Плюсы и минусы разных педагогических систем. Индивидуальное или групповое обучение? Плюсы и минусы - Learn English

И создать здоровую и доверительную атмосферу в семье, рассказала сайт успешная мама троих детей и по совместительству Миссис Украина Европа 2015 Марианна Межебовская.

Я считаю, что в семьях, где родители выбрали авторитарность, обстановка скорее напряженная. Ведь нужно контролировать, как себя так и ребенка, чаще всего, это утомляет обе стороны. Во-первых, есть свод правил и законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, если они нарушаются даже в мелочах, наказание следует достаточно жесткое.

Требования родителей не подлежат обсуждению, мнение ребенка редко бывает принято к сведению, его интересы учитываются только через призму восприятия взрослых. Во-вторых, в таком формате общения всегда соблюдается большая дистанция между членами семьи. Мне кажется, из-за этого проблемы возникают у самих детей, а позже у взрослых, при коммуникациях с ними.

Суть подобного метода воспитания имеет в корне неправильное направление, это подавить волю ребенка, заставить его действовать даже вопреки его желаниям, что приводит, в большинстве случаев, к негативным последствиям.

Многие из них становятся явными, спустя какое-то время, что-то проявляется сразу, а что-то обнаруживается уже у взрослого человека. Вначале, ребенок, которого излишне контролируют, может сопротивляться, это будет выражаться в форме лжи, иногда жестокости и приступах гнева.

Когда ребенок перестает сопротивляться, он становится замкнутым и раздражительным, иногда плаксивым и часто инфантильным, что может продолжаться довольно долго. В итоге мы имеем неуверенность в себе, безответственность, низкую самооценку, ведь у него нет возможности самостоятельно принимать решения, а это накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

И, конечно, в такой семье между родителями и детьми не существует близких, доверительных отношений. Если ребенок не смирился со схемой постоянного контроля, конфликты будут возникать достаточно часто, и обостряться по мере взросления.

Для меня стиль воспитания возможен только авторитетный, разница между ним и авторитарным очевидна, необходимо поощрять любое проявление инициативы и самостоятельности в своих детях, в разумных пределах, это принесет больше пользы, чем вы думаете.

Важно быть открытым для того, чтобы обсуждать правила и требования к собственным детям, ведь мы, взрослые, тоже совершаем ошибки.

У ребенка всегда есть необходимость чувствовать эмоциональную поддержку, любовь и теплоту родителей, которые беспокоятся, как о духовном, так и физическом развитии своего чада.

Когда отношения в семье гармоничные, все вопросы решаются просто, потому что вся семья взаимодействует и сотрудничает, нет борьбы за доминирующее положение и власть. Такие отношения стабильные и близкие, родители на собственном примере стараются научить ребенка, который относится к ним с уважением и признает их авторитет.

Плюсов, на самом деле, много, ведь у каждого члена семьи есть личное пространство и время, а дети могут высказать свою точку зрения, или предложить свой вариант решения задачи. Чаще всего, у детей нестандартный подход, а также другой взгляд на этот мир.

Важно прислушиваться друг другу, благодаря этому достигается гармония и понимание. Минусов, при правильном подходе быть не должно, потому как любой вопрос можно решить, обсудив его всей семьей. Авторитетное воспитание, это не анархия, а сотрудничество, в котором обе стороны проявляют желание идти на компромисс.


Как, благодаря правильному общению с ребенком, найти правильное решение, даже в самой сложной ситуации

Примеров много, но приведу один, иллюстрирующий ярче всего, необходимость прислушиваться ко мнению своих детей. Когда моей старшей дочери было три года, мы не могли спокойно передвигаться в автомобиле. Её укачивало, вестибулярный аппарат был слабым, и я уже не знала что придумать.

Однажды она мне сказала: «Мама, я знаю, что есть такая школы, в которой готовят космонавтов, они ежедневно тренируют вестибулярный аппарат. Может запишем меня в такую?». Я задумалась, и нашла выход, мы каждый день ходили с ней в парк аттракционов, покупая билеты на все карусели.

