоту. Различные ткани тела имеют разное сопротивление к электротоку, таким образом, появляется возможность рассчитать, какая доля организма приходится на мышцы, а какая - на кости и на жир.

Если вы беспокоитесь, что у вашего ребенка может быть избыточный или недостаточный вес, устройте встречу с лечащим врачом, который оценит питание и уровень физической активности, и предложит положительные изменения. Врач также может порекомендовать профилактику некоторых заболеваний, сопутствующих недостаточному весу или ожирению.

Нормы веса и роста ребенка по возрасту

Таблица роста и веса ребенка до года

Возраст Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 месяц

49,5 см. 51,2см. 54,5см. 56,5см. 57,3см. 3,3 кг. 3,6кг. 4,3кг. 5,1кг. 5,4кг.

2 месяц

52,6см. 53,8см. 57,3см. 59,4см. 60,9см. 3,9 кг. 4,2кг. 5,1кг. 6,0кг. 6,4кг.

3 месяца

55,3см. 56,5см. 60,0см. 62,0см. 63,8см. 4,5кг. 4,9кг. 5,8кг. 7,0кг. 7,3кг.

4 месяца

57,5см. 58,7см. 62,0см. 64,5см. 66,3см. 5,1кг. 5,5кг. 6,5кг. 7,6кг. 8,1кг.

5 месяцев

59,9см. 61,1см. 64,3см. 67см. 68,9см. 5,6кг. 6,1кг. 7,1кг. 8,3кг. 8,8кг.

6 месяцев

61,7см. 63см. 66,1см. 69см. 71,2см. 6,1кг. 6,6кг. 7,6кг. 9,0кг. 9,4кг.

7 месяцев

63,8см. 65,1см. 68см. 71,1см. 73,5см. 6,6кг. 7,1кг. 8,2кг. 9,5кг. 9,9кг.

8 месяцев

65,5см. 66,8см. 70см. 73,1см. 75,3см. 7,1кг. 7,5кг. 8,6кг. 10кг. 10,5кг.

9 месяцев

67,3см. 68,2см. 71,3см. 75,1см. 78,8см. 7,5кг. 7,9кг. 9,1кг. 10,5кг. 11кг.

10 месяцев

68,8см. 69,1см. 73см. 76,9см. 78,8см. 7,9кг.
8,3кг. 9,5кг. 10,9кг. 11,4кг.

11 месяцев

70,1см. 71,3см. 74,3см. 78см. 80,3см.
8,2кг.
8,6кг. 9,8кг. 11,2кг. 11,8кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Таблица роста и веса ребенка по годам

Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 год

71,2см. 72,3см. 75,5см. 79,7см. 81,7см. 8,5кг. 8,9кг. 10,0кг. 11,6кг. 12,1кг.

2 года

81,3см. 83см. 86,8см. 90,8см. 94см. 10,6кг. 11кг. 12,6кг. 14,2кг. 15,0кг.

3 года

88см. 90см. 96см. 102,0см. 104,5см. 12,1кг. 12,8кг. 14,8кг. 16,9кг. 17,7кг.

4 года

93,2см. 95,5см. 102см. 108см. 110,6см. 13,4кг. 14,2кг. 16,4кг. 19,4кг. 20,3кг.

5 лет

98,9см. 101,5 108,3см. 114,5см. 117см. 14,8кг. 15,7кг. 18,3кг. 21,7кг. 23,4кг.

6 лет

105см. 107,7см. 115м 121,1см. 123,8см. 16,3кг. 17,5кг. 20,4кг. 24,7кг. 26,7кг.

7 лет

111см. 113,6см. 121,2см. 128см. 130,6см. 18кг. 19,5кг. 22,9кг. 28кг. 30,8кг.

8 лет

116,3см. 119см. 126,9см. 134,5см. 137см. 20кг. 21,5кг. 25,5кг. 31,4кг. 35,5кг.

9 лет

121,5см. 124,7см. 133,4см. 140,3см. 143см. 21,9кг. 23,5кг. 28,1кг. 35,1кг. 39,1кг.

10 лет

126,3см. 129,4см. 137,8см. 146,7см. 149,2см. 23,9кг. 25,6кг. 31,4кг. 39,7кг. 44,7кг.

11 лет

131,3см. 134,5см. 143,2см. 152,9см. 156,2см. 26кг. 28кг. 34,9кг. 44,9кг. 51,5кг.

12 лет

136,2см. 140см. 149,2см. 159,5см. 163,5см. 28,2кг. 30,7кг. 38,8кг. 50,6кг. 58,7кг.

