Ответьте на вопрос почему надо быть вежливым. Беседа "Зачем быть вежливым? Воспитание вежливости с детства

Конспект по риторике: "Зачем быть вежливым?"

Цели занятия : учить использовать вежливые обороты; объяснить детям, что вежливость помогает общению; развивать связную диалогическую речь.

Материалы к занятию: иллюстрации осеннего леса, шапочки-костюмы: мышь, кот, белка, заяц; аудиокассета “Звуки леса”

Ход занятия.

– Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес. Но перед тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в осенний лес.

(Ответы детей)

– Почему так нужно одеваться?

– Когда придём в лес, как будем себя вести? (Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы. Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя тихо, не кричать, не сориться.

Чтобы попасть в лес, мы произнесём заклинание:

Тук-тук-тук-раздаётся громкий стук

Ри-ри-ри- дверь скорее отвори!

– Ничего не получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить?

(Варианты ответов детей)

– Попробуем иначе произнести волшебные слова

Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры,

Ти-ти-ти- разрешите нам войти.

(Включить фонограмму звуков леса, открыть доску с изображением осеннего леса.)

– Что помогло нам попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова, которые мы произнесли. А давайте сегодня поговорим о вежливости, зачем нужно быть вежливым.

– Чтобы не заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на помощь нам придет старичок – Боровичок.

– Посмотрите, кто нас встречает в лесу. (Картинка Старичка-Боровичка). Может быть, он знает дорогу, по которой мы должны идти? Давайте попросим его нам помочь.

Разыгрывание диалога в парах.

– А как бы вы повели себя в данной ситуации?

– Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер; вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы нам помочь…)

Дети делятся на пары.

– Ребята, представьте, что один из вас – Боровичок, другой – спрашивает его дорогу. С какими словами вы обратитесь к Боровичку, Что ответит Боровичок?

(дети делятся на пары, под руководством педагога проводят диалог)

– А хотите узнать, что на самом деле ответил Боровичок?

(говорит педагог)

– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать. Желаю приятного путешествия.

Физминутка.

Идём по тропинке друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды.

По тропинке в лес пойдём,

И грибов мы наберём.

Раз – грибок, два – грибок

Мы положим в кузовок.

Анализ диалогов. Что же помогло найти общий язык с Боровичком?

(Вежливые слова.)

– Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо?

(Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться)

Работа с текстом.

– Как вы думаете, всегда ли нужно быть вежливым?

А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.

В нашем волшебном лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история.

Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда?

Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея.

Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

“Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!”

И, присев на задние лапки, заяц сказал:

– Здравствуй, добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.

– Входи, входи!- ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

– Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания!- и бросился бежать со всех ног.

Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

– Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти!

– Ответьте на вопрос: что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись?

– Всегда ли нужно быть вежливым?

Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми.

Минисценки.

Скажу вам по секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и послушаем, как они между собой общаются.

Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми.

– Эй, привет соседка мышка!

Может, в гости пригласишь?

– Извини, голубчик кот,

Очень узкий в норку вход!

– Хочешь, белка, на тележке

Подвезём твои орешки?

– Ну, конечно же, спасибо!

Вы мне очень помогли бы.

– Дайте капусты кочанчик другой!

– Разве так просят? Подумай, косой!

– Дайте, пожалуйста, вспомнил зайчишка.-

И, если можно, с большой кочерыжкой.

– Вот молодец, ему лапу пожали

И самых вкусных кочанчиков дали…

Итог занятия

– Как вы думаете, разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям?

– Для чего нужно быть вежливым?

– Нам пора возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много интересного.

Конспект занятия: - коммуникативное воспитание

«Зачем быть вежливым?» (беседа)

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о вежливости; игры, мимика и пантомимы; Дидактические игры на закрепление материала по коммуникативному воспитанию: «Угадай и собери» и др. Рассматривание иллюстраций – просмотр фильмов (ИКТ); Обыгрывание ситуаций, сюжетно – ролевые игры: «семья», «магазин» и другие.

Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувство понимания и сопереживания к окружающим; Развитие активности, самостоятельности в процессе коммуникативной деятельности.

Материал к занятию:

Подготовка атрибутов для сюжетов.

Ход занятия.

Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами побеседуем о вежливости. А, зачем надо быть вежливым? (выслушать ответы детей)

Основная часть

Не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и все соседи и даже совсем не знакомые прохожие всегда относились к ним внимательно по-доброму всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто – никто не делал им замечания.

Весь секрет в том, что только к вежливому хорошо воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся по - доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть добрые верные надежные друзья, с которыми ему будет никогда не будет скучно.

А впрочем, вежливому хорошо воспитанному человеку некогда скучать ведь он живет по строгому режиму. Рано встает – делает зарядку, потом умоется, уберет свою постель, затем поможет маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть стол.

Днем вежливый человек, если он не в школе – обязательно поможет бабушке или маме убрать в квартире: польет цветы, покормит кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь сходить в магазин за хлебом или молоком.

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях и всегда готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться все люди на белом свете помогают друг другу и трудятся друг для друга. А значит, оно трудятся и для вас. Строители выстроили для вас дом. Водители везут нас по городу врачи лечат от болезней садовники и лесники сажают для нас сады растят леса… Почему бы и нам не быть внимательными и добрыми к друг другу? Ведь это не так уж и трудно.

Не трудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку, вежливо сказав: «Садитесь, пожалуйста». Не трудно здороваться с людьми при встрече и говорить им «до свидания» «всего хорошего» при расставании. А какие слова приветствия поощрения знаете вы ребята? (ответы детей)

Не трудно быть опрятным причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с вами ребята общаться. А при необходимости не трудно вежливо обратиться за помощью. Не трудно помочь по дому старшим предложив свои услуги. Не трудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать свои игрушки и школьные принадлежности, обратись вежливо с помощью к маленькой сестренке или братику.

Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше. И если вы ребята не знаете всех обязательных для вежливого человека правил не расстраивайтесь. Главное чтобы вы сами для себя совершенно твердо решили стать вежливыми людьми, а для этого нужно запомнить словарь волшебных слов и уметь их применять в общении с окружающими вас людьми. А зачем это нужно быть вежливым человеком?

Да затем чтобы у вас появилось много новых друзей. Затем чтобы мама, папа, бабушка и дедушка, твои соседи и вовсе даже не знакомые люди уважали вас. Затем что с вежливыми и культурными людьми всегда приятно и легко общаться всегда можно обратиться к ним за помощью, и они с радостью помогут.

Заключительная часть.

Ребята знаете ли вы, какого человека взрослого или ребенка можно назвать вежливым и почему?

Скажите, как вы думаете, вежливо ли перебивать друг друга при разговоре?

Скажите, а вежливому и воспитанному ребенку делают много замечаний? Мы с вами учимся, поэтому пока можно и ошибаться. Какие свои ошибки вы можете назвать? (решение задач через ситуацию: кто из вас больше назовет слов с применением соответствующей интонации)

Ребята вы стараетесь, стать вежливыми и воспитанными, а дома вы помогаете родным? Внимательны ли вы дома?

Как вы думаете, что труднее всего вежливому и воспитанному человеку?

Физкультминутка – «Прыгаем, топаем хлопаем»

Игра: Ребята собирают картинки и говорят, какие видят выражения лиц: добрые или злые. Если доброе то подбирают подходящие слова и фразы подтверждающие хорошее настроение (причисляют.) а если злое – подбирают слова для того чтобы выражение лица стало добрым: что нужно сказать товарищу чтобы его настроение улучшилось чтобы он улыбнулся.


Тема урока: Зачем быть вежливым?

Цель занятия: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Систематизировать правила вежливого поведения , упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Ход занятия:


  1. Зачем быть вежливым?
Не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья , и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда б любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят , уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Ведь он живёт по строгому режиму.

Рано утром он сделает зарядку. Потом умоется. Потом убирает свою постель. Аккуратно одевается. Потом помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол.

Днём вежливый человек – если он не в детском саду и не в школе – обязательно помогает убрать бабушке в квартире, поливает цветы, кормит кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или за молоком…

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

И это очень правильно. Ведь если очень хорошо разобраться , все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит, они и для тебя трудятся, дружок.

Строители выстроили для тебя дом.

Дворник приводит для тебя двор и детскую площадку для игр и для прогулок.

Шофёры везут тебя по городу.

Врачи лечат от болезней.

Садовники и лесники сажают для тебя сады, растят леса…

Почему же нам не быть внимательными , вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж и трудно!

