Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Светлый праздник Пасха». Развлечение на Пасху в детском саду

ПАСХА В ГОСТИ КНАМПРИШЛА

(тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Оформление зала: домик, скамейка около стола, декоративный забор, на нем сидит курица с петухом, рядом собака в будке

Звучит фонограмма («Светит месяц» р.н.м.), дети входят в зал, их встречает ХОЗЯЮШКА:

У меня в деревне большое подворье

Разводит рукишироко в стороны

3 поросенка, корова, лошадка

Загибает пальцы одной руки

У курочки Рябы детки-цыплятки

И петушок – золотой гребешок

И рыжий щенок по кличке «Вершок»…

Детей в семье было много

Всех детей собирает вокруг себя

Жили, не тужили, зиму пережили

«Пружинку»выполняют

Дождались дней весенних

Руки поднимают вверх к солнцу

Светлого Христова Воскресенья

Руки складывают на груди

Слышен колокольный звон (все громче и громче)

РЕБЕНОК: О чём звонят колокола?

ХОЗЯЮШКА: О мире на планете,

К любви и дружбе призвала

Молитва на рассвете.

РЕБЕНОК: О чем звонят колокола?

ХОЗЯЮШКА: О сострадании к людям,
Мы их ошибки и дела

С обидой не осудим

РЕБЕНОК : О чем звонят колокола?

ХОЗЯЮШКА: О доброте сердечной,

Пусть помощь наша и мала,

Но полбеды залечит

РЕБЕНОК: О чем звонят колокола?

ХОЗЯЮШКА: О радости безмерной

Как птице дал Господь крыла,

Так даст нам силы вера.

ПЕСНЮ «ПАСХА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» (муз. С.Крупа-Шушариной, И.Яворовской; сл. К.Фофанова)исполняет ХОЗЯЮШКА

ХОЗЯЮШКА: Стол пасхальный накрываем

Веткой вербы украшаем,

Из печей несем куличики,

А от курочки – яички. (выкладывает на стол «угощение»)

Катись, яичко, по блюдечку – прикати весну ясную

ВСЕ: Весна, весна, приди, ясна!

Входит ВЕСНА под рус.нар.мелодию

ВЕСНА:А вот и я – Весна-зелена! Растопила снега,

Здравствуйте, детки, поздравляю вас с праздником Пасхи.

Выходи, честной народ, заводи хоровод

ХОРОВОД «ВЕСНА» (муз. и сл. И.Меньших)

1 РЕБЕНОК:Распушила ветки верба,

Песни ласточки слышны,

Праздник света, праздник веры

Есть у ласковой Весны

2 РЕБЕНОК: Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ

ВЕСНА: Прилетели птицы, радостно блистая:

Светлая седмица, праздничная стая…

А у нас куличик – золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке!

Пир – как в сказке.

В доме ни пылинки, убирались к Пасхе!

(Рассказывает о народных традициях, посвященных Пасхе)

- Пасха! Самый светлый и радостный праздник, который длится целую неделю. А какие традиции русской Пасхи вы знаете? (Люди убираются в домах: моют окна, пекут куличи, красят яйца; надевают нарядные одежды, многие ходят в церковь)

А ещё во все дни Пасхи люди приветствуют друг друга целованием и обмениваются крашеными яйцами

Этот день богат не только вкусным угощением – богат он обычаями и обрядами. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть. Если небо было чистое, голубое – значит день будет хороший

Крашенки - в один цвет

Писанки – расписанные узорами

Крапанки – раписанные пятнами

Яйца съедали в первую очередь – «разговлялись»

Если яйцо оставить на год, исполнятся все желания

С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар, и млад катались на каруселях, водили хороводы, пели народные песни, играли в народные игры.

ИГРА«ПЕТУХИДЕТИ» (дети стоят в кругу, «Петух» - в центре круга )

Трух-тух, трух-тух-тух, ходит по двору петух

Сам со шпорами, хвост с узорами,

Под окном стоит, на весь двор кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Кто услышит, тот бежит (дети забегают в «домик», кто не успел, тот выходит из игры)

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ЦАРЕВИЧ - КОРОЛЕВИЧ»

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «АЛЕНЬКИЙ ПЛАТОЧЕК» (музыка народная, сл. Г.Хохловой)

ИГРЫ С ЯЙЦАМИ:

1. Катание яиц с горки

2. Чьё яйцо дольше крутится?

3. Битки

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

· Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

· Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

· Развивать интерес к русской национальной культуре.

· Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа «Пасха» в старшей группе в детском саду

Пасха-праздник самый светлый

Самый лучший и большой

Долгожданный и желанный

Самый добрый и родной!

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

  • Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
  • Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
  • Развивать интерес к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитатель:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

(Ответы детей)

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустящная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».

«На Святой дождь – добрая рожь».

