Конспект тематического занятия «Моя семья»
(подготовительная группа)
Цели: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;
Прививать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям. Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.
Воспитывать интерес к истории своей семьи
Предварительная работа:
Составление альбомов о семье вместе с родителями, беседы о работе родителей, о профессиях членов семьи, разучивание пословиц о семье.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о семье и узнаем что такое семья, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей) .Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Только в дружной семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. Загадывание загадок о семье.
«Загадки про семью»
Кто не в шутку, а в серьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, конечно…. (папа)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы храма,
Не ругая нас с братишкой.
Кто же это? Наша… .(мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый (дед)
Воспитатель: А еще есть такие слова: есть дочь и (сын, есть братья и (сестры). (Продолжают дети)
Воспитатель: Семейные обязанности. У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И, тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим. Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.
Ребята, послушайте сказку
З И. Гамазкова
ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ
В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: - Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя:- Не хочу!
- Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься?
- А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!
- Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»
- А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»
- Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!
- Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!
И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!
И тогда Петя закричал:
- Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!
И Петя стал слушаться маму.
А мама - папу.
А папа - дедушку.
А дедушка - бабушку.
А бабушка - Петю.
Что произошло в этой семье?
Плохо это или хорошо, что все перестали помогать друг другу?
Как в семье необходимо жить?
Физминутка «Семейная зарядка»
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)
- Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.
Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.
Мама (какая?) добрая, красивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, внимательная, умная;
Папа (какой?) строгий, умный, сильный, смелый, храбрый, весёлый;
Бабушка (какая?) старенькая, добрая, ласковая, седая, заботливая;
Дедушка (какой?) старый, умный, седой, добрый;
Рисунок «Мое генеалогическое дерево»
(воспитатель показывает рисунок, на котором изображено генеалогическое дерево) .
Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:
1. На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя.
2. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей.
3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.
(Дети рисуют своих родственников. После выполнения задания, ребята показывают друг другу деревья, обмениваются впечатлениями).
Завершить нашу встречу хочу стихотворением.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи: Образовательные задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений.
2. Упражнять детей в умении правильно отвечать навопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. Развивать вязную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
2. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
Развивающие задачи:
1. Вызватьу детей чувство радости, удовольствия от игр развивающего характера;
2. Активизировать творческое воображение, фантазию, развивать логическое мышление, зрительное внимание.
3. Закреплять представления обобязанностях всех членов семьи.
Предварительная работа:
1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на отдыхе, в квартире, в саду, в лесу.
3. Наблюдениеи запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Закрепление знаний пословиц о семье.
5. Рисование рисунков.
6. Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал:Рисунки детей на передачу «Моясемья», ширма, игрушка - кукла Таня, корзина, карточки солнышка и тучки, «ладошки - лучики», емкости с краской влажные салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим, пригожим, я предлагаю образовать круг.«Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся». Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к вам по кругу, и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и непокидает на протяжении всего дня! Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем их. Основная часть:И мы вместе с гостями отправляемся на передачу, «Моя семья». Мы в студии, занимайте свои места (дети садятся на стульчики).Начинаем нашу передачу - «Моя семья», и я, ее ведущая Марина Геннадьевна, приветствую вас. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наша кукла Таня.К. Таня: Здравствуйте, ребята!Воспитатель: Произошло какое-то чудо, и наша кукла Таня ожила.Здравствуй, Танечка!К Таня: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня? Воспитатель: Сегодня, Таня, мы с ребятами хотим тебе рассказатьо самом главном, что есть на земле - о семье. Но с начала я предлагаю участникам вместе с Таня подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё? Дети: Имя.Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей? Дети:Фамилией.В. Но бывают ребята семьи с одинаковыми фамилиями именами. Воспитатель: Ребята, я предлагаю представиться гостям? 2-3 чел. Дети:Меня зовут..., моя фамилия....Воспитатель: Благодарю участников. Воспитатель: К Таня, а ты знаешь, как называют людей, живущих водном доме, квартире? К Таня: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают? Воспитатель: Конечно, знают, дети, подскажите Таня, как называют людей живущих в одном доме, квартире? Дети: Семья, семейство.К Таня: Как интересно семья.Воспитатель: Раз тебе интересно Таня, мы с ребятами постараемсярассказать всё о семье.Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?Дети:Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек,бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким, прочтет Света Земцова.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню - волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка - Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько героев в стихотворении, перечислите их. Сколько получилось? (ответы 2-3 детей) Скажем хором семь добавим Я получается.... (ответы детей). Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй?*>Дети:Воспитатель:Друг Сережа, он член семьи? Дети: Нет, он нечлен семьи и не родственник.Воспитатель: Кемон приходится герою стихотворения?Дети: Онприходится другом.Воспитатель:Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.Воспитатель:Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?Дети: Он нечеловек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения. Воспитатель:Ребята, скажите какие бывают семьи?Воспитатель:Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, вы видите фотографии семьи, какой считается эта семья: большой или маленькой? Как вы считаете это дружная семья? Почему эту семью можно назвать дружной? И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение. К Таня: И что ребята, родители заботятся о вас?Как проявляетсяих забота?Ответы детей.Воспитатель:Правильно ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них. К Таня: Какие вы молодцы, я слушала вас и вспомнила, одну пальчиковую " гимнастику, она мне очень нравится и она тоже о семье, вы сможете выполнить её? Воспитатель: Ну,конечно же, сможем Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/Кто приехал? /большими пальцами/Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/Мама, мама, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /указательными пальцами/Папа, папа, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /средними пальцами/Братец, братец, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /безымянными пальцами/Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /мизинцами Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/Да, да, да. /всеми пальцами/Воспитатель: сейчас ребята с Куклой Таней внимательно послушайте загадки о ком говорится подсказки - отгадки у нас в группе
1.Я загадала слово в этом слове два звука м Произнесем этот звук- Прокого это, вы, конечно же догадались, это - мама.- Скажитесамые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная,ласковая, внимательная...)?
2.Кто научит гвоздь забить?Кто научит смелым быть? Правильно папа.Кем вы приходитесь папе?Дети: Сыном, дочкой.Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа?(Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый...)
3.Вкусныеоладушки, у любимой?Правильно: бабушки.
4.Онтеперь стар и сед Мой родной, любимый... (дед)А кем вы приходитесь своему дедушке и бабушке?Дети: Внуком, внучкой.К Таня: какие вы молодцы, я приятно удивлен, вы меня радуетесвоими знаниями. Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?(Ответы детей).- Верно!ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать
наших родителей. Повернитесь ребята и посмотрите на спинки стульчиков, что вы там увидели, возьмите в руки и повернитесь ко мне.(Солнышко и тучка у каждого ребёнка на спинке стульчика в кармашках). Как вы думаете, на что похожа радость (огорчение) на солнышко или на тучку? (ответы детей) Мы поиграем в игру.Д/и «Радость и огорчение»Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.-Нарисовали красивую картину;- Подрались с другом;- Порвали книгу;- Убрали игрушки на место;-Разбили чашку;- Отыскали потерянные бабушкой очки;Воспитатель: Давайте сложим тучки и солнышко в корзинку добрых дел. Мызнаем что не нужно огорчать родных Нашим гостям и К Таня интересно будет послушать рассказы о ваших семьях. А увидеть ваши семьи в галереи рисунков Рассказывают 2-3 ребенка. Правильно встать с правой стороны(Дети рассказывают: кто изображен на рисунке; мою маму зовут..., папу зовут.. Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь,чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)Воспитатель: Ребята, когда вы рассказываете о своих семьях. Какие чувства вы испытываете? Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.Воспитатель: Почему?Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня. Воспитатель: Посмотрите у нас светит солнышко, давайте украсим солнышко нашими«ладошками- лучиками» и оно будет освещать наши семьи и дарить тепло. Подойдите к столу и оставьте свои ладошки.Воспитатель: Какое веселое солнышко получилось. Дом, семья - это то,место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.Таня: Вот вы говорите в семье все дружно и счастливо живут, и что жедети помогают даже взрослым?Воспитатель: Конечно, Таня. Вот у меня здесь есть корзина добрых дел,мы с ребятами сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома. Игра «Добрые дела»(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очередидети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола...)Воспитатель: Я своей маме помогаю полоть грядки Ответы детей Воспитатель Какая корзинка тяжелая! Таня ты ее даже не удержишь КТаня: Вот это да... Ребята, вы столько выполняете поручений по дому, молодцы! Мне стоит у вас поучиться. Воспитатель: Ребята хорошие помощники и они много умеют и знают Рефлексия Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Ребята вы рассказывали о своих семьях, на что похожи ваши чувства на солнышко или на тучку? (Ответы детей)Почему? Я предлагаю подарить солнышко гостям, чтобы в их семьях было теплои уютно. Дети садятся, на свои места К. Таня: Спасибо, вам ребята, вы мне сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.Воспитатель:
Ребята!Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
На этом наша телепередача закончилась.
До свидания Кукла Таня!До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья». Всего вам доброго.
Тип НОД комплексное
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты:
Средства обучения:
Наглядное оборудование:
Раздаточный материал:
ТСО: сборник мелодий , музыкальный центр, переносной стенд .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД – социально-личностного и речевого развития по теме «Моя семья» (подготовительная к школе групп)
Тема НОД «Моя семья»
Тип НОД комплексное
Цель: социальная адаптация детей, развитие речи
Задачи:
Образовательные: закрепить знание детей о родственных связях и общее понятие «моя семья»; учить проявлять заботу и внимание; закрепить умение составления связного рассказа; учить отражать в рисунках свои эмоции
Развивающие: продолжать развивать: диалогическую форму речи; умение говорить выразительно, эмоционально; развивать: воображение, творческие способности детей
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к своей семье; воспитание культуры общения; воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать самостоятельность
Планируемые результаты: имеет представление о родственных отношениях; знает имена родственников; уважительно относится к членам семьи; активно проявляет себя в художественной деятельности; способствовать речевому развитию детей
Средства обучения:
Наглядное оборудование: набор пиктограмм с видами настроения
Раздаточный материал: белые листы формата А4, карандаши
ТСО: сборник мелодий, музыкальный центр, переносной стенд .
Ход деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель приветствует детей и приглашает их в круг.
Воспитатель:
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся."
Воспитатель:
Молодцы ребята, а теперь давайте сядем на стульчики.
Дети садятся полукругом на стульчики
II. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Вы согласны со мной?
Дети: ответы
Воспитатель:
- Молодцы. Мы действительно семья, мы рады друг другу, у нас есть общие интересы, здесь мы все вместе играем, читаем, узнаем много интересного. Но эта семья отличается от настоящей семьи.
Воспитатель:
А что же такое настоящая семья для человека?
Дети: семья, когда живут вместе: папа, мама и дети в одном доме; семья – это когда в доме все живут дружно. Все друг другу родственники.
Воспитатель :
Правильно, семья – это родители, дети, бабушки, дедушки, братья, сестры. Это дом, где всегда рады встрече друг с другом. Там уютно и тепло.
III. Основная часть
- Беседа о семье.
Воспитатель:
А какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь или смотрите на членов своей семьи?
Дети: Р адость, хорошее настроение, тепло.
Воспитатель: Ребята кто хочет рассказать о своей семье?
Кто составляет вашу семью?
Какая она - большая или маленькая?
Как вы относитесь в семье и друг к другу?
Дети: рассказы детей 5-6 предложений.
Воспитатель:
С пасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. Вы – самые счастливые, потому что в ваших семьях вас любят.