Нетрудно уступить в трамвае или в автобусе место пожилому человеку.

Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании.

Нетрудно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.


  1. О волшебных словах.

«Добрый день»

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

«Здравствуйте!»
Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

Здравствуйте!- улыбнётся он в ответ.

И, наверное, не пойдёт он в аптеку

И здоровым будет много лет.

«Спасибо!»

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали? Сколько раз?

«Будьте добры…»

Будьте добры,- это я говорю по секрету.

Будьте добры,- и не ждите за это конфету.

Будьте добры,- без игры и во время игры.

Если сумеете, будьте скорее добры.

« Простите!»

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать.

И, что обещал, - не забывать.

Но, если я всё же забуду,-

Простите, я больше не буду!

«Добрые слова»

Эти добрые слова всем известны давно,

Видишь, они и просты и неновы,

Но я ещё повторю сё равно:

«Добрые люди, будьте здоровы!»


  1. Правила вежливости.
- Если ты обращаешься ко взрослому или товарищу, не забудь сказать «ПОЖАЛУЙСТА»

Если кто-нибудь что-нибудь сделал для тебя (одолжил ручку, карандаш и т.п.) поблагодари его словами «СПАСИБО», «БОЛЬШОЕ СПАСИБО»

Если тебе говорят «СПАСИБО» отвечай «ПОЖАЛУЙСТА».

- Если ты уступаешь кому-то место , передаёшь книгу, одалживаешь карандаш и т.п. Скажи так: «САДИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА», «ВОЗЬМИТЕ ПОЖАЛУЙСТА»

Если ты нечаянно кого-нибудь толкнул или задел, извинись: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА…ИЗВИНИТЕ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА»

Извиниться надо и тогда, когда ты обидел человека неудачным словом.

Если взрослый, к которому ты собираешься обратиться, занят разговором, подожди, когда он закончит разговаривать. Если тебе надо обратиться по срочному делу , скажи: «ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, мне надо вам сказать…»- и, после разрешения взрослого, расскажешь, что тебе нужно.

4. Чтение рассказа В. Сухомлинского « Простите, дети, я опоздал»

Было морозное утро. С севера дул пронизывающий ветер. В холодном воздухе кружились снежинки. Мы пришли в школу спозаранку. В классе было тепло и уютно. Прозвенел звонок. Все сели за парту.… Прошла минута, другая. Учителя не было. Мы послали Нину – она у нас староста: пойди в учительскую, узнай, почему нет учителя.

Через минуту Нина вернулась и сказала , что Иван Петрович захворал. Директор сказал, чтобы мы шли домой.

«Ура!-закричали мы радостно. – Ура! Уроков не будет! Учитель заболел!»

Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович. Запорошенный снегом, усталый и больной. Мы замерли от неожиданности. Сели, опустили головы. Иван Петрович подошёл к столу.

« Простите, дети, - тихо сказал он. Заболел я немного, а всё-таки решил прийти в школу. Да вот, опоздал.» Он разделся тут же в классе.

Сел за стол, смотрит на нас. А нам стыдно поднять глаза.


  1. Итог занятия.
Звучит песня «Дарите радость людям». Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Улыбаясь, вы показываете людям, что вам приятно. Посмотрите человеку в глаза и подарите ему небольшую улыбку или широкую улыбку - неважно, какую. Это создает настроение случайной встречи и, как правило, поощряет человека улыбнуться в ответ. Кроме того, так человек почувствует себя комфортно в компании с вами. Если человек не улыбнется в ответ, не переживайте, возможно, у него был плохой день.

  • Улыбайтесь случайным прохожим на улице, когда покупаете что-то в магазине, когда утром идете в школу или в любой другой раз, когда встречаетесь глазами с кем-либо.
  • Улыбайтесь, даже когда вы расстроены. Будьте вежливы, даже когда у вас плохое настроение. Зачем распространять свое плохое настроение на других людей?
  • Если человек не улыбается, то, возможно, у него неудачный день и у него нет настроения. Это нормально. Вежливость не гарантирует положительного ответа, но обычно это помогает.
  • Приветствуйте других людей. Когда вы проходите рядом с кем-то, даже незнакомцем, поприветствуйте их словами “Здравствуйте” или “Привет” или просто кивните. Приветствовать людей - это вежливо. Это заставляет людей чувствовать себя особенными.