13 лет

141,8см. 145,7см. 154,8см. 166см. 170,7см. 30,9кг. 33,8кг. 43,4кг. 56,8кг. 66,0кг.

14 лет

148,3см. 152,3см. 161,2см. 172см. 176,7см. 34,3кг. 38кг. 48,8кг. 63,4кг. 73,2кг.

15 лет

154,6см. 158,6см. 166,8см. 177,6см. 181,6см. 38,7кг. 43кг. 54,8кг. 70кг. 80,1кг.
Очень низкий Низкий Средний
Высокий
Очень всокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень всокий

Предотвращение лишнего веса и ожирения

Ключ к поддержанию детей всех возрастов в здоровом весе - это образ жизни всей семьи. Это то, что «проповедуется» в семье. Сделайте физическую активность и здоровое питание семейным увлечением. Чтобы детям это тоже было интересно, позвольте им помогать в планировании полезного меню и его приготовлении, берите их с собой в продуктовые магазины, чтобы они научились выбирать здоровые и правильные продукты.
Не попадайте в эти распространенные ловушки в питании:
  • Не вознаграждайте детей за хорошее поведение и не пытайтесь удержать их от плохого поведения с помощью сладостей или угощений . Поощрение или наказание не должны включать в себя еду, существует масса других эффективных и правильных способов воспитания.
  • Не поддерживайте «политику чистой тарелки» . Следите за признаками того, что ребенок голоден. Даже младенцы, которые отворачиваются от бутылочки или груди, сообщают, что они сыты. Если дети сытые, не заставляйте их продолжать есть. Напоминайте себе, что мы должны есть только когда голодны.
  • Не говорите о «вредных продуктах» и не исключайте полностью все сладости и любимые лакомства из детского меню . Дети, скорее всего, взбунтуются и будут есть в больших количествах эти вредные продукты вне дома или когда родители не видят.

Выводы

Ребенка непросто мотивировать на результат, его нельзя «посадить» на диету. В свою очередь, подростковый возраст сложен тем, что есть опасность возникновения неприятия себя, замкнутости, депрессии, анорексии. После того, как вы выясните, нуждается ли ваш ребенок в коррекции веса, мы хотели бы дать некоторые дополнительные рекомендации для ребят всех возрастов:
  • От рождения до 1 года : кроме общеизвестной многосторонней пользы для здоровья, грудное вскармливание может помочь не допустить также и чрезмерное увеличение веса. И хотя точный механизм пока не установлен, дети, находящиеся на грудном вскармливании, более четко ощущают свой голод и чувство сытости, защищая себя таким образом от переедания.
  • От 1 года до 5 лет : вырабатывать полезные привычки лучше с ранних лет. Помогите ребенку установить правильные пищевые предпочтения, предлагая ему разнообразную здоровую пищу. Поощряйте детскую природную склонность к активности и помогайте ему развиваться.
  • От 6 до 12 лет : поддерживайте физическую активность ребенка каждый день. Пусть это будет спортивная секция или подвижные игры во дворе. Поощряйте активность и дома - в повседневной домашней работе и в совместных играх и прогулках по выходным. Приучайте ребенка выбирать полезные и здоровые продукты, помогите ему самому собрать свои бутерброды в школу.
  • От 13 до 18 лет : подростки часто склоняются к фастфуду, но постарайтесь подтолкнуть их к более здоровой еде. Например, к сэндвичам с печеным куриным мясом, салатам и порциям поменьше. Научите их готовить дома вкусную здоровую еду и лакомства. Помогите им поддерживать физическую деятельность каждый день.
  • Все возрасты : сократите время, проводимое ребенком перед телевизором, компьютером и за видеоиграми. Боритесь с привычкой ребенка есть, смотря в телевизор или монитор компьютера. Старайтесь готовить и предлагать ребенку разнообразную здоровую еду. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать с ребенком вместе. Поощряйте детей есть овощи и фрукты не менее пяти раз в день, ограничьте сладкие напитки и никогда не пропускайте завтрак.
Если вы правильно питаетесь, часто занимаетесь спортом и включаете здоровые привычки в обычную каждодневную жизнь своей семьи, вы строите здоровый образ жизни ваших детей, который они смогут поддерживать и дальше. Объясните им важность физической активности и правильного питания, но обязательно сделайте это вашей общей семейной привычкой, чтобы это стало второй натурой каждого из вас.

Но прежде всего, пусть ваши дети знают, что вы их любите независимо от их веса, и ваше главное желание - помочь им быть счастливыми и здоровыми.