Сейчас мы немного поиграем, узнаем, умеете ли вы правильно угадывать настроение близких вам людей.
2.Игра «Угадай настроение»
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения. Ребенок берет одну из пиктограмм и изображает эту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает.
Воспитатель:
Воспитатель приглашает детей в круг
3. «Физкультминутка»
Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик - братишка родной, | (хлопаем в ладоши) (шагаем на месте) |
Семья – это котик пушистенький мой, | (движение кистью руки – волна) |
Семья – это бабушки две дорогие, | (шагаем на месте) |
Семья – и сестренки мои озорные, | (прыжки на месте, руки на поясе) |
Семья – это крестный, и тети, и дяди, Семья – это елка в красивом наряде, | (шагаем на месте) (разводим руки в стороны) |
Семья – это праздник за круглым столом, Семья – это счастье, Где любят и ждут, и не помнят о злом! | (руки на поясе, делаем наклоны туловищем влево-вправо) (шагаем на месте) |
Воспитатель: приглашает детей сесть.
4. Развивающие задания. Пословицы.
Воспитатель: - Ребята, а кто знает пословицы о семье.
Дети: дети рассказывают пословицы
- В хорошей семье, хорошие дети растут.
- За общим семейным столом еда вкуснее.
- Брат брата не выдаст.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
…………………………………………………..
5. Практическая часть. Рисунок «Моя семья».
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы знаете много пословиц.
А теперь я предлагаю вам сделать сюрприз для своей семьи нарисовать рисунок «Моя семья»! Но для начала садитесь поудобнее, подумайте о своей семье.
Воспитатель предлагает детям приступить к рисованию.
Дети рисуют семью (звучит музыка).
Воспитатель по мере готовности детских работ располагает их на переносном стенде.
Воспитатель :
Ребята приглядитесь внимательнее к своим родным на ваших рисунках. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Сходство проявляется не только во внешности. Вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Воспитатель : предлагает рассказать, кто из членов семьи изображен на рисунке .
Дети: мини – рассказы
Воспитатель: Молодцы.
IV. Заключительная часть
Воспитатель:
Сегодня мы с вами выяснили, что семья это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Я очень хочу, что бы в ваших семьях были тёплые дружеские отношения, мир и любовь.
Методическая разработка: Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Я и моя семья»
Цели:
- Активизировать эмоциональный словарь через умение употреблять слова, обозначающие различные эмоциональные состояния, слова-оценки, способствовать более точному их осмыслению;
- закрепить умение подбирать синомимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу; закреплять использование в речевых ситуациях слова, противоположные по смыслу;
- формировать выразительность речи;
- закрепить умение образовывать слова — названия животных, их детёнышей;
- закрепить умение использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным значением;
- обогащать язык детей через народные пословицы и поговорки, стихи, в которых встречаются проявления эмоциональных состояний человека.
- Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Вызвать у детей интерес к собственной личности;
- закрепить представления о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.п.);
- показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу), воспитывать у детей чувство глубокой любви к самому близкому и родному человеку — маме;
- учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.
Оборудование:
- оформление зала для проведения занятия: название передачи на центральной стене, картинки с изображением членов семьи; по сторонам — картины с изображением гербов семей детей, рисунки «Моя семья»; реквизит-бутафория для создания атмосферы телестудии (видеокамера на штативе, прожектор, микрофон; магнитофон с аудиозаписью песни в исп. Л.Лещенко «Родительский дом», предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, подсвенчник со свечой «Домик», реквизит для сценки «Три мамы», бумага, карандаши, цветок из бумаги, на обороте лепестков — слова, мяч.
Ход занятия:
Вступление.
Логопед: Здравствуйте ребята! (Логопед зажигает свечу в подсвечнике).
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.
Скажите, что я сделала? (Зажгли свечу, огонь). А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей? (Обогревал, давал свет, пищу).