К концу лета уже катались по двадцать кругов на каждой карусели, а когда возвращались в Киев, то восемь часов в дороге пролетели незаметно и без проблем. Сейчас дочери 16 лет и она понятия не имеет, что такое тошнота или недомогание в транспорте, не важно, что это: самолёт, поезд или машина.

Как правильно мотивировать своих детей делать то, что вы считаете правильным

Сначала я стараюсь привить им любовь к какому-то делу, это гарантирует хороший результат и удовольствие от занятий. Мне очень хочется, чтобы каждый мой ребёнок, кроме школы и спорта, играл на каком-то музыкальном инструменте. Поэтому, я отдала сына на скрипку.

После месяца занятий, когда обсуждали успехи, он сказал: — «Мама, хочу учиться игре на саксофоне!»., когда я спросила: — «Почему?», — сын ответил: — «Представляешь, если однажды поиграю на саксофоне своей жене, она будет любить меня еще сильнее!». Конечно мы поменяли предмет, ведь он уже видит зачем ему это нужно, а значит есть цель и желание. Теперь он просто летит на уроки, это сказывается на его успеваемости и настроении в целом.

Если мы чаще будем прислушиваться к своим детям, разрешая им самостоятельно делать выбор, это позволит избежать многих ошибок, а также подчеркнет наш авторитет в отношениях с ними. Авторитетное воспитание, это желание прислушиваться к мнению своего ребенка. Давать ему возможность принимать решения и брать ответственность за свои поступки с детства.

Основанная задача воспитания — это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.

Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.

Макаренко

Антон Семёнович Макаренко - советский педагог и писатель. Уже при жизни его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку. Макаренко стал примером передового опыта в воспитании, особенно в трудовых колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», — это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.

По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё — обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание — это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.

Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».

Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.

В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.

Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие» :

Времена возникновения этой системы — это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.

Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко — трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас — любой ценой.

Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха — это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.

Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь — научим, не хочешь — заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.

«Воспитание красотой»

Василий Сухомлинский - выдающийся советский педагог-новатор. Его взгляды представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и книге «Сердце отдаю детям». Всего же он автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».

В одной из своих самых известных книг — «100 советов учителю» — Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания — научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница — самая лучшая!». Фактически — подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.

Сильные стороны — формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.

Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна — личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей — что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.

Вальдорфское образование

Рудольф Штейнер - австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания, в начале двадцатого века основал духовное движение антропософию и эзотерическую христианскую философию.

Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.

Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.

Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.

Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье — из-за его выраженной мужественности и женственности.

Комментарий психолога

Анна Хныкина :

Времена возникновения: 20-30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени — остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.

Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.

Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.

Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа — самая лучшая!».

Система Монтессори

Мария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.

Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.

Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

Нередко перед родителями стоит дилемма, что лучше домашнее образование, частные уроки с репетиторами или образование в государственном учреждении?

Каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка было все самое лучшее, обеспечить благоприятные условия для его гармоничного развития, не только интеллектуального, но и личностного. Как воспитывать ребенка, кому можно доверить развитие его способностей, формирование личностных качеств? Развивать способности ребенка самостоятельно, воспользоваться услугами няни и гувернанток или обратиться к помощи репетиторов. А может быть воспользоваться возможностями государственного или частного общественного образования?

Каждый их этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Для большинства родителей семейное воспитание является естественным, особенно это касается дошкольнят, ведь ребенок растет в привычных условиях, с соблюдением режима, без дополнительной перегрузки и лишнего стресса. Даже самый квалифицированный воспитатель не в состоянии обеспечить всем деткам «домашнее» воспитание.

Нередко родители пытаются оградить своего ребенка от общения с неблагоприятным окружением, причем это касается не только взрослых, но и деток. Вероятно у многих, кто прошел дошкольную систему образования, остались не очень приятные воспоминания.

В этом плане домашнее воспитание имеет больше преимуществ, ведь у родителей больше возможностей влиять на становление личности ребенка, прививать хорошие манеры. Если позволяют возможности, можно нанять няню или гувернантку.