    • Если вы идете по многолюдному городу, сложно приветствовать всех подряд. Постарайтесь хотя бы быть вежливыми с людьми, рядом с которыми будете сидеть в автобусе или самолете или с теми, с кем случайно столкнетесь.
    • Говорите “Доброе утро” своим одноклассникам и учителям или коллегам, когда утром заходите в школу или на работу. Вскоре вы заработаете репутацию вежливого человека.
  • Будьте хорошим слушателем . Слушайте, когда другие люди говорят с вами. Невежливо игнорировать мнения и истории других людей. Хотите, чтобы слушали вас - научитесь слушать сами.

    • Если вы чувствуете, что человек становится грубым и настойчивым, никогда не закрывайте руками рот и не делайте грубого выражения лица. Просто вежливо подождите, пока человек закончит говорить и поменяйте тему.
    • Быть вежливым - не означает допускать, чтобы вами помыкали. Если вы говорите с незнакомцем, который заставляет вас чувствовать себя неловко, вы можете извиниться и уйти.
  • Будьте учтивы и любезны. Всегда говорите “пожалуйста”, “спасибо” и “не за что”. Будьте терпеливы, наблюдательны и внимательны. Относитесь к людям с уважением, даже к тем, кого вы совсем не хотите знать.

    • Не забывайте всегда говорить “Извините”, вместо “С ДОРОГИ!”, когда кто-то стоит на вашем пути. Люди - не земля, на которую можно просто плевать, это живые существа, как и вы. Как правило, если относиться к человеку с уважением, то он отвечает тем же.
    • Если вы находитесь в общественном транспорте и входит пожилой человек, инвалид или беременная женщина, уступите место. Это вежливо.
    • Если вы видите, что кому-то нужна помощь, нужно что-то поднять или достать с высокой полки, помогите.
  • Сочувствуйте. Сочувствовать - значит, уметь ставить себя на место другого. С сочувствием не рождаются, это качество приобретают. Поставьте себя на место человека и задайте себе вопрос: "Что он чувствует в этот момент?" Цель не в том, чтобы найти ответ, а в том, чтобы понять человека, стать более заботливым и добрым. .

    • Не выделяйте людей. Будьте одинаково добры ко всем. Недостаточно быть добрым с учителями и друзьями; будьте добры ко всем окружающим вас людям, а не только к тем, кто крут и популярен. Не судите других по расе, возрасту, полу, сексуальным предпочтениям, способностям или религии.
  • Не имейте привычки обсуждать людей за спиной. По большому счету критиковать людей нехорошо, но иногда просто необходимо сказать человеку, что он поступил неправильно. Однако делать это нужно лично, а не за спиной. Если вы будете плохо отзываться о людях за их спиной и ничего не говорить им в лицо, окружающие сочтут вас лицемером. Не хотите, чтобы вас называли сплетником? Не обсуждайте людей, когда их нет рядом.

    • Есть вопрос - задайте, есть проблема - поведайте о ней. Обсуждайте любые возникающие конфликты, не держите их в себе, а уж тем более не сплетничайте. Не нужно бояться, говорите о том, что вас волнует человеку в лицо - все проблемы решаемы.
  • Будьте учтивы со всеми, а не только с близкими. Придержать дверь другу - мило, но быть хорошим человеком - значит, быть добрым и учтивым со всеми. Помогайте людям на улице, подавайте руки пожилым с автобуса, помогите человеку, который случайно уронил бумаги... помогайте всем и каждому. У друга день рождения? Помогите организовать праздник. Знаете, что у товарища выдался тяжелый день? Купите пиццу и отправляйтесь к нему домой. Будьте добры не для чего-то, будьте добры просто так.

    • Спрашивайте людей как у них дела. Выделите немного времени и спросите кого-нибудь, как у него дела, без любопытства и навязчивости. Если человек невосприимчив к разговору, то не заставляйте его говорить больше, чем он хочет сказать.
  • Почему важно быть вежливыми с людьми, которые вам не нравятся

    Огромная часть жизненной философии Леди Совершенство может быть сформулирована в одном предложении: следует стараться проявлять вежливость к людям, даже если они вам не нравятся.

    И сейчас Леди Совершенство уверена, найдется масса тех, кто думает: «Почему? Если мне кто-то не нравится, то я могу позволить себе язвить, говорить колкости и вообще быть жестоким. Особенно если они говорят или делают вещи, с которыми я не согласен или которые кажутся мне глупыми».