Логопед: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, — о семье. Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»? (ответы детей).
Да семья — это близкие, родные друг другу люди. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага — огонёк в этом домике. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи — близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому ещё семью называют по-другому: «родительский дом». Послушайте, как поёт Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом».
Логопед: Я вижу, сколько здесь представлено семейных гербов, рисунков с изображением ваших родных. А что такое семейный герб? Это — символ семьи. Посмотрите, какие они все разные, как и мы все.
Ребёнок читает стихотворение «Моя родня» Я. Акима.
Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме — в кухню волшебная щётка.
Молоток настоящий — братишке,
Мяч — сестрёнке, конфета — братишке.
Логопед: Ребята, а давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?
Логопед: А кем же буду я?
Дети: телеведущей.
Логопед: А все кто в зале?
Дети: телезрителями.
Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начнем.
Логопед: Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из Д/С № 123. Они пришли на нашу передачу, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. А от телезрителей всем участникам нужна дружеская поддержка. Открывает нашу передачу страничка «Представление». Я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.
Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Даша. Мне 6 лет (рассказывает о себе: имя, черты характера). /Трое детей/.
Логопед: Благодарю участников передачи.
Логопед: Ребята, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.
Логопед: У каждого из вас есть своя мама.
Логопед: Я предлагаю сказать красивые слова о маме. Вторая страничка — «Красивые слова»
Ребёнок читает стихотворение о маме.
Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.
Логопед: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о маме.
Дети: Аня. Её зовут Наталья Сергеевна (рассказ о ней); Полина.
Логопед: Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны: каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныш и его мама». У вас на столах — картинки с детёнышем — отыщите и назовите его маму. Третья страничка передачи «В мире животных».
Дети называют детёнышей и маму:
1. у ягненка — овца
2. у козлёнка-коза
3. у жеребёнка — лошадь
4. у цыплёнка — курица
5. у телёнка — корова
6. у тигрёнка — тигрица
7. у олененка — олениха
8. у гусёнка — гусыня
9.у львёнка — львица
11. у ежонка-ежиха
12. у волчонка-волчица
Логопед: Ребята, о ком из членов своей семьи мы можем ещё рассказать?
Дети: О папе (рассказа о папе); о бабушке, о дедушке.
Логопед: Четвёртая страничка — «Наоборот». Давайте поиграем в игру «Наоборот». Мальчики говорят слова о дедушке, девочки — о бабушке с противоположным смыслом. Дети выходят и встают в две шеренги друг против друга: мальчики напротив девочек. Мальчики бросают мяч девочкам и называют слово.
- Сильный — слабая
- Грустный — веселая
- Быстрый — медленная
- Вспыльчивый — спокойный
- Хмурый — улыбчивая
- Внимательный — рассеянная
- Молчаливый — разговорчивая, говорливая.
Логопед: Быть мамой и бабушкой очень не просто. И в этом вы сейчас убедитесь. /4 стула, маленький стульчик, на нем кукла/. Вашему вниманию — занимательно-развлекательная страничка — Инсценировка «Три Мамы».
Логопед: Танюша под вечер с прогулки пришла
И куклу спросила
Дочка подходит к кукле, берёт её на руки и говорит:
- Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.
Дочка ставит кукольный стульчик к столу и сажает на него куклу, спиной к зрителям.
Танюшина мама с работы пришла
И Аню спросила:
Мама врач подходит и обращается к ней:
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Бабуля обедать звала тыщу раз,
А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду — ватрушка.
Мама усаживает дочку за стол справа.
Тут бабушка, мамина мама пришла.
И Маму спросила
Бабушка ставит сумку с покупками на стол и обращается к маме:
Бабушка: Как дочка, дела?
Наверно, в больнице, за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.
Мама садится за стол, бабушка приносит ватрушку и садится за стол вместе с остальными.
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят,
Что с дочками сделать упрямыми?