«На Святой гром – к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

«Почему мы красим яйца?»

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

(Ответы детей)

Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Воспитатель : давайте выполним с вами небольшую зарядку.

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 –

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Наклониться – 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель :

Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.

«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой.

И, приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой.

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар – яичко, символ жизни.

Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,

Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!

Яичко розовеет, нет – темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным!

Воистину Иисус Христос воскрес! »

И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: можно яичко нарисовать и красиво его украсить

Воспитатель :

Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанка - нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Воспитатель : проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.

Дети приступают к работе. Обводят шаблон яйца, раскрашивают и рисуют узоры. Готовые работы выставляются для любования и рассматривания.

Отгадывали загадки.

1) Крепкий круглый пузырек

Цветом бел внутри желток

Курочки его несут

Расскажите, как зовут (яйцо)

2) Любит пить котята да малые котята (молоко)

3) Из меня пекут ватрушки

И оладья и блины

В торты пироги и плюшки

Положить меня должны (мука)

4) Он на веточке созрел

Фрукт красив и загорел

Любят белки грызть его

Прятать на зиму в дупло (орех)

5) Виноградину сушили

На солнышке положили

Она от зноя истомилась

А во что же превратилась (изюм)

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:

У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.

Пасхальная неделя Великого праздника была доброй и радостной


Цели: Познакомить детей с православными праздниками Вербное воскресение и Пасха; с традициями этих праздников; расширить представление детей о народных и православных праздниках.
Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к православным праздникам; развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным праздникам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках Вербное воскресение, Пасха; беседы и чтение детской литературы о праздниках; разучивание хороводов, стихов, закличек, игр; раскрашивание плоскостных яиц «писанок».

Домашняя работа для родителей: изготовление пасхальных поделок, приготовление к занятию печенья «барашки», кулича, пасхи, яиц.
Материал к занятию: иллюстрации о праздниках; веточки вербы, пасхальные открытки, крашенки, писанки, сырная пасха, кулич, аудиозапись пасхального колокольного звона, оборудование для игр: кегли, обручи, русские народные костюмы, свечи.

Зал украшен в стиле «русская изба».

Дети под музыку входят в зал (садятся на стульчики).

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами узнаем много интересного о русских народных праздниках. За неделю до Пасхи весь русский народ празднует Вербное воскресение. В субботу вербные веточки несут в церковь и освящают их. С давних времён существовало поверье, что расцветающее дерево вербы, полное сил, может дать здоровье, силу, красоту всем кто его коснётся. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом. Все обычаи и обряды в этот день проводились с участием вербных веточек. (Взять веточки из вазы и показать). Распустившиеся почки и серёжки с вербы, бабушки запекали в хлебе. Пекли печенье в виде вербных почек – « барашки» (показать печенье). Рано утром мама брала вербные веточки и хлестала, не больно, деток от пяток до макушки, приговаривая: «Верба, верба, верба хлёст бей до слёз, чтобы были здоровыми!». Днём дети на улице заводили хоровод «Верба». А мы сейчас с вами поиграем в игру «Вербохлёст» . (Дети садятся, звучит тихий колокольный звон.)

Воспитатель: Тихо спустилась на землю тёмная весенняя ночь. Всё на земле притаилось в ожидании чего- то таинственного…И вот на всей нашей необъятной Родине, наступает полночь. И везде, где есть храмы, церкви, зажигаются огоньки, будто звёздочки падают с небес, звонят колокола. Полночь быстро движется по просторам России от Дальнего Востока к нам в Суворов: за нею будто светлый поток, течёт по лицу родной нашей земли свет пасхальных огней и торжественный колокольный звон… (громче звенят колокола). Гудят тысячи колоколов, горят миллионы огней. Настал праздников-праздник – Светлое Христово Воскресение (громкий колокольный звон, во время рассказа показать иллюстрации).

(Под тихий колокольный звон.) Девочка:

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко звонят колокола!

Мальчик:

И люди в Божьих Храмах
Поют «Христос Воскрес!»
И звуки дивной песни доходят до небес.

Воспитатель: Воскресение Христово – самый главный христианский и народный праздник. Радость – вот с чем связан этот чудесный день. И происходит это чудо каждую весну.

Девочка:

В каждый дом с весною красной
К нам летит благая весть,
На душе светло и ясно

В это т день Христос Воскрес!

Воспитатель приглашает детей подойти к столу. Пасху на Руси праздновали всегда торжественно. С праздником Пасхи у русского народа связано много традиций. Даже еда к пасхе готовилась особенная: крашеные яйца, сдобный кулич, сырная пасха (дети рассматривают приготовленные родителями кличи, пасхи, яйца).

Воспитатель: Дети, какую еду готовили на Пасху? (ответы детей). Подарить друг другу пасхальное яйцо – главный обычай этого праздника.