    Нет, не можете, или, вернее, не должны себе этого позволять. Идея, в общем-то, такова: если вы сумеете быть вежливыми с людьми, которых считаете полными идиотами, то быть вежливыми и обходительными с теми, кто вам нравится, будет гораздо проще.

    Знаете ли, по соседству с Леди Совершенство живут люди, с которыми ей не хочется разговаривать. И если они внезапно улетят на другую планету, Леди Совершенство будет танцевать от радости в своей гостиной. Однако, когда приходится вступать с этими людьми в контакт, говорит ли она им, как они ее раздражают? Высмеивает ли она их убеждения, манеру танцевать и одеваться? Замечу, что Леди Совершенство не вступает с ними в длительные беседы и не проводит с ними много времени, однако она очень старается не закатывать при встрече глаза. Леди Совершенство лишь просит быть вежливыми с людьми, которые вам не нравятся, а не менять свое отношение к ним. Это совершенно разные вещи, но Леди Совершенство подозревает, что не всем из вас это до конца ясно.

    Быть вежливыми с людьми, с которыми вы не ладите, значит при контакте (как личном, так и виртуальном) не начинать немедленно язвительно критиковать то, что они говорят и делают, только потому, что это говорят или делают они. К примеру, Леди Совершенство была свидетельницей многих случаев, когда кто-нибудь высмеивал кого-то за его высказывание, а затем соглашался с тем же самым высказыванием, когда оно исходило от другого человека. Иногда у людей, которые вам не симпатичны, бывают правильные мысли, вполне приемлемые манеры и вполне достойные качества. Вам просто нужно это признать, однако отсюда не следует, что вы должны становиться их лучшими друзьями.

    Быть вежливым с теми, кто вам не нравится, также означает, что при общении с ними вы не станете подводить разговор к теме, которая вызовет вспышку взаимного негодования. По вашему мнению, человек придерживается ложных убеждений. Пусть так, но это еще не означает, что вы должны с ним спорить. Не думаю, что вам станет легче, когда вы узнаете, что ваш собеседник думает то же самое о вас.

    Самые проницательные из вас уже догадались, что малое число точек соприкосновения ведет к разговорам о погоде и прочим скучным вещам. Да, вы правы. Здесь важно понимать, что вы не должны часами беседовать с людьми, которые вам не интересны, поэтому постарайтесь, чтобы разговор был по возможности коротким и безобидным.

    Разумеется, возможно это не всегда. Бывают случаи, когда вам приходится проводить время с людьми, которых вы не выносите, поскольку у вас общие друзья. Вот тут вы должны быть вежливыми. Леди Совершенство не устает это повторять. Что, если друзья не подозревают, что вы скорее готовы выцарапать себе глаза, чем общаться с тем-то и тем-то? Общественные мероприятия - это не время выказывать свою антипатию, потому что вы же не хотите поставить своего друга в неловкое положение.

    Если вы думаете, что делаете другу одолжение, демонстрируя, что человек, которого вы ни во что не ставите, абсолютный кретин, ваш друг может не на шутку рассердиться из-за того, что вы невежливы по отношению к гостю. Не устраивайте сцен, не отпускайте злобных комментариев, не закатывайте глаза и не провоцируйте споров. Посмотрите на это так: всегда есть шанс, что человек, которого вы недолюбливаете, не читал этой главы и будет вести себя по отношению к вам возмутительно и грубо. Значит, если вам удастся держать себя в руках, преимущество останется на вашей стороне. Не правда ли, область высокой морали - чудесное место?

    Однако в какой-то момент вам придется сказать своему другу, что вы не вполне разделяете его восторг по поводу человека, который вам не нравится. И тогда, вероятно, ваш друг спросит о причинах, что вновь поставит вас в сложное положение. Насколько вы будете прямы, решать вам, но не принимайте вопросы друга за приглашение выложить все, что накопилось у вас на душе. Хотя Леди Совершенство предпочла бы, чтобы простого заявления, вроде: «Мне бы не очень хотелось проводить время с…», было бы достаточно, она почти уверена, что вам придется дать кое-какие объяснения. Вероятно, вы обнаружите, что друг не догадывался о ваших чувствах, и, поскольку он их не разделяет, ему будет проще помочь вам избежать неловкости.