Образование малыша начинается в семье. Родители являются первыми учителями для крохи. Их влияние сохраняется на длительное время, несмотря на тот факт, что чем старше возраст ребенка, тем важнее роль обучение вне семьи. Близкие родственники помогают расширить кругозор ребенку. Ведь именно родители, дедушки и бабушки с раннего возраста прививают малышу интерес к творчеству. От тех условий, которые родители создали для развития и обучения ребенка в семье, будет зависеть его стремление к учебе, желанию получать новые знания или ему будет достаточно того минимума, который гарантирует спокойное существование в школе.

Однако когда родители останавливаются лишь на семейном воспитании, со временем возникают определенные трудности.

Во-первых, появляется необходимость выбора образовательных программ, подбор репетиторов, «подтягивание» знаний, которые будут соответствовать требованиям школьной программы. Малыш, получающий домашнее воспитание, лишен самого ценного, что дает обучение в коллективе – умение концентрировать свое внимание на объяснении педагога и сравнивать свои достижения с успехами сверстников. Благодаря этому сравнению, ребенок осознает качество своих знаний.

Во-вторых, ребенок, не посещающий детские дошкольные учреждения, значительно ограничен в общении вне семьи.

Посещение детского сада, различных эстетических студий, групп раннего развития предлагает ребенку возможность обучения со сверстниками, самостоятельно строить свои отношения. С педагогами ребенок учиться основам дисциплины, учиться преодолевать робость, обращаться с вопросами.

Большинство родителей считают, что в детском коллективе малыш будет чувствовать себя неуверенно, некомфортно. Действительно вначале малыш испытывает дискомфорт, но со временем пребывание в детском коллективе имеет массу преимуществ.

Ребенок учиться общению с взрослыми и сверстниками, договариваться другими детьми, появляется конкуренция, устанавливать дружеские отношения.

Индивидуальное обучение

Индивидуальный подход к обучению и индивидуальное обучение – совершенно разные понятия. Первое предполагает «дозирование» обучение, «подтягивание» знаний в определенной области. Второе, означает, что ребенок получает индивидуальное образование.

Одним родителям важно развивать умственные способности ребенка. Другие предпочитают развивать творческие способности.

Желательно, чтобы родители иногда обращались к помощи квалифицированного, педагога, логопеда, психолога для определения слабых сторон развития ребенка, чтобы индивидуально развивать те или иные способности. Специалист может оценить задатки, заложенные природой, спрогнозировать его развитие на ближайшее время, порекомендовать насколько интенсивной должна быть развивающая программа.

Индивидуальное обучение полезно при дальнейшем развитии таланта, одаренности – музыка, живопись, спорт или танцы. В этом случае работа один на один с ребенком, сможет эффективнее развить его способности, в отличие от групп, где малыш будет отвлекаться на других детей, будет концентрироваться на обучении.

Еще одно преимущество индивидуального обучения – работа с детьми, которым необходим особый подход. Это дети с физическими и психологическими проблемами здоровья, значительно отстающие в развитии. С такими детьми лучше занимать индивидуально, а общение со сверстниками не на занятиях, а на детской площадке.

Очень часто индивидуальное обучение идеальный вариант для деток, которые опережают в развитии своих сверстников, не только по знаниям, но и по кругу интересов. Талантливому ребенку, несмотря на свои успехи, нуждается просто необходимо повышенное внимание родителей и педагогов, ведь он испытывает большие психические нагрузки, значительно больше, чем его сверстники. Опережение в умственном развитии не всегда тесно связано с опережением в личностном развитии. Поэтому таким деткам неинтересно общаться со сверстниками, а на фоне детей старшего возраста они выглядят инфантильно. В этой ситуации ребенку полезно индивидуальное обучение, но в сферах, в которых способности ребенка приближены к среднестатистическим, лучше дополнять занятиями в группах.

Но помимо преимуществ индивидуально обучение имеет ряд недостатков:

  • Ограничение общения со сверстниками. Ребенок неуверенно чувствует себя в социуме.
  • Отсутствие возможности сравнивать свои успехи с успехами сверстников. Это негативно влияет на формирование самооценки.