О чем ваш проект?
Наш проект создан специально для не опытного человека в сфере медицина, у нас вы всегда сможете проконсультироваться с специалистом по тем или иным вопросам связанным со здоровьем человека. На сайте есть энциклопедии для изучения мед. терминов, а также . Ниже идут новости.

Средство против рака, новое

Размещено: 2007-12-04

Профессор Рэнджнекар считает, что предстоит еще не мало исследований в этой области, прежде чем можно будет с уверенностью сказать, что этот ген Par-4 будет использован для лечения раковых заболеваний у людей. Данное исследование было опубликовано в октябрьском номере журнала Cancer Research.


Операции по смене пола в Бразилии станут бесплатными

Размещено: 2007-08-24

В ближайшее время министерство здравоохранения Бразилии начнет предоставлять гражданам страны бесплатные операции по смене пола. Появление новой услуги в государственных клиниках обусловлено решением федерального суда, признавшего отсутствие лечения транссексуалов нарушением их конституционного права на бесплатную медицинскую помощь. «С биомедицинской точки зрения транссексуализм является нарушением сексуальной идентичности, и лица, страдающие этим расстройством, нуждаются в смене пола, рискуя в противном случае столкнуться с такими серьезными последствиями как психологические страдания, членовредительство и самоубийство», - отмечается в постановлении, вынесенном в среду 4-м региональным федеральным судом в прошлую среду.


Помогите, спасите Машу!

Размещено: 2007-08-17

Маша Бозененкова тяжело заболела еще в январе, хотя сама она сначала даже не догадывалась, какая у нее опасная болезнь. Просто начала побаливать правая нога. Превозмогая боль, 11-летняя девочка продолжала ходить в школу. Наступила ответственная пора учебного года. Итоги второго полугодия определяли годовые оценки. А Маша очень старалась окончить пятый класс на «хорошо» и «отлично». Еще всегда веселую, жизнерадостную Машу ждали в школьном театре и в фольклорном ансамбле, ведь Маша хорошо играет и поет.


Размещено: 2006-11-03

Автомобиль потенциально опасен для окружающих его людей, а если его водитель нетрезв, то угроза становится очень даже явной. По данным ГИБДД, в России в каждом восьмом дорожно-транспортном происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. В «пьяных» ДТП ежегодно гибнут десятки тысяч людей - и эту статистику игнорировать нельзя.

Казалось бы, еще вчера ваш малыш едва научился держать головку и произнес свое первое трогательное «агу», а сегодня ему уже целых 4 года. И, как любая ответственная мама, вы, конечно же, волнуетесь, правильно ли развивается ваше сокровище. Об этом мы сегодня и поговорим.

Физические способности ребенка 4-х лет

Начнем с описания общего физического развития ребенка в 4 года. В этот период детки отлично владеют собственным телом и координацией и могут самостоятельно выполнять некоторые ритуалы: умываться, аккуратно кушать с помощью вилки и ножа, пить из чашки, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, чистить зубы. Безусловно, в каждой семье к этому списку индивидуально добавляются свои пункты, с которыми малыш успешно справляется самостоятельно. Это может быть уборка игрушек или посуды после еды, приведение в порядок своей постельки, помощь маме по дому и пр. К этому возрасту начинает появляться усидчивость, и ребенок уже способен сосредоточиться на одном деле более продолжительное время. Но после этого малышу нужна физическая разрядка, и тогда отлично подойдут активные игры или упражнения. Замечательным местом пошалить и вдоволь набегаться является детская площадка. Не пренебрегайте совместными прогулками, помогите ребенку завести друзей и привлекайте их к веселым забавам. Четырехлетние озорники с удовольствием играют в мяч, догонялки, лазают по турникам, лесенкам и горкам, любят прыгать и скакать, а некоторые даже умеют плавать и кататься на маленьком велосипеде или беговеле. Главная задача родителей - не упускать шустрых малышей из виду и строго следить за безопасностью их действий.
Теперь рассмотрим конкретные показатели физического развития четырехлетки. Для любого врача первостепенными данными, свидетельствующими о нормальном развитии ребенка, являются его рост, вес и объемы (головы, груди). Существуют усредненные стандарты по каждому пункту

Окружность головы у мальчиков и девочек в 4 года

Согласно данным ВОЗ, нормальные показатели размера головы ребенка четырех лет в целом находятся в диапазоне от 49,3 см до 50,2 см. Все, что выше или ниже нормы, должно восприниматься родителями как отклонение, и требует консультации врача. Даже если это индивидуальная особенность вашего чада, убедиться, что поводов для беспокойства нет и патология исключена, не помешает.
Окружность головы мальчиков в 4 года в среднем должна составлять 50,2 см, девочек - 49,3 см. Допустимые границы:

  • для мальчиков - от 48,8 см до 51,6 см;
  • для девочек - от 48 см до 50,7 см.