    Конечно, вы можете попросить кого-нибудь из общих друзей сыграть роль «буфера» между вами и вашим «неприятелем». Выберите кого-нибудь, кто способен предотвратить ссору, оказав вам молчаливую (или немолчаливую) эмоциональную поддержку, или найти убедительный предлог, чтобы вежливо и элегантно завершить беседу. Однако слишком полагаться на такой буфер не стоит, поскольку это может привести к нежелательным последствиям. Что, если этот человек бывает не на всех мероприятиях, которые посещаете вы? Что, если он устанет или рассердится на вас и сам решит втянуть вас в опасный или трудный разговор с человеком, с которым вы плохо ладите? Не говоря уж о том, что полагаться на кого-то в отношениях с человеком, который вам неприятен, кажется Леди Совершенство несколько незрелым и небезопасным.

    Леди Совершенство говорит об этом абсолютно серьезно. Некоторые из ее самых близких друзей общаются и проводят время с людьми, которых она не выносит. Однако они важны для ее друзей, поэтому она старается проявлять по отношению к ним толерантность.

    Что-что вы говорите? Леди Совершенство не искренна в своих чувствах и суждениях? Ерунда. Общество - не для того, чтобы демонстрировать свои чувства. Общество существует для того, чтобы гарантировать цивилизованное поведение, чтобы люди не пытались задушить друг друга за столиком в кафе. Если неприятный вам человек куда-то отошел и если, чтобы не взорваться, вам необходимо дать выход своим эмоциям, скажите шепотом своему другу, как вам не нравится тот-то и тот-то, насколько ошибочны его взгляды и какие у него дурацкие ботинки. Только, пожалуйста, не демонстрируйте своих чувств громогласно и не обсуждайте личную жизнь неприятного вам человека. И сделайте одолжение, не устраивайте сцен. Ведь Леди Совершенство не должна говорить вам, что неприлично шептаться с друзьями, а затем прерваться для того, чтобы выразительно посмотреть на несчастное существо, которое вызвало ваше неудовольствие?

    Славно, а то она уже опасалась, что придется пуститься в долгие и пространные объяснения.

    Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

    ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ О ВЕЖЛИВОСТИ ПРИ РАЗГОВОРЕ При общении с людьми необходимо знать, как нужно разговаривать с ними лично, как по телефону, как вести переписку.Когда вы беседуете с кем-нибудь в обществе, важно сосредоточиться на теме разговора, принять в нем

    Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

    Из книги Сказания древнего народа автора Кукуллу Амалдан

    Обиженного людьми судьба да вознаграждает В некотором царстве, в некотором падишахстве жил-был шестидесятилетний правитель, и звали его Шоофорадин. Пышные хоромы, бескрайние сады, большая казна и три жены были у этого правителя. Старшая из жен была дочерью хана, средняя

    Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

    Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

    Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

    Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

    Общение с людьми В своих отношениях к людям Петр был прост и непринужден. В гостях он садился где придется, а если было жарко, запросто мог снять кафтан, жаркое брал с блюда прямо руками и обходился без ножа и вилки, что в Коппенбурге очень поразило немецких принцесс. В

    Из книги Этюды о моде и стиле автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

    Предисловие, или Почему готы должны быть вежливее прочих людей и кто такая эта Леди Совершенство? Снова и снова Леди Совершенство доводилось слышать от готов жалобу: «Почему я должен быть вежливым с теми, кто не собирается быть вежливым со мной?» Леди Совершенство

    Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

    Не нужно быть в депрессии, чтобы быть готом «Ты не можешь быть Настоящим Готом: ты слишком счастливая». Если бы Леди Совершенство получала пять центов всякий раз, как она это слышит, она купила бы себе сапоги от Джона Флювога. У людей за пределами субкультуры слово «гот»

    Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

    Как важно быть богатой Знаю (говорили мне), что порой наш журнал открывают сразу на последней странице и читают мои сочинения. Вот уж не думала, что в моем возрасте в России появится столько почитательниц моего литературного таланта. Ах, как была бы довольна мама, если б она

    Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

    Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

    Из книги автора

    Как важно не быть серьезным В Англии в основе всех форм светского общения лежит скрытое правило, согласно которому запрещено проявлять «излишнюю серьезность». Пусть мы не обладаем исключительным правом на юмор, и даже на иронию, но англичане, как никакой другой народ,