Все хором: Ох, не просто быть мамами!
Логопед: Разгадаем ребус: 7 я — что это за слово? Правильно, семья!
Наши пальчики покажут, что такое семья!
Пальчиковый тренинг «Моя семья».
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я — Вот и вся у нас семья!
Логопед: Седьмая страничка «Рисовалочка». Нарисуйте «семью на обведённой кисти руки (на пальчиках рисуют лица членов семьи).
Логопед: Пока мы играли, посмотрите какой красивый цветок /ромашка/
распустился. Поиграем в игру «Назови ласково». Страничка восьмая «Назовём ласково»
(Отрываем лепесток и читаем слова, образуя уменьшительно-ласкательное слово)
- Бабушка — бабуля, бабулечка, бабуся.
- Папа — папуля, папулечка.
- Сын — сынок — сыночек, сынулечка.
- Дочь — доченька, дочурка.
- Мама — мамочка — мамулечка-маменька-матушка.
Логопед: Звонок в студии. Нам звонит телезритель. /Звонок, вопрос
телезрителя — аудиозапись: А знают ли ваши участники пословицы о семье?/. А теперь пословицы для наших телезрителей:
1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. Без корня и полынь не растёт.
3. Нет такого дружка, как родная матушка.
4. На что клад, коли в семье лад.
5. Братская любовь крепче каменных стен.
6. Птица рада весне, младенец матери.
7. Изба детьми весела.
8. Вся семья вместе, так и душа на месте.
9. Материнская ласка конца не знает.
10. Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.
11 .Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
12. Бабушке один только дедушка не внук.
13. На чужой сторонушке род своей воронушке.
Логопед: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».
Нашу передачу окончим песней «Что такое семья?»
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же бабушки?
- Ну а ка же дедушки?
Что такое семья?
Папа, мама и я?
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же тёти?
- Ну а как же дяди?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя — Вот и вся у нас семья.
- А братишек и сестрёнок Всех двоюродных назвать?
- Так до вечера считать!
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Моя семья».
Цели :
Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи , знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью . Обобщить знание детей об их гражданских правах. Познакомить детей с генеалогическим древом; развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье . Учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи .
Задачи :
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности.
Воспитание любви к своей семье , умение составлять генеалогическое древо.
Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи .
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Здесь находится ребус «7-Я» .
Как вы думаете, какое слово здесь зашифровано?
Дети : Семья
Воспитатель : Правильно « семья » .
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о семье , о том, кто живет в семье , какой должна быть и как много значит для нас семья .
Как вы думаете, что такое семья ? (Ответы детей)
Да, семья- это самое главное , дорогое, что есть у человека.
А все семьи одинаковы ? (Ответы детей) .
Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих
родственников можно назвать словом «родня» .
Как надо относиться к семье ?
В семье друг к другу относятся с уважением, вниманием, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Раньше к членам семьи обращались на «Вы» . Семья начинается с уютного теплого дома.
Воспитатель : Я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос :
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?
Дети : Имя.
Воспитатель : Правильно имя, когда человек родился, он имеет право на имя.
И нарушать это право нельзя, и подтверждается оно вот таким документом, «Свидетельство о рождении» (слайд 2) . У вас у всех есть такой документ. Здесь прописаны все данные о человеке, когда он родился и где, как его имя, кто его родители.
Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
Дети : Фамилией.
Воспитатель : У меня есть вот такая шляпа, вы будете примерять эту шляпу и называть свою фамилию и имя.
Дети : Меня зовут, моя фамилия….
Воспитатель : Ребята, ответьте мне, пожалуйста, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети : Семья
Воспитатель : Совершенно верно, каждый человек имеет право, как на имя, так и на семью .
Воспитатель :
А сейчас подумайте над такими вопросами :
Кто самый старший в семье ?
Кто самый молодой?
А кто самый мудрый?
А какая у вас будет семья , когда вырастите?