Поэтому без необходимости лучше не стремиться обучать ребенка индивидуально. Общение с педагогами, находясь под пристальным присмотром, ребенок намного лучше усваивает новый материал, но хуже развиваются навыки самообучения.

Индивидуальное или групповое обучение? Плюсы и минусы kacho wrote in March 16th, 2009

Reminder: .
А сегодня поговорим на тему частных уроков и групповых.

Индивидуальное изучение - это когда вы занимаетесь один на один с преподавателем.
Групповое - это когда вы занимаетесь в группе.
Первое - дороже, второе - дешевле. Что выбрать?
Обрисую свое видение ситуации как с позиции преподавателя, так и с позиции студента.

Групповое обучение, плюсы :
1. Communication
В группе много разного народа, с которым надо пытаться находить язык. Это полезно, поскольку в жизни еще не раз придется общаться с людьми, кстати, часто с людьми, у которых английский неродной. Умение правильно сформулировать свою мысль и понять мысль другого человека очень пригождается в жизни. По сути группа - это не только изучения языка, это обучение общению, ведению диалога, такту, терпению и вниманию к людям. С учетом того, что вся жизнь состоит из общения с людьми (бывает и так, что не совсем вам понятными и не очень приятными людьми), навык полезный.

2. Role games и другие групповые activities
- в группе есть возможность разыгрывать "ролевые игры".
Пример: 5 человек, мама, папа, сын, тесть и теща, сын хочет жениться, мама и тесть за, папа и теща против, обсуждаем. Такие ролевые игры обычно проходят довольно бурно - активизируется подзабытая лексика, практикуется новая, а в стремлении доказать свое собственное мнение невероятно развязывается язык!
- в группе есть возможность играть во что-нибудь типа "Find Who" - это когда ты передвигаешься по классу, опрашиваешь разных людей и сортируешь информацию, задавая вопросы. Соответственно, тебя тоже опрашивают. Это практика грамматики (например, have you ever been to...?) и лексики (go skiing, do yoga etc).
- в группе можно играть в разные survivors games (мы едем в пустыню на месяц, что нужно взять с собой?), в infomation gap games (у одних есть на карте банк, у других есть кинотеатр, надо поговорить), в story telling games (каждый говорит по одному предложению, чтобы продолжить какую-то историю) и многое, многое другое.


3. Error correction
В группе всегда будут те, кто знает чуть больше вас и те, кто знает чуть меньше.
Соответственно, разговаривая с людьми, у вас будет возможность подмечать чужие ошибки и помогать людям исправить их (старое правило: "хочешь понять что-то, начни этому кого-нибудь учить" - пока объясняешь, сам всё поймешь), а кто-то будет помогать вам.

4. Элемент неожиданности
Это то, что делает уроки захватывающими. Даже проучившись с вашей группой несколько месяцев или год, все равно на уроках будут всякие сюрпризы.
Люди очень разные, жизненный опыт, привычки и приоритеты у всех разные, поэтому люди всегда будут вас удивлять своими высказываниями, идеями и реакциями.

Групповое обучение, минусы :
1. Из-за большого количества народу в группе может получиться так, что вы будете мало говорить, особенно если вы по жизни молчун или стесняетесь
2. Ошибки - это как вирус. Сказал один, через 5 минут ту же ошибку подхватила и повторила вся группа. Если преподаватель вовремя не заметит и не поправит (а преподаватель априори не может поправлять все ошибки студентов), ошибка может крепко осесть в голове. Это не самая серьезная проблема, потому что ошибки будут в любом случае, свои или чужие.
3. Гораздо более серьезная проблема - невозможность корректировать курс занятий конкретно под вас. Курс в группах общий, рассчитан на среднего студента. Если вы не догоняете или вам наоборот скучно, то все равно ориентироваться преподаватель будет на "среднюю температуру по больнице". Правда, это тоже можно поправить, если у преподавателя большой опыт работы в группах, он найдет, как вам помочь.