Мальчик: Яйцо – это символ Пасхи. Символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды, Солнца (показывает яйцо и пасхальные открытки).

Воспитатель: А как могли выразить наши предки глубокое уважение к нему? Конечно украсив любимый предмет. Так возникли крашенки.

Девочка: Яйцо красили в луковой шелухе, тополиных почках, и яйца окрашивались в яркий красный и жёлтый цвет (показывает иллюстрации с крашенками).

Воспитатель: Ребята, как назывались крашеные яйца? А чем красили в старину яйца? (Ответы детей.)

Позднее на крашенки стали наносить красивый орнамент – узор, расписывать яйца. Так появились – писанки (показывает писанку). Узоры на яйцо наносили с помощью травинок, листочков, расписывали воском. Чем расписывали яйца и наносили на них узор? (Ответы детей.)

А вот, ребята, яйца, которые своими руками сделали ваши родители (дети рассматривают поделки).

Игра «Эстафета с яйцами».

(Дети подходят к накрытому столу. На столе блюдо с куличём, крашенками, писанками и свечи.)

Воспитатель: Писанки и крашенки клали венчиком вокруг кулича и три свечи горели. Кулич был царём пасхального стола: его готовили из муки, а сырную пасху изготавливали из творога в специальной деревянной форме, напоминающей церковную башенку. Дети, кулич, пасху, яйца приготовили ваши мамы. Из чего готовили кулич? В чём готовили пасху? (Ответы детей.)

Девочка:

Нам шепчут ангелы с небес
И всюду свечи зажигают -
И пасхи в церкви освящают
В Христово это воскресенье.

Мальчик:

Святую пасху кто вкушает,
Достаток и добро познает,
Познает счастье и любовь.
Христос Воскрес- ликуем вновь.

Воспитатель: Праздник Пасхи знаменит не только вкусным угощением. Богат праздник и обрядами. Утром старшая женщина в семье шла к колодцу, брала воду и опускала в неё серебряную монету. Этой водой умывались, чтобы сохранить здоровье, красоту. Дети, а кто самая старшая женщина в семье, как вы думаете? (Ответы детей.) Дети на Пасху играли в пасхальные игры. Мы с вами поиграем тоже в игру «Воротца» . На Пасху молодёжь забиралась на крыши и смотрели, как будет играть и веселиться красно солнышко, потом пели заклички. Закликали весну.

Мальчик: Здравствуй солнышко – колоколнышко!

Девочка:

Солнышко покатись
Красное нарядись!

Мальчик:

Гори, Солнце, ярче.
Лето будет жарче,
И зима теплее,
А весна – милее.

Воспитатель: А мы свами поводим хоровод «Веснянка» . На Пасху все приветствовали друг друга словами «Христос Воскрес!», на что отвечали: «Воистину Воскрес!», и трижды целовались – христосовались, и обменивались яичками. (Дети христосуются друг с другом и дарят свои писанки гостям.)

Воспитатель: Вот мы и закончили наше занятие. Ребята, с какими праздниками мы познакомились? Скажите мне, дети, что является символом праздника Пасхи? А какое угощение готовили для пасхального стола? Что вам понравилось на занятии и что интересного вы узнали на занятии? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Вы меня сегодня порадовали. Давайте пригласим наши гостей на чай у тульского самовара.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Пасха Христова".

Пасха-праздник самый светлый

Самый лучший и большой

Долгожданный и желанный

Самый добрый и родной!

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи: Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитатель:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать? (ответы детей).

Пасха - самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям - это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».

«На Святой дождь - добрая рожь».

«На Святой гром - к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели - Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово - праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи - сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

«Почему мы красим яйца?»

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо - это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много - для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи? (Ответы детей)

Красный цвет - это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха - день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Дети, давайте выполним с вами небольшую зарядку.

Физкультминутка.

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Наклониться - 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель: - Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.

«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них - Мария Магдалина - отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой.

И, приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой.

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар - яичко, символ жизни.

Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,

Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!

Яичко розовеет, нет - темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным!

Воистину Иисус Христос воскрес! »

И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: можно яичко нарисовать и красиво его украсить

Воспитатель: Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанка - нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Воспитатель:проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.

Дети приступают к работе. Обводят шаблон яйца, раскрашивают и рисуют узоры. Готовая коллективная работа выставляется для любования и рассматривания на выставку..

У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха - день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.

Конспект НОД в старшей группе «Пасха»

Задачи: познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением, с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?

Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.-А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

(Просмотр видео о крашении яиц) .

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают весёлую потешку.

Звучит потешка (Каравай – каравай) .

Рефлексия.

О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

С какими мыслями вы выполняли работу?

Понравились вам игры?