А вы ребята, знаете, кто кем в семье приходится ?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Родственные отношения»
1. Она уже не молода и вовсе мне не мама.
Мама мамина она, а зовут ее просто (бабушка) .
2. Папа зовет его папой. Он строгий и немного седой.
Он в шашки играет со мной, любимый и добрый мой (дедушка) .
3. Она – опора в доме, Хлопочет – каждый час.
И никого нет краше, Кто так любил бы вас. (Мама)
4. Дедушка зовет его сыном, а для меня он кто? (Папа) .
5. У мамы три дочки: я, Вера и Аленка.
Ответьте теперь точно, друг другу мы (сестренки) .
6. Все сыновья в одной семье называются (братьями)
Воспитатель : Посмотрите, что я для вас приготовила. Может, кто-нибудь знает, как мы называем это дерево? (на доске)
Верно, генеалогическое древо. Повторим все вместе.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек . Мы вырастим сейчас древо семьи каждого из вас , а потом желающие расскажут о своей семье , посмотрите на доску, как составляется древо.
(дети подходят к столу и составляют свое древо, желающие рассказывают о своей семье )
Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Игра с мячом, «Какой, какая»
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный :
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
У каждой семьи есть определённые потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появится у вас на тарелке, да и тарелки сами не моются. Кто-то всё это делает. И эти «кто-то» - члены вашей семьи .
Сейчас мы с вами порассуждаем.
Дидактическая игра «Семейные обязанности»
На доске закреплены картинки с изображением папы, мамы, ребёнка. Набор карточек-схем с изображением семейных обязанностей. Дети по очереди подходят, и размещают под изображениями свою карточку.
Вот видите, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Мамы и папы ходят на работу, чтобы заработать деньги, покупают одежду, продукты, создают уют в доме.
Воспитатель : Все семьи одинаковые или разные?
Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на доску, вы видите фотографии семьи .
Какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье ? Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.
Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка". Я называю
ситуации, которые могут произойти в каждой семье ; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?
Д/и «Радость и печаль»
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку;
Разбили чашку;
Уступили место в автобусе бабушке;
Помогли маме с уборкой
Отыскали потерянные бабушкой очки;
Разбили чашку;
Физминутка (песня «Разноцветные стекляшки собери» )
Семья – это самое дорогое , что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье , доме. Мы тоже знаем много пословиц. Сейчас я буду называть начало пословицы,а вы закончите.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Мой дом – моя крепость.
Родительское слово на ветер не молвишь.
Мать кормит детей, а земля людей.
Мамонька родимая – свеча неугасимая.
Вся семья вместе , так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.
Материнская ласка конца не знает.
Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
Пословицы учат нас ценить свою семью .
О семье можно рассказывать словами и рисунками. Давайте нарисуем свою семью и поселим всех в один большой дом.
(Дети рисуют свою семью и рисунки поселяют в окошка большого дома).
Вот какие дружные семьи живут в этом доме .
Воспитатель : Теперь я предлагаю вам взяться за руки и образовать круг. Представим, что мы с вами тоже большая дружная семья . Пока в семье дружба , все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора , кто-то обиделся на другого члена семьи , и уже круг дружной семьи разъединился . И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи , уважать старших, помогать младшим.
Послушайте стихотворение о семье (Мария Лангер)
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ребята, а что бы вы хотели пожелать своей семье ? (Здоровья, радости, благополучия) .
Сейчас мы будем друг другу передавать сердечко и говорить свое самое заветное «Пусть» .
«Пусть всегда будет в вашей семье …» (смех, цветы, птицы, папа, счастье, любовь) .
Итог занятия
Воспитатель : Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи !
Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга , дружно живут вместе.
Воспитатель :
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.
Что такое семья ?
Кто такие родственники?
Как другими словами можно назвать папу и маму?
Как люди должны жить в семье ?
Ребята рассказывают, что им понравилось и запомнилось.