Индивидуальное обучение, плюсы :
1. Преподаватель знает ваши сильные и слабые стороны и составляет программу обучения лично под вас.
2. Материалы вы можете выбрать сами и имеете возможность всегда что-то в курсе поменять.
Преподаватель может чуть затормозить на инфинитиве и пройти прошедшее время чуть быстрее, если видит, что вам это нужно. Если идет совсем плохо, преподаватель может сменить материал и форму подачи.
3. Преподаватель должен знать язык настолько, чтобы не делать ошибок. Вы учитесь от него, и учитесь корректному, разнообразному и красивому языку.
4. Если преподаватель полностью "ваш", вы доверяете ему, а он вам, обсуждения могут получиться гораздо более глубокими и откровенными, чем в группе, поскольку вы уже "чувствуете друг друга". Объем используемой лексики и грамматики при этом будет гораздо более высоким, соответственно, уроки будут более продуктивными.
5. Если вам вдруг нужно срочно подготовиться к прохождению интервью или вдруг захотелось почитать и обсудить какую-то книгу, преподаватель всегда будет на вашей стороне и вы сможет внести это в вашу программу, и может быть, даже сфокусироваться на этом, если будет прогресс.

Индивидуальное обучение, минусы :
1. Через какое-то время вы заметите, что уже хорошо знаете манеру преподавателя, знаете, что он скажет и что спросит, начнете использовать его словечки и жесты, одним словом, привыкнете.
2. Уроки ведутся в режиме диалога, вопрос-ответ, вопрос-ответ + дискуссия, монолог. Кому как, но многим людям начинает не хватать разнообразия, особенно если преподаватель довольно однотипно подает информацию. Однако есть преподаватели, которые на каждом уроке жгут английским глаголом и скучно не бывает.

Мое мнение: обучение все-таки индивидуально. К сожалению, не все и не всегда можно изучать индивидуально, по разным причинам.
Но выбирать нужно то, что больше всего удовлетворяет вас по целям и затраченным усилиям.

А каков мой выбор?
Мой выбор такой: когда я учу язык, я предпочитаю заниматься в мини-группах, где 2-3 человека вместе со мной.
Но с таким преподавателем, который умеет тратить достаточно времени на меня и корректировать программу под меня, если мне как студенту это требуется.

В воспитании детей условно выделяют несколько подходов. О плюсах и минусах каждого – читайте ниже.

Конечно, редко кто из родителей изо дня в день строго - как по справочнику -придерживается одного варианта. Но, тем не менее, какой-то стиль всегда преобладает.

Демократия

Плюсы

Демократический стиль воспитания на сегодняшний день считается, пожалуй, самым оптимальным и эффективным. Уважительное отношение к ребёнку, доверие, свобода выбора, развитие самостоятельности - все это неоспоримые достоинства подхода. Демократичные родители стараются избегать необоснованных требований, с самого раннего возраста начинают объяснять ребёнку, почему они что-то запрещают или разрешают. Малыш растет рассудительным, учится принимать решения и выражать собственное мнение. Между детьми и родителями хорошо налажен диалог.

Минусы

Однако минусы у демократического стиля тоже есть. Дело в том, что при таком подходе ребёнку довольно рано предлагают нести ответственность за свои решения и поступки. Но не все дети готовы к этой ноше - для многих она может оказаться непосильной. Несвоевременная, слишком большая ответственность повышает уровень тревожности, может привести к невротизации малыша. Поэтому стоит учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, предлагая ему брать ответственность лишь за то, с чем он действительно может справиться сам.

Авторитаризм

Плюсы

Воспитание, основанное на безграничной власти родителя и абсолютном его авторитете сложно назвать идеальным выбором. Однако есть у этого метода есть свои плюсы: высокая требовательность мамы или папы помогает ребенку структурировать свою жизнь - у малыша все четко и понятно, все решения принимают родители. Это закаляет волю, учит не бояться трудностей и преодолевать препятствия - ведь требования родителей не всегда так просто выполнять. Если ребёнок изначально обладает сильным характером, то в нем формируется упрямство и воля к победе - ведь рано или поздно он начнет противостоять властным родителям, и это качество пригодится ему для достижения дальнейших целей. Упорство, умение ждать нужного момента, терпение - вот черты, которые могут сформироваться у ребёнка в авторитарной семье.