Очень важно правильно делать замеры. Возьмите мягкую сантиметровую ленту и положите ее сзади на голову ребенка, на наиболее выступающую часть затылка. Спереди она должна идти прямо по бровям. Для удобства измерения, начало сантиметра возьмите в левую руку. Во время замеров лента не должна плотно натягиваться.

Сколько должны весить мальчик и девочка в 4 года?

Отвечая на этот вопрос, снова обратимся к официальному источнику - международным таблицам, разработанным ВОЗ.
Так, вес девочки в 4 года может колебаться в пределах от 14,1 кг до 18,4 кг, при этом средним весом считается 16,1 кг. Вес четырехлетнего мальчика в норме должен составлять от 14,5 кг до 18,5 кг, среднее значение - 16,3 кг.
Общее среднее значение веса ребенка в 4 года (норма) - от 14,1 кг до 18,5 кг.
Не спешите предаваться панике, если ваш малыш чуть пухлее или миниатюрнее, чем среднестатистический ребенок. Помните, эти цифры - лишь ориентиры, помогающие вовремя выявить начинающиеся отклонения. И не забывайте проводить аналогию с телосложением членов вашей семьи.

На сколько вырастает ребенок за четвертый год жизни

Руководствуясь нормами, установленными ВОЗ, рост ребенка четырехлетки обычно плавает в диапазоне между 98,5 см и 107,4 см. При этом девочки к четвертому году в среднем вырастают до 102,7 см (границы нормы 98,5 см - 106,9 см). У мальчиков ситуация следующая: усредненный показатель роста - 103,3 см (допустимый разброс в пределах 99,2 см - 107,4 см).
Не забывайте уточнять у врача, в норме ли находится соотношение роста и веса вашего крохи. Ведь показатели важны не сами по себе, необходимо видеть общую картину и оценивать ситуацию комплексно.

Сколько должно быть зубов у ребенка в 4 года?

Обычно уже к трем и, уж тем более, к четырем годам, дети обзаводятся полным набором молочных зубов, а их, к слову, 20 штук. Вариация нормальной ситуации - 16 зубов. Родителям давно следует учить кроху самостоятельно чистить зубки и объяснить, почему это важно. Бывает, дети пренебрегают этой процедурой или вовсе отказываются от нее. Тут придет на помощь родительская смекалка, настойчивость и игра. Ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают информацию и осваивают новое.
Коренные зубы появляются на шестом году жизни ребенка, но бывают и нестандартные ситуации - раннее прорезывание. Если у вас есть подозрение, что у вашего ребенка в 4 года лезут коренные зубы, советуем обратиться к стоматологу для точного диагноза и совета, как облегчить этот непростой период в жизни малыша.

Размер ноги в 4 года у девочки и мальчика

Как ни странно, среднее значение размера стопы для мальчиков и девочек четырех лет одинаково - 27 европейский и 10-10,5 для США, что соответствует длине стопы в 17,3 см. Однако, размер обуви четырехлетней девочки все же может быть чуть меньше, и это, опять-таки, индивидуально и абсолютно приемлемо.
Чтобы подобрать удобную обувь для малыша, нужно правильно определить длину его ножки. Давайте научимся верно интерпретировать размер обуви у ребенка в 4 года по длине его ноги. На чем нужно сосредоточить свое внимание:

  • замеры стоит производить вечером, поскольку к исходу дня кровь приливает к конечностям, и размер ноги максимален;
  • чтобы будущая обувь не жала и не доставляла дискомфорта, до измерения оденьте малышу носочки, в которых он предположительно будет ее носить;
  • измеряем обе ножки и при обнаружении разницы берем во внимание больший результат;
  • если вы получили не круглый результат, рекомендуем довести его до целого числа или половины, делая прибавку, а не уменьшение показателя. Так вы не только убережете ребенка от возможных неудобств при носке, но и продлите срок службы обуви. Ведь все знают, как быстро растет детская ножка.

Как производить замеры:

  • положите лист бумаги на ровную поверхность и прямо и устойчиво поставьте на него ребенка;
  • возьмите карандаш и очертите ступню плотно по контуру (при прорисовке карандаш касается ножки);
  • снимите ребенка и по чертежу определите длину ноги - измерьте расстояние от пяточки до кончика большого пальца (обычно, это самые удаленные точки);
  • результат округлите в большую сторону и сопоставьте с таблицей соответствия размеров:

Не забывайте периодически проводить контрольные замеры, ведь дети очень быстро растут.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.