Минусы

Но эти качества могут и не сформироваться вовсе, если малыш изначально наделен нежным и мягким характером и не в силах выдерживать конфликты. Такой ребёнок вырастет зависимым, несамостоятельным и неуверенным в себе - ведь родители не давали ему шанса проявить свою самостоятельность. Кроме того, даже если ребёнок не «мямля» и готов бороться за свою независимость, такой стиль воспитания неизбежно приведет в серьезнейшим конфликтам, как только кроха подрастет. И если родители вовремя не «ослабят вожжи», то отношения могут испортиться очень сильно, а порой и безнадежно. А еще дети накопят множество обид.


Детоцентризм

Плюсы

«Главный в нашей семье - ребёнок!», - вот девиз этого подхода. С появлением малыша весь мир начинает вращаться вокруг него. Какие тут плюсы? Во-первых, он чувствует себя любимым и желанным, во-вторых, общая цель объединяет родителей и всех прочих родственников - все готовы действовать сплоченно в интересах малыша. В-третьих, ребёнок получает все необходимое для полноценного роста и развития. Все это, безусловно, совсем неплохо.

Минусы

Однако, при таком подходе ребенок круглые сутки в режиме 24/7 окружен не только вниманием, но и чрезмерной опекой, навязчивой заботой и беспокойством родителей и прочих родственников. Малыш привыкает получать все по первому требования, он не учится заботиться о близких, напротив, усваивает, что его желания и потребности важнее других.

Это приводит к печальным последствиям: во-первых, ребёнок вырастает абсолютным эгоистом, неспособным думать ни о ком, кроме себя. А во-вторых, он рано или поздно сталкивается с суровой правдой жизни и переживает настоящий шок: никто вне семьи не будет относиться к нему, как к центру Вселенной, с него будут требовать так же, как и с других. Это может привести к проблемам не только в общении со сверстниками (а они, в свою очередь, тоже не станут признавать его исключительность, а если он решит настаивать, еще и прозовут зазнайкой), но и к более серьезным проблемам во взрослой жизни - в институте, на работе, в семье. Важно не только любить самого ребёнка, но и учить кроху проявлять любовь и заботу к другим людям.

Полная свобода

Плюсы

Безграничная свобода - это ли не мечта всех детей? Если родители избегают любых ограничений и абсолютно все позволяют малышу, то, вполне возможно, что они вырастят творческую и независимую личность - ведь отсутствие запретов дает безграничный простор для самовыражения. Это, пожалуй, главный плюс подобного подхода.

Минусы

Минусы, при этом, куда более существенные. Во-первых, вседозволенность может привести к серьезным ошибкам в жизни ребёнка, о которых он первый и будет сожалеть, когда вырастет. «Не хочешь делать уроки? Не делай!», «Отказываешься от занятий с логопедом? Не будем к нему ходить!», «Не нравится есть кашу по утрам? Ешь, что хочешь» - такой подход только выглядит, как свобода выбора. На самом деле, это скорее перекладывание ответственности за принятие решений на маленького человека. Решений, последствия которых он не в состоянии просчитать. Малыш пока не понимает, что может остаться без образования или «посадить» желудок. Задача и прямая обязанность родителей - думать о последствиях всех принимаемых решений. Идя по пути отсутствия рамок, ограничений и вседозволенности, мамы и папы оказывают ребенку медвежью услугу: кроха учится следовать за сиюминутными желаниями и прихотями, часто в ущерб собственным интересам, а то и здоровью, и оказывается совершенно неспособным прилагать усилия, идти к цели и трудиться. Причем став взрослым, ребёнок не оценит вашу систему, а еще и обвинит во всех своих неудачах именно родителей. И в чем-то, безусловно, будет прав.